Чин архиерейской литургии в русской церкви в середине XVI века. Свидетельство великих Миней-Четьих свт. Макария, Митрополита Московского Источник Вводные замечания Источники, описывающие древнерусский чин архиерейской литургии, столь малочисленны, что каждый из них заслуживает самого тщательного рассмотрения 2 . Тем более удивителен тот факт, что один из этих источников, долгое время находившийся практически на самом виду у исследователей, до сих пор не был введён в научный оборот. Речь идёт о самобытном русском диатаксисе 3 архиерейской литургии XVI в. – «Чине службы святительския, егда восхощет литургисати», – который содержится в приложениях к Великим Минеям-Четьим (далее: ВМЧ) митрополита Московского и всея Руси св. Макария. ВМЧ представляют собой знаменитый памятник русской книжности 2-й четверти – середины XVI в., обширнейшее собрание агиографических, аскетических, богословских произведений, как переводных, так и оригинальных 4 3. К настоящему времени текст ВМЧ, сохранившийся в трёх главных списках: Успенском, Царском и Софийском, – издан лишь частично. Интересующая нас статья находится в самом конце сборника – в книге за август, не изданной. Состав приложения к этой книге, содержащего в том числе литургические статьи, был обнародован ещё в 1848 г. В.М. Ундольским, опубликовавшим постатейную опись Успенского списка ВМЧ, подготовленную в конце XVII в. справщиком Московского Печатного двора Евфимием, монахом Чудова монастыря в Кремле 5 . А в 1892 г. архим. Иосиф (Левицкий) представил свою, значительно более подробную роспись того же списка 6 ; в ней приведены в том числе и полное название и начальные слова интересующей нас статьи 7 . Они привлекли внимание Е.Е. Голубинского , великого историка Русской Церкви, который сделал соответствующую выписку, а затем включил её в перечень имеющихся свидетельств о чине литургии на Руси в XVI в. 8 Но непосредственно текста устава архиерейской литургии из ВМЧ (как, вероятно, и самих списков ВМЧ) Голубинский не видел, и все его сведения ограничивались росписью архим. Иосифа. В монографии А.А. Дмитриевского , одного из ведущих дореволюционных русских литургистов, полностью посвящённой богослужению Русской Церкви в XVI в. 9 , включая в том числе и чин архиерейской литургии 10 , устав из ВМЧ не упоминается. В работах другого выдающегося русского литургиста того времени, А.П. Голубцова , исследовавшего особенности архиерейского и, шире, кафедрального богослужения в Византии и на Руси 11 , этот источник также не используется. В работах последующих исследователей устав архиерейской литургии из ВМЧ также не упоминался. Таким образом, его полный текст публикуется нами впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

верблюдов среди проч. имущества (местное предание о перенесении церкви И. из Каллина в Эль-Баяху). Похожую иконографию имеет икона И. XVIII в. в ц. Пресв. Богородицы в квартале Харат-Зувайла в Каире ( Atalla N. S. Coptic Icons. Cairo, 1986. P. 52-53, 58-59). На ней мученик представлен на белом коне с копьем (без змея); дополнительно включено изображение церкви с людьми внутри. Вмч. Исхирион. Икона. Иконописец И. ан-Насих. 1767 г. (ц. вмч. Меркурия в Ст. Каире) В ц. вмч. Меркурия в Ст. Каире находится икона И., написанная в 1767 г. копт. иконописцем Ибрагимом ан-Насихом. На ней И. представлен в виде всадника, поражающего копьем змея. Вместе с И. на коне сидит мальчик в тур. одежде, с шапочкой на голове, в руке у него богато украшенный кофейник и салфетка. Образ мальчика, восседающего на коне рядом со святым, возник под влиянием иконографии вмч. Георгия Победоносца (существует версия о связи с иконографией вмч. Феодора Стратилата - Meinardus. 2000. P. 85). Одна из легенд о «мальчике, подносящем кофе» (см.: Rice D. T. The Accompanied St. George//CIEB, 6. 1951. Vol. 2. P. 383-386) называет его христ. юношей Панкратием, схваченным сарацинами в Пафлагонии или на о-ве Лесбос и чудесным образом освобожденным вмч. Георгием. Эта легенда повлияла на иконографию вмч. Георгия у народов Ближ. Востока в период османского владычества ( Aufhauser J. В. Das Drachenwunder des hl. Georg in der griechischen und lateinischen Überlieferung. Lpz., 1911. S. 3-4; Meinardus. 2000. P. 87). Затем этот образ перешел в иконографию др. мучеников (вмч. Димитрия Солунского, который спасает из мусульм. плена еп. Киприана; сир. мч. Веенама (Бехнама); эфиоп. мон. Габра Манфас Кеддуса, восседающего с мальчиком на петухе, возносящемся на небеса). По мнению О. Майнардуса, распространение образа всадника в вост. иконографии имеет социальную подоплеку. Оно было реакцией на запрет представителям неислам. населения (см. Зиммии ) ездить верхом на лошадях. Кроме того, с кон. XIV в. мусульмане часто отнимали у коптов сыновей и принудительно обращали их в ислам, готовя из них янычар. Поэтому христиане старались женить сыновей сразу по достижении канонического возраста (12 лет), т. к. мальчик, к-рый состоял в браке, уже не мог быть взят на военную службу. Т. о., тема спасения христ. мальчика от змея, олицетворявшего власть мусульман, получила отражение в копт. иконографии XVIII в. ( Meinardus. 2000. P. 93-94).

