Евстратий Пресвитер (кон. VI – нач. VIIbb.). Житие Евтихия, Патриарха Константинопольского (552–582) Евстратий Пресвитер (кон. VI – нач. VII вв.). Житие Голиндухи (ум. 591) Стефан Иерапольский (кон. VI в.). Житие Голиндухи (ум. 591) Аноним (VI-VII вв.). Житие Евфросинии Александрийской (V в.) Аноним (VI-VII вв.). Житие Маркела Акимита (ум. 485) Григорий, Папа римский (Великий, или Двоеслов) (540–604). Собеседования о жизни италийских отцов Аноним (ок. третьей четверти VIb.). Жития епископов Херсонских (IV в.) VII век Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Илариона Великого (ум. ок. 371) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Герасима Иорданского (ум. ок. 475) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Марии Египетской (ум. ок. 522–528) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Чудеса муч. Кира и Иоанна в египетской пустыне (кон. VI – нач. VII вв.) Феодор, епископ Пафа Кипрского (ок. 625 г.). Житие Спиридона Тримифунтско- го (ум. ок. 348) Георгий (?) (вторая четверть VIIb.). Житие Феодора Сикеота (ум. 613) Иоанн Родосский (VIIb.). Passiones Artemii (ум. ок. 350) Иоанн Родосский (VIIb.). Чудеса вмч Артемия (570–660-е гг.) Аноним (неранее VII в.). Житие Марии (Марина) и ее отца Евгения (V-VI вв.) Леонтий Неапольский (ок. 590–668, напис. во второй четверти VII в.). Житие Симеона Юродивого (ум. 590) Леонтий Неапольский (620–640-е гг.). Житие Иоанна Милостивого, архиепископа Александрийского (610–619) Георгий, Патриарх Александрийский (ок. 630 г.). Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Антоний (вторая четверть VIIb.). Житие Георгия Хозевита (ум. 625) Аноним (вторая четверть VII в.). Чудеса Богородицы (о 626 г.) Аноним (VIIb.). Житие Сахдоны (VII в.?) Аноним (вторая треть VIIb.). Житие Анастасия Перса (ум. 628) Аноним (вторая пол. VII в.). Житие Григория, епископа Assoy (Эфесская митрополия) (сер. VII в.) Анастасий Апокрисиарий (последняя треть VII в.). Житие Максима Исповедника (580–662) Георгий из Ришайны (кон. VII в.). Житие Максима Исповедника (580–662) Аноним (не позднее VII в.). Краткое житие Ефросина-повара

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

      Прав.Анна, мать Пресвятой Богородицы. Св.прав.Анна и Пресв.Богородица. Праздник Зачатия святой Анны особенно чтится в России женщинами, готовящимися к материнству. Этому празднику посвящено много икон. Одна из них находится в храме святого мученика и страстотерпца Иоанна Воина в Москве. На иконе изображена радостная встреча святых и праведных Иоакима и Анны после полученной от Ангела вести о избавлении их от бесчадия.   В конце X века на Святой Афонской горе был построен скит Святой Анны — самый древний из всех Афонских скитов. Опустошаемый в течение многих лет морскими разбойниками, он в XVII веке был восстановлен Константинопольским Патриархом Дионисием, который приобрел у малоазийских христиан стопу святой праведной Анны. В 1680 году там в память успения святой Анны воздвигнут соборный храм. С того времени скит стал носить название «Святой Анны». Он славится на Афоне высокими аскетическими подвигами монахов.   Недалеко от скита Святой Анны находится так называемый Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы или «Малая Анна». Близость этих благодатных мест подчеркивает связь священных событий зачатия и рождества Пресвятой Богородицы. Погребение праведной Анны. По преданию, святая праведная Анна скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. При святом благоверном царе Иустиниане (527-565) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685-695; 705-711) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь. Успение св.праведной Анны отмечается 7 августа (25 июля).                           Величание на Успение праведной Анны:              Величаем тя,/святая праведная Анно/прамати Христа Бога нашего,/и всечестное славим/успение твое.       Тропарь праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, глас 4            Днесь безчадия узы разрешаются,/Иоакима бо и Анну услышав, Бог/паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу,/из, Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв,/Ангелом повелев вопити Ей:/радуйся, Благодатная,/Господь с Тобою.

