Усиливающийся между людьми зажиточными обычай устраивать в своем дому молельни, в Москве и других городах, естественно вызывал потребность сокращать размеры икон, и мало по малу глаз приучался к миниатюрному письму, быстро распространившемуся во всех школах русской иконописи XVI–XVII века, как в городских и сельских, так и в монастырских. Таким образом, от монументального украшения общественного сборища живопись перешла к предмету домашнего, семейного чествования, и самый храм, в своих малых размерах, в своей домашней простоте, сблизился с келью и избою. Впоследствии этот уютный характер усвоили себе раскольничьи часовни и молельни. Самые оригиналы, с которых копировали древние иконописцы, не могли быть больших размеров, потому что переносились из далеких стран, сначала из Греции, потом из центров древнерусской жизни, из городов и монастырей – по дальним захолустьям. Иконы, таким образом, должны были быть переносные, чтобы соответствовать потребности разнесения начатков христианского просвещения по необозримым пространствам нашего отечества. В этом отношении особенно важны были металлические кресты и складни, заменявшие в малом виде целые иконостасы и святцы. Это были святыни, самые удобные для перенесения, прочные и дешевые; потому они и доселе в большом употреблении в простом народе, особенно у раскольников. Эти сектанты, во времена гонений на них, продолжали, в своих вольных и невольных переселениях, распространять древний обычай переносных икон, складней и целых иконостасов, писанных на ткани. И так, вместе с распространением христианского просвещения, по мере того, как иконопись приобретала на Руси свой национальный характер, она сокращалась в своих размерах до миниатюры в рукописях. Эта охота к миниатюрности впоследствии дошла до того, что не только на небольшой стене в молельнях частных людей собирался из мелких икон целый церковный иконостас, но даже писался он и на одной доске величиной в аршин, пол аршина и меньше. Такие иконы слывут в народе под именем Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Толиб – это мое имя до Крещения. Хотя с детства меня звали Толя. Думал, буду Анатолием в Крещении. А когда отец Владимир спросил: «С каким именем будешь креститься?» – я внезапно ответил: «Не знаю». Стали смотреть святцы. Уточнил, когда у меня день рождения. 25 октября. А это память мучеников IV века: Прова, Андроника и Тараха. Так меня и крестили с именем Тарах (это то же самое, что украинское имя Тарас) – тоже вроде на букву «Т», как и Толиб и Толя. Батюшка ещё, помню, обрадовался: «Будешь имя мученика оживлять!» Отец Владимир тогда воспринимался как мягкий, а отец Валериан, по контрасту, – как твердый, уверенный, сама мощь. Меня даже Дима, помню, предупреждал: «Он бывший боксер!» Стоишь, бывало, в храме, нас там целая толпа, а отец Валериан на солее, и такая у него была сила взгляда, что просто трепет охватывал: «Сейчас он посмотрит тебе в глаза и всё о тебе поймет», – и от одного этого чувства от тебя точно отслаивались все твои грехи. Ощущалось, что он видит все твои язвы, и от этого взгляда они, словно обработанные каким-то целебным раствором, начинали заживать. Это не только мое ощущение, многие признавались мне в этом потом. Когда он говорил проповеди, в храме стояла абсолютная тишина. У него очень мощное слово. Я, честно говоря, даже боялся у него исповедоваться. Как-то все больше подходил на исповедь к отцу Тихону Пелиху, он так аккуратно, тихо, нежно, внимательно всех принимал. Только однажды я подошел на исповедь к отцу Валериану – и понял, что все эти страхи напрасны. Тогда в отрадненском храме было не протиснуться, да и сейчас также. Дух тогда, помню, ощущался там физически. Он был почти осязаем. Ты просто чувствовал, как к тебе отец Валериан приближается и, точно п а ром, снимает с тебя грехи. Мы тогда переживали каждое таинство, как чудо. Такая была благодать. Какое-то очень глубокое мистическое чувство охватывало в те времена душу после каждой исповеди и причащения. Нас так тогда тянуло в Отрадное. Другие московские храмы точно не существовали для нас. Я однажды даже пошел было с Белорусского вокзала в Отрадное пешком. Устроил такое своеобразное паломничество. Хотя несколько остановок всё же в конце доехал. Подхожу к храму – закрыто. Стал искать батюшку. Я даже никакого собственно звонка не видел, просто прикоснулся к калитке, слышу – там где-то внутри раздался звонок. Появилась какая-то матушка, как в мареве идет, не то по земле, не то ноги у нее вдруг как будто отрываются от земли. «Мне бы, – признаюсь, – с батюшкой поговорить». – «Сейчас не время», – отвечает она и исчезает.

