В XV-XVII вв. основная часть территории К. и П. е. входила в Суздальскую епархию , в XVIII в.- во Владимирскую епархию (см. Владимирская и Суздальская епархия ), с 1796 г.- в Костромскую, с 1947 г.- в Ивановскую епархию. На территории К. и П. е. находится ряд старинных городов: Кинешма (впервые упом. в 1504), Лух (упом. в 1428/29), Юрьевец (впервые упом. в кон. XIV в.). На территории К. и П. е. разворачивались мн. события Смутного времени , в частности, восстание в Юрьевце против Лжедмитрия II (1608) во главе с Федором Красным, подавленное в 1609 г. отрядами А. Ю. Лисовского, когда были сожжены Кинешма и Юрьевец. 26 мая (в этот день в 1609 г. Лисовский захватил Кинешму) до нач. XX в. был днем поминовения погибших защитников Кинешмы, обычай поминовения возродился в 90-х гг. XX в. В сер. XVII в., в ходе богослужебной реформы в Русской Церкви (см. Никон , патриарх Московский и всея Руси), территория К. и П. е. стала одним из центров зарождения старообрядчества . В 1652 г. ок. 2 месяцев настоятелем Входоиерусалимского собора в Юрьевце служил один из главных учителей старообрядчества - протопоп Аввакум Петров . До нач. XX в. в Кинешемском и Юрьевецком уездах бытовали все основные толки «старой веры». В XVIII - нач. XX в. главным очагом духовного просвещения в юго-вост. уездах Костромской губ. являлось открытое в 1791 г. в стенах Тихонова Лухского в честь Воздвижения Креста Господня мон-ря Луховское ДУ. В 1847 г. уч-ще перевели в Кинешму и оно стало называться Кинешемским. Выпускником Кинешемского ДУ был советский военачальник маршал А. М. Василевский (1895-1977). Уч-ще было закрыто в 1918 г. Собор в честь Входа Господня в Иерусалим (между 1733 и 1806) и ц. во имя вмч. Георгия Победоносца и блгв. кн. Георгия Всеволодовича в колокольне (1840). Фотография. 2011 г. Собор в честь Входа Господня в Иерусалим (между 1733 и 1806) и ц. во имя вмч. Георгия Победоносца и блгв. кн. Георгия Всеволодовича в колокольне (1840). Фотография. 2011 г. К числу наиболее значимых храмов края в нач. XX в. относились соборы в Кинешме и Юрьевце. Успенский собор в Кинешме состоит из летнего Успенского храма (1745), зимнего Троицкого храма (1838) и 4-ярусной колокольни (1798). Входоиерусалимский собор в Юрьевце состоит из летнего Входоиерусалимского храма (1733), зимнего Успенского храма (1833) и 5-ярусной колокольни (1840), в 1-м ярусе которой находилась ц. во имя вмч. Георгия Победоносца и св. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (предполагаемого основателя Юрьевца).

http://pravenc.ru/text/1684650.html

Православные сохранили за собой право поклоняться кенотафу вмч. Димитрия, сделанному из мрамора в поствизант. период и установленному в сев.-зап. углу базилики. В 1978 г. из Сан-Лоренцо-ин-Кампо в Фессалонику была возвращена честная глава вмч. Димитрия, в 1980 г. - основная часть мощей (в Италии осталось 6 больших частиц). Эти святыни были помещены в базилике вмч. Димитрия. Мироточение от мощей в наст. время прекратилось, но раку открывают раз в год 8 нояб. после вечерни и раздают верующим пропитанную ароматизированной жидкостью вату. В крипте с раннехрист. времен существовал источник св. воды. В Х в. была реконструирована система водопроводных коммуникаций: вода из колодца (действует до наст. времени), который располагался перед сев.-зап. столпом алтаря, проходила через мраморный ковчег, вделанный в лестничную площадку сев. лестницы, соединявшей крипту с алтарем, и вытекала в находившийся в крипте фиал. Г. Сотириу и Х. Бакирдзис полагали, что с возникновением мироточения миро протекало там, где раньше текла св. вода. Им возражает А. Мендзос, ссылаясь на единодушное свидетельство письменных источников об истечении мира из гробницы вмч. Димитрия, а не в крипте. С раннехрист. периода получило распространение почитание крови великомученика. В алтаре под престолом находилось крестообразное углубление с мраморным ковчегом, внутри которого археологами был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. По мнению ряда исследователей, под алтарем первоначально находилась гробница вмч. Димитрия. (Г. и М. Сотириу, Д. Вакарос). А. Мендзос предположил, что в средневизант. период содержимое гробницы вмч. Димитрия представляло собой не мощи, а смешанную с землей кровь. Однако, как справедливо заметил Х. Бакирдзис, от подобной реликвии не могло проистекать миро. Сохранились мощевики с кровью великомученика (Великая Лавра, XII в., и др.) и с кровавой землей (Ватопед, 2-я пол. XII в., серебряный с позолотой реликварий имеет форму гробницы вмч. Димитрия и украшен сценами из его Жития), а также энколпионы с кровью и миром XIII-XIV вв.

