Журовский Феофилакт, иеромонах, с 30 августа 1732 г. по 12 декабря 1733 года управлявший Заиконоспасским училищным монастырем 110 ). Калиновский Стефан, иеромонах, из префектов Киевской Академии перемещенный в Московскую Академию определениями Св. Синода 19 сентября 1732 г. и 31 января 1733 года 111 ), с 1733 до 1736 года был ректором Московской Академии; скончался в 1753 году в сане Новгородского архиепископа 112 ). Кувечинский Антоний, иеромонах, вызванный в начале 1733 года из учителей Киевской Академии, с декабря 1733 года префект, с 1736 года ректор Московской Академии и игумен Московского Заиконоспасского монастыря; скончался в апреле 1737 года 113 ). Райковский Дионисий, иеродиакон и бывший учитель грамматики в Киевской Академии, в 1733 году вызван в Московскую Академию в проповедники. Данилевич Дамаскин, иеродиакон, назначенный учителем фары и инфимы на 1732–3 год 114 ). Флоринский Кирилл И, из Киевских воспитанников, в 1736 голу переведен из префектов Харьковского Коллегиума в префекты Московской Академии, с 1741 года ректор сей академии, с 1742 года архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры и в этом сане скончался в 1743 году. Слотвинский Митрофан, из учителей Киевской Академии, в 1727 переведенный в Харьковский коллегиум, с 1737 до 1739 года ректор Московской Академии. Скончался в 1752 году в сане Тверского архиепископа 115 ). Левицкий Платон, иеромонах, из профессоров Киевской Академии, в 1739–41 г.г. ректор Московской Академии 116 ). Скончался в 1749 году в сане Нежинского архимандрита 117 ). Рубчановский Самуил, иеромонах из Киева, с 1739 года учитель пиитики, в 1742 году учитель реторики. В 1743 году выбыл, за слабостью здоровья, в Киево-печерскую лавру 118 ), и в 1747 году был игуменом подчиненного лавре Змиевского Спасского монастыря 119 ). Чарнуцкий Феодор, в монашестве Феофан, воспитанник Киевской Академии, поступивший в 1739 году в учители Московской Академии, в 1742 году преподавал здесь пиитику, но в ноябре этого года уволен в Киев; с 1748 до 1753 г. был наместником Троице-Сергиевой лавры, с 1753 до 1773 г. епископом Нижегородским; скончался в 1780 г. на покое в Киево-Печерской лавре 120 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Главных корпусов в скиту два: для приезжающих из монастыря властей и для трапезной. Тут же устроен большой храм во имя Всех преподобных Афонских, освященный в 1883 году сербским митрополитом Михаилом. Пустынники жили в различных келлиях и каливах, разбросанных на большое расстояние, по одному или по двое. В храм все собирались в воскресные и праздничные дни, остальное время жили и молились затворнически. Монастырь присылал им полностью продовольствие. Управлялся скит экономом, поставленным от монастыря. Монастырь Зограф (общежительный) Он расположен в ложбине, на западной стороне Афона, в получасовом расстоянии от моря. Монастырь основали в XI веке три родных брата из Болгарии, происходившие из царского рода. По прибытии на Афон они сначала поселились на трех столбах недалеко друг от друга. Затем построили небольшую церковь , но, не зная, кому ее посвятить, они обратились с молитвой к Богу, прося Его указать имя святого. Они приготовили доску для иконы и провели ночь в молитве. Когда на другой день они вошли в церковь , то увидели на доске образ св. вмч. Георгия Победоносца. Обрадованные столь явным благоволением Господа, они устроили монастырь в честь св. вмч. Георгия и назвали его «Зограф», или «Живописный». По этому поводу сохранилось следующее предание, рассказанное игуменом Фануилевой обители, находившейся в Лидде Палестинской – родине св. вмч. Георгия Победоносца. На Палестину напали варвары, и, когда они подошли к обители, чтобы ее разграбить, икона св. вмч. Георгия отделилась на глазах у всей братии, поднялась с места и скрылась неизвестно