27 от тука земли. Тук земли обильное плодородие. множество хлеба и вина. Это благословение, данное Израилю, осуществится, когда он поселится в земле обетованной. 27 проклинающие тебя прокляты; благословляющие тебя благословенны! Это же самое благословение слово в слово повторяется в Чис. 24,9 (12,3). Это обетование вселенского владычества в конце концов переходит ко Христу и Его Церкви. 27 пришел с хитростью. Иаков пожнет то, что посеял (29,15–30 и ком.). 27 что же я сделаю для тебя. Зная, что Бог избрал Иакова, Исаак, тем не менее, хотел отдать все Исаву, а Иакова оставить ни с чем. 27:39–40 Исав унаследовал благословение, прямо противоположное благословению Иакова: ему было отказано в обладании плодородной землей и власти над братом (ст. 28,29). 27 свергнешь иго его. Исаву суждена нелегкая жизнь. Это предсказание исполнилось (см. 4Цар. 8,20.22 ). 27 я пошлю и возьму тебя оттуда. Желанию Ревекки не суждено было осуществиться она умрет до возвращения Иакова. от дочерей Хеттейских. См. 24,4; 26,34.35; 31,50 и ком. 2728:9 Благословенная семья стремится отделить потомков Иакова от хананеев. 27:46 Этот переходный стих служит завершением 26,34 27,46 и Введением к 27,46 28,9. сказала Ревекка. Подобно тому, как Сарра взяла на себя инициативу заботиться об Исааке (см. 21,10), так и Ревекка берет на себя заботы об Иакове. из дочерей Хеттейских. В греческом тексте ВЗ эти слова отсутствуют. Глава 28 28:1.2 не бери себе жены... возьми себе жену. Оба этих повеления и запрет, и побуждение соответствуют аналогичным повелениям Авраама (24,2 4 и ком.). 28 в Месопотамию. См. 22,23; 25,20 и ком. 28 Бог же Всемогущий. См. ком. к 17,1. Это благословение является новым выражением завета с Авраамом (17,1–8). множество народов. В 35,11 такое же выражение означает множество народов, произошедших от патриарха (17,6 и ком.). 28 наследовать землю. Это древнееврейское выражение напрямую связано со словом «изгнать», т.е. лишить права владения. Таким образом, здесь затрагивается тема священной войны с хананеями (15,16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Здесь имеется то различие от ( 4Цар.16:5–6 ), что, тогда согласно 4 книги Царств, равно как по ( Ис.7:1 ), союзники: Рецин Сирийский и Факей Израильский обложили войсками Иерусалим, которого взять они не могли, после чего сирийский царь двинулся в Идумею и захватил Елаф, согласно 2 Паралипоменон Ахаз встретил союзников не в Иерусалиме, а где-то вне его, еще до осады Иерусалима: там он потерпел поражение от каждого из союзников, там произошло пленение израильтянами 200 000 иудейских женщин и детей, после отпущенных по настоянию пророка Одеда. Но понятно само собой, что 2 Паралипоменон здесь нимало не противоречит 4 Царств, а лишь восполняет рассказ 4 Царств ( Ис.7:1 ) внесением предшествовавшего осаде Иерусалима момента: вполне естественно, что Ахаз, не дожидаясь прибытия союзников к Иерусалиму, попытался дать отпор сирийскому войску и израильскому где-нибудь на границе Иудеи, но, потерпев поражение от каждого войска, отступил затем в Иерусалим и заперся в нем. Громадные цифры убитых (120 000) и пленных (200 000) иудеев (ст. 6 и 8), без сомнения, могут вызывать недоумение и наводить на мысль о порче переписчиками цифровых показаний библейского текста. Еврейский масоретский текст, правда, не имеет вариантов в ст. 6 и 8, но греческий LXX имеет их несколько, так, в стихе 6, коддексах 74, 106, 120, 134, 236, 19, 60 у Гольмеса имеют: κοσι χιλιδες – только 20 000, что предъявляется более естественным, чем указанная в принятом тексте цифра. Что касается передаваемого только 2 Паралипоменон факта великодушной пощады пленных иудейских женщин и детей со стороны израильтян по побуждению и увещаниям пророка Одеда (ст. 9–15), то факт этот не представляет ничего невероятного: борьба между двумя еврейскими царствами, начавшаяся вскоре после распадения единого прежде Еврейского царства, имела гораздо большие династические или