1143 Побробное и частнейшее сравнительное исследование вопроса о свободе и благодати в их взаимном отношении у преп. Кассиана и у восточных о. о. считаем в данном случае неуместным; это должно составить совершенно особый труд и труд обширный. В данном случае достаточно в приложении к аскетическим воззрениям пр. Кассиана указывать только, что основание возможности осуществления подвижничества у преп. Кассиана восточных аскетов одно и тоже. Мы указали вкратце и общее решение вопроса о взаимоотношении свободы и благодати в процессе спасения у восточных о. о., положенное пре. Кассианом в основу своих взглядов на свободу и благодать. Учени е вост. аскетов о благодати можно читать в сочинении Wörter , a: «Der Pelagianismus nach seiner Ursprung und seine Lehre». Freiburg. 1866 г. 1151 Вас. В. «Правила простр. излож.» твор. т. 5 стр. 91–92. Иоан. Злат. «Слово о сокрушении», т. 1 стр. 159; «Слово к Стагирию. Т.1 стр. 169; твор. Иоан. Зл. Изд. Д. Ак. при «Христ. Чтен.». Сравни с ними И. Кассиана Соб. 11 «О совершенстве». 1153 Антон. В. Доброт. т. I стр. 33. Ср. стр. 110, 134 и 77. Срав. Макар. В. Доброт. т. I стр. 231. 1155 Макар. Вю. Доброт. т. I стр. 250–251. И. Злат. (Слово к Стагирию). Нил Син. т. I стр. 100–117. 1156 Ант. В. Доброт. т. 1 стр. 35 (§ 38). Это состояние есть уже предвкушение будущего блаженства, каким наслаждаются теперь горные силы. Т. об царство небесное еще начинается здесь на земле, срав. Мак. В. Доброт. т. 1, 264 стр. 1157 «Устав отшельнической жизни. Доброт. т. 1 стр. 50–54; 94–115, Мак. В. «Беседы». Доброт. т. 1 стр. 196–260 Вас. В. «Слово подвиж. и правила», т. 5 стр. 61–63 и др. Григ. Нисск. «О жизни Моисея». Твор. ч. 1 стр. 312, 360. Авва Исаия . Доброт. т. 1 стр. 303, 374. 1159 Доброт. т. 1 стр. 603 (об осьми помыслах к Анатолию) и твор. Нила Син. т. 1 стр. 201–219. Срав. преп. Кассиана Inst. V-XII и Соб. V. 1163 «Беседы» Мк. В. Доброт. т. 1 стр. 157 (§ 14), стр. 213–216. Григ. Нисск. твор. т. 1 стр. 412–443 «О молитве» Нил Син. твор. т. 1 стр. 243 «Слово 1-е к Евлагию». Т. 2 стр. 65–69 «Слово подвижническое».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

2). 938 Пр. Исаак (V в.) говорил: «отцы наши и авва Памво († после 386 г.) носили ветхие, изорванные и пальмовые одежды». (Изр. св. ст. Ис. Келл. 7). Пр. Памво и Исаак говорили: «монах должен носить одежду, которую никто не взял бы, если бы выбросить ее из келии на целые три дня» (Изр. св. ст Памв. 6, Ис. Кел. 12). 939 Август . на Пс. 82. 940 Др. пат. IV, 69 (57). 941 Изр. св. ст. Сер. 1. Аналогичный несколько случай рассказывается в «Луге духовном» о целомудренной вдове, которая образумила увлекшегося ею монаха тем, т. пр., что заставила его совершить у себя обычную монашескую молитву (Луг духовный, гл. 203). 942 Лавс. 30 (32). 943 Изр. св. ст. Мак. Ег. 33. 944 Изр. св. ст. Римл. 1. 945 Там же. 946 Лавс. 22. 947 Изр. св. ст. Мак. Ег. 19. 948 Изр. св. ст. Арс. 30. 949 Изр. св. ст. Пим. 31. 950 Лавс. 60 (69). 951 Изр. св. ст. Сис. 31. 952 Василий В . Письмо к Кесарии, 289. 953 Изр. св. ст. Мр. Ег. Рус. пер.: приносил ему св. причащение. 954 Др. пат. IX, 15. 955 «Один старец имел у себя доброго ученика, но по своему малодушию выгнал его из келии и выбросил ему милоть. Брат не отходил от келии и сидел за дверью. Старец отворил дверь, и нашедши его сидящим тут, поклонился ему и сказал: Отец мой! Долготерпеливое смирение твое победило мое малодушие. Войди сюда, и отныне ты будешь старшим и отцем, а я младшим и учеником» (Изр. св. ст. Римлян. 