51 Полная богословская точность обязывала бы и в этом случае понимать свидетельство Иоанна как свидетельство Отца о Сыне во Святом Духе, устами Иоанна и в воде его крещения. Но, как человеческое орудие Духа, Иоанн меньше Того, о Ком он свидетельствует 52 В рукописи добавлено на полях: (ср., напр.,). 53 В рукописи добавлено на полях: (ср., напр.,). 54 Ср. мою статью: Saint Pierre dans le Nouveau Testament (le probleme de la primaute) в Istina (Mgr Cassien. Saint Pierre dans le Nouveau Testament [le problemede la primauti]/Istina, 1955, 3, p. 261—304) и мой ответ на критику P. Benoit (Mgr Cassien, A propos de la «Primaute de Pierre», Istina, 1957, 1, p. 92—112) 55 Это определение места остается в силе, какой бы форме текста 1,28 мы не отдали предпочтения: традиционному ли чтению «в Вифаване» (Textus receptus) или критическому: «в Вифании», в пользу которого прибавилось к свидетельству В, Η , θ и свидетельство P66. 56 Вопрос о том, было ли известно читателям Ин. евангельское предание, решается в науке по-разному. Додд отвечает на него отрицательно и думает, что Четвертый Евангелист писал для читателей, совершенно неосведомленных в Евангельской истории (op. cit). Более вероятным представляется, однако, что Евангелист предполагает синоптическое предание известным его читателям. В пользу этого говорит воспоминание и даже исправление Лк. в Ин., о чем см. выше. Ср. еще Hoskyns , op. cit., p. 66 слл, 57 Сближение Храма с Телом в ст. 21 привело к тому, что уже в древности некоторые толкователи перенесли на Тело Христово то, что сказано в ст. 20 о Храме. Они думали, что в момент очищения Храма Иисусу было 46 лет. В пользу этого понимания они приводили и Ин. 8:57 («тебе нет еще 50 лет»). Как бы ни судить об убедительности этих выводов, можно сказать с уверенностью, что сам Евангелист на них не останавливался. Они, несомненно, выходили из круга его интересов. 58 В синодальном переводе стоит и в II, 23 и в III, 2 неточное «чудеса». В новом переводе σημεα повсюду передается через «знамение».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3487...

Избрание и послание апостолов «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» ( Ин.17:18 ; ср. Ин.20:21 ), – т.е. «как по предвечному определению Божию» ( Еф.3:11 ; Евр.10:7 ), Сын Божий послан в мир, так по такому же определению посланы Им и апостолы. Избранные Господом апостолы были во все дни Его земного служения, свидетелями Его дел, им одним Он открывал «тайны Царствия небесного» ( Мф.13:11 ; Мк.4:11, 33 ; Деян.1:3 ), т.е. сокровенные истины относительно Церкви, и им 55 (а не обществу верующих) непосредственно от Себя передал Свои полномочия: а) учить божественным истинам : «одиннадцать же учеников пошли в Галилею... и, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак, идите, научите все народы» ( Мф.28:16, 18–19 ). «Наконец, явился самим одиннадцати... и сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:14–15 ). «Будете Мне свидетелями (о Моей жизни, Моем учении, Моих делах или, что то же, проповедниками Евангелия) в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:8 ). б) Священнодействовать, т.е. освящать верующих божественными таинствами . «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). «Сие (таинство Святого Причащения) творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). «Сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). в) Управлять, т.е. руководить и направлять верующих к достижению спасения . «Иисус говорит ему (Петру): паси агнцев Моих (т.е. членов Церкви неопытных в духовной жизни)... паси овец Моих» (членов более совершенных в духовной жизни), – т.е. заботься, управляй верующими ( Ин.21:15–17 ). «Истинно говорю вам: что вы свяжите на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ; ср. Ин.20:22–23 ). Здесь говорится о власти суда над верующими с правом подвергать виновных наказанию (ср. Мф.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

