17 книгу закона Господня. Что именно за книга здесь имеется в виду, не вполне понятно. По всей видимости, это могло быть либо Пятикнижие, либо, учитывая характер предпринятой Иосафатом деятельности, книга Второзаконие. 17 был страх Господень. Страх соседних народов перед силой Господа, в данном случае выразившейся в возрастании военной мощи Иудеи, обеспечил мир, сопутствовавший первому периоду царствования Иосафата (см. ком. к 1Пар. 14,17 ). 17 построил в Иудее крепости и города для запасов. См. ком. к 1Пар. 11,4–9 . 17:14–18 В связи с приводимыми здесь цифрами см. ком. к 1Пар. 12,23–37 . Глава 18 1819,3 В данном случае летописец следует 3Цар. 22,1–28 , добавляя от себя начало (18,1.2) и конец (19,1–3) рассказа, а также опуская подробности гибели Ахава ( 3Цар. 22,36–40 ). В отличие от первого периода царствования (17,3), Иосафат теперь находится под Божиим гневом за то, что, пренебрегая предупреждением пророка, вступил в союз с северным царством (см. ком. к 16,2 и 20,20). Этот раздел делится на две части: вопрошание пророков (18,1–27) и битва (18,28 19,3). 18 много богатства и славы. См. 17,5 и ком. к 17,1–19. породнился он с Ахавом. Имеется в виду женитьба сына Иосафата Иорама на дочери Ахава Гофолии (21,6; 22,2). По книге Царств деятельность Ахава отличалась крайними проявлениями отступничества ( 3Цар. 16,30 ). Ср. 19,1–3, а также см. ком. к 16,2. 18 склонял его. Соответствующее древнееврейское выражение встречается также и в значении «склонять к отступничеству», «сбивать с пути истинного» ( Втор. 13,6 ; 1Пар. 21,1 ). Рамоф Галаадский. Этот город, располагавшийся к востоку от Иордана, со времен Моисея принадлежал Израилю ( Втор. 4,43 ; Нав. 20,8 ). Венадад в свое время обещал вернуть его Израилю, но обещания не выполнил ( 3Цар. 20,34 ). 18 вопроси... что скажет Господь. См. ком. к 7,14. 18 вопросить Господа. См. ком. к 7,14. 18 всех сынов Израиля. См. ком. к 10,1. 18:19–22 Предстающая из слов Михея картина совета, который Бог держал с духами на небесах (ср. Иов 1,6–12 ; Ис. 6,1–8 ; Зах. 3,1–10 ), свидетельствует о том, что и зло не находится за пределами суверенности Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Так, уже Моисей обращается к Израилю с следующими пророческими словами: «Когда войдёшь в землю, которую Бог твой даёт тебе, и овладеешь ею и поселишься в ней и скажешь: поставлю я над собою царя, как все народы, что кругом меня... то поставляя поставь над собою царя, которого изберёт Себе Иегова Бог твой». ( Втор.17:14–20 ). Пророчество Моисея в своё время исполнилось. При самом установлении царской власти в еврейском народе ( 1Цар.8:9,10 ), первый царь этого народа Саул был избран, указан народу и назначен Самим Богом, несмотря на то, что желание иметь царя исходило от народа и что Бог не одобрял его желания поставить себе царя и даже разгневался на него за это желание (ср.: Ос.13:11 ), так как в нем скрывалось домогательство народа освободиться от непосредственного водительства Божия, сопровождаемое ослаблением его веры и надежды на Бога и недостаточною покорностью Его воле (ср.: Ос.13:9–11 ). Мало того, что Бог избрал, назначил и указал народу его первого царя, Он повелел ещё Самуилу помазать его на царство. И это произвело в Сауле переворот: «Бог дал ему иное сердце», а когда сошёл на него Дух Божий, то он стал пророчествовать. И, по словам Самуила, Бог упрочил бы его царствование в Израиле навсегда. Но так как Саул тотчас же по вступлении на престол не исполнил повеления Господня, то Самуил ему сказал, что теперь не устоять его царствованию ( 1Цар.13 ). Это потом и оправдалось: в сражении на горе Гелвуе израильтяне были разбиты филистимлянами, трое сыновей Сауловых были убиты, а сам Саул, чтобы не попасться в руки врагов, пал на свой меч и умер ( 1Цар.31 ). Раньше ещё печальной кончины Саула Господь отступил от него ( 1Цар.18:12 ), «отступил» от него «Дух Господень и возмущал его злой дух от Господа» ( 1Цар.16:14 ). Тогда же Бог указал Самуилу на Давида, младшего сына Иессея, как на преемника Саулу, и Самуил помазал его на царство, «и почил Дух Господень на Давиде с того дня и после» ( 1Цар.16 ; 2Цар.12:7 ). Бог же предизбрал на царство из многих сыновей Давидовых Соломона ещё при жизни Давида ( 1Пар.28:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Ст. 15. ...