Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, в Успенском соборе Кремля 6 сентября 2011 г. 18:00 6 сентября 2011 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие всечестные отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с праздником града Москвы, всей Церкви Русской — с днем перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Митрополит Петр вошел в историю как святитель, особым образом потрудившийся для единства всей Русской земли, всей Святой Руси. Авторитет святителя, который связал своей жизнью и подвигом Киев и Москву, который избрал наш Первопрестольный град местом средоточения всей ответственности Древней Руси — и светской, и духовной, — навсегда вошел в историю Церкви нашей. Уже те, кто жил в эпоху митрополита Петра, сравнивали его с великими святителями — Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, потому что в своей деятельности он сочетал и богомыслие, и пастырскую ревность, и ответственность, и беззаветное служение людям. В сегодняшнем апостольском чтении из Второго послания к Коринфянам мы находим замечательные слова апостола Павла, сказанные как бы в отклонение от главной темы — а темой было направление к коринфянам неких представителей апостола. Святой Павел предлагает коринфянам встретить его посланников с радушием и иметь о них попечение не только духовное, но и материальное. Именно в этой части послания содержатся слова: мы ведь не только Господу трудимся, но и человекам (см. 2 Кор. 8:21). Святитель Петр в полной мере осуществил в жизни своей эти слова апостола — беззаветно служил Господу, укрепляя и объединяя Церковь Русскую, и одновременно послужил человекам, народу своему, в тяжкую годину татаро-монгольского ига.

http://patriarchia.ru/db/text/1615019.ht...

Пн Церкви з утвердження та 25 липня 2014 р. 21:21 Документ принят на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года ( журнал 80 ). Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкогольными напитками. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни. I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой. В Ветхом Завете содержатся положительные высказывания об употреблении вина (Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), строгие предупреждения злоупотребления им (Ис. 5:22), а также примеры абсолютной трезвости (Суд. 13:6-7; 1 Цар. 1:11; Лук. 1:14-15; Иер. 35). Обет назорейства предполагал абсолютную трезвость и принимался добровольно (Чис. 6:1-21), священникам предписывалось сохранение трезвости на время исполнения служения (Лев. 10:8-11). В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов упоминаются лечебные свойства вина (1 Тим. 5:23), указывается на пагубность злоупотребления им (Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10), а также содержатся призывы к трезвости (1 Пет. 5:8; Рим. 14:21; 1 Тим. 3:2). Библейская традиция отношения к вину сохранялась Церковью и в дальнейшем. Не запрещая употребления вина, она всегда говорила о пользе воздержания, а Святые Отцы часто являли пример абсолютной трезвости в своей жизни и призывали к ней. Законодательная традиция Церкви, осуждая гнушение винопитием (см. правила святых апостолов 51 и 53), запрещает пьянство (см. правила святых апостолов 42 и 43). Эта позиция получила дальнейшее развитие в постановлениях Соборов Русской Православной Церкви (Стоглавый собор 1551 г., гл. 49 и 52; и Московский Собор 1681 г., определения 3 и 12).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3696049...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛУД [блудодеяние], 1. Грех против целомудрия (в обиходе часто - любое нарушение морали в сфере половых отношений); одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле - всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.», «блудодеяние», «блудодейство» передаются евр.  ,  ,  , греч. πορνεα,- заключающие в себе как первый (Быт 38. 24; Лев 19. 29; Ос 4. 10-11; Деян 15. 20, 29; 21. 25; Рим 1. 29; 1 Кор 6. 13, 18; 7. 2; Гал 5. 19; Эф 5. 3; и др.), так и второй (Исх 34. 16; Числ 14. 33; Иер 2. 20; 3. 2, 9; Иез 16. 15, 20, 34, 36; 23. 11, 27, 29; 43. 7, 9; Ос 2. 4; 4. 12, 18; 5. 3, 4; 6. 10; Наум 3. 4; и др.) смыслы понятия «Б.». В Иер 3. 8, 9 словом «блудодейство» передано  , означающее прелюбодеяние , т. е. супружескую неверность. В рус. языке Б. имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат. 1. Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие ( целибат ). Б. как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла , страсти, развращающих слов, зрелищ, книг, рассматривания непристойных картин, прикосновений к собственному телу или телу др. человека, ласк и собственно половых отношений, Б. посягает на чистоту и целомудрие человека. К Б. причисляются также проституция, гомосексуальные отношения (см. Содомский грех ), кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия). В ВЗ 7-я заповедь Моисеева декалога - «не прелюбодействуй» (Исх 20. 14; Втор 5. 18) - не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и Б., поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали. В то же время она сосуществовала с древним институтом многоженства и наложниц. Наказание за нарушения в сфере половых отношений зависело от степени проступка. В случае насилия над незамужней девицей оскорбивший обязан был дать значительный выкуп ее отцу и взять девицу в жены, не имея права никогда с ней развестись (Втор 22. 28-29). Совершение Б. в отношении любой жены и наложницы отца каралось смертью как осквернение «святости» отцовского ложа (Лев 18. 7-8; 20. 11; Втор 22. 30; 27. 20). Столь же суровая участь грозила невестам, не соблюдшим девство (Втор 22. 20-21), осквернившим себя блудодеянием дочерям священников (Лев 21. 9) и даже супругам, сошедшимся в период жен. очищения (Лев 20. 18). Смертная казнь ожидала людей в случаях прелюбодеяния (Втор 22. 22-27), кровосмешения, мужеложства, скотоложства (Лев 18. 22-29; 20. 11-16). Основная причина строгости к извращениям в сфере половых отношений заключалась в сакральной заботе о потомстве народа Израиля.

