9 . Один везде находится, все видит, все знает, все творит посредством Христа. Ибо все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть ( Ин.1:3 ). Источник всякого блага, величайший и неиссякающий, река благотворении, свет вечный, непрерывно сияющий, сила непобедимая, снисходящая немощам нашим. Даже имени Его не в состоянии снести слух наш. Можешь ли ты исследованием найти Бога? – говорит Иов. – Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? ( Иов.11:7 ). Если и последние из тварей непостижимы, то как может быть постигнут Сотворивший все? Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( Ис.64:4 ; 1Кор.2:9 ). Если того, что уготовал Бог, не может объять мысль наша, то возможно ли объять умом Того Самого, Который уготовал? О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим.11:33 ), – говорит апостол. Если суды и пути непостижимы, то Сам может ли быть постижим? 10 . Столь велик есть Бог, и еще больше Он (ибо, если все существо мое обращу я в язык, и тогда не буду в состоянии сказать о Нем как должно; даже если все Ангелы соединятся, и они не скажут как должно); настолько Бог благ и велик, но человек, истесавши камень, дерзнул сказать камню: ты бог мой ( Ис.44:17 ). Великая слепота – от такого величия дойти до такого унижения! Дерево, Богом насажденное, дождем возращенное, и после, когда сгорит, делающееся от огня пеплом, это дерево богом всенародно объявляют, а Бога истинного презирают. Наконец, зло идолослужения усилилось: и кошке, и собаке, и волку стали поклоняться вместо Бога, и льву, пожирающему людей, поклонились вместо Бога человеколюбивейшего, поклонились змею и дракону, изображающим собою извергнувшего нас из рая, а Насадивший рай презрен стал. Стыжусь говорить, однако скажу: даже луку некоторые поклонялись. Вино дано для того, чтобы веселить сердце человеческое (см. Пс.103:15 ), и вину поклонились вместо Бога. Пшеницу сотворил Бог словом Своим: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод ( Быт.1:11 ), для того чтобы хлеб укреплял сердце человеческое (см. Пс.103:15 ), и отчего же поклонились Церере? Огонь доныне исходит от взаимного ударения камней, и откуда явился творец огня – Вулкан?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Attische Feste. 2 Aufl. Berlin. 1956. S. 40 ff., cf. Robert C. Athena Sciras und die Scirophorien Hermes. 1885. 20. S. 367 ff.) 40 Hatch E. The influence of Greek Ideas on Christianity. New York, 1957. p. 290. 41 Мф.13:11; Мк.4:11; Лк. 8:10; Рим.11:25, 16:25; 1Кор.2:7, 4:1, 13:2, 14:2, 15:51; Еф.1:9, 3:3—4, 9, 5:32, 6:19; Кол.1:26—27, 2:2, 4:3, 1Тим.3:9, 16; Откр.1:20, 10 42 Жан Пепен, говоря о риторическом использовании языка мистерий христианскими авторами, ссылается прежде всего на «Увещевание» Климента Александрийского (120, 1—2) (Pépin J. Christianisme et mythologie. Jugements chrétiens sur les analogies du paganisme et du christianisme/Pépin J. De la philosophie ancienne à la théologie patristique. Variorum reprints. London, 1986. VIII. p. 20). 43 Ср.: Eur Bacch., 470 сл. 44 Hatch E Op. cit. p. 305—306. Впрочем, уже Иустин Мученик использует для крещения термин «просвещение» (1 Апология, 61), ср.: Hatch E Op. cit. p. 295. 45 Ibid. p. 307. 46 Мистический культ Деметры и Коры существовал и в Александрии, где был даже пригород, именовавшийся «Элевсин». Античный толкователь Каллимахова гимна в честь Деметры приписывает Птолемею Филадельфу введение обряда шествия с кошницей «в подражание Афинам». Ф.Ф. Зелинский полагает, что перенесение всего элевсинского культа в Александрию могло состояться еще при Птолемее I Сотере (Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. с. 27—28). 47 В «Строматах» Климент пишет даже, что Бог даровал философию эллинам через низших ангелов (Clem. Strom., VII (2) 6, 4). 48 Ср.: Tert. Apol., 17. 6. 49 Татиан, например, в «Речи против эллинов» (16, 1) заявляет, что демоны, повелевающие людьми, не есть души людей. 50 Учение Платона о демонах, конечно, сложнее, чем можно заключить на основании этих двух мест; см., например, Plat. Resp., X, 617e, 620 de; Phaed., 107d; Symp., 202e; Tim., 89e-90a; Leg., 717a-b. 51 См. также Ios. Bell. Jud., 7. 6, 3; Iust. Apol., 1, 17 – о душах умерших, вселяющихся в живущих. 52 « злоупотребили и своим естеством, и предоставленной им властью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3550...

