Такой же исторический факт в судьбе пророка Илии доказывал и напоминал о проявлении Божественного правосудия не в благоденствии земном, а в избавлении от смерти ( 4Цар. 2:11–15 ). Писатели книг Царств и иудейский народ верят, что умершие могут являться и говорить с живыми людьми ( 1Цар. 28 гл.). Все указанные исторические факты, вместе взятые, внушают писателям кн. Царств представление о смерти как о сне ( 3Цар. 2:10 ; 2Цар. 7:22 ). 1Цар. 2:6 . Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит. Вот слова благодарности Анны за разрешение ее неплодства. В благодарственной песни своей Анна прославляет Господа за дарованное Им ей спасение: вера в Бога может оказать большую помощь, нежели надежда на собственные силы всех гордых ее современников и современниц. Иегова в состоянии смирить всех гордых, Он обладает даже жизнью и смертью. Господь мертвит и живит: По мнению Тэниуса, это выражение указывает только на то, что Бог может подвергать людей крайней опасности и избавлять их от нее (Ср. Пс. 24:20 64 ). Но значение слова та в книгах Царств не может подтверждать мнение Тэниуса. Как глагол, так и происходящее от него существительное – «смерть», в рассматриваемых книгах употребляется везде в собственном положительном смысле: 2Цар. 1:16 : Аз, – говорит Давид, – убих () помазанника Господня (Саула). 1Цар. 14:13 : и порази () их – иноплеменников. 2Цар. 14:32 ; 1Цар. 17:35; 20:31 : сын смерти Давид, обреченный на смерть). На основании такого словоупотребления можно понимать речь Анны в собственном смысле как выражение веры в Божественное всемогущество над жизнью и смертью. Так понимали и древние переводы: LXX читают: Κριος θανατο κα ζωογονε. Вульгата: Dominus mortificat et vivificat. Буквально тожественны с последним сирский, Ионафана и арабский переводы 65 . Для веры Анны были основы догматические ( Втор. 32:39 ) и исторические ( Быт. 5:24 ) Тем более их было для писателей исторических книг ( 3Цар. 17:20–23 ; 4Цар. 4:35 ). Той низводит во ад и возводит . Вполне параллельным по смыслу и тождественным по словоупотреблению этому выражению можно сочесть завещание Давида Соломону: 3Цар. 2:6 : да не низведеши с миром душу (Иоава) во ад. То же самое в 3Цар. 2:9 – . В молитве Анны ясно выражена мысль о Божественном всемогуществе, владычестве над жизнью и смертью. Господь может лишать жизни и воскрешать, низводить в шеол и возводить оттуда 66 . Ср. 1Цар. 28 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Иудейское предание посему относило голод, упоминаемый в книге Руфь, то к эпохе Аода и Самегара, то к эпохе Девворы и Варака ( Суд.3:15–4:22 ; Ruth Rabba. 1. с.), но с таким же правом, конечно, можно его отнести ко времени Гедеона ( Суд.6:1–13 ). Другая дата – родство с Давидом. Если в родословной последнего (4:17, 22) нет пропусков, как и в параллелях ей ( 1Пар.2 ­­ Мф.1:5 ; Лк.3:32 ), то события книги Руфь, отделяемые от Давида лишь двумя поколениями (Овид и Иессей), нужно отнести к концу эпохи судей. Иосиф Флавий считал Вооза современником Самсона и Илия (Древн.5:9. 1). В это время, действительно, филистимляне легко могли опустошать окрестности близкого к ним Вифлеема (Ср. 2Цар.23:14–16 ). Но, разумеется, и это – одно лишь предположение. В еврейской Библии, с давнего времени и до ныне, а также в современной протестантской литературе, эти книги называются книгами Самуила. Это наименование указывает отчасти на первое описываемое лицо – пророка Самуила ( 1Цар.1–8 глл.), отчасти на происхождение книги от него в ее начальных отделах ( 1Цар.1–24 глл.), а еще более и справедливее на то, что книги Царств описывают «эпоху» Самуила, правление его собственное и лиц, избранных и поставленных им и руководившихся его советами, исполнявших его планы (особенно Давид). Наименование в греческой Библии: Βασλειων и славянское: книги Царств, указывает на описываемую здесь историю царств, т. е. царства иудейского и царства израильского, потому что это же наименование прилагается здесь и к следующим книгам: 3 и 4 Царств. Вероятно, в