В заключение следует сказать, что плоды настоящей практики не могут быть грандиозными; известно, что пожинаем мы только то, что посеяли. Процент полной воцерковляемости вступающих в Церковь по указанной схеме естественно не высок. Но все-таки, несмотря на то, что большая масса крестившихся неизбежно теряется, какая-то часть сознательно остается, и священнику радостно видеть этих людей в качестве самой дорогой награды. Да и те остальные, кто и после получения прав на огромное наследство все-таки не решаются остаться в дому Отчем и пускаются в известное своими последствиями путешествие ( см. Лук. 15:11-32 ), надо думать, подспудно сохраняют память о «дворах Господних». Мы имеем надежду, что они вернутся сюда раньше одиннадцатого часа ( см. Мф. 20:1-16 ). Библиография Источники 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русск. пер. с комм. – Брюссель, 1983. 2. Дидахе. Учение Двенадцати Апостолов: Писания мужей апостольских. – Рига, 1992. 3. Св. Иустин Философ и мученик. Творения. – Библиотека отцов и учителей Церкви. Т.1. – М., 1995. 4 . Св. Игнатий Антиохийский . Послание к Ефесянам: Писания Мужей Апостольских. – Рига, 1992. 5. Тертуллиан . О покаянии. – Творения. Ч.2. – СПб., 1847. 6. Тертуллиан. О Крещении. – Избранные сочинения. – М., 1994. 7. Св. Ипполит Римский . Апостольское предание. – Богословские труды. 5, – М.,1980. 8. Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии. – СПб., 1855. 9. Св. Кирилл Иерусалимский . Поучения огласительные. – Творения. – М., 1855. 10. Св. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. – М.,1991. 11. Св. Иоанн Златоуст . Первое огласительное слово. – Творения. Т. II. – СПб., 1899. 12. Преп. Максим Исповедник . Примечания к трактату «О церковной иерархии». – Писания Отцев и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. I. – СПб., 1855. 13. Свт. Феофан Затворник . Собрание писем. Bыn.VII., – М.,1901, с.217. 14. Св. Николай Японский . – В кн.: Накамура К. Дневники Святого Николая Японского. – Хоккайдо, 1994, сс. 7–9. Дополнительная литература 15. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов города Москвы.– Московский Церковный Вестник. 1.– М.,1998, сс. 1–3. 16. Алмазов А. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. – Казань,1884. 17. Антоний (Храповицкий) , митр. Исповедь. – М., 1996. 18. Арранц М., о.и. Исторические заметки о чинопоследовании таинств. – ЛДА, 1979 . 19. Арранц М. Чин оглашения и крещения в древней Руси. – Символ. 19. 1988, сс. 69–100. 20. Афанасьев А., прот. Вступление в Церковь. – М.,1993. 21. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. – Вехи. М.,1991. 22. Голубинский Е. История Русской Церкви. Т.1. Ч.III. М.,1997. 23. Желудков С., свящ. Письма к атеисту. – В сб.: Христианство и атеизм. – Брюссель,1982.

http://azbyka.ru/katehizacija/opyt_priho...

Вопросу отождествления подвижников, носящих имя Пафнутий, посвящено пространное примечание к «Житиям» свт. Димитрия Ростовского (12 июня, Житие преп. Онуфрия Великого). «С точностью неизвестно – говорится в нем, – какой именно преподобный Пафнутий обрел в пустыне преподобного Онуфрия, ибо в Церковных историях и в Патериках встречаем нескольких святых с именем Пафнутия». Далее комментатор перечисляет восемь Пафнутиев, упоминающихся в месяцесловах и писаниях историков Церкви, и заключает: «Относительно же того Пафнутия, который обрел преподобного Онуфрия, мы не имеем никаких известий» (Жития святых. Месяц июнь. М., 1913, сс. 230–231). Ср. комментарии Росвейде на эту же тему: к гл. 16 «Истории монашества» Руфина (PL 21, 435–436, not. а) и, собственно, к житию Онуфрия (PL 73, 219, not. 2) (Прим. ред.). 384 См. Steidle В. (О. S. В.) Homo Dei Antonius//Antonius Magnus Eremita (356–1956)//Studia Anselmiana. Vol. 38. Roma, 1956, рр. 148–200. 