Из учения об Иисусе Христе, как Первосвященнике и Жертве, святой Павел выводит наставления твердо держаться спасения во Христе Иисусе, посредством веры в Него и надежды на будущее блаженство, чтобы не погибнуть навеки. Раздел первый. Увещание неуклонно держаться исповедания – упования христианского (10:19–39) Все мы вошли в Святое Святых – в общение с Богом через тело Христово, и воду крещения, будем и держаться принятого направления нашей веры (ст. 19–23). Но при этом нужно и усовершенствоваться в новом пути, и взаимно помогать друг другу, а потому те и не должны покидать взаимообщения (ст. 24–25). Отпавшим нет второй жертвы Христовой, а потому им грозит суд (ст. 25–28), и тем более сильный, чем важнее свидетеля нашего завета – Христа, и Дух мы оскорбляем (ст 28–29), и Сам Бог будет судить нас за это со всею строгостью Своей воли (ст 30–31). Между тем, вы так много делали когда-то мне (Апостолу) своим сочувствием (ст. 32–34). Не надо же покидать прежнего (ст. 35), нужно только терпение (ст. 36). И вот явится Судия для воздаяния каждому (ст. 37), как и пророк Аввакум говорил, что приятен Богу тот, кто верит, что Он дарует удовлетворение (ст. 38). Будем же верить, ведь мы, христиане, чтобы встретить могущего скоро прийти Судию (ст. 39). Раздел второй. Сила веры ветхозаветных праведников (11:1–40) Она была всегда опорой в делах, давая осуществление ожидаемому и уверенность в невидимом (ст. 1), поэтому праведники много претерпели в надежде воздаяния (ст. 2–3). Авель верил в силу благочестия (ст. 4), Енох – в блаженную будущую жизнь (ст. 5–6), Ной – в угрозу потопом (ст. 7), Авраам, Исаак и Иаков – в духовную землю обетования, в Царство Божье (ст. 8–10), Авраам и Сарра – в свое потомство (ст. 11–12). Все они не получили обетования здесь, но верили, и Бог их назвал Своими (ст. 13–16). Но еще большую веру обнаружил Авраам, в принесении своего сына в жертву (ст. 17–19), потом при благословении детей (ст. 20). Также Иаков при благословении детей (ст. 21) и Иосиф, велевший вынести кости свои из Египта (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

– г. Епифань 2-й округ Благочинный, священник села Бобрик Алексей Спасский. Духовный следователь, священник с. Прони Иоанн Покровский. Бобрики – ст. Бобрики Гранки – ст. Епифань С.-В. ж. д. Ивановское-Ромодановское – Разъезд 63 С.-В. ж. д. Иваньково (Богородицкое) – ст. Епифань С.-В. ж. д. 5) Каменка-Явленское – ст. Узловая С.-В. ж. д. Карачево – ст. Епифань С.-В. ж. д. Каркадиново Люторичи – г. Епифань – ст. Епифань С.-В. ж. д. 10) Смородино – г. Епифань 3-й округ Благочинный, священник села Соколовки Иоанн Сретенский. Духовный следователь, священник села Петрушена Алексей Воскресенский. Вадбольское ( Покровское) – ст. Епифань С.-В. ж. д. Ивановское-Богословское Клекотки – ст. Клекотки Нагиши (Лебяжий Усад) 5) Богослово–ст. Горлово – ст. Горлово Новоспасское – ст. Епифань С.-В. ж. д. Петрушино – ст. Клекотки Соколовка – ст. Епифань С.-В. ж. д. Хитровщина – ст. Клекотки 10) Александровка, прип. к с. Соколовке – ст. Епифань С.-В. ж. д. Кудашевая, прип. к с. Хитровщине – ст. Клекотки 4-й округ Благочинный, священник села Бахметьева Федор Успенский. Духовный следователь, священник села Гагарина Михаил Дружинин. 