Между тем, внимательное сличение их между собою показывает, что между ними есть разности как в самом составе их, так и в частях. Именно: I. В каждом уставе статьи расположены по своему особенному порядку, как это можно видеть из следующей таблицы: Порядок статей I. Рукоп. университетская II. Рук. соловецкая 1128 III. Рук. св. Варсонофия Тропари и кондаки святым новым чудотворцам (именно вел. кн. Михаилу Черниговскому и боярину его Федору (сент.20), преп. Ефросинии и Сергию (сент. 25), Иоанну Рыльскому (окт. 19) и другим последующего времени святым, которых впрочем нет в святцах рукописи). Главизны сущи ykaзahie въ настоящей сей книге. О еже со всякымъ mщahie хранити игумену, не презирати в устав noлoжehiя вся, и проч. Молтва отъ скверны bcяkiя. (В прочих уставах нет этой молитвы). Главизны сущимъ указание настоящей сей книги (т. е. оглавление первого общего отделения устава, в котором излагаются общие правила касательно богослужения и монастырского устройства; здесь между прочим помещена часть «Марковых глав» с 53 по 80, а остальные размещены в святцах по своим дням). Типик црковнй слу и въ Iepлм сты лавры, прпнаго и бгоноснаго оца нашего Савы. Cie bъcлдobahie бывает и въ прочих Iepcлuмckыx oбumeлiu Ckaзahie главам настоящей сей книз. (Здесь, так же, как в университетской рукописи помещена и часть «Марковых глав»). Уставъ црковнй служб иже въ Iepлмe стыя лавры прпбнаго и бгоноснаго оца нашего Савы. Сие bъcлдobahie бывает и въ прочихъ iepлuмckы обители. Указ о маи верни... (следует изложение этой службы, затем всенощного бдения и проч.). Nocлдobahie црковнаго cъбpahia по уставу иже въ iepлм стыя лавры преподобнаго и бгоноснаго оца нашего Савы. (святцы). уставъ црковнй служб иже в iepлuм стыя лавры. Прпбна и бгоноснаго оца нашего Савы, и проч. Nocлдobahie црковна nhia и cъбpahia вселтнаго отъ мца cehmebpia до мца августа (святцы с более или менее подробным изложением служб). Бгородичны, поемыа на слав и ныне, тропарх сты противу глсу тропарю Главы Марка iepoмohaxa, cnucahiю трудолюбезному о недовдомы уставу Cia трори, гле во всякую нелю по велико cлabocлobiu, премняя противу коегожо глса. единъ по единому.(1-й Въскрсъ изъ гроба и проч.2-й Дне cnacehie миру и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Вечерня бывает: а) малая, б) повседневная, в) великая. 5) Великая вечерня в соединении с утреней, т.е. на всенощном бдении, совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (68), причем, предстоятелю, или настоятелю, предоставляется некоторая свобода в расширении этого числа бдений. Так, например, ради чтимой иконы настоятель может заменить полиелейную службу всенощным бдением. Кроме того, местные церкви имеют право предписывать совершение бдения особо чтимым святым. На храмовой праздник всегда должно совершаться бдение, разве кроме редких уставных исключений. (Типикон, гл. 6). Порядок вечерни Согласно указаниям авторитетного журнала «Руководство для сельских пастырей» общий порядок повседневной вечерни составляется следующим образом: Вечерня начинается возгласом: «Благословен Бог наш..». Во время чтения на клиросе предначинательного псалма священник, стоя пред царскими вратами, тихо читает 7 светильничных молитв. По окончании чтения псалма и молитв он говорит великую, или мирную ектению и возглас после нее, а затем входит южными вратами в алтарь, становится пред престолом. При начале пения стихов «Господи воззвах», священнику подают кадило; священник благословляет кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим..». берет кадило в руку и начитает каждение алтаря и храма. Каждение совершается так: сперва священник кадит престол, начиная с передней его стороны, горнее место, жертвенник, икону, стоящую на иконостасе над царскими вратами в алтаре, для чего становится между горним местом и престолом, иконы на правой и левой стороне алтаря, присутствующих в алтаре (См. отд. 1.7; II. 4.) и затем, обойдя престол с той его стороны, которая обращена к северным вратам, выходит чрез эти врата из алтаря на солею. Здесь священник кадит сперва царские врата, икону Спасителя и другие иконы, расположенные в иконостасе с правой стороны, икону Богоматери и другие иконы, расположенные в иконостасе с левой стороны и святцы. Став затем пред царскими вратами, лицом к народу, он кадит сперва правый и левый клиросы, народ, стоящий на средине храма и с правой и левой стороны его, и весь храм с находящимися у стен его киотами и иконами, причем обход храма начинает с правой его стороны. Каждение заканчивается на солее пред царскими вратами: здесь кадит священник сперва царские врата, затем местные иконы Спасителя и Богоматери, храмовую и святцы, и уходит южными вратами в алтарь, где, покадив переднюю сторону престола, отдает кадило церковнику.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