переводе LXX это наименование введено самостоятельно и в самых давних его списках находится. По свидетельству древнего христианского предания ( Оригена , Епифания, Григория Богослова , Кирилла иерусалимского ), эти книги в еврейском каноне составляли одну книгу. В еврейских древних рукописях и даже первых печатных изданиях они не разделяются еще. Лишь в Бомберговом издании еврейской Библии (1517 г.) они разделены согласно тексту LXX и Вульгаты на две книги и ныне печатаются в таком же виде. Но на основании упомянутых древних свидетельств, имеем право рассматривать их, как одну книгу, находя в ней полное единство во всех отношениях. В отеческой библиологической литературе (Синопсисы свв. Афанасия и Златоуста) содержание рассматриваемых книг кратко излагалось: они «излагают дела царей иудейских и число их лет». Подробно излагать содержание сих книг нет и нам нужды. Упомянем лишь о том, что в 1 и 2 книгах Царств излагается история ветхозаветной церкви Божией в период правления первосвященника Илия, пророка Самуила и царей Саула и Давида, приблизительно около 95 лет: ок. 1120–1025 до Р.Х. По указанным главным лицам повествования, естественно разделить книги на три части с предисловием о служении первосвященника Илия ( 1Цар.1–3 глл.): 1) правление Самуила ( 1Цар.4–12 глл.); 2) правление Саула ( 1Цар.13–31 глл.) и 3) правление Давида ( 2Цар.1–24 глл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Победиша царствия. Побеждали царей и народы. Так Иисус Навин, вступив в обетованную землю, победил многих царей с их народами; Давид победил Филистимлян, Едомитян, Амалекитян, Моавитян и другие народы. Содеяша правду, творили правду, т. е. и сами поступали по правде, и другим оказывали справедливость, или и с другими поступали по правде как судии, как цари, или как пророки. Можно указать на пример Моисея (Исх.гл.18; Числ. гл.16), Самуила (1Цар. гл. 12), Давида (1Цар. гл.8; 1Парал. гл.18). Правда их была высока: не побуждения выгоды, чести или славы, руководили ими, но вера была главным началом всех дел их справедливости. Получиша обетования. Получали в настоящей жизни те обетования или Божии благословения, которые были обещаны им. Так Иисус Навин получил то обетование, что избранному народу дана будет древле обещанная патриархам страна, и он ввел Израильтян в обетованную землю (Иис. Нав.1:3 и след.). Давиду обещано было чрез пророка быть царем Израиля, и он получил обещанное, т. е. сделался царем. Иудеям обещано было освобождение от плена вавилонского, и в определенное Богом время они возвратились в свою землю. Заградиша уста львов. Это относится к тем мужам, которые или, при помощи Божией, преодолевали львов крепостью своей силы, как Сампсон ( Суд.14:6 ) и Давид ( 1Цар.17:34.35 ); или охраняемы были от свирепости львов особенным попечением Божиим, как Даниил, который, будучи ввержен в ров львиный, остался невредим, как сам он свидетельствовал: Бог мой посла Ангела своего, и затвори уста львов, и не вредиша мене, яко обретеся пред Ним правда моя ( Дан.6:22 ). Угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, Быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих. Угасиша силу огненную. Это относится к трем отрокам еврейским, которые в оковах брошены были, по повеленью царя, в печь полную огня, и остались невредимы: Анания, Азария и Мисаил ходили в печи и прославляли Бога ( Дан.3:22–24 ). Так верою в Бога Израилева они угасили или победили силу огня. Избегоша острея меча. Избегали острия меча, или поражения мечем от врагов, искавших погибели их.Так Давид неоднократно избегал меча Саулова ( 1Цар.18:25;19:1 и след.); пророк Илия спасался от меча Ахава и Иезавели (1Цар.