правительственные мотивы: стремление царей иудейских (напр., Авии, Амасии ( 4Цар.14:8–13 ; 2Пар.13:3–19,25:17–22 ), ср. «Толковая Библия», т. II, с. 522) подчинить себе отпавшее северное еврейское царство, чем племенную неприязнь двух царств; последняя мало вероятна в силу природного родства колен Израильского и Иудейского царства; посему братские чувства, особенно под действием пророческих увещаний, легко могли пробудиться в сердцах победителей-израильтян к пленникам иудейским. И уже то, что священный писатель кн. Паралипоменон, обычно опускающий все, касающееся Израильского царства, здесь нарочито приводит факт, имевший место в пределах последнего, говорит за историческую достоверность факта. Пленных израильтяне с величайшей заботливостью и предупредительностью доставили даже в отдаленные пункты их родины, например в Иерихон (ст. 15, О положении Иерихона см. комментарий к ( 3Цар.16:34 ); «Толковая Библия», т. II, с. 446–447 и примечание 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Мидяне Мидяне I. М. – народ индоевроп. происхождения, населявший Мидию – горную страну, располож. вост. ⇒ Ассирии , сев. Вавилона и Элама (⇒ Елам ), юж. Каспийского моря. М. поселились здесь, по-видимому, в IX в. до Р.Х., покорив коренное население. М. принадлежали к группе народов и племен, которую Геродот именовал «скифами» (в широком смысле, что отрицается совр. наукой) и которую ассирийцы и вавилоняне называли умман-манда. II. Первым ассир. царем, упомянувшим о М., был Салманасар III (858–824 гг. до Р.Х.). Тиглатпаласар III (745–727 гг. до Р.Х.) впервые сделал их данниками Ассирии и захватил часть их земель (см. 4Цар. 17:6 ; 4Цар. 18:11 ); это же впоследствии повторил Саргон II (722–705 гг.). Асархаддон и Ашшурбанапал также достигли успеха в борьбе с М. Ашшурбанапал уничтожил независимость Элама, устранив т.о. препятствие к завоеванию Мидии. Мощь Мидийского государства возросла в период правления Фраорта (674–653 гг. до Р.Х.) и его сына Киаксара (652–612 гг. до Р.Х.), который заключил союз с вавил. царем Набопаласаром. В 612 г. до Р.Х. М. разрушили столицу Ассирии Ниневию. После этого Мидия и Вавилон разделили между собой ассир. владения, в результате чего М. получили большую часть земель сев. Тигра – от Элама до реки Галис. Это гос-во, однако, просуществовало недолго. Дружеские отношения с Вавилоном закончились со смертью Навуходоносора II, женатого на дочери Киаксара. Преемниками Киаксара стали Арбак (612–585 гг. до Р.Х.) и Астиаг (584–550 гг. до Р.Х.), сын Киаксара. В 550 г. до Р.Х. персам во главе с Корешом (Киром), царем Аншана, удалось подчинить себе М. Так возникло Мидо-Персидское царство ( Есф. 1:3.14.18.19 ; Есф. 10:2 ), жертвой завоевательной политики которого стал, в числе других стран, и Вавилон ( Ис. 13:17 ; Ис. 21:2 ; Иер. 51:11.28 ; Дан. 9:1 ; Дан. 11:1 ). Александр Македонский покорил Мидию в 330 г. до Р.Х. (см. Дан. 8:20.21 ). После этого Мидия была объединена с Сирией, а впоследствии подпала под власть Парфии (см. Деян. 2:9 ). III. М. почитали богов иранского пантеона (восходящего к древнейшей индо-иранской, т.наз. «арийской», мифологии), главным из которых, по-видимому, был Митра. М. находились на довольно высоком культурном уровне, и персы многое заимствовали у них в области религии, языка и искусства. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Остается последнее возражение, те историко-археологические данные, какие приводят нам сторонники трупосжигания в защиту своей идеи. Мы, православные христиане, твердо верим и из древнейшей книги в мире Библии знаем, что первоначальным и общим обычаем древнейших народов было не сожжение трупов, а предание их земле. Вот, например, несколько исторических справок из патриархальной жизни еврейского народа. «Умерла Сарра в городе Арвоце…И сказал Авраам сынам Хеттеевым, говоря: переселенец и пришелец я между вами, дайте мне приобрести гроб между вами, чтобы погребсти мертвеца моего». ( Быт.23:2–4 ). «Умер Авраам… и погребли его Исаак, и Исмаил, два сына его, в пещере, которую приобрел Авраам от сынов Хеттеевых.» ( Быт. 35:29 ). «И сказал Иаков своим сыновьям: погребите меня с моими отцами в пещере, которая в селе Ефрона Хеттеянина… Там погребли Авраама и Сарру, жену его; там погребли Исаака и Реввеку, жену его; там погребли и Лию». ( Быт.49:29:31 ). Что погребение практиковалось не только в патриархальный период жизни, но и после него , видно из того, что у евреев, существовали частные и общественные кладбища. См. наприме: Суд.8:32 ; 2Цар.21:14 ; Иер.26:23 . Эти кладбища ютились всегда на самых лучших живописнейших местах, либо в садах ( 4Цар.21:18 ), либо в пещерах или скалах, иногда в полях ( Быт.23:11 ). Лучше же всего говорят в пользу повсеместного обычая погребения у евреев то, что этот обычай считался в среде богоизбранного народа священною обязанностью: «Чадо, говорится в Библии , над мертвым пролей слезы и, если он многострадален был, начни плач: достойно приготовь тело его и не презри погребения его». ( Сир.38:16 ), а сжигание позорной казнью, какой предавал только трупы блудниц и преступников, да и то не всегда, а только в исключительных случаях ( Быт.38:24 ; Лев.20:14, 21:9 ; Исх.30:30 ). Словом, быть непогребенным считалось великим бесчестием у евреев ( 1Цар.17:46 ; 4Цар.9:10 ; Иер.22:18–19 ). Несмотря на столь ясные, неопровержимые и вместе с тем положительные данные в пользу того, что предание земле было единственным способом погребения у евреев во все периоды их исторической жизни, защитники трупосжигания утверждают иное. Они говорят, что на ряду с погребением у евреев существовал обычай и сжигания трупов. Так в 1-й книге Царств повествуется, что трупы первого еврейского царя Саула и его сыновей были сожжены со всеми почестями ночью в Вефсине, жителями города Иависея Галаадского ( 1Цар.31:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

35 Из 146 стихов всей книги Амоса только около 60 выражены от лица пророка (если в числе последних считать и Ам. 7:1–9; 8:1–2; 9:1 », где излагаются видения пророка Амоса и Ам. 7:10–17 , где рассказывается история столкновения пророка с священником Амасией); остальные суть изречения самого Бога. Именно, Амосу принадлежат: . У Осии: если не принимать в расчет 1–3 главы, речи самого пророка и слова Божии чередуются так: Ос.4:1–4 – говорит пророк: 5–9 – Иегова; 10–11 – пророк; 12–16 Иегова; конец 16 ст. – пророк: 17–19 – Иегова; 5:1–3 – Иегова; 4–7 – пророк; 8–15 – Иегова; 6:1–3 – пророк от лица народа; 4–11 – Иегова; 7:1–16 – Иегова (конец 10 ст. – пророк); 8:1–14 – Иегова; 9:1–9 – пророк; 10–13 – Иегова: ст. 14 – пророк; 15–16 – Иегова; ст. 17 – пророк; 10:1–8 – пророк; 9–11 – Иегова; 12–15 – пророк; 11:1–9 – Иегова; ст. 10 – пророк; 11–12 – Иегова; 12:1–3 пророк (4 ст. может быть – Иегова); 5–8 пророк; 9–11 – Иегова; 12–14 – пророк; 13:8–14 – Иегова; 15 ст. и 14:1–4 – пророк; 5–9 – Иегова; 10 ст. – пророк. Т. е. из 158 стихов этого отдела (4–14 гл.) – 105 ст. – слова Иеговы; причем многие из слов пророка по своей форме таковы, что могут быть отнесены тоже к Иегове. 37 См. Kuenen, Volkerel, u. Weltrel., 91–92, 102; В. Stade, Bibl. Theolog. 206–208; Maybaum, Die Entwickelung d. Israelit. Prophetentums, 61; Notmek, Amos u. Hosea, 16; Die Entstehung d. Israelit. Religion, 26, 189?. Strasshurg. 38 Текст стиха труден для понимания. Поэтому у экзегетов существует разногласие в его истолковании. Смысл выражения уясняется в зависимости в 1-х от того, как понимается слово, употребленное пророком в применении к Ефрему и переведенное по-русски и славянски «страж». Преобладает толкование этого слова (евр. partic. от ) в смысле «выжидатель» пророчеств или божественных откровений срв. Иер. 6: 17 ; Иез. 3:17 ; Ис. 52:8 ; Авв. 2:1 ), каковой смысл есть вторичный, производный от первоначального «башенный сторож» (как в 4Цар. 9:17–20 ; 2Цар. 18:24–27 ; 1Цар. 14:16 ); во 2-х – в зависимости от понимания слова подле (Бога моего).