243 начало. 745 Описания позднейшего их совершения: первого в Вифлиофике, VI, 163 и X, 2, второго ibid. XI, 3 (VI, 221). 749 Dialogus contra haereses с. 23, у Миня в Патрологии t. 155, р. 113 sub. fin. [В Ипатской летописи под 1146г., 2 издание стр. 228, называется воевода одного князя Иван Халдеевич. Этим даётся до некоторой степени знать, что тогда был уже у нас в обычае обряд пещного·действия.] 751 См. хронограф Малалы в Патрологии Миня t. 97, p. 701 и 704 и Рейский Комментарий к De Ceremoniis Константина Порфирогенита, к 19 главе II книги примечание 67,– у Миня в Патрологии t. 112, р. 1143. 752 Константин Порфирогенит в De ceremoniis lib. I, с. 32, у Миня в Патрологии t. 112, р. 412, Кодин De officiis Constantinopolitanis cap. 10, у Миня ibid. t. 157, p. 84. 753 См. у Дюканжа в Gloss. Graecit под словом βαοφρος μρα. [Выписку из, одного западного писателя начала XVII века об обряде входа в Иерусалим в неделю Ваий, совершавшемся в Иерусалиме, см. у Снегирёва в Русских простонародных праздниках, III, 172.] 754 На Западе в средние века духовенство ездило в неделю Ваий на деревянных ослах, которые таскаемы были мальчиками (Handbuch der christlich-kirchlichen Altertümer von Siegel, IV, 172 начало). Но производить наш обряд от этих западных деревянных ослов нам вовсе не представляется вероятным. 755 Что, впрочем, должно быть понимаемо далеко не совсем в точном смысле: у Греков нет ни одного славянского святого; между самими Славянами – у нас Русских не все святые сербские и болгарские, у Сербов и Болгар наоборот; у нас и у других Славян нет позднейших греческих святых: ни у Греков ни у кого из Славян вовсе нет грузинских святых. Следовательно, сказанное прилагается в точном смысле только к древним греческим святым. Святцы, по-славянски святьци, есть множественное слова святьць; а последнее значит или есть то же, что – святые (Словарь Востокова); следовательно, название святцы значит святые, т. е список, каталог святыхсвятки от единственного числа святок,– летопись под 1097г.– «останися на святок»,– праздники).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

б) Копию с отзыва о сочинении священника Василия Васильева: Своим исследованиям Васильев предпосылает введение. В введении замечаются противоречия автора собственным его мыслям, заключающимся как в самом введении, так и в других главах его сочинения. Так 1) на стр. 11 дело канонизации, по мнению автора, во время от половины XI века до половины XVI века большою частью представляется так: «умирает какой-нибудь подвижник, известный святостью своей жизни, после его смерти, спустя долгое или короткое время, является житие его, затем служба, начинают строить в честь его храмы и праздновать день смерти; словом: начинается почитание —69— церковное, что несомненным образом свидетельствует уже, что умерший признан за святого, или канонизован. Но когда эта канонизация совершилась и как, об этом сведений не сохранилось, потому что не находим акта канонизации». Подобная мысль автора может смущать благочестивое христианское чувство, как свидетельствующая, будто канонизация святых от XI до XVI века совершалась без ясных и основательных поводов, без отчетливого рассуждения. Главное же сам же автор на следующей 12 странице указывает разные источники для определения времени канонизации святых, на странице же 18 говорит о летописях, как необходимых источниках истории канонизации, заключающих в себе указания и сведения, драгоценные при исследовании канонизации святых. Затем в главе II автор исчисляет целый ряд святых, указывая, на основании разных источников, время и порядок их канонизации. 2) На стр. 8 автор говорит: «установление праздника в честь святого и внесение имени его в календарь или святцы составляют главнейшие и существеннейшие формы, в которых выражается и сопровождается канонизация святых». На странице же 14 он утверждает, что прославление того или другого святого не всегда сопровождалось внесением его имени в святцы или месяцесловы. 