— Как ни странно, на повара из бывших солдат на кухне...  — Оказалось, ничего странного в том не было. Указав на повара, преподобный объяснил это следующим образом: «Характер у повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За такую борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: " Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр 3:21) " ». То есть у этого гневливого человека шло непрестанное покаяние, не прекращающееся ни на миг, что стало залогом его спасения для жизни вечной. Воодушевляют слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Очевидно, что Царство Небесное делается неотъемлемою собственностью покаявшихся»!  Что нас отлучает от Христа  — Владыка, не раз приходилось встречаться с мнением, что горько оплакивать свои грехи, каяться в них до конца жизни должны те люди, которые что-то украли или, может даже кого-то убили. Словом, нарушили какую-то из евангельских заповедей. А кто, допустим, любит «перемывать косточки» своим ближним или просто их осуждает, так это и грехом не считается. Дескать, все мы любители посудачить! Что Вы можете сказать по этому поводу? — По этому поводу четко и ясно высказался святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, написанном в 54 или 55 году от Рождества Христова: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6:9-10). Для меня эти слова когда-то стали настоящим потрясением. Обратим внимание, что злоречивые поставлены на один уровень с блудниками, ворами, пьяницами и так далее. А что значит злоречивые? Высказывающие что-то плохое в чей-то адрес. В начале 90-х годов я приехал в Германию, и во время Петровского поста мы решили выпить по чашке кофе с одним из священнослужителей. Смотрю, он добавляет в чашку сливки. Перехватив мой взгляд, произносит: «Желудок у меня слабенький, а что тут эти сливочки? Всего чуть-чуть». Вот у нас многие и считают: как молочные сливки в кофе нарушением поста не являются, так и посудачить о ком-то — тоже ничего страшного. Посудачат, потом еще возьмут и выложат в Интернете свои «злые речи». Не хотят понять, что, не вступая в решительную борьбу с этим грехом, все глубже укореняющимся в их сердце, они легкомысленно преграждают себе путь в Царство Небесное. Впрочем, не только миряне, но и священнослужители, и монашествующие не всегда удерживают свой язык и ум от осуждения.

http://patriarchia.ru/db/text/5008137.ht...

Когда мы говорим о судьбах Божиих, о путях спасения того или иного человека, – нам никоим образом нельзя упускать из виду догмат о предведении и предопределении Божиих. Да и не один вопрос церковный невозможно правильно решить, проникнуть в его суть, если выпустить из внимания хотя бы один догмат церковный, – все они связаны, как кольца в цепи, и забвение одного догмата дробит и искажает все учение. Так, по слову св. Симеона Нового Богослова : «Бог от сложения мира провидел всех, которые уверовали и имеют уверовать в Него, коих и призвал, и будет призывать до скончания мира...» 49 Что значит – призвал? «Призвать», – говорит Амвросиаст , – «значит задумавшему веровать помочь уверовать, или побудить к вере того, о ком предуведано, что он послушает. Эти предуведанные пребывают верными до конца и состоят под Божиим благоволением. О прочих же, коих не предуведал Бог , нет Ему заботы, потому что Он не предуведал их, что пребудут угодными Ему до конца» 50 . Господь всегда и всюду видит начало благочестия, зачаток веры в душе и, «взяв начальную нашу веру, как семя, возращает ее и укореняет, и нас совершенствует в сей самой вере» 51 . Ни одна душа, желающая найти Истину и готовая веровать в Нее, не остается в забвении у Бога, но непременно достигнет желанной цели. На слова ап. Петра в Деяниях: «Бог нелицеприятен: во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» 52 , св. Златоуст говорит: «Неужели приятен Ему (Богу) и принадлежащий к персам? Если он достоин, то будет приятен так, что сподобится веры. Потому Он не презрел и евнуха из Эфиопии... Ни один богобоязненный не оставляется (Богом) в презрении...» 53 Таким образом, если Бог видит в человеке способность и стремление веровать и угождать Ему, то непременно: или приведет его к тому, кто ведает Истину и может наставить его в вере, или же пошлет к нему Своего проповедника (как пророка Иону к Ниневитянам, как ап. Филиппа к евнуху, или ап. Петра к Корнилию). У Бога и Ангелы Его все призваны служить спасению человека: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» 54 – говорит Апостол. Св. Феофилакт Болгарский распространяет эту мысль: «Послужили же Ангелы много и в Ветхом и в Новом Завете: когда помогали Иосифу советом, когда благовестили пастырям, когда сидели при гробе и возвещали воскресение Христово, и когда поучали, что Он придет таким же образом, как и вознесся. Ангел являлся Корнилию, Филиппу, Петру в темнице, и вообще бесчисленное множество таких примеров...» 55

