53 О добродетели как о равновесии между излишеством и недостатком страстей см.: Св. Василий Великий, «Толкование на книгу пророка Исаии»: «Добродетель есть в некотором смысле середина и соразмерность; а излишек и недостаток, в ту или другую сторону выступающий из пределов добродетели, есть неумеренность и безобразие. Так, мужество есть середина, излишек его — дерзость, а недостаток — робость». 54 Здесь старец Иосиф имеет в виду, что наша природа, как изменчивая и удобопреклонная ко греху, легко увлекается посторонними предметами и подлежит воздействию своего окружения. 55 цит. по: Творения, т. I, с. 343. Ср. также: Аристотель, Никомахова Этика , 1104 а; 1106 b — 1107 а. 56 См. об этом примечание на с. 38. 57 Рус.: «да плачет кипарис, ибо упал кедр» 58 Подробнее об этом см. предыдущую Беседу, а также примечания к ней. 59 Поговорка «нечего взять у не имеющего ничего» восходит к Лукиану (Диалоги мертвых, 22, 1), книгами которого широко пользовались в Византии в качестве учебных текстов. В несколько перефразированном виде это выражение встречается, напр., у св. Григория Нисского (О сотворении человека, Беседа I, PG 44, 264) и св. Иоанна Златоуста (Беседы на Евангелие от Матфея, Беседа XXV, 4, PG 57, 326). 60 Ср. Мф. 25:21: «Добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю». 61 В греч. тексте Септуагинты: εν εμο — «во мне». 62 Рус.: «и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка». 63 См. примечание на с. 38. 64 Ср. рус: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека». Следует отметить, что синодальный перевод по сравнению с греческим текстом несколько неточен (в греч.: τι τουτο πας ο ανθρωπος ). Последние слова можно перевести так: «потому что в этом — весь человек», что ближе славянскому буквальному переводу. 65 Согласно учению Святых Отцов, душа разделяется на три части: разумную, раздражительную и вожде-левательную. В результате грехопадения разумная часть ( το λογικν ), призванная господствовать над человеком, подчинилась двум другим. Таким образом, неразумная часть души ( το αλογον ), объединяющая раздражительную и вожделевательную части, стала противоборстующей силой неразумия ( το παραλογον ), своего рода инстинктом, влекущим человека ко греху. В этом же смысле старцем Иосифом употребляется выражение «противоборствующий закон истления» (см. Рим. 7:23), встречающееся во многих Беседах. См. также примечание на с. 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

Что разумеется, однако, под святостью неодушевленных предметов? Конечно, не добродетель (лишенные разума и свободы, эти предметы не способны к добродетели), но большая или меньшая близость их к Божеству, большая или меньшая степень подобающего им почитания, особенно же благодатная или чудодейственная сила, которую они получают чрез свое приближение к Богу, источнику спасения (ср. Мф. 9:20 ; Мф. 14:36 и под.). Мф. 23:20–21 . Иже кленется олтарем, кленется им, и сущим верху его. Если таково общение между жертвенником и тем, что находится на жертвеннике, то не права ли Церковь , когда почитает крест, на котором вознес Себя в жертву Иисус Христос, и не относится ли это почитание к Самому Христу, на кресте вкусившему страдания и смерть? И наоборот, кто хулит и проклинает крест, тот не хулит ли и Распятаго на нем? Конечно (ср. Гал. 6:14 ; 1Кор. 1:18 ). Мф. 24:20 . Молитеся, да не будет бегство ваше в зиме, ни в субботу. На основании этих слов субботники утверждают, что суббота должна соблюдаться и в Новозаветной Церкви, так как Христос будто бы предрек, что если бегство верующих в Него придется в субботу, в 7-й день ведали, то покой сего дня должен будет помешать этому бегству. Но под «субботой» разумелся у евреев не только 7-й день недели, а и вообще праздничный день: см. Лев. 16:31 (день очищения называется субботой суббот), Лев. 23:11 (пасха называется субботой), Лев. 23:32 и др. мм. Посему слова Христа можно излагать так: «да не будет бегство ваше в праздничный день». И действительно, ап. Павел отправился в путешествие только в понедельник, а в 1-й день недели, в воскресенье, учил и преломлял хлеб: Деян. 20:7–11 . Мф. 24:34–36 ; см. примеч. к Мк. 13:30–32 . Мф. 26:26 . Прием Иисус хлеб, и благословив преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое. По