куда. Огорченная братия пала ниц и стала молиться Богу, чтобы Он открыл, куда удалилась икона. Св. Георгий явился в видении игумену и сказал ему: «Не печальтесь обо мне: я нашел себе храм в жребии Божией Матери – на Афоне. Если угодно вам, то спешите туда, ибо гнев Божий готов разразиться над Палестиной». Вследствие этого вся братия монастыря переселилась на Афон, где и нашла лик св. вмч. Георгия, но уже на новой доске. При колонне правого клироса находится та икона св. вмч. Георгия, которая написалась чудесным образом. От времени живопись ее стала темна. На такой же колонне, с левой стороны, стоит другая икона св. вмч. Георгия, приплывшая по морским волнам из Аравии и остановившаяся у пристани Ватопедского монастыря. Так как все афонские обители желали иметь икону у себя, то, по общему решению, возложили ее на дикого мула и пустили его на волю. Мул по афонским дебрям и горам пришел в Зографский монастырь и против него на холме остановился. Зографцы приняли икону, а на том месте, где остановился мул, устроили небольшую келлию во имя св. вмч. Георгия. Есть в монастыре третья чудотворная икона св. вмч. Георгия, о которой сохранилось также свое предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На территории Н. е. находились такие монастыри и церкви, как обители пуст. Гареджи, Ниноцминда, Уджарма, Патардзеули, Бочорма, Кацарети , Уриатубани, Санагире, Веджини, Вачнадзиани , Карданахи, Зегаани, Череми и др. Духовную и культурно-просветительскую деятельность здесь вели преподобные Давид и Лукиан Гареджийские , прп. Додо Гареджийский , св. Саломея Уджармская , св. Перожавра Сивнийская , свт. Арсений Ниноцминдский и др. На сегодняшний день в Сагареджойско-Ниноцминдской епархии действуют 3 мон-ря: мужской Патардзеули во имя Пресв. Богородицы (настоятель - игум. Иаков (Авалишвили), подвизаются 4 монаха), женский Кацарети во имя Св. Троицы (7 монахинь, послушница), женский Ниноцминда во имя св. Нины (настоятель - еп. Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе), подвизаются 4 монахини, 2 послушницы) и ок. 60 церквей: 11 в г. Сагареджо (Успения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, 2 во имя прп. Додо Гареджийского, 2 Пресв. Богородицы, Великомучеников, Твалтхеви во имя вмч. Георгия, прп. Шио Мгвимского, Лашари, апостолов Петра и Павла); 5 в с. Ниноцминда (прор. Илии, мч. Кириака, вмч. Георгия, Успения Пресв. Богородицы, Светицховели); 4 в с. Патардзеули (вмч. Георгия, вмч. Евстафия Плакиды, прп. Шио Мгвимского, Рождества Пресв. Богородицы); 7 в г. Уджарма (Рождества Пресв. Богородицы, Джварпатиосани, Квирацховели (Всех святых), св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, вмч. Георгия, Дурглиаант) и церковь Джварпатиосани близ Уджармы; 4 в г. Хашми (Кацарети во имя Св. Троицы, Пресв. Богородицы, придворная церковь семьи Чолокашвили, св. Иоанна Предтечи); 4 в с. Антоки (2 вмч. Георгия, Пресв. Богородицы, мучеников Кирика и Иулитты); 3 в с. Бурдиани (св. Архангелов, вмч. Георгия, Пресв. Богородицы), 6 в с. Патардзеули (Пресв. Богородицы (Зевит-Убани), Квирацховели, Згуртиант-Гора, Копале, Хелис-Салоцави во имя вмч. Георгия, Унапкиант во имя вмч. Георгия), 2 в с. Чаилури (Пресв. Богородицы и вмц. Марины), а также церкви Рождества Пресв. Богородицы в селах Какабети, Тохлиаури, Удабно; Пресв. Богородицы в селах Отараани и Цкаростави; царицы св. Тамары в с. Русиани; базилика Сасадило; комплекс крепости Веранаант; церковь Цминда Квириас-Салоцави в с. Горана, церковь в с. Гомбори.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Краткое житие А. Ц. переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. житие и память включены под 21 апр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90). Гимнография Память А. Ц. зафиксирована в Типиконе Великой церкви (IX-X вв.), Минологии имп. Василия (Х в.) и во мн. др. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 119). В греч. рукописи Х. в. (Ath. Vatop. 1104. F. 145-147) сохранился не вошедший в печатные Минеи канон 2-го гласа Феофана Начертанного А. Ц. (Ταμεον. Р. 189, N 72). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей отдельное последование А. Ц. не совершается. А. Ц. упоминается в бденной службе (см. Знаки праздников месяцеслова ) вмч. Георгию Победоносцу. В Минее (МП) помещен особый тропарь А. Ц. «          », в греч.- по 6-й песне канона на утрене выписан ямбический стих. Иконография В визант. и древнерус. искусстве наряду с единоличными изображениями А. Ц. представлена в нек-рых сюжетах жития вмч. Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры А. Ц. перед имп. Диоклетианом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (А. Ц. в хитоне и мафории); мученичество вмч. Георгия и А. Ц.- в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; обращение А. Ц. в христианство вмч. Георгием - на житийной иконе вмч. Георгия, нач. XVI в. из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. Ц. упоминается в связи с усекновением главы вмч. Георгия: «Поодаль... царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу» (Ч. 3. § 21. 9). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. Ц. сказано: «Аки Екатерина, подобием такова». А. Ц. традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жен в медальоне - в росписи Дионисия в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 1502 г.; с вмц.

http://pravenc.ru/text/64452.html

В Тбилиси: патриарший кафедральный собор Тбилисский Сиони (V-VII вв.), самая древняя тбилисская ц. Анчисхати в честь Рождества Пресв. Богородицы (V в.), церкви во имя вмч. Георгия в Диди Дигоми (VII-VIII вв.), во имя Андрея Первозванного (Лурджи-Монастери, XII в.), во имя Св. Троицы рядом с Национальной парламентской б-кой Грузии (XIII в.), Метехи в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.), Верхний и Нижний Бетлеми в честь Рождества Христова (ул. Бетлеми), Кашвети во имя вмч. Георгия (VI, XIX вв.), русская во имя блгв. кн. Александра Невского (XIX в., ул. И. Джавахишвили), Мамадавити (во имя прп. Давида Гареджийского) на горе Мтацминда (XIX в.), во имя вмц. Варвары, в честь Вознесения Господня в Сабуртало, в честь Вознесения Господня на Вознесенской улице и др.; в Мцхете и окрестностях: патриарший кафедральный собор Светицховели (Животворящий Столп) во имя 12 апостолов (XI в.), церкви Барбарети (во имя вмц. Варвары; X-XI вв.), во имя Св. Троицы (XI в.), во имя вмч. Георгия в Калоубани (XII в.), во имя Пресв. Богородицы (XII в.) в историческом монастыре Армази и др.; в муниципалитете Мцхета: 3-нефная базилика (V-VI вв., с. Ксани), церкви Дзвели-Сакдари (VIII в., в с. Дзалиси), Кехиджвари (VIII в., с. Церовани), во имя Пресв. Богородицы (VIII-IX вв., с. Глдани), Укугма (VIII-IX вв., с. Сасхори), в честь Честного Креста (VIII-IX вв., с. Ксовриси), комплекс Веджини (VIII-IX в., с. Глдани), церкви во имя свт. Григория Богослова (IX-X вв., с. Глдани), во имя Пресв. Богородицы (IX-X вв., с. Карсани), Вантеди (IX-X вв., с. Земо-Ничбиси), Адгурис-Сакдари (IX-X вв., с. Сагурамо), Бодзис-Сакдари (X в., с. Дзегви), Киколаант-Сакдари (X в., с. Квемо-Ничбиси), Онагири во имя вмч. Георгия (X в., с. Дигоми), вмч. Георгия (X-XI вв., с. Дигоми), во имя вмч. Георгия (XII-XIV вв., с. Дигоми), Дзвели-Сакдари (XII-XIV вв., с. Лелоби), во имя свт. Николая (XVI-XVII вв., с. Квемо-Ничбиси), в честь Фомина воскресенья (1669 г., с. Схалтба), во имя Пресв. Богородицы (1676-1700 гг., с. Дзегви), во имя Пресв. Богородицы (1692 г., с. Ахалубани), во имя Архангелов (1704 г., с. Сасхори), во имя Пресв. Богородицы (1716 г., с. Дзегви), во имя вмч. Георгия и во имя Пресв. Богородицы (XVII-XVIII вв., с. Тхинвали) и др.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