гл.17–19); пророк Елиссей – от меча Израильского царя Иорама ( 4Цар.6:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Самуил испрошен матерью у Бога и ею же Богу посвящен. Я отдаю его Ягве, говорит Анна, на все дни жизни его, служить Ягве ( 1Цар. 1:27 ). В знак посвящения Богу и пожизненного назарейства у Самуила: длинные волосы, бритва никогда не коснется его головы; полная трезвенность, он не будет пить вина и сикера во все дни своей жизни. Таковы же были судья Самсон, Иоанн Креститель. По случаю рождения сына праведная Анна воспела пророческую песнь Ягве Богу. Рождается начальник пророков, еще не скоро он сам начнет пророчествовать, но пророческим духом уже воспламеняется его родительница. Услышанная Богом, она поет Богу песнь. Песнь эта воспета по случаю чудесного рождения сына Самуила при посвящении его Богу и оставлении его в храме ( 1Цар. 2:1–10 ). Может быть, именно в этой песне впервые произнесено еще одно имя Божие (Ягве Цебаот или Господь Саваоф в русской традиции). Вот поучение раби Елазара: «С тех пор как Господь мир сотворил, не было человека, который назвал бы Господа именем Саваоф, доколе не явилась Анна и первая произнесла имя Саваоф. Подобно нищему у царского пира, который говорит: «Государь! Из всего, что наготовлено для пира твоего, пожалеешь ли ты одного ломтя хлеба для нищего?» – взывала Анна к Господу: «Господь Саваоф! При всём великом множестве существ [Саваоф – Цеваот – означает «Господь воинств» или «Господь существ»], сотворенных Тобою в мире этом, пожалеешь ли Ты дать единого сына мне?» с. 102, Берешит-Раба, 31]. Песнь праведной Анны имеет и мессианское звучание. В Песни выражена надежда «анавим», смиренных и нищих (сравни Соф. 2:3 ), заканчивающаяся указанием на царя-мессию: Ягве будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог Мессии (Помазанника) своего ( 1Цар. 2:10 ). Малую верхнюю одежду Анна приносила ежегодно своему сыну, воспитывавшемуся при храме, которую сама и шила. Кроме того, отрок Самуил служил пред Ягве, надевая льняной ефод ( 1Цар. 2:18–19 ), с детства одеваясь, как священник. Об этом одеянии, сшитом матерью Самуила, существует своеобразное иудейское предание. Мидраш говорит, что это одеяние стало как бы частью его самого, оно росло по мере того, как рос Самуил, и оставалось на нем до самой его смерти. Это то самое одеяние, в котором он явился Саулу, когда волшебница из Эйн-Дора вызвала дух Самуила: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду ( 1Цар. 28:14 ) Библейские образы, с. 130]. Всё это говорит о некоей таинственности и загадочности избранника Божия. Кстати, как Анна сшила своему сыну Самуилу верхнюю одежду, так потом руками Пречистой Девы будет соткан хитон Сыну Её Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иудейское предание посему относило голод, упоминаемый в книге Руфь, то к эпохе Аода и Самегара, то к эпохе Девворы и Варака ( Суд.3:15–4, 22 . Ruth Rabba. 1c.), но с таким же правом, конечно, можно его отнести ко времени Гедеона ( Суд.6:1–13 ). Другая дата – родство с Давидом. Если в родословной последнего (4,17и22) нет пропусков, как и в параллелях ей ( 1Пар.2:12 = Матф.1:5 ; Лук.3:32 ), то события книги Руфь, отделяемые от Давида лишь двумя поколениями (Овид и Иессей), нужно отнести к концу эпохи судей. Иосиф Флавий считал Вооза современником Самсона и Илия (Древн.5:9,1). В это время, действительно, Филистимляне легко могли опустошить окрестности близкого к ним Вифлеема (Ср. 2Цар.23:14–16 ). Но, разумеется, и это – одно лишь предположение. В еврейской Библии, с давнего времени, а также в современной протестантской литературе, эти книги называются книгами Самуила. Это наименование указывает отчасти на первое описываемое лицо – пророка Самуила ( 1Цар.1 –8гл.), отчасти на происхождение книги, от него в ее начальных отделах ( 1Цар.1 –24гл.), а еще более и справедливее на то, что книги Царств описывают «эпоху» Самуила, правление его собственное и лиц, избранных и поставленных им и руководившихся его советами, исполнявших его планы (особ. Давид 96 ). Наименование в греческой Библии: Βασιλειων и славянское: книги Царств, указывает на описываемую здесь историю Царств, т.