http://pravoslavie.ru/104905.html

тико-библиографических “примечаний” к описанным рукописям (01–0107 стр.), и краткого “заключения” (I–II). В предисловии автор дает общую характеристику раскольнических рукописей, как источника для истории раскола – говорит о главнейших изданиях их и, наконец, сообщает краткие исторические сведения – из каких поступлений сложилось собрание раскольнических рукописей в нашей академической библиотеке. В описании самих рукописей автор следует обычным приемам такого рода работ: отмечает время написания рукописи, характер письма, число листов, размер бумаги (в сантиметрах), определяет личность автора и писца, а иногда и историю рукописи, – дает, наконец, довольно полные сведения о составных частях той или другой рукописи, выписывая обыкновенно не только общее заглавие ее, но и заглавия частных статей, равно как и их начальные тексты. Описанные автором рукописи распадаются на книги богослужебного содержания, – историко-полемические (каковы, например, Виноград Российский, Поморские ответы, История о бегствующем священстве и т. п.), – и назидательно-агиологического характера (различного рода «сборники», прологи и святцы). В довольно обширных “примечаниях” г. Дубчук дает библиографические справки, – в каких древлехранилищах имеются еще экземпляры описываемых им рукописных памятников, или какие существуют печатные их издания, – а в некоторых случаях и детально показывает те варианты, какими отличаются описываемые им рукописи от соответствующих печатных изданий. Относительно некоторых же рукописей, – как, например, анонимного раскольнического трактата: “Щит веры”, – автор делает самостоятельные опыты определить личность автора, место и время написания памятника. – Как работа чисто библиографическая, сочинение г. Дубчука не представляет благодарного поля для критических замечаний. Из недостатков сочинения отмечу насколько мелочей. Во-первых, для читателя представляется неясным, на каком основании автор включает в свое “описание” такие памятники, как некоторые рукописи богослужебного содержания, относящиеся к 16-му веку. Ведь если всю рукописную церковно-богослужебную древнерусскую письменность трактовать, как имеющую

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«В семье мальчика звали Путинушка» Какие имена не разрешат давать детям 8 февраля, 2017 Какие имена не разрешат давать детям Госдума может ввести ограничения на выбор имени для новорожденных. Идет рассмотрение законопроекта о запрете на имена детей, состоящие из аббревиатур, цифр и числительных. Коснутся ли ограничения редких имен из святцев? Есть ли право на нормальное имя? В конце января комитет Госдумы по госстроительству и законодательству одобрил концепцию законопроекта сенатора Валентины Петренко, ограничивающего право родителей давать детям имена, состоящие из аббревиатур, цифр и числительных, а также нецензурных слов. Законопроект был внесен в Госдуму еще прошлой весной, однако ход ему дали только сейчас. Суть его укладывается в один абзац, которым предлагается дополнить Гражданский кодекс РФ и соответствующие законы: «Под именем гражданина понимается средство индивидуализации гражданина, которое не может состоять из цифровых, буквенных обозначений, числительных, символов или их любой комбинации, аббревиатур, ненормативной лексики, содержать указания на ранги, должности». В пояснительной записке сенатор Петренко пишет, что пытается не ограничить право родителей в возможности выбрать имя для ребенка, а найти способ обеспечения баланса между их правом и правом ребенка на имя, которое не нарушало бы его собственные интересы. За святцы не переживать Желающим назвать ребенка самым необычным именем из святцев, например, в честь праведной Яздундокты, переживать нечего – законом оговорено, что в ЗАГСе не вправе отказывать в регистрации имени ребенка по причине его «непроизносимости». Так же, как в случаях, если имя кажется неблагозвучным, оскорбительным или некультурным. Однако, полагает сенатор, следовало бы оговорить случаи, когда родители злоупотребляют своими правами. «Давая необычное, экзотическое имя своему ребенку, родители не всегда представляют, с какими трудностями, особенно в детском коллективе, может столкнуться их сын или дочь», – отмечает она. В пояснительной записке приводятся самые необычные имена, которые присваивали родившимся в Москве детям с 1998 года – это Николай-Никита-Нил, Христамрирадос, Дельфин, Ярослав-Лютобор, Лука-Счастье Саммерсет Оушен, а также Апрель, Полина-Полина, Принцесса Даниэлла, Заря-Заряница, Алёша-Каприна, Океана, София-Солнышко. «Поменял три школы, никто не дразнил»

http://pravmir.ru/v-seme-malchika-zvali-...