1 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только. Истинное слушание слова Божия своим плодом имеет дела, угодные Богу. Существует определенная связь между понятиями «слушать» и «слушаться», «повиноваться». См. ком. к ст. 19. 1 в зеркале. В древности зеркала изготовлялись не из стекла, а из полированного металла. Писание своего рода зеркало, отображающее потребность человеческой души в благодати и открывающее людям их истинную природу. 1 закон совершенный. Т.е. Священное Писание ( Пс. 18,8 ). свободы. Свободы от власти греха ( Ин. 8,36 ; Рим. 8,2.15 ; Гал. 5,13 ). 1 не обуздывает своего языка. См. гл. 3. 1 Чистое и непорочное благочестие. Заботу о вдовах и сиротах Иаков почитает одним из главных критериев того послушания, которое угодно Богу. Такая забота совпадает с тем, о чем имеет попечение и Сам Бог ( Втор. 10,18 ; Пс. 67,6; 145,9 ). Обязанность заботиться о сиротах, вдовах и немощных была вменена и Израилю ( Втор. 14,29 ; Иез. 22,7 ). Глава 2 2 Иисуса Христа нашего Господа славы. Возможный перевод: «нашего Господа Иисуса Христа, Преславного». Иаков отождествляет Иисуса со Славой Божией: Он есть живая воплощенная «Шекина», т.е. Слава Божия, являемая людям и обитающая с ними. не взирая на лица. В свете Божественной славы Христа невозможно оказывать предпочтение тем или иным людям на основании несовершенной человеческой славы. 2 не пересуживаете ли. Хотя Бог призывает человека рассуждать и различать добро и зло, суждения на основании только внешних данных, таких как материальное положение, расовые и этнические различия и т.п., являются порочными суждениями. 2 не бедных ли мира избрал Бог. Наследование Царствия Небесного основывается на избрании свыше по воле Божией. Бог совершает Свое избрание не на основании каких-либо заслуг или положения в этом мире. Стандарты мира сего не имеют никакого влияния на совершаемое по благодати Божественное избрание ( 1Кор. 1,28.29 ; Еф. 1,4 ). Данный стих нельзя считать обоснованием «мистики бедности», когда бедность сама по себе считается залогом избранничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16 . «Ропотники» (вечно ропщущие) – это может быть указанием на ропот во время блуждания народа израильского в пустыне, но особенно на «жестокие слова» в ст. 15, которые разъясняют приводимую цитату из 1 Енох. Древние моралисты неизменно осуждали лесть и призывали говорить открыто и прямо; политики обычно использовали лесть, стремясь завоевать расположение своих слушателей, и лесть была необходимым инструментом выживания многих подданных императоров и царей. Иуда уже обращался и к их похоти (ст. 6–8), и к высокомерным, напыщенным речам (ст. 8–10). 17–25 Призыв к стойкости 17–19. Поздние гностики объявляли себя духовными людьми, считая других привязанными к окружающему миру (душевные, не имеющие духа); некоторые учителя, вероятно, подпали под влияние отдельных воззрений греческих философов. Поскольку лжеучителя претендовали на то, что они получили дар пророческого видения (ст. 8), то, несомненно, считали себя отмеченными «Духом (ср.: коммент. к ст. 20), но Иуда пишет, что они вообще лишены Духа. 20, 21 . Поскольку Святой Дух обычно связывался с Духом пророчества, фраза «молясь Духом Святым» («в или в Духе Святом), вероятно, означает одухотворенную молитву ( 1Пар. 25:3 ; Псалтирь), которая, вполне возможно, включает и говорение на языках (ср. коммент. к Деян. 2:4 ; 1Кор. 14 ). 