еванг. Луке, Христос присоединил еже за вы даемо ( Лк. 22:19 ), а по св. Павлу, сказал еще: еже за вы ломимое ( 1Кор. 11:24 ). По еванг. Луке, сказал также: сие творите в мое воспоминание. Отвергающие таинство Тела и Крови Христовых прямо противятся словам Господа: сие творите в мое воспоминание. Что сие? Конечно то, что пред этим перечислено; а именно – взятие (прием, проскомидия), благословение (освящение молитвою, пресуществление хлеба в Тело Христово силою Св. Духа, что бывает во время литургии верных), преломление и раздаяние (причащение священнодействующих и верующих). Кто говорит, что хлеб в Евхаристии есть только образ Тела Христова, тот противоречит смыслу слов: сие есть тело мое (Господь не сказал: это есть образ, подобие Тела Моего), противоречит также и слову: ломимое, так как это слово имеет связь, с предшествующим: преломи; значит, Господь преломлял уже не хлеб, знак Тела, а самое Тело. (На Голгофе Тело Господне не преломлялось, в чем еванг. Иоанн и усматривал исполнение ветхозаветного проречения: кость не сокрушится от него, Ин. 19:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Пища См. еще Воздержание (Приложение I); Пост . Не осуждай ядущего непотребную пищу: Кто ест, не осуждай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его ( Рим.14:3–4 ). Различие скоромной (мясной) и постной пищи: Иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи ( Рим.14:2 ). Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат претыкается, или соблазняется, или изнемогает ( Рим.14:21 ). В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои ( Дан.10:2–3 ). Худо делает человек, который ест на соблазн: Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн… Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер ( Рим.14:20,15 ). Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 ). Примечание. Но не должно думать, что, если нет опасности соблазнить немощную совесть брата, то можно, например, нарушать втайне пост. Пост, установленный Богом, утвержденный примером Иисуса Христа и апостолов, принят святой Церковью и, как установление церковное, должен быть соблюдаем во всей строгости, ибо, если кто церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.18:17 ). Умеренность в пище дает здоровье, а излишество причиняет болезнь: Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкою на своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка; страдание бессонницей, и холера, и резь в животе бывают у человека ненасытного ( Сир.31:21–23 ). Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни ( Сир.37:32–34 ). Должно соблюдать воздержание в пище: Горе вам, пресыщенные, ибо взалчете ( Лк.6:25 ). Пьяницы царствия Божия не наследуют ( 1Кор.6:9–10 ). Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством ( Лк.21:34 ). Должно молиться пред принятием пищи и после того: Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию ( 1Кор.10:31 ). [Господь Иисус Христос] взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу ( Мф.14:19 ). [По окончании тайной вечери Иисус Христос и апостолы] воспевши, пошли на гору Елеонскую ( Мк.14:26 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

12 . Как примирить пребывание в Церкви многих пастырей со словами Иисуса Христа: Да будет едино стадо и един Пастырь ( Ин.10:16 )? Иисус Христос есть единый Пастырь небесный, Божественный, а земных пастырей может быть и должно быть много. Он единый Пастырь в том смысле, что только Он предал Себя за Церковь ( Еф.5:25 ) и приобрел ее Себе кровью Своею ( Деян.20:28 ). Земные же пастыри суть пастыри по избранию и посланничеству от Иисуса Христа ( Ин.15:16–18 ; Лк.10:1,3 ); для них Христос есть Пастыреначальник ( 1Петр.5:4 ). Примечание. Итак, Иисус Христос не предоставил верующих самим себе; но поручил их руководству пастырей, которые суть законные учители в Церкви, совершители таинств и начальники ( 1Тим.5:17 ; Деян.15:22 ). Отсюда два или три верующих, без законного пастыря, т. е. вне общения с епископом или пресвитером, не составляют Церкви ( Мф.18:20 ), равно не составляют Церкви и те общества, которые не имеют у себя законных пастырей, преемственно и непрерывно идущих от апостолов. 