Монастырь был устроен на самом берегу р. Воронежа, на посаде города. Уже вначале XVII в. ему были даны значительные угодья и права. Так, ему было предоставлено право собирать «пошлину проходную и мытную и с судов пристанища и со всякого зверя пошлину» 101 . Еще раньше монастырю дано было по 300 четей земли в трех полях, в 1674 г. у монастыря было 450 четей, в том числе 300 четей доброй земли. Из них запахивалось 50 четей (Писцов. Кн., стр. 131). Лесом монастырь владел «вопче» с помещиками – на 1 версту в длину и 1/2 версты в ширину. Монастырю принадлежали три плеса р. Воронежа, озера: Долгое, Побочное, Затонец Иван с озерками, луга за р. Воронежем и на протоке мельница 102 . В Чертовицком стане монастырю принадлежала земля в соседстве с землею беломестных атаманов и казаков по Долгую поляну. Наконец, в деревне Сушиловке – 50 четей земли 103 и сенные покосы 104 . На левой стороне р. Воронежа, почти против монастыря, вначале же XVIII в. возникла монастырская деревня, называвшаяся Заворонежской 105 и Клементьевой 106 . Небезопасное положение ее на левом берегу реки заставляло думать о средствах защиты: около деревни стоял дубовый острог, на воротах которого возвышалась башня, а за острогом шли надолбы. Положение монастыря на низменной части города, на самом берегу р. Воронежа, скоро дало себя почувствовать: полая вода разрушительно действовала на монастырские постройки. Уже в 1616 году, по словам игумена Феодосия, «в монастыре храмы развалились и кельи от полые воды погнили и ограду монастырскую вода разнесла, а алтарная стена висит над водою». В виду всего этого игумен просил разрешения перенести монастырь на более удобное место, на Старое Казарское Городище. Разрешение последовало, причем «на переселку» монастыря были пожалованы – Казарское Городище, две полянки, рыбные ловли на р. Воронеже, проток Инютин с озерами и с покосами, проток Трегубов и черный лес по обе стороны р. Воронежа 107 . Но монастырь не воспользовался предоставленным ему правом переселения. Двинуться с места было трудно, так как монастырь успел обзавестись не только собственно монастырским инвентарем, но и значительной слободкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