http://pravenc.ru/text/1237701.html

С., к-рого заключили в подземелье терм. Находясь в заточении, Д. С. крестным знамением умертвил скорпиона. Затем ему явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу. Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Нестор, друг и последователь Д. С., вызвался сразиться с любимцем императора, единоборцем Лием, о к-ром автор говорит, что он происходил из племени вандалов и победил многих в Риме, Сирмии (совр. Сремска-Митровица, Сербия) и Фессалонике. Юноша пришел к Д. С. в темницу просить молитвенной помощи во время битвы с гладиатором. Тот предсказал ученику победу и мученическую смерть. Сотворив крестное знамение и призвав имя Христово, Нестор вступил в поединок с Лием и убил противника. Когда Максимиан спросил Нестора, какое колдовство тот использовал, чтобы победить Лия, тот ответил, что гладиатор убит ангелом, посланным «Богом Димитрия». После этого Нестор был отведен в зап. часть города и обезглавлен у Золотых ворот. Узнав, что Д. С. помог победить Нестору, имп. Максимиан приказал предать его такой же смерти, какой погиб Лий: святой был убит ударами копья в темнице. Слуга Д. С. по имени Лупп собрал капли крови великомученика в орарь и омочил в ней его перстень. От этих предметов начали происходить исцеления, и, когда молва о них разнеслась по городу, император повелел казнить Луппа. Тело Д. С. было погребено христианами из страха перед императором на том месте, где он был убит.

http://pravenc.ru/text/178231.html

вел. кн. Владимира, а для образа М.- наличие бороды и усов, как у блгв. кн. Бориса. Такое решение, возможно, восходит к иконографическим деталям пелены «Благоверные князья Киевские и Черниговские», входящей в состав того же вклада (60-е гг. XVII в., СИХМ; см.: Там же. С. 340-342. Кат. 143). Важным памятником в этом ряду является большая икона «Муромские чудотворцы, с изображением кремля и 40 клеймами жития блгв. князей Петра и Февронии» (1669, МИХМ; см.: Иконы Мурома. 2006. С. 218-227. Кат. 39). Образ был исполнен в Муроме для посадского храма вмч. Георгия, согласно вкладной надписи на обороте: г[ода] октября в […] ден[ь] написаны иконы Воскр[е]сение Х[рис]т[о]во, и Муромских чюдотворцев, и мучеников Х[ри]ст[о]вых Георгия, и Никиты, и Бориса и Глеба въ жит[и]ях, по обещанию Сидора Матвеева с[ы]на Лопатина». В среднике в позах молитвенного предстояния образу Божией Матери «Знамение» изображены местные чудотворцы: блгв. князья К., М. и Ф., Петр, Феврония и прав. Иулиания Лазаревская. Средник этого образа - древнейшее из сохранившихся изображений Собора Муромских святых. К. с чадами находится слева, причем он почти вдвое выше сыновей, как и св. кн. Петр в правой части композиции, к-рый возвышается над св. женами. По-видимому, местный мастер таким способом подчеркнул иерархическое старшинство св. князей К. и Петра по сравнению с молодыми княжичами и женщинами. Блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские. Фрагмент иконы Божией Матери «Звезда Пресветлая», с Муромскими чудотворцами. Ок. 1690 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ) Блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские. Фрагмент иконы Божией Матери «Звезда Пресветлая», с Муромскими чудотворцами. Ок. 1690 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ) Образ молящегося К. и сыновей запечатлен также на иконе Божией Матери «Звезда Пресветлая», с припадающими Муромскими чудотворцами, ок. 1690 г. (МИХМ; см.: Иконы Мурома. 2006. С. 284-287. Кат. 53). Эта редкая по иконографии икона, созданная под влиянием сб. «Звезда Пресветлая» (см.

