Вопрос: Я хотел бы получить ответ на вопрос: какие еще значения слова «тьма» на древнееврейском, кроме общепринятого – темнота? Спасибо. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Еврейское существительное хошех (тьма, мрак) в Священном Писании употребляется в прямом и метафорическом значениях. 1. Как свет, так и тьма являются творениями Бога: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою… и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью (Быт. 1: 2–5). Как создание Творца тьма так же хороша, как и свет (см.: Быт. 1: 31). Благодаря смене дня и ночи, света и тьмы, поддерживается необходимый жизненный ритм чередования труда и отдыха: Ты простираешь тьму и бывает ночь… Восходит солнце… выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро (Пс. 103: 20, 22–24). Так будет до кончины мира. В Горнем Иерусалиме будет вечный день, а ночи там не будет (Откр. 21: 25). Преображенную землю будут освещать слава Божия (см.: Откр. 22: 5). 2. В священных библейских книгах слово тьма часто используется в образно- символическом значении: – таинственное и непостижимое. Бог одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2) и Сам является Светом (см.: 1 Ин.1: 5), но падшее человеческое естество не может Его видеть. Поэтому для человека Бог как бы пребывает во мраке неприступности: мраком покрыл Себя, как сению, сгустив воды облаков небесных (2 Цар. 22: 12); – чаще всего церковные писатели употребляют слово тьма как образ, символизирующий враждебные Богу силы. Кто стремиться к Богу, тот не будет блуждать во тьме (см.: Ин. 8: 12): Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12: 46). Тьма – это мир греха, ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3: 20). Святой апостол Павел использует слово тьма для выражения сущности безбожия и неверия: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2 Кор. 6: 14). Обращение к живой вере заключается в озарении Божественным светом (см.: 2 Кор. 4: 6), в призвании из тьмы к свету (см.: 1 Пет. 2: 9). Поэтому сатана стремится удержать человека во тьме;

http://pravoslavie.ru/7099.html

1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

Второй фрагмент «Стромат» ( Clem. Alex. Strom. III 13), где упомянуты К. Ю. и Татиан, посвящен ереси энкратитов . Климент опровергает их учение о плоти как о зле и не согласен с их рассуждениями о браке и рождении детей как о греховных деяниях. Сосредотачиваясь гл. обр. на полемике с Татианом, Климент отметил, что такого же мнения придерживался и К. Ю., и цитировал отрывок из его соч. «О воздержании». В этом сочинении К. Ю., опираясь на Послание к Коринфянам ап. Павла (2 Кор 11. 3: «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе»), приписывает возникновение плотских отношений между людьми козням древнего змея, соблазнившего Адама и Еву. Далее Климент разбирает др. места из Свящ. Писания, приводимые К. Ю. (Ис 56. 3; Мф 19. 12, а также 2-е послание к Коринфянам, приписываемое сщмч. Клименту I , еп. Римскому), упоминавшиеся его оппонентом как доказательство того, что плотские отношения являются проявлением зла. Климент Александрийский утверждал, что нигде в канонических текстах Свящ. Писания (включая послания сщмч. Климента Римского, которые тогда могли входить в состав библейского канона) он не нашел подтверждения этому мнению; кроме того, он указывал источник заблуждения своего оппонента - апокрифическое «Евангелие египтян». Др. т. зр. К. Ю. по данному вопросу сохранилась в комментарии блж. Иеронима на Послание к Галатам ап. Павла: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление...» (Гал 6. 8). Блж. Иероним писал, что К. Ю., к-рый плоть Христову считал «мысленной» (putativam Christi carnem introducens - Hieron. In Gal.//PL. 26. Col. 431), использовал эту цитату как доказательство своих энкратитских постулатов и понимал это место исключительно в сексуальном аспекте. Т. о., докетизм К. Ю. являлся логическим продолжением его энкратитских взглядов: если плотские отношения - это онтологическая причина вселенского зла, равно как зло по своей сути есть и рождение детей, то и рождение Христа - зло. Устранить противоречие между греховностью рождения как такового и рождением Христа было возможно для К. Ю., только отрицая реальность и признавая видимость воплощения и рождения Спасителя, Который в таком случае не мог иметь подлинной плоти, но имел только кажущуюся, «мыслимую». К. Ю. также утверждал, что первозданный Адам не имел плоти, а наша плоть - это те самые «одежды кожаные» (Быт 3. 21), которые были даны людям после грехопадения. Согласно сщмч. Иринею , еп. Лионскому (Лугдунскому) ( Iren. Adv. haer. I 5), это было мнение, распространяемое, в частности, гностиком Валентином (см. в ст. Гностицизм ), очевидно, поэтому Феодорит , еп. Кирский ( Theodoret. Haer. fab. I 8), считал К. Ю. последователем Валентина. Энкратитские воззрения К. Ю. и Татиана совпадали, но К. Ю. был более строгим и последовательным в этом вопросе.