2). 956 Афан. В . Жизнь Антония. § 15. 957 Лавс. 66 (75). 958 Как напр. пещера самого св. Антония на последнем месте его подвигов. Таких пещер много в Египте. 959 Афан. В . Жизнь Ант. § 45, 48. 960 § 3. 961 § 44. 962 Антоний В . Письмо 2. 963 Афан. В . Жизнь Ант. § 44. 964 Изр. св. ст. Ант. 10. 965 Лавс. 25 (28). 966 Афан. В . Жизнь Ант. § 16. 967 В этом отношении характерен разве взгляд самого пр. Антония на силу священнослужительских молитв. «При всей духовной высоте своей, он чрезвычайно уважал церковное правило, и всякому церковнослужителю готов был отдавать пред собою пред почтение. Не стыдился преклонять главу пред епископами и пресвитерами. Если когда приходил к нему какой диакон ради пользы своей, он предлагал ему слово на пользу, но совершение молитв предоставлял диакону» ( Афан. В . Жизнь Ант. § 67.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

III. Сербских святителей и учителей архиепископов: Саввы 1 (12 янв.), Арсения 1 (28 окт.), Саввы († 12 февр. ок. 1269, сн. 8 февр.), Евстафия 1 † ок. 1285 (4 янв.), Иакова († 1292 февр. 3), Никодима († 1325, сн. 11 мая), Даниила (1325–1338, еще 20 дек.); патриархов Иоанникия II († 3 сент. 1354), Ефрема II (1376–1382, † после 1395 т. сн. 15 июня), Спиридона (1382–1388), Макария (1557–1574, мощи в печьском монастыре), Гавриида 1 (Раича), пострадавшего от турок в 1659 году, Григория , еп. сербского (упоминается ныне в Сербляке; от корене Нееманичей, его же мощи быша в монастыре Куманице на р. Лиме). Служба всем им в Сербляке. (Сн. Голубинск. стр. 473. 478. 482. 673. Гавриил в синакс. Никод. 13 дек.). Архим. Арсений в Правосл. Обозрении 1868 г. ч. II. годы кончины полагает Евстафия 1 в 1279 г., Иакова в 1285 г., Иоанникия II в 1354 г. IV. Поклонение честных древ. Моск. (у Маттея или ошибочно вместо 30 июля или пред 1 или 14 сентября вынос креста из палаты был). V. Св. Филонида . Петр. Асс. Антон. 240 и др. (МГр. 17 июня). Стефана папы римского, 12 учеников его и прочих. Вен. (2 августа). Ап. Фаддея . Сир. (21 авг.). Иринея, Ора и Орепса . МКр. М. Гр. 1595 (22 авг. МГр.). Мучч. Аристоклея, Димитриана и Афанасия . 51 (20 июня). Мучч. 33 в Никомидии. 724 (28 МГр.). Попразднство Предтечи . Уст. Иерус. и Студ. Пр. Евфросина псковского. 51. 201. (15 мая). Анастасии патрикии. 724. (10 марта). Пренесение мощей ап. Варфоломея . М. 79 (25 авг.). Св. Иринея лионского. До Мак. (23 авг.). 31 I. Положение честного пояса пресв. Девы Богородицы . Положен в Халкопратии при Аркадии (395–408). Чрез 510 лет исцелена им Зоя, супруга Льва Мудрого (889–912). Все за Син. 2. и Конст. МКр. М. 450. М. 11 и 12 в. Канон 1 Иосифа, 2 Георгия (Никомидийского). Служба. В и Нан. 2 Обновление в Халкопратиях и положение честного пояса (Пар. 29 августа). Св. Геннадия , патриарха цареградского, (458–471). Ч. М. (Вас. 25 авг. МГр. 17 ноября и 25 августа. 1621 августа 27. Конст. 42. Иер. Флор. Асс. Остр. Мст. и др. 20 ноября. Мак. 22 ноября. Нан. 1. Моск. 23 ноября. 51 февр. 16 и 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Мелетинской иконы Божией Матери. Евсевия , еп. города Кивала на притоке реки Савы пострадавшего при Валериане (257–258) и Пуллия чтеца той же церкви, пострадавшего в 304 г. Святые Южн. славян. Филарета. IV. Пр. Стефана ксилинита (в слав. прологах древянимка). 240. 319. 