13 . Церковь Христова при множестве членов и различии народов, составляющих ее, есть единая Церковь : Я уже не в мире, но они в мире, а Я иду к Тебе. Отче святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:11,20–21 ). Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ). Примечание. Хотя существуют многие отдельные и самостоятельные церкви (Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Российская); но это – поместные церкви или части единой вселенской Церкви Христовой, такие же, как при апостолах были церкви: Коринфская, Ефесская ( Откр.2:1 ), Смирнская ( Откр.2:8 ), Пергамская ( Откр.2:12 ) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мф.25). Они проплыли около двадцати пяти или тридцати стадий, когда увидели Иисуса, шествующего по морю и бывшего близ лодки. Они встревожились, думая, что л о призрак, и от страха вскричали, потому что все видели Его, и испугались (Мф.26; Мк.49-50. Ин.19). И тотчас же Иисус заговорил с ними и сказал им: ободритесь! это - Я, не бойтесь (Мф.27; Мк.50; Ин.20). Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И сойдя с лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Видя же сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи, спаси меня! Тотчас же Иисус, простерев руку, поддержал его, и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф.28-31) Ученики пожелали принять Его к себе в лодку (Ин.21). И Он вошел к ним (Мк.51). И когда вошли они, ветер утих (Мф.32). Бывшие же в лодке, подойдя, поклонились Ему, говоря: действительно Божий Сын Ты (Мф.33). А лодка, между тем, сейчас же очутилась в пределах той земли, куда они плыли (Ин.21) И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились они чудом над хлебами: сердце их было окамененно (Мк.52). И переправившись, прибыли в землю Генисаретскую и пристали к берегу (Мф.53) И когда они вышли из лодки, сейчас узнавшие Его жители того места послали обежать всю окрестность ту, и начали приносить к Нему на кроватях всех больных туда, где Он, как слышно было, находился. И куда бы ни приходил Он - в селения ли, в города ли, в деревни ли, - клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им коснуться хотя воскрилия одежды Его; и которые касались Его, исцелялись (Мф.35-36; Мк.54-56). ПРИМЕЧАНИЯ к главе XXXI 1. Первая Пасха - вскоре после Крещения, когда Господь изгнал торжников из храма (Ин.2:13-25). Вторая Пасха, когда Господь исцелил 38-летнего расслабленного (Ин.5:1). Третью Пасху Господь не идет праздновать в Иерусалим, а пребывает в Галилее и празднует ее чудесным насыщением пятью хлебами и проповедью о хлебе небесном в синагоге капернаумской. 2. Так как из последующего видно, что Он тут же сел с Апостолами в лодку (Мф.14:13: Мк.6:32).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Завоевателям и тиранам мира сего пророк противопоставляет истинного Царя — Мессию: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, Кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. (9,9) Мессия не случайно выбирает осла. Конь издавна был символом войны. Кроткий же Царь должен вступить в святой град верхом на животном, которое знаменует мир. Поэтому Христос Спаситель поступит именно так, когда будет торжественно въезжать в Иерусалим (Мф 21,1-5). Пророк показывает людям, что приход Мессии — это чудо Божественного милосердия. Грешники не заслужили его, пастыри народа были недостойными (11,1-11). Сам Господь хочет быть Добрым Пастырем для Своих овец. Но неблагодарность людей велика. Бог спрашивает через пророка, как отплатят они Ему за Его заботу, и получает тридцать сребренников — стоимость раба (ср. Исх 21,32). Так оценено деяние небесного Пастыря. Символическое действие пророка, бросающего сребренники в Храме для покупки на них земли горшечника, указывает на грех народа. Землей горшечника называли бесплодные глинистые земли, стоившие очень дешево (11,12-13). Это как бы прообраз преступления Иуды, который получил за свое предательство цену раба (Мф 27,5,9-10). Книга завершается описанием раскаяния грешников: А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Меня , Которого пронзили, и будут рыдать, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской (12,10-11). Пророчество указывает не только на раскаяние народа, плачущего о том, что он пронзил