Возгораемся ли ревностью правды против пороков? – Пусть представляется Финеес ( Числ.25:7–8, 11 ), который, мечом проколов насквозь имевших соитие, возвратил народ к чистоте, и гневный умилостивил гнев Божий. Желаем ли мы в сомнениях наперед иметь надежду на всемогущего Бога? Будем памятовать об Иисусе Навине ( Нав.3:5, 8 ), который когда вступал в сомнительные битвы с верною мыслью, достигал победы без сомнения. Желаем ли оставить сердечные неприятности, и проявить душу в благости? Вспомним о Самуиле ( 1Цар.8:5 ), который, будучи лишен народом власти, на прошение того же самого народа о молитве за него Господу отвечал, говоря: да никакоже ми согрешити Господу, оставити еже молитися о вас ко Господу ( 1Цар.12:23 ). Потому что святой муж верил, что он учинит преступление, если не воздаст в молитве благодатною любовью тем, которых, как врагов, терпел до низложения. Он же опять, когда по повелению Господа был посылаем помазать Давида в Царя, отвечал: како поиду; и услышит Саул, и убиет мя ( 1Цар.16:2 ). И несмотря на то, что знал, что на этого самого Саула Бог прогневался, предался такой скорби, что ему лично Господь сказал: доколе ты плачеши о Сауле, Аз же уничижих его ( 1Цар.16:1 ). Итак помыслим, какой жар любви воспламенят душу того, кто плакал даже о том, от кого опасался быть убитым. Желаем ли мы остерегаться того, кого боимся? – Нам основательно надобно подумать о том, дабы при открывшемся удобном месте самим не воздать злом за зло тому, кого мы бегаем. Поэтому вспомним о Давиде, который и нашел и мог бы убить Царя, преследующего его, и однако же, в самом разгаре гнева, он избрал добро, которое сам должен был делать, а не зло, которое тот должен был потерпеть заслуженно, говоря: да не будет Ми от Господа нанести руку мою на Христа Господня ( 1Цар.15:7, 26:11 ). И когда тот же Саул после был убит врагами, то он (Давид) плакал о смерти того, от кого при жизни терпел преследования ( 2Цар.1:17 ). Решаемся ли мы свободно говорить о заблуждениях могущим мира сего? – Приведем на память авторитет Иоанна, который, обличая нечестие Ирода, не убоялся быть убитым за правоту слова ( Мк.6:18–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Давид был тогда юношею пятнадцати или шестнадцати лет; потому что умер семидесятилетним, и сорок лет царствовал: почему имел тридцать лет, когда убит Саул; а пред сим было сказано, что Саул, после двухлетнего сообразного с законом царствования, лишился божественной благодати, и потому все прочее время провел, враждуя на Давида. Впрочем Давид убеждает Саула не сомневаться в победе. Ибо вынужден был разсказать, как, пася овец, задушал льва и нападавшую медведицу. И будет, говорит он, иноплеменник необрезанный сей, яко един от сих: «не пойду ли, и поражу его, и отъиму днесь поношение от Израиля? Понеже кто необрезанный сей, иже уничижи полк Бога жива?» ( 1Цар. 17, 36 ) то есть, живуший злочестиво ничем не отличен от зверей и лишен Божией помощи. Сие и присовокупил Давид: «Господь, Иже изъят мя от уст львовых, и от руки медведицы, Той измет мя от руки иноплеменника сего необрезаннаго» ( 1Цар. 17, 37 ). С сею верою устремившись, Давид не обманулся в надежде, но победил безоружный вооруженного, пастырь овец опытного в бранях и одержании побед, малый и юный величавшагося таким великим ростом. Ибо сказано: «и виде сие Голиаф, и обезчествова его, зане той детищ бе, и чермен и леп очима» ( 1Цар. 17, 42 ); потому что телесные очи уподоблялись душевным, а последние имели острое зрение, созерцали невидимое. Почему Давид сказал: «аз иду на тя во имя Господа Саваофа, Бога ополчения Израилева, егоже ты уничижил еси днесь. И заключит тя Господь днесь в руце мои, и убию тя, и отъиму главу твою от тебе, и дам тело твое и телеса полка иноплеменнича