Впоследствии времени, для предупреждения всяких недоумений и затруднений по сему предмету церковь издала положительные правила о том, чтобы первыми епископами считались епископы главных городов в области, или епископы митрополий. Почему первые епископы и получили название митрополита (см. 9 пр. Антиох. соб.). А вселенские соборы прямо указали на города, епископы которых должны считаться старейшими в области, и указали порядок, в каком они должны следовать один за другим по старшинству. Так, Первый Вселенский Собор своим 6 правилом предоставил старейшинство Римскому, Александрийскому и Антиохийскому епископам. Второй же Вселенский Собор своим 3 правилом Константинопольскому епископу предоставил «преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим.» А Шестой Вселенский Собор 36 правилом предоставил такие же права Иерусалимскому епископу и постановил считать старейших епископов в таком порядке: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Эти епископы стали называться патриархами, а их области – патриархатами. Но 34 ап. правил, объявив первого или старейшего епископа в области главою прочих епископов той же области, не дало ему неограниченных прав над прочими епископами; оно самого его поставило в подчинение собору епископов: без рассуждения всех он ничего не должен творить, т. е. он наравне с прочими епископами обязан был подчиняться решению собора, как непреложному закону, и доколе не состоится таковое решение, не имел права единолично издавать какое-либо новое постановление, как бы оно ни казалось ему справедливым. Впрочем, впоследствии, как показывает церковная история, старейшие епископы пользовались гораздо большими правами власти в своем округе или области; например, правила соборные последующих веков дают им полномочие брать у подвластных им епископов клириков и давать отпуск из епархии епископам; предоставляют им право принимать жалобы от клириков, недовольных судом своих епископов и делать некоторые распоряжения в епархии подчиненного им епископа и друг. (9 пр. Ант.; пр. 62, 32, 36 и 139 Карф., соб.; 14 пр. Сард, соб.; 9 и 17 пр. 4 Всел. соб.; 11 пр. VII вселен, соб.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

4) не мог непосредственно судить епископа, без собора (ап. пр. 74. ант. 14. св. Кирил. пр. 1); 5) сам был поставляем и судим собором своих епископов (III всел. пр. 1. сард. 6); 6) суд митрополита, хотя обще с его местным собором данный, подлежал апелляции к большему областному собору, или (впоследствии) к патриарху (II всел. 6. IV всел. 9. 17. антиох. 11. 12) 24 . Наконец, права митрополитов с течением времени были вообще ограничены новоучреждённой властью патриархов (см. ниже). Не всегда митрополитами были епископы одних главных городов. Иногда императоры своей властью возводили в достоинство митрополий уездные города 25 . В таком случае и епископы этих городов получали титло митрополитов (IV всел. 12). Только это были митрополиты – не более, как почётные; они пользовались титлом и честью митрополитов, но не имели полных прав этого звания и оставались в подчинении митрополитам областным (IV всел. 12) 26 . Об архиепископах и экзархах Титло митрополитов, заимствованное от городов империи (μητροπολις) выражало само по себе не столько степень духовного сана, сколько место, где иерарх имел свою кафедру. Для выражения же самой степени сана митрополитов, как начальствующих над епископами, употреблялось другое титло архиепископов, которое можно почитать собственно церковным. Впрочем, это название было не так общеупотребительно в Церкви, как название митрополитов. Оно встречается не прежде IV века, и, сколько известно, между церковными писателями в первый раз употреблено св. Афанасием александрийским , который так назвал епископа Александра, своего предместника 27 . Св. Епифаний, говоря о расколе Мелетиевом (также IV века), называет архиепископом Петра александрийского 28 . Что это титло соответствовало степени митрополита, как первого и главного из всех епископов области (αρχων των επισκοπων), это видно из слов того же св. Епифания. «Обычаем утверждено, – говорит он, – чтобы архиепископ александрийский имел под своим управлением весь Египет» 29 . На соборе эфесском (всел. III, 431) св. Кирилл александрийский и Папа Целестин титулуются архиепископами 30 . Вообще название архиепископа означало такого иерарха, которого власть простиралась на целый округ, и потому-то это название чаще придаваемо было епископу александрийскому, нежели другим 31 . По этой же причине когда установлено патриаршество, патриархи (особенно александрийский и константинопольский) со своими титлами соединяли и титло архиепископов, так что полный титул их был: « ρχιεπσκοπος κα πατριρχης»... Такой титул придавали им и государи в своих грамотах и указах 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

