еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 1914, с. 149. 172 Там же, с. 103. 173 преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. – М., 1880, сс. 184, 266, 216, 166. 174 Там же, с. 192. 175 Там же, сс. 167 и 195. 176 преп. Симеон Новый Богослов. Слова. – М., 1892, с. 409. 177 См. преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 139. 178 еп. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь..., сс. 199-200, 203, 209. 179 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, с. 83. 180 Там же, с. 73. 181 Древний Патерик. – М., 1899, с. 125. 182 свт. Феофан Затворник. Творения. Собрание писем. Вып. 3-4. – Псково-Печерский монастырь, 1994, сс. 31-32, 38. 183 свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, сс. 52, 35, 263. 184 преп. Иоанн Лествичник. Лествица, сс. 103, 263, 540. 185 преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические.//Творения, сс. 298-299. 186 Булгаков С. Н. Современное арианство, с. 147. 187 См. свт. Иоанн Златоуст. Слова огласительные, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, с. 250. 188 свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды, 2.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 428. 189 Он же. О предательстве Иуды, 1.//Творения. Т. 2. Кн. 1, с. 417. Слова, которыми совершается таинство, согласно приведенному тексту, – это слова “приимите и ядите”, а не эпиклесис. На это стоит обратить внимание, потому что здесь проходит линия православно-католической полемики. Католическое богословие полагает, что с произнесением священником слов “Приимите, ядите, сие есть тело Мое…” происходит таинство и совершается пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христовы. Православная традиция склонна отодвигать кульминационный момент несколько дальше – до молитвы эпиклесиса, призывающего Духа на предложенные Дары. Эти слова Златоуста вроде бы свидетельствуют в пользу западной традиции. Однако, в отличие от нее, Златоуст обращает внимание на то, что таинство происходит потому, что установительные слова однажды произнесены Христом, а не потому, что их повторяет священник. 190 По глубокому замечанию Й. Рацингера, выражающего в данном случае позицию уже обновленного католичества, “атмосфера в Церкви становится удушающей, если ее служители забывают, что совершение таинства – это не прерогатива власти, а отдача себя на службу Тому, от Чьего Лица должно говорить и действовать” (Рацингер Й. Вечно реформируемое сообщество.//Новая Европа. 1993, 3, с. 8). 191

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

249 ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 12. Л. 50. Обзор тенденций в строительстве и архитектуре Петербурга середины XIX в. см. в кн.: Лунин A. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990, особенно главу 1: «От классицизма к эклектике». Безусловно, о. Иоанн поддерживал строительство церквей ; поддержку обеспечивало и правительство. См.: Краско A. B. Купеческая благотворительность в Петербурге XIX – начала XX в. (на примере семьи купцов Елисеевых)//Сих же память пребывает во веки (Мемориальный аспект в культуре русского православия). Материалы научной конференции, 29–30 ноября 1997 г. СПб.: Российская национальная библиотека/Фонд по изучению истории православной церкви во имя свт. Димитрия Ростовского , 1997. С. 114. 251 Ср. с идеями Сергия Булгакова , описанными в работе: Rosenthal B. G. The Search for a Russian Orthodox Work Ethic//Between Tsar and People: Educated Society and the Quest for Public Identity in Late Imperial Russia. Princeton, 1991. P. 57–74. 253 См.: Dobrolyubov N. The Organic Development of Man in Connection with His Mental and Spiritual Activities//Selected Philosophical Essays. М., 1948. P. 72–103. 254 Подобный же путь прошел Федор Ртищев, начавший с раздачи милостыни, а затем основавший две больницы. См.: Ключевский В. О. Добрые люди… С. 81. 259 РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 743. Л. 1. Гапон Г. А. Записки Георгия Гапона. Очерк рабочего движения в России 1900-х годов. М., 1918. С. 45–46. 