Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,– то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». И ещё: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». Задумалась Таня. Стала читать о трезвении, о духовном возрастании, о прелести. К наставнику духовному обращаться. Год в лавре пролетел незаметно. А в 1991 году произошло событие, которое в ее жизни сыграло важную роль. Перенесение мощей прп. Серафима. 1991 г. В этом году Казанский собор в Петербурге, бывший Музей истории религии, снова стал действующим храмом. Из запасников музея передали Церкви иконы, предметы богослужения, мощи святых. Тогда в простой рогоже, среди гобеленов, обрели мощи преподобного Серафима Саровского – великого заступника нашей земли. Эта радость всколыхнула много душ и даже изменила судьбы некоторых людей. Мощи привезли в Москву, в Богоявленский храм. И, один раз съездив к преподобному Серафиму , Таня стала отправляться в Москву каждые выходные. Два часа на электричке в одну сторону и два в другую. Только для того, чтобы постоять на молебне и приложиться к мощам преподобного. Услышала, что собираются крестным ходом идти с мощами из Москвы в Дивеево, и тут же к старцу, отцу Кириллу: – Батюшка, благословите, я пешком с крестным ходом за преподобным пойду в Дивеево. – Так не понесут мощи, а повезут. Ну что ж… поезжай с Богом в Дивеево. Так Таня после лавры оказалась в Дивеево. Сразу почувствовала, что люди здесь живут особенные. Во-первых, само место особенное – удел Пресвятой Богородицы. Во-вторых, когда монахинь разгоняли, многие осели у местных жителей, ютились в их избушках. И, конечно, принесли с собой монашескую молитву и образ жизни. И многие местные стали очень верующими людьми. Бабушка Анна, которая приютила Татьяну, была такая молитвенница! Правило вычитывала монашеское. И пока с утра 150 молитв Пресвятой Богородице не прочитает, чашки чая не выпьет.

http://pravoslavie.ru/59881.html

И вот вам знамение: вы найдете Дитя спеленатое лежащее в яслях”. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение!” И было: когда отошли от них на небо Ангелы, и те люди, пастухи, сказали друг другу: “Дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что это за событие случилось, о чем возвестил нам Господь”. И они, поспешив, пришли, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях. Увидев же, поведали о слове, сказанном им об Этом Младенце. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они услышали и увидели так, как было сказано им. Лк 2:1–20 (Дне же ряд: прокимен, апостол и Евангелие в навечерии Рождества Христова и Богоявления не чтется). И по ряду Божественная Литургия Великаго Василия . Вместо Достойно: поем: Вместо “Достойно” О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,/Ангельский Собор и человеческий род,/освященный Храме, и Раю словесный,/девственная Похвало, из Неяже Бог воплотися,/и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш:/ложесна бо Твоя престол сотвори/и чрево Твое пространнее Небес содела./О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,/слава Тебе. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение:/Ангельский сонм и человеческий род./Ты — освящённый храм и рай духовный,/слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал/прежде всех веков Существующий Бог наш./Ибо недра Твои Он в престол обратил/и чрево Твоё обширнее небес соделал./О Тебе радуется, Благодатная, всё творение,/слава Тебе! Причастен един: Причастен Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. По отпусте Литургии вжигает параекклисиарх свещник и поставляет среди церкве. Клирицы же, ставше оба лика вкупе, поют возгласно тропарь праздника, глас 4: Рождество Твое, Христе Боже наш: Слава, и ныне: кондак, глас 3: Дева днесь Пресущественнаго раждает: По окончании же кондака, многолетие. И входим в трапезу, и ядим варение с елеем, рыбы же не ядим, вино же пием, благодаряще Бога.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Иоанн Креститель — ближний друг Христов Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Совести, которая не дает успокоенно жить во грехе, которая мучает и укоряет, приближает нас к покаянию. Как и сам святой Иоанн — ближний друг Христов. 18 января, 2013 Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Совести, которая не дает успокоенно жить во грехе, которая мучает и укоряет, приближает нас к покаянию. Как и сам святой Иоанн — ближний друг Христов. 19 января Русская Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господня, или как его еще иначе называют — Богоявления. В этот день люди придут в храмы, чтобы помолиться Богу и набрать святой воды. Во многих городах и селах пройдут крестные ходы к водоемам, чтобы священники могли освятить «вод естество». А еще многие по старой русской традиции будут трижды окунаться в самодельные иордани — и никакой мороз этому не будет помехой. Помним ли мы самое первое Крещение — Крещение Господне? Случилось оно в жаркой стране, в водах реки Иордан (отсюда, кстати, название крещенских купелей), неподалеку от Иерихона. Строго говоря, оно не было совсем первым, потому что Иоанн Креститель уже крестил людей. И вот однажды к нему пришел тридцатилетний Спаситель. Пророк Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был очень удивлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Христос ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял Крещение от Иоанна. Во время Крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21–22). Так все поняли, что перед ними — Бог. Светлая утренняя звезда, предвосхищающая наступление утра,— примерно так называют пророка Иоанна в одной церковной молитве. 20 января, на следующий день после Крещения, празднуется Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Что мы знаем о нем?