В систему росписей собора Н. м. включены сцены из житий святых, в честь которых освящены храмовые престолы,- вмч. Пантелеимона («Вмч. Пантелеимон исцеляет больных», «Вмч. Пантелеимон, брошенный зверям», «Усекновение главы вмч. Пантелеимона», также ростовой образ великомученика расположен в зап. части храма), свт. Николая Чудотворца и блгв. кн. Александра Невского (нижние боковые приделы), вмч. Георгия Победоносца и равноап. Марии Магдалины (приделы на хорах). По всему храму размещены многочисленные образы святых - ростовые и оплечные, в медальонах. Среди них есть святые как особо чтимые, так и сыгравшие значительную роль в становлении на Руси государственности и в христианском просвещении гос-ва: ростовые образы вмч. Феодора Стратилата и Евстафия Плакиды, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, благоверных князей Михаила Тверского, Андрея Боголюбского, прав. Симеона Верхотурского, оплечные образы вмч. Димитрия Солунского, бессребреников Космы и Дамиана, мч. Иоанна Воина и др. Между основными композициями на стенах центрального нефа расположены ростовые изображения равноапостольных святых. Св. жены представлены преимущественно оплечными образами, за исключением равноапостольных кнг. Ольги, царицы Елены, Марии Магдалины, мц. царицы Александры. Существенное внимание в программе росписей уделено святым, известным своими монашескими подвигами и нестяжанием: преподобным Герасиму Иорданскому (изображен со львом), Пимену Великому, Зосиме и Савватию Соловецким, Сергию и Герману Валаамским, Пахомию Великому, Симеону Столпнику, прав. Симеону Верхотурскому и др. В алтаре находятся ростовые образы прп. Макария Египетского и блж. Иеронима (в облачении преподобного, с подписью «Святой преподобный Иероним Блаженный»). Вероятно, эти святые являются покровителями иеросхим. Иеронима (Соломенцева) и архим. Макария (Сушкина) из Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне; мч. Иерон, изображенный на южной стене,- небесный покровитель настоятеля Н. м. архим. Иерона (Васильева). Традиционно в нижнем регистре юж. части алтарного пространства изображены архидиаконы Стефан и Лаврентий. Под образом св. Иеронима написан Ангел Господень.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и прп. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (ц. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и прп. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (ц. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. Рождества Христова в с. Хабоцком Краснохолмского р-на Тверской обл. Кон. XIX в. Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. Рождества Христова в с. Хабоцком Краснохолмского р-на Тверской обл. Кон. XIX в. С XVIII в. получили распространение композиции с образами М. Я. и др. Тверских святых. В описях старицкого Успенского мон-ря 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. упоминаются образы свт. Арсения и М. Я., преподобных Макария Калязинского и Нила Столобенского, а также икона, на к-рой помимо этих святых были изображены преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские (Ист. б-ка Тверской епархии. Тверь, 1879. Т. 1. С. 153, 154, 155, 178, 207, 214). Аналогичную программу имеет образ нач. XIX в. (ок. 1801-1804) из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Старице (Частный музей русской иконы; Иванникова А. И. Возрожденные из небытия//Рус. искусство. 2012. 