261 См.: Воорт ван дер Т. (прот.). Практика и богословие благотворительности в Русской Православной Церкви//Православное богословие и благотворительность (диакония). Сб. статей. СПб., 1996. С. 123. 262 В Доме работало в среднем 22 600 человек в год. В мастерской обучались рукоделию и пошиву платьев в течение четырех лет, причем учащиеся получали все деньги, которые зарабатывали. Описание услуг Дома см. в кн.: В. М. [архиепископ Евдоким (Мещерский)]. Два дня в Кронштадте, из дневника студента. Сергиев Посад, 1902. С. 172–194; Lindenmeyr A. Poverty Is Not a Vice: Charity, Society, and the State in Imperial Russia. Princeton, 1996. P. 170–174.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

даров, или во время пения: «Ныне силы небесные» и т. п. (отд. IX, §§ 171, 172, 174)? Муха если впадет в св. чашу, то что делать (отд. VI, ст. 2, §§ 103104)? Медные сосуды можно ли употреблять для служения литургии (отд. III, ст. 1, § 34)? Место совершения литургии (см. Храм). H. Набедренники и их употребление на литургии (отд. III, ст. 1, § 36). Нападение на церковь врагов если бы случилось во время совершения литургии, то что делать в этом случае (отд. VI, ст. 1, § 119)? Напрестольное евангелие, крест и о престольных облачениях или одеждах вообще (отд. III, ст. 1, § 33). Насекомое если какое впадет в чашу, то что делать (отд. VI, ст. 2, §§ 103, 104)? Нравственные качества, которыми должен отличаться священник для надлежащего совершения литургии (см. Внутреннее настроение). Ночное осквернение или поллюция если случится у священника накануне совершения литургии, то что делать (отд. III, ст. 2, § 11)? Что делать, если подобного рода осквернение случится у мирян накануне причащения их Св. Тайнам (отд. VII, ст. 1, § 137; сравн. ниже, об исповед., отд. IX, §§ 67, 68). Ночь , проведенная без сна, может ли препятствовать священнику совершить литургию (отд. II, ст. 4, § 29)? О. Обмершим можно ли преподавать св. причастие (отд. VII, ст. 1, § 136)? Обедня (см. Литургия). Одежды священные или облачения необходимые для совершения литургии (отд. III, ст. 1, § 36). Нужно ли читать какие-либо молитвы при облачении в свящ. одежды на преждеосвященной литургии (отд. IX, § 171)? Оловянные сосуды и об их употреблении на литургии (отд. III, ст. 1, § 34). Омовение рун на литургии , – и как смотреть в особенности на омовение рук, совершаемое некоторыми священниками пред причащением, во время пения молитвы Господней (отд. VI, ст. 4, § 128)? Осквернение ночное (см. Ночное осквернение). Как должен поступать священник в случае, если бы церковь была осквернена каким-либо образом прежде или после литургии (отд. III, ст. 1, § 40)? О церквах, оскверняемых при нападении от еретиков, или язычников, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   Таинство елеосвящения следует предварять исповедью и завершать причащением Святых Христовых Тайн.    Пространный катихизис. С. 59.    Православное исповедание. С. 75. Ч. 1. Ответ на вопр. 99.    См.: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 388.    Например, см.: Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры. С. 144.    См.: Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 387, 389.    См.: Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Евангелие от Матфея. 82, 4//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 7. Кн. 2. С. 826.    См.: Православное исповедание. С. 75. Ч. 1. Ответ на вопр. 100.    Например, если преподаватель духовной школы в священном сане на уроке показывает учащимся, как надо совершать таинство, то таинство не может быть признано действительно совершенным даже в том случае, если все формальные требования к его совершению соблюдены в точности, поскольку в данном случае отсутствует намерение совершить таинство со стороны священнослужителя.    Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. С. 172.    Послания Патриархов о православной вере. С. 170.    Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 395.    