1) Бахметьево – г. Епифань Богданово – Богдановское Почт. отд. Тульск. Губ. Березовка – Почт. отд. Михайловское Буйцы-Никольское 5) Гагарино-Муравлянка – г. Епифань Знаменское-Мышенка – ст. Михайловское Красные Буйцы – Почт. отд. Михайловское Монастырщина – г. Епифань Орловка-Закуритское – Почт. Отд. Бучалки 10) Троицкое-Ильино – г. Богородицк Троицкое-Кобяково – г. Епифань Частые Колодези – Богдановское Почт. отд. Тульск. Губ. 5-й округ Благочинный, священник села Никитского Василий Миловидов. Духовный следователь, священник села Хованщины Иоанн Ивановский. 1) Алмазово – ст. Горлово Бучалки – Почт. Отд. Бучалки Екатерининско – ст. Куркино Куликовка – г. Епифань 5) Молоденки – ст. Горлово Никитское – Почт. отд. Никитское на Дону Орловка-Троицкое – ст. Горлово Рыхотко – ст. Куркино Себино – Почт. отд. Бучалки 10) Суханово Хованщина Черемухово – ст. Клекотки Барановка, прип. к с. Хованщине

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Содержание I. Пролог (гл. 1) II. Вступление Израиля в землю обетованную (2,1 5,12) А. Обетование Божие и хананейская блудница (гл. 2) Б. Обетование Божие и переход через Иордан (гл. 3; 4) В. Воспоминание об обетовании Божием (5,1–12) III. Завоевание земли обетованной (5,13 12,24) А. Вождь воинства Господня (5,13–15) Б. Гибель и спасение под сенью обетования Божия: Иерихон и Раав (гл. 6) В. Прегрешение против обетования: Ахан (гл. 7) Г. Обещанная победа: Гай (8,1–29) Д. Народ обетования (8,30–35) Е. Страх хананеев и поражение Израиля: договор с Гаваоном и проклятие (гл. 9) Ж. Завоевание южного Ханаана (гл. 10) З. Завоевание северного Ханаана (гл. 11) И. Перечисление побежденных царей и завоеванных территорий (гл. 12) IV. Обретение земли обетованной (гл. 13–21) А. Повеление заселить землю (13,1–7) Б. К востоку от Иордана (13,8–33) В. К западу от Иордана (гл. 14–19) 1 . Введение (14,1–5) 2 . Халев: пример верности и послушания (14,6–15) 3 . Удел колена Иудина (гл. 15) 4 . Уделы колен Ефремова и Манассиина (гл. 16; 17) 5 . Другие колена и Иисус Навин (гл. 18; 19) Г. Города-убежища (гл. 20) Д. Города для левитов (21,1–42) 1 . Просьба левитов (21,1–3) 2 . Выделение городов левитам (21,4–8) 3 . Перечисление городов (21,9–40) 4 . Заключение (21,41,42) V. Краткие выводы (21,43–45) VI. Эпилог (гл. 22–24) А. Единство Израиля: его основа и угроза ему (гл. 22) Б. Требования верности Богу (гл. 23) В. Выбор Израиля в Сихеме (24,1–28) Г. Смерть Иисуса Навина и Елеазара (24,29–33) Глава 1 1:1–18 Слова «По смерти Моисея» указывают как на момент истории, с которой начинается книга, так и на духовный кризис (или кризис богословия Израиля). Смерть Моисея стала завершением суда Божия над поколением израильтян, вышедшим из Египта (5,4–6; Втор. 1,35; 32,51 ). Однако и «по смерти Моисея» Господь Бог Израиля остался верен Своим обетованиям (см. Введение: Характерные особенности и темы). Данная истина вначале открывается Иисусу Навину Самим Богом (ст. 1–9), а затем уже сообщается Иисусом Навином Израилю через его начальников (ст. 10,11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Чины хиротоний (ординаций) имеют много общего с галликанскими памятниками и включают как литургические, так и канонические разделы. В древней редакции Г. С. имеются чины избрания пресвитеров, диаконов и субдиаконов (Гл. 20), «Капитул св. Григория папы» о хиротонии пресвитеров (Гл. 21), чины диаконской хиротонии (Гл. 22-24), чины поставления низших по рангу клириков - остиария, чтеца, экзорциста, субдиакона, а также чин помазания рук пресвитера св. миром (consecratio manuum) (Гл. 95-96). Особо выписаны молитвы мессы на годовщину хиротонии диакона и пресвитера (Гл. 97-98), а также молитвы епископской хиротонии и мессы епископа за самого себя в день хиротонии и на ее годовщину (Гл. 99-101). Кроме того, приводятся молитвы мессы за др. священника (Гл. 102) и галликанский чин посвящения дев (с благословением одежд - см. Velatio ) на праздник Богоявления или в понедельник Светлой седмицы (Гл. 103-107). Чин освящения нового храма также соответствует галликанской традиции (имеются молитвы на освящение алтаря), хотя в рукописи присутствуют и молитвы мессы на освящение, характерные для рим. практики (Гл. 88-92). Также имеются молитвы освящения места, где была синагога (Гл. 93), и освящения источника (Гл. 94). Среди дополнительных чинов: месса против язычников (prohibendum ab idolis) (Гл. 10); молитвы над начинающими покаяние (Гл. 15), вероятно, в период Великого поста, в т. ч. над совершающими публичное покаяние (начинается в среду седмицы перед Четыредесятницей, т. н. Quinquagesima) (Гл. 16-17); 2 чина принятия кающихся и смертно согрешивших в общение (reconciliatio) в Великий четверг (один - без длительного покаяния) (Гл. 38-39), в состав к-рых входят также благодарственные молитвы для покаявшихся после Причащения; формула «объявления поста» (Denuntiatio jejuniorum) в 4, 7 и 10-м месяцах (Гл. 82); служба 12 чтений в 1-м месяце (марте) (Гл. 19) и в 1-ю субботу 4-го месяца (июня) (Гл. 83) с молитвами в посты среды и пятницы в начале 4-го месяца; чин принятия еретиков (ариан и «прочих») (Гл. 85-86), а также тех, кто были перекрещены еретиками (Гл. 87).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

10) Острецовост. Димитриевское Домнино – ст. Иваново Татарское, прип. к Домн. Щеблово – ст. Димитриевское Ченцово 5-й округ Благочинный, священник села Гатниц Сергий Успенский. Духовный следователь, священник села Лаптева Василий Крутицкий. 1) Бехово – г. Таруса Велеговши Вепри (Успенское) – ст. Серпухов 5) Кошкино-Страхово – ст.Тарусская Никольское-Лысцево – ст. Серпухов Ново-Яколевское – г. Таруса Ново-Яколевское – ст.Тарусская Подмоклое – ст. Серпухов Покровское – ст.Тарусская 10) Русятино – Димитриевское Савинское – ст.Тарусская Тулеино, прип. к Савин Скнига–г. Серпухов. – ст. Серпухов – ст.Тарусская 15) Хрипково Яколевское Старое Богородицкий уезд 1-й округ Благочинный, свящ. с. Богородицкого Николай Постников. Духовный следователь, священник села Товаркова Андрей Глаголев. Гор. 1) Соборная Троицкая – г. Богородицк Покровская Успенская Кладбищенская Сергиевская при сел.-хоз. учил 5) Богородицкая – г. Богородицк Пятницкое-Балахна Спасское-Хомяково Товарково – ст. Товарково С.-В. ж. д. – ст. Оболенское Бельково Грецово-Смоленское Дедилово ц.:Михаило-Архангельск 5) Параскеевская Спасо-Преображенская Тихоновская Знаменское-Крюково (Пятницкое) Иворовка 10) Ильинское-Маклец – ст. Узловая С.В. ж.д Карники – г. Венев Куракино-Румянино – ст. Оболенское Новоселебное Петропаловское-Хрущовка 15) Савинское-Высотское – ст. Узловая С.-В. ж. д. Сергиевское на Шат – ст. Оболенское Стубленки Шаховское 3-й округ. Благочинный, священник с. Ламовки Алексей Соколов. Духовный следователь, священник села Супонева Иоанн Соколов . 1) Ильинка – ст. Узловая С.-В. ж. д. Иовлево – г. Богородицк Кузнецово Кузовка 5) Ламовка Новопокровское (Красный Осетрик) Орловка – ст. Оболенское Супонево-Троицкое – ст. Узловая С.-В. ж. д. Успенское-Кобылинка – г. Богородицк – ст. Узловая Черняевка – г. Богородицк 4-й округ Благочинный, священник села Коломинского Митрофан Феологов. Духовный следователь, священник с. Любимовки Василий Авдуловский. 1) Зиновьево-Ивановские Кресты – ст. Михайловское Колменское