43. Можно ли возносить молитвы за инославных христиан живых? По духу и смыслу церковных законоположений церковная молитва должна быть возносима только за тех верующих, которые состоят или состояли в подчинении церкви, признают или признавали ее своею материю, веруют или веровали в нее, а с теми, которые чуждаются или чуждались церкви, не должно быть общения молитвенного. По 45 апостольскому правилу: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен»; тому же отлучению по 10 апостольскому правилу подлежит всякий, «кто с отлучным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме»; по 46 апостольскому правилу запрещается принимать жертву от еретиков. Эти правила повторяются и подтверждаются дальнейшими соборными определениями (см. Антиох. соб. прав. 2; Лаодик. соб. прав. 6, 33 и 37), и они должны лежать в основании практики церковной, и в своей пастырской деятельности пастырь церкви не должен отступать от этих правил. Очевидно, с этими правилами не согласно возношение церковных молитв за тех, которые стоят вне общения церковного (См, кн. «Служ. свящ. в качестве духов. руков. прихожан», В. Певницкого Изд, 2. Киев, 1891 г., стр. 483).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(Ап. 15, 16; I всел. 15, 16; IV всел. 5, 10, 20, 23; трул. 17, 18; сердик. 15, 16; карф. 54, 90). Данное правило повторяет постановления 15 и 16 Апостольских правил. Правило упоминает ο, из которой перешел один священник или диакон. Этим термином в древних канонических источниках обозначалась область епископа или теперешняя епархия, тогда как теперь тот же термин употребляется в юго-западных православных церквах для обозначения области священника, по-русски прихода. То, что данное правило под термином ο подразумевает в действительности теперешнюю епархию, управляемую епископом, видно из контекста самого правила. В 15 Ап. правиле, которому соответствует данное (3) антиохийское правило, употреблено слово: ε Относительно епископа, нарушившего упомянутое постановление, правило говорит, что он должен подвергнуться наказанию по суду общего собора (υ ο υου). Каков этот собор, которому надлежит определить наказание такому епископу, сказано в 16, 17 и 18 правилах этого собора, а именно: это - тот собор, на котором присутствуют епископы подлежащей митрополичьей области под председательством митрополита и который называется еще полным собором, εε οο (прав. 16 и 17), обыкновенно ε, в смысле прежнего значения этого слова, т.е. митрополичьей области. Примечания 8. О парохиях прежнего времени см. Bevereg., . sive Pandectae, II, Annot. in o.9 antioch., p.190. Правило 4. Аще который епископ, изверженный от сана собором, или пресвитер, или диакон своим епископом, дерзнет совершити какую либо священную службу: епископ ли по прежнему своему обычаю, или пресвитер, или диакон: таковому отнюдь не позволяется, на другом соборе, ни надежду восстановления в прежний чин имети, ниже до принесения оправдания допущену быти. Но и все сообщающиеся с ним да будут отлучены от церкви, и наипаче, когда зная осуждение, произнесенное противу вышереченных, дерзнуть имели общение с ними. (Ап. 28; I всел. 5; II всел. 6; IV всел. 29; антиох. 12, 15; сердик. 3, 4, 5, 14; карф. 29, 65; Василия вел. 88).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

XIV, 23; 1 Петр. V:1 – 4; 1 Тим. IV:14; 2 Тим. II:2; IV, 2 – 5; Тит. I:5 – 9), и везде производят сию власть от Бога и Христа и Св. Духа. Он поставил в церкви, пишет апостол, одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иних пастырями и учителями, к совершению святых, в дело служения, для созидания тела Христова (Ефес. IV:11 – 13). Он дал нам служение примирения.... Мы посланники от имени Христова (2 Кор. V:18 – 20). Никто сам собою не приемлет сей чести (т. е. священства), но только призванный Богом, как и Аарон (Евр. V:II, сн. Рим. X:15). И к пастырям ефесской церкви говорит: Дух Св. поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» (Деян. Посвящения в разные степени священства с самых времен апостольских совершалось в церкви чрез рукоположение. Так совершалось посвящение в сан епископа (1 Тим. IV:14; 2 Тим. I:5), и в сан пресвитера (1 Тим. V:22; Тит. I:5), и в сан диакона (Деян. VI:6). И право рукоположения всегда принадлежало в церкви епископам („Апост. прав. 1 и 2; Антиох. 9; Всел. 1 го пр. 19“). Следуя той мысли апостола, что благодать рукоположения, раз сообщенная, обитает в душе рукоположенного (1 Тим. IV:14; 2 Тим. I:6), церковь постоянно защищала ту мысль, что рукоположение не должно быть повторяемо.    