единственными – букв. «каждое поодиночке». Ст. 16–17. Историческими параллелями к этим стихам могут служить: Сеннахирим, не сумевший завоевать Иерусалима (см.: 4Цар. 19 ), Голиаф, убитый Давидом (см.: 1Цар. 17 ), конница египетского фараона, погибшая при преследовании древних евреев (см.: Исх. 14:23–28 ).   Псалом 33 Ст. 1. Это надписание несколько расходится с известным библейским рассказом о том, как Давид притворился безумным, когда, убежав от Саула, пришел в филистимский город Гефу к царю Анхусу и был там опознан слугами царя (см.: 1Цар. 21:10–15 ). Возможно, что Анхус – личное имя, тогда как Авимелех (букв. «отец царя») – имя царского рода или достоинства. Ст. 6. ...просветитесь – будьте озарены светом. Ср. рассказ о Моисее, лицо которого сияло после общения с Богом (см.: Исх. 34:29–35 ). Ст. 9. Вкусите – примите в себя Бога. Этот стих поется в Церкви в качестве причастна на Литургии Преждеосвященных Даров. Ст. 10. Страх Божий – одна из главных норм библейской морали, заповедь Божия, (см.: Лев. 19:14 , Втор. 6:13 ). В Притчах Соломона читаем: «Начало мудрости – страх Господень» ( Притч. 1:7 ) (ср.: Быт. 42:18 ; Исх. 18:21 ; Иов 28:28 ; Притч. 8:13 ; Сир. 15:19 ).   Псалом 34 Этот псалом, полный горьких чувств человека, неправедно гонимого, заставляет нас вспомнить о лютой ненависти Саула к юному Давиду (см.: 1Цар. 18 и след.). Встающий в псалме образ кроткого, безвинно страдающего человека, окруженного злобой, коварством, насмешками, переносит наш взор на Голгофу, и в словах Псалмопевца мы слышим пророчество о тех глумлениях, которые сопровождали Христа Спасителя на Его пути от синедриона до лобного места. Ст. 6. ...Ангел Господень посылается от Бога для наказания злых: таков был тот, который погубил первородных египетских, и тот, который убил 185000 ассирийцев (блж. Феодорит Киррский ). Ст. 12. Воздали... злом за добро – Давид был благодетелем Саула, когда своей игрой отгонял мучащего его злого духа (см.: 1Цар. 16:23 ), и благодетелем всего народа, когда в единоборстве с Голиафом обеспечил израильтянам победу над филистимлянами (см.: 1Цар. 17 ). Этот стих содержит пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, ложными свидетелями оговариваемом на суде архиерейском.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Блаженный Иероним: «...и вознесет рог Помазанника Своего», – эти слова обозначают величие Царства Христова» (Творения. Т. 14. С. 196). Духовная глубина этого ветхозаветного пророчества была причиной того, что Песнь праведной Анны легла в основу содержания третьей песни канона на всенощном бдении Православной Церкви. Например, в каноне на праздник Богоявления читаем: «Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне, Христова Церковь ; ибо водою и Духом у тебя родились сыны...». И ещё: «Крепость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы рождается...». На Рождество Христово: «... Христу Богу возопиим, вознесый рог наш, свят еси Господи...». 