http://isihazm.ru/?id=815&c_pid=1

С. Б. Сорочан Хронологизированный перечень агиографических источников (персоналии) IV век Евсевий Памфил (330-е гг.). Жизнь Блаженного василевса Константина (324–337) Афанасий Александрийский (третья четверть IV в.). Житие Антония Египетского (ок. 250–356) Аноним (вторая пол. IVb.). Житие Пахомия Великого (ок. 290–346) Григорий Назианзин (370-е гг.). Панегирик сестре Горгонии (ум. 370–374) Григорий (конец IVb.). Элогиум Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Григорий (конец IV в.). Житие Григория Богослова , Патриарха Константинопольского (329 – ок. 390) Григорий Нисский (380 г.). Житие Св. Макрины (IV в.) V век Аноним (Vb.?). Повесть об убиенных Синаитах-мучениках (IV в.) Аноним (Vb.). Житие и чудеса Василия Великого (ок. 330–379) Аноним (Vb.). Житие Афанасия Великого , епископа Александрийского (ок. 295 – ок. 373) Аноним (Vb.). Житие Григория Нисского (ок. 335–395) Аноним (Vb.?). Житие Евпсихия (IV в.) Аноним (Vb.). Апокрифическая легенда об Авгаре (IV-V вв.) Аноним (Vb.). Житие Фоки Синопского (IV в.) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (IV в.) Тимофей, Патриарх Александрийский (Vb.). Чудеса муч. Мины (IV-V вв.) Палладий Еленопольский (нач. V в.). Диалог на Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Аноним (первая пол. Vb.). Житие Епифания, епископа Кипрского (ум. 402/403) Марк Диакон (ок. 350–430). Житие Порфирия, епископа Газского (ум. 419/420) Каллиник (ум. ок. 446). Житие Ипатии (366–446) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (V в.) Геронтий (?) (ум. ок. 484). Житие Мелании Младшей (Римлянки) (383–439) Аноним (вторая пол. Vb.?). Достопамятные предания о Пимене Великом (ум. ок. 450) Антонин (последняя треть Vb.). Житие Симеона Стилита (389–459) Аноним (Vb.). Чудеса Св. Феклы в Мериамлик (V в.) Аноним (V в.). Житие Иоанна Кущника (V в.) (переведено во второй пол. IX в. Анастасием библиотекарем) Мартирии Saints Notaires (V-VI вв.) Аноним (кон. V – нач. VI вв.). Житие Даниила Стилита (409–493) Аноним. Житие Св. Анины (вторая пол. V в., ум. до 500 г.) Александр Монах (V – первая пол. VI вв.). Сказание об обретении и воздвижении Святого Креста (IV в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мартиролог Флора Лионского (IX в.) под 19 окт., следуя Иеронимову Мартирологу, указывает память П. под 19 окт., однако вместо 9 др. мучеников названы 49 и не указана память 8 окт. Мартиролог Адона Вьеннского полностью следует Мартирологу Флора, а под 8 окт. отмечена память Пелагии, «называемой грешницей», т. е. прп. Пелагии Антиохийской (MartAdon. 1984. P. 350). Мартиролог Узуарда вслед за Флором Лионским также под 19 окт. помещает память П., а под 8 окт.- память прп. Пелагии Антиохийской. Римский Мартиролог кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) содержит день памяти П. под 9 июня (MartRom. P. 230); здесь, очевидно, воспроизводится память, указанная в Синаксаре К-польской ц. под той же датой. Также под 19 окт. в Римском Мартирологе стоит память «мучеников Вероника, Пелагии девы и еще 49 антиохийских» без сказания (MartRom. P. 462). Современная редакция Римского Мартиролога не включает указанных выше памятей, но под 8 окт. содержит отдельную память П. (MartRom. (Vat.). P. 529). Память П. со сказанием была при переводе с греческого языка (кон. XI - нач. XII в.) включена в слав. нестишные Прологи (см.: Славяно-русский пролог по древнейшим спискам. М., 2010. С. 178-180), причем сказание следует версии, в которой отсутствует упоминание о самоубийстве П. Также память святой входит и в стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 29-30); впосл. сказание о П. было внесено в ВМЧ свт. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 89 паг.]). В «Книге житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митр. Ростовского, мученичество П. описано кратко ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 1 . Л. 196 об.). Ист.: BHG, 1477-1477d; Ioan. Chrysost. De sancta Pelagia virgine et martyre//PG. 50. Col. 579-586 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвальные беседы о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей//Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 622-631); Amros. Mediol. De virginib. 3. 7. 33//PL. 16. Col. 229 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. О девственницах//Собр. творений. М., 2012. Т. 2. С. 177); idem. Ep. 37 ad Simplicianum//PL. 16. Col. 1139-1140 (рус. пер.: Он же. Письмо 7. 38//Там же. 2014. Т. 4. Ч. 1. С. 177); ActaSS. Oct. Т. 8. P. 421-423; SynCP. Col. 117-120; PO. 10. P. 21; Euseb. Hist. eccl. VIII 12//PG. 20. Col. 769, 772; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 310-311; ЖСв. Окт. С. 198-199; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 380; MartUsuard//PL. 124. Col. 593-594; Frauchi de " Cavalieri P. La «Homilia II in S. Pelagiam» e veramente di S. Giovanni Crisostomo?// Idem. Note agiografiche. R., 1935. Vol. 8. P. 279-303. (ST; 65).

http://pravenc.ru/text/2579918.html

См. нашу брошюру: «Филарет, митрополит Московский, и Иннокентий архиепископ Херсонский». Опыт краткой характеристики. Спб. 1901 г. Вообще литература о митрополите Филарете очень обширна, а писания и творения его можно сказать еще обширнее. Вот список их: Филарет, митр. Моск. Государственное Учение. М., 1888 г. – Донесения и письма по некоторым церковн. и государствен. вопросам. Спб. 1891 г. – Записки руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перев. сей книги на русск. нареч. М., 1867 г. – Начатки христианского учения. – Начертание церковно-библейской истории. М., 1887 г. – О догматическом достоинстве и о хранительном употреблении греческого седмидесяти толковников и славян. переводов Священн. Писания. М., 1858 г. – Опыт изъяснения псалма LXVII. М., 1889 г. – Переписка с С. Д. Нечаевым. Спб., 1895 г. – Писъма к Высочайшим особам и разным другим лицам. Собраны и изданы Саввою архиеп. Тверск. и Кашинск. Тверь, 1888 г. – Письма к игумении Спасобогород. монастыря Сергии. Тверь, 1890 г. – Письма к покойному архиеписк. Тверскому Алексею, 1843–1867 г. М., 1883 г. – Пророческие книги Ветх. Завета. Из академич. чтений. М., 1874 г. – Пространный христианский катехизис. – Пространный христианский катехизис. На немецком нныке. Спб., 1887 г. Пространный христианский катехизис. На польском языке. Спб., 1840 г. – Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакц. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Т. I. Спб., 1885 г. – Т. II. Спб., 1885 г. – Т. III. Спб. 1885 г. – Т. IV. М., 1886 г. – Т. V. Часть первая. М., 1887 г. – Т. V. Часть вторая. М., 1888 г. – Том дополнит. (Собрание мнений и отзывов). Спб. 1887 г. – Собрание мнений и отзывов по делам Православной Церкви на востоке. Спб., 1886 г. – Сочинения. Слова и речи. 5 том. М., 1873–85 г.