http://pravenc.ru/text/2057094.html

Г. Заусайлова была изготовлена серебряная риза с эмалью и митрой, образ кн. св. Михаила Тверского и кн. блгв. Анны Кашинской (71×66 см) с частицей мощей последней, переданный в дар обители еп. Екатеринбургским и Ирбитским Митрофаном (Афонским), бывшим в 1906-1910 гг. настоятелем. Левее образа вмч. Пантелеимона находился серебряный ковчег с частицами мощей (в виде напрестольного позолоченного креста), привезенный из брянского Петропавловского монастыря. В др. серебряном ковчеге (1888) хранились частицы ризы Пресв. Богородицы и мощей: мч. Нестора, вмч. Феодора Тирона, мч. Ипатия, вмч. Артемия, мч. Стефана, мч. Меркурия, прп. Сергия Радонежского, мч. Аристарха, мч. Прокопия, мч. Кириака, мч. Евстафия Плакиды, мч. Наркиса, мц. Христины, сщмч. Антипы, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, кн. блгв. Константина и чад его благоверных Михаила и Феодора Муромских, святителей Авраамия, Исаии и Леонтия Ростовских, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, имелись непоименованные частицы. В 3-м, позолоченном ковчеге хранились частицы мощей святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и вмч. Пантелеимона, в 4-м, медном посеребренном ковчеге - частицы мощей кн. благоверных Михаила, Феодора и Константина Муромских и вмч. Пантелеимона. В 1912 г. Е. м. была пожертвована икона свт. Иоасафа Белгородского с частью его облачения. В примыкавшей к Троицкому собору Космодамиановской ц. находились чтимые Иверский образ Божией Матери (на чугунной доске, к-рую несли перед гробом свящ. Иоанна Жданова в день похорон в 1824), иконы «Умягчение злых сердец» (из дома Жданова, пожертвованная в 1877 его родственниками), свт. Иоанна Златоуста и сщмч. Игнатия Богоносца (изготовлена в 1879 усердием еп. Нижегородского Иеремии (Соловьёва)). Посреди Космодамиановской ц. находилась могила, над ней деревянное надгробие, на к-ром медная посеребренная доска с рельефным изображением подвижника во весь рост в священническом облачении. У гроба о. Иоанна совершались исцеления болящих.

