7 . Ибо они ради имени Его пошли (33): они вышли странствовать (34) о имени Его или за имя и для имени Божия. (Ср. Деян. 5, 41 . Иак. 2, 7 . Игн. Богон. посл. к Эфес. гл. 3 и 7.). Далее говорится, что эти странники «не берут ничего от язычников», что «принимающие их делаются споспешниками истине» (8 ст.), и что они имеют ближайшее отношение к Апостолу (9–12 ст.). Следовательно Иоанн Богослов пишет здесь собственно о странствующих проповедниках имени Божия или миссионерах Христианской Религии в областях языческих. Эти ревнители истины Христовой в отличие от посланников Самого Иисуса Христа – Апостолов, дававших им право обходить страны с проповедью Евангелия, назывались в первой церкви Евангелистами (υαγγελσται). См. Эфес. 4 , 11., где они отличаются не только от Апостолов и Пророков, но даже от Пастырей и Учителей Церкви. Так Ап. Павел называет ученика своего Тимофея ( 2Тим. 4. 5 .), так назван в Деяниях Апостольских один из первых семи диаконов Филипп Кессарийский ( Деян. 21, 8 . Только в этих трех местах упоминается в Новом Завете о Евангелистах). В церковной истории Евсевия под 108 годом от Р. Хр, находится целая глава «о знаменитых в то время евангелистах». Здесь упоминается Кодрат, поднесший Элию Адриану апологию в защиту веры Христовой (см. кн. 4, гл. 3), ученик апостольский, «отличавшийся даром пророчества, подобно дочерям Филиппа (диакона)» и говорится, что Евангелисты «более и более распространяли проповедь Апостолов и сеяли спасительные семена Небесного Царствия по пространству всей вселенной; они предпринимали путешествия, с ревностью возвещая Христа людям, вовсе еще не слыхавшим слова веры и сообщая им книги Божественных, Евангелий. Сила Духа Божия тогда совершала чрез них еще много чудес, так что с первою проповедью все слушатели их неукоснительно, с полною готовностью и от души принимали веру в Творца всяческих. Перечислить по именам всех бывших евангелистами в разных церквах вселенной невозможно» (33). (См. объясн. Деян. 2, 4 . в Чт. Общ. Люб. Д, Пр. 1874 г. март). – Не взяв ничего от язычников: (μηδν λαμβνοντες, см. Славянск. текст): ничего не принимая или решившись ничем не пользоваться от язычников, хотя бы они и давали. Боялись евангелисты, чтобы проповедь их не сочли неблагонамеренные средством к пропитанию или обогащению. Так еще в раннее время поступал Ап. Павел: хотя терпел недостаток, никому не докучал; старался не быт в тягость, чтобы не дать повода ищущим повода ( 2Кор. 11. 7–12 ); в труде и изнурении проповедовал благовестие Божие, ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого ( 1Сол. 2 , 9 . и дал. См. 1Кор. 9, 18 . 2Кор. 12, 16 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Ст. 3. Вспоминается переход через Красное море (см.: Исх. 14:21–22 ) и перенесение Ковчега Завета через р. Иордан ( Нав. 3:14–17 ). В Православной Церкви этот стих поется как прокимен и антифон праздника Богоявления. Ст. 4. Вспоминается явление Бога Моисею на горе Синай (см.: Исх. 19:18 ). Ст. 5. В Православной Церкви этот стих поется как антифон праздника Богоявления. Ст. 7. От взора (букв. «от лица») – от присутствия. Ст. 8. Речь идет о чуде в пустыне Син, когда по повелению Бога Моисей ударил жезлом о скалу и из камня потекла вода (см.: Исх. 17:5–6 ; Чис. 20:11 ). Ст. 9. Противопоставление своего недостоинства и милости Божией перекликается с молитвой пророка Даниила (см.: Дан. 9:18 ). Ст. 12. Описание того, как художник делает идола, находим у пророка Исаии (см.: Ис. 40:19–20; 44:9–20 ). Ст. 17. Дом Израилев – народ, потомки Израиля. Ст. 18. Дом Ааронов – священники, потомки Аарона, брата Моисея. Ст. 24. ...сынам человеческим – людям.   Псалом 114 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В евр. тексте пс. 114 и 115 объединены в один псалом. Ст. 5. ...младенцев – букв. «несмысленных», отсюда синодальный перевод: «простодушных».   