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Острая вражда между Израилем и его юго–восточным соседом Эдомом объясняет важное место, отведенное географии и истории в данном пророчестве. Взаимная неприязнь Израиля и Эдома имела глубокие корни. Исав, старший сын Исаака и внук Авраама, утратив привилегии, принадлежавшие ему по праву первородства, чувствовал себя обманутым своим младшим братом Иаковом ( Быт. 25:27–34; 27:1– 29,41 ), хотя, согласно автору Послания к Евреям, он сам был в этом виноват ( Евр. 12:16 ). И хотя с Иакова не снимается ответственность, Библия ясно говорит, что и согрешивший может получить Божье благословение (ср.: Евр. 11:9,21 ). Со временем каждый из братьев получил другое имя: Исав был известен под именем «Едом» ( Быт. 36:1,9 ), а Иаков – под именем «Израиль» ( Быт. 32:22–32 ). Эти имена восприняты народами, прародителями которых были Исав и Иаков. Враждебность, возникшая между братьями, сохранилась и в отношениях между этими народами. После исхода израильтян из Египта эдомитяне не позволили им пройти через их территорию в Трансиорданию ( Чис. 20:14–21 ; Суд. 11:17–18 ). Их собственное покорение было предсказано Валаамом ( Чис. 24:18 ). Царь Саул воевал с Эдомом ( 1Цар. 14:47 ), а Давид завоевал его ( 2Цар. 8:13–14 , но см.: NRSV и NIV mg.; 3Цар. 11:15–16 ). Соломон использовал Эдом в своих целях ( 3Цар. 9:26–28 ), невзирая на недовольство эдомитян (11:14–22). В царствование Иосафата (IX в. до н. э.) Эдом в составе военного союза напал на Иуду ( 2Пар. 20:1–2 ). Эдомитяне восстали против Иорама и освободились от иудейского ига примерно на сорок лет, вплоть до конца столетия ( 4Цар. 8:20–22 ; 2Пар. 21:8–10 ). В начале следующего столетия Амасия, царь Иудеи, снова захватил Эдом, устроив большое кровопролитие и продвинувшись по его территории до самой столицы – Селы ( 4Цар. 14:7 ; 2Пар. 25:11–12 ). Позднее Эдом взял реванш, напав на Иудею в царствование Ахаза ( 2Пар. 28:17 ), захватив военнопленных и навсегда освободившись от иудейского господства. Эдом стал вассалом Ассирии, а затем перешел под власть Вавилона, но время от времени строил мятежные планы ( Иер. 27 ). Хотя библейские и небиблейские источники довольно сдержанно оценивают действия Эдома в период разрушения Иуды вавилонянами в 587 г. до н. э., однако 2Езд. 4:45 возлагает вину за поджег Иерусалимского храма на идумеев (эдомитян). Тем не менее эта версия больше нигде не подтверждается (ср.: Пл. Иер. 4:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

24 Глава семейства наравне с меньшим братом своим. В данном случае летописец видимо имеет в виду противоречия, возникшие между священническими семьями в современную ему эпоху. Установленное при Давиде равноправие всех семей должно было послужить примером восстановленной общине (см. ком. к 24,5). Глава 25 25:1–31 Здесь летописец в очередной раз свидетельствует о своем интересе к богослужебным музыке и пению (см. ком. к 15,16–24). 25 начальники войска. Упоминание о том, что Давид делал свои назначения совместно с военачальниками (ср. 11,10; 12,32), должно было придать этим назначениям больший авторитет в глазах членов восстановленной общины. чтобы они провещавали. Летописец неоднократно представляет служителей храма в роли пророков ( 2Пар. 20,14–17; 24,19–22; 29,30; 35,15 ; ср. 4Цар. 23,2 ; 2Пар. 34,30 ). Тем самым он выражает свою уверенность в том, что священникам предстоит сыграть видную роль в восстановлении царства ( Зах. 6,9–15 ). 25 бросили они жребий о череде служения. См. ком. к 24,5 и 24,31. 25:9–31 первый жребий... двадцать четвертый. См. ком. к 24,7–18. Глава 26 26:1–19 распределение привратников. Обязанности привратников описаны в 9,22–29. 26 Сыновья Овед-Едома. См. ком. к 13,13. 26 потому что Бог благословил его. Летописец неоднократно указывает на многочисленное потомство как на знак Божиего благословения (см. ком. к 13,13). 26:13–16 жребии... жребий. О бросании жребия см. ком. к 24,5. 