http://sedmitza.ru/text/520265.html

Анонимное Passio altera («Другое (иное) Мученичество») вмч. Димитрия, сохранившееся в рукописи Vat. gr. 821, XI в. (BHG, N 497 и 497b - ActaSS. Oct. T. 4. P. 90-95 и в PG. 116. Col. 1173-1184), содержит значительно больше сведений о св. мученике и его страданиях. Автор придал повествованию более логичную форму и добавил новые подробности, происхождение которых остается неизвестным. Эта редакция получила наибольшее распространение в рукописной традиции. В Passio altera рассказывается о знатном происхождении святого и карьере на имп. службе. Вмч. Димитри носил сан синклитика (сенатора), затем стал анфипатом Эллады и, наконец, был удостоен от императора звания ипата. Вмч. Димитрий открыто проповедовал слово Божие, и многие эллины приходили послушать его на городскую площадь к «портику медников». Он был схвачен солдатами и приведен к императору, которого автор ошибочно называет Максимианом Геркулием (Максимиан, правивший в 286-305 и 307-310). Поскольку император в это время собирался отправиться на стадион, где проходили бои гладиаторов, он отложил суд над мучеником, которого заключили в подземелье терм. Находясь в заточении, вмч. Димитрий крестным знамением умертвил скорпиона. Затем ему явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу. Нестор, друг и последователь святого Димитрия, вызвался сразиться с любимцем императора, единоборцем Лием, о котором автор говорит, что он происходил из племени вандалов и победил многих в Риме, Сирмии и Фессалонике. Юноша пришел к вмч. Димитрию в темницу просить молитвенной помощи во время битвы с гладиатором. Тот предсказал ученику победу и мученическую смерть. Сотворив крестное знамение и призвав имя Христово, Нестор вступил в поединок с Лием и убил противника. Когда Максимиан спросил Нестора, какое колдовство тот использовал, чтобы победить Лия, тот ответил, что гладиатор убит ангелом, посланным «Богом Димитрия». После этого Нестор был отведен в зап. часть города и обезглавлен у Золотых ворот. Узнав, что вмч. Димитрий помог победить Нестору, имп. Максимиан приказал предать его такой же смерти, какой погиб Лий: святой был убит ударами копья в темнице. Слуга святого Димитрия по имени Лупп собрал капли крови великомученика в орарь и омочил в ней его перстень. От этих предметов начали происходить исцеления, и, когда молва о них разнеслась по городу, император повелел казнить Луппа. Тело вмч. Димитрия было погребено христианами из страха перед императором на том месте, где он был убит. Много чудес и знамений совершилось у могилы мученика, и слава о святом распространилась по всей Македонии и Фессалии.

