Современный европейский релятивизм – весь под эгидой арианства. Метафизический релятивизм породил релятивизм этический. Нет ничего абсолютного ни над миром, ни над человеком, ни в мире, ни в человеке, ни вокруг мира, ни вокруг человека. Но от этого современного релятивизма, как и от релятивизма древнего, арианского, спасает только вера в Богочеловечество Господа Иисуса Христа, в Его единосущие с Богом Отцом, спасает чудотворящее слово. Испытай свою веру, проверь ее; критерий – единственный: Символ веры . Если твоя вера в какой бы то ни было части не подходит под Символ веры – то ты еретик. Если отвергаешь ты его – то ты не Христов, ты антихристов, ты Иудин, ведь Церковь именует Ария «вторым Иудой»... Атеистическая школа Наша школа планомерно сужает человека, умаляет его, снижает, потому что систематически изгоняет из него все вечное, все символизирующее бесконечность и бессмертие, все носящее в себе глубину и высоту, и поэтому наш интеллигент превратился в человечка, в человека ущербного, ущемленного, неполного и отчаянно неподготовленного. Явно прилагаются все старания Аргуса, чтобы замуровать человека во временное и преходящее, в посюстороннее, в то, что досягаемо для чувств, а все прочее изгнать из человека в ту страну, откуда не возвращаются. Потому наш интеллигент и стал временным и тленным, потому и мысли у него недальновидные, и чувства болезненные, и желания безжизненные. Разлил он душу по местам мелким, где излияния души не могут не застояться. Обездушенные школой, эти роботы релятивизма – когда проснутся они к высшему смыслу жизни, ко Христу, и где Его отыщут?.. Священнослужитель Священнослужитель должен, в первую очередь, себя переработать, чтобы мог он «перерабатывать» других; надлежит ему, прежде всего, свою душу украсить красотой Святого Духа, чтобы силен был он на богослужении сиять этой красотой; подобает ему первым себя оживить Христом, чтобы мог он и других оживлять, и в первую очередь себя преобразить молитвой, чтобы был он способен и других пробуждать к молитве. К тому же должен он, прежде всего прочего, стяжать чувство и сознание, что святая литургия – это искусство превыше всех искусств, дабы удостоился он стать инициатором небесного искусства на сей помраченной планете; надлежит ему сначала пожаром веры возжечь самого себя, дабы мог он и других зажигать верой. Ведь льдом нельзя зажечь ничего, а тем паче – веру. Святой жизнью приобретается святое знание, святой опыт предваряет познание святых истин, познанию Христа предшествует жизнь во Христе. «Надо сначала себя очистить, а затем других [очищать], – учит святой Григорий Богослов , – надо сначала себя преобразить премудростью, а затем других учить мудрости; надо сначала самому стать светом, а затем других просвещать; надо сначала себя приблизить к Богу, а затем других приближать; подобает, прежде всего, себя соделать святым, а затем других учить святости»...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Сначала у нас, в России, был один митрополит. Во время удельных войн и междоусобий, единый русский митрополит служил объединению всего русского народа, разделявшегося на множество отдельных княжеств. Со времени перенесения столицы русского государства из Киева, сначала во Владимир на Клязьме, а потом в Москву, куда переселился и русский митрополит, юго-западная Русь начала домогаться того, чтобы у нее был свой особый митрополит. Так, при м. Алексии в Киеве, по просьбе литовского великого князя, был особый митрополит сначала Роман, а потом Киприан. По смерти митрополита св. Алексия и следовавших за его смертью замешательств, снова единым митрополитом на Руси сделался Киприан, который сначала был митрополитом только юго-западной Руси. Когда умер м. Киприан, то и Москва и Литва просили цареградского патриарха прислать им отдельного для каждой из них митрополита. Патриарх однако не уважил этой просьбы и прислал м. Фотия – одного для всей Руси. Фотий сначала управлял один всею русскою Церковию, причем он жил попеременно то в Москве, то в Киеве. Но затем, когда м. Фотий стал отдавать предпочтение во всем Москве и поддерживать московского князя в борьбе его с литовским князем, то этот последний начал силою домогаться в Константинополе, чтобы для юго-западной церкви был поставлен особый митрополит. А когда патриарх цареградский не пожелал исполнить этой его просьбы, то Витовт, великий князь литовский, собрал всех западно-русских епископов и заставил их избрать и посвятить для западно-русской церкви особого митрополита, без всякого сношения и благословения константинопольского патриарха. Западно-русские епископы волею-неволею должны были исполнить