3) Замечаются также некоторые противоречия в рассуждениях автора о житиях святых и о службах в честь их, как способствующих определению времени канонизации святых, на стр. 15, 16 и 17. Нельзя при этом не обратить внимания на взгляд автора относительно происхождения служб в честь некоторых святых, могущий смущать благочестивое чувство: случалось, что какой-нибудь грамотей, особенно ревнуя о почитании и прославлении святого, по своей собственной инициативе составлял службу ему. Конечно, в первое время она не имела церковного значения, будучи употребляема в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По существу русской иконописи – неукоснительно следовать преданию, надобно полагать, что и до известного нам Подлинника, должны были существовать для иконописцев какие-нибудь пособия и источники; потому что нельзя же было мастеру всякий раз, как понадобится писать икону, делать экскурсии по разным городам и монастырям, чтобы копировать древние образцы или с ними соображаться. Сведения о святых и о праздниках он мог почерпать из Житий Святых и из разных церковных книг, и особенно из Прологов, расположенных для удобства в справках по месяцам и числам. Но кроме того, необходимо было иметь под руками рисованные образцы, снятые на бумагу с икон на дереве и на стенах, как с русских, так и с греческих, которые, без сомнения, всякий раз привозили с собой греческие мастера, когда были вызываемы на Русь. Эти снимки были не иное что, как лицевые Святцы, то есть изображения всего церковного круга, расположенные по месяцам и по дням. Для практического удобства при каждом изображении должны были помещаться объяснительные надписи, содержащие в себе краткие сведения о праздниках и о святых. Так как снимки эти писались сначала на пергаменте, а потом на бумаге, по большей части, без красок, одними контурами или черными линиями, то в подписях кратко означались колера не только одежды, но и цвета лица и волос. Неизвестно, были ли такие лицевые подлинники на бумаге в полном своем составе в XVI веке, но от начала XVII в. они сохранились, как например, в рукописи, принадлежащей графу Строганову, а в отдельных листах, в собраниях г. г. Забелина, Маковского, Филимонова, и, без сомнения, у многих из современных иконописцев. Собственно, так называемый Иконописный Подлинник, распространенный во множестве списков, состоит не из рисунков, а только из объяснительного текста, и потому может быть назван Толковым, в отличие от Подлинника лицевого или от рисунков. Этот то Толковый Подлинник и составлен вследствие настоятельной потребности, впервые заявленной, как следует, в Стоглаве. В основу подлинника были взяты святцы, то есть, как самый текст или месяцеслов, так и соответствующие тексту изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Сведения о святых и о праздниках он мог почерпать из Житий Святых и из разных церковных книг, и особенно из Прологов, расположенных для удобства в справках по месяцам и числам. Но кроме того, необходимо было иметь под руками рисованные образцы, снятые на бумагу с икон на дереве и на стенах, как с русских, так и с греческих, которые, без сомнения, всякий раз привозили с собою греческие мастера, когда были вызываемы на Русь. Эти снимки были не иное что, как лицевые Святцы, то есть изображения всего церковного круга, расположенные по месяцам и по дням. Для практического удобства при каждом изображении должны были помещаться объяснительные надписи, содержащие в себе краткие сведения о праздниках и о святых. Так как снимки эти писались сначала на пергаменте, а потом на бумаге, по большей части без красок, одними контурами или черными линиями, то в подписях кратко означались колера не только одежды, но и цвета лица и волос. Неизвестно, были ли такие лицевые Подлинники на бумаге в полном своем составе в XVI в., но от начала XVII они сохранились, как, например, в рукописи, принадлежащей графу Строганову, а в отдельных листах – в собраниях г.г. Забелина, Маковского, Филимонова и, без сомнения, у многих из современных иконописцев. Собственно так называемый Иконописный Подлинник, распространенный во множестве списков, состоит не из рисунков, а только из объяснительного текста и потому может быть назван Толковым в отличие от Подлинника Лицевого, или от рисунков. Этот-то Толковый Подлинник и составлен вследствие настоятельной потребности, впервые заявленной как следует в «Стоглаве». В основу Подлинника были взяты Святцы, то есть как самый текст, или Месяцеслов, так и соответствующие тексту изображения. Эта основа неизменно проходит по всем спискам Подлинника, и по кратким, и по распространенным, и именно этою-то календарною системою русский Подлинник существенно отличается от Подлинника греческого, известного по редакции, изданной Дидроном. Русский Подлинник, следуя Святцам, даже в самом заглавии своем означает пределы годичного церковного цикла: «Последование церковного пения по уставу иже в Иерусалиме Святыя Лавры Преподобнаго Отца нашего Саввы: от месяца Септемвриа до месяца Августа»; или: «Синаксарь праздником Господским и Богородичным и избранным святым великим, ино средним и рядовым»; или: «Книга, глаголемая Подлинник, сиречь, описание Господским праздником и всем святым, достоверное сказание, како воображаются и каковым образом и подобием о всем свидетельствует и извещает ясно и подробну, от месяца Сентеврия до месяца Августа, по уставу иже в Иерусалиме святыя Лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы освященнаго»; и затем: «Месяц Септемврий, имеяй дней 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