а) Мнение, будто мир существует от вечности, — замечая: «если Бог не один вечен и все прочее не от Него произошло, в таком случае Он и не Бог; и если мир совечен Богу, следовательно равен Ему по бытию, то он равен Богу и по неизменяемости, и по бесконечности, и по всему, и значит, есть другой Бог. Но два вечные и совместные начала не могут быть допущены по представлениям здравого разума.» б) Мнение, будто мир сотворен ангелами, или другой какой либо низшей силой. «Если ангелы, или кто другой, сотворили мир против воли Божией, то следует, что они могущественнее Бога; а если — по воле Его, это значило бы, что Он имел нужду в их содействии. Но Бог ни в ком и ни в чем не имеет нужды. Притом создать мир так же никакой ангел не в силах, как и создать самого себя. Ангелы, будучи сотворенными сущностями, не могут быть творцами.» в) Мнение, будто мир произошел по случаю. «Если бы все произошло по случаю, без разумной причины, то все и образовалось бы, как попало, без плана, без порядка. Но на деле мы видим иное: в мире повсюду замечается удивительный порядок и самое мудрое устройство. А это необходимо заставляет предположить, что мир устроен Существом высочайше-разумным, т.е. Богом». § 55. Бог сотворил мир из ничего «Бог сотворил мир из ничего,» учит православная Церковь (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 8. 18), — и эта истина видна: 1) Из слов священного Бытописателя: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1). Хотя еврейский глагол бара () — сотворил имеет двоякое значение, выражая как произведение чего либо из ничего, так и образование из готовой материи (Быт. 1:27); но здесь он употреблен именно в первом смысле: потому что Моисей непосредственно продолжает, что созданная Земля же была безвидна и пуста (ст. 2), и что из этой-то неустроенной земли уже потом Бог образовал постепенно все видимое (ст. 6 и след.). Да и самое выражение: в начале сотвори - невольно пробуждает мысль: сотворил тогда, когда не было еще ничего. 2) Из того, что в Церкви ветхозаветной, действительно, существовало верование в происхождение мира из ничего. Так одна благочестивая Иудеянка, во время гонения Антиохова. убеждая сына своего вкусить смерть за веру Отцов, сказала ему между прочим: умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий (2 Мак. 7:28), — от несущих , т.е., из ничего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

И потому предстоит Он «ныне за нас пред лице Божие» (ср. Евр.9:24; 7:25 ); Он стоит перед жертвенником, чтобы принести Богу за нас жертву умилостивления; и так как Он готов был подойти к нему, то сказал: «Не буду пить от лозы сей виноградной до того дня, когда буду пить с вами новое вино». И поэтому Он ожидает, что мы обратимся, последуем Его примеру, пойдем по Его стопам, и будет Он ликовать с нами и пить с нами вино в Царстве Отца Своего. А пока, так как «щедр и милостив Господь» ( Пс.102:8 ), Он «радуется с радующимися и плачет с плачущими» (ср. Рим.12:15 ) с еще большим чувством, чем Его Апостол. Особенно оплакивает Он тех, «которые согрешили прежде и не покаялись» (ср. 2Кор.12:21 ). Ибо не следует думать, что Павел скорбит о грешниках и плачет о согрешающих, а Иисус Господь мой удерживает слезы, когда приступает к Отцу, встает перед жертвенником и приносит за нас жертву умилостивления. Он приступает к жертвеннику, а не пьет вино веселья, ибо ощущает горечь наших грехов. Потому и не хочет Он один пить вино в Царстве Божьем; Он ждет нас, как и сказал: «До того дня, когда буду пить с вами новое вино» ( Мф.26:29 ). Вот и выходит, что мы, пренебрегая своей жизнью, отсрочиваем Его веселье. Он ждет нас, чтобы «пить от лозы сей виноградной». От какой лозы? От той, образом которой Он был: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ). Поэтому Он также говорит: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ). Ибо воистину «моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» ( Быт.49:11 ). Что это значит? Он ожидает веселие. Когда Он его ожидает? Он говорит: «Когда совершу дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (ср. Ин.17:4 ). Когда Он совершит его? Когда соделает меня, самого последнего и грешнейшего паче всех человек, законченным и совершенным, – тогда совершит Он это дело. Ибо пока я остаюсь