Иосиф не говорит прямо, но в дальнейшем дает понять, что осада Иерусалима была завершением целого ряда успехов Антиохова оружия над другими городами и областями Иудеи. По крайней мере, так именно можно судить по постановлению Римского Сената, приводимому далее (ρχ. XIII, 9, 2) Иосифом, где одним из условий «возобновления дружбы и союза, заключенного некогда с Римлянами, поставляется именно возвращение Иоппии с пристанью, Газары с источниками и других городов и мест, завоеванных Антиохом» 638 , с просьбой о чем, между прочим, и снаряжено было иудейское посольство в Рим. Таким образом, так как не легко допустить, чтобы Антиох при заключении мира за указанную дань отступил не только от осады Иерусалима, но и отказался от своих прав на другие завоеванные им города, то ненеосновательна догадка, что к такому выгодному для Иудеи заключении мира именно посодействовало вмешательство Рима. Правда, в данном месте Сенат, хотя и подписывает определение о возобновлении дружбы с послами Иудейскими, но на просьбы Иудеев медлит довести о своем решении особым указом до сведения Антиоха. Однако, в устранение этой трудности нет ничего невозможного принять, вместе с Schürer’oм 639 , что вслед за первым, могло состояться и второе посольство иудейское в Рим, которое и достигло желаемых результатов. И действительно, в дальнейшем ρχ.XIV, 10, 21 находим у Иосифа декрет Пергамцов, где приводится постановление Римского Сената, имеющее прямое и очевидное отношение к данному случаю. Это особенно ясно из выраженного в упомянутом постановлении определения, чтобы царь «Антиох, сын Антиохов» (вместо сын Димитрия) возвратил все отнятые от Иудеев крепости, пристани, области, города, и чтобы вывел свои войска из Иоппии. Нет сомнения, что здесь разумеется именно Антиох VII Sidetes 640 , так как едва ли бы кто из слабых его преемников мог снова овладеть Иоппией после заключения мира; равным образом, относительно времени утверждения этого нового постановления, кажется, справедлива догадка, что оно должно было предшествовать и много способствовать заключению мира с Антиохом, – мира, во всяком случай после довольно-продолжительной войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В числе обвинительных пунктов против святого Златоуста, представленных дьяконом Иоанном, между прочими находятся следующие: a) Он распродал множество драгоценных вещей. b) Продавал мрамор, пожертвованный неким Нектарием для украшения церкви св. Анастасии. c) Наследство, оставшееся после Феклы (вероятно, назначенное в пользу церкви) продал чрез Феодула. d) Никто не знал, куда расходовался церковный доход 99 . С. Проступки против церковной дисциплины. 1) Предвосхищение мирянами права певцов в предначинании церковного пения (Лаод. соб. пр. 15). 2) Совершение заклинаний лицами, не получившими на то права от епископа (Лаод. соб. прав. 26). 3) Выход из церкви до окончания литургии и уклонение от святого Причащения (Ант. соб. прав. 2). 4) Коленопреклонение в день Пасхи и дни Пятидесятницы (I Всел. соб. прав. 20). 5) Общение с отлучённым в домашней молитве; (Антиох. соб. прав. 2). 6) Нарушение правил относительно установленных церковью постов вообще (Гангр. соб. пр. 19) и в частности в среду и пяток и Святую Четыредесятницу (свят. Тимоф. Александр. 8 и 10). 7) Соблюдение поста во времена, в которые церковью не разрешается пост, именно в субботу и день воскресный (Лаод. 18, 29). 8) Употребление в пищу звероядины, удавленины и крови животных (Гангр. соб. пр. 2). 9) Гнушение мясом и вином как чем-то нечистым (Анк. соб. прав. 14). 