2. О призвании Самуила к пророческому служению повествует третья глава Первой книги Царств. Святой пророк Самуил был тогда ещё в отроческом возрасте и прислуживал на богослужениях, совершаемых священником Илием. «Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» ( 1Цар.3:1 ), – это признак оскудения духовного. Выше говорилось о беззакониях, совершаемых при Скинии сыновьями Илия Офнием и Финеесом. В это бедственное для Израиля время Господь возжигает новый светильник благочестия, чтобы в свете его были обнажены и осуждены грехи народа. Господь в откровении святому Самуилу произносит суд над домом Илия, о котором юный пророк и возвещает священнику. «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не оставалось ни одного из слов его не исполнившимся. И узнал весь Израиль, что Самуил удостоен быть пророком Господним» ( 1Цар.3:19–20 ). После смерти Илия Самуил сделался судьёю и, благодаря его влиянию, израильтяне уничтожили своих идолов ( 1Цар.7:3 ), и, собравшись на войну, поразили филистимлян. Самуил судил народ во все дни своей жизни ( 1Цар.7:15 ), из года в год, обходя пределы Израиля. В Раме, в своем родном городе, пророк построил жертвенник, молился за народ и совершал жертвоприношения. Торжественное празднование Пасхи, которое устроил Самуил, жило в воспоминаниях летописцев ещё несколько столетий ( 2Цар.35:18 ). При наступлении старости он поставил своих сыновей судьями над Израилем. Но они «не ходили путями его, а уклонились в корысть», вследствие чего народ стал требовать от Самуила поставить им царя. Такая просьба не понравилась пророку, однако Господь велел ему исполнить желание народа, предварительно ознакомив его с требованиями, которые царь имеет право предъявлять своим подчинённым. Выслушав от Самуила «права царя» ( 1Цар.8:9 ), народ всё-таки стал настаивать на исполнении своего желания. Тогда Самуил помазал над ними царём Саула, сына Кисова ( 1Цар.9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Пророческие общества, о существовании которых в период деятельности Илии и Елисея можно с несомненностью заключать на основании 3-й и 4-й кн. Царств, состояли из упоминаемых в этих книгах «сынов пророческих» – . Рассмотрение необходимой для уяснения образа этих обществ истории их приводит нас к подобным же обществам, упоминаемым в 1-й кн. Царств ( 1Цар.10 ; 1Цар.19 ) в эпоху пророка Самуила. На всем пространстве израильской истории мы только дважды и встречаемся с этим замечательным явлением и именно в те времена, когда пророки действовали в еврейском народе с наибольшей силой, составляя единственный оплот ветхозаветной церкви против великих опасностей, угрожавших ей. Потому-то, как сходство исторических обстоятельств народной жизни в обе эпохи, так и еще большее сходство вызванных этими обстоятельствами пророческих обществ, побуждает нас рассмотреть последние в их взаимном соотношении и связи. В первой книге Царств упоминание о пророческих обществах встречается в двух местах – в связи с повествованиями о важнейших обстоятельствах из жизни Саула: 1Цар.10:5–10 и 1Цар.19:20–24 . По первому месту – у «холма Божия» Саулу встречается сходящий с высоты «сонм пророков» , пророчествующих под звуки псалтири, тимпана, гуслей и свирели; по второму – посланные Саулом взять Давида встречают в Навафе – в Раме «союз пророков» , пророчествующих и Самуила, начальствующего над ним – . В обоих случаях члены обществ называются «пророками» ( 1Цар.10:5,10,11,12; 19:20,24 ). Место, где Саул встретил сонм пророков в первый раз, называется по-еврейски , – каковое название встречается в Библии только один раз, и именно в данном месте. Под ним с уверенностью можно разуметь гору, на которой находился город Гива Вениаминова – недалеко от Иерусалима. Такая уверенность основывается на самом характере библейского повествования, по которому Саул, когда достиг «холма Божия» при возвращении от Самуила, не продолжает уже пути и кроме того встречается здесь со своим дядей ( 1Цар.10:14 ); отсюда следует, что он достиг своего родного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

