Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2018 21 мин., 30.12.2018 1-я страница обложки. На глянцевом черном фоне — прозрачный кипящий чайник, из которого вырываются пар и обжигающие оранжевые язычки пламени (фото Lori.ru). Надписи: НЕ КИПЯТИТЕСЬ.  Как  победить обиду: инструкция для чайников (и не только).  См. рубрику «Вопрос номера. Как справиться с обидой?» (С.22-29 ). Пролог : Иосиф Бродский . « Откуда к нам пришла зима …»). Стихотворение. 1962//Фома. - – декабрь 2018. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3.   Даты месяца : Даты месяца: декабрь //Фома. - – декабрь 2018. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены:   11 декабря. 100 лет назад родился Александр Солженицын . [Высказывание писателя о религии и атеистах: «Будучи православным и, шире говоря, христианином, я считаю религию высшим духовным даром, который может быть дан человеку...»]. На фото: А. И. Солженицын. - С. 4;   19 декабря. День памяти святителя Николая . [Отрывок из жития святителя Николая и иллюстрация к нему]. Ил.: Николай       Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. Илья Репин. 1888. - С.4;   5 декабря. 10 лет со дня кончины Патриарха Алексия II. [Цитата: «Один афонский старец недавно  сказал, что мир устал от слов. И я с ним согласен. Сейчас нужны не слова, а дела, свидетельствующие о вере, в том числе дела милосердия. Эти дела должны стать проповедью без слов. Проповедью более убедительной и действенной». Патриарх Алексий II]. Ил.: Патриарх Алексий II выпускает белого голубя. Фото Сергея Власова. - С.4; 2 декабря. День памяти святителя Филарета Московского. [Одним из самых выдающихся деяний святителя Филарета Московского (1783-1867) был его вклад в перевод Библии на русский язык]. Ил.: Живописный портрет свт. Филарета Московского. - С.5;   28 декабря. Собор крымских святых. [Христианская история Крымской земли начинается еще при жизни первых учеников Спасителя. По преданию именно сюда с проповедью Евангелия в I веке пришел апостол Андрей Первозванный. Среди имен крымских          святых множество христианских подвижников древней Церкви, но   есть и люди, жившие не так давно — например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий)]. Ил.: Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент в Крыму. Фото lori.ru. - С.5.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-188...

Быт 13.8, где слово «братья» синодальный перевод передает как «родственники»; Лев 10.4; ι Пар 23.22). Вероятно, имеются в виду либо дети Иосифа от первого брака, либо двоюродные братья Иисуса. 4.26-29. Притча, говорящая о постепенном и естественном возрастании Царства Божия. 4.34. Без притчи не говорил им — народ должен был доказать свою открытость проповеди Христа и размышлять над смыслом Его высказываний. Апостолам Христос полнее изъяснял Свое учение, готовя их к благовествованию. 4.36. Как он был, т. е., вероятно, без верхней одежды. Черта, указывающая на поспешность отъезда. 5.1. Страна Гадаринская — область на юго-восточном берегу Галилейского моря. 5.2-20. Вариант рассказа об исцелении одержимого (ср. Мф 8.28-34). 5.37. Первое указание евангелиста на особую роль трех ближайших учеников Христа (ср. Мк 9.2; 14.33). 5.4г. Талифа куми (точнее, талита кум) — «девочка, встань». Арамейская фраза, сохранившаяся от первоначального евангельского предания (ср. Мк 7.34). 6.1. Отечеством Иисуса обычно считали Назарет, где Он жил с детства, хотя и родился в Вифлееме (Мф 2.1). 6.3. Назаряне называют самого Иисуса плотником (у Мф Он назван «сыном плотника», Мф 13.55) Греческое слово «тектон» означало в древности и плотника, и каменщика. 6.13. Оливковое масло (елей) с тех пор стало употребляться в Церкви для совершения молитв над больными (таинство елеопомазания, см. Иак 5.14). 6.15. Это Илия. Такое предположение возникло потому, что пророк Илия обличал народ в неверии и совершал исцеления. 6.19-20. Мк подчеркивает, что мысль об убийстве Иоанна вынашивала жена Антипы, Иродиада. Сам же тетрарх испытывал уважение к пророку. 6.32-34. Мк дает понять, что Христос хотел сначала скрыться от толпы. 6.47. Он один на земле. Когда ученики отплыли, Христос отделился от толпы и ушел на гору. 6.5Г-52. Вероятно, апостолы не до конца верили, что насыщение было чудесным, и предполагали, будто хлеб имелся у многих собравшихся. 7.1-8. Христос указывает, что чистота сердца важнее ритуальных (очистительных) омовений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

