17 Садоку и Авиафару. См. 8,17 и ком.; 15,27–29,35.36. 17 на равнине в пустыне. См. 15,28. 17 Ионафан и Ахимаас. См. ком. к 17,15. у источника Рогель. Этот источник находился за пределами Иерусалима, возможно, с юго-восточной его стороны. И пошла служанка и рассказала им. Опасаясь входить в город, Ионафан и Ахимаас обосновались у источника, где служанка могла передавать им интересующие их сведения. Источник был избран местом встречи, поскольку, как они полагали, никто не заподозрит в чем-либо служанку, приходящую туда за водой. 17 в Бахурим, в дом одного человека. Во время своего последнего пребывания в Бахуриме (16,5–14), Давид, по всей видимости, сумел узнать, кто из жителей его сторонник, а кто враг. Ионафан с Ахимаасом как раз и укрылись у одного из сторонников Давида. См. ком. к 3,16. 17 и удавился. Ахитофел кончает с собой не только потому, что он оскорблен и унижен решением Авессалома отвергнуть его в высшей степени разумный план, но также и осознавая, сколь малы были теперь шансы восставшего царевича на успех. Он также понимал, что своим советом (16,21.22) разрушил всякую надежду на примирение с Давидом. 17 Маханаим. См. ком. к 2,8. 17 Амессай. Согласно 1Пар. 2,13–17 , Амессай был племянником Давида (его мать Авигея приходилась царю единокровной сестрой). Таким образом, Амессай приходился двоюродным братом как Авессалому, так и Иоаву. к Авигее. Мать Амессая, одна из сводных сестер Давида (не путать с вдовой Навала, ставшей женой Давида, см. 1Цар. 25,18 и дал.). Нааса. Этот Маас и Маас «из Раввы Аммонитской», упоминаемый в ст. 27, по всей видимости, два разных человека. 17 Сови, сын Нааса. Как и Аннон, Сови принадлежал к аммонитскому царскому роду (10,1.2), но, в отличие от Аннона, был дружественно настроен к Давиду и после взятия израильтянами Раввы был назначен им правителем этого города (12,2 –31). из Раввы Аммонитской. См. ком. к 11,1. Махир. См. ком. к 9,4. Верзеллий. См. 19,31–39; З Цар. 2,7. Глава 18 18 тысяченачальников и сотников. Тысячи и сотни воинские подразделения (см. Исх. 18,21 ; Чис. 31,14 ; Втор. 1,15 ; 1Цар. 8,12; 22,7; 29,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

29:12 Разложение общества начинается с верхов. Бесчестный правитель не только собирает вокруг себя бесчестных чиновников, но и подталкивает своих подданных ко злу. 29 свет глазам... дает. Т.е. дает жизнь (см. 22,2 и ком.). 29:14 См. ст. 4, а также 16,12.13 и ком. 29:15 См. 13,25; 22,15; 23,13.14 и ком. 29:16 Данная пословица имеет богословский смысл, выражая веру в установленный свыше справедливый миропорядок. 29 Без откровения. Отсутствие откровения свидетельствует либо о молчании Бога ( 1Цар. 3,1 ), либо о неспособности услышать Его слово ( Ам. 8,11.12 ). 29:19 Данная пословица является в большей степени отражением реалий древнееврейского общества, чем непреложным принципом. Учительные свойства мудрости рассматриваются здесь с учетом того, что не всякое положение вещей можно изменить словами или разумными доводами. 29:20 См. 26,12. 29 в неге. Т.е. пренебрегая принуждением и наказанием (ст. 19). 29:23 См. 15,33; а также 16,18.19 и ком. 29:24 Этот стих обращает внимание на положение, в котором оказывается соучастник преступления. Если он отказывается от свидетельства, то становится виновным ( Лев. 5,1 ), а решившись свидетельствовать, изобличает самого себя. 29:25 См. 28,25 и ком. 29:26 Библейская литература мудрости признает особое предназначение правителя быть опорой Божиего миропорядка, являясь, таким образом, агентом Божественного управления (21,1 и ком.). Одновременно она отмечает несовершенство человеческого правления. Таким образом, самый надежный путь к справедливости искать ее у Бога. Глава 30 30:1–33 Особенности учительных жанров и, в частности, книги Притчей как собрания мудрых высказываний и иносказаний затрудняют определение авторства различных частей главы (см. ст. 1; ср. 1,1 и ком.). 