40,21.24.28). 48 расплавил... испытал. Этим испытанием для иудеев стало время вавилонского плена (1,22.25; ср. Иез. 22,18–22 ; 1Пет. 1,7 ). 48 ради Себя Самого. См. ком. к 43,25. 48 Я тот же, Я первый и Я последний. Ср. 47,8.10. 48 Господь возлюбил его. Букв.: «Избранный военный союзник Господа». Это еще одна характеристика Кира (см. ком. к 41,2.25; 46,11). волю. Исполняя волю Божию, Кир завоюет Вавилон и освободит иудеев из плена. 48 Я, Я сказал. Дважды повторенное местоимение усиливает логическое ударение. призвал... благоуспешен. Успехом всех своих деяний Кир был обязан Богу. 48:16 См. статью «Один и три: троичность Бога». Приступите ко Мне. Эти слова принадлежат Господу Иисусу Христу ( 1Пет. 1,11 ). Примечательно, что содержание данного стиха объединяет все три Лица Божественной Троицы. Я был там. Эти слова напоминают о смысле имени Еммануил (7,14; 41,10) послал Меня. См. 61,1; Зах. 7,12 . Дух. Служение совершается в силе Святого Духа (11,2; 42,1). 48 Искупитель. См. ком. к 35,9; 41,14. Святый Израилев. См. ком. к 1,4. Я Господь. См. ком. к 41,4. научающий... ведущий. Учение, о котором говорит этот стих, дается народу в законе Моисея и в проповедях пророков (40,11; 55,12; 63,13; Втор. 5,27; 29,5.6 ; Пс. 22,2; 26,11; 138,10.23 ). 48:18 Исаия говорит о том, что приближение Дня искупления зависит от каждого человека. мир. См. ком. к 26,3. река... волны морские. Ср. 66,12; Ам. 5,24 . правда. Букв.: «праведность» (см. ком. к 1,21). 48 семя твое... как песчинки. См. Быт. 12,2; 22,17 . имя. См. ком. к 43,1. 48 Выходите... бегите. Господь призывает иудеев не просто покинуть Вавилон, но и отречься от всего, что связано с ним, ибо дни его сочтены (ср. Откр. 18,4 ). 48 не жаждут... льются воды. Забота Бога о Своем народе, выходящем из плена, будет так же велика, как и во времена исхода из Египта (41,17.20; 43,19–21; 44,3; ср. Исх. 17,6 ; Втор. 5,15 ; Пс. 104,40 ). Глава 49 4955,13 Данные главы книги пророка Исаии посвящены Божественному промыслу о спасении. 49:1–7 Рассматриваемые стихи представляют собой вторую из четырех торжественных песен во славу Божественного Слуги (42,1–4; 49,1–7; 50,4–11; 52,13 53,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Но дело в том, что содержащиеся в тексте детали полностью опровергают такое предположение. Во-первых, утверждение амаликитянина о том, что «Саул пал на свое копье» (ст. 6), противоречит 1Цар. 31,4 , где сказано, что он бросился на меч. Во-вторых, текст 1Цар. 31,5 не оставляет сомнений в том, что оруженосец Саула совершил самоубийство, лишь удостоверившись в смерти царя. Таким образом, вероятнее всего, что амаликитянин первым (раньше филистимлян) обнаружил тело царя и взял его венец и запястье (ст. 10), а затем, в надежде на награду, решил сказать Давиду, что гибель Саула дело его рук. 1 венец. Это, надо полагать, был именно венец, а не парадная царская корона. Способ, каким в руки Давида попали царские регалии Саула, противопоставлен добровольной передаче ему Ионафаном своей одежды и оружия (см. 1Цар. 18,4 и ком.). Тем самым еще раз подчеркивается противоположное восприятие Божией воли (в соответствии с которой израильский престол должен был перейти к Давиду) двумя представителями одного рода Саулом и Ионафаном (см. 1Цар. 18,28.29; 19,4; 20,30.31; 23,17.18 ). 1 помазанника Господня. Не разделяя убежденности Давида в священном статусе Божиего помазанника (ср. 1Цар. 24,7; 26,9 ), амаликитянин обрек себя на смерть (ст. 15,16). 1 подойди, убей его. Столь суровая реакция на рассказ амаликитянина еще одно доказательство непричастности Давида к гибели Саула (см. 4,10). 