При всей культурной бедности революционного стана, он один хранил в упадочной России XIX века дух героического подвижничества. Зрелище этой неравной борьбы, революционный Плутарх, революционные святцы – долго будут воспитывать общественно-патриотическое сознание русского юношества: конечно, при условии абстракции от содержания революционных доктрин, стоявших в кричащем противоречии с мученическим подвигом и идеалом. Наша великолепная реакция – даже в Достоевском и Леонтьеве – всегда несла в себе разлагающее зерно морального порока. В борьбе с победоносной революцией она представляла партию декаданса против моральной чистоты и против жизненного христианства. Имморализм реакционной «традиции» XIX и XX века обесценивает ее воспитательное значение для будущей России. Но революция не только святцы декабристов и народовольцев. Революция – это также безумие и злодейство большевиков. Из песни слова не выкинешь; России, как и Франции, придется принять или отвергнуть революцию целиком. Сейчас, в разгаре борьбы, можно и должно противополагать Февраль Октябрю. Для будущего это противоположение бессмысленно. Французский радикал уже не судит тяжбу жирондистов и монтаньяров. Спор Робеспьера с Дантоном интересует лишь узкий круг историков. Так и будущая Россия будет стоять на распутье между Лениным и царем. В свете большевизма в русской традиции вскрылись глубокие противоречия: Герцен и Бакунин, Лавров и Нечаев, народники и марксисты. Начав политическую чистку, нельзя нигде остановиться. Даже в Герцене, даже в Лаврове можно разглядеть большевистскую гримасу. Как русская монархия влачит на своих плечах опричнину, бироновщину и позор последнего царствования, так революция не может сбросить бремени Нечаева и Ленина. Это бремя морально чрезвычайно отяготительно. Но романтика революции всегда будет уравновешивать романтику старинных усадеб. Злодейства нашей эпохи будут восприниматься так, как они должны восприниматься: как историческая трагедия, героем которой является народ. Злодеяниям нет места в житиях святых, но без них немыслим Плутарх, немыслим Шекспир.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Думаю, будет уместным всем занимающимся или интересующимся вопросами канонизации святых напомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные им на прошлом Архиерейском Соборе: «Одним из недугов нашего времени стало умножение почитания лиц, канонизация которых невозможна. Таким лицам пишутся жития и акафисты, в поддержку их канонизации собираются подписи. Введенный в заблуждение народ недоумевает: почему не прославляют такого-то человека? Многочисленные канонизации, осуществленные в последние десятилетия, дали повод к превратному пониманию этого благодатного процесса церковной жизни, который воспринимается некоторыми не как констатация сложившегося в церковном народе почитания подвижника веры, засвидетельствованного Богом чудесами, а как посмертная награда за труды» . К этому относятся не только те, канонизация которых является невозможной по причине наличия материалов, ей препятствующих, или отсутствия знания о сути их духовного подвига, но и те, кто, будучи государственным деятелем или выдающимся военачальником, мыслится некоторыми обязательно включенным в церковные святцы. Вместо того, чтобы усиливать патриотическое воспитание на всех образовательных уровнях, разъясняя значение наших выдающихся деятелей для Отечества, некоторые думают одним только включением их в святцы решить очень сложный вопрос национального патриотического воспитания, а между тем только запутывают сам вопрос. Такой переход исторического деятеля в «церковное ведомство» может привести к тому, что он перестанет восприниматься народом как общенациональный герой, так как среди народа есть люди верующие и неверующие, между тем как восприятие его церковным народом останется закрытым, потому что мы ничего не знаем о сути его духовного подвига. Настоящее время – это время, призывающее нас к подвигу, но также призывающее нас к трезвенности и к очищению, прежде всего, своей души, чтобы не вносить нам в церковную ограду, в место святое ничего своего, страстного, соблазнительного, спорного и разделяющего.