в день сей птицам небесным и зверем земным… И уразумеет весь сонм сей, яко не копием, ни мечем спасает Господь, яко Господня брань, и предаст Господь вас в руки наша» ( 1Цар. 17, 45 – 47 ). Вступая в битву, Давид пророчествует, и предрекает Боговедение вселенной. Ибо говорит: «уразумеет вся земля, яко есть Господь Бог во Израили» ( 1Цар. 17, 46 ). Уста прорицают, а рука подвизается доблестно, и камнем умерщвляет иноплеменника, потому что песнословит Давид от него по плоти отсекшийся Камень. Ибо говорит: «камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла» ( Псал. 117, 22 ). Воспользовавшись мечем иноплеменника, Давид отсек ему голову, преднаписуя победу Произшедшего из него по плоти. Ибо диавол, ко кресту пригвоздив Господа нашего, крестом низвержен и лишен власти. И как, после одержанной победы Давидом, израильское воинство поразило полчище иноплеменников: так, по сокрушении диавола Богом Спасителем нашим, уверовавшие в Него обратили в бегство полки демонов. Вопрос 42. Как Давид, не живши еще во Иерусалиме, внес в него голову иноплеменника? (1 Цар. 17, 54)

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Достойны удивления и сами изречения Пророка; ибо они выражают попечительность его о неприязненном царе. Давид говорит: «жив Господь, яко сынове смерти вы, не хранящии Господа своего царя христа Господня» ( 1Цар. 26,16 ). И сверх того, сказав, что «вниде един от людей убити господина твоего царя» ( 1Цар. 26,15 ), показал копье и сосуд. Когда же лживый и лукавый Саул, узнав голос, сказал: «твой ли глас сей чадо Давиде» ( 1Цар. 26,17 ), божественный муж ответствовал ему: мой это голос: аз раб твой господи царю. Хотя сам он помазан был в царя, и на него прешла духовная благодать, однакоже называл себя рабом того, кто лишен был благодати и жаждал крови. Потом кротко укоряет Саула за желание убить его. «Почто гониши раба твоего господи царю? что ти согреших? и кая обретеся во мне неправда? И ныне да послушает господь мой царь глаголов раба своего: аще Бог поощряет ти на мя, да будет благовонна жертва твоя: аще же сынове человечестии, прокляти сии пред Господем» ( 1Цар. 26,18, 19 ). Изрек и причину, по которой проклял их: «яко изгнаша мя днесь, не утвердитися в жребии Господни, глаголюще: пойди работай богом чуждим» ( 1Цар. 26,19 ). Сие не словами выражали они, но принуждали сделать своими поступками; потому что, изгоняя его, доводили до необходимости укрываться в укрепленные города иноплеменников. Давид возвратил Саулу копье и сосуд, а суд свой предоставил Судие праведному. Вопрос 62. Почему писатель, написав выше (1 Цар. 25, 1), о кончине Самуила, снова упомянул о ней? (1 Цар. 28, 3) Намереваясь повествовать о волшебнице, он вынужден был упомянуть о смерти Самуиловой. Вопрос 63. Как должно разуметь повествуемое о волшебнице? (1 Цар. 28, 7 и т. д.) Иные говорят, что волшебница действительно вызвала Самуила. А другие опровергли это мнение и полагают, что обольститель людей демон показал Самуилов образ, и говорил то, что он часто слышал говорившим Самуила, но не знал времени Сауловой смерти. А я первое мнение признаю хульным и злочестивым. Ибо не верю, что вызывающие мертвых могут извести чью бы то ни было душу, а не только душу Пророка, и такого Пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Впрочем, к истине, что грех Израиля состоял ни в чем другом, а лишь в отвержении им Бога как небесного своего Царя, мы приходим не только путем правильного истолкования указанных библейских изречений. Она подтверждается и положительным свидетельством Священного Писания . Помимо вышеприведенных нами слов Господа пророку Самуилу ( 1Цар. 8:7 ), эта истина содержится и в других Божественных словах, сказанных тому же пророку: «По всем делом, яже сотвориша