Столь высокое звание священнослужения требовало от избираемого особенных качеств души. Чтобы он мог и сам совершать свое дело с разумением веры и других руководствовать к вере, ему нужно образование ума по началам веры: он должен знать Св. Писание (2 Тим. III:15) , и должен быть учителем (1 Тим. III:2); еще более требуется, чтобы он был исполнен любви к Господу, так как он избирается в служители таин Его. Жизнь его должна быть непорочна (1 Тим. III:2, 6); но безженство священства еще на 1 всел. соб. названо игом неудобоносимым (Сокр. Церк. ист. 11 Созом. I, 23; Руф. I:17); напротив, избираемый хорошо должен управлять своим домом и детей содержат в послушании со всею честностию (1 Тим. III:4 – 5).    Главных степеней священства в Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Часто люди говорят о необходимости защиты национальных культур, и это вполне естественная реакция людей, которые находятся в великом плавильном котле. Но надо помнить, что кроме их правды, которая у них есть, так как Господь положил свои пределы для каждого из народов, есть правда и у тех, которые создают этот плавильный котел, потому что человек имеет желание выйти за пределы той общности, в которой он родился. Это действительно законное и справедливое желание – человек не должен жить в таком узком провинциальном мире. Он изначально представитель семьи человеческой, в которой вообще не было наций. И он должен войти в ту общность, в которой нации хотя и сохраняются, но в то же время в определенном смысле преодолеваются – во Христе, в котором нет уже «ни Еллина, ни Иудея ни… варвара, Скифа… но все во всем Христос» ( Кол.3:11 ). Поэтому все эти смешения народов и смешение культур, которое происходило в эллинизме, происходили не без промысла Бога. Греческий язык не случайно стал языком Евангелия. Так Бог готовил свой план, еще со времен Александра Македонского, который был открыт пророку Даниилу еще за 200 с лишним лет до его прихода. Когда Александр пришел в Иерусалим, первосвященник, который управлял тогда Иерусалимским Храмом, с радостью впустил его и показал ему книгу пророка Даниила, где было прямо написано о приходе Александра – что он придет и что он завоюет Персию. Александр признал Творца и принес Ему жертву в Иерусалимском Храме. И он, и его ближайшие соплеменники благоволили к Храму, хотя потом уже некоторые Птолемеи и некоторые Селевкиды стали гнать последователей истинного Бога (например, Антиох Епифан). «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него» ( Дан.7:7 ). Опять мы видим образ железа. Что это за зверь? Это Рим! Святой Ипполит Римский толкуя вот эти слова, говорит: смотри, если раньше звери имели некий единообразный вид (один подобен льву, другой – барсу, третий – медведю), то четвертый зверь ни на кого не похож, потому что, если первые три зверя имели какую-то государствообразующую нацию (персы, вавилоняне, греки), то четвертое царство не имело такой нации. Изначально там были римляне, но их было очень мало. Рим был построен по принципу слияния всех народов в один великий котел. Рим был построен не на национальной основе, а на основе римских граждан и неграждан. В самом начале в Риме была внутренняя война между патрициями и плебеями, и в конце концов плебеи добились равенства прав с патрициями. Таким образом, Рим заложил основу всемирной власти, потому что, когда одна нация пытается господствовать над другими, это вызывает острое раздражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ты (епископ) суди так, как бы судил пред Богом; потому что суд – дело Божие, говорит Он ( Втор.1:17 ). посему сначала осуждай виновного по власти, потом привлекай его к себе милостью, щедротою и помилованием, обещая ему спасение, если изменит поведение и обратится к покаянию, и, если он раскаивается, то, строго наказав, прими его, памятуя, что Господь сказал: радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся ( Лк.15:7 ). Ап. Пост. кн. II, гл. 36, 13. б) Гражданская власть. Как говорит Свящ. Писание о почтении к государю? Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противятся Божию установлению и потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести ( Рим.13:1–5 ). Бойся, сын мой, Господа и Царя; с мятежниками не сообщайся ( Притч.25:21 ). Отдайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу ( Мф.22:21 ). Бога бойтесь, царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Катих., 107–108 стр. Если какой-либо пресвитер или диакон, презрев своего епископа и отделившись от Церкви, начнет устраивать частные собрания и, поставив (с этою целью) жертвенник, не будет внимать увещаниям епископа, не захочет покориться ему и не послушает ни первого, ни второго его приглашения, то да будет совершенно низвержен из своего чина и уже ни служить, ни возвратить своего сана не может. Если же он будет упорно возмущать Церковь и производить беспорядки в ней, то укрощать его внешнею властью (гражданскою), как бунтовщика. Антиох. соб.