Следует отметить, что впервые такие идеи на христианском Западе появились задолго до отпадения Римской Церкви от Вселенского Православия. Например, сщмч. Киприан Карфагенский уже говорил о священнослужителях как о заместителях Христа (sacerdos vice Christi). См.: Cypriani Carthaginensis. Epistola 63, ad Caecilium de sacramento dominici calicis. 14//PL. T. 4. Col. 386A. Рус. пер. см.: Киприан Карфагенский, сщмч. Письма. 63, 14//Творения сщмч. Киприана, епископа Карфагенского. М.: Паломник, 1999. С. 673—674.    См.: Огицкий Д. П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. С. 102—103.    Пространный катихизис. С. 60.    Пространный катихизис. С. 59.    Например, см.: 7-е правило Второго Вселенского собора//Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 271—272.    Пространный катихизис. С. 60.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

иером. Арсений Азбучный указатель имен и предметов (цифры означают номера рукописей по настоящему описанию). Аввакум, пророк, 15, 63, 89–91, 205, 206, 272, 741. Авгарь, царь едесский, 667, 668, 680, 681, 785. Августин, епис. иппонийский, 87. Авдий, прор., 63, 89–91, 671. Авель и Каин, 38, 729. Аверкий Иванов, казначей, келарь Троиц. Серг., строитель Киржач. мон., владелец ркп., 815. Авраам, праотец, 7, 126–128, 162, 730, 768, 769, 794. Авраамий, ученик Исаака Сирина , 172–175, 185. Авраамия, архиеп. ефесского, слово, 365, 674. Авраамий, игум. Троиц. Серг. мон., 224. Авраамий, келарь Троиц. Серг. мон., 669. Авраамий суздальский, 801, 805. Авраамий Подлесов, келарь Троиц. Серг. мон., 215, 249. Авраамий Шестов, монах Троиц. Серг. мон., владелец, 735. Агапия аввы, слово, 784. Агаряне и Измаильтяне, 200, 201. Агафона, свящ. новгородского, Пасхалия, 736, 737. Агафоник Тимофеевичь, подъячий, владелец, 151. Аггей, прор., 63, 89–91, 142, 144, 672. Аггей, владелец, 199. Агриколай, повесть, 626. Адам и Ева , 44,147–150, 298, 404–406, 660, 706, 729, 732, 749, 757, 769, 770, 794. Адашеву Алексею послание Максима грека , 200, 201. Адриану папе послание, 205, 206. Адриан, архим. Троиц. Серг. мон., 249. Айгустов Стахий, владелец, 312. Азарьин см. Симон. Азарьина см. Соломонида. Азбука славянская, 740, пермская, 252, 791, каллиграфическая, 802, литорейная, 200, тарабарская, 191, 192, 207, 239, 508, 546, 547, 761, 793, толковая, 103, 176, 408, 780. Акакий, наместник киевопечерский, 676, 713. Акакий, еп. тверский, 200, 201, 257, 648. Акафисты разные, 262, 263, 284, 285, 308, 652, 768, 797. Акиндину, архим. киево-печерскому, послание, 676, 712–714, 800. Акинф, поп покровский, 723. Аксак см. Темир. Актимон см. Прения. Александр, царь македонский, 728. Александр Невский, в. князь, см. Жития и Службы. Александра свирского молитва, 275. См. Жития и Службы. Александр, игумен в Москве, 492. Александр, игум. Троиц. Серг. мон., 721. Александр (Булатников), келарь Троиц. Серг. мон., 244, 665. Александрова слобода, 647.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

734 Очевидно, это было в ту критическую минуту, когда Юлиан, отчаявшись во взятии Ктезифона и опасаясь погибнуть с голоду или быть окруженным, решил возвратиться со своей армией в свое отечество – на Запад. 735 Преподобный, уведав, что мимо него идет диавол, нарочно встал на такую молитву, чтобы связать его (Четьи-Минеи, 5 апреля). 739 См.: «Основы» Отдел III. Гл. 5. § 1. (О Енохе). Кто читал письма еп. Феофана (Затворника), тот, конечно, заметил, как он постоянно настаивает на этом «хождении в присутствии Божием» и даже простые чувства, без слов, называет молитвой. И в этом полагает все дело. Это и попятно. Никакой прелести от сего быть не может; страх Божий и сознание, что на тебя всегда смотрит Бог и ты никуда не можешь укрыться от Hero, – корни всякого молитвенного подвига; делание этого не требует опытного наставника и потому очень удобно для всякого и в особенности для мирян, которые к еп. Феофану тоже очень часто обращались за душеспасительными советами. См. (цитирую первые попавшиеся места): Феофан, еп. Письма. Т. 1. М., 1898. С. 244. 188; его же. Письма Т. 2. М., 1898. С. 60–61. 243; его же. Письма. Т. 4. М., 1899. С. 171. 