Ми, от негоже дне изведох их из земли Египетски до днешняго дне, и оставиша Мя и послужиша богом иным, тако тии творят и тебе» ( 1Цар. 8:8 ). Об этом отвержении Израиля своего Господа говорил пророк Самуил и в своей прощальной речи в Галгалах израильскому народу ( 1Цар. 12:21 ), желая побудить его покаяться в своем тяжком грехе, что и было достигнуто им ( 1Цар. 12, 19 ). В данном случае для нас в особенности должны быть интересны слова, которые произнес Самуил израильскому народу в ответ на его покаяние. «И рече Самуил к людем: не бойтеся, вы сотвористе всю злобу сию: токмо не уклонитеся от последования Господня, и поработайте Господу всем сердцем вашим; и не приступите вслед ничтоже сущих (идолов), иже не пособствуют, и не изъимут, яко ничтоже суть» ( 1Цар. 12:20–21 ). Таким образом, успокаивая израильтян, пророк Самуил увещевает их заботиться только об одном, чтобы они впредь не отвергали Бога и не обращались более к идолам, которые не могут им помочь. Ясно, что только в этом отвержении и состоял грех израильтян, в котором требовалось с их стороны покаяние. Если мы обратимся к тому же Священному Писанию , то найдем в нем прямое свидетельство и в пользу истины, что царская власть, как таковая, сама по себе есть благо, и потому в желании израильского народа иметь ее Господь не мог видеть падение, грех, и на учреждение каковой было Его соизволение. Из Библии ясно видно, что поставление царя Израилю было предусмотрено законом, данным от Бога Моисею, и за четыреста лет до своего осуществления уже получило для себя Божественное благословение. «Аще же, – говорил Господь народу израильскому чрез Моисея, – внидеши в землю, юже Господь Бог твой дает тебе в жребий, и приимеши ю, и вселишися на ней, и речеши: поставлю князя над собою, якоже и прочии языцы, иже окрест мене: поставляя, да поставиши над собою князя, его же изберет Господь Бог твой» ( Втор. 17:14–15 ). 13

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Пророк напоминал ему слова, произнесенные им пред вступлением на царство, сказав: «еда не мал был еси пред ним, чтобы стать вождем от скиптра Вениаминова, малейшаго из колен Израилевых»? Т. е. не говорил ли ты: «муж Иеминей есмь аз наименьшаго колена из всех колен Израилевых»? ( 1Цар. 9, 21 ) Однакоже Господь помазал тебя в царя над всем Израилем, «и посла тя Господь путем» ( 1Цар. 15, 18 ). Потом Пророк говорит, какие заповеди дал Саулу, и как он преступил их, устремившись на корысти. Ибо к осуждению его служили, не столько противозаконное милосердие, сколько ненасытность, и любостяжательность, и страсть сребролюбия, поработившись которой, преступил он заповедь. Но Саул употребил Адамово слово, ибо сказал: «послушах гласа людей» ( 1Цар.15, 20 ). Так говорил и Адам: «жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа и ядох» ( Быт. 3, 12 ). И поскольку Саул говорил, что волов и овец взял для жертвы, то услышал от Пророка: вот не хощет Господь всесожжений и жертв, якоже послушания гласа Господня. Се послушание благо паче жертвы, и покорение паче тука овня. Яко грех есть чарование, и преогорчение – неправда, а Терафимы наводят болезнь и труды 4 . Понеже уничижил еси глагол Господень, «уничижит тя Господь не быти тебе царем во Израили» ( 1Цар. 15, 22, 23 ). Слово Терафим Акила перевел: услужливость и взаимновзятие. А слово: чарование, думаю, указывает на неразумие некоторых. Ибо, вероятно, иные почли худым предзнаменованием, победителю не воспользоваться добычею. Слово же: Терафим поставлено вместо слова: наблюдение. Ибо, как Ефуд посвящен был Богу, и чрез него вопрошающим давалось знать, что делать; так посредством Терафимов объявлялись идольские прорицания. Ибо, в подобие Ефуду, Терафим посвящен был идолам; и о сем яснее сказано нами в книге