http://pravenc.ru/text/367381.html

Александры, Клавдии и прочих; св. Фомы патриарха 19, а не 21 марта по святцам 1659 г.; 24 марта муч. Артемона пресвитера, в 1806, киевском и месяцесл. всех святых совсем его нет; 5 апреля, а не 27 мая мучч. Феодоры и Дидима по прологу; 16 мая, а не 15 июня Вита, Модеста и Крискентии, в 1806 в оба дня; 2 июня Александра, патриарха константиноп., в 1806, киев., и мес. всех св. только 30 августа; 29 июля, а не 23 мая пр. Михаила эдесского, 1806 в оба дня; июля 30, а не 31 муч. Иулитты; 23 августа, а не 26 марта св. Иринея, еп. сирмийского, по прологу. В аполлосовом календаре сравнительно со всеми последующими календарями мало богородичных праздников и нет памятей вселенских соборов, опущено и несколько памятей святых. Допущенная в нем неточность 3 июня муч. Лукиана тарсянина (вместо белгийского) и с ним Максиана и Иулиана перешла и во все последующие месяцесловы. Любопытный месяцеслов 1794 и 1795 годов, полный месяцеслов 1795 года превосходят аполлосов полнотою богородичных праздников, из коих иные не вошли и в месяцесловы 1806, киевский и мес. всех святых; таковы праздники Богородицы: 12 апр. Муромские, 16 Ильинские, Черниговские и Тамбовские, 24 Молченские, мая 2 Путивльские, 4 Старорусския, июля 11 Шуйские, авг. 24 Петровские, сент. 8 Курские, 9 окт. Корсунские; в них внесены памяти 6 июня пр. Паисия, игумена покровского монастыря близ Углича; июня 29 преставление св. князя Андрея Боголюбского. В полном месяцеслове 1806 г. некоторые Богородичные праздники прибавлены, другие опущены сравнительно с любопытным месяцесловом 1794 года: прибавлено до 15 памятей святых, около 5 памятей нет. В нем одном царица Александра 21, а не 23 апреля; апреля 18 в нем и за ним в последующих пр. Авксентий назван епископом, апр. 3 в нем есть памяти мучч. Феодосии, Агафии и Ирины. В Киевском месяцеслове сравнительно с вышепоказанными полнее именами только дни: 14 янв., 28 марта, 12 июня, 8 декабря. Окт. 11 есть воспоминание чудесе, бывшего от иконы Господа нашего Иисуса Христа в городе Вирите.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вторая особенность связана с составом персонажей. На иконе изображено шествие воинов из горящей Казани (земного града) в град небесный - Горний Иерусалим, где их встречает Пресвятая Богородица с Младенцем на руках. Младенец Христос держит на вытянутых руках мученические венцы. Ангелы берут их и увенчивают прибывающих воинов. Воинство разделено на три Впереди возле Небесного Иерусалима, обернувшись назад, как бы призывая всех следовать за собой, скачет св. Архангел Михаил. За ним с алым стягом и в алом плаще, также обернувшись, скачет, как полагает большинство исследователей, Иван Грозный (см. Подобедова 1972:25). В самом центре иконы позади Ивана Грозного на черном коне возвышается самая крупная на иконе фигура (она больше и Богородицы, и Архангела Михаила), с большим крестом в руках. Общепринятая точка зрения состоит в том, что это Владимир Мономах, поскольку Иван Грозный называл его первым русским царем, а себя считал его преемником и наследником его царских регалий. Но, например, Э.С. Смирнова полагает, что это, возможно, св. равноапостольный Константин (Смирнова 1988:302). Мы также склонны считать центральную фигуру царем Константином. В руках он держит большой крест, а мы уже показали, какую большую роль играет крест в " Казанской истории " . За царем Константином следуют св. равноапостольный Владимир с сыновьями Борисом и Глебом. Во главе верхнего ряда св. Димитрий Донской и его покровитель св. вмч. Димитрий Солунский. Во главе нижнего войска - св. Александр Невский и св. вмч. Георгий Победоносец. На иконе в верхнем и нижнем рядах изображены также св. вмч. Феодор Стратилат, св. мч. Андрей Стратилат, св. мч. Михаил Черниговский, св. блгв. кн. Михаил Тверской, св. блгв. кн. Всеволод-Гавриил Псковский, св. блгв. кн. Довмонт-Тимофей Псковский, свв. князья Феодор, Давид и Константин Ярославские и другие святые князья-воины (Подобедова 1972:25-26; Смирнова 1988:175-179, 302-303). Все перечисленные покровители русского воинства названы и в Послании под Казань свт. Здесь икона и книжность находятся в полном согласии. Но Послание свт. Макария и икона лишь завершают формирование собора покровителей русского воинства, завершают, а не открывают. Начало же его формирования следует отнести ко времени крещения Руси, а собственно русского собора святых воинов - ко времени убийства свв. Бориса и Глеба. Общие же контуры, как мы видели, вполне определены в Куликовском цикле произведений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В связи с этим интересен сборник X в. с рассказами о чудесах в храме Богоматери Пиги («Источника») близ К-поля; в одном из них говорится о видении Богоматери вместе с П. некоему Иоанну Протоспафарию ( Maguire. 1996. P. 42-43). Мон-рю вмц. Екатерины на Синае принадлежит икона позднего X в. со свт. Николаем Чудотворцем и с образами святых Космы, П. и Дамиана на нижнем поле ( Weitzmann. 1976. Cat. B. 61). На рубеже X и XI вв. были созданы серебряная ставротека из Сан-Марко (975-1025; The Glory of Byzantium. 1997. Cat. 37) и триптих из слоновой кости (Музеи Ватикана; см.: Ibid. Cat. 79), на к-рых образ П. в числе др. святых сопровождает центральные композиции «Распятие» и Деисус, а также 4 керамические расписные плитки, на к-рых святой представлен единолично (Художественный музей Уолтерса, Балтимор; ГИМ; частная коллекция в Лондоне). На обороте плитки из ГИМ имеется позднейшая запись о происхождении из Никомидии - родного города П., где он прославился чудесными исцелениями и принял мученическую смерть ( Этингоф. 2005. Кат. 8). Все 4 памятника предположительно были созданы в одной вифинской мастерской и носили вотивный характер ( Gerstel. 2012). Вмч. Пантелеимон. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Вмч. Пантелеимон. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. На провинциальных фресках Ст. Токалы-килисе в Каппадокии (1-я четв. X в.; Epstein. 1986. Fig. 42) и ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии в Мани (991-992; Δρανδκης. 1995. Εικ. 10, 91) образ святого как по физическим характеристикам, так и по виду одеяния заметно отличается от сложившегося к этому времени иконографического типа. Ко 2-й пол. X в. (предположительно) относилась утраченная икона с образом П. из Музея КДА ( Этингоф. 2005. Кат. 24). Вмч. Пантелеимон. Роспись кафоликона мон-ря вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Вмч. Пантелеимон. Роспись кафоликона мон-ря вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. С XI в. число сохранившихся визант. памятников с образом П. существенно возрастает (подробный перечень см.: Πσσαρης.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