http://pravenc.ru/text/149399.html

Содержание Предварительные понятия о христианской любви.... О союзе между верою и любовию 1. Отношение между верою и любовию    Пользуясь равнительным способом выражений для объяснения теснейшего союза между верою (религиею) и любовию, можно сказать: вера без любви есть дерево без плода; любовь без веры – дерево, оторванное от своего корня.    Ничто так часто не выставляется на вид в св. Писании, как святой союз веры и любви и необходимость нравственно-деятельного поведения при вере.    а) „Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Матф. VII:21).    Вера без дел называется у ап. Иакова „мертвою верою» (II, 17), а благочестие, стоящее в противоречии с нравственною жизнию – „пустым благочестием» (И, 26); чистое же и непорочное благочестие, по словам апостола, есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях, и хранить себя неоскверненным от мира (И, 27); и ап. Павел приписывает полное значение только вере, поспешествуемой любовию и свидетельствуемой соблюдением заповедей Божиих (Гал. V:6. Ср. 1 Кор. VII:19; 1 Иоан. II:3 – 6).    б) Наконец и самые названия религии, более употребительные в св. Писании, как наприм. благочестие (1 Тим. II:10 III, 16; IV, 7, 8. 2 Тим. III:5 Тит. I:1), путь жизни, путь спасения, путь Господень (Иерем. XXI:8; Притч. X:17; Деян. XVI:17; 2 Петр. 2) и под., указывают на необходимое соприсутствие нравственного начала в религии.    в) Указание на тоже самое мы находим в учении самых древних отцов церкви. Так наприм. св. Игнатий Богоносец говорит: „вера есть путеводитель, любовь – путь к Богу“ (Еф. IX:14) (См. об этом подробнее в „Христ. аполог“. проф. Рождественского т. I. стр. 146). 2. Вера и нравственность     Нравственность предполагает веру в личного Бога, или религию, и находится в самом тесном союзе с нею. Потому апостол говорит: без веры невозможно угодити Богу; всякому, приходящему к Богу, подобает прежде всего веровати яко есть, и взыскающим Его мздовоздаятель бывает (Евр. 11:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНФИРМАЦИЯ Крещение. Конфирмация (в центре). Исповедь. Фрагмент створки триптиха. Худож. Рогир ван дер Вейден. Ок. 1450 г. (Королевский музей изящных искусств, Антверпен) Крещение. Конфирмация (в центре). Исповедь. Фрагмент створки триптиха. Худож. Рогир ван дер Вейден. Ок. 1450 г. (Королевский музей изящных искусств, Антверпен) [лат. confirmatio, букв.- «упрочение, закрепление, подтверждение»], одно из таинств в католич. Церкви, главным содержанием к-рого является излияние Св. Духа на принимающего таинство, как Он был дан апостолам в день Пятидесятницы. К. является продолжением таинства Крещения и подобно ему дарует верующему неизгладимую духовную печать, что делает К. неповторимой. При этом в католич. традиции К. отделена от крещения значительным промежутком времени (обычно в неск. лет). Хотя в системе 7 таинств К. занимает то же положение, что и таинство Миропомазания в правосл. традиции, с т. зр. практики совершения и богословского осмысления между ними есть значительные отличия, к-рые не позволяют их полностью отождествить (хотя такое отождествление встречается как в исторических источниках, так и в совр. словоупотреблении, как в правосл., так и в католич. традиции). В узком смысле слова К. называют 2-е послекрещальное помазание освященным миром (хризмой), к-рое должно совершаться епископом. Доникейские истоки В НЗ о К., как и о миропомазании, прямо не говорится, однако в связи с крещением упоминаются 2 ритуальных действия - возложение рук апостолов и помазание елеем. Наиболее важными для последующей традиции являются свидетельства о возложении рук на крещеных самарян апостолами Петром и Иоанном (Деян 8. 14-17) и слова ап. Павла в 2 Кор 1. 21-22: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (в лат. переводе используются важные для истории таинства глаголы confirmat, unxit, signavit). О том, были ли эти обрядовые действия ординарными или экстраординарными на начальном этапе, как соотносились между собой и т. д., подробнее см. в ст. Миропомазание .