1 И оплакал Давид... сею плачевною песнью. Эта «плачевная песнь» Давида носит сугубо личный характер, и поэтому по форме она отличается от плачей, содержащихся в кн. Псалтирь. Песнь построена следующим образом: близкие друг другу как по смыслу, так и ритмически ст. 19 и 25 окаймляют центральную часть, которая, в свою очередь, также начинается и завершается «на одной ноте», поскольку в ст. 20 говорится о «дочерях филистимлян», а в ст. 24 Давид обращается к «дочерям израильским». Последний стих песни (ст. 26) посвящен Давидом его возлюбленному другу Ионафану, а затем, в ст. 27, в последний раз повторяется скорбный рефрен ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

II. Св. Ефрем Сирин учит: «блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что он носит в себе Бога. Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает ( 1Иоан. 4, 16 ). В ком любовь тот не боятся, потому что любовь вон нагоняет страх (18); в ком любовь, тот никем никогда не гнушается: малым и великим, славным и бесславным, бедным и богатым; напротив того, сам для всех бывает отребием – вся покрывает, вся терпит ( 1Кор. 13, 7 ); в ком любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает, и от наговаривающих отвращает слух; в ком любовь, тот не ходит лестию, сам не запинается, и брату ногу не запинает; в ком любовь, тот не соперничает, не завидует, не смотрит ненавистным оком, не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем, и принимает в нем участие; не презирает брата в нужде, но заступается и готов умереть за него; в ком любовь, тот исполняет волю Божию, тот ученик Божий: ибо сказал Сам благий Владыка нам: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любите друг друга ( Иоан. 13, 34, 35 ); в ком любовь, тот никогда ничего не присвояет себе, ни о чем не говорит: «это мое», но все, что ни есть у него, предлагает всем в общее употребление: в ком любовь, тот ничего не почитает себе чужим, но все ему свои; в ком любовь, тот не раздражается, не гордится, не воспламеняется гневом, не радуется о неправде, не коснит во лжи, никого не почитает своим врагом; – в ком любовь, тот вся терпит, милосердствует, долготерпит ( 1Кор. 13, 4 – 7 ); посему блажен, кто приобрел любовь и с нею преселился к Богу; потому что Бог знает Своих, и приимет его на лоно Свое. Поэтому справедливо говорим, что Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает», (Из твор. св. Кор. Сир.). 8. Неблагодарность не должна удерживать нас от благодеяний «Неблагодарность есть нечувствие души неестественное. В природе не только человека, но и бессловесных, насаждено расположение к благодарности. Дев, которого преподобный Герасим избавил от болезненного страдания, вынув у него из лапы занозу, ощутил к своему благодетелю такую привязанность, что служил ему во всю остальную жизнь его, и, по его смерти, от печали по нем, умер на его могиле. – Но что-ж? Если другой поступает не по природе: неужели по сему, ты, сын благодати, решишься поступать не по благодати? Неужели удержишь руку твою от благотворения потому, что испытал или предвидишь неблагодарность? Вспомни твоего Спасителя, Который, хотя видел пред собою девять неблагодарных против одного благодарного, не удержался от благотворения всем». (Из слова митр. Филар. в неделю двадцать девятую).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