10–11), случайно напоминающими собою об отысканной в Иерусалимском храме, в царствование Иосии, книге Закона и о бывшем потом собрании ( 2Пар. 34:14–30 ). Автор опыта объяснения 39 псалма Г. 3. (см. Правосл. Собеседн. 1872 г. дек.) находит, что поводом, и даже больше: семенем, из которого развивается всё содержание псалма, было видение пророка Нафана ( 2Цар. 7:12 ). Это предположение разделяет и о. Вишняков (см. О происх. Псалт. стр. 240 и др.). Но только обращая внимание на случайное сходство слов, а не фактов, только искажая эти последние, беря их отрывочно и объясняя произвольно, и сопоставляя их вне хронологического хода, можно успокоиться на подобного роде объяснении исторического происхождения 39 псалма. Так напр. в речи псалмопевца об избавлении от опасностей 3. видит намёк: во 1-х: на присылку Давиду тирским царём Хирамом кедровых дерев и плотников, когда Давид уразумел, что Господь утвердил его на царствование ( 2Цар. 5:11–12 ), и во 2-х: на показанное обещание Божие утвердить царство Давида на веки. Но в псалме ни на то, ни да другое ни в чём нет никакого намёка. К тому же ещё: эти два факта относятся к двум различным моментам истории жизни Давида. Или ещё: о новой песни, о которой идёт речь в 4 ст. псалма, Г. 3. говорит, что «такую т. е. новую песнь воспел Давид после того, как Нафан передал ему обещание Господа, что сын его построит Ему храм и что Он утвердит его царство ( 1Пар. 13:20–23 ), в особенности же тогда, когда он передал сыну план храма» ( 1Пар. 29:10–12 ). Здесь, таким образом, вводится если уже не четвёртый, то третий момент жизни Давида и опять совершенно произвольно, так как ни до 13 гл., ни по 29, 1 Пар. Давид не воспевал никакой новой песни. Здесь находятся молитвы, из которых в одной Давид просит Господа об исполнении данного ему, чрез пророка Нафана, обетования, а в другой прославляет Божественное величие, по поводу усердно приносимых пожертвований на построение храма. Словом, тут решительно нет ничего сходного с песнею псалма, ни в цели, ни в поводе, ни в содержании, так что никаким образом нельзя предполагать, что Давид в 39 псалме сделал намёк на одну из этих молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