http://sedmitza.ru/text/520265.html

Внешнему оформлению ВМЧ и соблюдению их композиции, расположения материала по годичному кругу церковного календаря, придавалось особое значение. В каждой из 12 книг ВМЧ (по типу домакарьевских миней и прологов) произведения подобраны и расположены в порядке дней, на которые приходится «память» святого. Та часть материала, которая не поддавалась распределению по порядку дней календаря, не имея связи с именем какого-либо святого, помещалась в конец книги, в последних числах месяца, как своеобразное дополнение к минее. Составители стремились к примерному равенству объема всех 12 книг миней. Внешнее оформление ВМЧ тоже выдержано в стиле «второго монументализма». Размеры 12-томного книжного свода огромны и вполне соответствуют названию «Великие» минеи, в отличие от значительно меньших по объему миней домакарьевского состава. Каждая из них 12 книг ВМЧ насчитывает от 1500 до 2000 листов форматом в развернутый александрийский лист, заполненных полууставом разных почерков в две колонки и изукрашенных изящными заставками нововизантийского стиля (по золотому фону с преобладанием синей краски). Заглавия выполнены четкой киноварной вязью. Кроме того, иллюминированы отдельные сюжеты внутри книг (например, в Софийском и Успенском списках за август). Часть книг сохранила переплеты XVI в. (с обрезом досок по размеру листов), обтянутые кожей, украшенной богатым тиснением; на средниках позеленевшей меди вязью вырезаны названия месяца. ВМЧ зафиксировали состав книг, особенно ценившихся и имевших наибольшее обращение в определенных кругах грамотных людей рубежа XV–XVI вв., и при этом способствовали сохранению от гибели многих литературных памятников. Сбор книг по городам и монастырям Руси способствовал также формированию в Москве будущей Патриаршей (Синодальной) библиотеки. В XVII в. ВМЧ были положены в основу Миней четьих Чудовских (1600 г.), Германа Тулупова и И. И. Милютина, а в конце XVII – начале XVIII вв. – в основу миней четьих Дмитрия Ростовского (Даниила Саввича Туптало), завершившего замысел митрополита Макария о заполнении произведениями всех дней годового «круга чтения».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Повествование продолжает Чудо 14 «О певце» (Lemerle. 1979. Т. 1. P. 138-158; BHG, N 513-513b). Полагают, что первоначально Чудеса 13-14 представляли собой единый рассказ, который из-за большого объема был разделен на 2 части. В 1-й говорится о том, как вмч. Димитрий не дал варварам внезапно захватить город, во 2-й - как Фессалоника была избавлена от осады. В центре каждого из рассказов лежит чудо, связанное с явлением великомученика для оказания военной помощи, но, кроме того, имеется еще неск. др. чудес святого, которыми объясняются удачи горожан и промахи варваров во время осады. За несколько дней до появления варваров архиеп. Евсевию приснилось, что он находится в городском театре, где некий певец собирался петь о нем и его дочери. Проснувшись, Евсевий догадался, что дочь - это Фессалоника. Зная, что сны такого рода предвещают несчастье, он молился день и ночь. Когда варвары напали на город, он сразу понял, что пророчил певец. В городе не хватало ни людей, ни денег, ни оружия, чтобы отразить атаку. Но вдруг, к удивлению нападавших, на стенах появились неизвестно откуда взявшиеся воины - это Бог послал на помощь свое войско. Автор подробно описывает осаду, в ходе которой варвары несколько раз были близки к тому, чтобы взять город, но вмч. Димитрий помогал отражать атаки, и нападавшие ни с чем возвращались в лагерь. На 7-й день осады варвары решили предпринять решающее сражение. Однако в назначенный день они неожиданно отошли от стен города, охваченные ужасом. Отступая, они грабили и убивали друг друга. Перебежчики с их стороны рассказали, что накануне видели, как из ворот города выехало войско, во главе которого был «муж огненный и сияющий на белом коне и одетый в белую одежду». Горожане поняли, что это было ангельское войско во главе с вмч. Димитрием. Это событие можно отнести к 586 или 597 г. Большая часть исследователей склоняется к датировке 22-29 сент. 586 г. (Свод, II 186-187). Чудо 15 «О явлении ангелов» (Lemerle. 1979. Т. 1. P. 159-165; BHG, N последнее чудо в Собрании I, одно из самых известных в визант. и в слав. агиографической традиции. На 3-й день осады одному иллюстрию (эпитет, обычно указывающий на принадлежность к аристократии, в слав. переводах превратился в имя собственное) было видение в храме великомученика: 2 ангела постучали во врата кивория. Врата отворились, и иллюстрий увидел внутри вмч. Димитрия, от которого исходил ослепительный свет. Ангелы передали ему, чтобы он оставил город, который Бог предает в руки язычников. Вмч. Димитрий опечалился и просил ангелов передать Богу его просьбу не отдавать город или позволить ему положить свою душу за жителей города. Ангелы исчезли, и вмч. Димитрий вернулся в гробницу. Наутро варвары были обращены в бегство. Это чудо имеет большое значение для формирования образа святого как защитника отечества, который отказывается покидать город, наказанный за грехи, и вымаливает ему прощение у Бога.