http://pravenc.ru/text/2057158.html

Святой пророк Осия Аудио Память 17/30 октября MP3 (MP3 файл. Продолжительность 2:26 мин. Размер 1.8 Mb Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святой пророк Осия жил около 734 года до Р.Х., в правление Иеровоама и его преемников – царей Израиля или Самарии. Осия был сыном Беерия, из колена Иссахарова. Как и другие пророки, он не только словами выражал народу послания Господа – вся его жизнь обнаруживала Промысл Божий. Господь повелел пророку жениться на блуднице. Эта женщина была ему неверна так же, как народ Израиля был неверен своему союзу с Богом, поклоняясь идолам. Пронизанными горечью словами пророчеств Осия выражает разочарование любви Господа и угрозы ужасных кар, которые ожидают неверный народ: вторжения чужеземцев и изгнания. Пророк Осия Но Господь наказывает, только чтобы спасти. Он слишком любит избранный Им народ и говорит: «Не сделаю по ярости гнева Моего» (Ос. 11: 9). Бог снова поведет Свой народ в пустыню, то есть в изгнание, как во времена исхода из Египта: «И Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее» (Ос. 2: 14), – чтобы в раскаянии и слезах жена вернулась навсегда к своему Божественному Супругу и наслаждалась бы вечно его миром, его нежностью и любовью. Тогда Бог скажет Церкви: «Ты – Мой народ», и она ответит: «Ты – мой Бог!» (см.: Ос. 2: 23). Это примирение с Богом будет достигнуто только с приходом Христа, Который, по свидетельству Осии, освободит людей от власти смерти. Тогда мы сможем воскликнуть в свете пасхального утра: «Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (см.: Ос. 13: 14; 1 Кор. 15: 55). Исполнив порученное ему Богом служение, Осия почил в мире и был похоронен в земле предков. По преданию, пророк внешностью напоминал Иоакима, отца Матери Божией, и еще более был похож на Иосифа, Ее обручника. 30 октября 2012 г. скрыть способы оплаты Комментарии римма 29 октября 2015, 15:23 Святой пророк Осия, помилуй меня грешную и недостойную. Даруй мне и моим родным здравие душевное и телесное, помомги нам в работе и учебе. Веди моих детей путем праведным. Даруй возможность делать нам как можно больше добрых дел. Игорь Шохин 1 ноября 2014, 23:01 А народ доселе не верен заветам. Татьяна 30 октября 2013, 13:52 Святой пророк Божий Осия, моли Бога о нас! victor 30 октября 2012, 21:48 мне нравится! виктор. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/57072.html

ВАНИНГ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАНИНГ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 6 , С. 550 опубликовано: 23 ноября 2009г. ВАНИНГ [лam.Vaningus; франц. Waneng, Vaneng] († ок. 688, мон-рь Фенан), св. (пам. зап. 9 янв.). В юности начал светскую карьеру, управлял обл. Калетов (Civimas Caletorum - ныне географическая обл. Ко, Франция), занимал видное положение при дворе королевы Батхильды , был наставником и другом буд. кор. Нейстрии Хлотаря III. Впосл., оставив двор, присоединился к св. Вандрегизилю и помог ему в строительстве аббатства Фонтенель. Позднее основал мон-рь Фекан, где был аббатом. Ист.: Acta SS. Jan. T. 1. P. 90-94. Лит.: Daoust J. Fecamp // DHGE. T. 16. Col. 793; Starllings M. J. Waningus // NCE. T. 14. P. 79. К. Жуньеви Рубрики: Католические святые Ключевые слова: Святые Римско-католической Церкви Ванинг († ок. 688), святой (пам. зап. 9 янв.) См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) АВГУЛ (haч.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/154055.html