Псалом 115 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Ст. 1. Этот стих цитируется во Втором послании к Коринфянам (см.: 2Кор. 4:13 ). Ст. 4. Чашу спасения – чаша была одним из священных предметов в храме, из нее совершалось благодарственное возлияние (см.: Исх. 37:16 ). Этот стих прообразует, с одной стороны, мученическую смерть за Господа нашего Иисуса Христа, с другой – евхаристическую Чашу, из которой Господь наш Иисус Христос дал пить Своим ученикам на Тайной вечере (см.: Мф. 26:27 ). Этот стих вошел в чин православного богослужения в качестве запричастного стиха в Богородичные праздники. Ст. 5, 9. Обеты – соответствующее греч. слово имеет два значения: «обеты» и «молитвы». Ст. 6. Этот стих вошел в православное богослужение в качестве прокимна. Ст. 7. ...сын рабыни – Твой слуга, последний из Твоих слуг; ...Расторг Ты узы мои – освободил от смерти. Ст. 10. Во дворах дома Господня – во дворе Иерусалимского храма.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Светлеется не только так, как светится солнце в чистой воде или чистом зеркале, то есть не явлением только Богоподобных свойств, но живым и приискренним соединением Бога с духом человека и таинственным в него вселением, по неложному обетованию: «вселюся в них и похожду» (2Кор.6.16), и по силе искупительной молитвы Господа: «якоже Ты Отче во Мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут» (Ин.17,21). Мы не можем постигнуть, как совершается сие дивное дело Божия к нам благоволения, но слово Божие верно. «Честная и великая нам обетования даровашася — быть причастниками Божественного естества, отбегше, яже в мире, похотныя тли» (2Пет.1,4). И сие не от нас, дар Бога, богатого в милости, соразмеряемый только с силою сыновней к Нему преданности в ищущих Его и очищающих себя, якоже Он чист есть. Очистительными действиями Духа Божия душа «созидается в жилище Божие» (Еф.2.22), «в Церковь Бога жива» (2Кор.6.16), «в храм духовен» (1Кор.6,19), который не останется пуст. Бог приходит и творит Себе в нем обитель, как говорит Господь: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин.14,23). Так, «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5,8). Бог упокоевается в них и упокоевает их от всех дел и трудов (Евр.4.10), водворяя мир, превосходящий всякий разум, в безмятежной тишине коего с алтаря сердца «возносятся непрестанный жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом» (1Пет.2,5). Тогда «прилепляяйся Господеви» становится «един дух с Господем» (1Кор.6,17), «и живот его сокровенным со Христом в Боге» (Кол.3.3), тогда «откровенным лицем славу Божию взирающе, в тойже образ преобразуется он от славы в славу, якоже от Господня Духа» (2Кор.3.18), и тогда «уже Бог есть действуяй в нем, и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп.2,13), открывающемся, кроме, внутренних духовных озарений и утешений, и разными явлениями Духа на пользу или словом премудрости и разума, или дарованиями исцелений, или действиями сил, или пророчеством, или рассуждениями духовом (См.1Кор.12,7–11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Деян.7:33 ; Исх.3:5 ; Нав.5:15 ; 2Пет.1:18 ), свят Его путь (см. Пс.76:14, 144:17 ), свята Его вера (см. Иуд.20 ), свята Его Церковь (см. Еф.2:21 ), святы Его служители (см. 2Кор.13:12 ; Еф.1:4 ; Кол.3:12 ; 1Фес.5:27 ; Евр.3:1 ; 1Пет.3:5 ; 2Пет.1:21 ; Откр.18:20, 22:6 ), свят Он во всех Своих делах (см. Пс.144:17 ). Всесовершенная Божия святость проявляется в мире как абсолютная доброта (благость ­ γαϑτης). Сам Спаситель решительно настаивает: «Никто не благ (γαϑς), токмо един Бог» ( Мк.10:18 ). Человеческая доброта, в сравнении с Божией, не может быть названа добротой; а если так и называется, то лишь потому, что нисходит к людям как дар единой абсолютной Благости – Бога (см. Иак.1:17 ; Ин.3:27 ). Так как Бог абсолютно свят и абсолютно благ, то Он не может ни творить зла, ни быть причиной зла (см. Иак.1:13 ; Притч.11:20 ; 1Ин.1:5 ). Для Бога естественная невозможность – быть злым, творить зло, быть источником зла (см. 1Ин.1:5 ; Ин.8:12, 9:5 ). Выразительнее всего являет это и удостоверяет Богочеловек, Господь Иисус Христос, в досточудной Личности и безгрешной жизни Которого открыта людям совершенная Божия святость и совершенная Божия