266 http://www.chayka.org/article.php?id=417 267 см. Карташевская А. Навстречу любви//Она/She. 2003, февраль, с. 40. 268 «Христианская религия была вне закона, когда священник Валентин проповедывал в Риме в 3-м веке. Во времена императора Клавдия II (268–270) началась война с готами и был объявлен набор молодых людей в армию. Но те, кто был женат, не хотел бросать своих жен, а те, кто был влюблен, — своих любимых. В гневе Клавдий запретил брачные обряды, но Валентин не подчинился приказу и продолжал венчать молодых людей. Это сделало Валентина другом всех влюбленных в Риме, но привело в ярость императора. Валентин был схвачен, заключен в тюрьму и казнен 14 февраля 269 года. Накануне казни Валентин послал письмо дочери начальника тюрьмы, которая была его возлюбленной. В письме он прощался с нею, благодарил за все и подписался: " Твой Валентин " . Это и положило основание традиции Дня св. Валентина». http://www.chayka.org/article.php?id=417 269 Венчание//Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. — М., 1995, с. 351. 270 ««Легенды»… Да знают ли эти маленькие мнимые «умники», что легенды не менее, а даже более важны, чем и факты? Задумывались ли эти мудрецы, что даже самое желание и создавание «легенд» не менее важны, чем самые чудеса?» (митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. Спб., 1992, с. 74). 271 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 88. 272 Послание Священного Синода о V Ассамблее Всемирного Совета Церквей и ее результатах//Журнал Московской Патриархии. 1976, 9. 273 Как раз некоторые протестанты (а именно — баптисты) с присущим им буквализмом находят в Библии именно юридические мотивы для отвержения женского пасторства: «Давайте рассмотрим те качества, которыми должны обладать пастор или епископ, и посмотрим, обладает ли требуемыми качествами женщина. Епископ да будет одной жены муж (1 Тим. 3, 2). Есть ли такое качество у женщины? Может ли женщина быть мужем своей жены?» ( Девельт Д . Церковь в Библии. — М., 1994, с. 153).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

— Что же побудило Вас к такому поступку? — спросил у него господин Л. — Все очень просто, — ответил господин Х, — Просто я решил вопрос бытийности Гамлета положительно». 337 «Бытие определяет сознание» было основополагающей формулой марксистского «исторического материализма». 338 Скончался на Рождество 2003 года. 339 См. об этом мою статью «Неизвестное письмо Патриарха» («Известия». 2 марта 1992 года). 340 «Командиру ОКО при комитете ВЛКСМ МГУ Затулину К. от стажера ОКО МГУ Жабина Д. Рапорт. С середины сентября я наблюдал за деятельностью студента философского факультета Кадяйкина А. Постепенно мне удалось выяснить, что он является членом секты «Истинно православная церковь» (ну, это брехня; Саша была обычным православным юношей — д. А. К.). Он вел активную пропаганду религии, допускал негативные выражения в адрес советского строя, общественных организаций. В конце сентября собирался ехать в Загорск для встречи с каким-то духовным лицом. Кадяйкин вышел на контакт со студентом философского факультета Д. Волощуком, после чего в комнате Волощука проводились ночные религиозные бдения» (Поэгли В. «1984» и другие, или Полемические заметки о добровольном сыске//Московский комсомолец 1990, 23 января). «Ночные религиозные бдения» — это были всего лишь наши беседы в 87–88 годах… А Кадяйкина все же выгнали из МГУ. Несколько лет помотавшись по Сибири, он в конце концов создал в Москве фирму, выпускающую квас «Братина» 341 Не поддаваясь магии круглых чисел.//Московские новости. 1988. 342 Вопросы философии 1988, 343 О чем говорит «Троица»//Московский церковный вестник. 1988. 344 Рериховцам в этом теперь мерещутся шпиёнские страсти: «дьякон Кураев внедрен в Русскую Православную церковь через Румынию» (Бакунин Л. М. Деятельность Иркутского регионального отделения Международного Центра Рерихов по защите имени и наследия Рерихов. Выступление на конференция «В защиту имени и наследия Рерихов». Иркутск, 26 января 2003 г. http://cultura.baikal.ru/ROERICHS/conf.htm ) 345 «С глубокой печалью воспринял скорбную весть о кончине отца Александра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