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Контекст Евангельского отрывка Ин.1:31–33 в котором Предтеча Господень Иоанн говорит о том, как он узнал явленного Мессию также показывает, что пророк знал о грядущем Христе и проповедовал о Нем, однако не знал (οκ δειν – плюсквамперфект от οδα ) Его лично. Непосредственное узнавание Мессии происходит в момент Крещения Господня, когда Иоанн Креститель воочию увидел (δς – аорист. от ρω – видеть) на Кого сошел и на Ком пребывал Дух Святой (см. Ин.1:33 ). В Евангелии от Иоанна имеется и другое место в котором глагол οδα употребляется в интересующих нас значениях. В последней беседе накануне Своих страданий Спаситель беседует с учениками, и они говорят Ему: «Νν οδαμεν τι οδας πντα», " Теперь видим , что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел» ( Ин.16:30 ). Получается, что ученики убедились во всезнании Сына Божьего, т.е. фактически увидели это из своего опыта общения с Ним. Интересным в этом же значении представляется стих из 21-ой главы Евангелия от Иоанна, где одновременно употребляется два глагола имеющие значение знать: «Господи! Ты все знаешь (σ πντα οδας ); Ты знаешь (σ γινσκεις), что я люблю Тебя…» ( Ин.21:17 ). Апостол Петр исповедающий Иисуса Господом утверждает, что Сын Божий как сердцеведец знает все, т.е. видит его веру и поэтому знает (от γνσκω) о его любви к Нему. Как видно из предыдущего стиха, наряду с глаголом οδα в Евангелии обладание каким-то знанием обозначается при помощи глагола γνσκω , который является более поздним вариантом глагола γιγνσκω. В словаре Дворецкого этот глагол имеет следующие значения: 1) узнавать, познавать, знакомиться; 2) (об уже знакомом) узнавать, опознавать; 3) осознавать, замечать; понимать, знать; 4) полагать, считать; судить и т.д. 196 Другими словами, можно сказать, что глагол γνσκω и его формы в основном передают смысл обладания неким всецелым, интеллектуальным знанием. «И вы не познали (οκ γνκατε – verb. pf. act. ind. 2 pl. γνσκω ) Его, а Я знаю (οδα) Его; и если скажу, что не знаю (οκ οδα) Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю (οδα) Его и соблюдаю слово Его» ( Ин.8:55 ). Как видно из текста Евангелия, что Сын Божий обладает всей полнотой знания об Отце: «Как Отец знает (γινσκει) Меня, [так] и Я знаю (γινσκω) Отца» ( Ин.10:15 ) 197 . В Новом Завете глагол γνσκω встречается 207 раз в 54 формах, в Евангелии – 91 раз 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Напомним, еще что Апостол Павел, говоря в Антиохийской синагоге о Господе Иисусе, в Котором исполнились обетования, дарованные Израилю, и Которого Господь воскресил из мертвых, приводит, во-первых, слова 2-го Псалма: „Ты Сын мой“ (ст. 7), а во-вторых приводит слова стиха 3-го читаемой нами 55-й главы Исаии, поясняя, что это место пророка, совокупно с пророчеством Пс. 15:10 , получило исполнение в воскресении Господа нашего Иисуса Христа ( Деян. 13:32–37 ), ибо, говорит он: „Давид приложился к отцам своим и увидел тление, а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления“. Вслед за словами 3-го стиха: „и дам вам завет вечный неизменные милости, обещанные Давиду“, пророк указывает в Ком и как исполнится это обещание. 4 . Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. 5 . Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал; и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. Слова Господа в стихах 4 и 5 обращены к Израилю, но обетование даруется для всех народов и все народы поспешат к Сиону, потому что из среды Иуды „изыдет вождь, который упасет народ Мой Израиля“ ( Мф. 2:6 цит. из пр. Михея Мих. 5:2 ); и „спасение от Иудеев“ ( Ин. 4:22 ); наконец Господь сказал по воскресении: „дана Мне всякая власть на небе и на земле“ ( Мф. 28:18 ). „Он“ , – Которого Господь даровал „свидетелем для народов“ и „вождем и наставником их“, сказал Пилату: „Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего“ ( Ин. 18:37 ) 1689 . Мы не раз видели при изучении и пророка Исаии 1690 , и Евангелия от Иоанна 1691 , что не одному Израилю, а всему человечеству дарован будет Спаситель и вождь и наставник. (Ср. Исаии XLII, 6 и прим.) 1692 . Но призвание всего мира по ст. 5 происходит через народ обетования 1693 , ибо среди его избраны Апостолы, посланные „проповедать всему миру“. Израиль прославлен тем, что среди его родился Спаситель, что имя Господне прославилось по всей земле сынами народа его, что пророки Израиля были провозвестниками судеб Божиих, и что он и доселе, хотя невольный по упорству своему, но вечный свидетель совершившагося над ним гнева Божия за то, что он „не принял пришедшего к своим“. ( Ин. 1:11 ) во исполнение древнего пророчества, произнесенного от имени Божия Амосом: „Так говорит Господь: только вас призвал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши“, ( Ам. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Находим мы в Ветхом Завете и иную параллель с рождением Богоматери – и тоже пророческую. Предание не сообщает нам, почему Иоаким и Анна назвали свою долгожданную дочь именно Марией (Мариам, или Мирьям, как это звучит на древнееврейском и арамейском). Но вряд ли у такой знатной и, конечно, сведущей в иудейском законе четы выбор имени для ребенка, к тому же столь явно дарованного Господом, был случайным. По-видимому, девочку назвали в честь древней пророчицы Мариам, старшей сестры пророков Аарона и Моисея, выведшего народ Божий из Египта. Как говорит нам Священное Писание, Мариам была первой, кто восславил Господа после чудесного перехода евреев через море и окончательного избавления от преследовавших их войск египетского фараона: Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды мор ские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море ( Исх.15:19–21 ). Определенные параллели с этой песней ветхозаветной Мариям мы находим и в гимне-молитве Самой Пресвятой Богородицы, который Она воспела Господу в доме Елисаветы: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем… ибо… сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; имилость Его вродыродов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их… Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века! ( Лк.1:46–51; 54–55 ). Параллели эти, конечно, отнюдь не случайны, как и с именем Пресвятой Девы. Моисей, Аарон и Мариам силою Господа вывели народ Божий из египетского рабства, а новозаветная Мариам стала Той, через Кого Господь вывел все человечество из Египта духовного: освободил людей от рабства греху, диаволу (символом которого выступает фараон) и смерти. Бесплодная Анна родила пророка Самуила, древняя Маркам сама была пророчицей, а Пресвятая Дева стала матерью Того, о Ком предвозвещали и Кого сотни лет с упованием ждали пророки и весь народ Божий. Пресвятая Богородица Мария и вся история Ее рождения – это одновременно чудесное и совершенно естественное объединение обоих Заветов, так долго чаемый народом Божиим переход от ветхозаветной эпохи упования и ожидания к новозаветной эпохе обретения, зримое начало исполнения Господних обетований, которые Он, может быть, и медлил исполнить, но никогда не забывал.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев. Авраам показывает пример своим потомкам, которым следует брать жен из дочерей благословенных семитов, а не проклятых хананеев (9,24–27; 15,16; 18,18.19; Втор. 7,1–4 ). 24 не возвращай сына моего туда. Авраам не изменил Божиему призыву покинуть отечество (12,1.7). 24 Который взял меня из дома отца моего. Вся жизнь Авраама была основана на Божием обетовании (12,1 3.7). Ведомый рукой Бога, он посвятил свою жизнь исканию «Царства Божия и правды Его» ( Мф. 6,33 ). потомству твоему дам сию землю. В последних словах патриарха выражается сущность Божиего обетования (12,7). Ангела Своего. См. 16,7 и ком. Из истории с Агарью Авраам понял, что, стремясь получить обещанное, следует полагаться не на плоть, а на Бога (гл. 16). 24 сказал. Т.е. помолился (ст. 26,27). 24 по сему узнаю я. Требование знамения уместно, поскольку поручение связано с продолжением мессианского рода ( Ис. 7,10–14 ). 24 благословен Господь. Посланник Авраама знает, что ведет его Бог. Господь... привел меня. Бог содействует святым (50,20; Руфь). Позднее это выразится в том, как Бог провел Свой народ через пустыню в обетованную землю ( Исх. 13,17.21; 15,13;32,34 ). 24 Лаван. Лаван берет на себя ответственность за семью либо потому, что семейное управление осуществлялось старшим братом, а не отцом, либо потому, что Вафуил был недееспособен. 24:42–48 Повторение этой истории необходимо для того, чтобы Лаван, Милка и Ревекка убедились в действии Божиего провидения. 24 Лаван и Вафуил. Подобная непоследовательность, заключающаяся в упоминании имени отца после имени сына, говорит о том, что Вафуил был недееспособен. В ст. 55 упоминаются только брат и мать Ревекки. от Господа пришло это дело. В этом событии они усматривали Божие провидение. 24 пусть побудет с нами девица. Таков был обычай ( Тов. 8,15 ). 