385 Слово «μοναστριον» впервые встречается у Филона Александрийского в «De Vita Contemplativa», М. 475.13: οκημα ιερν, καλεται σεμνεον κα μοναστριον [священное помещение, которое называется σεμνεον или μοναστριον]. Здесь оно обозначает затворенную комнату, помещение для уединенных размышлений и молитв (ср. «ταμεον» в Мф.6:6; 24:26 ; Лк.12:3 ). Этот отрывок из Филона приводит Евсевий: Hist. Eccl. 11, 17, 9 . В дальнейшем слово не встречается ни в одном из греческих текстов вплоть до конца третьего века, когда им начинают называть жилище монаха или отшельника. Так использует его свт. Афанасий Великий , так употребляется оно в «Historia Lausiaca». См. комментарий Ф. Конибира (Fred. С. Conybeare) нас. 211 его издания «Philo Aboutthe Contemplative Life» (Oxford, 1895). Ср. также «Vita Epiphanii», сар. 27: Епифаний пришел к Гиераку ν τ μοναστηρ αυτο [в его μοναστηριον]. Лишь к концу четвертого века слово «μοναστριον» приобрело сегодняшний смысл и стало обозначать «монастырь». См. также любопытный комментарий Ф. Дома (F. Daumas) во французском издании Филона: Philon d’Alexandrie.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

«Αν δ και τον μεστητα πρτον χοντα ν ριθμος πισωρεσας ς ν πιπδψ θς, οτω τν τε πρτον νεργεα τργωνον αποτελσεις αριθμν» — смысл фразы не представляется нам вполне ясным, как, похоже и издателю, так переведшему это место на новогреческий: «ν τν πρτον ποιος χει μεστητα πισωρεσεως αριθμητικς ς εις ππεδον σχμα, ττε τν πρτον αριθμν θ καταστσης νεργς τργωνον…». «Треугольными» в античной арифметике назывались числа кратные трем, так как их можно изобразить графически в виде треугольников. 125 Григорий Богослов, Богословские песни, 3, 57, PG 37, 412А (р. п.: Т. 2. С. 22). Цитата несколько изменена Паламой применительно к потребности момента. 126 В греческом тексте не стоит вопросительный знак, но нам кажется, что без него фраза теряет смысл. 127 Пс. 67:8–9. 128 Иоил. 3:1. 129 Т. е. пустой от благодати. Ср. в Великом покаянном каноне Андрея Критского: «вселишися в пустыню страстей покаянием». 130 См. Григорий Богослов, Слово 31, 25, PG 36,160D–161A (р. п.: Т. 1. С. 457). 131 Ин. 1:14,18. 132 Мф. 3:17; Мк. 1:11; Лк. 3:12. 133 Ин. 1:33. 134 Ин. 1:32. 135 Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 172–173 (р. п.: С. 21 (93)). 136 Ibid., 1, 13, op. cit., 13, 88–89 (р. п.: С. 40 (112)). 137 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, PG 75, 601C. 138 Ibid., PG 75, 580C. 139 Григорий Великий, Dialogi, II, PL 66, 203B. В PL 77, 145–146, прим. XXVI, говорится, что греки испортили оригинальную рукопись «Диалогов». Иоанн Диакон обвиняет Фотия во вставке и замене «et Filio» на «et in Filio maneat» (примечание издателей). 140 Пс. 35:10. 141 Дионисий Ареопагит, Послание 9,1, С. 828 (р. п.: С. 829). 142 Источник цитаты не обнаружен. 143 Ин. 15:26. 144 Григорий Богослов, Слово 20, 7, PG 35, 1073А (р. п.: Т. 1. С. 301). 145 Его же, Слово 31, 12, PG 36, 145D–148A (р. п.: Т. 1. С. 450). 146 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 33, PG 75, 569A. Св. Григорий несколько изменяет здесь цитату из св. Кирилла, которая в оригинале выглядит так: «останется [принадлежащим] Ему в собственном смысле слова [понимаемое выражение] «от Него», по причине того, что Он — от сущности Отца. Впрочем, [оно] подойдет и к ним [т. е. сущим], по причине того, что от Бога к бытию устремились не сущие, через Сына конечно». 147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

П.Т. Лютов Конспекты бесед Беседа первая (Мк.1:8 и 6:17–29) § 1. Примечания к тексту К ст. 1. Евангелие – греческ. слово, означающее буквально «благая весть», у классических писателей означает награду, вознаграждение за добрую весть или известия; в греч. переводе Ветхого Завета (LXX; употребляется и в этом смысле и в смысле самой вести; в Новом Завете – исключительно в последнем смысле, т.