г. Труды по переложению Нового Завета на русский язык. Спб. 1893 г. Но здесь мы не имели возможности перечислить все решительно писания и творения приснопамятного иерарха.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Есть следы родственников в Швеции. Будем, с Божией помощью, пытаться выйти на оставшихся в живых потомков. 20 июля 2005 году, когда мы с мужем были у могилы Анны в день ее упокоения, к могиле подошла женщина, как потом оказалось, родственница Веры Запеваловой, служанки Анны. Она пришла полить цветы на могиле своих родственников, в том числе и Веры. Промыслом Божиим могилы их рядом, на одной линии, хотя разница в годах смерти - 20 лет. Эта женщина и ее брат Паули Карасваара посещали Веру, знали и Анну. С тех пор мы общаемся с ними. У Паули Карасваара хранится кое-что из скудной обстановки их квартиры и предметов личного пользования, он же по нашей просьбе написал воспоминания о Вере. После смерти Анны ее архив хранился у Веры. Вера скончалась в доме престарелых русских людей, архив хранился на чердаке дома. После смерти Веры, через определенное время по причине его невостребованности, был уничтожен. В музее финской православной церкви города Куопио якобы хранится перстень Царицы Александры Феодоровны, данный Анне, когда их разлучали в Царском Селе и они обменялись кольцами. Сама я, к сожалению, там не была. На письменный запрос мы получили ответ, что архива Анны они не имеют. У нас есть печальная история по собиранию акварелей Анны. С упомянутым выше Йормой Охисало мы договорились делать совместную работу по собиранию фактов из жизни Анны в Финляндии. Он сказал, что жил недалеко от Анны и у него было две ее акварели, мы с мужем попросили его собрать и оставшиеся, так как живем в 70 км от Хельсинки. Предложили свой проект по их популяризации. Он собрал около 20 акварелей и осенью 2008 года организовал выставку в Успенском Соборе. Пока он, к сожалению, не выходит на связь с нами... - Архиепископ Арсений из Ново-Валаамского монастыря написал несколько глав о финском периоде жизни Анны Александровны. Он использовал при написании материала какие-то подлинные документы? - Во второй книге воспоминаний Анны Александровны на финском языке есть одна глава, написанные епископом Арсением о финском периоде жизни Анны Александровны «Новая Родина».

http://ruskline.ru/analitika/2009/07/14/...

библ. XII-XIV в. совпадает числами и в Минеях, исключая прп. Иоанникия 3н.; есть Кирилл и Мефодий 14 ф. и 6 апр., и других 4 моравских св.. (происхождение из Маравии?); из русских – перенесение мощей св. Николая, dvx Герория 26 н., Бориса и Глеба 25 ил., Леонтия и Игнатия ростовских. Иерусалимский месяцеслов Месяцеслов в представителях Иерусалимского устава – Типиконах и Минеях – однообразнее Студийского. Древнейшие греческие Типиконы Моск. Румянц. Муз. Сев. собр. 35/491 XIII в. и Моск. Синод .библ. 456 XIII в. и 381 XIII-XIV в.имеют впервые 8 янв. Георгия Хозевита, 14 окт. (не 12, как ныне) Космы Мают., 3 н. освящение церкви (с. 448) вмч. Георгияв Лидде; лишние против нынешнего устава памяти: 1 сент. великого пожара (в К-поле 468 г.), 4 сент. еще мч. Вавилы Никомидийского и 84 детей (IV в.), Ермионии и Евтихии сестер (в друг. – дочерей) диак. Филиппа, 4 ил. Михаила Хониата , архиеп. Афинского (XIII в.); не достает нынешних: 6 сент. ап. Архиппа, 22 сент. Ионы пр. и Иона пресв.., 15 окт. Евфимия Нового, 29 н. Акакия в Лествице, 13 дек. мч. Лукии, 31 м. ап. Ермия , 12 ин. Петра Афонского; 5 ил. Афанасия Афонского добавлено позднейшею рукою. Славянские Иерусалимский уставы почти во всем повторяют месяцеслов греческих, иногда обнаруживая следы и большей древности; например, уст. Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в. имеет 6 сент прп. Евдоксия, 23 дек. прп. Нифонта, 28 ф. патр. Протерия. В разном количестве разные списки устава вносят специально русские и славянские памяти; так в 328/383 XIV в. есть Покров, Николая 9 м., прп. Феодосия, Владимира, Бориса и Глеба 2 раза, Игнатия Ростовского, Кирилла 14 ф.; в 329/384 XIV в. еще отмечены дни преставления Петра и Алексия м. Московских (позднейшею рукой), но в 678/386 XV в. уже меньше русских памятей: прп. Феодосия, св. Владимира, Бориса и Глеба, прп. Сергия, м. Петра и еп. ростов. Игнатия (три последний приписаны позднее); напротив 336/388 XVI в. не только имеет славянских и русских святых более нынешнего Типикона, но и греческих памятей более, чем греч. Тип., например, 3 и 14 н. Григория Паламы , 28 янв. Исаака Сирина . Рукописные славянские Минеи Иерусалимского типа представляют еще более разности: в большинстве мч. Конона 4 мр., а прп. Герасима 5 мр.; в одной Ипатий Гангр. 16 н., а не 31 мр.; в Минеях XVI в. появляются службы Стефану Сурожскому 15 д., прп. Параскеве 14 окт. (из ю-слав. Миней XIV в.), вмч. Параскеве 28 окт., прп. Андрею 2 окт. Впервые появляются из Афонских свв. кроме Афанасия и петра – в Минеях XIV-XV в. Михаил Малеин 12 ил. и Евфимий Новый 15 окт. Славянскими и русскими святыми Минеи беднее Типиконов; службы им обычно писались в конце книги и до XV в. их почти нет; первыми появляются памяти пр Саввы 14 янв. и Арсения Сербских 28 окт., позднее – болгарских: иоанна Рыльского 19 окт. и Илариона Мглимского 21 окт.; Кирилла и Мефодия нет. Из русских в Минеях XIV-XV в.иногда службы Покрову, св. Владимиру, Знамению 27 н. и Варлааму Новг. 6н. Римско-католический церковный год

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

8/21 РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. 9/22 Прав. Иоаким и Анна, родители Девы Марии. 14/27 ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ. 16/29 Свт. Киприан Московский (ум. 1406), родом серб, первосвятитель Русской церкви, писатель и переводчик. 17/30 Мцц. Вера, Надежда, Любовь и София. По преданию, пострадали в правление Адриана (начало II в.). 18/1 окт. Икона Божией Матери «Целительница» (XVIII в.). 20/3 окт. Мчч. князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор; погибли в ставке хана Батыя (1245), отказавшись совершить языческий обряд. 21/4 окт. Свт. Димитрий Ростовский (1651–1757), уроженец Украины, выдающийся архипастырь, писатель и просветитель, автор «Житий святых». 23/6 окт. . Зачатие св. Иоанна Крестителя (Лк 1,1 сл.). 25/8 окт. Преставление (кончина) преп. Сергия Радонежского (1392), одного из величайших русских святых, основателя Троице–Сергиевой Лавры. 26/9 окт. Преставление св. ап. и ев. Иоанна Богослова (ок. 100), любимого ученика Христова, автора 4–го Евангелия. 27/10 окт. Преп. Савватий Соловецкий (ум. 1435), один из основателей русского подвижничества на Севере, положил начало Соловецкому монастырю на Белом море (совместно со св. Германом). 28/11 окт. Память преп. отцов Киево–Печерской Лавры, первого большого монастыря на Руси (основан в XI в.). Блгв. кн. Вячеслав (ум. 935), один из первых христианских князей Чехии. 