http://sedmitza.ru/text/520265.html

Чудеса 8-15 рассказывают о защите Фессалоники от различных бедствий. Чудо 8 «О помощи великомученика в голоде» (Lemerle. 1979. Т. 1. P. 100-103; BHG, N 507). После снятия осады города (см. Чудеса 13-14), наступил голод, т. к. нападавшие варвары уничтожили посевы и все припасы в округе. К тому же из-за распространившихся слухов, что Фессалоника захвачена, торговые корабли перестали приходить в город. Жителем угрожала голодная смерть. Тогда великомученик явился во сне Стефану, капитану кораблей с хлебом, идущих в Константиполь, и велел ему изменить курс и плыть в Фессалонику. Святой шел по морю впереди корабля и указывал путь. Когда капитан прибыл в город, он рассказал о видении. Вмч. Димитри впервые проявил чудотворную силу вне стен Фессалоники. Событие датируется осенью 586 г. Чудо 9 «О помощи мученика в голоде другой раз» (Lemerle. 1979. Т. 1. P. 103-108; BHG, N 508) имеет много общего с предыдущим. Великомученик направил суда с продовольствием в родной город, которому грозил голод, но на этот раз он не являлся купцам, а внушил им идти в Фесалонику. Датируется ок. 610 г. Чудо 10 «О госпоже Евтаксии» (Lemerle. 1979. Т. 1. P. 109-116; BHG, N 509-509b). Рассказ относится ко времени кровопролитной гражданской войны при имп. Фоке (602-610), начавшейся на Востоке (М. Азия, Киликия), а затем перекинувшейся на Иллирик и Фессалонику. Одному человеку, недавно прибывшему в город и еще не знакомому с ним, приснилось, что он находится в храме вмч. Димитрия, в левой части которого был киворий необычайной красоты. Он спросил, что это за сооружение, и ему ответили, что, по слухам, там покоится вмч. Димитрия. Человеку захотелось заглянуть внутрь, и ему отворили врата кивория. Там он увидел некое подобие серебряного ложа, в изголовье которого был золотой престол, усыпанный драгоценными камнями, а на нем восседал сам вмч. Димитрий. В нижней части ложа был др. престол из серебра, на котором сидела красивая знатная женщина. Она поднялась и сделала шаг к двери, но святой остановил ее и просил не покидать город, который нуждается в ней. Видевший сон поинтересовался, кто она, и получил ответ, что это некая Евтаксия. Она послана Богом в спутницы вмч. Димитрия. Сон был истолкован как знак того, что великомученик не позволяет Евтаксии (имеется в виду персонификация: греч. благочиние) покинуть город, переживающий междоусобицу. Это чудо содержит самое детальное описание кивория, предполагаемого надгробия вмч. Димитрия.