Что они видят? Огромные крылья стрекоз, только не могут ответить на этот вопрос. Души усопших, конечно, проходят мытарства. Берег реки камышом и осокой зарос. Песню о старости кто-то поёт вдалеке, словно кораблик, пускает её по реке — и сообщенье о близости смертного часа в небе застыло, как будто слеза на щеке. Что же по сути собой представляет слеза? Смотрит в бинокль и не может понять стрекоза — кем нам дарована эта солёная капля и для чего мы усопших храним образа? И для чего нам словесные наши труды, если нельзя никого уберечь от беды? В зарослях чакана прячется старая цапля, смотрит на рыб сквозь волшебную линзу воды.                …Он плачет так, что слушать нету сил… Николай Заболоцкий   Я вчера узнала: душа не слабей, чем муха,          что в холодной комнате вдруг ожила зимой, — и природа стала загадкой в зерцале духа,          и закинул темя верблюд за предел земной.   Что за тем пределом? Безмолвствует Заболоцкий.          Он воспел верблюда,                             он видел лицо коня… Но, давным-давно почивая во гробе плотски,          он стоит над миром как мысленный столп огня.   Запечатав время юродивым словом дерзким          и в святыне сердца иную открыв главу, он пустился в путь со святым Николаем Сербским,           чтоб у крымских скал богородскую рвать траву. Рисунок Анны Тененбаум Если правду сказать, я по крови — домашний сверчок… Арсений Тарковский Меч возмездья снова в ножны вложен. Стал врагом нам самый лучший друг. Ничего-то мы понять не можем в том, что совершается вокруг. Я сижу в дому сверчком запечным, голосом надтреснутым пою, открывая перед первым встречным душу мира или жизнь свою. Пусть твердят мне, что душа чужая никому уже не дорога, есть на свете слуги урожая — белые высокие снега. Есть цветов ивановские ситцы, песни и преданья старины, вестники иного мира — птицы, святцы необъявленной войны. Есть огонь, таящийся во мраке, Хлеб и Вифлеемская Звезда, есть другие символы и знаки — знаменья Последнего Суда. На шестке присев у печки жаркой,

http://foma.ru/angely-i-ryby-pojezija-sv...

Тем же сие мнение отъемля, Богослов глаголет 3060 : «егда наполнится гръний мир, тогда ожидай скончания». Таже и о веке писа, еже семеричным числом век наполняется, и восьмой день образ будущего века носит. Да и о сем явленно сотворим 3061 , яко пасхалия не новосоставлена бысть, ниже имать скончаться, донележе благоволит Бог миру скончание приять; понеже альфа и круги солнечные и лунные и рукам обхожение, от нихже високос и пасхалия исходит, сие устроено коловратно, а конца не имать, того ради, что скончание миру будет безвестно. И что есмя обрели во владычне в Васильевой книге альфу на пятьсот лет и 30 и два, а в ней писана 3062 вся семь тысяч по границам, которая тысяча в которой границе скончалась, да та альфа ключ пасхалии держит, а пасхалия с азбукой туго ж, вместе с границей, поставлена, да в ней писаны мясопусты, да праздники, да пасха христианская: и мы из той альфы вывели на восьмую тысячу пасхалии рядовые с толком десять седмиц, на семьдесят лет, да и написать есмя велели ту альфу слово в слово, которая тысяча в которой границе скончалась, да что и памяти писаны по границам. Да поставили есмя ту альфу, да и Святцы простые с семерочисленником в надписании, с той пасхалией с рядовой вместе. Да того ради лишнего ничего не вставили есмя в рядовую пасхалию, приидущих ради времен: занеже егда соблюдет Бог мира до тех мест, а таа десять седмиц пасхалии на семьдесят лет изойдет, паки из той альфы и вперед может вывести пасхалию рядовую с толком, на колко хочет лет. Да поставили есмя ключ границе, что альфа обдержит, в начале пасхалии рядовой, да и числа рукам и солнечного круга и лунного обхожения, чтобы в забвение не пришло. Да того ради в начале есмя написали два лета прошлые пасхалии седьмой тысячи, девятьдесят девятое да семитысячное, в свидетельство нынешним летом восьмой тысячи, да и ключ границе, что альфа обдержит, поставили есмя в тех же в двух летах минувших седьмой тысячи, в девятьдесят девятом да в семитысячном, исправления ради тех лет семидесяти восьмой тысячи, да и мнения ради простых людей, мнящих не изначала сия сотворена быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