благость (см. Ин.1:17–18, 8:46 ; 1Пет.2:22 ; 1Ин.1:5, 3:5 ). Богу нельзя приписать грех ни в каком виде. Всякий грех – это нарушение Божией воли, совершаемое человеком путем злоупотребления данной ему от Бога свободой. Грех, собственно, и есть единственное зло. А всё прочее, называемое нами физическим злом, как-то: землетрясения, эпидемии, голод, различные скорби, которыми Бог наказывает нас за грехи, – не есть само по себе зло, поэтому нельзя сказать, что Бог – причина зла, как утверждали некоторые еретики. На самом деле, все эти беды суть прямые или косвенные следствия греха как единственного зла; Бог попускает или посылает их как средства исправления, чтобы люди, уклоняясь от зла и греха, стремились к добру, в котором жизнь, и бессмертие, и блаженство. Так рассуждают святые отцы, истолковывая те места Священного Писания, в которых на первый взгляд Бог кажется виновником зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Тем более что многими частями своего тела человек не властен ни распоряжаться, ни контролировать их 157 . «Большинство изменений, которые претерпевает наше тело... зачастую обусловлены природой», – констатирует святой Симеон 158 . Даже и святые неизбежно подвержены телесным страданиям и недугам 159 и наконец физической смерти. Это еще раз доказывает, что нет непосредственной связи между здоровьем тела и души, как и между физическими страданиями и болезнями и прегрешениями человека. Страдания и недуги одинаково поражают праведников и грешников: Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы ( Еккл.9:2 ; см.: Мф.5:45 ). Порой святые даже больше подвержены болезням, чем простые люди. Этому можно назвать две основные причины. С одной стороны, это рачительность Господня: как мы увидим из следующей главы, не будучи источником болезней и страданий, Господь иногда попускает 160 и использует их ради духовного совершенствования человека, а также для духовного наставления его окружающих. Задавшись вопросом, «почему Господь посылает святым столько всевозможных скорбей», святой Иоанн Златоуст находит на него восемь ответов: «Во-первых, чтобы не позволить высоким добродетелям и великим деяниям святых заронить в них гордыню» (см.: 2Кор.12:7 ). «Во-вторых, из опасения, чтобы их не почитали более, чем должно почитать человеков, и чтобы на них смотрели не как на богов, а [как] на обычных смертных 161 . В третьих, чтобы сила Господня воссияла еще больше», потому что более всего она проявляется в слабости (см.: 2Кор.12:9 ) 162 . «В четвертых, чтобы терпение самих святых выявлялось с новой силой и чтобы становилось ясно, что они служат Богу не из расчета, а из чистой любви, поскольку среди всех скорбей они по-прежнему верны Ему... В пятых, для того, чтобы заставить нас задуматься о воскресении мертвых; потому что когда мы видим даже праведника, увенчанного многочисленными добродетелями, покидающим эту жизнь, претерпев бесчисленные страдания, мы невольно задумываемся о грядущем суде», на котором явлено будет правосудие Божие. «В шестых, чтобы те, кого поразили различные бедствия, могли утешиться, видя, что и самые праведные претерпели столько же и даже больше. В седьмых, чтобы величие их деяний не ввело вас в заблуждение, будто бы они с вами разной природы и вам невозможно совершить то же» (см.: Иак.5:17 ; Прем.7:1 ). «В восьмых, наконец, чтобы научить вас, в чем состоит истинное счастье и несчастье» 163 , что истинное счастье – это соединиться с Богом посредством добродетельной жизни, а единственное настоящее несчастье – удалиться от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