30 Агура, сына Иакеева. О личности этого человека ничего не известно, однако многие исследователи полагают, что он был чужеземцем (см. ком. к 22,17 24,22). изречения. Существует вероятность того, что это древнееврейское слово обозначает топоним «Масса» (см. 31,1), следовательно, Агур и Лемуил измаильтяне из Массы, которая находилась в Аравии ( Быт. 25,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16:18 См. 11,2 и ком. Надменные не внимают учению и, следовательно, гордость является пагубной глупостью. 16:19 См. 15,16 и ком. 16 сладкая речь. Иными словами, речь, делающая беседу приятной. 16 источник жизни. См. 10,11 и ком. ученость глупых глупость. Глупцы лишь напрасно теряют время, учась не тому, чему следует. Возможен также перевод: «...а глупость приносит наказание глупым» (NIV). 16 Сердце. См. ком. к 2,2. Слова мудрого человека исходят из глубин его сердца. 16 Приятная речь. См. ком. к ст. 21. 16 рот его. Угроза голода лучшее средство от лени ( 2Фес. 3,10–12 ). 16:31 Праведная жизнь это жизнь, исполненная мудрости, которая приносит долголетие (3,2 и ком.), знание и опыт. 16:33 См. статью «Божественное провидение». жребий. Т.е. урим и туммим (см. Исх. 28,30 ; Чис. 27,21 ; 1Цар. 28,6 ), как, возможно, называли два небольших камня, украшавшие наперсник первосвященника, при помощи которых пытались узнать Божию волю. все решение его от Господа. Если жребий был брошен надлежащим образом, то считалось, что полученный ответ не был следствием случая, а исходил от Самого Бога. Глава 17 17 дом, полный заколотого скота, с раздором. В древнееврейском тексте «жертва с раздором». 17:2 Права наследования могут с легкостью перейти к тем, кто своим прилежанием доказал способность достойно распорядиться ими (11,29). 17 Плавильня... горнило. Испытание огнем предназначено для очищения, а не уничтожения. сердца испытывает Господь. Посланные Богом испытания служат совершенствованию человека. 17:4 Грех заключается не просто во внимании речам беззаконного, а в желании обратить услышанное во зло (16,27). 17:5 См. 14,21 и ком.; 14,31. 17 сыновья сыновей. Естественное желание всех родителей иметь детей и внуков в Израиле приобрело особую силу, ибо вся полнота благословений завета относилась к будущему и, естественно, принадлежала последующим поколениям ( Пс. 126,3; 127,1–6 ). слава... родители. См. Исх. 20,12 . Родительская опека и наставления в мудрости залог благочестия детей. 17:8 Отмеченная здесь действенность подкупа, в основе которой лежит свойственная природе человека развращенность, не получает никакой оценки (ср. притчу о неправедном управителе, Лк. 16,1–9 ). 15,27 осуждает взяточничество; мудрость велит человеку отказаться от корысти во имя заключенного с Богом завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6 если он Бог. См. 10,14. 6:33–40 Гедеон искал знаков и знамений, дабы укрепиться в вере (ст. 17). Это привело его к идолопоклонству (8,27; ср. Лк. 1,18–20 ). 6 Дух Господень. См. 3,10 и ком. 6 если Ты спасешь. Дух Господень сошел на Гедеона, но он, тем не менее, колебался в вере (6,27 и ком.). Глава 7 7:1–8 Резкое уменьшение численности войска израильтян накануне сражения было знаком того, что спасение Израиля зависит не от них самих, а целиком находится во власти Бога, Которому и надлежит воздать хвалу в случае победы. Это обстоятельство также мобилизовало решимость Гедеона и укрепило веру израильтян в него. 7 Иероваал. См. ком. к 6,32. 