24 спросим, что она скажет. Они хотели спросить ее о том, сколько времени она собирается пробыть с ними до отъезда; вопрос о женитьбе был уже решен. 24 пойду. Ревекка подчинилась повелению Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Об этом говорит и апостол Павел: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской… Говоря " новый " , показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр.8:8-13) Разве о «восполнении» первого завета здесь говориться? Господь говорит о замене ущербного совершенным. Виталий Мигузов, Воронеж 12 июля 2018г. 11:55 //«Сказано» и «Я говорю», это не восполнение, а замещение ветхозаветной заповеди, иной, «совершенной» заповедью Христовой//- А если человек убивает и при этом не гневается, то он исполнил заповедь Христову? Именно слово - " восполнение " в Мф.5.17 Господь далее объясняет очень конкретно. " Не убивай " разве отменено??? Не прелюбодействуй, не клянись, око за око .... разве отменено?? Это всё восполнено ещё более высокими заповедями. Сначала надо дорасти до первого, а потом уже второе. Каждый человек внутри себя проходит этот путь. О. Сергий, в любом случае мы очень отклонились от темы, и наше обсуждение не соответствует ей. Мы сказали, что хотели, а далее катит какой-то ком (Я например не считаю Даниила праведником, поскольку он пророк). Благодарен Вам за искренность и открытость, с уважением.... . Виталий Мигузов, Воронеж 05 июля 2018г. 11:06 Давайте посмотрим на пример из Писания, который Вы привели. Ной, Даниил и Иов - спасли бы только себя. Спасение и покаяние - это разные, но очень связанные " вещи " . Из жизни земной кто-то попадает в ад, а кто-то к праведникам, и как мы читаем на отпевании всякого христианина -- он " на суд уже не приходит " . В приведенном Вами случае это - Ной, Даниил и Иов. Но теперь давайте вспомним эсхатологию. Зачем церковь молится об умерших? Они же уже измениться не могут, покаяться не могут (поскольку за гробом нет покаяния). Нас с Вами это совершенно не удивляет, поскольку покаяние и спасение это разные " вещи " . Покаяние от человека, а спасение только от Бога.

http://bogoslov.ru/article/5899690

«Погибают многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе Божием. Ибо строго повелел Бог приходящим, когда они пришли, что делая, они будут живы, и что соблюдая, не будут наказаны… Не старайся более испытывать о множестве погибающих. Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его, а еще и праведных Его попрали, и говорили в сердце своем: “нет Бога”, хотя и знали, что они смертны» ( 3Езд.7,20-29; 8,50-55 ) Нельзя сказать, что сверх всякого чаяния оказался другой, приводимый в брошюре пример:  «Преп. Нектарий Оптинский считал, что “простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, — спасется. Но тот, кто, зная о христианстве, идет индусским путем, — нет”» (с. 94). В эпистолярном наследии самого прп. Нектария нет нигде данного суждения, передается оно через третьи руки, что не позволяет считать его достоверным. Однако, само высказывание имеет не толерантно-экуменистический, а вполне допустимый христианский смысл: действительно, любой индус (японец, бурят, индеец) исполняющий волю Творца (а не языческих богов: «все боги язык суть бесове» Пс.95:5 )  приятен Богу  «иже хощет всем человеком спастися и в разум истины прийти» ( 1Тим.2:4 ) . Увидевший свет Всевышнего, теперь отрицается языческого пантеона и служения, и сочетаясь воле Творца устремляется познать уже истинную веру, ибо изволение Вседержителя, чтобы человек обрел спасение через веру, как это сделали, например, в древности жители Мадраспатнама (Ченнаи) на юге Индии, обратившиеся в христианство, или в наше время индианка Ранда (Элеса) Далал, выросшая в семье джайнов практиковавших идолослужение, но принявшая православную веру:  «я всегда верила в личного Бога и всегда была настроена против идолопоклонства. В юности я сознательно молилась Тому, о Ком я думала, что это личный Бог, и я чувствовала, что Он слышит меня» , — свидетельствует Ранда. Всевышний привел Ранду к истинной вере и исполняя правду Божию она приняла Православие, хотя при этом встретила сильнейший отпор со стороны близких: «Наши отношения с мамой прервались…Для нее мое крещение было настоящим ударом: я оставляла не только веру, в которой выросла, я оставляла еще и свою социальную идентификацию джайна» (Road to Emmaus. Vol. 6. 2

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

«Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ). «Небо, — пишет епископ Игнатий (Брянчанинов) , — истинное Отечество человека, шествие туда надо совершать в самом себе». Поднимем глаза наши к небу и воззовем: «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе я возложу душу мою» ( Пс. 142:8 ). «Господь — защита моя и Бог мой — твердыня убежища моего» ( Пс. 93:22 ). И услышим в ответ: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф. 16:24 ). В этом спасительном призыве Господнем различает верующее сердце «три момента: а) отречься себя; б) взять крест и в) последовать Христу». То есть, объясняет Св. Иоанн Златоуст , ничего не иметь своего и не делать по-своему, но, вооружившись против всех бедствий, предать себя полностью Богу, будучи повседневно готовым умереть Его ради. (См. кн.: «Крест Господень». М. 1998. сс. 55–63). Уподобимся же благоразумному путнику, следую за Спасителем через исполнение Его заповедей, укрепляясь в познании Господа нашего Иисуса Христа ( 2 Пет. 1:8 ), обретая «двери жизни» ( Ин. 10:9 ), устрояя из себя дом духовный на краеугольном камне веры ( 1 Пет. 2:4-6 ). Тогда, «где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такой, чтобы Господь мог вселиться в тебя» (Св. Григорий Нисский ). Мы же, как пишет Св. Праведный Иоанн Кронштадтский , «крайне пристрастны к жизни плотской; мы слились с грехами, привыкли к ним и боимся объявить им решительную войну, разорвать с ними всякий союз… принимаем против них только полумеры… ежедневно продаемся врагу нашему всеми родами грехов в нас живущих и действующих; ежедневно умираем духовно, и, о! если бы ежедневно же восставали, оживали бы для Бога через слезное покаяние. Ведь грехи наши разлучают нас временно от Господа… Они могут разлучить нас и на веки бесконечные, если не обратимся и не раскаемся от всего сердца» (Из кн.: Преп. Прав. О. Иоанна Кронштадтского «Великий пост». М. 1991. С. 123). Найдем обратную дорогу, ведущую к храму, вступим на крестный путь покаяния, перегорим в огне самораспинания, закалимся в слезах сокрушения сердечного (См. Св. Феофан Затворник Вышенский в кн. «Крест Господень» М., 1998. С. 156); будем устроять дом души нашей на камне веры, а камень веры — Христос, и тогда никакие бури страстей и реки бед не будут нам страшны и дом наш устоит (Св. Иоанн Кронштадтский в книге Е. Духонина «Как поставил меня на путь спасения отец Иоанн Кронштадтский . М. 1998. С. 29).» И тогда и не произойдет конец света в одной, отдельно взятой семье — хотя бы в вашей!.. «(Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. М. 1999. С. 364).» Ибо, кроме Христа, нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” ( Деян. 4:12 ).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Чудотворение не приличествовало ей при жизни, поскольку тогда чудеса должны были подтверждать учение Христа, и потому оно приличествовало только Христу и Его ученикам, которые свидетельствовали о Его учении. Поэтому об Иоанне Крестителе сказано, что он «не сотворил никакого чуда» ( Ин. 10, 41 ), а именно потому, что ничто не должно было отвлекать внимания от Христа. Что же касается пророческого дара, то она обладала и им, как это явствует из стиха, в котором она говорит: «Величит душа моя Господа» и т. д. ( Лк. 1, 46–55 ). Раздел 6. Только ли Пресвятой Деве Марии во Имя Христа было свойственно быть освященной во чреве? С шестым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что только Пресвятой Деве Марии было свойственно быть освященной во чреве во имя Христа. Ведь нами уже было сказано (4) о том, что Пресвятая Дева Мария была освящена во чреве затем, чтобы она могла быть достойной стать Богоматерью. Но это свойственно именно ей. Следовательно, только она одна была освящена во чреве. Возражение 2. Далее, некоторые люди, похоже, более тесно связаны с Христом, чем Иеремия и Иоанн Креститель, о которых говорят, что они были освящены во чреве. В самом деле, Христа принято называть Сыном Давида и Авраама по причине обетования, данного им в отношении Христа. И Исайя особым образом пророчествовал о Христе. И апостолы находились в общении с Самим Христом. Однако ни о ком из них не сказано, что он был освящен во чреве. Следовательно, и Иеремии и Иоанну Крестителю не приличествовало быть освященными во чреве. Возражение 3. Далее, Иов говорит о себе: «С детства милость росла со мною, и со мною из чрева матери моей вышла она» 18 ( Иов. 31, 18 ). Однако же мы, основываясь на этом, не говорим, что он был освящен во чреве. Следовательно, нам также надлежит воздерживаться говорить, что Иеремия и Иоанн Креститель были освящены во чреве. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер. 1, 5 ); и об Иоанне Крестителе сказано, что он «Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк. 1, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010