3(35). С. 66-73. Ил. на с. 70; сохр. 5 икон местного ряда, в т. ч. схожий по композиции образ св. Иоанна Предтечи, образы 3 Вселенских святителей и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских). Святые представлены в молении Христу Вседержителю; М. Я. в характерном для Твери иконографическом типе,- слева, позади свт. Арсения, симметрично прп. Аркадию Новоторжскому. Известна икона М. Я., свт. Арсения и Новоторжских чудотворцев (XIX в., частное собрание). Сохранились данные и о др. иконах или комплексах, в которых образ М. Я. соседствовал с образами Тверских святых: в кладбищенском храме кашинского Сретенского девичьего мон-ря, сооруженном в 1863 г., находилась икона свт. Арсения и М. Я., а также его супруги - прп. кнг. Анны Кашинской; на парном образе были представлены преподобные Сергий Радонежский, Нил Столобенский и Макарий Калязинский ( Лебедев А. Н.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Ее миниатюра или портретные композиции с образом М. Я., к-рые могли входить в состав росписей тверских храмов кон. XIII-XIV в. (в их число, возможно, входили изображения князя как ктитора с построенными им церквами), очевидно, повлияли на формирование иконографии князя-мученика и чтившейся местно кнг. Ксении (в иночестве Мария). Об этом свидетельствует созданная до 1685 г. икона М. Я. и инокини Марии с Тверским кремлем в руках из Спасо-Преображенского собора в Твери (ЦМиАР). Тем не менее мн. детали этого произведения характерны для княжеской иконографии эпохи позднего средневековья, а его композиция не позволяет говорить о точном воспроизведении гипотетических образцов, восходящих к XIV в. Миниатюры Лицевого летописного свода Венчание блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского и кнж. Анны Димитриевны Тверским еп. Андреем. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 179) Венчание блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского и кнж. Анны Димитриевны Тверским еп. Андреем. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 179) Тело блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского везут в Русскую землю. На тело князя сходит огненный столп. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 261 об.) Тело блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского везут в Русскую землю. На тело князя сходит огненный столп. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 261 об.) Встреча тела блгв. кн. Михаила Ярославича в Твери и его погребение в Спасо-Преображенском соборе. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 264) Встреча тела блгв. кн. Михаила Ярославича в Твери и его погребение в Спасо-Преображенском соборе. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 264) Значительная группа изображений на исторические сюжеты с участием М. Я., созданная до широкого распространения его почитания и, возможно, одновременно с формированием основных вариантов его иконографии, входит в состав иллюстраций Лицевого летописного свода 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ МИХАЙЛОВНА († 9.12.1271, ростовский Княгинин в честь Преображения Господня на Песках жен. мон-рь), кнг. ростовская (1227-1271), одна из младших дочерей Киевского, Новгородского и Черниговского св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянница Владимирской св. блгв. вел. кнг. мц. Агафии Всеволодовны , младшая сестра Черниговского и Брянского вел. кн. мч. Романа Михайловича Старого и кнж. Феодулии Михайловны (в монашестве прп. Евфросинии Суздальской), тетка брянского св. блгв. кн. Олега Романовича , жена ростовского и белозерского св. кн. мч. Василия Константиновича . М. М. вышла замуж за кн. Василия (Василька) Константиновича благодаря посредничеству Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , который договорился о свадьбе старшего племянника со своим шурином Черниговским вел. кн. Михаилом Всеволодовичем. Этот брак должен был укрепить военно-политический союз рус. князей и подтвердить привилегированные права князей Сев.-Вост. Руси на Новгородский стол в Сев.