В научной лит-ре хорошо известна т. н. Агарская икона вмч. Георгия (Кут. 1926, XI в.), которую принесли из М. в рачинское с. Агара. Икона (126,5 ´ 75,5 см) написана на дереве и покрыта позолоченным серебром, сильно повреждена. Сохранилось устное предание, которое в 1902-1903 гг. записал настоятель Челиши архим. исп. Амвросий (Хелая ; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) со слов 80-летнего жителя с. Агара Г. Момцемлидзе. В древности икона вмч. Георгия находилась в с. Хорга в Мегрелии. Царь Баграт III подарил ее одному из представителей рода Момцемлидзе (жалованная грамота хранилась в семье потомков), мусульманину, к-рый позже крестился с именем Георгий. Он перевез икону в Рачу, сперва на гору Св. Георгия (к-рая, по легенде, была названа в честь иконы, а не в честь мон-ря). В XVII в. икона находилась уже в Агаре. В XIX в. во время засухи ее поднимали из села на гору Св. Георгия, к развалинам М., и молились о ниспослании дождя. Икону изучали Бочоридзе и прав. Евфимий Такаишвили , к-рые считали, что она связана не только с М., но и с Мегрелией, т. к. до сер. XX в. на Мариамоба в М. приезжали мегрелы ( Такаишвили. 1963. С. 43-44; Бочоридзе. 1994. С. 146; Амвросий (Хелая). 2011. С. 204-205). Сохранилась поврежденная икона вмч. Георгия (Кут. 144; приблизительно XVI-XVII вв.), деревянная, покрытая позолоченным серебром, отличается редкой иконографией. Восседающий на коне вмч. Георгий поражает змея, контуры на туловище и шее которого образуют муж. профиль (очевидно, имп. Диоклетиана). Также в М. находились чеканные серебряные иконы (не датированы): вмч. Георгия («неумелой работы», обновлена в 90-х гг. XIX в.); икона великомучеников Георгия, Феодора, Прокопия, Меркурия «прекрасной работы»; выполненная, очевидно, тем же мастером, что и предыдущая икона великомучеников Димитрия, Феодора Тирона, Нестора и Евстафия; поврежденная икона Спасителя; икона вмч. Георгия, к-рую Бочоридзе назвал ценнейшей, содержавшая фрагмент др. иконы (очевидно, обе иконы были частями либо большой иконы, либо креста); икона вмч. Георгия, украшенная драгоценными камнями (6 крупных жемчужин с нее хранятся в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее, Кут. 145), в надписи письмом мтаврули упомянуты имена заказчика Куцны Мхеидзе и представителей его семьи ( Бочоридзе. 1995. С. 90-95, 99-102).