1 В детстве был скрываем от Ирода, окончил жизнь мученически в темнице. 2 6 мая, Многострадальный, образец терпения (Иак. 7). 3 20 июля. Ревнитель, скрывался от преследования, питатель гладных. 4 3 февраля. Как приявший на руки Господа, имеет велие дерзновение. См. житие прп. Петра Афонскаго. 5 Дважды чудесно изведен из темницы (Деян. 5:18–19, 12:3–7). 6 2 Кор. 11:23–32. 7 27 декабря, 2 августа. (Деян. 11:19). Первый повторил слова Господа о врагах: не постави им греха сего... 8 25 ноября. Папа Римский, был сослан в крымские каменоломни. 9 18 января, 2 мая. Архиепископ Александрийский, всю жизнь подвергался преследованиям, пять раз удалялся с кафедры. 10 13 ноября, 27 января. Дважды был удален с кафедры, скончался на пути в изгнание со словами: «Славу Богу за всё». 11 23 января. Епископ Анкирский. Четыре седмицы лет (28 лет) был в ссылках, изгнаниях, заточениях и убит во время совершения Литургии. 12 22 декабря. Узорешительница, много помогала узникам, потом сама была заключена в темницу и скончалась мученически. 13 17 февраля, 12 мая. Патриарх всея России. «Темницею и гладом изнуряем, даже до смерти верен пребыл» (кондак), помощник узникам. 14 6 декабря, 9 мая. Архиепископ Мир Ликийских, скорый помощник сущим в скорбях. 15 2 октября, 12 июня. Кашинская, многоскорбная княгиня-праведница. 16 19 мая. Князь Угличский, во иноцех Игнатий. С раннего детства был заключен в Вологде в темницу, в которой провел всю жизнь, в ней и скончался в глубокой 17 7 августа. Печерский, Многоболезненный. 18 20 сентября. Плакида, претерпел многие скорби о разлучении с близкими. 19 26 января. Скорби о разлучении друг от друга претерпевше, остном сродства 20 12 ноября. Архиепископ Александрийский. Милостивый. 21 1 декабря. Милостивый. 22 2 января. Муромская. 23 27 июня. Странноприимец. 24 30 декабря. Сиропитатель. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2552...

1 2 Кор 13:7. 2 Пс 36(по LXX). В Синод, пер.: Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его. 3 См.: блаж. Августин. De gestis Pelagii, 14. 30 4 Ср.: Пс 4(по LXX). 5 Пс 36:23. 6 Притч 8(по LXX). В Синод, пер.: ...н получит благодать от Гос­пода. 7 Флп 2:13. 8 Мф 6:9. 9 Свт. Киприан Карфагенский. De oration Dominica, 14—17. 10 Мф 6:10. 11 Ср.: Мф 5:44; Лк 6:28. 12 terreni. В Синод.пер.: перстного. 13 См.: 1 Кор 15:47—49. 14 Ср.: Пс 16:1. 15 Ср.: Пс 36 16 Кол 1:12—13. 17 1 Кор 1:31. 18 Мф 25:41. 19 Ср.: 2 Кор 11:14. 20 Ср.: Ин 8:44. 21 Т.е. Адама, ср.: Быт 3:1—6. 22 Ср.: 1 Тим 2:14. 23 Ср.: Рим 5:12. 24 Ср.: Еф 1:4—5. 25 Ср.: Еф 2:2. 26 Ср.: Еф 6 27 Рим 14:23. 28 Евр 11:6. 29 Мф 12:29. 30 Евр 2:14. В Синод.пер.: державу смерти. 31 Ср.: Мф 12:29. 32 Т.е. Христос. См.: 1 Кор 15:445. 33 Рим 7:7. 34 Гал 3:21. 35 Пс 67:10. 36 Ср.: Рим 7:11—12. 37 Ср.: 2 Кор 3:6. 38 Рим 9:16. 39 Флп 2:13. 40 Ср.: Рим 9:22—23. 41 Ин 6:65. 42 Ин 6:61, 66. 43 1 Кор 10:12. 44 Ср.: Рим 12:16. 45 Ср.: 2 Кор 7:15; Еф 6:5; Флп 2:12. 46 Ср.: Иов 7(по LXX). В Синод.пер.: …не определено ли человеку время на земле. 47 Прем 4:11. 48 Ср.: Флп 3:15—16. 49 Пс 85:11. 50 Рим 9:11. 51 Ср.: Рим 5:12. 52 Рим 14:10. 53 2 Кор 5:10. 54 Мк 16:16. 55 Ср.: Ин 6:54. 56 Откр 14:13. 57 Ср.: Рим 10:9—10. 58 1 Тим 2:4. 59 1 Кор 15:22. 60 Ср.: Рим 9:14. 61 Речь идет о младенцах, умерших без крещения. — прим.ред. 62 Ср.: 2 Мф 24:13. 63 Прем 4:11. 64 Ср.: 2 Кор 5:10. 65 Откр 14:13. 66 См.: свт. Киприан Карфагенский. De mortalitate, 7, 20—21. 67 Притч 8(по LXX). 68 Гал 1: 22—24. 69 Ср.: 1 Кор 7:25. В Синод.пер.: получивший от Господа милость быть Ему верным. 70 В Синод.пер.: прославляли за меня Бога. 71 Вар 2(по LXX). В Синод.пер.: И Я дам им сердце — и уразумеют, и уши — и услышат. 72 Мф 13:9; Мк 4:9; Лк 8:8. 73 См.: свт. Киприан Карфагенский. De oration dominica, 17. 74 Ср.: Рим 10:1. 75 2 Фес 3:1—2. 76 Деян 13:48. 77 Еф 1: 4—5. 78 Иез 11:19; 36:26. 79 Еф 1:15—16. 80 Рим 10:14. 81 Ср.: Мф 7:7; Лк 11:9—10. CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978—989. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403—425 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2788...