387 Второй помощник о. Игнатия, видимо, из отбывавших срок по уголовной статье. Занимал незначительный пост в лагерной администрации. Раскрыть инициалы не удалось. 390 Грех священника, связанный со Св. Тайнами, их утратой или небрежным с Ними обращением, может разрешить только епископ. 394 Ср. От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. – Октоих. Глас 4. Утреня воскресная, антифон 1. 396 Ср. Иже на всякое время, и на всякий час, на небеси и на земли покланяемый и славимый, Христе Боже. – Часослов. Малое и великое повечерие, полунощница, часы. 399 Далее – приписка другим почерком (за исключением знаков, выделенных курсивом) и с множеством грамматических ошибок, здесь исправленных. 402 19 ноября 1867 г. скончался святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, труды которого о. Игнатий ценил очень высоко. Прославлен в 1994 г. 407 Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго? Но обрати мя, и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся. – Октоих. Глас 8. Утреня воскресная, канон, песнь 5, ирмос. 412 То есть со Христом; то есть молись. Старец просит монахиню Евпраксию написать письмо иеродиакону Филарету. 413 17/30 января – день кончины схиигумена Германа, память которого благоговейно чтили петровские отцы. Об этом почитании свидетельствует дошедшая до нас проповедь епископа Варфоломея: в 4-ю годовщину по кончине старца схи-игумена Германа//Альфа и Омега. 1998. 4 (18). – С. 129–133. 415 Зд. бабушка – незнакомая о. Игнатию и сестрам ссыльная, с которой монахиня Агафона жила в одной землянке. 417 Александр Константинович Лебедев – почетный гражданин г. Чухломы, всю жизнь проработал секретарем съезда мировых судей. 419 Пеллагра (от итал. pelle agra – ‘шершавая кожа’) – болезнь, обусловленная недостатком никотиновой кислоты, а также витаминов группы В. Возникает при недоедании. У больного атрофируются эпидермис, слизистая и железы толстой и тонкой кишки; наблюдается уменьшение в размерах и ожирение печени, поражение легких, снижение плотности кости. См. также прим. к письмам 22, 27, 72, 88. Часто влечет за собой тяжелые осложнения с изменениями личности: астенические расстройства, помрачения сознания (особенно в вечернее и ночное время), затяжные психозы, полное безразличие к своему состоянию и к окружающему. В качестве лечения назначается прием больших доз никотиновой кислоты и нормальное белковое питание. В прошлом официально заявлялось, что «в СССР пеллагры нет». Нельзя не отметить, что о. Игнатий, страдавший почти от всех физических проявлений пеллагры, судя по письмам, не был затронут названными психопатологическими осложнениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

157. http://www.chayka.org/article.php?id=417 158. см. Карташевская А. Навстречу любви//Она/She. 2003, февраль, с. 40. 159. " Христианская религия была вне закона, когда священник Валентин проповедывал в Риме в III—м веке. Во времена императора Клавдия II (268—270) началась война с готами и был объявлен набор молодых людей в армию. Но те, кто был женат, не хотел бросать своих жен, а те, кто был влюблен, – своих любимых. В гневе Клавдий запретил брачные обряды, но Валентин не подчинился приказу и продолжал венчать молодых людей. Это сделало Валентина другом всех влюбленных в Риме, но привело в ярость императора. Валентин был схвачен, заключен в тюрьму и казнен 14 февраля 269 года. Накануне казни Валентин послал письмо дочери начальника тюрьмы, которая была его возлюбленной. В письме он прощался с нею, благодарил за все и подписался: " Твой Валентин " . Это и положило основание традиции Дня св. Валентина " .http://www.chayka.org/article.php?id=417 160. Хулап В. Церковное заключение брака на Востоке и Западе в 4—6 веках//Кафоликия. Сборник научных статей. Минск. 2003, с. 44. 161. Венчание//Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. – М., 1995, с. 351. 162. " Легенды " … Да знают ли эти маленькие мнимые " умники " , что легенды не менее, а даже более важны, чем и факты? Задумывались ли эти мудрецы, что даже самое желание и создавание " легенд " не менее важны, чем самые чудеса? " (митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992, с. 74). И еще тут стоит привести сонное откровение, записанное св. Филаретом Московским: " Любовь твоего отечества присвоила его (св. Николая) себе " (св. Филарет. Келейный дневник//Филаретовский альманах. Приложение к " Богословскому сборнику " . Вып.1. М., 2004,с. 64). 163. авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. Троице—Сергиева Лавра, 1900, с. 88. 164. Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ.//Книга Самурая: Юдзан Дайдодзи. Будосёсинсю; Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ; Юкио Мисима. Хагакурэ Нюмон. СПб., 1999, сс. 114—115. 165. Кычанов Е. И. Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. М., 1975, с. 143. Впрочем, по свидетельству англичанина Патрика Френча, бывшего директора " Свободной Тибетской Компании " , " Один американский издатель попросил, чтобы Далай—лама убрал фрагменты, где осуждается гомосексуализм, из его книги, " Этика Нового Тысячелетия " , из опасения, что они оскорбят американских читателей, и Далай—лама согласился это сделать " (Приятный Далай—лама – плод нашей фантазии//Нью—Йорк Таймс. 24 сентября 2003