7 смотрите на меня. Эти же слова повторит сын Гедеона Авимелех (9,48.49). 78,31 Разобщенность Израиля привела к тем осложнениям, которые возникли между Гедеоном и жителями Ефрема, Сокхофа (Суккофа) и Пенуэла. .7,25 в Цур-Ориве. См. Ис.10,26 . Глава 8 8:1–3 Этот конфликт между ефремлянами и Гедеоном подобен конфликту, который произошел между ними и Иеффаем (см. 12,1–6). 8:4–21 Гедеон не ладил с жителями Сокхофа (Суккофа) и Пенуэла и в конечном счете наказал и тех, и других за то, что они не помогли ему в борьбе с мадианитянами. 8 владей нами. Гедеон настолько преуспел в роли судьи, что народ предложил ему стать царем. Гедеон отказался, заявив, что Израилем правит Сам Господ (ст. 23). Саул, оказавшись в аналогичной ситуации (6,15; 1Цар. 9,21 ), на такое же предложение ответил иначе ( 1Цар. 9,22 11,15). 8:23 На первый взгляд этот стих, подобно 1Цар. 8,7–9 , говорит о том, что Израилю не следовало устанавливать монархию. Проблема, однако, не в самой монархии, но в том, какого царя искали израильтяне. 8 дайте мне... по серьге. Хотя Гедеон отверг предложенную ему царскую власть, действовал он подобно царю (ст. 25,26,30). 8 ефод. Истинным назначением ефода было приближение первосвященника к Господу( 1Цар. 23,9–11;30,7.8 ). блудно. Гедеон, самый достойный из судей, предшествовавших Самуилу, оказался неспособен руководить народом в духе верности завету (2,16 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

21 Рефаимов. См. ком. к ст. 16. 21 от руки Давида и слуг его. Давид не только присутствовал при поединках, но и сам сражался с Иесвием (ст. 16,17). Глава 23 23:1–7 В своих «последний словах» Давид ведет речь о завете, который заключил с ним Господь. 23 последние слова Давида. В настоящем контексте выражение «последние слова» может означать, что они представляют собой последнее поэтическое произведение Давида. изречение. Или «речь». Под данным словом очень часто, хотя и не во всех случаях, подразумевали пророчество (напр., Чис 24,3.4 ; 4Цар. 9,25.26 ). Сам Давид также иногда вкладывал в него такой смысл (см. ст. 2 и ком.; Деян. 2,31 ). певца Израилева. Другой в равной степени допустимый вариант перевода этих слов «возлюбленного Защитника Израилева». 23 Дух Господень говорит во мне. О Давиде, действующем и говорящем по Божественному вдохновению, см. 1Пар. 28,11.12 ; Мф. 22,43 ; Деян. 1,16 . О том, что на Давиде почил Дух Божий, говорится также в 1Цар. 16,13 . 23 скала. См. ком. к 22,3. владычествующий над людьми будет праведен... в страхе Божием. Праведным владыкой может быть лишь тот, кто неизменно придерживается надлежащих отношений с Богом. О значении слов «страх Божий» см. 1Цар. 12,14 и ком. 23 на рассвете утра ... от сияния после дождя вырастает трава из земли. Заключенная в праведном правлении благодать просвещает, придает силы и делает плодотворным труд. Более полное развитие этой темы см. в Пс. 71 . 23 не так ли дом мой у Бога? Уверенность Давида основывается не на ощущении собственной праведности, а, как становится ясно из следующей строки, на вечном завете, который по милосердию Своему заключил с ним Бог (7,11–16; 2Пар. 13,5; 21,7 ; Пс. 88,3.4.28.29 ; Ис. 55,3 ; Иез. 37,25.26 ). 23 нечестивые. См. ком. к 1Цар. 2,12 . Возможно, здесь имеются в виду те, кто противился владычеству Давида. 