30/13 окт. Сщмч. Григорий Просветитель (ум. 335), апостол и первый епископ Армении, родом из Персии. Свт. Михаил, первый митрополит Киевский (ум. 992); был прислан на Русь из Византии при князе Владимире. Октябрь 1/14 Покров Пресвятой Богородицы, праздник, посвященный молитвенному предстоянию Богоматери за мир. Преп. Роман Сладкопевец (V в.), уроженец Сирии, диакон, знаменитый византийский поэт и гимнотворец. Преп. Савва Вишерский (ум. 1461), основатель монастыря в Новгородской области. 2/15 Преп. Андрей Юродивый (ок. 936), византийский святой, родом славянин, вел нищенствующий образ жизни. Блгв. Анна Кашинская (ум. 1338), княгиня–инокиня. 3/16 Дионисий Ареопагит. Псевдоним неизвестного византийского богослова (конец Vb.), творения которого пользовались большим авторитетом в Церкви на Востоке и Западе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместо повествования здорового, хоть и грубоватого, шедшего прямо к цели, какое-то расплывчатое нагромождение стилистических украшений, изысканных и сложных, отвечавших господствующему в изобразительном искусстве стилю барокко» 590 . Состав Патерикона С. Коссова 593 , восходящего к редакции К I I ч-1 можно представить в следующем виде: л. 1 – «Патерикон, или жития святых отец печарскых, пространнее славенскым языком чрез святаго Нестора, законника и летописца росскаго, прежде написаный, лета же от воплощения Господня (1635), а греческых, латинских, славенских и полскых летописцов чрез чеснаго о Христе отца Силвестра Коссова, епископа Мстиславскаго, Оршанскаго и Могилевскаго, собраный, и полским языком в Киеве в типографии святыя лавры Печарокиевския изданый»; л. 2 – предисловие («К читателю православному»); л. 7 – «О крещении россов» (выборка из летописных источников); л. 14 – Житие Антония Печерского (распространенная редакция Слова, что ради прозвался монастырь Печерским); л. 17 об. – «Назнаменания имен» (свод летописных сведений о первых русских князьях и киевских пещерах); л. 20 – Житие Феодосия Печерского (с включением «слов» о перенесении мощей святого и об оковании его гроба); л. 47 об. – «Назнаменания имен» (летописные заметки о событиях времени жизни Феодосия: о половецких набегах, княжеских «которах» и т.п.); л. 49 об. – Житие Стефана, игумена Печерского (биографические сведения о святом, взятые из Жития Феодосия); л. 50 об. – Слово о создании церкви Печерской (без «чуда» об Иоанне и Сергии); л. 60 об. – Слово о первых черноризцах печерских, разбитое на три самостоятельных жития – «гистории» о Дамиане (л. 60 об.), о Матфее (л. 62), об Иеремии (л. 63); выделенные из жития Феодосия рассказы о Варлааме (л. 64) и о Никоне (л. 67 об.); л. 70 об. – Житие Исакия (четвертая часть летописного «слова» о печерских первоподвижниках) 594 ; л. 75 – Житие Никиты (с дополнениями летописного происхождения о епископах, которые изгоняли беса из монаха); л. 78 об. – Житие Лаврентия; л. 80 – «Чудо» об Иоанне и Сергии; л. 81 об. – Житие Алимпия; л. 88 об. – Житие Агапита 595 ; л. 96 – Житие Моисея Угрина; л. 103 об. – Житие Прохора; л. 110 – Житие Феодора и Василия; л. 119 об. – Житие Пимена; л. 125 – Житие Спиридона 596 ; л. 126 об. – Житие Евстратия; л. 129 об. – Житие Никона; л. 131 об. – Слово о Кукше и Пимене; л. 132 об. – Житие Афанасия; л. 134 – Житие Григория; л. 141 об. – Житие Иоанна; л. 143 – Житие Арефы; л. 144 об. – Сказание о Тите-попе и Евагрии-дьяконе; л. 146 об. – Житие Нифонта Печерского; л. 149 – Слово об Онисифоре 597 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010