http://pravmir.ru/ioann-krestitel-blizhn...

Из журнала " Православные храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2019 г. В 1864-1866 годах Богоявленский собор был капитально перестроен и расширен. От первоначального объёма сохранились части стен (ставшие столпами расширенного храма) и, возможно, световой барабан; именно тогда собор получил новую стилистическую обработку в русско-византийском вкусе. Эту стилистику, ставшую " высочайше одобреннной " и " государственной " , разработал архитектор К. А. Тон; он же ввёл ряд приёмов, составивших альфу и омегу творческого арсенала архитекторов русско-византийского толка. Тот период - его можно образно охарактеризовать " усталостью " от классицизма " - был ознаменован поиском русского национального стиля, отсюда обращение к трёхчастному членению фасадов, кокошникообразным украшениям, крупным главам. Интересно, что эти массивные главы на широких барабанах были, по-видимому, " нашим ответом классицизму " , перетрактовкой его основного приёма: ротонда-купол-маленькая главка. Когда архитекторы стали возвращаться к истокам, ротонда стала широким барабаном, купол - большой луковичной главой, а роль маленькой главки отныне с успехом играло яблоко под крестом. Такая трактовка породила целое направление в архитектуре, особенно провинциальной. В уездах один за другим возникали " как бы древнерусские " одноглавые храмы с трёхчастным членением, вроде похожие на старинные крестово-купольные, но на самом деле просто копирующие их внешний облик. В советское время отношение к " имперскому " русско-византийскому стилю было сугубо отрицательным. Храмы в " тоновском " духе часто отказывались признавать памятниками архитектуры, называя " типовыми " , но в типовой проект вплеталась творческая мысль зодчих на местах, появлялись очень оригинальные, порой уникальные памятники. Нельзя забывать: стиль даёт архитектору лишь основной набор приёмов. Остальное - фантазия мастера! На примере Богоявленского собора это особенно хорошо видно. Здесь отчётливо выделены большая глава храма и глава колокольни - это по-новому трактованный классический купол.