http://pravenc.ru/text/2564308.html

IV. Вологодская епархия – Вологда с уездом – 355 цер., Бело Езеро – собор. 1, приходских и ружных в городе и уезде – 217 цер., гор. Чаронда с округом – 34 цер., всего 606 цер. Церкви: в Вологде – соб. Софийский (Сафьянский), прих. – Сретенская, Преображения, Св. Афанасия Александрийского , Казанския Пр. Богородицы, Покрова Пр. Богородицы, Архангела Михаила, Преображения Господня, что на Болоте, Димитрия Чудотворца, Богоявления Господня, Леонтия еписк. Ростовского, св. Димитрия Прилуцкого, Павла Обнорского, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Пресв. Троицы, Николая Чудотворца, что в верхнем доле, Св. жен Мироносиц, Успения Б. М., Иоанна Богослова, Св. вмч. Власия Севастийского, Петра и Павла, Рождества Христова, вмч. Екатерины, Покрова Пресв. Богородицы, Кирилла Белозерского, Феодора Стратилата, Царя Константина, Зосимы и Савватия, Кирилла Белозерского, что на Соляном дворе, Воздвижения, Арх. Гавриила, Владимирския Богородицы, Воскресения Господня, Петра и Павла, что на Житном дворе (лл. 837, 841 – 842); в посаде града Бела Езера – Преображенский собор, прих. цер. Успения Преесв. Богородицы, Всемилостивого Спаса, Вознесения Господня, Рождества Пресв. Богородицы, вмч. Параскевы, нарицаемые Пятницы, Покрова Богородицы, Михаила Архангела, Благовещения Пр. Б., Воскресения Христова, Иоанна Предтечи, Рождества Христова, Петра и Павла, Иоанна Богослова (л. 902); в г. Чаронде – ц. Иоанна Златоуста (л. 943). V. Тверская епархия – церкви в Твери: прих. Николая Чудотв., Мины, Виктора и Викентия, Рождества Богородицы, Владимирской Богородицы, Воскресения Христова, Рождества Христова, Космы и Дамиана, Затверецкого посада – Сергиевская, Заволжского посада – Филиппа. Затмацкого посада – Живоначальной Троицы, Симеона Столпника, Жен Мироносиц, Илии Пророка, Вознесения Господня, вмч. Никиты, Бориса и Глеба, Покрова Пресв. Богородицы, Иоанна Предтечи, вмч. Екатерины, Онуфрия Великого, Рождества Богор. (лл. 683 – 684); в г. Кашине – Воскресенский собор, Успенский собор, церкви – Введения Пресв. Богородицы, Воздвижения, св. вмч. Власия, Флора и Лавра, Рождества Хр., Николая Чудотв., Знамения Честного Креста, Входа в Иерусалим, Рождества Б-цы, Живоначальной Троицы, Сергия Чуд., Вознесения Господня Иоанна Богослова, Рождества Б-цы, что на болоте, Богоявления Господня, Преображения Господня, Макария Чуд., Петра и Павла, Архидьякона Стефана, Богоотец Иоакима и Анны (лл. 702 – 703); в г. Клине – Воскресения Хр. (л. 718); в г. Старице – соборная одна, прих. – Симеона Столпника, Богоявления Господня, вмч. Параскевы (л. 721); в г. Зубцеве – соборная одна, прих. – Живоначальной Троицы и Преображения Господня (л. 726).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010