е. царства иудейского и царства израильского, потому что это же наименование прилагается здесь и к следующим книгам: 3 и 4 Царств. Вероятно, в переводе 70 это наименование введено самостоятельно и в самых давних его списках находится 97 . По свидетельству древнего христианского предания ( Оригена , Епифания, Григория Богослова , Кирилла иерусалимского ), эти книги в еврейском каноне составляли одну книгу. В еврейских древних рукописях и даже первых печатных изданиях они не разделяются еще. Лишь в Бомберговом издании еврейской Библии (1517г.) они разделены согласно тексту 70 и вульгаты на две книги и ныне печатаются в таком же виде. Но на основании упомянутых древних свидетельств, имеем право рассматривать их, как одну книгу, находя в ней полное единство во всех отношениях. В отеческой библиологической литературе (Синопсисы св. Афанасия и Златоуста) содержание рассматриваемых книг кратко излагалось: они «излагают дела царей иудейских и число их лет». Подробно излагать содержание сих книг нет и нам нужды. Упомянем лишь о том, что в 1 и 2 книгах Царств излагается история ветхозаветной церкви Божией в период правления первосвященника Илия, пророка Самуила и царей Саула и Давида, приблизительно около 95 лет: ок. 1120–1025 до Р.Х. По указанным главным лицам повествования, естественно разделить книги на три части с предисловием о служении первосвящ. Илия ( 1Цар.1–3:1 ) правление Самуила ( 1Цар.4 –12гл.); 2) правление Саула ( 1Цар.13–31 гл.) и 3) правление Давида ( 2Цар.1–24 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

только Раав... и всякий, кто у нее. Та милость, которую Раав искала (2,12) и на которую вправе была рассчитывать, отныне дарована ей. 6 заклятого... что-нибудь из заклятого... навести заклятие. См. ком. к ст. 16. Трижды повторенное предупреждение как бы предостерегает, что на Израиль может пасть такое же осуждение, как и на хананеев. 6 святынею. Иначе: «святыми» (см. ком. к 5,15). 22 всех родственников ее. Милость, дарованная Раав, распространяется на «всех, которые у нее были». Эти люди, возможно уже разделившие с Раав ее веру, теперь навечно поселились «среди Израиля» (ст. 24). вне стана. Пребывание Раав и ее близких «вне стана» было временным (ст. 24) по причине их ритуальной нечистоты ( Лев. 13,46 ). 6 дома Господня. См. 9,23 и ком. 6 среди Израиля. Раав вошла в состав народа Божия (см. Мф. 1,5 ; Иак. 2,25 ; Евр. 11,31 ). до сего дня. См. 4,9 и ком. 6 проклят ... кто восставит и построит. Иерихон должен был оставаться под бременем Божия проклятия в знак того осуждения, что уже пало на хананеев и может пасть на Израиль (см. 3Цар. 16,34 ). 6 Господь был с Иисусом. См. 4,14 и ком. Глава 7 7:1–26 Если Раав, заслужившая милость хананеянка, говорит о милосердии Божием даже тогда, когда вершится Его суд (6,24), то Ахан, наказанный Богом израильтянин, говорит о святости Бога, с которой никто и ничто не может сравниться (24,19; Евр. 10,30.31 ). В этой главе рассказывается о первом в земле обетованной случае неповиновения Богу; данный эпизод возвращает читателя к Быт., гл. 3 и одновременно предваряет события, описанные в 4Цар. 17,7–20 . 7 сыны Израилевы. Хотя оскорбление Богу нанесено одним человеком, весь Израиль оказался причастным к нему и испытал на себе последствия этого поступка. Факты, о которых рассказано в ст. 1, лишь со временем стали известны израильтянам (ст. 11; 22,18). из заклятого. См. 6,16.17 и ком. гнев Господень. Гнев Бога это Его праведная нетерпимость к творящемуся злу. Гнев Господень никогда не является следствием произвола или каприза. См. Мф. 3,7 ; Рим. 1,18 ; Кол. 3,6 ; Евр. 10,26–31 ; Откр. 6,16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