http://sobory.ru/article/?object=00312

Митрополит звершив першу Божественну у Брусенському який у м. 5 серпня 2010 р. 11:43 4 серпня 2010 року митрополит Крутицький Коломенський звершив Божественну у Хрестовоздвиженському Успенського Брусенського монастиря. благочинний Серпуховський Роман, благочинний церков Коломенського округу Володимир Пахачов, настоятель Богоявленського Старо-Голутвина монастиря Варлаам (Горбунов), настоятель монастиря (Клименко), духовенство Коломенського благочиння. За хор насельниць Ново-Голутвина монастиря, Цього ж дня Успенського Брусенського монастиря виповнилося 70 матушку до Коломни настоятелька Введенського Владичного монастиря (Петрова) та настоятелька монастиря черниця (Сударикова). За малим входом митрополит старанну працю вручив нагороду — хрест з прикрасами, а старшому священику монастиря, Рогинцю — медаль «За старанне III ступеня. За прохання до Господа про дарування дощу помилування людей, страждають спеки, засухи та пожеж. митрополит звернувся до у Владика, зокрема, сказав: для Коломни, для знаменний день — ми переступили Хрестовоздвиженського собору звершивши тут першу Божественну 1922 р. Ми Господу, що нам зруйнованих зневажених святинь. Багато було зусиль, для того щоб наблизити цей день. хочеться коли ми вшанували у зв " язку з круглою датою у зв " язку старанними працями сказати, що я дивуюся, беруться сили, у й благочестя. Я завжди згадую перший до Коломни, як правлячого коли храми тут було закрито зневажено, Богоявленського храму на пам " ятаю, як храми, пам " ятаю Вашу, дорога матушко коли Ви ще мирянкою наполегливо зверталися до влади цього щоб повернули нам Ваша особиста заслуга, що в Коломенському було собор, Тихвинську церкву, Ново-Голутвин монастир. Це було початком духовного цього стародавнього ми що нам дозволено було цей святий монастир, де Ви стали настоятелькою його Я дякую Вам, дорога матушко що Ви, на допомогу Божу, так старанно пройшли роки свого чернечого, християнського Ми не забудемо Вашого подвигу. молитви лише про те, щоб Господь давав Вам сили, здоров " я для несення Вашого чернечого подвигу. Вам нас, що Ви винятковими трудами Хрестовоздвиженський собор за короткий час до першого звершення тут

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1239345...

Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства петербургских храмов 18 века, и являются типичным примером соединения приемов иконописи с со светской западноевропейской живописью. Размещение их в иконостасе несет конкретную символическую нагрузку. Резные иконостасы для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков по эскизам Чевакинского, утвержденным в 1755 году. Основную работу выполнили резной подмастерье Игнатий Канаев и столярный мастер Савелий Никулин. Оба иконостаса решены в едином стиле. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями, использование мелких архитектурных деталей удачно перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Резные киоты доя икон выполнены в том же стиле, что и иконостасы. Особенно великолепен верхний храм в честь Богоявления. Многочисленные пилоны, делящие храм на семь нефов различной длинны, создают эффектные перспективы, прихотливый повтор которых отвечает внешнему облику здания. Свет, льющийся из высоких окон и центрального купола равномерно рассеивается по интерьеру и дает мягкие блики на золоченой резьбе киотов. Иконостас верхнего храма поражает своей красотой и парадностью, а изящные пропорции колонн подчеркивают общее устремление ввысь. Резные Царские врата напоминают золотое кружево. Во время богослужения они отворяются, и взору молящихся предстает золоченая резная напрестольная сень – сверкающие позолотой витые парные коринфские колонны поддерживают навершие, украшенное сложным орнаментом, головками херувимов, ниспадающими складками золотой драпировки. В центре храма, напротив иконостаса, на ближайшем северном столбе установлена высокая проповедническая кафедра, с которой в старые времена зачитывали царские указы и объявления о победах русского флота. У южного столба устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно-малиновым бархатом с позументом. Здесь часто бывали русские цари и царицы. Над ним, в парусах центрального барабана вместо традиционных четырех Евангелистов помещены Российский Императорский герб, поддерживаемый ангелами – в северо-восточном и юго-западном, и вензель Елизаветы Петровны «Е 1» - в юго-восточном и северо-западном.