требование Витовта, который грозил иначе обратить в католичество все православно-русское население своего княжества. Западным русским митрополитом был избран и самими епископами был посвящен Григорий Цамблак. Но он недолго был митрополитом. После его смерти, м. Фотий снова стал один управлять всей русской церковью. Литовский князь тогда примирился с Москвой и перестал хлопотать об особом митрополите для своих областей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Он взялся за несколько рублей довезти меня до Оптиной пустыни. Сговорившись с ним, я отправился к бывшему тогда городскому голове, моему дяде Дмитрию Тимофеевичу Пастухову за паспортом. По приказанию дяди, в думе немедленно выдали его мне. Имея уже паспорт в кармане, я сказал брату Николаю, что совсем уезжаю в Оптину. После гневной сцены от брата и его жены, м. Любовь меня собрала, и я на другой же, кажется, день уехал с Боровским купцом». Пребывание о. Флавиана в скиту Оптиной пустыни Приехав в Оптину пустынь во вторник, на 4-й неделе Великого поста, 7 марта 1844 г., Феодосий Матвеевич поместился сначала у отца, который был тогда гостиником, и пробыл у него около месяца; 16 апреля, в Фомино Воскресенье был помещен в скит. Скажем несколько слов о трудах по монастырским послушаниям, которые о. Флавиан, в мире Феодосий, проходил от своего новоначалия. В скиту Феодосий Матвеевич провел сначала 8 месяцев, с 16 апреля 1844 г. по 1 января 1845 г., в хлебне и квасоварне. Эта хлебня, ныне не существующая, стояла близь теперешней келльи о. Арсения. Затем Феодосий Матвеевич прожил 15 лет, с 1 января 1845 г. до кончины старца о. Макария, в церкви. Сначала определен был указом от 18 августа 1849 г. в братство, a 29 августа 1850 г. посвящен в стихарь и показан состоящим при пономарне и при ризнице. В 1852 г. он показан 28 лет пономарем и при ризнице. В 1852 г. по указу от 22 февраля накрыт рясофором. 29 апреля 1855 года пострижен в мантию, с наречением имени Флавиана. О. Феодосий жил в церкви но как очень старательный, послушливый и способный, он был часто употребляем, как для личных услуг старцу о. Макарию, так и на разные другие труды и занятия. Он сначала помогал о. Илариону по скитскому хозяйству, а впоследствии, не оставляя пономарского послушания, постоянно почти пребывал в келье старца отца Макария и отца Илариона для услуг. О. Феодосий много трудился в скитском саду. «Сначала, рассказывал о нем о. Иларион, Феодосий не хотел браться ни за деревья, ни за цветы, ни за другое что по саду, а бывало все только дорожки подчищал. Понемножку приохотили его, и стал он потом и всем в саду заниматься: и деревьями, и цветами, и парниками и др. Зимой, как и другие скитские братия, занимался выделыванием деревянных ложек, в чем был очень искусен».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Седмица 19-я по Пятидесятнице Понедельник. О последовании событий Лк.4:37–44 Флп.1:1–7 Вчера мы читали, как Господь призвал первых Апостолов, а сегодня – как Он пришел в дом Петра и исцелил его больную тещу. У Матфея и Марка эти события располагаются именно в таком порядке. А по Луке – Иисус сначала был у Петра, а уже потом призвал его у Геннисаретского озера, обещая сделать ловцом человеков. Как же было на самом деле? Известно, что Лука писал позже Марка и Матфея. Свое Евангелие он так и начинает: «Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать» все важнейшее и достовернейшее. Каждое время ставит свои задачи. Сначала надо обратить, потом – углубить обращение. Все, что мы читаем в Евангелии, сначала вмещалось в одно слово: «Покайтесь»! Апостолы учитывали духовный возраст слушателя. Сначала – «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (Кор. 2, 4). А потом – «между совершенными» проповедывали духовную мудрость. Так, Матфей и Марк показывают силу слова Господа Иисуса Христа, а также – что Апостолы с самого начала были свидетелями всего, о чем возвещают миру. Поэтому эпизод у озера у них – сразу после искушения в пустыне. А Лука пишет спустя несколько лет: он обращается к некоему Феофилу, уже наставленному в учении, и цель Луки – укрепить его, дать «твердое основание» веры ( Лк.1:4 ). А основание тем тверже, чем на большее количество вопросов «как?» и «почему?» дается ответ. Почему же Петр вдруг сделал такой решительный выбор?.. А в том-то и дело, что не «вдруг». Заметим, что Иоанн Богослов, который писал намного позже, счел нужным сообщить и еще один факт, предшествовавший окончательному призванию Симона-Петра. Сразу после Богоявления, еще в Иудее, первозванный Андрей «находит брата своего Симона», «и приводит его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр)» ( Ин.1:41–42 ). Еще в Иудее Петр увидел Его прозорливость и услышал пророчество о себе. Но время еще не пришло, и они расстались. Когда же Иисус пришел в Галилею, то зашел в дом уже знакомого Ему Петра и исцелил его тещу. Петр и тут еще не последовал за Ним. И только после чудесного улова рыбы Петр припал к ногам Учителя и навсегда остался с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Помимо этого, христиане должны приходить в храм в чистоте, то есть если вы находитесь во вражде с каким-нибудь братом и держите на него зло, то сначала сходите и попросите прощения и примиритесь с ним и только тогда можете идти в храм. Ведь если вы враждуете с кем-нибудь, то ваша жертва и молитва неугодны Богу. «Итак, –говорит Господь, – если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф.5:23 ). Ведь тот, кто находится с кем-либо во вражде, недостоин даже войти в Божий храм и произнести: «Отче наш, сущий на небесах! ( Мф.6:9 ) и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф.6:12 ). Иначе мы оказываемся лжецами: нельзя, не простив своего брата, просить прощения у Бога. Святитель Иоанн Златоуст называет Божью Церковь красильней: «Церковь – это красильня; если вы всегда уходите, не получив никакой окраски, то какая польза от того, что вы часто сюда ходите? Только больший вред?» (Беседа 29 на Деяния Апостольские). Следовательно, кто собирается покрасить свою одежду в блестящий и красивый цвет, тот сначала постирает ее. Так и христианин: если он собирается пойти в церковь Христову, чтобы обрести душой божественный и небесный свет, то сначала должен отмыть и очистить себя от всякой нечистоты. Христиане обязаны сначала вымыть руки, а потом идти в храм В древности у христиан был обычай: сначала вымыть руки, а потом идти в храм. Такой порядок многие христиане сохраняют до сего дня. О чем он говорит? О том, что человек, отмывающий руки от телесной грязи, точно так же должен очищать ум и совесть от накопившихся грехов и с чистой совестью направляться в церковь . Святитель Герман в своем «Толковании Божественной литургии» отмечает: «Умовение рук указывает на то, что, очистив совесть, ум и помышления, которые есть руки наших душ, со страхом Божиим мы должны приступать к Святому Престолу». Однако если вымыть только руки, а сердце и душу оставить немытыми и нечистыми, то не будет нам никакой пользы от умывания одних только рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

§ I Иван Васильевич Чельцов , профессор петербургской духовной Академии по кафедре сначала общей, потом (с 1857 г.) древней церковной истории (со включением в церковную историю до 1869 г. и библейской истории), родился 28 августа 1828 г. Его отец, Василий Гаврилович Чельцов, окончивший курс студентом рязанской духовной семинарии в 1824 г., принадлежал к старинному священническому роду 2 и был священником сначала около 5 лет в с. Сосновка Зарайского уезда Рязанской губернии 3 , потом в г. Михайлов при Бо­городицкой церкви; скончался в сане протоиерея 23 ноября 1889 г. на 89 году жизни. Мать И. В. Чельцова , Ольга Николаевна, была дочерью Николая Прокопьевича Федоровского, сначала дьячка в Коломне и потом (с 1811 г.) в Москве, затем дьякона в Костроме (1814) и Коломне (1817); скончалась в 1871 г. Она именно содействовала переходу мужа из Сосновки в Михайлов чрез посредство своего дяди по отцу, архимандрита Гермогена, настоятеля Спасо-Андрониева монастыря в Москве 4 . И. В. Чельцов был вторым в семье по рождению. Всех детей в семье было 18; из них 9 умерли в раннем возрасте, и И. В. Потом был самым старшим из оставшихся в живых 7 братьев и 2 сестер. Материальное обеспечение обремененного большим семейством священника было и в уездном городе весьма недостаточное, и И. В.Чельцов вырос и воспитался в бедной обстановке. Для получения школьного образования сначала в духовном училище, потом в семинарии, он и затем его братья должны были отправляться в Рязань, отстоящую от Михайлова верстах в 60. Путешествие на родину на Пасху и на летние каникулы совершалось при этом, по недостатку средств для найма подводы, нередко пешком; во время подобных вынужденных прогулок в весеннюю пору И. В., по сообщению брата его, протоиерея Г. В. Чельцова, и прибрел еще до поступления в академию ревматизм, от которого он страдал впоследствии и который, в конце концов, отразившись на деятельности сердца, вероятно и ускорил потом его смерть. В петербургскую Академию, по окончании курса в семинарии (1842–1847), он отправился на свой счет (на казенный счет был отправлен туда Н. Н. Делицын). Помощь в материальном отношении оказал ему при этом дядя его по отцу, священник