http://pravenc.ru/text/1681275.html

1 Такие сведения о Варнаве находятся в так-называемых, «беседах Климентовых» (Clemenminae) и «Встречах» (Recognimuones); в деяниях Варнавы (Аста Вагпавае), подложно приписываемых Иоанну Марку, – время происхождения их неизвестно, но вероятно прежде обретения мощей св. Варнавы в 488 г. (Болланд. Аста Sancmorum Iun Vol. 2. Тишендорфа Аста Apos. аросгурна); и, наконец, в похвальном слове Варнаве кипрского монаха Александра, жившего не ранее VI века. Там же у Болланд. 2 Т. е. ему не было 25 лет. См. Числ. VIII:24. 3 Его признают за одно и то же лицо с евангелистом Марком. 4 Hilgers о Симоне волхве в Бонском «Zeimschr. fürTheol. Hft. 21.» 5 Варнава по переводу книги Деяний Апостольских значит «сын утешения», т. е. имевший дар говорить людям в назидание, увещание и утешение. Деян. IV:36; 11, 23; XIII, 1; 15, 35. Ср. 1 Кор. XIV:3. 6 Феодора чтеца Церк. Ист. кн. 2. Мнение об основании Варнавой Медиоланской Церкви основательно опровергается Гефеле. Вообще сведения о жизни и послании Варнавы тщательно собраны и исследованы в сочинении Гефеле, с которым, впрочем, не везде можно согласиться. DasSendschreibendesAposm. Barnabas, von Hefele. Tübing. 1840. 7 Историч. учение об отцах церкви, Филарета архиеп. Черниговского. С-Пб. 1859, Том I, стр. 40. 8 Первые четыре главы и половина V-й доселе известны только в древнем латинском переводе. См. ниже об изданиях послания ап. Варнавы. 9 Например, запрещение вкушать свинью указывает на обращение с подобными ей людьми, которые среди удовольствий забывают своего Господа и только в нуждах помышляют о Нем. Под хищными птицами должно разуметь таких людей, которые не трудом доставляют себе пропитание, но беззаконным образом похищают чужое добро. См. гл. X, посл. Варнавы. 10 Здесь думают находить следы учения о тысячелетнем царстве Христа; но оно у Варнавы чуждо земных чувственных радостей, с какими является хилиазм в последствии. 11 Гл. IÏ nos similiter erranmes. 12 Какой страны жители были читатели послания Варнавы, это также не указано в нем. Но можно с большею вероятностью предполагать их в Александрии, потому что послание было особенно известно и уважаемо в Церкви Александрийской; проповедь Варнавы в Александрии могла положить начало его духовной свази с тамошними христианами и вследствие того побудить его написать послание к ним в предостережение от влияния иудеев-христиан, которых значительное число, конечно, прибыло по разрушении Иерусалима; из Палестины в Александрию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3819...