30:27–33 В заключительной части главы пророк повествует о неизбежном поражении Ассирии, используя символику богоявления. 30 имя Господа. Под словом «имя» подразумевается Сам Бог. 30 до шеи. См. ком. к 8,8. 30 песни... со свирелью. Здесь изображено праздничное паломничество на Сион. на гору. См. ком. к 2,2. к твердыне Израилевой. Твердыней (крепостью, оплотом) Израиля всегда был Сам Господь. 30 Тофет. Долина и овраг на южной окраине Иерусалима, где в жертву Молоху божеству аммонитян приносили младенцев, сжигая их на костре (57,5; 4Цар. 23,10 ; Иер. 7,31.32; 19,6.11–14 ). Часто в Писании ассоциируется с шеолом преисподней. Глава 31 31:1–3 Пророчество о пагубности союза с Египтом. 31 к Господу не прибегают. Обратиться к Богу означает, в частности, прислушаться к словам Его пророков (29,9.10; 30,1; 3Цар. 22,18 ). 31 делающих беззаконие. Имеется в виду Египет, а вместе с ним и Иудея. 31 Египтяне... не дух. Египтяне смертны, как все люди; их силы ничтожны по сравнению с могуществом Божиим (ср. 2,22; Пс. 55,4.11 ; Ос. 11,9 ). 31:4–9 Исаия вновь предсказывает спасение народа Божиего и уничтожение Ассирии. 31 покроет Иерусалим... спасет. Господь заботится о Своем народе, словно птица о своих птенцах ( Исх. 12,13.23; 19,4 ; Втор. 32,11 ). 31 падет. Ассирия падет от руки Божией в срок, который определит Он Сам (37,36). 31 на Сионе. См. ком. к 1,8. Глава 32 3233,24 Пророк противопоставляет изобилие и славу Царства Божиего ничтожности земных царств, обреченных на гибель (30,1 31,9). 32 Царь. Речь идет о грядущем Мессии (7,14; 9,1–7; 11,1–9; 28,16; Ин. 10,11.16 ). по правде... по закону. См. ком. к 1,21. 32 каждый из них. Благословен народ, чьи вожди верны правде Господней. 32:3–4 Эти стихи разъясняют образную систему ст. 2 и конкретизируют ее. 32 сердце легкомысленных... косноязычные. См. ком. к 29,18. 32 Невежду... о коварном. В Царстве Мессии восторжествует правда, и она проявится во всех аспектах человеческой жизни вообще и общественной жизни в частности ( Пс. 14,1 ; Притч. 17,7 ; Иер. 17,11 ; Лк. 12,20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

как дым... как одежда. Эти метафоры подчеркивают преходящую сущность тварного мира (50,9; ср. 24,4; 34,4; Пс. 67,2; 101,4.27 ; Ос. 13,3 ; Евр. 1,10.11 ; 2Пет. 3,10 ). Мое спасение. См. ком. к 12,2. правда Моя. См. ком. к 1,21. 51 в сердце закон Мой. См. Пс. 39,9 ; Иер. 31,31 ; Иез. 36,27 . 51 Восстань, восстань. Пророк от лица всех гонимых и угнетенных взывает к Богу о помощи. Раава. Очевидно, подразумевается египетский фараон периода исхода из Египта. крокодила. Исаия прибегает к образу этого животного, как к обобщенной метафоре силы, противостоящей Богу Творцу и Спасителю ( Иов 7,12 ; Пс. 73,13.14 ; Иез. 29,3–5; 32,2–6 ). Напоминая о поражении Египта, противостоявшего Божиему плану спасения Израиля, пророк обращается к заимствованному из культурного обихода соседствующих с Израилем народов образу водяного чудовища, тем самым соотнося исход из Египта с ныне описываемым исходом из Вавилона. И Вавилон, и Египет выступают олицетворением зла как противления воле Божией. 51 Утешитель. См. ком. к 40,1. 51 пленный... в яме. Эти слова относятся не только к плененным иудеям, но и ко всем, кто будет испытывать чувство беспросветного одиночества и скорби в день гнева Господня (42,7.22; 49,9.24.25; 52,2; 61,1). 51 Я Господь. См. ком. к 41,4. возмущающий море... волны его ревут. В ветхозаветной поэзии власть Бога над морской стихией является воплощением Его власти над всей вселенной ( Иов 26,12 ; Пс. 106,25 ; Иер. 31,35 ). Господь Саваоф. См. ком. к 1,9. 51 слова Мои в уста твои. Остаток Израиля представляется здесь прообразом Иисуса Христа (см. ком. к 49,2; 50,4). 51 Воспряни, воспряни. См. ст. 1,9; 52,1.11; ср. Еф. 5,14 ; ком. к ст. 9. чашу ярости Его... чашу опьянения. Метафора Божественного суда (29,9; 63,6; Пс. 74,9 ; Иер. 25,15–31 ; Иез. 23,31–34 ; Зах. 12,2 ; Ин. 18,11 ; Откр. 14,10; 16,19 ). 51 два бедствия. Т.е. опустошение земли и гибель населявших ее людей. 51 как серна в тенетах. Осада Иерусалима вавилонянами. 51 мучителям. Т.е. вавилонянам ( Плач 1,4.5.12; 3,32 ) и всем, кто будет преследовать и угнетать детей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010