22,23. Иуда частично заимствует язык Зах. 3:2,4 , но здесь речь идет о тех, кого побуждают к отступничеству, и тех, кто уже встал на этот путь, или о самих лжеучителях, которые представляют большую опасность. 24, 25. Иуда завершает свое послание хвалой, как это полагалось во время служения в синагоге; он фокусирует свое внимание на опасности отступления от веры и на том, что Бог силен укрепить и поддержать верующих, сохранить их веру. Читать далее Источник: Библейский культурно-исторический комментарий : в 2 ч./Крейг Кинер ; [пер. с англ. А. П. Платуновой ; под общ. ред. Р. З. Ороховатской, при участии Т. Г. Батухтиной]. - СПб. : Мирт, 2005- (ГУП Тип. Наука). - 24 см. - (Серия : Энциклопедия христианства). Ч. 2: Новый Завет. - 2005 (ГУП Тип. Наука). - 732 с. ISBN 5-88869-157-7

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В Новом Завете предельно ясно выражается истина о единственности жизни: « Человекам положено однажды умереть, а потом суд » ( Евр.9:27 ). Оно свидетельствует, что двери покаяния закрываются навсегда с момента разлучения души и тела, и именно Бог установил такой порядок ( Мф.25:11-13; 7:21-23; 25:44-46 ; Лк.13:23-28 ). Вера Церкви в воскресение всех людей предполагает уникальную связь души и тела каждого конкретного человека, а также ответственность каждой личности за дела, совершенные в своем теле (см. 1Кор.15:52-53 ; 2Кор.5:10 ). « Всякая душа возвратится в свое тело, и тогда вместе с ним получит совершенную и вечную награду, по делам своим », – провозглашается в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч. 1, вопрос 121). Все эти богооткровенные истины, очевидно, несовместимы с учением о перевоплощении. 4. Учение о возможности самостоятельного выбора грешника между Раем и адом на Страшном суде. В течении земной жизни мысль о бессмертии души, о продолжении её существования после физической смерти, воспринимается человеком через веру. Однако после смерти душа, отделившаяся от тела, на собственном опыте познаёт, что жива. Таким образом, посмертное существование перестает быть для неё предметом веры, но становится предметом опытного знания. Когда душа грешника, осужденная на частном суде, попадает в ад, то и ад становится для неё предметом опытного знания. Она больше не сомневается, существует ли ад или не существует. Когда будет происходить Страшный суд, его реальность тоже станет для грешника очевидной (даже если во время земной жизни он не верил ни в Бога, ни в Его суд). Имея сказанное в виду, некоторые мыслители сочли уместным предположить, что в этот момент многие грешники предпочтут принести покаяние (дескать, раньше они этого не делали из-за неверия или слабоверия), а Бог, как Всемилостивый и Человеколюбивый, это покаяние примет и тогда покаявшиеся грешники наследуют Рай. Исходя из этой концепции, для того, чтобы попасть в Рай, совсем не обязательно быть верующим, жить праведной жизнью. Достаточно будет на Страшном суде выразить отказ от прежнего образа жизни и желание жить вечной блаженной жизнью.