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Псалом этот, образцовое произведение библейской поэзии, составляет вдохновенную хвалебную песнь Богу – всемогущему Творцу и попечительному Промыслителю мира, «громкий отзвук, верное эхо самого мироздания» 764 . Псалмопевец начинает возбуждением своей души к прославлению Бога; так как этот Бог чудно велик в Своем творении, и творение есть славное Его облачение (ст.1) 765 . – И вслед за тем псалмопевец в частности изображает величие и славу Бога, Творца и Промыслителя мира 766 . Бог создал свет, окружив Себя оным, как бы блестящею одеждою (ст.2а) 767 , потом твердь (ст.26 и 3) 768 , в облаках и в буре Он нисходит (на суд) и ангелов посылает, как органов Своего откровения (ст.Зб-4) 769 . Он создал как небо, со всем, что находится на нем и над ним, так и землю (ст.5), Своим всемогущим словом отделивши воды, покрывающие землю (ст.6) 770 и тем обнаруживши горы и долины (ст.8), которые не должны уже покрываться окружающими их водами (ст.9). – Впрочем, Он не лишил совершенно землю воды, но обильно снабдил ее орошением для блага различных Своих тварей (ст.10–17). Из источников и ручьев звери могут утолять свою жажду (ст.10–11) 771 ; у ручьев – в тростниках – и на высотах гор птицы вьют гнезда (ст.12) 772 . Он также снабжает водою горы и нивы, посылая живительный дождь и произращивая тем пищу для людей и животных (ст.13–16) 773 ; равным образом дождем оживляются деревья и сохраняются в роскошной зелени и цвету; на них птицы вьют гнезда, даже вершины гор населены зверями (ст.17–18) 774 . – Подымаясь на высоты гор к небесному своду и от дел третьего дня мироздания переходя к делам четвертого дня, псалмопевец встречается с луною и солнцем; ими условливается различие дня и ночи; ночь – время для голодающих диких зверей, а день – для труждающихся людей (ст.19–23) 775 . Созерцая с достигнутой им высоты как бы лежащие под ним создания, псалмопевец снова выражает удивление творческому могуществу и силе Божией (ст.24) и затем удивленный взор свой устремляет на море и чудеса его (ст.25–27) 776 . Всем тварям – как на море, так и на суше – милосердный Творец подает в надлежащее время пищу (ст.28); они существуют только милостию Его; внезапно Он может обратить их в ничто и произвести также новые (ст.29–30). Да будет вовек слава Господня в творениях Его (ст.31); Он всемогущ, и потому может удалить от них всякие перевороты (ст.32). Псалмопевец всегда будет прославлять Бога, столь величественно являющего Себя в своем творении (ст.33); да будет только приятна Ему песнь его (ст.34). Ввиду попечительных, всемогущих действий Божиих в творении, он в заключение снова выражает желание и уверенность, что Господь некогда совершенно истребит с земли нечестивцев, оскверняющих это творение, нарушающих его гармонию (ст.35) 777 . Псалом 104. Хвалите Господа, Который согласно обетовашмм даровал семени Авраама св. землю!