Господа своими грехами, но и на страждущего Мессию, прободенного на кресте. Примечание. Гададриммон (Хадад-Риммон) был ханаанским богом природы, смерть которого оплакивали в ежегодном ритуале. Пророк сравнивает этот ритуал со всенародным покаянием, которое захватит не только Израиль, но и все племена (12,14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Св. Василий Великий Если Бог есть праведный Судия, не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего, другой - червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, а иной - геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, а другой - тьмы кромешной, где один доведен до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И сказанное в притчах во глубине преисподней (Притч. 9, 18) дает разуметь, что некоторые, хотя во аде, но не во глубине преисподней, терпят легчайшее мучение Св. Иоанн Златоуст Не за все грехи одинаково наказывает Бог; но есть многие и различные наказания, смотря по времени, по лицам, по достоинству, по разуму и по многим другим обстоятельствам. Тяжесть греха увеличивается от того, совершен ли он сознательно, или бессознательно; и от места, на что Сам Христос указывает: между храмом и жертвенником (Мф. 23, 35); и от качества самих преступлений, и от лиц. Подобным образом, если кто превосходит своею беспечностью самых плохих людей, что Бог порицает у Иезекииля в следующих словах: даже не поступаете и по постановлениям язычников (5, 7); когда кто-либо не исправляется даже примерами других; когда кто не пользуется особенным промышлением: если бы в Тире и Сидоне явлены бъии силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам (Мф. 11, 21, 22). Видишь ли совершенную точность, и то, что не все за одни и те же грехи получают равное наказание? И мы, если не воспользуемся долготерпением Божиим, подвергнемся большему наказанию. Это подтверждает ап. Павел: по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев (Рим. 2, 5) Примечания 1 беседа на Евр. СПб., 1861, с. 21-25. 9 беседа на 1 Кор., ч. 1. СПб., 1860, с. 149-163. Творения, т. V. М., 1872. Краткие правила, 267 вопр., с. 346-347/

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Г. Евангелие. а) Начало Евангелия: 3–4 главы. 62) Явление Предтечи с проповедью о Грядущем Спасителе и крещением на Иордане: Мф.3:1–12 . 63) Крещение Спасителя, как внешнее приуготовление Его к мессианскому служению: Мф.3:13–17 . 64) Искушение Спасителя, как внутреннее приуготовление Его к мессианскому служению: Мф.4:1–11 . 65) Начало мессианского служения Спасителя в Галилее: Мф.4:12–25 . б) Первая часть Евангелия – царское служение Спасителя: 5–7 главы. 66) Историческое введение к Нагорной Проповеди и первая часть её – блаженства и их значение для мира. Общие замечания о Нагорной Проповеди и о лжетолкованиях её Толстым и другими. 67) Тема второй части Нагорной Проповеди ( Мф.5:17–20 ) и учение Господа: об убийстве ( Мф.5:21–30 ), о разводе и клятве ( Мф.5:31–37 ), о мщении и любви ( Мф.5:38–47 ), – заключение второй части Нагорной Проповеди ( Мф.5:48 ). 68) Третья часть Нагорной Проповеди: Мф.6:1–7:29 . в) Вторая часть Евангелия – царское служение Спасителя: 8–25 главы. 69) Спаситель как носитель немощей и болезней человеческих: Мф.8:1–17 . 70) Краткое истолковательное обозрение Мф.8:18–10:50 с более подробным объяснением: 8:18–22, 29–32, –9, –13 –10, 10. 13. 23. 34–36. 40–42. —50— 71) Краткое истолковательное обозрение XI–XIII глав с более подробным объяснением 11:20–30 и 12:22–45. 72) Краткое истолковательное обозрение XIV–XVII глав с более подробными объяснительными примечаниями к 14:14–21 и парал. 15:32–38, –16:13–20, 28, –17:1–9, 19–21 и парал. 21:21–22 и 24–27. 73) Краткое истолковательное обозрение XVIII–XXV глав с более подробными объяснительными примечаниями к Мф.19:3–15 и парал. Лк.16:1–14 , —21—26, –16:25–28, –21:1–22, –22:16–46, –23:1–39, –24:15, 26–28. г) Третья часть Евангелия – первосвященническое служение Спасителя: 26–27 главы. 74) Краткое истолковательное обозрение XXVI–XXVII глав с более подробным объяснением 26:7–29, 36–50, –27:3–10, 46–47. Д. Окончание Евангелия – победа Спасителя над смертью и злом, Его воскресение и вознесение: 28-я глава. 