1370. Авраама , иже в Латре. Сирм. 240. 319 (Мартынов сделал Iamronis – разбойника). V. Муч. Савина . Неап. (16 марта). В Неап. он поставлен здесь вместо Монтана, что в Р. М. ныне. Причина перестановки неизвестна. Филимона и Домна . Вас. Сирл. и др. (МГр. 21 марта). Каллиника и Василиссы . Вас. (22 мар.). Стефана триглийского. 240. Гр. М. Сирл. и др. (28 мар.). Иоанна , патриарха иерусалимского. Тур. Маз. (30 мар. МГр.) Мучч. Мануила и Феодосия . Хлуд. 33. Ап. 346. МГр. М. Р. (27 мар.). Преп. Александра . 54. (23 февр.). Василия , еп. амасийского. Екл. (26 апр.). Пр. Исаакия . Нан 2. Антон. Муз. 13 (30 мая). Преставление Варсанофия , еп. тверского. 1646. 1648. 1659 (4 окт.). Серапиона , архиеп. новгородского. 1621 (16 мар.). 27 I. Св. муч. Матроны селунской. Иер. Кал. Флор. 1. Екл. Мст. Охр. и др. МКр. М. 451. М. 1369. Канон Феофана. Служба. (Вас. 240. 28 мар. 248 нояб. 18. Син. 1. мР. В. А У. Н. М. Р. 15 мар. Копт. 7 сент.). Пр. Иоанна прозорливого пустынника египетского, † 393 г. Ч. М. мР. А. Н. М. Р. (МГр. Ник. 6 фев.). Свв. мучч. Мануила и Феодосия . Вас. (Еммануила). 240. 1370. 1429. (Мак. МГр. М. Р. 26 мар. МГр. втор. Мануила 30 окт. Соф. Обих. XIII в. Мануила 28 мар.). П. Пр. Кирика в Апре во Фракии. 240. Шиф. 1370. Апр на реке Мелане, иначе Феодосиополь – крепость. Прор. Анани . 2 Паралипом. гл. 16. 1370. Преп. Павла , еп. Коринфа, брата Петра, еп. аргосского, † ок. 880–890 г. 240. 1370. Сирм. Деян. св. ( Екл. 12 нояб.). Свв. мучч. Иоанна и Врухия мечем. 1370. (у Никод. Варухия, в Мед. Сирл. и МГр. 1820 г. Ионы и Варахисия, у нас 28 марта). V. Филита, Лидии и дружины. Вас. Рум. ЧГр. XI в. 1370 и др. (23 марта). Кодрата священномуч. Вас. (МГр. 26). Пр. Исаакия пресвитера. Неап. Син. 1. Мак. житие (30 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(ок. 10 раз) и 1 и 3 Мак. (4 раза), и только трижды, в книге прем. Солом. (несомн. греч. происхождения) в значении греческо-классическом, т. е. брака (13:17, – 14:24. 26), – также γαμικς и γαμετ только в 3Мак.4:6 и 4 Мак. 2:11. Вместо того употребляются: большей частью – διδναι и λαμβνειν и сложные – с ες (чаще) и без ες – γυνακα, иногда: εναι и γιγνεσθαι ες γυνακα, μνηστεεσθαι γυνακα, χειν γ, κτσθαι ες, συνοικζειν и συνοικειν с дат. (вар. вин.), καθζειν, ρπζειν, φερνζειν γυνακα, πιγαμαν ποιεσθαι и γαμβρεειν, соответственно евр. баал, лаках, наса, араш, хатан, махар и йашав в разных формах. 1851 Ст. 9. Апостол говорит одновременно и вместе „безбрачным“ мужчинам – τος γμοις и „вдовам“ – τας χραις, что „если не воздерживаются, пусть побрачатся (вступят в брак – γαμηστωσαν, др. чт. γαμετωσαν – брачатся, вступают в брак), ибо лучше брачиться (вступать в брак – γαμεν, др. чт. вступить в брак, побрачиться – γαμσαι), чем разжигаться. Оба разночтения не имеют для нас значения. Ст. 10: τος γεγαμηκσιν также, надо полагать, обнимает и женщин, и мужчин, ибо далее речь идёт сначала именно о жене, к которой прилагается и термин γαμος, а потом уже о муже. 1852 Ст. 28: „если же и женишься (или: вступишь в брак, побранишься – γαμσς в В. [γαμσ в А.) др. γμς в К. L. Ор. др. но λβς γυνακα D. E. F. G. Ит. Вг. Гот. Меф. (но без γυνακα). Терт. Амвросиаст , – вариант, для определения смысла термина также безразличный, ибо касается мужчины] не согрешишь и если выйдет замуж (или: вступит в брак, побранится – γμ, без разночт. кроме несуществ. γμ – в F. G.) девица, не согрешит. Ст. 33–34: „женатый“ (или: оженившийся, вступивший в брак – γαμσας против. γαμος ст. 32) и „замужняя (или: вступившая в брак, мужатая – γαμσασα против. γαμος ст. 34, и именно γυν κα παρθνος). 1854 Более обычный у греков мужской язык в применении к брачному термину о женщине у иовоз. писателей можно объяснять тем, что во многих отношениях брачное право женское у евреев времён первохристианства приближалось к мужскому более, чем у тогдашних греко-римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