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

В этом свидетельстве о видимом явлении света нетварной Божественной благодати в замечательном русском подвижнике и о перемене, произошедшей также и со свидетелем этого чуда – Н.А. Мотовиловым, нельзя не заметить поразительного сходства с тем, о чем писал святитель Григорий Палама: чтобы оказаться способным увидеть Фаворский свет, христианину необходимо самому силой этого света измениться и им просиять.   Григорий Палама,  святитель. Письмо к Иоанну Гавре//Цит. по:  Иоанн Мейендорф , протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997. С. 240. Ср. например:  Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. III, 6, 15. С. 109. У преподобного Максима о единой энергии Бога и святых см.:  Максим Исповедник,  преподобный. К Марину, преподобнейшему пресвитеру (трактат 1)//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. Т. II. М.; СПб., 2009. С. 194.  В подтверждение этого святитель Григорий приводит слова преподобного Максима: душа, по святому Максиму, «через причастие Божией благодати сама делается Богом, прекращая в себе всякую мысль и ощущение и одновременно прекращая природные действия тела, которое обоживается вместе с ней в меру доступного ему приобщения к Божеству, так что и душа и тело являют тогда одного только Бога и изобилие славы пересиливает их природные свойства». –  Григорий Палама,  святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. I, 3, 36–37. С. 99–100. Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. Главы о богословии и о домостроительстве Воплощения Сына Божия. II, 88. С. 253.   Григорий Палама,  святитель. Антирретики против Акиндина. VII, 9, 29. С. 346–347.   Григорий Палама,  святитель. Апология пространнейшая… О Божественных энергиях и их причастии. 30. С. 65.   Григорий Палама,  святитель. Гомилия 34 на Святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным//  Григорий Палама,  святитель. Беседы. Т. 2. М., 1994. С. 86.

http://pravoslavie.ru/105813.html

господства Бога нашего, и мы можем трудиться ради наступления этого господства. Тогда не власть денег, не подавление человека человеком и угроза уничтожения всякой жизни оружием будут в центре мировых событий, но престол Божий и трапеза Вечери Господа нашего. Аминь. 1. Пер. с англ. Татьяна Майданович. Первая публикация: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1974, 85-88. По поводу выражения «неразделенная Церковь». Митрополит Сурожский Антоний ПО ПОВОДУ ВЫРАЖЕНИЯ «НЕРАЗДЕЛЕННАЯ ЦЕРКОВЬ» (Письмо группы верующих) С тех пор, как наша Церковь вступила в экуменическое движение, в нашем языке стали появляться выражения, часто вызывающие недоумение у верующих. И это тем более, что выражения эти настолько вошли в обиход, что их можно встретить и в высказываниях наших православных епископов, смысл же их остается неясным. Недоумение, чтобы не сказать соблазн, вызывает очень распространенное выражение «неразделенная Церковь» или «древняя неразделенная Церковь». Ведь, повторяя Символ веры, мы знаем, что Церковь есть Тело Христово, неотделимое от своего Главы, и что она прежде всего ЕДИНА. Мы вспоминаем - «разве разделился Христос?» 2 Кор. 1, 13.) Действительно, не все знают историю Церкви, но большинство знакомы с апостольскими посланиями и читали об отделении от Церкви вслед за лжеучителями или по другим причинам тех или иных христиан. Так от апостола Павла отделились «вси иже от Асии» (2 Тим. 1,15). Апостол Иуда говорит об «отделяющих себя от единости веры» (19), апостол Иоанн (1 Ин.2,19) о тех, кто «от нас изыдоша, но не беша от нас» и т.п. И на всем протяжении истории Церкви не было, кажется, периода, когда от нее не отделялись бы группы людей, либо по причинам вероисповедным (ереси), либо по вопросам, допускающим уврачевание (расколы), либо по причинам дисциплинарным (самочиние) (см. первое правило Василия Великого). Таких отклонившихся бывало иногда очень много, даже большинство (например, в некоторых областях при монофизитстве и в самом Константинополе при

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1245...