617 Парвис (Parvis), который принимал любой вариант (кроме явных ошибок писцов), «будь то версия XII века или I», затушевывает тем самым качественную разницу между апостольской традицией и последующей традицией Церкви (см. M. M. Parvis, «The Nature and Tasks of New Testament Textual Criticism; An Appraisal», Journal of Religion, xxxii 1952., pp. 165–174, и «The Goals of New Testament Textual Studies», Studia Evangelica, vi Texte und Untersuchungen, cxii; Berlin, 1973., pp. 393–407, особенно p. 402–407). 618 Недавнюю дискуссию о каноническом статусе этого фрагмента см. в Gary M. Bürge, «A Specific Problem in the New Testament Text and Canon. The Woman Caught in Adultery», Journal of the Evangelical Theological Society, xxvii (1984), pp. 141–148. 619 Богословские размышления о вопросе открытости/закрытости канона см. Karl Barth, Church Dogmatics, 1, 2, pp. 476–481. («Абсолютной гарантии закрытости канона не могут дать ни Церковь , ни отдельные лица в Церкви, даже если это лучшие и самые глубокие ответы на такие вопросы», р. 476.) 620 Письмо, написанное в ответ на заявление восьми священников из Алабамы, которые назвали борьбу Кинга за гражданские права «неразумной и несвоевременной», включено как гл. 5 в его книгу Why We Can " t Wait (New York, 1964), pp. 77–100. 621 Несколько лет назад доктор Ed. Platzhoff–Lejeune из Territet/Montreux («Zur Problematik des biblischen Kanons», Schweizerische Theologische Umschau, xix 1949., pp. 108–116) предложил обогатить канон за счет прибавления аграф, чью достоверность он приравнивал к достоверности библейского текста. 622 То, что сохранилась не вся переписка апостола Павла, можно, видимо, вычитать из 1Кор.5:9–11 , 2Кор.2:3–11 и 7:8–12, Флм.3:1  и Кол.4:16 . Епископ Лайтфут придерживался того мнения, что «в посланиях нашего канона мы имеем лишь часть – возможно, не очень большую – всей переписки апостола Павла., как с церквами, так и с отдельными лицами» (см. рассуждение под рубрикой «Lost Epistles to the Philippians?» в J. В. Lightfoot, St Paul " s Epistle to the Philippians, 6th ed. London, 1896., pp. 138–142. Сам Павел упоминает об «одобрительных письмах» ( 2Кор.3:1 ), т.е. личных ознакомительных посланиях, которыми часто обменивались церкви. Тогда нет сомнений в том, что многие личные письма, написанные авторами новозаветных книг, были утрачены. См. также с. 277, примеч. 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

В 9-м икосе Пресвятая Дева называется «Вместилищем Премудрости Божией» и Ей прилагаются величания «радуйся, яко увядоша баснотворцы; радуйся, афинейския плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая». Греческая мифология, после того как рожденным от Пресвятой Девы Богочеловеком было принесено спасение миру, должна была пасть. Рыбари-апостолы, призванные Сыном Пресвятой Марии стать ловцами человеков (см. Мф.4:18–22 ; Мк.1:16–20 ; Лк.5:10 ), просветили светом Христовой веры и Грецию, подорвав и разрушив хитросплетения прежней ее религии – языческой. В величании того же икоса «радуйся, кораблю хотящих спастись» сделано сопоставление Богоматери с ковчегом, на котором Ной спасся от всемирного потопа [см. Быт.6 ]. В 10-м икосе Пресвятая Богородица именуется «Стена девам», «Столп девства», «добрая Младопитательница девам», «Невесто-Красительница душ святых». Воспитавшаяся с детства в целомудрии и чистоте при Храме и пребывшая навсегда Пречистой Девой, Богоматерь дает образ святейшей чистоты и целомудрия. Она является поэтому не только доброй воспитательницей дев, но и воспитательницей «невест – душ святых» всех христиан. Величания «радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, тлителя смыслов упраздняющая; радуйся, Сеятеля чистоты родшая» имеют следующий смысл. Человекоубийца диавол (см. Ин.8:44 ) своей ложью и клеветой на Бога растлил простой и доверчивый ум и сердце первых людей. После грехопадения ум прародителей помутился, воля стала наклонна ко злу. Растление человеческой природы передалось от прародителей и всему их потомству (см. Рим.5:12 ; Рим.7:17 , Рим.23 ; Пс.50:7 ; Пс.13:3 ). Пресвятая Богоматерь рождением Чистейшего (см. Ис.53:4 ; Ин.8:46 ; 1Ин.3:5 ) и Святейшего (см. Лк.1:35 ; Мф.1:20 ) Сына Своего послужила делу обновления человеческого естества (см. 2Кор.5:17 ; Еф.4:22 , Еф.4:24 ; Тит.3:5–6 ; Рим.6:4 ). В 11-м икосе даются [такие] величания Божией Матери: «радуйся, купели живописующая Образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну; радуйся, Бане, омывающая совесть». От указания на ветхозаветную умывальницу, которая