пр.5. Так как часто случается, что в Церковь прибегают, требуя помощи, осужденные на заточение или на остров, или подверженные другому какому-либо наказанию, то таковым не следует отказывать в помощи, но немедленно и не колеблясь просить для них снисхождения. Итак, если и это угодно, изъявите все согласие. Все ответили: да будет и это постановлено. Сард. соб., 7 пр. Условия правильного вменения: необходимо обращать строгое внимание на лицо действующее (возраст, пол, звание, его внутреннее настроение), на предмет действия, на цель, образ и средство, место и время совершения действия. С какого возраста человека грехи его судятся от Бога? По мере познания и рассуждения человека каждого, иные судятся с десятилетнего возраста, а иные с последующих лет. Тимоф. Алекс., прав.18.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

51. VI Всел. соб. 58. гангр. 6. двукр. соб. 19. Вас. 1). – б) нерадение о исполнении религиозных обязанностей вообще, и в особенности уклонение от св. тайн (Апост. 9. антиох. 2VI Всел. 80. сардик. 11), – в) поругание святыни (VI Всел. 97. VII Всел. 9), – г) святотатство, – не только похищение церковн. вещей, но и своевольное, несвященное употребление их, несогласное с их назначением (двукрат. 10. Григ. Нисск. 6. 8), – д) несоблюдение уставов Церкви в общественном и домашнем быту, напр. постов, праздничных дней и пр. (Ап. 64. 69. VI Всел. 57. 66. лаод. 29), – е) смешение обрядов христианских с языческими, и пр., также с суевериями, и т. п. (Ап. 70. 71. лаодик. 59. VI Всел. 62), – ж) духовное общение (напр. в молитвах) с еретиками, или отлученными от Церкви (Ап. 10. 45. 65. лаодик. 55. 57) и пр., – з) принятие к себе церковнослужителей запрещенных, или изверженных (антиох. 4. Вас. 88), – и) пренебрежение общих церковных собраний в храме, уклонение от них, или неблагочинное поведение в них (Апост. 9. гангр. 6. антиох. 2), – и т. д. Наконец, есть преступления против законов церковного управления и правил христианской жизни. В порядке церковного управления самим начальствующим лицам вменяется в преступление: а) смешение Церквей, или нарушение пределов поместного их управления, по областям и городам (II Всел. 9. III Всел. 8. IV Всел. 17); б) нарушение местных прав и преимуществ, принадлежащих разным Церквам (III Всел. 8. IV Всел. 28. VI Всел. 29); в) распространение епископской власти из одной епархии на другие (антиох. 9. карф. 84 и пр.), как напр. учение в чужой епархии (VI Всел. 20. сардик. 11), священнодействие и особенно рукоположение клириков (Ап. 14. 55. I Всел. 15. II Всел. 2. IV Всел. 5) и пр.; г) принятие и удержание в своей Церкви чужих клириков (VI Всел. 18. карф. 91); д) неуважение, или изменение в своей Церкви законного суда других Церквей, как напр. общение с отлученными или изверженными от других Церквей (Ап. 16. I Всел. 5. Антиох. 5), и т. п.; е) самовольное отступление от общих правил и постановлений, признанных всеми Церквами (VI Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Наконец, правила точно различают в делах, возникающих между епископом и ему подчиненным, во-первых, жалобу на приговор епископа и, во-вторых, обвинение на него (по церковным) или иск (по денежным) делам. Дела первого рода ясно обозначены в вышеприведенных правилах 5-м Вселенского собора и 14-м Сардикийского; дела второго рода – в 6-м правиле II Вселенского и 9-м IV Вселенского, которое говорит: «Аще который клирик с клириком же имеет судное дело, да не оставляет своего епископа. Аще же клирик со своим или со иным епископом имеет судное дело, да судится на областном соборе». Таковы основные начала устройства епархиального суда по церковным правилам IV и V веков. В частности пространство власти епархиального суда определяется следующим образом: 1) Пространство судебной власти епархиального епископа определяется пределами страны, от града его зависящей; в этих пределах епископу подсудны хорепископы, пресвитеры и все низшие его клирики и миряне. «Аще кто своим епископом отлучен от общения церковного, такового другим епископам не примати. То же определение да соблюдается для мирян, и для пресвитеров, и для дьяконов, и для всех состоящих в клире» (Антиох. собора прав. 6). «О тех, которых епископы по каждой епархии удалили от общения церковного, принадлежат ли они к клиру или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила» (I Всел. соб. прав. 5; сн. Карфаг. собора прав. 37 и др.). 