13 возопили... к Господу. Эти слова напоминают об освятительной молитве Соломона (см. ком. к 6,34.35). По тому, как излагает события летописец, исход битвы был определен именно обращением Иудеев к Богу. 13 всех Израильтян. См. ком. к 10,1. 13:20–21 Летописец сообщает, какое влияние оказал исход данной битвы на судьбы обоих царей, дабы показать Божию оценку каждого из них. Иеровоам никогда уже более не оправился от нанесенного ему поражения, в то время как Авия усилился, а семейство его возросло в числе (см. ком. к 1Пар. 13,13 ). 13 в сказании пророка Адды. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 14 14 покоилась земля. См. ком. к 1Пар. 22,9 . десять лет. Повествуя о царствовании Асы, летописец четко обозначает его хронологию: началу царствования сопутствовали десять лет мира (14,1), в пятнадцатый год был возобновлен завет с Богом (15,1), тридцать пять лет в Иудее царил мир (15,19), в тридцать шестой год страна подверглась нашествию (16,1), на тридцать девятом году своего царствования Аса тяжело заболел (16,12) и умер на сорок первом году (16,13), см. ком. к 1Пар. 22,9 . 1416,14 О царствовании Асы летописец повествует значительно пространнее, чем 3Цар. 15,9–24 . В царствовании Асы он выделяет два периода: годы верности завету и благословения (14,2 15,19) и годы отступничества и наказания (16,1–14). Повествование об этих двух периодах строится по принципу контраста: рост благосостояния Иудеи при Асе (14,2–7), удачная война, возобновление завета в ответ на слова пророка (14,8 15,19), война, порицание царя пророком, заточенным за свои слова в темницу (16,1–10), болезнь и кончина Асы (16,11–14). 14 Аса. Он правил в 91110–87069 гг. до Р.Х. 14 отверг... высоты. Аса разрушал языческие капища (см. 14,5). 14 взыскать Господа. См. ком. к 7,14. исполнять закон Его и заповеди. См. ком. к 1Пар. 16,40 . 14 не было у него войны. Очевидно, летописец имеет в виду, что в это время не было крупных войн. Ниже он упоминает о взятии Асой нескольких городов колена Ефремова именно в указанный период (15,8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9 рукою человека. См. ст. 5; 4,16 и ком. Бог облекает такой властью всех людей, полагая таким образом основание для общественных институтов ( Рим. 13,1–7 ). по образу. В человеке, несмотря на грехопадение, сохраняется образ Божий (1,26 и ком.; 8,21); это объясняет, почему пролитие крови человека, в отличие от крови животного, требует отмщения. См. статью «Образ Божий в человеке». 9 Я поставляю завет. См. 6,18 и ком. Божие обетование сохранить землю и все, что на ней (8,20 22), подтверждается отныне заветом (см. 12,1–3 и гл. 15). В 6,18 завет был заключен только с Ноем, теперь же он расширен и распространяется на потомков Ноя. См. статью «Божий завет милости». 9 знамение. Все заветы скреплялись видимыми знаками. Этими знаками были: обрезание при заключении завета с Авраамом (17,11), суббота при заключении завета с Израилем ( Исх. 31,13.17 ) и чаша при заключении Христова завета ( Лк. 22,20 ). Давидов завет не нуждался ни в чем подобном, поскольку Потомок Давида и был этим видимым Знамением ( 2Цар. 7,11–16 ). 9 вспомню. См. ком. к 6,6. 9 вечный. Возможно, это древнееврейское слово в данном контексте приобретает относительное значение. Такая относительность придается ему выражением «во все дни земли» (8,22 и ком.). увижу. См. ком. к 6,6. 9 земля. См. ком. к 5,32. Это же древнееврейское слово используется и в 5,29. Возможно, делая «вино, которое веселит сердце человека», Ной приносил людям утешение. 9 выпил он вина. С одной стороны, Писание одобрительно отзывается о вине ( Чис. 15,5 10; Втор. 14,26 ; Пс. 103,15 ; Ин. 2,1–11 ),а с другой предупреждает о его опасности ( Ис. 5,22 ; Притч. 21,17; 23,20.21.29 35; Ис. 28,7 ) и особенно о том, что оно может стать причиной нравственной деградации ( Авв. 2,15 ; Плач 4,21 ). опьянел. Т.е. впал в бессознательное состояние. Только высокий уровень сознания позволяет человеку отличать добро от зла. Ной, в данном эпизоде, оказался ниже этого уровня. лежал обнаженным. См. 3,7,21. 9 увидел... наготу отца своего. Увидел то, чего не должно было видеть, и разгласил то, что не подлежало разглашению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