23:8–39 Представленный в данных стихах перечень «храбрых у Давида» дополняет более краткий перечень в 21,15–22. Как следует из ст. 39, всех воинов, названных в предыдущих стихах, должно быть тридцать семь; очевидно, сюда входят две группы из трех воинов каждая (ст. 8–12 и 13–17), также Авесса (ст. 18,19), Ванея (ст. 20–23) и те двадцать девять, которые перечислены в ст. 24–39. Однако здесь существуют разнообразные текстологические и иные трудности. По некоторым подсчетам, в данной главе перечисляются тридцать шесть «храбрых», к числу которых тридцать седьмым можно добавить Иоава. В 1Пар. 11,10–47 представлен иной перечень, который пополнен более чем пятнадцатью новыми именами, а общий итог отсутствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 седьмого Давида. Согласно 1Цар. 17,12–14 , Давид был не седьмым, а восьмым сыном Иессея. Летописец не называет здесь Елиава, упомянутого им в 27,18, вероятно потому, что Елиав не оставил после себя потомства. 2:18–24 Летописец переходит к рассказу о линии Халева, которого не следует путать с другим Халевом, сыном Иефоннии ( Чис. 13,7 ), упоминаемом в 4,15. 2 Веселиила. Из потомков Арама вышел царь Давид, а из потомков Халева Веселиил, руководитель строительства скинии во времена Моисея ( Исх. 31,1–5; 35,30 36,7). То обстоятельство, что о происхождении Веселиила говорится почти сразу же после рассказа о царском роде (2,10–17), свидетельствует о взаимосвязи престола Давидова и храмового богослужения в период после возвращения из плена (см. ком. к 6,1–53). 2:25–33 Сыновья Иерахмеила. Во всей Библии только летописец сообщает сведения о потомках Иерахмеила. Они населяли юг Иудеи ( 1Цар. 27,10; 30,27–29 ). 2:34–41 Шешана. Эти дополнительные сведения о роде Иерахмеила (см. ком. к 2,3 4,23) отделены от предыдущей части фразой «Это сыновья Иерахмеила» (2,33). Здесь летописец прослеживает линию от Шешана (2,31) до Елишамы (2,41). Последний мог быть современником Давида (принадлежа к двадцать третьему поколению сыновей Иуды), но в то же время есть основания отождествлять его с одноименным писцом царя Иоакима ( Иер. 36,12.20 ; в русском переводе писец назван Елисам). Во времена летописца родословие Елишамы привлекало пристальное внимание, вероятно, потому, что статус его потомков вызывал сомнение у некоторых из членов восстановленной общины. 2:42–55 Сыновья Халева... Хур. Дополнительные сведения о потомках Халева (см. ком. к 2,3 4,23) посвящены сыновьям самого Халева (2,42–50) и потомству его сына Хура (2,50–55). В данном отрывке встречается множество географических названий: Зиф, Мареша, Хеврон и др. Здесь и в других подобных случаях слово «отец» означает «основатель» или «глава» (см. ком. к 1,5). Говоря о поселениях, лежащих за пределами занимаемых восстановленной общиной территорий, летописец укрепляет надежду своих читателей на объединение всех земель, когда-либо заселявшихся народом Божиим (см. ком. к 2,3 9,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16 блудницу. И вновь Самсон нарушает завет (14,2). 16 новыми веревками. См. 15,13. 16 как же ты говоришь. См. 14,16.17. 16 от чрева матери моей. См. 13,5. если же остричь меня. Самсон игнорировал все требования назорейского обета, кроме ношения длинных волос (см. ком. к 13,1 16,31), наивно полагая, что в волосах его сила. Истинная же сила была в Духе Господнем (ст. 20). 16 Господь отступил от него. Дух Господень оставил Самсона (13,25; 14,6.9; 15,14). По милости Своей Господь оставался с Самсоном, пока не исчез последний знак его назорейского обета (см. ком. к 16,1–22). Как и Саул (ср. 1Цар. 15,23 ), Самсон лишился Духа Господнего за свою непокорность: опорой его был Бог, а не магическая сила его волос. 16 бог наш предал. Действуя через судей израилевых, Бог был тем Судией, Который предал Свой народ во власть угнетателей за грехи его (ст. 20). Только поэтому, а не благодаря могуществу своих богов, языческие народы смогли одолеть Израиль (2,14.15). 16 о Боже! См. 15,18. Мотивы Самсона были эгоистическими (месть за то, что он был ослеплен), но Бог слышал его крик веры. В ответе на молитву Самсона была явлена милость Божия (10,10–16; 15,18). 