Судей. А по переводу Акилы можно разуметь и иначе, то есть, Богу угодно исполнение повеления, а не приношение даров, потому что неприятно Ему служение вопреки Его воле, и оно уготовляет бедствия. Научая же, что определение Божие неизменно, Пророк присовокупил: «не обратится, ниже раскается Святый Израилев, занеже не яко человек есть, еже раскаятися Ему» ( 1Цар. 15,29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Потом он созвал общенародное собрание в Массифе, где выбор Саула был утверждён. Самуил записал права царя в книгу и положил её «пред Господом» ( 1Цар.10:25 ). После победы Саула над аммонитянами Самуил ещё раз утвердил посвящение нового царя торжественным жертвоприношением в Галгале. Затем старец Самуил в торжественной прощальной речи подверг оценке свою неподкупную деятельность по отношению к народу во всё время руководства им от самой юности; предостерёг их и нового царя от непослушания Богу; по их просьбе он обещал продолжать до своей смерти молиться за них и учить их доброму пути. Во время царствования Саула Самуил являлся строгим опекуном царя: он обличал его за непослушание, проявлявшееся в самоволии, корыстолюбии и других пороках. Когда Самуил едва не упал духом, наблюдая заблуждение царя Саула, Господь послал его помазать царём Давида вместо Саула. В Раме Самуил продолжал своё пророческое служение до глубокой старости. Он явился основателем и руководителем пророческих школ ( 1Цар.10:5,20 ); кроме того, он был известен как летописец Израиля. Когда он умер, все израильтяне собрались оплакивать его и похоронили его в Раме в его доме ( 1Цар.25:1 ). Как при жизни, так и по смерти авторитет пророка Самуила был весьма велик в Израиле. Память его свято чтилась в народе. К нему, «человеку Божию», обращались как к прозорливцу, дабы узнать волю Божию. Несчастный Саул искал свидания с ним и после его смерти, при помощи волшебницы в Аэндоре ( 1Цар.28 ). Саул у Аэндорской волшебницы ( 1Цар.28:3–25 ) Святоотеческие толкования этого места Библии можно разделить на три точки зрения. Сторонники первой из них – святитель Дмитрий Ростовский и митрополит Филарет (Дроздов) – утверждают, что душа праведного Самуила была не подвластна темной силе, а потому являлся в образе пророка диавол, гадающий о будущем ( Деян.16:16 ). Но ещё в Ветхом Завете существовало мнение, что Самуил пророчествовал и после смерти ( Сирах.46:23 ). Это мнение разделяют святой Амвросий Медиоланский и блаженный Феодорит . Они утверждают, что явилась душа пророка Самуила, но не по действию волшебницы и темной силы, а по особому соизволению Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

—172— и меч свой, и лук свой и пояс свой» ( 1Цар.13:1,3,4 ). «Чего желает душа твоя, я сделаю для тебя», – говорил Ионафан Давиду ( 1Цар.20:4 ). «Ты принял раба своего в завет Господень с тобою; и если есть какая вина на мне, то умертви ты меня» ( 1Цар.20:8 ). «И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему: ибо любил его, как свою душу» ( 1Цар.20:17 ). «Давид пал лицом своим на землю, и трижды поклонился; целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более» ( 1Цар.20:41 ). Потрясающие стоны 87-го Псалма обрываются воплем, – о друге. Для всяких скорбей находятся слова, но потеря друга и близкого – выше слов: тут – предел скорби, тут какой-то нравственный обморок. Одиночество – страшное слово: «быть без друга» таинственным образом соприкасается с «быть вне Бога». Лишение друга – это род смерти. «Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою. – Душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, в мрак, в бездну… – – – Око мое истомилось от горести; весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои – – – Я несчастен и истаеваю с юности; несу указы Твои и изнемогаю. Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня, всякий день окружают меня, как вода: обличают меня все вместе. Ты удалил от меня друга и искреннего: знакомых моих не видно». Царь-Пророк в своих Псалмах строит мост от Ветхого Завета к Новому. Так и дружба его с Ионафаном решительно подымается над уровнем утилитарной дружбы Ветхого Завета и предвосхищает трагическую дружбу Нового. Тень глубокого, безысходного трагизма легла на этого Предка Христова; и честная земная дружба от этой тени сделалась бесконечно углубленной и бесконечно сладкой для нашего, имеющего Евангелие, сердца. Мы полюбили трагизм: «сладкая стрела христианства ноет в нашем сердце», как говорит В. В. Розанов .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2351. Ср. у блж. Иеронима (nom. hebr. 52). 2352. Ср. 1Цар. 25. 3. 2353. Ср. блж. у Иеронима (nom. hebr. 55). 2354. Ср.: 1Цар. 25. 3; 35. 2355. Ср.: 1Цар. 25. 21. 2356. См.: Рим. 7. 2. 2357. Ср у блж. Иеронима (nom hebr. 51). 2358. Ср. у блж. Иеронима (in Ioel. 1. 6–7). 2359. Ср.: Иоил. 1. 9, 13, 14. 2360. Ср.: Еф. 6. 12. 2361. Ср Еф. 4. 14–16. 2362. См.: Пс. 51. 4. 2363. Ср.: Ин. 8. 44. 2364. То есть числа тридцать, полученного из умножения числа три (символ Троицы) на десять (обозначение совершенства) (см.: Banterle. Р. 149). 2365. Ср. у блж. Иеронима (in loel. 1. 8). 2366. См.: Гал. 4. 26. 2367. См.: 1Кор. 9. 27. 2368. См.: Втор. 21. 14. 2369. Ср.: Втор. 21. 15–17. 2370. См.: 1Кор. 2. 15. 2371. См.: Втор. 21. 15–17. Ср.: Cain et A. 1. 4. 13, а также у Филона (sacrif. 5. 19–20). 2372. Ср.: Быт. 25. 25. 2373. Ср.: Быт. 29. 34. 2374. Ср.: Гал. 1. 15. 2375. См.: Рим. 10. 8. 2376. Ср.: Cain et A. 2. 2. 7, а также у Филона (sacrif. 36. 118). 2377. Ср.: Пс. 57. 4. 2378. Ср.: Быт. 45. 22; 37. 33. 2379. Ср. гимн свт. Амвросия «На пенье петуха» (hymn. 1. 14). 2380. У греков одеждой обоих полов служили однотипные по покрою хитон (нижняя одежда) и гиматий (плащ). Хитон подпоясывался под грудью, с напуском; и при желании можно было подпоясаться так, что он становился короче. 2381. Указание на мистерии Кибелы. Ср. у блж. Иеронима (in Os. 1. 4. 14). 2382. Ср.: Еф. 3. 12. 2383. Ср.: Еф. 1. 1–23. 2384. См.: Еф. 4. 10–11. 2385. Ср.: Еф. 4. 1–16. 2386. См . Еф. 1. 8–9. 2387. Ср.: Пс. 134. 10–12. 2388. Ср.: Пс. 134. 2. 2389. Ср.: Пс. 138. 13. 2390. См: Деян. 1. 26. 2391. Ср.: Числ. 27. 1–6. 2392. Ср.: exh. u. 6. 37; 6. 38. 2393. Ср.: Cain et А. 2. 19. 2394. Ср.: Пс. 134. 4. 2395. Ср.: Плач 3. 24. 2396. Ср.: Еф 17, 14. 2397. См.: Еф. 2. 6. 2398. Ср.: Еф. 2. 8–9. 2399. Ср.: Гал. 6. 15; Еф. 2. 15; 2Кор. 5. 17. 2400. См.: Еф. 2. 11, 14. 2401. Ср.: Рим. 10. 6. 2402. См.: Еф. 2. 14. 2403. См.: Еф. 2. 3. 2404. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2405. Ср.: Еф. 4. 8–10. 2406. См.: Еф. 4. 12. 2407. Ср.: Еф. 4. 14–15.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Характерные особенности и темы Строение книги не совсем точно отражает периодизацию проповеднической деятельности Иеремии: 1) в начале своей проповеди пророк призывает иудеев покаяться перед лицом надвигающейся кары (см., напр., 7,1–15); 2) он провозглашает наступление времени, когда покаяние станет уже невозможным, ибо суд Господень настиг людей (см. 19,10.11 и ком.). Тема наказания Божиего, которое видится пророку как проклятие завета, а именно утрата земли обетованной ( Лев. 26,31–33 ; Втор. 28,49–68 ), преобладает в книге; 3) Господь спасет Свой народ или его остаток, ниспослав ему пленение (см. 24,4–7 и ком.). Несмотря на то, что по воле Божией вавилоняне возьмут верх над иудеями, время их будет сочтено (25,9.11.12): спустя много лет, в 539 г. до Р.