10) Скитание повсюду дев, Богу посвященных, как вредящее доброй славе церкви (Карф. соб. пр. 53). D. Занятия духовных лиц мирскими делами. 1) Вмешательство в распоряжения по мирским делам (IV Всел. соб. пр. 3). 2) Взятие на откуп чужих имений (IV Всел. соб. прав. 3). 3) Управление чужими имениями и вообще приобретение пропитания бесчестными занятиями (Карф. соб. прав. 19). 4) Отправление должностей по военной или гражданской службе (IV Всел. соб. прав. 7). III. Преступления против нравственности. а. Клятвопреступление. Понятию «клятва» церковным законодательством усвояется весьма обширный объем, и соответственно этому нарушение её рассматривается весьма различно: иногда – как тяжкое преступление, иногда же низводится до степени неблагоразумного поступка, который обязывает судью не столько к наказанию злой воли, сколько к наставлению и научению впредь не дозволять виновному таких неблагоразумных и необдуманных клятв 100 . Под именем клятвы разумеется вообще торжественно выраженное (именно с произнесением имени Божьего или) во Имя Божье обещание непременно исполнить какое-либо намерение с торжественно данным обязательством в случае его неисполнения понести на себе условленный вред или лишение чего-либо. Клятва может быть выражена как священное действие перед церковью, и тогда она принимает форму обета, например, девства; может быть произнесена и без соблюдения религиозной обрядности, частным образом перед несколькими людьми, друзьями или подчиненными (свят. Васил. Велик, прав. 17) и, наконец, может быть дана наедине как зарок (например, не есть свиного мяса, не принимать духовного звания и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

прав. 35). Временное запрещение священнодействия. Это наказание обыкновенно налагается или когда виновный должен раскаяться в своем проступке, совершенном при отправлении своих священнослужительских обязанностей, или же во время судебного следствия, когда кто-либо обвиняется в преступлении, ведущим за собою извержение из сана. В продолжении отбывания этого наказания виновный, сверх лишения права священнодействия, не может пользоваться и другими правами, соединенными с иерархическою степенью, следовательно не может ни учить, ни участвовать в церковном управлении. Он остается священником только по имени, не имея никаких священнических прав (Ап. 5, 59; IV Bceл. 20; Трул. 3; Сердик. 14; Карф. 19, 133). Запрещение совершения некоторых определенный священнодействий. Этому наказанию подвергаются лица, совершившие какое-либо преступление, в котором, по его роду или характеру, никогда не могут раскаяться, чтобы опять получить право совершения всех священнодействий (неокес. 9), или же присвоившие себе право совершать какие-либо священнодействия, которых они не имели права совершать по своему положению среди управляющей иерархии (антиох. 10). Упомянутые до сих пор наказания, кроме последнего, употребляются для исправления духовных лиц, сделавших небольшой церковный проступок. Последнее же составляет переход к карательным наказаниям, которые суть следующие: Но так как в древности никто не мог быть рукоположен без назначения к определенному месту, то когда он навсегда отрешался от известного места служения, то чрез это попадал под другое тяжелое наказание, а именно: Никодим епископ Далматинский-Истрийский. О епитимии Правила Святых Апостолов о епитимии Правило 65. Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен и отлучен от общения церковного. (Ап. 7, 45, 70, 71; Трул. 11; Антиох. 1; Лаод. 6, 29, 33, 37, 38). В толковании 45 Ап. правила мы видели, что православным духовным лицам возбраняется всякое религиозное общение с еретиками.