е. – доброй, радостной, благой вести (об Иисусе Христе, о царстве, Им основанном, или о спасении, Им совершенном). Провозвестником «евангелия», в данном случае, является Иоанн Креститель. Позднее слово «евангелие» стало означать самую книгу, повествующую о жизни Иисуса Христа. Иисус – греч. форма еврейского собственного имени Йешуа, или Йе‘ошуа, означающего, буквально, «он будет спасением» или «избавлением» (отсюда Мф.1:21 , «ибо»). Имя это было обычным среди иудеев, ср. Чис.13:17 ; 1Цар.6:14–18 ; Агг.1:1–14 , Кол.4:11 . Христос – греч. перевод еврейского слова Машиах (по-русски передается иногда словом «Мессия») означающего «помазанный» священным елеем при каком-нибудь посвящении, напр., в (арх-)иереи ( Лев.4:3–5 , в греч. библии ст. 5 звучит ‘о ‘иеревс ‘о христос), в цари ( 1Цар.10:1 ). «Помазанниками» в Ветхом Завете называются обычно цари иудео-израильские (называемые в славянск. библии христами, 1Цар.2:10; 26:9–16 ; 2Цар.1:14 ; Пс.2:2 и мн. др.), но также Израильский народ в целом, патриархи израильские ( Пс.104:15 ) и даже Кир, царь Персидский, Ис.45:1 . Впоследствии (в апокрифич. литературе, начиная с конца II века до P. X. и в арамейских толкованиях на текст Ветх. Завета) этим титулом именуется обетованный через пророков Царь и Спаситель мира. В новозаветное время титул «Христос» стал вторым собственным именем Господа Иисуса. В качестве такового (имени, а не титула уже) слово «Христос» (без члена) и употреблено здесь. Сын Божий. В Ветхом Завете выражение «Сын Божий» прилагается к ангелам ( Иов.1:6, 2:1, 38:7 ), к Израильскому народу ( Исх.4:22 ; Втор.14:1 ; Ос.1:10 ), к праведникам ( Прем.2:12–18 ), к Давиду (ср. 2Цар.7:14 ), но, кроме того, имеет и мессианский смысл ( Пс.2:7 ; Ис.9:6–7 ). Мессианское царство мыслилось теократическим, т.е. управляемым Богом при посредстве Его представителя – «Сына», «Помазанника». Здесь же это выражение употреблено Марком для обозначения второго лица Св. Троицы и вообще в Новом Завете употребляется в этом смысле. См. также примечан. к ст. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Ст. 22–24. Приступайте к Сионской горе, и ко граду Бога Живого, Иерусалиму небесному, и тьмам Ангелов, торжеству (торжествующему собору), и церкви первородных на небесех написанных, и судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к ходатаю завета нового Иисусу, и крови кропления, лучше глоголющей, нежели Авелева. В этих словах изображается всецелый состав Церкви, того небесного непоколебимого царства, в которое вступают верующие во Христа (ст. 28). Она называется горою Сионом, как местопребывание Божие, как место, откуда Господь подает людям спасение; в этом отношении она уподобляется древнему Сиону ( Пс. 47:3; 109:2, 131:13, 14 и др. мн.). Церковь называется также градом Бога живого, подобно тому, как Иерусалим назывался градом Божиим, градом великого Царя ( Мф. 5:35 ); в этом наименовании содержится указание на то, что в Церкви Бог обитает среди Своих избранных, в совете и роде праведных ( Пс. 1:5, 13:6 ), как царь земной живет в своем городе среди своих подданных. Далее, Церковь именуется Иерусалимом небесным, как такой град Божий или такое царство Божие, которое несть от мира сего ( Иоан. 18:36 ), которое состоит не только из земных людей, но еще более из небожителей, и в котором земнородные получают небесные благословения и ведут небесную жизнь (см. прим, к ст. 11–12 и 24 гл. 9). Церковь называется торжеством (πανγυρις), т. Е. всеобщим праздничным собранием, подобно тому как Христос уподобляет Свое царство брачному пиру, на который небесный Домовладыка звал многих ( Лук. 14:16 ). К Церкви принадлежать тьмы ангелов, затем в нее входит, как составная часть, Церковь первородных, которых имена написаны на небесах, т. е., святых угодников, патриархов, апостолов, которые раньше прочих причислены к гражданам царства небесного ( Лук. 10:20 ). К Церкви Христовой причисляются апостолом и вообще «духи праведников, достигших совершенства»; до времени общего воскресения они находятся в разлучении с телами, не облечены плотью и более подобны бесплотным ангелам, чем земнородным, но ожидают восириятия тел, подобных славному телу Христову ( 1Кор. 15:44 ; Филип. 