несовершенным, Его дело не совершено. И до тех пор, пока я не покорюсь Отцу, нельзя сказать, что и Сам Он покорился Отцу (ср. 1Кор.15:28 ). Не то чтобы Ему Самому необходимо стать покорившимся Отцу, но ради меня, в ком Он еще не совершил порученное Ему дело, сказано, что Он не покорился, ибо, как мы читаем: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Спасительные плоды или действия причащения Свв. Тайн суть а) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55–56); б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57); в) залог будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6, 58). Однако эти действия причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно. Недостойно причащающимся причащение приносит большее осуждение: «Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29). 2.4. Таинство покаяния «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» [ 443 ]. Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав: «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22—23). От приступающих к таинству покаяния требуется: а) вера во Христа, ибо «…всякий, верующий в Него, получит прощение грехом именем Его» (Деян. 10, 43). б) сокрушение о грехах, потому что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7, 10). в) намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иезек. 33, 19). Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат пост и молитва [ 444 ]. 2.5. Таинство священства «Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово» [ 445 ]. Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Я умолю Отца, говорит Он об общении с Духом Святым, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ( Ин.14:16 ). Кроме этого невидимого руководства, Он дал ей и руководство внешнее в лице апостолов и всех преемников их. Преподав им чрез дуновение Духа Святаго, Он сказал: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин.20:21 ). Они должны быть, по Его учению, благовестниками слова Его и посредниками в раздаянии даров Его. Идите, говорит Он, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19 ). Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ). Что касается самых благодатных даров, то они, по учению Христа Спасителя, состоят: в возрождении человека водою и Духом к новой благодатной жизни: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ); в таинственном преподавании, под видом хлеба и вина, Тела и Крови Его. Плоть Моя, говорит Он, истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие ( Ин.6:55 ); 514 и в прощении всех совершенных после крещения грехов. Кому простите грехи, говорит Он апостолам, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:23 ). Кроме этих, необходимых для всякого, священнодействий, бывают, по учению Христа Спасителя, еще два, из коих одно совершается над желающими вступить в брак, а другое – над больными. Благодатное освящение браку дал Он как личным присутствием на браке в Кане Галилейской, так и заявлением, по поводу вопроса о разводе: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ). А благодатную помощь в болезнях указал тем, что дал апостолам, а следовательно и их преемникам, право исцелять больных. Больных исцеляйте, говорил Он, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте ( Мф.10:8 ). Как преподавалось апостолами это исцеление, о том Евангелист Марк свидетельствует так: Многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Игнатов. Московский Совет Р. Д. в 17 г. 1925 г.Игнатов. По поводу моих ошибок. «Прол. Рев.», 53. Игнатов. Моек. Совет в окт. дни – «Октябрьское восстание ». Из воспоминаний о московском октябре (речи участников вечера воспоминаний в 1921 г.). «Пр. Рев.», 21 г. 10. Кайгородский. Статья в «Борьбе классов». 1930 г. 6–7. Казиркин. Расстрел юнкерами арестов, в Кремле. «Пр. Рев.», 1922 г. 5. Костомаров. Октябрь в Москве. Материалы ВРК. («Борьба классов». 1931 г. 6–7). Костомаров. Октябрь в Москве. 