пр., что заставила его совершить у себя обычную монашескую молитву (Луг духовный, гл. 203).    Лавс. 30 (32).    Изр. св. ст. Мак. Ег. 33.    Изр. св. ст. Римл. 1.    Там же.    Лавс. 22.    Изр. св. ст. Мак. Ег. 19.    Изр. св. ст. Арс. 30.    Изр. св. ст. Пим. 31.    Лавс. 60 (69).    Изр. св. ст. Сис. 31.     Василий В. Письмо к Кесарии, 289.    Изр. св. ст. Мр. Ег. Рус. пер.: приносил ему св. причащение.    Др. пат. IX, 15.    «Один старец имел у себя доброго ученика, но по своему малодушию выгнал его из келии и выбросил ему милоть. Брат не отходил от келии и сидел за дверью. Старец отворил дверь, и нашедши его сидящим тут, поклонился ему и сказал: Отец мой! Долготерпеливое смирение твое победило мое малодушие. Войди сюда, и отныне ты будешь старшим и отцем, а я младшим и учеником» (Изр. св. ст. Римлян. 2).     Афан. В. Жизнь Антония. § 15.    Лавс. 66 (75).    Как напр. пещера самого св. Антония на последнем месте его подвигов. Таких пещер много в Египте.     Афан. В. Жизнь Ант. § 45, 48.    § 3.    § 44.     Антоний В. Письмо 2.     Афан. В. Жизнь Ант. § 44.    Изр. св. ст. Ант. 10.    Лавс. 25 (28).     Афан. В. Жизнь Ант. § 16.    В этом отношении характерен разве взгляд самого пр. Антония на силу священнослужительских молитв. «При всей духовной высоте своей, он чрезвычайно уважал церковное правило, и всякому церковнослужителю готов был отдавать пред собою пред почтение. Не стыдился преклонять главу пред епископами и пресвитерами. Если когда приходил к нему какой диакон ради пользы своей, он предлагал ему слово на пользу, но совершение молитв предоставлял диакону» (Афан. В. Жизнь Ант. § 67.)    См. ниже.    Изр. св. ст. Ант 38.     Афан. В. Жизнь Ант. § 15.    Там же. Такие беседы – зародыш позднейших «оглашений» игумена, нынешних «оглашений в притворе».     Афан В. Жизнь Ант. § 45.    Лавс. 20 и др.     Афан. В. Жизнь Антония. § 69. Такое значение одной личности в подвижничестве – основа для позднейших больших прерогатив игумена в уставах.     Лобачевский С.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Св. муч. Фервуфы девы и сестры ее с рабынею в Персии в 341 или 343 году. 1370. 1429. Сирл. ДоМак. Мак. (Вас. 240. Охр. 5 апр. Сирл. втор. 19 нарт. М. Р. А. У. 22 апр. умерщвлены 5 мая). Преп. 3осимы палестинского, видевшего Марию египетскую, процветавшего при Иустине старшем (518–526). 240. Сирл. Тип. У. 1236. М. Р. (Папебр. 1 апр. 51 апр. 5. Син. 1 апр. 14. УКр: 19 апр. УКр. втор. МКр. 27 апр. Соф. М. 12 в. 29 апр.). Пр. Георгия , иже в Малеи. Сирл. Ев. 1270. У. 1298. МКр. М. 11 и 12 в. По М. Порф. и греч. печ. минее 1870 канон Феофана, что и у нас. Служба. (Кал. 3 апр. Иер. Нан. 43. Мст. 240. М. Порф. и др. 5 апр. Ев. 1 Сергия 5 апр. Ап. 346 апр. 7. М. 12 в. втор. со службою 15 апр. Шиф. 4 апр. и 12 мая. Клар. 5 апр. и 12 мая.). II. Пр. Феоны солунского митрополита 16 века. Афон. патер. III. Пр. Зосимы ворбозомского, основавшего монастырь на озере ворбозомском в 20 верстах от Белозерска, ученика Корнилия комельского. Мощи под спудом в благовещенском храме упраздненной обители. Священномуч. Никиты албанского славянина, пострадавшего от турок в сей день в 1808 году. Филар. и Афон. патер. IV. Каллиника , зверми изъеденного. 