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

1138. Γλαφυρ на книгу Левит. С. 177–229. [С. 339–370.] Glaphyrorum in Leviticum Liber. PG 69, 540–589. TCO 54. Кн. 3. 1139 . Γλαφυρ на книгу Чисел. С. 230–286. [С. 371–404.] Glaphyrorum in Numeros. PG 69, 589–641. 1140 . Γλαφυρ на книгу Второзакония. С. 287–324. [С. 405–427.] Gla­phyrorum in Deuteronomium Liber. PG 69, 644–677. Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 6 ТСО 54/Кн. 4. ТОЛКОВАНИЕ HA ПРОРОКА ИСАИЮ. TLG 4090/103. COMMENTARIUS IN ISAIAM PROPHETAM. CPG 5203. PG 70, 9–1449. Книга первая. PG 70, 9–304. 1141 . Предисловие. С. 5–9. PG 70, 9–13. 1141а. Беседа 1. [ Ис. 1 .] С. 9–65. PG 70, 13–65. 1142 . Беседа 2. [ Ис. 2:1–3:11 .] С. 65–110. PG 70, 65–109. 1891 Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 8 (продолжение) ТСО 57/Кн. 1. 1167 . Отд. 6. [ Ис.64:5–66:24 .] С. 466–520. PG 70, 1400–1449. ОТРЫВКИ ТОЛКОВАНИЯ (FRAGMENTA EXEGETICA). PG 70, 1452–1462. 1168 . На Иеремию. С. 521–527. TLG 4090/104. Fragmenta in Jeremiam (in catenis). CPG 5205 (6). PG 70,1452–1457. 1169 . Ha Bapyxa. C. 527–528. TLG 4090/105. Fragmentum in librum Baruch (in catenis). CPG 5205 (7). PG 70,1457. 1170 . На Иезекииля. С. 528–530. TLG 4090/106. Fragmenta in Ezechielem (in catenis). CPG 5205 (8). PG 70,1457–1460. 1171 . На Даниила. С. 530–531. TLG 4090/107. Fragmenta in Danielem (in catenis). CPG 5205 (9). PG 70,1460–1461. 1897 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 8 ТСО 61/ . 1202 . Толкование на Четвероевангелие 307 . С. 11–354. Ortiz de Urbina 1965. P. 61–63. CPGS 1106 (2a). БВ 1896,1, 1,1–16 (1 гл.); 2,17–32 (1–2 гл.); 3, 33–48 (2–3 гл.), II, 4, 49–64 (3–4 гл.); 5, 65–80 (4–5 гл.); 6, 81–96 (5–6 гл.); III, 7, 97–112 (6–7 гл.); 8, 113–128 (7–8 гл.); 9, 129–144 (9–10 гл.); IV, 10, 145–150 (10 гл.); И, 161–176 (11–12 гл.); 12, 177–192 (12–13 гл.); 1897, I, 2, 193–208 (13–14 гл.), 3, 209–224 (14–15 гл.); II, 5, 225–240 (15–16 гл.); III, 7, 241–256 (16–17 гл.); 9, 257–272 (17–18 гл.); IV, 10, 273–304 (18–20 гл.); И, 305–336 (20–21 гл.); 12, 337–357 (21–22 гл. и молитва). 1904 Творения свт. Никифора, патриарха Константинопольского 311 . Часть 1

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Общие положения об устройстве суда были доложены и приняты общим Собранием Предсоборного Совета (16 июня 1917 г.). Проект церковно-карательного устава общим собранием не был рассмотрен. Церковно-карательный, устав, отредактированный А.П. Пилкиным, включал в себя следующие разделы: Гл.1. О преступных деяниях и наказаниях церковных вообще. ст. 1-41 Отделение 1. Положения общие ст.1-2 Отделение 2. О пространстве действия церковно-карательного устава. ст. 3-4 Отделение 3. О церковных наказаниях. Ст. 5-19 Отделение 4. Об условиях вменения и преступности деяний ст.20-27 Отделение 5. О видах виновности ст.28-32 Отделение 6. О смягчении и замене наказаний. ст. 33-36 Отделение7. Об обстоятельствах, усиливающих ответственность ст. 37-38 Отделение8. Об обстоятельствах , устраняющих наказуемость. ст. 39-41 Гл. 2. Общие церковные преступления ст. 42-90 Отдел 1. Преступления церковные против веры и церкви. ст. 42-61 Отдел 2. Преступления церковные