1932 г. Карпов. Казаки в октябре. (Сб. «Окт. восстание»). Кузовков. Как мы их мирили. (Сб. «Окт. восстание»). Кускова. Письмо из Берлина. «Поел. Нов.», 29 мая 1923 г. Ломов. В дни бурь и натиска. «Прол. Рев.» 1927 г. 10. Мельчинский. Из воспоминаний об октябрьских днях в Москве. Мельчинский. Октябрьские дни в Москве. («Пр. Рев.» 28. «Пр. Рев.» 81). Москва в октябре 17 г. – 1919. г. Москва в октябре 17 г. (Ред. Чаадаева). 1934 г. Московский Военно-Рев. Ком. 17 г. (протоколы), «Кр. Арх.» 27 г. 23. Октябрьские дни в Москве и районах. 1923 г. Октябрьские дни в Москве «Пр. Рев.», 5. Октябрьские дни в Сокольниках. 1922 г. Октябрьское восстание в Москве. Ред. Овсянников. 1923 г. Ольминский. Ход событий. Сб. «Москва в октябре». От февраля до октября в Москве. 1923 г. Пече. В боях за октябрь 1933 г. Пече. Красная гвардия и октябрьское восстание. Пече. Красная гвардия в Москве в боях за октябрь. 1929 г. Попов. К истории боев, дней октября. «Пр. Рев.», 72. Попов. Московский Совет в 1917 г. «Пр. Рев.», Подвойский. Красная гвардия в окт. дни в Москве. «Пр. Рев.» 1927 г. 11. Пятницкий. Из моей работы в Моек. Ком. В сб. «От февраля до октября». Пятницкий. К истории Московск. ВРК. «Кр. Арх.», 54–55. Рожен (ред). Московск. ВРК – «Кр. Арх.», 54–55–56, 66, 71. Смидович. Из истории октябрьск. рев. «Прол. Рев.», 1923 г. 9. Смидович. То же 21 г. Смирнов. Воспоминания об октябрьских днях. «Пр. Рев.», 1922 г. 10. Соловьев. В московском Совете и в районах. «Пр. Рев.», 33. Сторожев. Из архивов Моек. ВРК. Сб. «Октябрьское Восстание».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

    11:25—27. В иудаизме того периода преобладало представление о воскресении мертвых в теле в конце времен; фарисеи даже рассматривали тех, кто отрицал эту доктрину (особенно саддукеев), как достойных проклятия.     11:28—37. Время и слова утешения знатного учителя, который прошел большое расстояние, особенно ценились, хотя обычно местные законоучители и ученики участвовали в похоронах, если у них была такаявозможность. Греческие и римские философы учили необходимости сохранять спокойствие и невозмутимость даже в случае тяжелой утраты; Иисус же предпочитает традиционную форму выражения скорби, принятую у евреев.     11:38—44 Воскрешение Лазаря     11:38. Для погребения часто использовались пещеры; к входу в пещеру по специально прорытому желобу обычно подкатывали камень в форме диска, чтобы защитить гробницу от проникновения животных, природных стихий и грабителей.     11:39. Тело обертывали в ткань и помещали в первом отделении гробницы; только год спустя, когда плоть истлевала, члены семьи должны были собрать кости в предназначенный для этого ящик, который ставили внишу в стене гробницы. По прошествии четырех дней (11:17) тело уже начало разлагаться, поскольку холодное зимнее время миновало (11:55). Никакие благовония (ср. ком-мент, к Мк. 16:1) в данном случае уже не могли устранить запах.     11:40—42. О предварительной молитве ср.: ЗЦар. 18:36.     11:43,44. Покойника обертывали полосами ткани — пеленами. Это обертывание было сплошным, причем для фиксации прямого положения ноги крепко связывались, а руки прижимались к торсу; даже лицо было обвязано платком (размером примерно в квадратный ярд) для поддержания челюсти. Такое плотное пеленание не позволило бы ходить и живому человеку, поэтому нетрудно вообразить, какое ошеломляющее впечатление произвел на свидетелей выход из гроба недавно умершего человека; указанные трудности неопровержимо свидетельствуют о сверхъестественной природе этого явления. Мужчины не могли готовить к погребению тела женщин, но женщины обычно заворачивали в пелены и мужчин, и женщин, так что Лазаря могли обвить пеленами его сестры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