1370. 1429 (1 апр. Это новый неизвестный; все известные другою смертию пострадали). Пр. Адриана и св. Амвросия . Охр. Муч. Феодора и Амвросия . Хлуд. 33. Амвросия медиоланского ныне посвящение по Р. М. но Адриан и Феодор неизвестны. Сн. 5. Феодор пресвитер и муч есть 15 апр. в Гр. мин. ниже. Марии . Пс. 325 . V. Мефодия , архиеп. моравского. ДоМак. Валах. (11 мая). Феодула и Агафопода . Неап. Сип. 1. Иер. Кал. Вас. Мст. Петр. МКр. М. 12 в. и др. (5 апр.). Поликарпа . 724 (2 апр.) Пуплия муч. МГр. Шиф. Сирл. (5 апр.) Мучч. Вифония, Дия . 724 (апр. 3). Пр. Иллирика . 724 (апр. 3). Феоны, Симеона и Форвина . М. Гр. Сирл. (5 апр.) Пр. Платона студийского. 1429. Мак. (5 апр.). Евтихия , патриарха константиноп. Белоз. 36 (6 апр.). Убиение Аврамия болгарского. 878. Св. 382. 201. (1 апр.). Пр. Евфимия . 724 (апр. 1). 5 I. Свв. мучч. Агафопода диакона и Феодула чтеца в Солуни ок. 303 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   В Апокалипсисе говорится, что Господь Иисус Христос имеет «ключи ада и смерти» (Апок. 1:18), следовательно, он может отверзать ими затворы адовы и освобождать оттуда грешников.    Но так как по смерти для самих грешников не останется места ни для покаяния, ни для заслуг, то объяснить возможность отпущения грехов грешникам и освобождения их от уз ада нет другого способа, кроме того, что Господь совершает это по молитвам церкви и в силу бескровной умилостивительной жертвы, приносимой за умерших. О скончавшихся с хулою на Духа Святого, или — что то же — в смертном грехе и не раскаявшихся церковь не молится, и вот потому-то, как сказал Спаситель, хула на Духа Святого не отпустится человеку ни в сем веке, ни в будущем.    Во второй книге Маккавейской повествуется о доблестном и благочестивом вожде иудейском. Иуде Маккавее, следующее «Выступил Иуда с тремя тысячами пеших и четырьмястами конных. Когда они вступили в сражение, случилось пасть немногим из иудеев… Так как наступал седьмой день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу. На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенеси! тела падших и положить их вместе с сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали. Итак все прославили праведного Судию, Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен соделанный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Мак. 12:33-34, 38-45).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Так и Ап. Петр говорит согласно с псалмопевцем Давидом: «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Петр. 3:12; ср. Пс. 33:16). Сам Господь многократно признавал силу молитвы праведных. Когда Господь разгневался на Авимелеха за Сарру, жену Авраама, то сказал Авимелеху: «он (Авраам) пророк и помолится о тебе и ты будешь жив... И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха» (Быт. 20:7, 17).    Еще: когда друзья многострадального Иова оскорбили Господа своими речами, Бог сказал им: «пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42:8).    Ясно, что Господь слушает праведников, поэтому и должно просить у них молитв их. Могут ли праведники после своей смерти ходатайствовать за грешных людей, живущих на земле?   