1 Patrologia Orientalis. T. XIX. P. 511 — 512. 2 Ovres completes de Gennade Scholaris. T. I. Paris, 1928. 3 Лк. 11:28. 4 Лк. 11:27—28. 5 Лк. 10:41. 6 Первая Красота — Бог. 7 Т. е. без ущерба для Себя. 8 Кор. 7:32. 9 Рождения Господа нашего Иисуса Христа. 10 Ср: Лк. 1:43 и Мф. 3:14. 11 Вероятно, следует понимать душу и тело и соответствующие им добродетели, которые все в лице Пресвятой Девы нашли совершенство. 12 Лк. 11:27—28. 13 Ин. 1:1. 14 Т.е. мip. 15 С этого места св. Георгий Схоларий говорит о Флорентийской унии, представляя слушателям всю пагубность ее как для православного сознания, так и для Византии. 16 2 Тим. 4:3. 17 Гал. 5:44. 18 Т.е. апостольское служение. 19 Гал. 1:10. 20 Ин. 5:44. 21 Здесь говорится о принятии греками на Флорентийском соборе римско-католического учения о превечном исхождении Духа Святого не только от Отеческой, но и от Сыновней Ипостаси, что выражается в словах «Filioque», внесенных латинянами в Никейский Символ веры. Св. Георгий Схоларий подчеркивает, что это учение противоречит непосредственным словам Господа нашего Иисуса Христа, говорящего, что Святой Дух исходит от Отца (Ин. 15:26) и др., а также противоречит православному учению, находящемуся у Св. Отцев, которое ставит Отца единственным Началом бытия Св. Духа. 22 Мне представляется, что здесь намек на св. Марка Ефесского. 23 Флп. 4:9. 24 2 Тим. 2:23—24. 25 Это место не совсем ясно; возможно, что оно, как заключающее непосредственный политический совет, небезопасный для дипломатических отношений Византии с Западом, сознательно сказано прикровенно. Св. Георгий советует обратиться «к народам» ( τα θνη ): этим термином прежде всего обозначаются варварские народы. Быть может, св. Георгий советует императору и Сенату резко изменить политику, порвать с Западом и заключить союз с турками. Лучше быть под турками, чем потерять Православие. Такой смысл намечается и в некоторых иных местах Слова св. Георгия Схолария. 26 Быть может, абсолютную нейтральность. 27 Быть может, среди турок. 28 Это было время постоянных и ни к чему не приводящих диспутов, обычно имевших место во дворце императора, между ревнителями Православия и сторонниками Унии или непосредственными латинянами, о несерьезности которых св. Георгий Схоларий упоминает и в своем письме к св. Марку Ефесскому, см.: Patr. Oriental. T. 17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3025...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католические святые МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня) МАКСИМИАН (нач. V в.), св. (пам. зап. 3 окт.), еп. Багаи в пров. Нумидия (ныне Ксар-Багаи, вилайет Хеншела, Алжир) МАЛАХИЯ (1094/95 - 1/2 нояб. 1148), архиеп. Ард-Махи (ныне Арма, Сев. Ирландия), деятель григорианской реформы в Ирландии, св. католич. Церкви (пам. 2(3) нояб.) МАЛХ († вскоре после 373), прп. (пам. 26 марта; пам. визант. 5, 20 марта, 16 апр.; пам. древнерус. 13 апр.; пам. зап. 21 окт.) МАРГАРИТА (ок. 1046 - 1093), св. Римско-католической Церкви и Англиканской Церкви (пам. 16 нояб.), королева Шотландии, супруга шотл. кор. Малькольма III Канмора (1058-1093) МАРИН (V-VI вв.?), св. (пам. зап. 3 (4) сент.), почитается как основатель и покровитель Республики Сан-Марино МАРИН (МАРИЙ), МАРФА, АВДИФАКС И АВВАКУМ мученики (пам. 6 июля; пам. зап. 19 янв.), по преданию, пострадали в Риме при имп. Клавдии II Готском (268-270) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАРК И МАРКЕЛЛИН Марк и Маркеллин [Маркеллиан] († ок. 287), священномученики Римские (пам. 18 дек.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 18 июня) МАРТИН [Мартин Бракарский, Думийский] († 20 апр. 579/8), еп. Бракары Августы (ныне Брага, Португалия), противник арианства, св. (пам. зап. 20 марта; перенесение мощей 22 окт.) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) МАРЦИАЛ мч. Сирмийский (пам. зап. 15 июля) - см. в ст. Агриппин, Секунд, Максим, Фортунат и Марциал, мученики Сирмийские