75) Краткое истолковательное обозрение 28-й главы евангелия по Матфею: победа Спасителя над смертью и злом чрез воскресение Его из мертвых и вознесение на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6. А нам надлежит, если мы решили последовать Богу, отказаться от широкого и пространного (пути) (Мф. 7:13), — ибо это путь смерти — и перейти на путь узкий и скорбный, ибо он ведет к жизни (Мф. 7:14). 7. Если ты лишишься имущества, считай богатство 30 за ничто; ведь вместо одного приобретешь (многое (Мф. 19:29). Если (лишишься) и кого-нибудь из любимых — и они не погибли для тебя; тех, которых ты лишился на краткое время, будешь иметь вечно. Глава 8 1. Посмотри на того мужа, проповедника явления Святого, который, на малое (время) быв послан в мир, даже немного не задержался в нем, (но) пренебрег едва не всем, находящимся здесь. Он питался саранчею и диким медом и одевался верблюжьей шерстью (Мф. 3:4). Поэтому из всех рожденных (Он) явился наибольшим (Мф. 11:11) ради простоты (своей) одежды, неизысканности пищи и скудости стола. 2. Посмотри и на ту нищую вдовицу, у которой все имение — две медные монеты (Лк. 21:2): пренебрегая и этим, (она) подаянием превзошла многих богачей. 3. Если же кто-нибудь хочет творить небесные заповеди и выполнять до конца закон спасения, (тот) найдет многие причины бывающих здесь огорчений: (случаются они) и с тем, кто воздерживается от супружества, в то время, как природа еще требует (этого) и позволяет, — и с тем, кто, имея две одежды (Лк. 3:11), делится с нищим и нагим, — и с тем, кто не презирает требующих пищи или служит жаждущему (Мф. 25:35, 36), хотя бы (напоив его) студеной водой (Мф. 10:42), — и с тем, кто принимает в дом (Ис. 58:7) не имеющего крова и (возможности) высушить (мокрую одежду) — и с тем, кто соединил свою душу с пленником или служит недужному в (его) болезни. 4. Такой (человек) будет причислен к лику стоящих направо (Мф. 25:34) от Судии; будет почтен Царем, так что наименуется Божиим сыном (1Ин. 3:1), в неизреченном мире будет (он) жить, питаясь Божиим изобилием, когда прекратится счет времени (Апок. 10:6). Примечание «Когда они каким-либо образом» — такой перевод может быть дан лишь предположительно. В слав, тексте здесь возможно искажение смысла подлинника. БО 209 предлагает читать «иже какоже» вм. «и никакоже». Не исключена возможность и другого чтения, например, «оним какоже».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3652...

Мощи святых Человеческое тело предназначено Богом к нетлению: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:53 ). Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа… разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие ( 2Тим.1:8,10 . Ср. 1Кор.15:47–49 ; 2Кор.4:10–11 ). Свидетельство слова Божия о телах святых угодников: Много скорбей у праведника, и от всех их избавляет Господь. Он хранит все кости их; ни одна из них не сокрушится ( Пс.33:20–21 ). И двенадцать пророков – да процветут кости их от места своего! ( Сир.49:12 ). Указание в слове Божием на то, что тела святых по смерти их, остаются нетленными: И гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ). Примечание. Так как здесь сказано, что воскресли тела [а не прах], то, значит, тела эти лежали в земле нетленными. Как изъясняет слово Божие, почему тела святых сохраняются нетленными? Сокровище сие [благодать Духа Святого] мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:55 . Ср. Ин.15:1–5 ; 2Кор.1:21–22 ; Еф.4:30 ; Рим.8:23 ). Примечание.Отсюда видно, что тела святых, будучи при жизни сосудами благодати Святого Духа, плоти и крови Господа нашего Иисуса Христа, сохраняются от тления этою же благодатью, сопребывающего с ними и после смерти. Как очищенные еще при жизни от греха – причины смерти и тления ( Рим.6:12 ), они не подлежат тлению и по смерти. Благодать Божия пребывает с телами святых и по смерти: И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои ( 4Цар.13:21 ). По успении его (Елисея), пророчествовало тело его ( Сир.48:14 ). Почему тела других людей по смерти не остаются нетленными, а подлежат разрушению? В большом доме есть сосуды, не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело ( 2Тим.2:20–21 . Ср. Евр.3:6 . 1Кор.15:40–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010