находилась в скинии перед первою завесой святилища и из которой первосвященник и священники должны были омывать руки и ноги перед тем, как входили в святилище (см. Исх.30:18–21 ), мысль в икосе переносится к новозаветной купели Крещения и бане пакибытия и обновления Духа Святаго ( Тит.3:5 ), где крещаемые омываются и освобождаются от скверны греховной, унаследованной от прародителей, очищаются, освящаются и оправдываются именем Господа Иисуса Христа (см. 1Кор.6:11 ; Деян.2:38 ; Гал.3:27 ; Мк.16:16 ; Евр.9:14 ). Величание «радуйся, обоняние Христова благоухания» имеет такой смысл: подобно сосуду, сохраняющему запах содержащегося в нем благовонного вещества, Богоматерь причастна святости Своего святейшего Сына, Который возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания ( Еф.5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В законе благодати кто не удивится величайшему смирению блаженного и всехвального апостола Павла, сосуда избранного (см.: Деян.9:15 ), который потрудился более всех апостолов и был восхищен до третьего неба (см.: 2Кор.12:2–3 )? Ибо после столь великих видений мы видим его смиряющимся и говорящим: я меньше всех апостолов и недостоин называться апостолом (ср.: 1Кор.15:9 ). В другой раз он называет себя непотребной грязью: я сделался сором для мира (ср.: 1Кор.4:13 ), а в третий говорит: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим.1:15 ). Видишь, брат Иоанн, насколько великий Павел по мудрости своей и трудам был выше других апостолов, настолько глубже он был по смирению ума своего. Но, брат Иоанн, после того как я привел эти свидетельства Писания о смирении некоторых святых, думаю, будет хорошо и весьма полезно дерзнуть нам сказать немного и о высочайшем смирении Царицы всех святых, то есть о смирении Пречистой, Пресвятой, славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Но прежде, думаю, будет хорошо размыслить о том, есть ли еще среди словесных созданий – среди людей и Ангелов – кто-нибудь, кто удостоился бы столь великих и духовных дарований, как Пречистая и Пресвятая Дева Мария. Поистине, ни одно из созданий Божиих, земных и небесных, не достигло такой славы и благодати, как Пресвятая и Пречистая Матерь Божия. О Ней Бог изначала возвестил прародителям нашим Адаму и Еве и прикровенно явил им, что через Нее произойдет спасение и сокрушена будет глава змия (см.: Быт.3:15 ). Дух Святый устами великого пророка Исайи указал на Нее, что Она будет той Девой, Которая родит Еммануила (см.: Ис.7:14 ); на Нее указал Дух Святый, что Она сядет Царицей, прекрасной и преукрашенной дарами, одесную Бога (см.: Пс.44:10 ). Ей поклонился и Ее ублажил Архангел Гавриил, назвав Ее благодатной и благословенной в женах (ср.: Лк.1:28 ). Ее ублажила Елисавета, матерь божественного Иоанна Пророка и Предтечи, и назвала Ее Матерью Господа (см.: Лк.1:43 ). Она Матерь и Дева Всенепорочная, Которую ублажат все роды (см.: Лк.1:48 ), Она Та, Которая обрела благодать у Бога (см.: Лк.1:30 ). О Ней было предречено, что Она пребудет и после рождества Девой (см.: Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Церковь же Христова с первых веков своего бытия чтила останки мучеников, собирая их с великим благоговением и тщанием, водружая на них храмы и впоследствии заботясь о том, чтобы в алтаре каждого храма и в святом антиминсе на престоле его пребывали частицы святых мощей (каковой обычай соблюдается и доныне). Послание Смирнской Церкви о мученичестве ее епископа святого Поликарпа († 156) гласит: «Мы... собрали его кости, которые дороже драгоценных камней и благороднее золота, и положили их, где следовало. Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в ликовании и радости, отпраздновать день рождения Его мученика в память прежних борцов за веру, в поучение и подготовку будущих» 67 . Но нужно помнить, что наше почитание святых мощей направлено в первую очередь на Бога, Чья сила обитает в них. «Мы чтим мощи мучеников, говорит блаженный Иероним , с тем чтобы воздавать поклонение Тому, Чьи они свидетели. Мы чтим рабов, чтобы честь рабов переходила на Владыку, Который говорит: Кто принимает вас, принимает Меня ( Мф.10:40 ) 68 . Православный : Прошу тебя вкратце повторить, на чем основано наше почитание святых мощей. Священник : Мы почитаем святые мощи неистлевшие тела святых или кости их, завещанные, словно некие духовные дары, Церкви Христовой, по следующим причинам: – тела святых суть тела чад Божиих и наследников Божиих через Иисуса Христа ( Гал.4:7 ; Рим.8:17 ), тела друзей Иисус Христовых (см.: Ин.15:14 ), тела богов по благодати Божией (см.: Пс.81:6 ; Ин.10:34–35 ); – тела святых суть храмы Бога живого (см.: 1Кор.6:19 ) и обители Духа Святого (см.: 1Кор.3:16 ); – через тела святых при жизни их совершались Богом различные чудеса и знамения (см.: Мф.9:21; 14:36 ; Мк.16:17–18 ; Деян.5:15; 19:11–12 ). Итак, мы почитаем мощи святых, как останки тех, в ком обитал Бог (см.: 2Кор.6:16 ), кто утруждал себя ради Него в жизни сей и будет жив вовеки (см.: Пс.5:12 ), чьи души в руке Божией, и к кому не прикоснется смерть (см.: Прем.3:1 ). Мы почитаем мощи святых, ибо и Бог чествует смерть преподобных Своих (см.: Пс.115:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

1Петр.2:9 ; 2Кор.4:6 ) и, направляя и укрепляя своею благодатию верующих в Него к жизни во свете Его заповедей ( Кол. 1:11–13 ; Еф.1:17–18; 5:8, 9, 14 ; 1Ин.5:20 ), возведет их к вечно-блаженной жизни ( Ин.17:2 ; Мф.25:46 ), где праведники просветятся как солнце в царстве Отца их ( Мф.13:43 ; ср. Евсевия Кесар,). В этом последнем преимущественно смысле наша православная церковь употребляет и изъясняет 10-й ст. в своем богослужении, воспевая его в составе великого славословия и ежедневно обращаясь к Господу от лица священнослужителя с молитвою: «возсияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоей просвети ум наш и чувства все соблюди, дабы нам, ходя во дни благообразно путем заповедей Твоих, достигнуть в жизнь вечную, ибо у тебя источник жизни, и сподобиться наслаждаться неприступным Твоим светом» (12 утр. мол. во время шестопсалмия: ср. мол. 1-го часа). Пробави милость твою вдщымъ т и правд твою правымъ сердцемъ. 11. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем, 11 . Созерцая дарование исчисленных благ, как уже совершившееся событие, псалмопевец просит Господа и впредь продолжать ( пробави) милость Свою к верующим в Него ( вдщымъ т) и вместе с тем являть к правым сердцем (см. объясн. на Пс.7:11, 31:11 ), в их защиту, утверждение и в воздаяние, и нераздельную с милостию правду Свою. Да не мн нога гордыни, и рка гршнича да не подвижитъ мен. 12. да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня: 12 . Но обращая взор свой от созерцаемого верою к действительности, он видит гордого, неукротимого в злобе своего гонителя, который, не смиряясь пред видимой защитой Промысла гонимому, все-таки хочет преследовать и угнетать его; поэтому, вслед за молитвою о продолжении милости Божией, он молит Господа не дать врагу успеть в его злобных замыслах: да не наступит на меня нога гордыни и рука грешника да не изгонит меня (сл.-гр. – да не мн – да не подвижитъ мен – грубо-буквальный перевод с евр.), т.е. не дай гордому врагу захватить меня и подвергнуть всякого рода унижениям и казни, подобно тому, как это делали победители с своими побежденными, наступая им предварительно ногою на шею (И. Нав. 10:24 ), а равным образом не попусти нечестивому продолжать свое преследование и держать меня в изгнании (ср. 1Цар.26:19 б ). В смысле мессианском – это предвозвещение верующим, что, не смотря на свое оправдание во Христе, в течение своей земной жизни они не безопасны от нападений виновника всякой гордыни и нечестия ( Иак.4:6–7 ), – диавола, который, как лев рыкая ходит, ища кого поглотить ( 1Петр.5:8 ; ср. Еф.6:11–12 ; и бл. Августин), и что все желающие жить благочестиво во Христе гонимы будут ( 2Тим.3:12 ), а потому действуя против врагов всеми оружиями правды, десными и шуими ( 2Кор.6:7 ), должны вместе с тем вооружаться молитвою к Господу о помощи и заступлении ( Еф.6:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010