http://azbyka.ru/vechnye-muki

Молитва может быть в грех , и Таинство Причащения – во грех, как это было с Иудой-предателем: «после сего куска вошел в него сатана» ( Ин.13:27 ). Пс.108:8             Да будут дни его – малы,                         назначенному ему – да примет другой. «Да будут дни его малы» – малыми, сравнительно с вечностью, стали дни жизни Адама после грехопадения. Смерть тогда пресекла накопление греха. «Малыми» стали дни у изменников в том отношении, что только временем земной жизни 514 ограничена для них ценность жизни. «Назначенное» – это и материальный «запас», и властные «полномочия», и «посещение» Божие 515 . То, что в полноте было человеку назначено – само назначение жизни, призвание, дар, – примет другой. Сказанное относится и к «первому Адаму», во искупление греха которого пришел «последний Адам», Христос ( 1Кор.15:45 ), и к Иуде, апостольское достоинство которого перешло к другому лицу ( Деян.1:25 ), и к той части еврейского народа, которая осталась с иудеями. Израилю через Моисея сказал Господь: «если вы слухом послушаете голос Мой и сохраните завет Мой… вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:5,6 ). Таково было «назначенное» – назначение Израиля, но Христос говорит иудеям: «отнимется от вас Царство Божие и дано будут народу, приносящему плоды его» ( Мф.21:43 ). Пс.108:9             Да будут сыны его – сиротами,                         и жена его – вдовой. «Сироты» и «вдовы» – предмет особого попечения Божьего: Он – «Отец сирот и Судья вдов» ( Пс.68 /67:6), и упомянут «судья» на таком суде (дин), который есть заступничество и милость (см. Пс.7:9 ). Что отец для сироты – то такой судья для вдовы. Как Бог допустит, чтобы за грех отца дети стали сирыми, а за грех мужа жена стала вдовицей? Такова сила греха человеческого, что он может иметь космическое значение (как это было после греха Адама и перед Великим Потопом) и может иметь значение для всей семьи и для всего народа. Если народ в лице предстоятелей и вождей пойдет за предателем Иудой, то в народе дети осиротеют от Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Б. Авторитет Павла не зависит от апостолов в Иерусалиме (1,11 2,14) 1 . Он призван Богом (1,11–16) 2 . Апостолы в Иерусалиме ничего не добавили к его изначальному призванию (1,17 2,10) 3 . Авторитет Павла доказан его обличением заблуждения Петра (2,11–14) IV. Защита благовестия (2,15 6,10) А. Мир с Богом дается через веру в Иисуса Христа равно иудею и язычнику (2,15–21) Б. Оправдание верой упразднило осуждение законом (3,1 5,12) 1 . Дар Духа доказывает действенность веры (3,1–5) 2 . Вера Авраама доказывает действенность веры (3,6–9) 3 . Проклятие закона доказывает бесполезность дел (3,10–14) 4 . Обетование Аврааму преобладает над осуждением закона (3,15 4,7) 5 . Первое личное обращение с призывом не отходить от Евангелия (4,8–20) 6 . Свидетельство Писания (4,21 5,1) 7 . Второе личное обращение с призывом не отходить от Евангелия (5,2–12) В. Практические результаты благовестия (5,13 6,10) 1 . Любовь исполняет закон (5,13–15) 2 . Дух борется с плотью (5,16–26) 3 . Церковь действует в согласии (6,1–10) V. Заключение (6,11–18) А. Третье личное обращение с призывом не отходить от Евангелия (6,11–17) Б. Благословение (6,18) Глава 1 1 Павел. Римский вариант еврейского имени Савл (это имя упоминается пятнадцать раз в книге Деяний, гл. 7–13). В известных нам посланиях всегда называет себя римским именем Павел. Апостол. Греческое слово, означающее «посланник», «вестник». Павел отстаивает свой авторитет апостола, дающий ему право полагать основание Церкви ( 1Кор. 3,10; 9,1; 14,37.38 ; Еф. 2,20; 3,3–5 ). Его апостольство и призвание исходят от Самого Бога (1,11 2,10). Церкви галатийские. 