http://sedmitza.ru/text/520265.html

В качестве доказательства того, что Нил Сорский и Макарий имели один и тот же перевод с греческого и даже, возможно, один и тот же список, приведем ошибку, сохранившуюся в обоих текстах. Рассказывается, что посередине села, в котором родился святой, проходит δημοσα στρτα το βασιλικο δρμου – в переводе Д. Е. Афиногенова: «казенный тракт царской почты», и на нем (ν ατ) – гостиница, где жила очень красивая девушка. И в том, и в другом тексте воспроизведена переводческая ошибка, особенно отчетливая в С: тоя бо веси посреди лежаша ω п ть и гостинници в неи б и в тои живше дивица взорна (л. 232). Таким образом, в неи представляет собой точную морфологическую кальку греческого слова женского рода ν ατ, т. е. на пути. В ВМЧ эта переводческая ошибка побудила редактора несколько переделать текст, хотя при этом появилась новая несуразность – црьскаго гостиньца: тоя Ж веси есть посред общии п ть црьскаго гостиньца, в неиже б двица зло добро ω бразна (стб. 647). Не имея возможности произвести и продемонстрировать результаты подробного сопоставления, тем не менее можно говорить об удивительной смелости автора, не только заменявшего слова (ср. выше с соответствии с греч. πνυ μορωττη в ВМЧ – точная словообразовательная калька: зло добро ω бразна, а в С – хорошее древнерусское слово взорна), свободно сокращавшего и дополнявшего исходный текст, но также расставлявшего новые смысловые акценты в духе отечественного православия и в соответствии с церковным опытом. Нил Сорский опускает две первые главы, представляющие собой традиционную преамбулу почти каждого жития (в ВМЧ они сохранены) и начинает повествование с третьей главы, где привдятся исторические указания на место рождения Святого; что касается времени рождения, то об этом говорится немного ниже (так в греческом варианте и, соответственно, в ВМЧ), однако в С сразу вводится уточнение: родис въ время ι цар (л. 232). В греческом оригинале (и в точном соответствии с ним в ВМЧ) после сообщения о зачатии ребенка от царского служителя сразу описывается, что Мария «видит во сне огромную и блестящую звезду, сошедшую с небес в ее утробу». Нилу Сорскому этого недостаточно, и он поясняет смысл Божественного промысла: зач ω троча же члколюбца бга χ отяща яко изьвести пл ω Д и сладокъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Роман 9 августа 2013, 16:40 Великий угодниче Христов, страстотерпче и врачам многомилостивый Пантелеймоне! Прошу, моли Господа Бога о моей жене Екатерине и исцели её от недуга гнетущего, чтобы не возвращалась вновь к ней эта болезнь никогда! Лариса 9 августа 2013, 15:11 Хочу поделиться двумя случаями: Первый подробно описывать не буду, вкратце - по молитвам вмч.Пантелеимону и другим святым целая группа пострадавших очень быстро оправилась от травм, даже врачи удивлялись. Одному из пострадавших я положила образок вмч. в нагрудный карман, он носил его до выписки и отмечал, что совсем не чувствовал боли (а у него было обожжено лицо). Так совпало, что у этого человека было внешнее сходство с вмч.Пантелеимоном; когда ожег сошел, даже следов не осталось. И хотя он человек не верующий, но долго хранил образок и потом отдал заболевшему другу. Второй случай произошел со мной: мы с супругом были на вечерней службе перед праздником вмч.Пантелеимона. Год был очень жаркий, в церкви - около 35С, воздух тяжелый... непростая служба была и для батюшек, и для прихожан. У меня начала нарастать головная боль. К миропомазанию мне стало совсем плохо, таблеток не было, я побрела на Таинство и без особой надежды попросила вмч.Пантелеимона облегчить мои страдания... От священника я отошла другим человеком! Мне стало так легко, такая бодрость появилась! Остаток службы прошел на одном дыхании. К слову говоря, таких страшных болей с тех пор не было - поболит да перестанет. Великомучениче и целителю Пантелеимоне моли Бога о мне! Елена 9 августа 2013, 14:47 Однажды мой 6-летний сын тоже отравился. Поднялась температура,была рвота,он ослабел,лежал на кровати и плакал от боли в животе. Было решено ехать в больницу,но сначала муж должен был повезти свекровь на вокзал.Пока он ездил,я решила прочитать акафист Пантелеимону Целителю(всегда читаю,когда дети болеют). Пока читала, сын перестал плакать и успокоился. Я решила,что он задремал,дочитала и тихонько ушла на кухню. А вскоре ко мне прибежал совершенно здоровый и бодрый ребенок с криком " Мама,у меня ничего не болит и я хочу кушать! "