И. Г. Чельцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. Ответы на вопросы (беседы в паломническом рейсе). [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПУТИ И ОШИБКИ НОВОНАЧАЛЬНЫХ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (БЕСЕДЫ В ПАЛОМНИЧЕСКОМ РЕЙСЕ) Священник Анатолий Гармаев [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Отход от Церкви в период оскудения веры Как было сказано, при вхождении в Церковь человек прежде всего обретает отношение с Богом... Господь Своею благодатью призывая человека к Себе, ведет его удивительно точно. Поэтому сначала чувствуется такое воодушевление в молитвословии, в богослужении, в чтении Евангелия. Вместе с тем, призывающая благодать обращает внимание человека на отношение с ближними, с самим собою. В современном неустроенном церковном жительстве, где почти нет никакого руководства, многие люди все это просто пропускают мимо, вследствие чего по истечении некоторого времени не удерживаются в Церкви Христовой. Но если человек все это усвоит, приведет в некоторый навык, то навык удержит его на этапе оскудения. На практике в период оскудения люди по-разному проходят свой путь. Есть такие, которые навыка не обрели, все время ходили по воодушевлению, в период охлаждения они очень быстро приходят к отпадению. Сначала от церковной литературы (они пресыщаются ею), от Евангелия, от Псалтири. Затем они отходят от молитвословий, от утреннего и вечернего правила, от приготовления к Исповеди и Причастию, хотя на богослужения, даже на каждую воскресную службу, они еще продолжают ходить. Затем следуют пропуски богослужений, согрешения против поста... И постепенно человек угасает в своей христианской жизни. Сначала он искренне скорбит об этом, но буквально недолго — полгода, год. Поэтому сначала все реже приходит на Исповедь, а потом и вообще перестает исповедоваться, может полгода ходить без Исповеди, а потом и целый год. В священническом звании человек может годами ходить без Исповеди, проходя общую исповедь на епархиальном собрании, — одна минута на одного священника раз или два раза в год. Это единственное, что он может по беспечности и неведению духовной жизни оставить за собою. Со временем он и в этой исповеди уже не участвует, следовательно, совершенно ее оставляет. И это признак крайнего внутреннего выпадения из Церкви. К сожалению, такие печальные, удручающие явления встречаются нередко. Бывают случаи, когда даже люди из среды монашествующих отвечают возмущением на всякое предложение исповедоваться, приходят порой в состояние сильнейшего ропота, озлобления, духовного ослепления, ни во что не ставят своего духовника, старшего по чину или по званию...

http://zavet.ru/garmaev/ways06.htm

И ухватились протестанты за исключительный случай Корнилия, отвергая правило, потому, что им это очень нужно в их борьбе с Церковью, для доказательства своей дьявольской идеи об индивидуальном спасении и ненужности для этого Церкви. Другими словами, идея о возможности человеку самому (без Церкви) спастись и получить Духа Святого нужна бесам для того, чтобы их люди легко и безболезненно создавали множество сект. Итак, Библия с достаточной ясностью утверждает такой порядок в деле спасения и присоединении человека к Церкви: сначала нужно принимать крещение, а потом – дар Духа Святого. И для такой последовательности есть важная онтологическая причина, которая кроется в понимания сущности одного и другого Таинства. В Крещении человек возрождается , то есть рождается духовно (эту важнейшую доктрину, на которой я подробно останавливал внимание моего читателя в предыдущей главе, ясно утверждает Св. Писание и вероломно отвергают протестанты). И вот в этого родившегося, духовно живого человека и изливается Дух Святой. Это можно сравнить с рождением ребёнка: он сначала рождается, а потом начинает дышать воздухом. Вот так происходит и в рождении духовном: в крещении человек возрождается, и затем этому духовно новорождённому Бог даёт дыхание жизни – Духа Своего Святого. В общем-то, весь этот процесс – крещение и получение Духа Святого – есть единый процесс, очень друг с другом связанный, как и процесс рождения человека. Потому Христос и говорил о рождении от воды и Духа как об одном целом, но сначала от воды , а потом – от Духа : «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Вместе о крещении и получении Духа Святого говорят и другие места Св. Писания, которые уже приводились в предыдущей главе, например Деян.2:38 , где сказано: «да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». Как видим, процесс крещения и получения дара Духа Святого тесно связан между собой как единый акт духовного рождения, но сказано ясно и конкретно, что сначала крещение , а потом – получение дара Духа Святого .