704; его же. Письма. Т. 6. М., 1900. С. 103. 977. 740 Вот, один из тысячи, ответ на возражения хулителей священного жития монахов, что последние-де – «дармоеды», «тунеядцы», «не работают», «живут на чужой счет». Целые дни работают монахи-старцы и, конечно, не для собственного обихода корзинки и веревки плетут, а на «культурную» же, если угодно, потребу. 741 Монет, νουμμια. Νουμμιον (­ νουμμος) есть монета в три обола, на наши деньги – 12 коп. (Обол­4,04 коп., исходя из расчета, что наш серебряный рубль весит 4 зол. 21 д. чистого серебра, т. е. 83 "/8 пробы.) 743 Древний Патерик. Гл. 12,10. Добавлено немного еще из: Достопамятные сказания. С. 189–190. Об авве Лукин. 748 Но надо, конечно, выразиться: «блудное движение». См.: «Основы» Отдел III. Гл. 2. § 5. (Т.2. С.172. Ссылка на: преп. Иоанн Лествичник . Лествица. Слово 15, 48). Да и как тому не быть, когда современные композиторы вместо сочинения музыки, например к «Херувимской», в строгих тонах, берут для нее вульгарные мелодии. «Они готовы внести в богослужебные песнопения музыку какого-нибудь романса, годного для исполнения на эстраде, готовы из клироса сделать сцену. И это в то время, когда священнослужители готовятся к совершению христианского таинства Евхаристии. И не стыдно, и не грешно нам!..» Это отрывок из речи митрополита Арсения (Стадницкого) , обращенной к учителям пения на Первом новгородском съезде, в 1911 году. Вся речь стоит того, чтобы ее не только постараться отыскать и прочитать, но и недоконченная, из-за известных государственных событий, по ней исправити ( Тит. 1, 5 ). Напечатана она в: Спутник Псаломщика. Песнопения годичного круга богослужений с требоисправлениями. Петроград, 1916. С. 18. Введение. Гл. IIÏ Недостатки клиросного пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

34 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999. С. 224. 36 Журавский А. В. Светская и церковная историография о взаимоотношениях правой оппозиции и митрополита Сергия (Страгородского)//Нестор. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. 2000. 1. Православная Церковь в России и СССР. Источники, исследования, библиография/Ред. номера С. Л. Фирсов. С. 348. Ср. Шкаровский М. В. Иосифлянство. С. 172–173, 192. 37 См., например, Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. С. 318; Шкаровский М. В. Иосифлянство. С. 102–103, 109. 39 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 12. Л. 12 об., 34–35; Д. 16. Л. 23; Шкаровский М. В. Иосифлянство. С. 59. 41 См. Беглов А. Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920–1940-е гг. С. 143–147. 42 Термин А. В. Журавского. См. Журавский А. В. Светская и церковная историография о взаимоотношениях правой оппозиции и митрополита Сергия (Страгородского). С. 350. 44 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 15. Л. 92–93, 97–98; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России… С. 995. 45 Учение Православной Церкви не исключает возможности духовной одаренности любого христианина, или личной святости, но отделяет ее от иерархического служения. Как писал видный богослов ХХ в. протоиерей Сергий Булгаков, “иерархия есть единственное харизматическое служение в Церкви, которое имеет пребывающее значение и наличием своим восполняет отсутствие чрезвычайного харизматизма, хотя его и не исключает”. — Цит. по: О вере и нравственности по учению Православной Церкви. С. 217. См. также: Там же. С. 221. 46 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Л. 93, 95–97; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 104; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 692. Л. 76–77; Демьянов А. И. Истинно-православное христианство. С. 20, 78–79, 86–87; Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской области: (По материалам экспедиции Института истории АН СССР в 1959 г.)//Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей. Т. 8. М., 1960. С. 93–94; Никольская З. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан. С. 166; Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1999. С. 248–252.