1 благодать... и мир. Каждое послание апостола Павла начинается с упоминания этих двух даров Божиих. «Благодать» (греч.: «харис») означает «незаслуженный акт доброты». Павел употребляет это слово чаще любого другого новозаветного автора и вкладывает в него огромное богословское содержание. Оно обозначает все, что Бог даровал нам во Христе; ничего из этого мы не заслужили и ничем не можем воздать. «Мир» отношение, которое благодаря смерти и воскресению Христа (1,4) установилось между Богом и уверовавшими в Евангелие. См. Рим. 5,1.2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И Святой Дух так же соприсутствует Отцу и Сыну и содействует во всей Икономии (Домостроительстве) спасения: Им мы благословлены всяким духовным благословением, Им запечатлены, и Его приняли как Залог наследия нашего (ср. Еф. 1:13–14 ; 1Кор. 6:11, 12:3 ; Рим. 8:15–16 ; Тит. 3:5–6 ). Отец славы ( Еф. 1:17 ) – Начальник (от Которого начало) всякой благодати и всякого дара в Домостроительстве спасения. От Него начало, и намерение, и совет, и первое движение ( ρχ, πρθεσις, βουλ, πρτη ρμ), как говорят святой апостол Павел и святой Иоанн Златоуст 89 . Он – Тот, Который «Единородного Сына дал за нас, и послал Духа Святого для прощения грехов» 90 . Он, Отец через Сына в Духе Святом Бог один и тот же, производящий всё во всех ( 1Кор. 12:6 ), начиная от Предвечного Троичного Совета до эсхатологического Царства славы. Поэтому святой апостол называет Его и Спасителем ( 1Тим. 1:1, 2:3 ; Тит. 3:4 ), ибо от Него приходит всё. А христиане в Церкви, – добавляет апостол, – во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога (Отца). Ибо всё из Него, Им и к Нему ( 1Кор. 1:30 ; ср. 8:6; Рим. 11:36 ; Евр. 2:10 ; 1Кор. 5:18 ), ибо Он – Бог во всём ( Θες τ πντα ν π σι – 1Кор. 15:28 ). Он, Бог Отец, есть Глава Христу и Глава всех нас в Церкви ( 1Кор. 11:13 ) 91 , став через Христа нашим Отцом. «Отцом нашим Христос соделал Своего Отца», – говорит святой Златоуст 92 , а мы через Христа и Духа стали сынами Его, в усыновлении Ему как Отцу, что и представляет собой цель всей Икономии (Домостроительства) и охватывает собой и содержит в себе всякое благо (см. Гал. 4:5–7 ) 93 . Как Церковь , мы стали Его домом – Отчий дом ( πατρος ο κος), храм Его, обиталище Его (см. 1Тим. 3:15 ; Еф. 2:21–22 ; Евр. 10:21, 3:6 ) 94 . Но всё-таки, наряду с такой важнейшей ролью Бога Отца, исключительное место в Домостроительстве спасения занимает Второе Лицо Святой Троицы, Единородный Сын Божий, Господь и Спас наш Иисус Христос, ибо всё, что происходит в Домостроительстве, происходит через Сына – во Христе Иисусе 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Петру ( 1Кор.15:15 ), 4) двум ученикам, шедшим в Еммаус ( Мк.16:12–13 ; Лк.24:13 и дал.), 5) апостолам в отсутствии Фомы ( Мк.16:14 ; Лк.24:36 ; Ин.20:19–24 ; 1Кор.15:5 ), 6) апостолам при Фоме ( Ин.20:24–29 ), 7) на море Тивериадском ( Ин.21:1–14 ), 8) на горе Галилейской 11 ученикам и 500 братьям ( Мф.28:16 ; 1Кор.15:6 ), 9) ап. Иакову ( 1Кор.15:7 ) и 10) всем ученикам при вознесении (ст. 9, 10; Лк.24:50 ). – В продолжение сорока дней: только из этого указания явствует, что между воскресением и вознесением Господа протекло 40 дней, тогда как, по сказанию Евангелий от Марка и от Луки, по-видимому, нельзя предполагать такого промежутка времени. Таким образом, сказанием книги Деяний восполняются сказания Евангелий от Марка и от Луки о сем, равно как и о событии дня вознесения, о котором в тех Евангелиях упоминается весьма кратко, а в двух других вовсе не упоминается. – О Царствии Божием: см. прим: к Мф.3:2 ; Ин. 3:3 . Таким образом, как до воскресения, так и по воскресении до вознесения главным и важнейшим предметом учения Господа были тайны царствия Божия или царства Мессии, т.