16 было умерших... более, нежели сколько умертвил он в жизни своей. См. ком. к 13,1–16,31. Глава 17 1718,31 Заключительный раздел Книги Судей израилевых состоит из двух частей, в первой из которых повествуется об идолопоклонстве сынов Дановых. Повторяющиеся фразы «В те дни не было царя у Израиля» (17,6; 18,1) и «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (17,6) соединяют эту часть с последующим повествованием (19,1 21,25). Последние главы книги рисуют картину падения Израиля. 17 тысяча сто сиклей серебра. Такое же количество серебра каждый филистимский правитель обещал дать Далиде (16,5). 17 посвятила Господу... чтобы сделать из него истукан и литый кумир. В этих словах звучит горькая ирония: даже сделанное из добрых побуждений приношение Господу (в виде серебряного истукана) было нарушением второй заповеди (см. ком. к 17,1–18,31; Втор. 5,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

23 заколол всех жрецов высот. См. Втор. 13,6–18; 17,2–7 . 23 как написано в сей книге завета. Имеется в виду то место Второзакония ( Втор. 16,1–8 ), в котором предписывается свершать пасхальную жертву только в центральном святилище. До того как народу Божиему было дано это предписание Пасха праздновалась каждым в своем доме ( Исх. 12,1–13.21–49 ). 23 в восемнадцатый год. Иосии к этому времени исполнилось двадцать шесть лет. 23 вызывателей мертвых, и волшебников. Вызыватели мертвых и волшебники в большом количестве распространились в Иудее в царствование Манассии (21,6). терафимов. Так назывались изваяния домашних божеств (см. Быт. 31,19 ; Суд. 17,5 ; 1Цар. 19,13 ). чтобы исполнить слова закона. См. ком. к ст. 2 и 22,8. 23 Однакож Господь не отложил великой ярости гнева Своего. Благие преобразования Иосии лишь отсрочили, но не отменили исполнение воли Господа, за грехи Манассии обрекшего Свой народ на изгнание и плен (см. ком. к 21,13–15). 23 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 23 Нехао. Этот фараон правил Египтом с 610 по 595 г. до Р.Х. против царя Ассирийского. К описываемому моменту сильнейшей на Ближнем Востоке державой стал Вавилон, Ассирийская же империя переживала закат своего могущества. Поход фараона Нехао, видимо, имел целью помочь Ассирии противостоять натиску вавилонян. вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его. Не ясно, погиб ли Иосия от руки Нехао в битве или же попал в плен и был казнен фараоном. 23 народ земли. См. ком. к 11,14. Иоахаза. Иоахаз (в других местах называемый Селлумом) был избран преемником Иосии, несмотря на то, что он являлся самым младшим из сыновей погибшего царя ( 1Пар. 3,15 ; Иер. 22,11 ). Причиной этого могла быть поддержка Иоахазом антиегипетской линии отца. помазали его. См. ком. к 3Цар. 1,34 . 23:31–35 В этих стихах содержится краткий обзор недолгого царствования Иоахаза, который «делал... неугодное в очах Господних» (ст. 32). Фараон вскоре силой увез Иоахаза в Египет, поставив на его место другого сына Иосии Елиакима (переименованного им в Иоакима).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16 Ахитофел. См. ком. к 11,3. 16 Хусий Архитянин. См. ком. к 15,32. 16:17–19 Видимое недоверие Авессалома к «другу Давидову» рассеивается после мудрого ответа Хусия, что он будет служить тому, кого избрал Господь и народ Израиля, и будет предан сыну так же, как был предан отцу. В его словах нет обмана, поскольку высказанным выше условиям Авессалом никак не соответствует. 