http://sobory.ru/article/?object=00105

В отличие от пятиглавых композиций храмовых венчаний многих современных Богоявленскому собору уральских и сибирских культовых построек, архитектурная композиция его храмового объема завершалась одноглавием. Как и крещатая расстановка глав храмового пятиглавия Троицкого собора в Верхотурье и Богоявленского собора в Иркутске одноглавие енисейского собора являлось, хотя и относительно редким , но весьма характерным для сибирского каменного зодчества первой половины XVIII века архитектурным " украинизмом " . Присутствие в архитектуре Богоявленского собора украинизирующих черт не случайно — сибирская культура 18 века была насквозь проникнута влияниями Украины, благодаря деятельности тобольских митрополитов, чью кафедру с конца XVII века занимали украинские церковные иерархи. Важной стилеобразующей чертой архитектуры Богоявленского собора была барочная форма пластически очерченной кровли храмового восьмерика, образцом которой, возможно, была форма кровель Троицкого собора в Тюмени (1708-1715 гг.). Особое значение для раскрытия строительной истории Богоявленского собора и изучения процесса развития его архитектурной композиции имеет рисунок Богоявленского собора, недавно обнаруженный нами в фондах тобольского филиала государственного архива Тюменской области. Характерным элементом объемной композиции Богоявленского собора, раскрывающим особенности енисейского каменного зодчества последней четверти XVIII века, стала форма барабанов глав храмового пятиглавия. В их пластически очерченных " оплавленных " силуэтах угадывается мотив вертикальных волют — одной из излюбленных форм европейского барокко. О постепенном проникновении в храмовое зодчество Енисейска архитектурных мотивов европеизированного барокко обеих российских столиц говорит прием завершения композиции соборной колокольни высоким шпилем. Благодаря нему здание Богоявленского собора значительно повысило свою главенствующую роль в иерархии храмов Енисейска и его силуэте. В таком виде Богоявленский собор просуществовал до начала 1930-х годов, после чего была разобрана его храмовая часть и венчание колокольни. К сегодняшнему дню сохранилась трапезная Богоявленского собора с придельными храмами и его колокольня с двумя фланкирующими ее палатками XIX века. Изучение кирпичной кладки стен здания полностью подтверждает последовательное изменение архитектурного облика памятника, зафиксированное иконографическими источниками.

http://sobory.ru/article/?object=15130

Вблизи она еще более потрясает своей грандиозностью и вместе с тем грациозностью. Внушительные марши лестниц, ведущих к ней, дают колокольне хорошее основание, а зимой занесенные наполовину снегом марши ступеней лестницы создают плавный переход от земли к самому сооружению, так что после метели колокольня кажется как бы вырастающей из массы снега. Украшенная по углам колоннами, колокольня не перегружена ими, так как пространство тела стены до арки достаточно для того, чтобы дать возможность колонне выделиться на гладкой поверхности стены. Карниз первого яруса украшен богатыми позолоченными завитками рококо, далее в разорванные фронтоны третьего яруса вставлен Глаз Божий с золотыми лучами. По углам каждого яруса – прелестные вазы, тоже позолоченные и с синими полосками. Вазы эти придают очень много фантастики всему облику колокольни, не раз дававшему повод к сличению ее с «индийской» (!) пагодой. Переход к куполу заполнен часовым циферблатом, выкрашенным в оливковый тон с черной серединой и помещенным на ярко-голубом фоне вогнутой поверхности купола. Далее идет уширение его, снова перехват и, наконец, прелестное завершение высоким шпилем. Красочное сочетание (золота с голубым и белым) очень приятно и наводит на мысль: не была ли бы колокольня еще красивее при двухтонной окраске ее в белый и голубой колера? Несомненно, что белые колонны и украшения выделились бы еще определеннее на цветном фоне. Колокольня и собор окружены оградой, одновременно с ними построенной. Столбы ее очень хорошей композиции и украшены вазами, схожими с теми, которые украшают колокольню; железные решетки между столбами просты, но милы. В ограде трое ворот и одна калиточка с восточной стороны. Лучшие ворота – «Триумфальные», построенные ко времени приезда императрицы Екатерины II; они чрезвычайно фантастической архитектуры). Хотя эти «Триумфальные ворота» построены были и по случаю посещения Костромы Екатериной Великой в 1767 году – но, по-видимому, они были воздвигнуты на 2-3 года позже. Ко времени же пребывания императрицы были сделаны только (такие же) деревянные, а модель нынешних показана государыне генерал-адьютантом Бибиковым.