-Зап. Руси и Переяславскую землю, расположенную в юго-вост. части Ср. Поднепровья. На княжение в последнюю был отправлен младший брат кн. Василька Константиновича - ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович . Союз князей распался в 1230-1231 гг. Зимой 1226/27 г. венчание молодых состоялось в Благовещенском соборе Чернигова, а в субботу, 12 февр. 1227 г., они приехали в Ростов, где «бысть радость велиа» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 450; Присёлков. 1950. С. 310; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 108). 18 мая 1231 г. вместе с мужем, горожанами, черным и белым духовенством М. М. встречала перед въездом в Ростов вернувшегося из Киева Ростовского еп. Кирилла II , поставленного на Ростовскую кафедру Киевским митр. свт. Кириллом I (II) . Княгиня неоднократно посещала богослужения в ростовском Успенском соборе и внимательно слушала поучения местного архиерея. 14 авг. 1231 г. она приняла участие в торжествах по случаю великого освящения Успенского собора. По-видимому, в кон. янв.-марте 1238 г. вслед за Ростовским еп. Кириллом II вместе с детьми М. М. укрывалась на Белоозере от монг. изгонных ратей царевича Батыя ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 203). В кон. марта-апр. 1238 г., после возвращения в Ростов, М. М. и еп. Кирилл II приняли экстренные меры по поиску тела св. блгв. кн. мч. Василька Константиновича, казненного захватчиками в Шеренском лесу. М. М. и еп. Кирилл II отправили своих людей к поповичу Андриану, жена которого обнаружила останки князя. Тело кн. Василька Константиновича было перенесено в Ростов и в присутствии его семьи торжественно захоронено в ц. Успения Пресв. Богородицы рядом с останками св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 466; Приселков. 1950. С. 318).

http://pravenc.ru/text/2562150.html

Он присутствует в серии портретных медалей рус. князей и царей 1768-1772 гг. (работа Т. Иванова) и в составе барельефов 1774-1775 гг. Ф. И. Шубина для интерьеров Чесменского дворца под С.-Петербургом (с 1831 в Оружейной палате Московского Кремля, повторения в Петровском дворце и здании Сената в Кремле); на костяных пластинах холмогорской работы, в гравюрах и литографиях кон. XVIII - XIX в. (гравюра нач. XIX в. с гербом - Пантеон российских государей. М., 1805. Ч. 1). Скульптурный образ Г. В. 1846-1850 гг. работы И. П. Витали расположен на юж. бронзовых вратах Исаакиевского собора в С.-Петербурге. В храме Христа Спасителя Г. В. и др. рус. св. князья («пособники святителям и преподобным в утверждении истинной Христовой веры в России») были изображены в приделе во имя блгв. кн. Александра Невского ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 75, 78); в росписи ок. 1888 г. художников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина интерьера Вознесенского собора Ельца - в одной из арок сев. стены. В стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве (композиция генеалогического древа российских государей выполнена в 1883 артелью Ф. Г. Торопова) - ростовая фигура Г. В. со скипетром в левой руке в овале с растительным обрамлением. «Образ всех св. российских вел. князей, княгинь и княжон рода царского» 2-й пол. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) включает клеймо с изображением Г. В. (с непокрытой головой и ладонями перед грудью) вместе с прп. и блгв. кн. Олегом Романовичем Брянским. В аналогичном ряду святых Г. В. представлен на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв. князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. московской фирмой Оловянишникова (ГЭ). Примеры житийной иконографии святого - «Пострижение в схиму членов семьи блгв. кн. Георгия Всеволодовича перед гибелью»; «Обретение тела блгв. кн. Георгия Всеволодовича»; «Перенесение мощей блгв. кн. Георгия Всеволодовича из Ростова во Владимир» - включены в программу росписи Успенского собора во Владимире, созданной в кон.

http://pravenc.ru/text/164457.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010