16 войди к наложницам отца твоего. Если до этого и существовала какая-либо возможность примирения между отцом и сыном, то, вняв совету Ахитофела и войдя к наложницам Давида, оставленным им для «хранения дома» (15,16; о наложницах см. 5,13), Авессалом уничтожил ее. Подобный поступок мог свидетельствовать только о непреклонной решимости Авессалома занять отцовский престол (3,7; 12,8; 3Цар. 2,22 ). Но каковы бы ни были мотивы Авессалома, его греховное беззаконие не могло не вызвать гнева Господа и последующего справедливого наказания ( Лев. 18 ). 16 на кровле. См. ком. к 11,2. и вошел Авессалом к наложницам отца своего пред глазами всего Израиля. Так исполнился суд Божий, возвещенный Давиду через Нафана (12,11.12). Глава 17 17 Хусия Архитянина. См. ком. к 15,32. 17:7–13 Доказав несостоятельность плана Ахитофела, Хусий предлагает собственный. Суть его в том, чтобы, не прибегая к активным боевым действиям, занимать выжидательную позицию до тех пор, пока к восставшему царевичу не соберутся силы, во много раз превосходящие силы противника (ст. 11–13). Умело играя на тщеславии Авессалома и уверяя, что вокруг него соберется «весь Израиль», Хусий выигрывает время для Давида, давая тому возможность переправиться через Иордан (ст. 16,22). 17 от Дана до Вирсавии. См. Суд. 20,1 ; 1Цар. 3,20 . 17 и нападем на него, как падает роса на землю. Метафора, которую употребляет Хусий, рождает образ неудержимого наступления победоносного воинства и убеждает в легкой и скорой победе. 17 Господь судил. Не вмешиваясь непосредственно в ход событий, Господь, тем не менее, направляет их в нужное русло. разрушить лучший совет. Сделав это, Господь ответил на молитву Давида (15,31 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

возвратись, отступница, дочь Израилева. Эти слова подразумевают как покаяние, так и возвращение на исконную территорию (см. ком. к 29,14). Я милостив. Напоминание о завете любви Божией. не вечно буду негодовать. Данный стих служит ответом на 3,5 (см. также 31,20). 3 распутствовала. Метафора духовной неверности (см. 2,20). 3 Я сочетался с вами. Древнееврейское слово «баал» обычно имеет значение «господин, хозяин», но часто означает «муж» (см. также Ос. 2,16.17 ). возьму. Избрание Божие, как и Его любовь, невозможно заслужить (см. Втор. 7,6–11 ). по одному... по два. Господь спасет остаток изгнанников (см. 23,3; Ис. 10,20–22 и ком.). Сион. Непосредственное возвращение изгнанников на Сион (в Иерусалим) соотносится с эсхатологическим возвращением в град Божий (ср. Ис. 2,1–5 ). 3 размножитесь. В будущем все обетования исполнятся (см. Быт. 15,5 ). в те дни. Т.е. во времена грядущего Мессии. ковчег... не вспомнят о нем. Ковчег будет забыт, потому что Бог явит Себя в новом Лице. 3 престолом. Уже не ковчег завета ( Исх. 25,22 ; 1Цар. 4,4 ), а сам Иерусалим становится олицетворением власти Божией над всей землей и всеми народами (см. Зах. 2,11 ). 3 жена вероломно изменяет. См. 3,11; Ос., гл. 1–3. 3 Возвратитесь... непокорность. Эта фраза почти дословно соответствует Ос. 14,5 , однако призыв к покаянию в ней выражен с большей силой, равно как и уверенность в том, что оно произойдет с помощью Самого Бога (ср. Втор. 30,6 ). 3 мерзость... дочерей. Одно из проявлений языческих культов принесение детей в жертву идолам (см. 7,13). Антитеза благословению Божиему (см. Втор. 7,13 ). Глава 4 4 Обрежьте... сердца. Ср. Втор. 10,16; 30,6 . Внешние признаки союза с Богом ничего не значат, если они не отвечают внутреннему состоянию человека (см. Иер. 31,31–34 ). гнев... не воспылал. Древнееврейское слово «гнев» близко по значению слову «пламя» (ср. Ис. 1,31 ). 4 трубите трубою. Одно из «первых предупреждений» (ср. Иоил. 2,1 ; Ам. 3,6 ). пойдем в укрепленные города. Иеремия начинает пророчествовать о грядущем уничтожении от рук неприятеля, надвигающегося с севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010