против ближнего и самого себя. Ст. 62-90 а) против жизни и телесной неприкосновенности б) против целомудрия и женской чести в) против брака г) против союза семейного д) против трезвости Гл.3. Особенные церковные преступления духовных лиц. ст. 91-180 Отдел 1. Преступления против иерархического порядка. ст. 91-108 Отдел 2. Преступления против пастырской службы. ст. 109-168 а) по нарушению обязанностей, возлагаемых принадлежностью к духовному званию. ст. 109-125 б) по нарушению обязанностей при отправлении богослужнения. ст. 126-138 в) по нарушению обязанностей, связанных с венчанием браков. си. 139-146 г) по нарушению обязанностей по должности.ст. 147-168 Отделение 3. Преступления против правил o монашестве. ст.169-180 . Документы, созданные Комиссией Предсоборного Совещания, были вынесены на Поместный Собор, начавший работу 28 августа 1917 г. Решением Собора был создан специальный Отдел о церковном суде. Отдел о церковном суде начал свою работу 29 августа 1917 г. Председателем Отдела был избран Сергий (Страгородский), архиепископ Финляндский. Заместитель - П.В.Цветков. Секретарь - И.И.Архангельский. В отдел записались 42 члена, в том числе члены Собора князь А.Г.Чагадаев и И.М.Бич-Лубенский, М.Г.Красножен, Ф.Г.Гаврилов, А.И.Синебрюхов, И.С.Стахиев, Н.И.Нифонтов, С.А.Глухота, Н.А.Вознесенский, П.Е.Крутиков, И.Н.Томилин.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerksud.htm

Первый «ответ» представляет собою разбор «Аугсбургского исповедания», присланного тюбингенцами патриарху и другим лицам. Разбор этот ведется не так, чтобы брались те или другие места из этого исповедания и подвергались оценке с православно-научной точки зрения, а так, что воззрениям протестантским противопоставляется учение православное, при чем подлинных слов Аугсбургского исповедания 344 не приводится в «ответе». «Ответ» —269— однако ж не оставляет без внимания ни одного главного пункта протестантского вероучения, переходя от одной главы «исповедания» к другой. При рассмотрении этого «ответа», как и последующих, мы будем держаться такого правила: во-первых, мы будем указывать, какими источниками пользовалась греческая церковь , излагая свое православное учение, а во вторых, затем будем приводить некоторые выдержки из «ответа», когда находим их наиболее характеристическими. Но прежде всего, в общих чертах, нужно познакомить читателя с содержанием первого «ответа». Глава 1-ая: о едином и триипостасном Боге (Acta, pag. 57–58. Перев., 12–14); гл. 2: о членах веры (pag. 58–63. Перев. 16–22); гл. 3 345 : о прародительском грехе (pag. 63–64. Пер. 15–16); гл. 4: о вере оправдывающей (pag. 64–65. Пер. 23–25); гл. 5: о исполнении слова, т.е. Божия. Здесь раскрывается такая мысль: всякий должен совершенно и надлежащим образом исполнять то, за что возвещается в слове Божием обетование царства небесного (pag. 65–71. Пер. 25–34); гл. 6: о добрых делах (pag. 71–77. Пер. 35–44); гл. 7: о церкви (pag. 77–81. Пер. 44–52); гл. 8: о том, что в церкви находятся и непотребные (pag. 81–85. Пер. 52–59): гл. 9: о крещении (pag. 85. —270— Пер. 59–60): гл. 10: о вечери Господней (pag. 86. Пер. 60–61); гл. 11: о исповеди (pag. 86–89. Пер. 62–65): гл. 