3:21 ). Изображая в таком виде состав Церкви, апостол дает незыблемое основание православным догматам о призывании в молитвах и прославлении небесных сил и святых угодников Божиих, о молитве за умерших и о молитвенном заступлении и благодатной помощи ангелов и умерших святых остающимся в живых. В Церкви, ради ее единства, все молятся за всех, и все содействуют всем, ибо ни в чем ином не может выражаться то, что мы действительно приступили к «торжествующему собору», к «небесному Иерусалиму».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич (14). У обсуждаемой нами проблемы духовного руководства есть и еще одно важное измерение — политическое. Неужели те катастрофы, которые наш народ и наша Церковь пережили на протяжении кровавого ХХ века, недостаточны, чтобы осознать, насколько важно православным священникам в России решительно отказаться от культивирования вечного инфантилизма и тяготения к «сильной руке» в своих «духовных чадах»? Нам необходимо научиться воспитывать в верующих не готовность к бездумному повиновению, но прежде всего чувство ответственности за принимаемые решения. Иначе — не миновать нам новых потрясений. Итак, я полагаю, что пожизненным чадам, всегда учащимся и никогда не могущим дойти до познания истины (15), пора бы поскорее становиться взрослыми. А батюшкам — более смиренно оценивать свое место в Церкви и учиться жить в дружеском согласии с выросшими детьми. Иначе наши миряне — за радостными, но, увы, скорее редкими исключениями — никогда не станут настоящими помощниками своих священников и не начнут сознавать, что Церковь — это и все они. ПРИМЕЧАНИЯ: 1 См., например: Протоиерей Александр Соловьев. Старчество по учению святых отцев и аскетов. Семипалатинск, 1900 (репринт: М., 1995); Митрополит Трифон (Туркестанов). Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1996. 2 Дар ученичества. Сборник. Составитель П.Г.Проценко. М., 1993. С.226. Оценивая приведенное суждение, надо иметь в виду, что Экземплярский весьма высоко ставил старчество как таковое и вообще был человеком, глубоко преданным Церкви, несмотря на значительные трения с церковным начальством, приведшие к отстранению его от академической кафедры (он был восстановлен на ней лишь после революции, когда самой Академии был уже отмерен очень краткий срок). 3 Митрополит Антоний Сурожский. О встрече. СПб., 1994. С.244. 4 Мф. 16. 19. 5 Мф. 12. 31-32. 6 Журнал Московской Патриархии. 1999. 2. С.17-19. 7 Там же. С.21. 8 Патриарх имел в виду покойного протоиерея Глеба Каледу, профессора геологии, отца большого, очень дружного православного семейства и автора книги Домашняя церковь (Москва, 1997).

http://pravmir.ru/xotyat-li-duxovnye-cha...

Троицы, сочинения и письма свободного художника Нотбека. На образе вверху, с правой стороны, изображен Бог Отец сидящим и ниспускающимся на облаках; Сын Божий представлен стоящим на земле с орудием своих страданий и смерти, – крестом, который он поддерживает правым рамом и рукой; Дух Святый изображен в средине, исходящим от Отца и грядущим к Сыну; вокруг изображены тьмы тем сил небесных, скрывающихся в лучах Божественного света. Круглые иконы на царских вратах, с изображениями, – на одной Св. Ап. Петра и Павла, на другой – Св. Ап. Андрея и Иоанна Крестителя, писаны художником Тырановым. В полукружии над царскими вратами образ сошествия Св. Духа на апостолов, писан академиком Венециановым. По правую сторону царских врат икона Преображения, а по левую – Успение (взятие Божьей Матери на небо), первая копия с Рафаэля, вторая с Тициана; обе писаны свободным художником Крыловым. На южных дверях Св. Праведная Елизавета с отроком Иоанном, на северных – Равноапостольный князь Владимир и Св. Княгиня Ольга, первая писана Тырановым, вторая – Ф. Брюловым. Во втором ярусе над Преображением: учение о любви ( Ин.15,12 ), писана Никитиным: над Успением: явление Христа мироносицам; над южными дверями: «Воздадите Кесарева Кесареви и Божия