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Святцы описываемой рукописи отличаются от единоверческих Святцев московской печати 1873 года следующими особенностями: во первых, в них отмечаются поклоны приходные и исходные и келейное правило; во вторых, даются указания относительно трапезы, причем нередко делаются ссылки на уставы: Соловецкий, Кирилловский и Сергиевский. Отметим, что указания о поклонах и трапезы в сокращенном виде находятся в единоверческом Малом Домашнем Уставе московской печати 1901 года; в третьих, находятся отпусты на каждый день седмицы и праздничные (96 об.–209); в четвертых, имеются некоторыя интересныя дополнительныя статьи в виде заметок, которыя мы и приводим здесь. Под 31-м января сказано: «В той же день память святыя мученицы Трифены. Стих. «Юнцем Трифена раздроблена телом их пищи послана неизреченней. Та бяше от града Казическаго иже у Елиспонтэ лежимаго дщи Анастасиа синклитика и матере Сократии, христианома сущема. Прииде же сама на мучение ни от кого же приведена, укоривши бо мерзския идолы и их же яко Бога чтущих безумно блудящих и отступити от суетства поучаше и к Богу истинному обратитися моляше. Того ради повелевшу Кесарию игемону и в пещь огненну ввержена бывши и оттуда преславно избавлена и на высоце древе обешена бысть и к дому стоящым гвоздием низвержена таже зверем вдана бысть и убо зверие тои не коснушася. Послежде юнцу затекшуся и рогом ту растерза низложи. Глаголют же се яко идеже кровь ея истече источнику водному истекшу ту, от негоже по еже родити женам или скотом не имеющым корму почерпше и пивше или скот напоити абие и младенцем млеко велми источити в славу Богу». См. Прологь, напечатанный С.-Петербургскою Синодальною типографиею в 1895 году. Под 30-м марта замечено: «В сий же 30-й день распят бысть Господь наш Исус Христос на кресте в шостый день и в шестый час дне пятка. И предан бысть в среду Июдою Искариотским от обоюнадесяте апостол старейшим и первейшим его учеником на 30-ти сребреницех. А един сребреник содержигь в себе 30 литр. А в литре 160 рублей. А всех литр 900 в сребреницех. А един сребреник 4000 рублей. А всех рублей считается в 30-ти сребрениках 100 и 40 и 4 тысящи». Сл. о цене 30 еребреник то, что издано в «Библ. Мат.» A. Н. Попова , XV–XIX, стр. 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По существу русской иконописи – неукоснительно следовать преданию, надобно полагать, что и до известного нам Подлинника, должны были существовать для иконописцев какие-нибудь пособия и источники; потому что нельзя же было мастеру всякий раз, как понадобится писать икону, делать экскурсии по разным городам и монастырям, чтоб копировать древние образцы или с ними соображаться. Сведения о святых и о праздниках он мог почерпать из Житий Святых и из разных церковных книг, и особенно из Прологов, расположенных для удобства в справках по месяцам и числам. Но кроме того, необходимо было иметь под руками рисованные образцы, снятые на бумагу с икон на дереве и на стенах, как с русских, так и с греческих, который, без сомнения, всякий раз привозили с собой греческие мастера, когда их вызывали на Русь. Эти снимки были не иное что, как лицевые Святцы, то есть, изображения всего церковного круга, расположенный по месяцам и по дням. Для практического удобства при каждом изображении должны были помещаться объяснительные надписи, содержания в себе краткие сведения о праздниках и о святых. Так как снимки эти писались сначала на пергаменте, а потом на бумаге, по большей части, без красок, одними контурами, или черными линиями, то в подписях кратко обозначались колера не только одежды, но и цвета лица и волос. Неизвестно, были ли такие лицевые подлинники на бумаге, в полном своем составе в XVI веке, но от начала XVII-ro они сохранились, как например, в рукописи, принадлежащей графу Строганову, а в отдельных листах, в собраниях гг. Забелина, Маковского, Филимонова, и, без сомнения, у многих из современных иконописцев. Собственно, так называемый Иконописный Подлинник, распространенный во множестве списков, состоит не из рисунков, а только из объяснительного текста, и потому может быть назван Толковым в отличие от Подлиннника лицевого, или от рисунков. Этот-то Толковый Подлинник и составлен вследствие настоятельной потребности, впервые заявленной, как следует, в Стоглаве. В основу подлинника были взяты святцы, то есть, как самый текст, или месяцеслов, так и соответствующие тексту изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010