В «Дидахе» (посл. четв. I в.?), древнейшем сохранившемся описании евхаристического чина, вслед за 2 краткими молитвами над чашей и над хлебом (гл. 9) помещена рубрика «Μετ δ τ μπλησθναι οτως εχαριστσατε» (греч.- После насыщения благодарите так; следует отметить, что слово «насыщаться» в ВЗ указывает как на земные, так и на грядущие небесные блага - Втор 8. 10, 27. 7; Пс 21. 27, 62. 6, 104. 40, 144. 16; Песн 5. 1; Иоил 2. 19, 26), а за ней - серия из 3 молитв (гл. 10). 1-я (нач.: «Εχαριστομν σοι, πτερ γιε, πρ το γου νματς σου» - Благодарим Тебя, Отче Святой, за святое имя Твое) посвящена благодарению Богу за явленные через Христа «имя... знание, веру и бессмертие»; 2-я - благодарению за всемогущество Бога, сотворившего мир и подавшего всем пищу и питие, а верующим - духовную пищу и питие для жизни вечной (т. е. Евхаристию); 3-я содержит моление о Церкви и о ее освящении. После молитв следует ряд возглашений (Ελθτω χρις, κα παρελθτω κσμος οτος. Αμν. Ωσανν τ Θε Δαυδ. Ε τις γις στιν, ρχσθω ε τι οκ στι, μετανοετω Μαραναθ. Αμν - Да приидет благодать и прейдет мир сей. Аминь. Осанна Богу Давидову. Если кто свят, пусть приходит, а кто нет - пусть кается. Маранафа. Аминь), указывающих на то, что эта серия молитв могла читаться не после Причащения, а до него; слова же «после насыщения» можно понимать как указание на совершавшуюся до Причащения трапезу (ср.: 1 Кор 11. 21) или же как указание на вкушение только Тела Христова, за к-рым следовали 3 молитвы и вкушение Крови (возможно также, что трапеза помещалась между вкушением Тела и Крови - ср.: Лк 22. 20a). Большинство ученых, как рус. ( Карабинов И. Евхаристическая молитва (Анафора). СПб., 1908. С. 14-15, 18), так и совр. зап. (см. ссылки в кн. Bradshaw P. The Search for the Origins of Christian Worship. L., 1992. P. 159), склоняются к тому, чтобы считать слова «после насыщения» относящимися к трапезе, совершавшейся до Причащения, и видят в молитвах 10-й гл. не Б. м., а протоанафору (тем более, что молитвы очень близки к иудейским благословениям трапезы, подобные к-рым, вероятно, мог произносить Сам Господь - см. Мф 14. 19, 15. 36, 26. 26; Мк 6. 41, 8. 6, 14. 22; Лк 9. 16, 22. 19, 24. 30; Ин 6. 11).

http://pravenc.ru/text/149307.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010