26 на восток. Восточные ворота были главным входом в храм и охранялись шестью левитами (26,17). 26 Овед-Едому на юг. Через Южные ворота в храм входил царь; таким образом Овед-Едому выпала большая честь (26,4.5). 26:20–32 Левиты. Левиты были назначены на служение как в храме (26,20–28), так и за пределами Иерусалима (26,29–32). 26:20–28 смотрели за сокровищами. Речь идет о сокровищах храма (29,6–9; 2Пар. 4,1–22; 34,9–11; 36,7.10.18.19 ). На левитов возлагалась обязанность собирать их и следить за их сохранностью. 26:26–28 Давид... Самуил... Саул... Авенир... Иоав. Очевидно, что летописец называет не все пожертвования в храмовую сокровищницу, а только те из них, которые были сделаны наиболее известными людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 . Бог. Восприятие Бога лежит в основе всех пророческих речей и проявляется во всех последующих основных темах. И все же кое-что можно сказать об исключительно Иеремиевом взгляде на божество. Многие основные темы книги уже появляются в первой главе. Это же верно и для понимания Бога. Он – Бог всего мира, и это становится ясно уже во время первого призвания Иеремии к пророческому служению, ибо Иеремия призван стать пророком для всех народов (1:5, 10, 15, ср. 25:1526, 27:28). Иудея, конечно, была не на последнем месте, но все же пророческая миссия охватывала весь мир. Поэтому довольно большая часть книги посвящена обращению к различным народам (главы 4651). Бог – это Господь всей земли, потому что создал весь этот мир и все его наполняющее (5:22, 8:7, 10:1213, 27:56, 31:3536). Он одновременно близок к каждому (вездесущий) и пребывает над всей землей (трансцендентный) (23:2324). Таким образом, Ему известны помышления каждого (11:20, 16:17, 29:23). В особенности же, Он – Бог Израиля, что подтверждается многочисленными напоминаниями на заключенный завет (см. далее). Но Он также Господь истории; все народы подотчетны ему (главы 4651), а Навуходоносор даже служил Ему (27:6). Для Израиля Он – источник живой воды (2:13), Бог, который избрал его и ввел его в землю (2:17). Он – муж и отец этой нации (2:2, 3:15,19, 31:9:32), ибо возлюбил ее (31:3) и был терпелив к ней (9:24, 31:3, 32:18, 33:11). Поэтому другие «боги» было вовсе и не богами, а бесполезными идолами (2:5:11). Они подобны расколотым водоемам и бессильны что-либо изменить (2:13:28). 2 . Завет. Пророков обычно называют посредниками завета. Это особенно верно для Иеремии. Везде книга подразумевает завет и наполнена лексикой завета, в особенности из книги Второзаконие. Иеремия знал, что Израиль был избран во время Исхода (2:27, 7:2122, 16:1415). Сильную тему суда можно понять только в контексте 28 главы Второзакония и проклятий завета (см. далее в разделе «Грех»). В книге есть многочисленные ссылки на закон (2:8, 6:19, 8:8, 18:18), заповедь (32:11, 35:14,16:18), избрание (33:24), покорность (3:13, 7:23, 11:4, 17:24), на непослушание («не слушали» 7:24,26, 11:8, 19:15) и «Мой народ» (2:11,13, 5:31, 8:7, 14:17). Тема завета особенно подчеркивается в 11 главе (ст. 113), потому что они нарушили его (см. также 14:21, 22:9, 32:40, 33:20,21, 50:5; слова «этот завет», 11:1 встречаются во Втор.5:3, 29:9:14 ). Иеремия восторгается царем Иосией, который привел народ к обновлению завета (22:1516; 4Цар.2223 ). В будущем Иеремия видит заключение нового завета (31:3134, см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