http://pravmir.ru/evolyutsiya-tserkovnoy...

543. Греч. «родить». 544. λαα. 545. λεος. 546. Греч. «совершенно не будет прочитана». 547. Греч. «в Духе». 548. Слав. «играйте» – σκιρτσατε – см. прим. 107. 549. συγχορεοντες – «соликуя» – см. прим. 172. 550. κχλος – улитка, раковина; слав, «червленица». 551. πορφρα – пурпур, пурпуровая краска, ткань, одежда, мантия; слав. «багряницу». 552. βψασαν – погрузившую; слав. «омочившую». 553. πρρριζον. 554. Греч. «добрыми» – γαθος. 555. γεραροντες (от γρας почетный дар). 556. Слав. «играйте» – σκιρτσατε – см. прим. 107. 557. τιμντες. 558. ξατε, от глагола «рвать», «издавать звук». 559. δον, слав. «шипок». 560. πρξενος – см. прим. 103. 561. Слав. «златозарящий». 562. δεινν, слав. «лютых». 563. δεινν, слав. «лютых». 564. νομν – пастбище, слав. «пажить». 565. σστημα – см. прим. 23. 566. μγυρις – «торжественное собрание», др.-поэт. слово. 567. ζεγος – «упряжь пары животных», «чета». 568. ζυγωρς – «пара лошадей», на поэт. языке – «чета». 569. В греч. повторен артикль τ. 570. Григория инока и пресвитера (иеромонаха) Слово на всечестное рождество пресв. Влад. нашея Богордицы. Великие Четьи-Минеи, собр. всеросс. митроп. Макарием, изд. Археогр. комм. СПб, 1868, сент. 1–13, стр. 410. 571. Анатолий, еп. Могил. и Мстисл. Слово «Рождество Пресв. Богородицы», изд. Моск. Синод. типогр. М., 1916, стр. 56. 572. Там же, стр. 36–37. 573. Св. Андрея Критского Слово на Рождество Пресв. Богородицы. Смирнов И. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Слова, беседы и поучения свв. отцов и учителей Церкви. Киев, 1901, стр. 637–638. 574. 1-й из этих гимнов положен на вечерне под праздник, 2-й в начале утрени, 3-й в конце утрени (на laudes). 575. Этот стих служит входным (introitus) на литургии. 576. Прокимен (graduale) на литургии. 577. Аллилуиа на литургии. 578. Offertorium (стих при возношении Даров) на литургии. 579. Причастен (communio). 580. Эти стихи взяты главным образом из Песни Песней, из поэтических описаний в этой книге таинственной возлюбленной; еванг. Песни Елисаветы и Богородицы. Стихи эти заимствуются в службу из латинского перевода Библии, называемого Вульгатой, сделанного бл. Иеронимом с перевода LXX и отчасти с еврейского; посему по местам этот перевод отличается и от слав. Библии, и от русской. Часто эти стихи заимствуются и из псалмов, употребляемых на службе. На службе же положены следующие псалмы вместо очередных (употребляемые и в др. Богородичные праздники): на вечерне: 109, 112, 121, 126, 147; на утрени: 8, 18, 23, 44, 45, 86, 95, 96, 97.

http://predanie.ru/book/220853-rozhdestv...