http://pravenc.ru/rubrics/122368_25.html

Слово архимандрита Тарасия (Перова) при наречении во епископа Великоустюжского и Тотемского 8 2017 р. 21:00 8 апреля 2017 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Тарасия (Перова) во епископа Великоустюжского и Тотемского. При наречении архимандрит Тарасий обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Со страхом и трепетом воспринял я определение Святейшего Патриарха и Священного Синода о назначении на епископское служение Церкви Божией в Вологодской земле. Страх мой вызван осознанием трудности и ответственности перед предстоящим служением, которое не может не поражать человеческий ум. Епископу необходимо «для всех сделаться всем» (см. 1 Кор. 9:22), «изнемогать за всех, кто изнемогает, воспламеняться за всех, кто соблазняется» (см. 2 Кор. 11:29). Именно на епископе лежит ответственность за сохранение единства Церкви, как великого дара Божиего. Блюститель Церкви, по слову преподобного Исидора Пелусиота, «… должен быть украшен всеми добродетелями и признавать чужие бедствия своими. Не для себя, но для подчиненных живет он, его жизнь испытуется тысячами глаз и языков» (Письма. Книга 3. Диакону Палладию). Мысленно обозревая свой жизненный путь, воздаю благодарение Господу за все ниспосланные благодеяния. Важным этапом моего становления как священнослужителя было обучение в Свято-Тихоновском университете и Санкт-Петербургской духовной академии . Выражаю искреннюю признательность и благодарность преподавателям этих духовных школ. Следуя обету послушания, проходил я возлагаемые на меня обязанности, связанные с приходским, молодежным и социальным служением на родной Мурманской земле, приобретая необходимый опыт пастырского служения и познания немощи своей души. С благоговением принимая выпавший мне жребий архипастырского служения, выражаю сыновнюю благодарность Вам, Ваше Святейшество, и Священному Синоду за оказанную честь и доверие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4854587...

Митрополит Владимир о Голодоморе: Рай без Бога обернулся для народа адом Вспоминая жертв Голодомора и политических репрессий того страшного времени, призываю всех вас вознести молитвы Господу за упокой душ голодом убитых братьев и сестер наших и принять участие в местных и общенациональных поминальных богослужениях в этот день. 21 ноября, 2013 Вспоминая жертв Голодомора и политических репрессий того страшного времени, призываю всех вас вознести молитвы Господу за упокой душ голодом убитых братьев и сестер наших и принять участие в местных и общенациональных поминальных богослужениях в этот день. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир обратился к пастве в связи со скорбной датой 80-й годовщины Голодомора. Текст обращения опубликован на сайте Украинской Православной Церкви . Дорогие братья и сестры! Летопись бытия нашего народа хранит память о многих исторических событиях, как знаменательных, так и драматических. Одной из самых ужасных трагедий для Украины стал Голодомор 1932-1933 годов. Восемь десятилетий прошло с тех пор, но и сегодня наше горе не стихает, наполняя душу скорбью и побуждая возносить Богу молитву за миллионы невинных жертв. Господь дал нам во владение плодородную землю, щедрую и благодатную, как Эдем (см. Быт. 2, 8). Выполняя заповедь о труде на ней (см. Быт. 2, 15), добросовестный и заботливый труженик всегда получал щедрые урожаи, ведь Господь, который «семя дает сеятелю и хлеб в пищу», умножал плоды праведности (см. 2 Кор. 9, 10 ) всех, кто в мире, согласии и благочестии работал на своем поле. Однако, в бурном ХХ веке наш край подвергся страшной беде: миллионы людей приняли мученическую смерть от массового голода. Это произошло не из-за эпидемии или неурожая. Голодомор был одним из звеньев репрессивной цепи большевистской власти, взявшей на вооружение идеологию построения мира на новых принципах — без Бога и Его нравственного закона. Объявляя благо народа главной целью, насаждая свой рай на земле, богоборцы вместо этого засеяли ее человеческими костями и оросили реками слез. Пагубное сеяние принесло горький плод проклятия, ведь «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление» (Гал. 6, 8), — говорит святой апостол Павел. Отречение от христианской морали никому не принесло счастья. И об этом свидетельствует многовековая история нашего Отечества.