268 Создаётся ныне с учётом достижений синергетики. 269 McGrath, Alister E. Christianity’s Dangerous Idea. The Protestant Revolution – A History from the Sixteenth Century to the Twenty-First. – P. 219. 270 Новосёлов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. – С. 180. 271 McGrath, Alister E. Christianity’s Dangerous Idea. The Protestant Revolution – A History from the Sixteenth Century to the Twenty-First. – P. 263. 272 «Можно ли почитать, молиться, целовать и кланяться предметам, просто напоминающим о Боге?» Гололоб Г.А. Евангельские возражения православию. [Указ. Электронный ресурс], § 2.2. 273 Иванов М.В. О Вероучении ЕХБ. – С. 144. 274 М.В. Иванов. История христианства. – СПб.: Библия для всех, 2000. – С. 18. 275 Гололоб Г.А. Евангельские возражения православию. [Указ. Электронный ресурс], § 4.3. 276 Силкок Дж. Таинства как средство спасения.//Докл. на Смешанной Богосл. Ком. по Православно-Лютеран. диалогу. Февр., 2002, СПб. 277 Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов. Одесса: Черноморье, 1992. – С. 71. 278 «Иисус заповедовал крестить всех уверовавших ( Мф.28:19 ). Таким образом, крещение – это не просто ритуальное действие, но почётная обязанность христианина» (Иванов М.В. Основы систематического богословия. – С. 143,). «Этот святой обряд можно считать своего рода присягой на верность Спасителю» (там же. – С. 145). Крещение есть «демонстрация верности Христу» (там же. – С. 146). «Хотя в самом акте крещения не преподаётся какая-то особая спасительная благодать Божия… Бог воздействует на сердце крещаемого, укрепляя его веру. Характер этого воздействия подобен воздействию при молитве и чтении (или слушании) Слова Божия» (там же). Характерны и именования таинств: «два ритуальных действия, которые можно назвать священнодействиями» (Санников С.В. Начатки учения. – С. 55). 279 Тиссен Генри Кларенс. Лекции по систематическому богословию. – С. 351. 280 Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов. – С. 96 281 Райри Чарльз. Основы богословия. – С. 500.

http://azbyka.ru/teoreticheskie-osnovy-i...

16 Мы сможем понять жестокость молитвенной просьбы Давида, только когда столь же страшная опасность будет угрожать нам самим (5, 6) и нашим близким (10–12) (ср.: 4Цар. 2:24 ). Даже Господь Иисус – воплощенное совершенство – изрекает проклятие Иуде ( Мф. 26:24 ). Молитва Давида не противоречит закону Божьему ( Втор. 19:19 ), когда он просит избавить его от тех, которые угрожали ему (5); она отражает действия Самого Бога, например, в случае, когда угроза нависла над назначенным Им вождем ( Чис. 16:28–33 ). Необходимо добавить к сказанному, что побуждением к жестокой молитве была не сама угроза, которую враги представляли для Давида, но то, что они стали инструментом злых сил. Эта молитва – следствие нравственных убеждений Давида. 17–20 Молитва Давида произносится с позиции его посвященности Богу. Я же воззову, то есть что касается меня, то… Четкая дисциплина молитвы: вечером и утром и в полдень (18). Полное доверие и упование на Господа: спасет меня (17), услышит (18), избавит (т. е. найдет наилучшее решение моих проблем; ст. 19), потому что Он от века Живущий (20). 23, 24 Совет, вера, истина и идеал. Совет Давида – посвятить себя всецело Богу, полностью довериться ему во всем, потому что Он поддержит тебя и противостанет твоему врагу. Таким образом, эти стихи указывают на то, что должны делать мы, и на то, что свершает Господь для праведника (того, кто прав перед Ним) (23) и для нечестивого (24). 23 Возложи, то есть отдай Ему – энергичное действие. Заботы – то, что выделено тебе, твой удел. Поддержит – не снимет бремя, но поможет нести его. Поколебаться, то есть упасть, поскользнуться. Как ни тяжелы напасти, нарастающие, как снежный ком, как лавина, праведный устоит, не упадет. Псалом 55. Страх и вера Когда я в страхе… не боюсь (4, 5). Этот парадокс выражает центральную мысль псалма. Конкретные события описаны в 1Цар. 21:10–15 и прокомментированы в Пс. 33 (удачный побег оказался возможным не вследствие хитрости Давида, как это записано в 1Цар. 21:12,13 , но благодаря молитве), отражающем, как и данный псалом, душевное состояние Давида, находящегося под домашним арестом в Гефе, где, по всей видимости, он содержался как самый высокопоставленный заложник. Псалом подразделяется на шесть частей: Давид, на которого ополчились враги (2, 3), находится под неусыпной заботой Бога (10–12); упование на Бога, противостоящее страху (4, 5), опирается на молитву (8–9); Давид под угрозой расправы с ним его врагов (6, 7), и Давид верный своим обетам Господу (13, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010