Х., Вавилон пал, не устояв перед натиском объединившихся под властью Кира персов и мидян, и пленникам открылись пути возвращения (см. 50,3; 51,1.27.28; 2Пар. 36,20.23 ). Таков был ответ Иеремии ложным пророкам, которые непрестанно оспаривали его пророчество о грядущем возмездии (28,2–4). Весть о спасении является составной частью пророчеств Иеремии, но спасение понимается им только как избавление от наказания (29,11–14), и лишь в пророчестве о новом завете эта весть до конца кристаллизируется. Пророчество в Новом Завете строится вокруг основных аспектов завета Моисея, где сказано о том, что Бог желает хранить связь со Своим избранным народом, а тот, в свою очередь, должен отвечать на Его любовь послушанием ( Исх. 19,3–6 ; Втор. 7,6–11 ). Новый Завет говорит о том, что Божиему народу будет дана сила быть послушным Ему (см. 31,33; 32,39.40 и ком.). Несмотря на то, что это обетование высказано словами Ветхого Завета (см. 31,31 и ком.), в нем есть нечто, что Новый Завет показывает как исполняющееся для «Израиля Божия» во Христе (см. ком. к 22,30; 23,5; 31,33; 33,18). Личное участие Иеремии в том, чему посвящено его пророчество, обнаруживается в гораздо большей степени, нежели у прочих пророков (см. Ис. 15,7; 22,4 ; Мих. 1,8.9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20 будут священниками Бога и Христа. См. ком. к 1,6. 20 Гога и Магога. Эти имена взяты из гл. 38; 39 книги Иезекииля и означают последних врагов Бога. собирать их на брань. См. 16,14. 20:11–15 Бог, Совершенный и Могущественный, вершит суд над сотворенным миром. Это видение имеет общие черты с Дан. 7,9.10 ; Мф. 25,31–46 ; Пс. 7,7–9; 46,9.10 и с другими ветхозаветными описаниями суда. Этот суд следует за тысячелетием, о котором сказано в 20,2.7. Премилленниалисты считают, что Второе пришествие предваряет тысячелетнее царство и потому должно иметь свой суд. Верующие получат награду при Втором пришествии Христа; этот же, более поздний, суд предназначен для грешников и тех, кто в течение этого тысячелетия жил в непреображенном теле. С другой стороны, амилленниалисты и постмилленниалисты обычно считают это место одним из упоминаний о всеобщем Последнем суде при Втором пришествии Христа (см. Введение: Трудности истолкования). 20 престол. См. 4,2. бежало небо. См. 6,14. 20 книга жизни. См. ком. к 13,8. Это смерть вторая. См. ком. к 20,5.6. Глава 21 21:1–8 На фоне общего обновления мироздания происходит явление нового неба и новой земли голос Божий возвещает о схождении свыше Нового Иерусалима. Бог есть Альфа, Начало всего (см. ком. к 1,8), Творец; Его намерения изначально были выражены в творении. Теперь Он проявляет Себя как Омега, Совершитель всего, доводящий Свои намерения до полного завершения. Видение престола (4,1–11) явило славу Божию, Его силу и красоту в глубинах небесных сфер. Теперь место обитания Бога расширяется и объемлет весь Его народ (21,3). Зло и болезни упраздняются, позади остались боль, страдания и борения. Теперь исполняются все обетования, данные побеждающим (см. ком. к 2,7). Назначение этого видения воодушевить христиан, особенно тех, кто испытывал преследования, хранить верность, упование и надежду. Хотя это видение относится к моменту завершения всего, во Христе верующие уже имеют залог своего будущего наследия ( Еф. 1,14 ; Евр. 12,18–29 ). Заключительные видения Откровения соединяют в один прекрасный образ многие библейские темы: творение (ст. 1), святой город Иерусалим (ст. 2), общение с Богом, выраженное в образах брака (ст. 2), место обитания Бога, а также святилище и храм (ст. 3; ком. к 4,1 5,14), святые как собственность Божия, Его народ (ст. 3), конец страданий и смерти (ст. 4), плоды спасения (ст. 5), истинность слов Божиих (ст. 5), живая вода (ст. 6), усыновление Богом (ст. 7), предупреждение неверным (ст. 8) и суд (ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010