2) Епископу принадлежит вся полнота карательных и исправительных мер, начиная от временного отлучения от церкви и до извержения из пресвитерского сана. «Аще который пресвитер или дьякон, изверженный от сана своим епископом» (Антиох. соб. прав. 4 и 12). «Аще который епископ или пресвитер приимет в общение праведно изверженных за свои преступления из церкви, да будет и сам повинен равному осуждению с уклоняющимися от правильного приговора своего епископа» (Карф. соб. прав. 9; сн. I Всел. соб. прав. 5). 3) Что касается предметной подсудности, то правилами в отношении клириков безразлично предоставляются суду епископа всякие их преступления и дела, даже гражданские (иски); относительно же мирян епархиальная подсудность основывается на общих началах церковной подсудности и ограничивается только местом. «Аще который клирик с клириком же имеет судное дело, да не оставляет своего епископа» (IV Всел. соб. прав. 9). Под судным делом, по толкованию Зонары, здесь разумеются вообще всякие дела, т. е. и обвинения, и иски (δικας και υποθεσεις) 222 . Карфагенского собора правило 15-е говорит: «Рассуждено, чтобы кто бы то ни был из епископов, или пресвитеров, или дьяконов, или причетников, аще имея возникшее в церкви дело обвинительное или тяжебное, отречется от церковного суда и восхощет оправдатися пред судилищами светскими, лишался своего места, хотя бы и в пользу его решение последовало. И сие по делу обвинительному, по делу же тяжебному, да лишается того, что приобрел по решению дела, аще хощет удержати место свое».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Восточный характер сохраняли города Месопотамии, наследовавшие традиции древней вавилонской культуры. Там сложились своеобразные городские общины, связанные с местными храмами. Вавилон, Ниппур, Урук так и назывались «городами людей храма», хотя большинство их жителей не принадлежало к жреческому сословию, но граждане таких городов снабжались продуктами из храмового хозяйства. Власть в этих общинах принадлежала городскому собранию во главе с экономом. Селевкиды покровительствовали храмовым городам, дарили им большие территории с местным сельским населением, которое вместе с горожанами, не имевшими гражданских прав, и рабами находилось под властью «людей храма». В отличие от греческих полисов, владевших землями, титульная собственность на которые принадлежала царю, храмовые города Вавилонии имели свою землю в собственности, в то же время граждане этих городов фактически не привлекались к государственной административной и военной службе, составляя своего рода обособленные status in statu, которому они при этом были вполне лояльны. Особыми привилегиями пользовались исконно греческие города Малой Азии вроде Лаодикии, Смирны, Лампсака или Писидии, вошедшие в состав империи Селевкидов, но при этом сами эти полисы считали себя только союзниками царей, а не их подданными. Соперничество за власть в Малой Азии между Селевкидами и Лагидами открывало этим городам пространство для политических маневров и заставляло династов относиться к ним с большей деликатностью, чем к городам колонистов. После гибели основателя империи Селевка Никатора в 280 г. до Р. Х. престол перешел к его сыну Антиоху I, рожденному Аламой, которая происходила из племени саков. Антиох правил до своей смерти в 261 г. В его царствование самой большой опасностью для государства был натиск кельтского племени галатов, прорвавшихся из центральной Европы на Балканы, пронесшихся опустошительным смерчем по Македонии и Фракии, перебравшихся в 278 г. через проливы в Малую Азию и вторгшихся в Каппадокию. Там Антиох I, действуя в союзе с малоазийскими полисами, одержал над ними победу, главным образом благодаря использованию в сражении, состоявшемся в 277 г., боевых слонов. Кельты были оттеснены на северо-запад от Каппадокии, где они и осели, дав свое племенное имя заселенной ими стране – Галатии. За эту победу Антиоха назвали Сотиром (спасителем). Затем он вел неудачные войны с правителем Пергама Евменом, который добился полной независимости для своего полиса, и царем Египта Птолемеем II. Н есмотря на помощь македонского царя Антигона Гоната, Антиох потерпел поражение в этой войне, названной Сирийской, поскольку велась она за обладание Сирией, и вынужден был признать власть Птолемея над южной Сирией, уступив противнику и часть своих владений в Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010