http://pravmir.ru/mitropolit-vladimir-o-...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Вениамину, епископу Рыбинскому, викарию Ярославской епархии 22 августа 2010 г. 12:30 22 августа 2010 года, в праздник Собора Соловецких святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . За Литургией архимандрит Вениамин (Лихоманов) был хиротонисан во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. Вручая архиерейский жезл новохиротонисанному владыке, Святейший Патриарх Кирилл обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Вениамин! Премудрым и всеблагим Промыслом Божиим через возложение рук архипастырей и сугубые молитвы паствы, в этом святом месте, где имя Господне прославилось духовными подвигами и страданиями тысяч людей, возведен ты ныне на епископскую — высшую — ступень служения Церкви. Таинственно восприяв за Божественной литургией всеукрепляющую благодать Святого Духа, сохрани ее в своем сердце, дабы до конца земных дней быть, по слову апостола, «сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2, 21). Добрых дел ждет от тебя паства, священноначалие и Пастыреначальник. Святитель Тихон Задонский говорил: «Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать; так и вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах». В чем же состоит твое новое архипастырское делание, продолжающее служение апостолов? Прежде всего, пекись о духовном возрастании вверенных тебе Божиих чад. Ярославская земля, где тебе предстоит нести послушание, искони была не только культурным, торговым и промышленным центром России, но также крепким оплотом Православия. Не посрами памяти предков, не допускай, чтобы распространяющиеся ныне нравственное безразличие, культ комфорта и превозношения искажали души наших соотечественников, лишая их спасения. Помни, что за каждого из них «умер Христос» (см. 1 Кор. 8, 11). Сегодня важно уметь рассказывать о Евангельских заветах так, чтобы они были понятны человеку, выросшему на захватывающих воображение ложных образах медийной и рекламной псевдокультуры. Слово истины должно раскрываться в образах, примерах, аналогиях, приближенных к реалиям современной жизни. Яркости красок гедонистической пропаганды противопоставь простоту и убедительность христианской проповеди, иллюзии о том, что земное счастье превыше всего, противопоставь правду о том, что любящий только земное не стяжает подлинного и вечного.

http://patriarchia.ru/db/text/1254892.ht...

Патриарх Кирилл: Ответственность священников ни с чем не может быть сравнима 6 сентября 2011 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором он говорил о лежащей на священнике ответственности. 6 сентября, 2011 6 сентября 2011 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором он говорил о лежащей на священнике ответственности. 6 сентября 2011 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором он говорил о лежащей на священнике ответственности. (…)Личность святителя Петра дает нам возможность подумать о священническом служении в Церкви. Действительно, по слову апостола (см. 2 Кор. 8:21) каждый священнослужитель призван служить для Господа и для людей, и для того чтобы сочетать в одной личности такую многоплановую и ответственную деятельность и такое высокое служение, требуются особые духовные силы, как у святителя Петра. Святитель оставил нам три замечательных послания, в которых он, в частности, говорит о том, каким должен быть пастырь. Красной нитью в этих посланиях проходит мысль об ответственности священнослужителей за Церковь и за народ. В каком же смысле священнослужитель несет ответственность пред Богом за народ? Ведь он лишен политической власти, а нередко и достаточных материальных средств к существованию. А в том смысле, что своей проповедью, своей жизнью, своим примером и своей молитвой он должен укреплять те незыблемые нравственные принципы, на которых только и может развиваться жизнь людей, будь то личная, семейная или общественная. Вот почему ответственность священнослужителя так велика.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-otvets...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010