И хочешь-не хочешь, а к этому Дню творческим людям придется писать статьи, стихи и прозу о дружбе, и песни о ней слагать, и снимать фильмы... Дружба и товарищество – та наша ценность, что непременно должна вернуться в жизнь с триумфом и занять в ней подобающее большое и почетное место. Эвелина Шамильевна Азаева, писательница, православная публицистка Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 7. Валентинейджеры. 6. День Валенка. 5. Ответ на 2, РОНОЛ: Меняем! А почему бы и нет? Можно снизу начать. Поздравлять всех родных, знакомых с днём дружбы в этот день. И покатится новый обычай по России. Мысль про день дружбы - хорошая, добрая. А вот мысль про подмену - вряд ли жизнеспособная. Очень уж искусственно выглядят замены, и не приживаются. Так что день Дружбы лучше провозгласить отдельный; а день Валентина пусть остаётся тем, кто хочет его отмечать. 4. Ответ на 1, наталья чистякова: сначала надо отменить 8 марта как праздник! Есть праздник жён-мироносиц, а не этих... ...а не этих неправославных мам, бабушек и жён, чё их поздравлять-то, правда? К счастью, у государства другая точка зрения, и вряд ли она изменится в обозримом будущем. 3. Меняем «День Св.Валентина» на У православных - этот день святого Трифона, а вместе с ним...посмотрите сами православные святцы, поучительно будет узнать о жизни этих людей и что дают они нам сейчас 2. Меняем! А почему бы и нет? Можно снизу начать. Поздравлять всех родных, знакомых с днём дружбы в этот день. И покатится новый обычай по России. 1. сначала надо отменить 8 марта как праздник! Есть праздник жён-мироносиц, а не этих... Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/07/me...

…но она „возлюбила много“, а возлюбившую много и Христос простил…— Достоевский воспользовался толкованием евангельского текста (Евангелие от Луки, гл. 7, ст. 47) в речи адвоката Е. И. Утина (1843–1894), выступавшего в качестве защитника в деле Каировой (см. XXIII, 5-20). Достоевский писал об этом в майском номере „Дневника писателя“ за 1876 г.: „Г-н защитник в конце своей речи применил к своей клиентке цитату из Евангелия: «она много любила, ей многое простится“. Это, конечно, очень мило. Тем более, что г-н защитник отлично хорошо знает, что Христос вовсе не за этакую любовь простил «грешницу“. Считаю кощунством приводить теперь это великое и трогательное место Евангелия; вместо этого не могу удержаться, чтобы не привести одного моего давнишнего замечания, очень мелкого, но довольно характерного. Замечание это, разумеется, нисколько не касается г-на Утина. Я заметил еще с детства моего, с юнкерства, что у очень многих подростков, у гимназистов (иных), у юнкеров (побольше), у прежних кадетов (всего больше) действительно вкореняется почему-то с самой школы понятие, что Христос именно за эту любовь и простил грешницу, то есть, именно за клубничку или, лучше сказать, за усиленность клубнички, пожалел, так сказать, привлекательную это немощь Повторяю, г-н Утин, уж конечно, отлично знает, как надо толковать этот текст, и для меня сомнения нет, что он просто пошутил в заключение речи, но для чего — не знаю» (см.: XXIII, 19–20). Об этом же эпизоде в деле Каировой впоследствии вспоминал А. Ф. Кони (статья „Приемы и задачи прокуратуры“): „Защищая женщину, имевшую последовательно ряд любовников и отравившую жену последнего из них, он (имеется в виду Утин. — Ред.), ссылаясь на прошлое подсудимой, просил об оправдании, приводя в пример Христа, простившего блудницу «зане возлюбила много“, что дало повод обвинителю заметить, что защитник, по-видимому, не различает разницы между много и многих“ (см.: Кони А. Ф. Собр. соч.: В 8 т. М, 1967, Т. 4. С. 131). 100 …все-таки вы родственник, как ни финтите, по святцам докажу…— Святцы — список христианских святых и праздников в календарном порядке на двенадцать месяцев года, месяцесловов. По ним нельзя доказать родства. 101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Три миссионерские стратегии Церкви встречаем мы в её истории: уничтожение, преображение и привнесение абсолютной новизны. В первом случае тотальному истреблению подвергается то, в чём нет ни грана добра. Культы храмовой проституции, человеческих жертвоприношений, идолопоклонства были не просто отброшены, но изничтожены и истреблены как мерзость, низводящая в ад. Во втором, — переосмысляется вроде бы всем известный событийный сюжет, скажем, Масленица. Когда-то весенний карнавал, отображающий языческую мечту через смену одежд обрести внутреннее обновление, вернуться к исходной точке космического порядка и начать новую жизнь, — с приходом христианства Масленица не была вычеркнута из народной культуры, но стала путём к Прощёному воскресению. И отныне на этом пути полагается прежде примириться с родными своими. Вот откуда блинный обычай навещать тёщу и свекровь, золовку и невестку, деверя и шурина и прочих родственников. Душевное возрастание предшествует духовному. Вдоволь нагулявшись, отсмеявшись и навеселившись в Масленицу, люди, вспомнившие о своих родственных узах, просветлёнными входили затем в Великий пост. В третьем — рождается абсолютно новое смысловое пространство. Таковы, к примеру, двунадесятые праздники. Таковы Святцы. Это есть насыщение времени сакральными смыслами, низведение Неба на землю, а может быть, точнее будет сказать о возведении земли к горним пределам. То, что внёс в жизнь людей Спаситель, обладает качеством абсолютной новизны. И даже если Рождество замещает собой культ Митры, всё равно в центре его — Христос. Если же мы говорим о том, что Пасха иудейская была исторической метафорой Пасхи Христовой, мы понимаем, что тем не менее Голгофа и Воскресение абсолютно неповторимы, поскольку за ними стоят не историческая логика или историческая закономерность, а предвечный замысел, промышление, любовь, личностный выбор и личный подвиг вочеловечившегося, распятого и воскресшего Сына Божия. Стало быть, есть вещи, которым нет места в мире правды и добра, есть вещи, которые нуждаются в преображении, и есть богочеловеческие события, которые придают этому миру его смысл, цель, путь, истину и жизнь.