http://pravoslavie.ru/63343.html

Вместе с тем, воспроизведённая И. Г. Гмелиным версия явления (обретения) Казанской иконы Божией Матери вовсе не умаляет большой исторической ценности оставленного им свидетельства. А сам факт посещения КБМ участниками «Великой Северной экспедиции», несомненно, заслуживает особого упоминания. Алексеев Игорь Евгеньевич , кандидат исторических наук (г. Казань) Алексеева Лада Игоревна , студентка Казанского (Приволжского) федерального университета (Институт филологии и межкультурных коммуникаций) Сноски: (1) См.: Харлампович К. Известия И. Гмелина о Казани и о казанских инородцах (1733). - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1904. - С. (1). (2) См.: D. Johann Georg Gmelins. Reise durch Sibirien, von dem Jahr 1733 bis 1743. - Erster Theil. - Göttingen: Verlegts Abram Vandenhoecks seel., Wittwe., 1751. - (26), 467 p. (3) См.: Корсаков Д.А. Н.А. Кудрявцев и его потомство//Исторический Вестник. - Том XXIX (Август). - 1887. - С. (233) - 260.; Корсаков Д.А. Н.А. Кудрявцев и его потомство//Исторический Вестник. - Том XXIX (Сентябрь). - 1887. - С. (547) - 564. (4) См.: Корсаков Д.А. Из жизни русских деятелей XVIII века. - Казань: Типография Императорского Университета, 1891. - 448, XIX с. (5) См.: Харлампович К. Известия И. Гмелина о Казани и о казанских инородцах (1733)/Статьи и исследования//Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. - 1903. - Том XIX. - С. (251) - 276. (6) См.: Харлампович К. Известия И. Гмелина о Казани и о казанских инородцах (1733). - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1904. - 26 с. (7) Перевод с немецкого языка воспроизводимых ниже фрагментов книги «Reise durch Sibirien» («Путешествие по Сибири») выполнен Л.И. Алексеевой. - И.А., Л.А. (8) D. Johann Georg Gmelins. Reise durch Sibirien, von dem Jahr 1733 bis 1743. - P. 67. (9) Там же. - P. 69. (10) См.: Там же. (11) Там же. - P. 68. (12) Там же. (13) Харлампович К. Известия И. Гмелина о Казани и о казанских инородцах (1733). - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1904. - С. 7.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/15/...

Глебу Владимирскому, блгв. кн., глас 4 Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/имея в себе пребогатое сокровище —/чудоточащия честныя мощи благовернаго князя Глеба,/имиже украшаяся и хваляся,/вселенную всю созывает к веселию/и велегласно вопиет:/о Владыко Христе,/даровавый таковую благодать угоднику Твоему,//его молитвами помилуй нас. Перевод: Сегодня светло радуется славнейший город Владимир, имея у себя богатейшее сокровище — источающие чудеса почитаемые мощи благоверного князя Глеба, ими же украшаясь и гордясь, вселенную всю созывает к торжеству и громко взывает: «О Владыка Христос, даровавший такую благодать угоднику Твоему, по его молитвам помилуй нас». Глебу Всеволодовичу Городенскому (иже в Киеве), блгв. кн., глас 2 В постничестве от юности добре подвизався, Богомудре,/ум на враги мужески вооружив,/оружием крестным сих победил еси,/твердомудростная повлача, в душу вложи свою./Темже похваляем тя, княже наш Глебе,/яко постником ты еси удобрение,/Киеву — слава//и всей Русстей земли — утверждение. Даниилу Московскому, блгв. кн., глас 3 Явился еси в стране нашей,/яко звезда пpесветлая,/благоверный княже Данииле,/лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою,/людем православным поборник еси,/пленным свободитель и нищим защититель./Моли Христа Бога/державе Росийстей даровати миp//и спасти души наша. Перевод: Явился ты в стране нашей, как преяркая звезда, благоверный князь Даниил, лучами света твоего озаряя город твой и обитель твою, людям православным ты в битвах союзник, плененных освободитель и нищих защитник. Моли Христа Бога государству Российскому даровать мир и спасти души наши. Димитрию Донскому, блгв. вел. кн., глас 3 Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/языки побеждающа./Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/тако, княже Димитрие,/Христу Богу молися,//даровати нам велию милость.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010