209 В виду соглашения библейских данных с ассирийскими памятниками многие ученые допускают соцарствования и в хронологии царства израильского. Так, напр. по ассирийским надписям Менаим в 738 г. платил дань Феглаффелласару (см. Keilinschr. 124). Между тем по Библии, не предполагая соцарствований, царствование Менаима следовало бы относить к 762–752 гг. (722 г. – падение Самарии – 9 год Осии; 731-й–20-й год Факея; 751–750==1-й год Факея; 752 г. – 1-й год Факии; 762-й – 1-й Менаима). В пользу предположения о соцарствовании Менаима и Факея можно находить подтверждение и в Библии. Так, в 4Цар.15:19 говорится: «дал Менаим Фулу – царю ассирийскому – 1000 талантов серебра, чтобы руки его были за него, и чтобы утвердить царство в руке своей», что город Типсах и округ его от Фирцы не хотел отворить ворот пред Менаимом; может быть, здесь указывается на то, что одна часть царства Израильского признавала царем Менаима, другая же Факея, как ранее случилось относительно Фамния и Амврия. ( 3Цар.16:21 ). 211 «В 17-й год Факея воцарился Ахаз»; так как в 3-ий год Осии воцарился уже Езекия, то для Ахаза оставалось бы лишь года 3–4 двадцатилетнего царствования Факея и года 2–3 Осии: следовательно, далеко не 16 лет: но если допустить соцарствование Ахаза с Иоафамом, то затруднения нет: остальные лет 9 Ахаз правил не единолично. – Есть и другие места, дающие основание допускать совместное царствование, особенно 4Цар.15:1 и 8; в 1-м стихе говорится, что Озия воцарился в 27-й год Иеровоама 2-го израильского, а по 8 стиху сын Иеровоама 2-го Захария воцарился в 38-й год Озии: от 27-го года Иеровоама, царствовавшего 41 год, до Захарии протекло лет 14 Озии: между тем по 8-му стиху тому же промежутку от 27 года Иеровоама до Захарии ставятся в параллель 38 лет Озии; несогласие устраняется, если допустить, что первые 24 года Озия правил совместно с Амасией, и что с 27 года Иеровоама 2-го началось только единоличное правление Озии. Для того, чтобы изъяснять указанные несогласия посредством предположения о междуцарствиях, Библия не дает повода; кроме того, чрез междуцарствия увеличился бы и без того значительный излишек в сумме лет Библии сравнительно с ассирийскими надписями.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В сообщениях 1-й книги Царств весьма трудно увидеть сущность " сонмов пророческих " . Некоторое представление о том, что такое эти сонмы, можно извлечь из анализа употребленного термина. Конечно, судить о сущности какого-либо института по его названию можно только при отсутствии других данных. Для обозначения сонмов пророческих писатель 1-й книги Царств употребляет два термина: hebel nebiim (см.: 1Цар.10:5,10) и lahaka hanebiim (см.: 1Цар.19:20). Первый термин означает не только собрание, толпу людей, в данном случае - пророков; этот термин указывает на более тесное единение лиц, составляющих сонм, чем простое случайное собрание в одном месте. Глагол habal означает " связывать неразрывно " , и существительное hebel означает " тесно объединенный союз людей " . Однокоренное слово hoblim означает " узы " и в Библии употребляется как символ братства, тесного союза. Ведь и у нас употребительны выражения - узы родства, узы братства. Так, в книге пророка Захарии читаем: И переломил Я другой жезл Мой - " узы " , чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем (Зах.11:14). Здесь " узы " символизируют братство. А потому и hebel может означать " братский союз лиц " . С другой стороны, само слово hebel означает " землемерную веревку " (см.: Мих.2:5; ср.: Зах.2:5; Ам.7:17; 4Цар.8:2), " отмеренный участок, область земли " (см.: Нав.17:14; 19:9; Втор.3:4; Соф.2:5), " удел, наследство " как собственность (см.: Втор.32:9), а уже потом означает " союз людей " . Если мы примем во внимание такое значение слова hebel, то мы можем в понятие сонма ввести выделенность его, его обособленность совне. Во Второзаконии сказано: Часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел (hebel) Его (32:9). Таким же уделом Господним были и сонмы пророческие. Как весь народ еврейский был выделен из среды других народов, так и сонмы пророческие выделены были из среды самого народа. Таким образом, анализ термина hebel дает следующие два признака сонмов пророческих: 1) братскую объединенность членов - с внутренней стороны и 2) выделенность и обособленность со стороны внешней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/219/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010