С. Шимкевича, 99) Мефодия Пишнячевского, 100) П. С. Авсенева (арх. Феофана), 101) имп. Николая I, 102) Иннокентия Борисова , 103) Филарета Амфитеатрова , 104) патр. Констанция, 105) прот. И. М. Скворцева, 106) В. Н. Карпова, 107) Антония Шокотова, 108) Анатолия Мартыновского , 109) имп. Александра II, 110) Димитрия Муретова , 111) Антония Амфитеатрова , 112) Макария Булгакова , 113) Антонина Капустина , 114) м. Михаила Иоанновича, 115) графа Д. А. Толстова, 116) Исидора Никольского , 117) Арсения Москвина , 118) Иосифа Семашко . Значительное большинство перечисленных лиц состояли в сане митрополита или епископа, и только очень немного из светских (краткие биографические сведения об этих лицах см. в книжке «для посетителей портретной залы киевской дух. академии», К. 1874 г.). Из указанных портретов в 1866 г. были только 21 (см. жур. Внутр. Прав. от 27 окт. 1866 г.), а все остальные приобретены преосвящен. Филаретом. 168 Проект об учреждении Общества и музея выработан комиссией из профессоров академии–П.А. Лошкарева, А. Д. Воронова и Ф. А. Терновского и подвергался многим изменениям и дополнениям, сделанным как Советом академии, так особенно Св. Синодом. (См. протоколы заседаний Совета академии, в Труд. киевск. акад. 1870 г.. стр. 15–18, стр. 37–42, 1872 г., стр. 11–16, стр. 1–6, 1873 г, 3, стр. 130–134, стр. 258–265). 169 Из этих денег 10.000 были пожертвованы пр. Филарету одною благодетельницею, а 3000 употреблены им из своих средств. Подробнее об этом пожертвованы см. в Труд. киевск. акад. 1882 г., стр. 67–69. 171 Пред входом в залу, где помещается филаретовская коллекция икон, находится портрет пр. Филарета, что и имеет в виду оратор. 172 В киевской академии доселе сохраняется добрый обычай ежегодно совершать 31 декабря торжественную панихиду, на коей вспоминаются имена почивших начальников и наставников академии. 174 См. в Труд. киевск. акад. 1882 г., стр. 58–73, статью Н. И. Петрова «преосв. Филарет рижский, как первый председатель церковно – археол. Общества», в коей с подробностью изображена деятельность пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Там же. 1. 184, 190, 194; 2. 145 П. собр. р. лет. 1. 170, 178; 3. 38 См. также 1. 139, 182; 2. 38, 43, 119, 146, 167 Там же. 2. 124, 146, 156; 3. 33. Там же. 2. 148, 172, 173, 178, 192, 194; 2. 141; 3. 46; Ник. 2. 193, 197 П. собр. р. лет. 1. 149, 159–161 Пам. росс. слов. XII в. 257 П. собр. р. лет. 1. 153–154; 2. 103 Ст. кн. 313 В указанных древних летописях только город Полонный называется десятиньным, а Семычь не называется, но в Ст. книге оба равно названы «городами Божией Матери, соборныя церкви Киевския». Это видно из ответов новгородских святителей Нифонта и Илии. Пам. росс. слов. XII в. С. 173, 203 Комментарии РГБ. Рум. 199. Сводный каталог. 206 (нач. XIII в.). Вероятно, Максимом: Смирнов С. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912. С. 51–54, 332–341, 367–369. См. коммент. Неясно, к чему именно относится у митр. Макария дата 1163 г.— к святительству ли митрополита Константина I (его окончанию) или к отрешению от должности Ростовского епископа Нестора. Но в любом случае она неверна. Нестор действительно был отставлен Андреем Боголюбским при митрополите Константине I — но зимой 1156–1157 гг. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347), тогда как Собор, оправдавший Нестора, состоялся позже, возможно ок. 1160 г., как пишет сам автор несколькими строками ниже (если при Константине I, то до марта 1159 г.). Так митр. Макарий толкует неудобопонятное выражение летописи: «...Зане умножил бяше церковь, грабяй попы» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349). Вполне удовлетворительной интерпретации этой фразы не существует. Например, Н. Н. Воронин (Андрей Боголюбский и Лука Хрисоверг//Византийский временник. 1962. Т. 21. С. 34–35) предполагал, что Леонт обложил десятиной отдельно приделы храмов. Однако десятина взималась не с церквей, а отчислялась из доходов светской власти. Хронология событий, связанных с епископом Леонтом, не поддается точному восстановлению. См. коммент. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/435843/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010