е. Церкви Христовой. Вероятно, Господь в это время еще глубже вводил учеников в созерцание этих тайн, но полное познание о них, по слову Христову, они должны были получить с принятием Духа Святого ( Ин.16:12–13 ); потому и видим, что и в это время понятия их о сем царстве еще не вполне чисты и свободны от современных иудейских погрешностей (ст. 6, 7). Наставления и обетования Господа Апостолам перед вознесением и вознесение Его (4–11) 4. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем, вы слышали от Меня. Собрав их (по другому толкованию греческого слова, которому следует и славянский перевод: с ними вкушая пищу – ядый; см. прим. к ст. 3): дееписатель не определяет точно ни времени, ни места этого собрания, так же как и в Евангелии – о явлении Господа после первого дня до вознесения (ср. прим. к Лк.24:36–37 ). Если предполагать, что это собрание учеников около Господа одно с тем, о котором говорится далее в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

9 . Ты слышал это первое доказательство, выслушай и другое, также ясное: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня ( Пс.109:1 ). Господь Господу это говорит, не рабу, но Господу всего, Своему же Сыну, Которому все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все ( 1Кор.15:27 ), и проч., да будет Бог все во всем ( 1Кор.15:28 ). Единородный Сын есть Господь всех, Сын, Отцу послушный, не восхитивший господство, но естественно получивший его от Самовластителя. И Сын не восхитил, и Отец не отказывал в даянии. Сын Сам говорит: Все предано Мне Отцем Моим ( Мф.11:27 ) не так, как прежде не имевшему, и Я храню это тщательно, ничего не отнимая у Давшего. 10 . Итак, Сын Божий есть Господь, Господь, Который родился в Вифлееме иудейском, как Ангел возвестил пастырям: я возвещаю вам великую радость... ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк.2:10–11 ). В другом месте некто из апостолов говорит о Нем: Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех ( Деян.10:36 ). Когда же Он говорит всех, то ничего не исключай из владычества Его, хотя бы то были Ангелы, или Архангелы, или Начала, или Власти (см. Кол.1:16 ; Еф.1:21 ), или иное что, называемое апостолами, сотворенных, – все находится под владычеством Сына. Он есть Господь Ангелов, как писано в Евангелии: Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему ( Мф.4:11 ), ибо не сказано, что помогали Ему, но: служили Ему, что означает рабское состояние. Когда Он восхотел родиться от Девы, тогда служил Ему Гавриил, вступив в свое достоинство для служения Ему. Когда Он восхотел идти во Египет, чтобы сокрушить рукотворенных богов Египетских, опять Ангел является во сне Иосифу. По распятии и воскресении Его Ангел благовествовал и говорил женам, как добрый служитель: пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее... Вот, я сказал вам ( Мф.28:7 ). Как бы так сказал: я не нарушил повеления, подтверждаю, что это вам сказано, потому если вы сие презрите, то не я буду виновен, но презревшие. Итак, Сей Иисус Христос есть един Господь, о Нем и нынешнее чтение говорит: Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле... и проч., но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им ( 1Кор.8:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010