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

Примечания: 216. Прав. 11 карф. собора 407 г.; в Кормчей прав.105. Правило 106(119-120). 119. Положено: аще кто восхощет ити к царской палате: то да будет сие означено в отпустительной грамоте, посылаемой к церкви римской, и оттуда еще да получит отпустительную грамоту к палате. Того ради, аще получивший отпустительную грамоту до Рима только, умолчав о нужде, побуждающей его ити к палате, восхощет прямо отити к палате: да будет отлучен от общения. Аще же, тама в Риме, откроется внезапная нужда отити к палате: да явит оную нужду епископу римскому, и да принесет писание того же римского епископа. В отпустительные грамоты, от первенствующих или от каких бы то ни было епископов, даваемые клирикам их, да вносится день пасхи. Аще же день пасхи того лета еще не известен: то день пасхи прошедшего года да будет означен, подобно тому, как в светских записях обыкновенно пишется: после консульства. 120. Разсуждено и сие: посылаемые от сего честного собора местоблюстителя да просят преславных царей о всем, что усмотрят полезным противу донатистов и эллинов, и противу суеверий их (Ап. 12; антиох. 11; сердик. 7, 9; карф. 97). В Книге правил данное правило совершенно основательно разделено на два правила (119 и 120), так как говорится о двух различных предметах. 1) Правила воспрещают епископам без особой надобности обращаться к императорекому двору (сердик. 7, 9); в случае же такой надобности, они разрешают делать это не иначе, как с согласия подлежащего первенствующато епископа или митрополита, и после получения на то особой граматы (антиох. 11). Данное карфагенское правило подтверждает эти правила, прибавляяк ним соответствующие разъяснения. Речь идет об епископах и остальных духовных лицах, отправлявшихся к императорскому двору, находившемуся тогда в Риме. При этом правило предписываете выдавать каждому лицу, отправляющемуся в Рим, увольнительную (отпустительную) грамату на имя римского епископа, который должен был в свою очередь выдать таковому грамату для доступа ко двору. Если же какое-либо духовное лице являлось во дворец, не представившись предварительно римскому епископу, то на такового правило предписываете наложить отлучение (ο ο).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Внимательно вчитываясь в цитируемые проф. Бердниковым правила и сопоставляя их одно с другим, можно прийти лишь, только к следующим выводам: а) Относительно управления имуществом пресвитерских приходов в правилах нет никаких принципиальных указаний, кроме только одного, что пресвитер или пресвитеры, стоящие во главе приходов, должны быть в каноническом единении с епископом и быть в подчинении ему. (Гангр. 6). б) Относительно управления имуществом епископского прихода установляются следующие положения: 1) Попечение о целости имущества и высшая распорядительная власть над ним принадлежит епископу: он и главное ответственное за это лицо пред ежегодным собором (Антиох. соб. прав. 41), а не пред Богом только, или перед своею совестию. Но эту власть применяет не исключительно один он, но разделяет ее, и ответственность с пресвитерами и диаконами. 2) Эти последние и помощники епископа, и хранители или казначеи церковного имущества. В качестве помощников епископа, пресвитеры и диаконы выступают по делам расходования, именно на дела благотворения. Епископ не лично и непосредственно раздает вспомоществования нуждающимся из клира и мирян, но непременно чрез пресвитеров и диаконов. (Апост. 41). В качестве хранителей или казначеев церковного имущества пресвитеры и диаконы должны знать в точности имущество, лично принадлежащее епископу, и имущество церковное. Это значение пресвитериума устраняет всякую мысль о том, будто бы управление церковным имуществом и принадлежит исключительно епископу. Вот текст правила указывающего это значение пресвитериума: «Да будет явно принадлежащее церкви и открыто окружающим его (епископа) пресвитерам и диаконам, так чтобы они знали и не оставались в неведении о том, что собственно принадлежит церкви, и ничто от них не было сокрыто» (Антиох. соб. прав. 25). Наша печатная кормчая книга, передает это правило в таком сокращении: «Всем причетником соборныя церкве подобает ведати все церковное имение». 