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Некоторые проекты составлены мной декларативно и носят дискуссионный характер, как указали мне в ответе на мои предложения из Российской Академии наук. Можно, я думаю, отталкиваться от этих моих предлагаемых проектов реформ, тезисов, анализа. И для этого создать орган (либо совет, либо комитет или т.п.) для разработки более детальных проектов реформ по разным направлениям с определением сроков, ресурсов, дорожной карты реализации и претворения в жизнь патриотических реформ. Аналоги подготовки реформ из истории: 1) 9 ВЕК – Выбор Веры – Крещение Руси: сначала была выполнена подготовка, обдумывание, совещания князя с боярами, поездки купцов-бояр в разные страны, в том числе на богослужения, презентация с рассмотрением разных вер от представителей разных религий, затем сам выбор, и потом уже действия: переговоры с Византийским императором, затем захват в Крыму Херсонеса, крещение сначала самого князя Владимира, женитьба князя на Византийской принцессе, и наконец, крещение Киева и всей Руси... 2) 16 ВЕК: сначала первый русский царь Иван Четвертый (Грозный) создал орган реформаторов – Избранную Раду, в который вошли, например, Адашев, священник Силевестр. И другие талантливые управленцы, которые подготовили реформы, а затем они под руководством царя их осуществляли. И в целом правление царя Ивана IV Грозного можно назвать очень успешным. 3) 17 ВЕК: Духовная реформа царя Алексея Михайловича Романова и Патриарха Никона: сначала был создан орган подготовки реформ: кружок боголюбцев. После подготовки реформа была проведена, и, к сожалению, она была проведена очень жёстко, и в итоге следствием её проведения стал раскол, но реформа была усвоена и плодами её Россия воспользовалась, став сильным центром Православия. 4) 18 ВЕК: реформы царя Петра Первого были подготовлены изначально потешными войсками, и в итоге был создан сильный флот, построена новая столица России – Санкт-Петербург, проведены реформы государственного управления и создано мощное государство – Российская Империя. 5) Конец 18 ВЕКА – начало 19 ВЕКА: Реформы Императора Павла Первого были в целом подготовлены им лично, и благодаря его закону о престолонаследии дворцовые перевороты после него прекратились.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/10/ka...

21 декабря 1722 † 15 ноября 1794. В мире Петр Иванович Величковский. Родился в Полтаве, в семье соборного протоиерея Успенской церкви. Некоторое время учился в Киевской духовной академии, затем странствовал, жил в Любечском и Медведовском монастырях. В последнем был в 1740 г. пострижен в рясофор с именем Платона. Некоторое время жил в Киево-Печерской лавре при ее типографии, изучал резьбу на меди. В 1742 г. направился в Молдовлахийский скит Трейстены, где познакомился со старцем Василием. Затем странствовал по разным скитам, жил со старцем Онуфрием в скиту Карнул. В 1846 г. переселился на Афон. В 1850 г. был пострижен там в мантию старцем Василием с именем Паисия. Старец указал ему на опасность пустынножительства и посоветовал избрать общежительный путь. О. Паисий поселился сначала в монастыре Пантакратор, а затем с несколькими учениками жил в келлии Св. Константина, где по их усиленным просьбам был в 1758 г. рукоположен в иеромонаха. Впоследствии им был основан скит Св.пророка Илии. В нем на основах полной нестяжательности и послушания сложилось общежительное братство старца Паисия. Сам он с особым усердием изучал святоотеческую письменность, собирал и сличал отеческие книги, сначала на славянском языке, а затем исправлял славянские переводы по греческим подлинникам. Из-за притеснения турецких властей братия вынуждены были сначала на короткое время перейти в монастырь Симонопетру, а затем и вовсе покинуть Афон и переселиться в Молдовлахийскую землю. В 1763–1774 гг. старец Паисий жил в монастыре Св.Духа, именуемом Драгомирн (в Буковине). В этом монастыре он принял схиму без перемены имени. Когда по заключении мира между Россией и Турцией в 1774 г. монастырь отошел к Австрии (помогавшей Турции), братия переселились сначала в монастырь Секул, а затем, в 1779 г., по предложению молдовлахийского господаря Константина Мурузи, в Нямецкий монастырь. Там старец Паисий продолжал свои книжные труды. Всего им переписано около 50 книг, в том числе Добротолюбие, Слова Исаака Сирина , Огласительные слова Феодора Студита , труды Варсонофия Великого, Григория Паламы , Максима Исповедника , аввы Фалассия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010