1–3. Датируется по ст. ст. Опубл.: Костомаров II. Бог и Его подвижники. М., 1930. С. 87–88. М. Галкин (псевд. Горев) свидетельствовал, что иод этим обращением было собрано около 5 000 подписей (Горев М. Троицкая лавра и Сергий Радонежский. М., 1920. С. 43). 129 «Общество...» создать не удалось, т. к. никаких иных доказательств о его деятельности не известно. 131 Голубцов С. Стратилаты академические. М., 1999. С. 117; Голубцов С. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 12. 134 Следственное дело... С. 537–538. Внизу слева от текста напечатано: «Владимиру Ильичу (Ленину) Ульянову». На л. 162 об. под текстом пометы: 1) 954»; 2) «Письмо послано с нарочным в 3-м ч пополудни 20 марта/2 апреля 1919 г». 135 Последние у Троицы//С. А. Волков. Возле монастырских стен. М., 2000. С. 170. Последующие фразы С. А. Волкова («Чувствовалось, что все это его мучит и тревожит, но что сам он беспомощен и растерян. Мы явились к нему посланцами другого мира, которого он не хотел знать, потому что... не понимал? Или, наоборот, понимал слишком хорошо? Не знаю...») грешат большой самоуверенностью автора, которому казалось, что именно он находится в центре событий. Волков С. А. в то время был недоучившийся 20-летний студент и по возрасту годился в сыновья отцу Павлу. Даже не зная о связи отца Павла с о. Кронидом и патриархом Тихоном, С. А. Волков должен был бы трезвее смотреть на свою роль и, тем более, описывать ее через несколько десятилетий, когда он уже повзрослел. 136 Судя по некоторым выражениям, можно предположить, что М. Галкин в подлинный акт вскрытия вставил некоторые собственные комментарии. 140 Священник Павел Флоренский . Собрание сочинений. Философия культа. М., 2004. С. 240–241. Второй эпизод относится, вероятно, к сокрытию главы преподобного Сергия – ок. 30 марта 1920 г. (см. с. ??? наст. изд.). Ср. также более ранний рассказ отца Павла о запахе от вскрытых мощей преподобного Сергия, который содержится в лекционном курсе «Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания»: «Когда вскрыли мощи Преподобного Сергия, я в числе других прикладывался к ним и потом из собора пошел домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Этим явственно отличается позиция древнего и святого ученика Оригена от нынешнего оригениста Виктора Аксючица, воглавляющего Российское христианско-демократическое движение. Если по убеждению св. Григория Нисского каждая частица, побывывшая в теле человека, несет в себе некий оттиск своего пребывания в нас, и по этому оттиску может быть в Воскресение опознана и возвращена в органическое единство с воскресающим телом, то по суждению В. Аксючица, «материя «протекает» через человеческое тело, не вбирая никаких персонифицирующих свойств. При смерти энтелехия покидает тело, которое подлежит полному тлению. Эта бескачественная материальность перестанет быть» (Аксючиц В. Под сенью креста. М,, 1997,с. 506). Кстати, теософы смогут в лидере «христианских демократов» найти своего полного союзника — ибо он также учит перевоплощениям: «в инобытии человеческие души переживают различные состояния, включая и перевоплощение» (с. 501). В. Аксючиц, кажется, так и не понял, где кончается демократия, а где начинается христианство. Демократ имеет право быть помощником Б. Немцова. Но христианин не имеет права на то, чтобы быть единомышленником теософов. 365 С православным взглядом на проблемы, поставленные психоанализом, можно познакомиться по книге Б.П. Вышеславцева «Этика преображенного эроса» (М., 1995), а также по многочисленным работам по психологии о. Василия Зеньковского. 366 Kelly J. Inintiation a la doctrine des Peres de l»Eglise. — Paris, 1968, p.479. 367 Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена. с170. 368 Св. Мефодий Олимпийский. О воскресении, против Оригена. с228-229. 369 Блаж. Иероним. Письмо 88. К Евстохии.//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 51. 370 По св. Григорию Нисскому, душа сама составит себе тело по сохраняющемуся при ней eidos» у (идее, образу), а не просто найдет тело как готовую одежду (см. Епифанович С. Л. По поводу книги М. Ф. Оксиюка «Эсхатология св. Григория Нисского».//Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. — М., 1996, с 193). 371

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010