12: о покаянии (pag. 89–95. Пер. 66–76); гл. 13: об употреблении (de usu) св. таинств. Здесь опровергаются мысли протестантов, что таинства установлены будто бы для того, чтобы быть только некоторыми символами или признаками, отличающими христиан от язычников (pag. 95–104. Пер. 76–92); гл. 14: о рукоположении или чине церковном (pag. 104–108. Пер. 92–99): гл. 15: о церковных обрядах (pag. 109–111. Пер. 99–104); гл. 16: о делах гражданских (pag. 112–113. Пер. 104–107); гл. 17: о последнем суде (pag. 113. Пер. 107); гл. 18: о самопроизволении (pag. 113–117. Пер. 108–115); гл. 19: о причине греха (pag. 117–119. Пер. 115–118); гл. 20: о добрых делах (pag. 119–127. Пер. 118–131); гл. 21: о почитании святых (pag. 127–143. Пер. 131–158–1), – здесь впрочем говорится и о некоторых других материях, наприм., о злоупотреблениях по части таинств в римско-католической церкви, о праздниках, постах, о монашеской жизни (кроме того здесь же в конце главы находится обращение к читателям, т.е. к лютеранам). Вот общее содержание первого «ответа».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(«De Baptismo adversus Quintillam»). Трактата о крещении – поучение, обращенное к оглашенным. Он вызван был тем обстоятельством, что в африканской церкви стали распространяться еретические мнения относительно крещения, отрицавшие его необходимость. Argumentum: Гл. 1. Похвала крещению. Причина и цель настоящего сочинения. Гл. 2. Не следует удивляться, что вода имеет столь великое значение в таинстве крещения: это отчасти объясняется ее свойствами. Гл. 3. Вода с самого начала творения есть элемент, наиболее необходимый и жизненный. Гл. 4. Вода, уже во время творческого акта, была освещена Богом. Гл. 5. Параллели в язычестве, как бы подражание крещению. Прообраз крещения. Гл. 6. Омовение тела водой само по себе не дает ничего, кроме чистоты тела. Действие таинства. Гл. 7. О миропомазании, следующем за крещением. Гл. 8. Рукоположение имеет тоже значение, что и миропомазание – сообщение новокрещенному даров Св. Духа. Гл. 9. Прообразы крещения в Ветхом Завете. Вода в Новом Завете. Гл. 10. Крещение Иоанна и его действие. Гл. 11. Необходимость крещения для спасения. Опровержение противного взгляда. Отчего Христос сам не крестил? Крестительская деятельность Его учеников. Гл. 12. Были ли Апостолы крещены сами или нет? В противном случае – каким образом они могли быть праведными? Гл. 13. В Ветхом Завете до воскресения Христова крещение не было необходимо для спасения души. Гл. 14. Крестил ли Ап. Павел, по поводу текста из послания к Коринфян ( 1Кор.1:1–17 ). Гл. 16. Есть только одно крещение – крещение церкви. Крещение, производимое еретиками, не действительно. Гл. 16. Крещение кровию. Гл. 17. О совершителе крещении. Должны ли женщины крестить? Гл. 18. Крещение не должно быть производимо раньше, чем не будет крещаемый подвергнут испытанию. Взгляд Тертуллиана на крещение детей. Гл. 19. О времени крещения. Гл. 20. Необходимое приготовление к принятию крещения. Заключение. В самом начале трактата мы узнаем повод, послуживший к появлению его, и какого рода читателей Тертуллиан имел в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010