    5:9б-10. Библия запрещает работать по субботам, даже собирать дрова для костра (Чис. 16:32). Во времена Иисуса еврейский закон запрещал переносить вещи в субботу, рассматривая это как работу.     5:11—13. Многие учителя тоже запрещали лечение в субботу, если оно не предпринималось для спасения жизни больного. Тот факт, что Иисус действует именем Бога и творит чудеса исцеления, а не просто лечит, как обычный врач, должен был пресечь всякие споры на эту тему; но в законе часто использовались доказательства по аналогии, и потому официальные власти рассудили, что совершенное Иисусом исцеление равносильно обычной медицинской процедуре.     5:14. Этот человек, вероятно, пришел в храм на богослужение. В Библии страдания иногда (но не всегда — ср.: 9:2,3; напр.: 2 Цар. 4:4; 3 Цар. 14:4; 4 Цар. 13:14) рассматривались как наказание за грех (напр.: 3 Цар. 13:4; 4 Цар. 1:4; 2 Пар. 16:12). Иисус предупреждает здесь о более важном суде — о суде по воскресении мертвых (ср.: 5:29).     5:15,16. Этот человек поступает иначе, чем истинно верующий, исцеленный в 9:30—34,которому Иоанн и противопоставляет его. Его поступок напоминает поведение тех, кто ушел из церкви, объединявшей читателей Иоанна, и встал на сторону их противников, предав прежних собратьев (см. введение к Первому посланию Иоанна в настоящем коммент.).     5:17. Все признавали, что Бог продолжает Свои деяния после акта творения, поддерживая все сущее, в том числе и в субботу. Иисус проводит здесь аналогию: то, что позволено Богу-Вседержителю, позволено и Ему.     5:18. Поскольку высказывание Иисуса означает присвоение атрибутов, принадлежащих исключительно Богу (5— право работать По субботам), Его слушатели рассматривают это заявление как притязание на положение, равное Самому Богу, что для них, конечно, звучало как богохульство. Раввины во II в. обвиняли многих иудео-христиан в том, что они верят в двух богов. «Аннулировать» библейский закон можно было егонесоблюдением, что, по мнению окружающих, и делал Иисус, «нарушая» субботу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Приказная справка 1638 года говорит об этом: «Давано государева жалованья поденнаго корму и питья митрополитам и архиепископам и епископам, которые приезжали в прошлых годех к государю к Москве бить челом о милостыне: митрополитам дано корму и питья с дворца: по калачу смесному в полколача; по кружке меду вишневаго или малиноваго, по чети ведра меду цеженаго добра, по полуведра пива добраго на день; да из болыпаго приходу ему ж по гривне на день. Архиепископам и епископам давано корму и пития с дворца: по кружке меду вишневаго или малиноваго, по две кружки меду цеженаго, по две кружки пива на день; да ему ж из болыпаго приходу по 2 алтына, по 4 деньги на день человеку. А черным дьяконам по 7 денег, а иным по 6 денег человеку на день; толмачам и служкам по 4 деньги человеку на день. А питья давано келарям и черным попам и дьяконам по кружке меду, да по кружке пива человеку на день, а иным по две кружки человеку на день; толмачам и служкам по кружке пива человеку на день. Да дров зимою по 2 воза, а летом по одному возу в келью на неделю, да с земскаго двора по сторожу». Когда просители представлялись государю, то он по обычаю должен был приглашать их к своему обеду, но чаще вместо этого приглашения он посылал им «в стола место» почетные кормы сверх положенных поденных. Митрополитам в этих случаях корму и питья посылалось с дворца: «Калач крупичатой в полдве лопатки; кружка романеи, кружка меду вишневаго или малиноваго, кружка меду обарнаго, по чети ведра меду паточнаго, полведра меду цеженаго, полведра пива добраго. Ествы сырою рыбою: по щуке на пар, по стерляди на пар, по блюду икры черные, по 20 сельдей паровых, по блюду вухи рыбы свежие, по щуке колодке, по звену осетрины просольные; по звену белужины просольные; из большаго приходу по две гривны. Келарем, и черным попом, и дьяконом давано по кружке меду обарнаго, по кружке меду цеженаго, по чети ведра пива человеку: из большаго приходу на всяко съестное им же по 2 алтына человеку. Толмачу и служке давано с кабака по две кружки меду, по две кружки пива человеку: из большаго приходу 10 денег человеку на всякое съестное» (7146 г. 8). Архимандритам разных монастырей обыкновенно давалось на Москве поденного корму «по 2 алтына, да питья из новые чети по 2 кружки меду, по 2 кружки пива на день, келарем по 8 денег, по кружке меду, 2 кружки пива на день да им же по возу дров на неделю» (7153 г. 23; ср. 7194 г. 7). «А в которые дни они (архимандриты со своими спутниками) бывали у великих государей на приезде, и в те дни давано им корму и питья «в стола место» с поденными вдвое». Архимандритам, приезжавшим в качестве посланных от патриархов, дача корму и питья была несколько большая против обыкновенных архимандритов (см. 1712 г. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

10) как иносказательно [относящиеся] к народам, которые обратятся в Его [Иисуса] веру - к учению христиан - и особое внимание уделяют (букв.- «усиливающие свои слова».- Авт.) сказанному: «Престол Твой, Боже (    ), в век века» (Пс 44. 7). Вот они прочли «царь» (Пс 44. 2), и [вот] они прочли «Бог» (т. е. в псалме речь идет о царе, а в 7-м стихе появляется обращение к Богу, что понималось как свидетельство божественного достоинства царя, который в этом случае может быть только Христом.- Авт.). Для них есть ответ:     - это мы уже объяснили (данное выражение Давид понимал в смысле «престол твой, утвержденный Богом» или «престол твой - [престол] Божий», о чем говорится далее. Оба объяснения грамматически небезупречны.- Авт.). И если они скажут, что   говорится по отношению к (  ) Богу, то так истолковывалось бы, если бы [слово]   было обращением и он сказал бы с побудительной модальностью (    ): «Боже, да будет престол Твой в век века!» Но «престол Божий» - это престол царя, как [сказано:] «И сел Соломон на престоле Господнем» (1 Пар 29. 23). И [еще так] отвечай им и говори: как он сказал бы о Боге «елеем радости больше, чем товарищей твоих», когда нет у Бога товарищей! И не сказал бы он «стала царица (  ) одесную тебя», даже иносказательно, потому что, как мы объяснили, слово   связано с половыми отношениями (    ), что немыслимо о Боге (слово   заимствовано из аккадского и этимологически означает «царская наложница» (аккад.     т. е. «относящаяся ко дворцу»). В Ветхом Завете используется образованный от этого слова глагол   - «обесчещивать» (см.: Ис 13. 16; Зах 14. 2), для которого масореты предлагали эмендацию   «лежать; вступать в половые отношения». В то же время в Пс 44. 10 и Неем 2. 6 контекст слова   предполагает значение «царица» - вероятно, не в смысле наделенного властью человека (в этом значении употребляется слово  ), а в смысле жены (одной из жен) царя.- Авт.). И опять, как он сказал бы «вместо отцов твоих будут сыновья твои» (Пс 44. 17)? И если они скажут тебе, что есть у Бога сыновья, и это верующие в Него, как [сказано:] «Вы сыновья Господа Бога вашего» (Втор 14.