3) В управлении церковным имуществом епископ и его пресвитериум стояли под контролем собора, которому и обязаны были давать отчет и ответствовать за злоупотребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Собственная важность соборов вселенских заключается в тех чрезвычайных правах, какие принадлежали им в делах всей кафолической Церкви. Рассматривая исторически акты вселенских соборов, мы видим, что они имели право 1) определять по разуму слова Божия и по преданию догматы веры и излагать их для целой Церкви, в виде символов, или правил (οροι) 10 : на что не имели права Церкви и соборы поместные по крайней мере без рассмотрения и утверждения вселенских (III всел. 7. сн. карф. 1); 2) исследовать, поверять и утверждать самое предание Церкви и отделять предание чистое и истинное от повреждённого (VI всел. I. 2); 3) рассматривать и обсуживать постановления всех прежних соборов и утверждать или изменять их (IV всел. пр. 1. VI всел. 8. 16. 25. 29 и пр.); 4) окончательно рассматривать и судить всякое учение, вновь возникающее в Церкви (II всел. пр. 1. III всел. 1 и пр.); 5) определять образ управления Церкви вообще, равно и управление Церквей частных, и для того распространять или ограничивать права их (I всел. пр. С. 7. II всел. 2. 3. III всел. 8. IV всел. 28. VI всел. 36. 39); 6) определять порядок и права церковной иерархии и разных её степеней (I всел. 4. 6. IV всел. 12. 28 и пр.); 7) производить верховный суд над предстоятелями Церквей, даже над целыми Церквами поместными (VI всел. пр. 12. 13. 32. 33. 55. 56. 81); 8) предписывать для всей Церкви всеобщие положительные правила христианского благочестия и благочиния. Таких прав не имели соборы поместные, или точнее сказать, они имели такие права только в отношении к той Церкви, к которой сами принадлежали по месту, и на которую одну могли простирать свою власть. Но кроме этого, соборы поместные подчинены были вселенским и даже меньшие из них подлежали суду больших и важнейших (каре. соб. пр. 43). Собственные же права поместных соборов, как показывают и самые акты их и определения о них соборов вселенских, были следующие: 1) вообще благо учреждать церковные дела своей области (II всел. 2), 2) рассуждать о предметах веры и христианского благочестия по поводу возникающих в местной Церкви вопросов, до окончательного решения их вселенскими соборами (Ап. прав. 37. антиох. 20), 3) исследовать недоумения и прекословия между епископами и их клиром в делах местного церковного управления (I всел. 5. IV всел. 17. – VI всел. 25. VII всел. 6), 4) исправлять определения меньших, прежних соборов (карф. 43), 5) избирать и поставлять главных епископов своей области (I всел. 4. IV всел. 28. VII всел. 3. антиох. 19. 23. лаод. 12. каре.13), 6) судить местных предстоятелей церковных (Ап. 74. конст. II всел. 6. каре. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

13) Основание монастыря или молитвенного храма без соизволения на то епархиального епископа (IV Всел. соб. прав. 4). 14) Обращение монастырей в мирские обыкновенные жилища (Карф. соб. прав. 53). 15) Рукоположение во пресвитера или дьякона хорепископом без соизволения епархиального епископа (Антиох. соб. прав. 10). 16) Самовольное удаление клириков от назначенной им церкви к другой (I Всел. соб. прав. 16; Сардик. соб. прав. 16). 17) Отправление должности при двух церквах одновременно, т. е. в той, в которую переведен, и в той, в которой служил прежде (IV Всел. соб. прав. 10; ср. 20). 18) Совершение сельскими пресвитерами службы в городских церквах (Неокесар. собор пр. 13). 19) Самовольная отлучка клириков и монашествующих в Константинополь и прожитие там (IV Всел. соб. пр. 23). 20) Подача прошений императору без соблюдения установленного для клириков порядка (Антиох. соб. прав. 11). b. Неповиновение и противление власти. 1) Сопротивление епископа принять управление епархией, в которую он законно рукоположен (Антиох, соб. прав. 17 и 18). 2) Совершение священных служб лицом, лишенным епископства или священства (Антиох. соб. пр. 4). 3) Возмущение пресвитера против епархиального епископа, самовольное отделение от него и совершение службы с своими сообщниками (Ант. соб. пр. 5; Карф. соб. пр. 10 и 11). 4) Сопротивление клирика возведению его на высшую степень по желанию епархиального епископа (Карф. соб. пр. 40). 5) Удаление клириков в иную епархию и их упорство возвратиться в свою по призыву и увещанию епархиального епископа (Ант. соб. прав. 3; Карф. соб. прав. 65 и 66). 6) Неподчинение епархиальному епископу со стороны клириков и мирян, состоящих при мученических храмах, богадельнях и монастырях. (IV Всел. соб. пр. 8). 7) Составление скопищ против епископа или соклириков (IV Всел. соб. прав. 18). 8) Составление мирянами молитвенных собраний без законно поставленного пресвитера (Гангр. соб. пр. 6). с. Злоупотребление по управлению и распоряжению церковным имуществом и доходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010