Богови» ( Мф.22,21 ); над северными: насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами; все три писаны Чориковым. Мера всех сих икон та же, что и соответствующих им икон в правом приделе. В собрании древних планов Петербурга, изданных Н. Цыловым, на плане 1700 г., против Ниеншанца, на левом берегу Невы обозначено селение Spaskoi-kyvkoby, которому и дают название русского села Спасского, с церковью (Городское поселение Российской Империи, составленное по приказанию Мин. Внут. дел, m.VII, cmp.XIX, в «Исторических сведениях о Петербурге», и Пекарский в своей «Петербургской старине», помещенной в «Современнике», 1860 г., июнь, стр.316, в примечании). Действительно, в прежнее время не только предполагали существование такого села, но к имени его приурочивали и всю местность древнего Спасского погоста Вотской пятины, хотя, разумеется, ошибочно; так как этот погост вел свое название от Спасской городской церкви, находившейся в Орешке, как значится в писцевых книгах 1500 г., в которых между селениями, стоявшими на месте нынешнего Петербурга, и в его окрестностях, нет и помину о каком-либо селе Спасском, и, при том, с церковью, какой даже не было на Фомине острове (нынешняя Петербургская сторона), где был «двор тиунь» и 37 дворов крестьян, что, по тогдашнему времени, составляло селение очень значительное (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Примечания 1. Память прп. Феофилакта-исповедника, епископа Никомидийского, 8/21 марта. Письмо написано в 816 году. Послание 27(86). К Тимофею, сыну Какова душа твоя, возлюбленный сын мой, таково и письмо, смелое, бодрое, решительное, исполненное любви к Богу и мученичеству. Ибо слова - выражение души и от избытка сердца (см. Мф.12:34) каждый произносит их. Так что и мы, выслушав твои слова, укрепились и еще более ободрились и приготовились к ратоборству. И брат Адриан очень удивил меня, рассказав о твоей смелости, твердости и дерзновении, а также об искусстве словопрения с противниками. Откуда у тебя это? Не от прежнего ли благого произволения и богоугождения, при помощи которого ты перенес предшествовавшее и устоял в надежде славы Божией, готовый подвизаться до смерти? Радуйся и веселись: ты сможешь при помощи Божией перенести все и облечешься в победный венец. Но молись и обо мне, брат, чтобы я последовал как тебе, так и другим, подобным тебе. Их же, благодатью Христовой, довольно много. Подлинно, это поприще блистательно и знаменито, много явилось здесь мучеников. Ибо не думай, будто настоящее - это что-нибудь иное, как не отречение от Христа со стороны гонителей и мученичество за Христа со стороны совершающих подвиги. Это очевидно. Ибо как в изображении Креста Животворящий Крест и исповедуется, и отвергается, так и в иконе Христа неизменно происходит то же самое. Если же мир ослеп и, отрицаясь от Христа, шутит этим оскорблением, то только по долготерпению Оскорбляемого. И удивительно ли, что Он терпит, желая обращения неистовствующих? Не возлагали ли воины на голову Его венца из терния? Не одевали ли Его в пурпурную одежду? Не говорили ли они: Радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам (Ин.19:3). А Он переносил все: насмешки, поругания и прочие страдания на Кресте. То же Он терпит и ныне через Свою икону и в Своей иконе, ибо в образе представляется первообраз, как сказано святыми. Да будет Он милостив к Церкви Своей, укрепляя исповедников! Я слышу, что ты продолжаешь пост, и радуюсь, но советую тебе вкушать пищу каждый день вечером. Ибо это царский путь и похвальное воздержание при мученичестве. Послание 28(87). К Василию, игумену

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