http://pravenc.ru/text/Кимхи.html

   Но под конец своей жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен; между ними были и язычницы. Для них он построил языческие капища и сам заходил туда.    Тогда Господь отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и возмущения в еврейском народе. Соломон понял, что это Бог наказывает его за грехи, и стал каяться. Но его покаяние не было таким полным, от всего сердца, как покаяние Давида. Поэтому, хотя Господь и помиловал его и сохранил царство при его жизни, но объявил через пророка, что царство еврейское после смерти Соломона разделится на два, и сыну Соломонову достанется меньшая его часть.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, «3-я Книга Царств» (3 Цар.3-11); «1-я Книга Паралипоменон» (1 Пар.22; 1 Пар.28-29) и «2-я Книга Паралипоменон» (2 Пар.1-9). Разделение царства еврейского на два: Иудейское и Израильско...    После смерти Соломона воцарился сын его Ровоам. Он сурово говорил с народом: «Если отец мой Соломон наложил на вас иго, то я увеличу его; если он наказывал вас бичами, то я буду наказывать вас скорпионами» (скорпионы — это бичи с нанизанными металлическими гайками). Тогда большая часть еврейского царства восстала против Ровоама. Десять колен израилевых отделились от Ровоама, избрали себе царем Иеровоама из колена Ефремова, и составили особое царство, которое стало называться Израильским. Два колена — иудино и вениаминово — остались у Ровоама и образовали царство Иудейское. Евреи из этого царства стали называться иудеями.    Таким образом царство еврейское разделилось на два царства: Иудейское и израильское. Столицею в иудейском царстве остался город Иерусалим, а в израильском столицею стал город Самария.    Жители царства израильского ходили в великие праздники на поклонение Богу в храм иерусалимский. Царю Иеровоаму это не нравилось. Он боялся, что его подданные сблизятся с иудеями и присоединятся к иудейскому царству. Чтобы они больше не ходили в Иерусалим, Иеровоам поставил в двух городах своего царства двух золотых тельцов и объявил народу: «не нужно вам ходить в Иерусалим. Вот ваши боги, которые вывели вас из Египта». И весь народ израильский стал, вместо истинного Бога, поклоняться идолам. И после Иеровоама все цари израильского царства были нечестивыми — идолопоклонниками. Они сделали нечестивым и весь народ израильский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Вопрос: Многие протестантские конфессии не молятся Пресвятой Богородице. Единственным подтверждением благословления Марии в Библии Православная Церковь считает отрывок из Лк. 1: 48: «Отныне будут ублажать Меня все роды». Однако некоторые считают перевод «ублажать» неточным. Перевод с греческого будет якобы «считать счастливой»: получается, что Богородица просит не молиться к ней, а просто считать ее счастливой. Вера в заступничество Марии Девы перед Господом за нас является одним из ключевых моментов Православия. Пожалуйста, дайте ответ относительно перевода. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Перевод на церковнославянский и русский языки совершенно точен. В греческом тексте Евангелия от Луки стоит: «tou nun makariousin me pasai ai geneai» 1: 48). Ключевым словом является слово makarizo (1. прославлять, превозносить; 2. считать счастливым). У евангелиста Луки глагол поставлен во множественном числе третьего лица – makariousin. Есть обязательное правило для всех экзегетов и переводчиков: если слово имеет несколько смыслов, то брать только то значение, которое находится в смысловом согласии с другими словами переводимого или комментируемого места, то есть брать текст и контекст. Если это не соблюдается, то получается буквализм, который ведет к ошибкам и произволу. Приведенные слова составляют часть песни Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды ; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1: 46–49). Как видим, слово «ублажать» находится в смысловом единстве со словами «сотворил Мне величие Сильный». Слово «величие» во всей Библии встречается только 41 раз. Оно означает «вознесенность», «возвышенность», «слава Божия» (см.: Втор. 5: 24; Иов 13: 11; 1 Пар. 29: 11; Евр. 1: 3, 8: 1; Иуд. 1: 25). В Священном Писание оно связано всегда с почитанием. «Вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое» (Втор. 5: 24); «Твое, Господи, величие , и могущество, и слава, и победа и великолепие» (1 Пар. 29: 11); «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие , сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки» (Иуд. 1: 25).