Могут, потому что мертвых у Бога нет: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:38).    Да и не может любовь людей, молившихся за своих ближних, прекратиться, потому что сказано в свящ. Писании: «любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:8). Можно ли указать из св. Писания, что, действительно, угодники Божии ходатайствуют за нас пред Богом на небе?   Можно. Господь чрез прор. Исаию говорил еврейскому народу: «ходатаи твои отступили от Меня» (Ис. 43:27) Значит, могут быть ходатаи пред Богом, и Господь Сам объясняет, когда уже бессильно ходатайство пред Ним. Когда прогневался Господь на Израильский народ при царе Манассии (около 690-го года до Р.Х), то сказал пророку Иеремии: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут» (Иер 15:1). Вот еще доказательство того, что возможно ходатайство праведников! А в книге Маккавейской описано, что Иуда Маккавей видел такое видение: «он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, — видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Мак. 15:12—14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, воля Божия по учению 2-ой Мак. книги является высочайше-свободною, всесвятою, всеблагою, истинною и правосудною. Учение 2-й Мак. книги о Боге, как Творце и Промыслителе мира Под именем творения, в строгом смысле, разумеется произведение чего-либо из ничего. И потому, когда мы говорим. что Бог сотворил мир, то выражаем мысль, что Бог а) не только произвел все существующее вне Его, но б) произвел все из ничего и что в) следовательно, мир существует не от вечности, а создан во времени или вместе с временем. Такое именно учение о творении Богом мира и дает нам 2-я Мак. книга. Мать Маккавеев в обращении к последнему сыну своему, между прочим, говорит: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего, и что так произошел и род человеческий» (VII, 28). Но и ранее того мать, поощряя каждого из сыновей своих, говорит им: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я вам дала дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью» (VII, 22, 23). Итак, Бог, по учению 2-ой Мак. книги, есть Творец мира или Создатель мира (XIII, 14), Творец неба и земли и всего, что на них, Творец природы человека в полном ее составе, т. е. – тела и души, и все это сотворил Бог из ничего; из этого же учения 2-ой Мак. книги ясно, что мир существует не от вечности, а создан во времени или вместе с временем. Давая ясное и определенное учение о творческой деятельности Божией, 2-я Мак. книга достаточно ясно учит и о промыслительной деятельности Бога. Обыкновенно, в общем понятии о промысле Божием, различаются три частные его действия: сохранение тварей, содействие или вспомоществование им и управление ими. 2-я Мак. книга, называя Бога Вседержителем (III, 22, 30; XV, 8, 32), этим самым словом указывает на то, что Всесильный (XII, 28) содержит в бытии как весь мир, так и все частные существа, в нем находящиеся, с их силою, законами и деятельностью. Иуда Маккавей, ободряя своих мужей перед сражением с войском Никанора, между прочим, говорит им: «Они (враги) надеются на оружие и отважность, а мы надеемся на всемогущество Бога, Который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир» (VIII, 18): значит, весь мир и все живущие в нем сохраняют бытие только по воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010