http://pravmir.ru/missiya-v-epohu-global...

Предпочтение Владыкой английской литературы перед французской совершенная истина. Может быть в других, неизвестных нам, отраслях французы действительно велики; но плохие богословы. Кроме ультра-монтанских брошюр, да прений о папе, там нет ничего. Не знаю отчего, но с тех пор, как я здесь, у меня образовалось сильное предубеждение не в пользу французов. Те, с которыми мне приводилось сталкиваться здесь, окончательно расположили мое мнение не в пользу своей нации. За какую книгу ни возьмешься – пустота, кучи слов без содержания, чувствительных фраз без чувства; только время теряешь в чтении. А в Париж все-таки нужно съездить. Дней пять назад уехала графиня с семейством. Граф уже давно в России, за своими делами. Свободные заграничные станки глупо и враждебно приветствовали его назначение. Что за странное явление? Религиозность, благочестие ставят человеку в порок, в преступленье! Одни говорят, что ему бы следовало быть архиереем, что это монах в генерал-адъютантском мундире; другой прибавляет, что последовали новые назначения в министерстве: Бурачек – товарищем министра 744 ; Аскоченский 745 директором департамента. Глупо, не правда ли? Не знают совсем человека, да и судят о нем. Уж одна честность неподкупная делает дорогим этого человека. Парламент теперь распущен; политические новости не занимают публику по-прежнему; мнение об этом сезоне высказалось во множестве карикатур, смысл которых можно уложить в одну фразу: too much of talking, but nothing for work – много слов, да мало дела. В богословской литературе книга Essays and Reviews возбудила уже полемику; в журналах появляются статьи против. Интерес живой и почти всеобщий. Я бы с удовольствием написал что-нибудь по поводу этой истории; но боюсь, что это невозможно для нашего журнала. Книга совсем не христианская; о ней и говорить, мне кажется, нельзя в нашем издании. В Москве Вы будете с Капитоном Ивановичем. Желал бы я передать великому труженику мое душевное почтение и спросить, не нужно ли чего-нибудь ему из Англии? Великий археолог английский Пальмер теперь живет в Петербурге и трудится над изучением нашей истории. Странная мысль – записать Никона в Римско-католические святцы не покидает его; слух был, что он хочет предложить это дело на суд папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010