http://sobory.ru/article/?object=35070

В довольно " низкорослой " центральной части Ишима Богоявленский собор смотрится очень выразительно, являясь одной из архитектурных доминант города. Одним из самых выразительных архитектурных деталей являются наличники окон - основа декоративной " мелодии " Богоявленского собора. Все основные окна храма схожи по форме, с арочным завершением, и различаются лишь по высоте. Не то - с наличниками. Они варьируются - в рамках одной барочной стилистики - от света к свету, коих всего насчитывается три. Наличники окон первого света - трёхлопастные, с затейливыми изгибами; выше - наиболее выразительные, с завершением в виде трилистника и волютами по бокам; ещё выше - в форме простого изогнутого " фронтона " . Для оформления барочных храмов характерно использование люкарн - оконных проёмов в крыше или куполе, как правило круглых. Люкарны Богоявленского собора не вполне обычны: во-первых, они прорезаны в верхней части фасадов и выделены полуциркульным изгибом карниза, украшенного подзором; во-вторых, имеют четырёхлепестковую форму. На куполе Богоявленского собора поставлены два уменьшающихся в высоту восьмигранных барабана. Нижний - световой; его окна разделены псевдопилястрами с мощными капителями. Барабан этот очевидным образом " рифмуется " с верхним ярусом колокольни, формируя тем самым повторяющийся мотив, который играет важную роль в восприятии всей постройки. Колокольня Богоявленского собора - двухъярусная, восьмигранная, " вырастает " из двухэтажного притвора. В гранях нижнего яруса прорезаны квадратные окна (часто ложные); ярус звона снабжён крупными проёмами с арочными завершениями. В его восьмигранном покрытии по сторонам света имеются выступы с люнетами. В 1994 году на колокольню были подняты семь колоколов. Согласно метрике 1887 года, их насчитывалось восемь - самый большой, отлитый в 1840 году в Шадринске, весил более 170 пудов (то есть около трёх тонн). Размеры Богоявленского собора: длина здания - 37 метров, ширина (по ширине трапезной) - 15,5 метров, высота колокольни - более 36 метров, высота храма - более 35 метров, сторона основного объёма (представляющего собой в сечении квадрат) - чуть больше 10 метров, высота первого этажа - более 4 метров, высота второго этажа (в основном четверике) - около 13 метров.

http://sobory.ru/article/?object=13261

Издание школьных пособий отразилось на росте грамотности и начального образования в Московской Руси, которая, по сохранившимся к тому времени данным, получила значительно большее распространение, чем это думают. По интересным подсчетам Соболевского, во второй половине XVII века белое духовенство было уже поголовно грамотно, хотя за столетие до этого Стоглавый собор еще сетовал на наличие малограмотных и неграмотных священников и дьяконов. Среди монашества число грамотных было ниже, но тоже достигало 75 процентов; близка к ним была грамотность и дворян, колебавшаяся от 65 до 78 процентов на сто душ мужского пола. Среди купечества, наоборот, грамотность была выше и колебалась от 75 до 96 процентов. Среди посадских число грамотных на сто человек мужчин было от 16 до 43, а среди крестьян колебалась около 15 процентов 132 . Новые подсчеты С. К. Богоявленского показывают, что среди низших классов населения в 1670–1680-х годах грамотность была даже несколько выше и достигала 23–52 процентов на сто душ мужского взрослого населения в зависимости от областей и социальных групп 133 . Большие тиражи изданий – так, например, за вторую половину XVII века было издано более 300 000 экземпляров букварей и 150 000 Учительных Псалтырей и Часословов – и дешевизна книг – буквари продавались по одной копейке за книгу – несомненно, способствовали распространению грамоты. С каким интересом население относилось к книге и учению, видно уже из того, что нередко многотысячные тиражи распродавались в несколько дней 134 . Эта работа Печатного Двора, особенно развившаяся во время господства там сторонников движения " церковного возрождения», лучше всего характеризует их взгляды на просвещение и образование. Конечно, эта работа была еще скромна по своему уровню и масштабам и давала помощь людям лишь на уровне первоначального образования при богослужении, но она все же поднимала подготовку духовенства, облегчала его просветительную работу и помогала внедрению в мысль и совесть народа истин православия. К тому же она была первой попыткой массового, общедоступного распространения грамотности и знаний 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010