http://pravoslavie.ru/30925.html

Имя «Авель» означает «суета», «изменчивое», «неопределенное» – от глагола «гаваль», который переводится, как «дышать», «дуть» и даже «пар». О самой человеческой жизни в Библии сказано: «… ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» ( Иак. 4:14 ). А вся жизнь Авеля, казалось бы, была только для того, чтобы родиться и умереть. Каин у нас кто? Он скотовод? Нет! Он земледелец! Он занимается тем, что возделывает землю. До потопа наши предки были вегетарианцы, и они вкушали только то, что производила земля ( Быт. 1:29 ). А Авель – пастырь овец, в отличие от Каина-земледельца. И с точки зрения здравого смысла занятие Авеля бесполезно. Это все равно, что человек уволится с работы, раздаст все свое имущество, купит много воску, будет делать свечки, приносить в храм и бесплатно ставить их на подсвечники! С точки зрения человеческой логики то, что делает Каин – это понятно: он кормит семью, он кормилец. А вот что делает Авель? Он выращивает овец, которых никто не ест! Ну мы можем предположить, что шерсть они добывали на одежду. Но опять же, само его имя говорит нам об ускользающей неопределенности его статуса! Есть и другая точка зрения: так как к тому времени Бог проклял землю (см.: Быт. 3:17–18 ), то Авель и не имел желание заниматься тем, что проклято, возиться с тем прахом, в котором и должна закончится земная жизнь человека. « Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу (это очень хорошо, когда молодые люди хотят послужить Господу и принести Ему дар, – О. С.), и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его » ( Быт. 4:3–4 ). Почему такая несправедливость? Иосиф Флавий пишет: «Младший, Авель, старался быть справедливым и стремился к добродетели, так как был уверен, что Господь видит все дела его. По занятию своему он был пастухом. Каин же был во всех делах своих весьма порочен и имел в виду одну только цель – получать выгоды; он первый изобрел землепашество, а [затем] убил брата своего по следующей причине. Однажды они решили принести жертвы Господу Богу. Каин возложил [на алтарь] произведения своего земледелия и плоды деревьев, Авель же молоко и перворожденное из стад своих. Господу же последняя жертва понравилась более, так как Он отдавал предпочтение тому, что возникло самостоятельно сообразно самой природе, перед тем, что было насильно вызвано из земли по расчету корыстолюбивого человека» 88 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Смирение освободило Ровоама от гнева Божия, надвигавшегося на него и на весь народ (см.: 2 Пар. 12: 7). Также царь Ахав, прогневлявший Бога своими беззакониями, только смирением спасся от ярости Божией. Ибо говорит Бог к Илии Фесвитянину: «Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то… Я не наведу бед в его дни, но во дни сына его наведу беды на дом его» (3 Цар. 21: 29). Таким образом, кто имеет смирение, те избавлены от многих опасностей. Это мы можем понять из слов: «Бог смиряет гордых, и смирение спасает потупляющих очи свои долу». Имеющие смирение возвышаются в Боге, ибо написано: «Смиритесь под крепкую руку Божию, чтобы Он возвысил вас в свое время» (ср.: 1 Пет. 5: 6). Смирение – это поучение от Бога, ибо сказано: «Куда входит гордость, входит и унижение, а уста смиренного изрекают мудрость» (ср.: Притч. 11: 2). Смиренные – наследники Царства Небесного, ибо Бог говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3). Смиренным Бог дает благодать, как написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Смирение в час кончины нашей может заменить собой все добродетели и одно может спасти человека! Это показывает и один святой из «Добротолюбия», когда говорит: «Скажу тебе странное слово, и не дивись. Даже если ты не стяжал бесстрастия из-за навыка, обладающего тобой, но если во время исхода своего пребудешь в глубине смирения, то вознесешься не менее бесстрастного, превыше облаков. Ибо хотя сокровище бесстрастных собрано из всех добродетелей, но драгоценная капля смирения дороже всего. Оно служит причиной не только примирения с Богом для того, кто имеет его, но и вхождения вместе с избранными в брачные чертоги Царствия Его» . Это подтверждает и один преподобный отец из «Патерика», говоря: «Чада, знайте, что смирение, без всяких подвигов, спасло многих» . Смирение оправдало мытаря всего лишь несколькими словами (см.: Лк. 18: 13–14), блудного сына облекло в прежнюю одежду (см.: Лк. 15: 22), разбойника на кресте водворило в рай прежде всех праведников и святых (см.: Лк. 23: 42–43).

http://pravoslavie.ru/44293.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010