24 собрал он священников и левитов. Этот стих, отсутствующий в книге Царств ( 4Цар. 12,1–3 ), подчеркивает необходимость должным образом организовывать служение левитов. серебро ... из года в год. Иоас имел в виду подать в размере половины сикля, о которой сказано в Исх. 30,11–16; 38,24–26 (см. 24,9). 24:6.9 установленную Моисеем... наложенную Моисеем. См. ком. к 1Пар. 16,40 . 24:10–12 Щедрые бескорыстные пожертвования начальствующих и народа должны были подвигнуть читателей жертвовать на вновь отстроенный храм (см. ком. к 1Пар. 29,1–9 ). 24 посылал к ним пророков... но те не слушали. Как это часто бывает в повествовании летописца, отступничество от Бога проявляется также и в отвержении Его пророков (см. ком. к 20,20). 24 Захарию, сына Иодая священника. О том, сколь тяжким было отступничество Иоаса, свидетельствует то обстоятельство, что, отказавшись последовать священническому наставлению сына Иодая Захарии, царь затем повелел убить его (см. ком. к 26,17). вы оставили Господа. См. ком. к 1Пар. 28,9 . 24:23–24 В повествовании летописца военное поражение ассоциируется с Божиим судом за беззаконие (13,1–16; 18,33.34; 21,16.17; 25,14–24; 28,1–5; 33,1–11; 1Пар. 10,1–14 ). 24 за то, что оставили Господа. Как и предусматривалось условиями завета, несоблюдение его повлекло за собой Божие осуждение военное поражение Иудеи. 24 сын... Аммонитянки... сын... Моавитянки. Иосафат в свое время одержал победу над этими двумя народами (см. ком. к 20,1–30). 24 написано в книге царей. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. Глава 25 25:1–28 Начало и конец повествования о царствовании Амасии летописец заимствует из книги Царств (ср. 25,1–4 с 4Цар. 14,1–6; 25,17–28 с 4Цар. 14,8–20 ), делая добавления в средней части его (25,5–16). Повествование делится на три части: послушание словам пророка и военная победа (25,1–13), непослушание и поражение (25,14–24), итоги царствования Амасии и его кончина (25,25–28). 25:1–13 Не будучи всей душой преданным Господу, Амасия, тем не менее, должным образом отвечает на предостережение пророка (см. ком. к 20,20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20 высоты. См. ком. к 14,3. 20 описаны в записях. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор. 20:35–37 Здесь упоминается еще один случай заключения Иосафатом союза с северным царством, также повлекший за собой упрек со стороны пророка (см. ком. к 16,2). 20 изрек... Елиезер... пророчество. См. ком. к 20,20. Глава 21 21 Иорам. В 853–848 гг. до Р.Х. Иорам был соправителем Иосафата ( 4Цар. 1,17; 3,1 ), а затем в 848–841 гг. до Р.Х. царствовал единолично. 21:2–20 Летописец повествует о царствовании Иорама подробнее, чем книга Царств ( 4Цар. 8,16–24 ), и, тем не менее, относится к этому царю так же отрицательно, как и автор книги Царств. Иорам стал убийцей собственных братьев (21,2–7); против его власти восстали Едом и Ливна (21,8–10); более того, Иорам оставил своего Бога и обратился к языческим божествам (21,11); пророк Илия предрек царю Божий суд, и его слова исполнились (21,12–20). Представляя события именно таким образом, летописец преследует двоякую цель: предостеречь читателей от отступничества, а также внушить им уверенность в том, что, несмотря на беззаконие отдельных царей, милость Божия останется навсегда с родом Давида (см. ком. к 1Пар. 17,13.14 ). 21:2–7 В книге Царств, на которую опирается летописец, не содержится сведений об убийстве Иорамом своих братьев (21,2–4; ср. 2Пар. 21,5–10 с 4Цар. 8,16–23 ). Летописец же показывает, что правление этого царя началось с проявления беззакония и восстания против Бога. 21 восемь лет царствовал. Имеются в виду восемь лет царствования Иорама в качестве единоличного правителя (см. ком. к 21,1). 21:8–10 То обстоятельство, что Иорам был неугоден Богу, получило очевидное выражение в успешном восстании двух племен против его власти. 21 Едом. Иосафат подчинил себе Едом, потому что полагался на Бога (20,1–30). Иораму же этого сделать не удалось. 21 до сего дня. См. ком. к 1Пар. 4,43 . Ливна. Эта область располагалась между Иудеей и землями, заселенными филистимлянами. потому что он оставил Господа Бога отцов своих. Летописец объясняет, что восстание против власти Иорама явилось следствием отступничества царя (см. ком. к 21,2–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010