   120. Итак, «любы» и «радость, мир» и «долготерпение» (Гал. 5:22), и тому подобное — присуще и от природы — или, иначе говоря, тварным образом — всем разумным [существам], словно отзвуки воистину сущих: поэтому и на зло может кто-либо ими воспользоваться, произволив отвергать божественные законы. А бывают и сверхъестественными и одному только Духу [присущими], которыми присно обладает Дух, как сказал великий Василий. Так что сподобившиеся благодати Духа вкушают этих плодов и причащаются Духа (Гал. 5:22). Ибо и мудрость есть в нас от природы, занятиями приводимая в преуспеяние, а святым по евангельскому обетованию дается мудрость (Лк. 21:15) глаголющего через них Духа (Мф. 10:20), которая, по соломонову изречению, «не обитает в телеси повиннем греху» (Прем. 1:4), и если даже успеет вселиться, то при изменении к худшему, отлетит: «Святый бо Дух наказания... отъимется от помышлений неразумных» (Прем. 1:5), — опять же согласно ему, сподобившемуся Божией мудрости и написавшему о ней.    Григорий Богослов. Слово 38, 11 — PG 36, 324А    Т. е. их незнание — не просто отсутствие знания, на которое указывает отрицательная частица «α-»    Григорий Богослов. Слово 28, 3 — Barbel 68—70 PG 36, 29В    Пролив, отделяющий о. Евбея от Беотии. Непостоянство его течения было всем известно издревле    Григорий Богослов. Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181А    Решение собора авг. 1341 — Соборный Томос, 51—53 — PG 151, 691—692    Максим Исповедник. К Фалассию 61, изъяснение 18 — PG 90, 644D    На самом деле эти слова принадлежат Василию Великому: Против Евномия, 1, 12 — PG 29, 540А    Иер. 23:18. Εν ποστματι — в славянской Библии переведено как «в совете», но словарь Lampe дает для греческого «πστημα» значение «πστασις in sense of substance», приводя в качестве примера цитирование данного стиха Григорием Богословом (Слово 28, 19, PG 36, 52В). Также и русские переводчики Слов св. Григория, хотя и удержав славянское «в совете», снабдили это место примечанием: «По-гречески ν ποστματι, т. е. почти то же, что «в сущности» (См.: Творения, т. 1, с. 403)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

Вот святые, которые перед нами, придет время — и будут перед нами и их иконы. Мы славим и благодарим Бога за то, что в разное время и в разных сословиях Он воздвигал людей, которые исполняли Его Завет. Но молясь святым, прибегая к их ходатайству, прося их заступничества, учась на примере их жизни, мы никогда не должны забывать, что спасение идет только от Господа, спасение всем — и святым, и грешникам, потому что Спаситель есть только один у нас Господь Иисус. Его силой живут и действуют святые, Его силой прощаются грешники, Его силой мы приходим к Богу и обретаем в Нем своего Господа. Святые — наши братья, святые такой же плоти и крови, как и мы, то, что они в своих немощах поднялись до праведности, для нас это урок и вдохновляющий пример. Но всегда надо помнить, что сам себя спасти человек не может, и они стали святыми не просто потому, что у них была такая сильная воля или такое стремление выполнять заповеди Божий, а силой спасающей благодати Христа–Спасителя, Ему и слава во веки. notes Примечания 1 См. Мф 13:47–48. 2 Пс 18:2. 3 1 Ин 5:19. 4 Ин 16:33. 5 Мф 11:28. 6 Ср. Ис 8:9–10. 7 Пс 26:1 (церк. — слав.). 8 Пс 18:2. 9 ср. Еф 5:14. 10 ср. Откр 3:16. 11 Ср. Мф 18:3. 12 Ср. Мф 18:19. 13 Ср. 1 Кор 6:9–10. 14 Мк 10:17. 15 Ср. Еккл 6:2. 16 Мф 19:21. 17 1 Фес 5:16. 18 Ос 13:14; 1 Кор 15:55. 19 Речь идет о двух ангелах, один из которых держит свиток со списком добрых дел, а другой со списком злых. Это образы Страшного Суда, обычно изображаемые на западной стене храма. 20 Пс 21:2. 21 Пс 129:1. 22 Ср. Иер 21:8. 23 Мф 15:22. 24 ср. Ев 13:8. 25 Ср. Мф 10:32. 26 Ср. Мф 5:16. 27 см. Мф 25:1–13. 28 ср. Тим 4:7–8. 29 Ср. Мф 11:28–29. 30 Ср. Ин 6:68. 31 1 Кор 4:16. 32 Флп 4:13. 33 Ср. Ин 14:12. 34 Гал 5:24 (церк. — слав.). 35 Лк 21:19 (церк. — слав.). 36 Ср. 1 Кор 10:31; Кол 3:17. 37 Деян 20:35. 38 Мф 16:18. 39 Мф 25:40. 40 Мф 6:22. 41 Пс 76:12 (церк. — слав.). 42 Деян 9:4. 43 Мк 6:37. 44 Ср. Мф 6:33. 45 Ср. Лк 5:33–35. 46 Ср. Ин 13:34. 47 Ср. Мф 25:1–13. 48 Ср. Деян 20:35. 49 Ср. Лк 20:38. 50

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010