21) Порфирий II. 1623–1627 г. (Лучанин). Упоминается в выписи с писцовых книг московского уезда 1623 и 1624 гг.; записан в синодике без лет. 22) Мефодий I. 1628 г. По списку Строева; о них сведений не имеется. 23) Никодим. 1629 г. Авг. По списку Строева; о них сведений не имеется. 24) Герасим I. 1631–1634 г. (Перфильев) записан в синодик без лет. 25) Сергий II. 1634–1643 г. (Бешенцев) Декабря 26-го 1634 г. поступил в Угрешский монастырь; Апреля 19-го 1643 г., переведен Архимандритом в Юрьевский Архангельский монастырь (в городе Юрьеве-Польском, Владим. губ.) на место Дионисия. 26) Дионисий II. 1643–1646 г. Архимандрит. Апреля 19, 1643 г. переведен из Юрьевского Архангельского монастыря на место Сергия II; Сентября 28-го, 1645 г., упоминается при венчании на царство Ц. Алексия Михайловича. 27) Нифонт. 1647–1651 г. Из ключарей Владимирского Богородицкого собора; назывался прежде Наумом; записан в синодике; упоминается в выписях 1650 и 1651 гг. на монастырские вотчины. 28) Кирилл II. 1651–1653 г. Упоминается в жалованной грамоте 1652 г.; при нем дана вкладою книга Одеатрис в 1653 году. (Книга эта из собрания Царского, ныне принадлежит гр. Уварову 696). 29) Uoha III . Между 1653 и 1657 г., в точности когда был игуменом не известно, в 1660 г. Июля 22 определен (как бывший Угрешский игумен) строителем в Курмышский Рождественский монастырь. 30) Аарон I. 1657 г. Июнь. По списку Строева. 31) Тихон IV. 1658–1663 г., упоминается в одном деле в столбцах поместного Приказа; в 1663 г. переведен в Пафнутьев Боровский монастырь, где находился недолго; имя его там записано по вкладной книге без означения года. 32) Никон. 1664–1665 г. Упоминается в переписных книгах Поместного Приказа. 33) Викентий. 1666–1672 г. Упоминается часто в Дворцовых разрядах; при нем в 1668 г. посетили Угрешский монастырь Вселенские патриархи Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский и Московский Иоасаф; Февраля 17-го 1672 г. упоминается при кончине патриарха Иоасафа; имя его на местной иконе Спаса Всемилостивого в Николаевском Угрешском соборе (писанной Симоном Ушаковым в 1672 г.); в Сентябре переведен архимандритом в Ставропигиальный Рождественский Владимирский монастырь; Сентября 1-го, 1674 г., переведен архимандритом в Троицкую Лавру, где начальствовал 20 лет; Апреля 24-го 1690 года, по просьбе уволенный на покой возвратился в Рождественский Владимирский монастырь, там скончался и погребен; записан в синодике без лет. – Викентий пользовался особым благорасположением царя Алексия Михаиловича; будучи архимандритом Троицким, был в числе предложенных к избранию в патриарха, но жребий его не вынулся; а был избран Адриан митрополит Казанский и Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Новосёлки. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Часовня. Действует.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1888. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Ступинский район, деревня Новоселки Координаты: 55.053346, 38.006848 Проезд:С Павелецкого вокзала электричкой до пл. Шугарово, далее пешком вдоль ж/д по ходу поезда около 1 км до ж/д переезда и на восток по шоссе 1 км. На автомобиле: по Каширскому шоссе до левого поворота на Шугарово и через Шугарово и ж/д переезд еще 2 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В полутора километрах от Иван-Теремца в деревне Новоселки сохранилась часовня в честь святителя Николая Чудотворца. Первое упоминание о деревянной часовне на этом месте встречается в писцовых книгах 1674 года, где имеется запись: «Чудовым монастырем что на Москве запустевшая вотчина Коневского стана передана Степану да Мирону Михайловичу Мисюревым да за ними же деревня Новоселки, а в ней при дороге часовня Николы Чудотворца, древяна». Настоящая же каменная была построена в 1885 году. Она была весьма простой архитектуры – четвериком с четырехскатой крышей и небольшой, крытой жестью, маковской на коротком барабане. Единственным украшением ее были наличники на окнах из белого камня и белокаменное обрамление граней барабана да белокаменная закомара для иконы над входом в часовню. Во времена лихолетья часовню, конечно, закрыли, утварь растащили и уничтожили. Как это часто случалось, помещение использовали под склад, позже здесь установили большую емкость и до середины 1990-х годов часовню использовали для торговли керосином. Ремонта во все годы никакого не производилось, часовня с каждым годом все больше разрушалась, на крыше ее выросли березы и сорная трава. Но пришло время, и группа энтузиастов во главе со священником добились возвращения часовни Православной Церкви и привели ее в относительный порядок, освободив для начала от мусора. В настоящее время стараниями игумена Пантелеимона часовня полностью восстановлена, покрашена, главку ее венчает золоченый крест. Благодаря спонсорской помощи, внутри ее расписали, поставили необходимую утварь. В конце 1990-х годов возрожденная часовня была вновь освящена во имя Святителя Николая. Ныне она приписана к храму Рождества Богородицы села Иван-Теремец, где служит игумен Пантелеимон. Он часто бывает в деревне Новоселки и проводит в часовне молебны и иные требы.

http://sobory.ru/article/?object=11615

Сам по себе тяжелый вопрос о епархиальных средствах для святителя осложнился еще новым неприятным делом: он вынужден был отстаивать границы своей епархии от притязаний Рязанских митрополитов, недовольных выделением из своей митрополии некоторых городов, отошедших к новоучрежденной Воронежской кафедре. Этот спор о границе смежных епархий вызывался отчасти тем, что собором 1674 года было постановлено каждой епархии руководиться при разграничении входящих в ее состав городов и уездов старыми писцовыми книгами, составленными вскоре после Смутного времени. Но потом, когда на Украине, благодаря усиленному приливу переселенцев, с течением времени возник целый ряд новых городков, получилось несоответствие нового деления на уезды со старым по писцовым книгам, которыми все-таки продолжали еще руководиться в делах землевладения и податном. Поводом для начала распри могли послужить случаи добровольного отделения от Рязани некоторых сел, близких к Воронежу или к уездам Воронежской епархии, или наоборот – попытки некоторых приходов Воронежской епархии отписаться к Рязани, причем святой Митрофан принимал меры к возвращению отложившихся приходов. Продолжительный спор святого Митрофана с Рязанскими митрополитами о границах соседних епархий был решен в конце концов в его пользу царем Петром Алексеевичем весною 1699 года. К Воронежской епархии теперь были присоединены Усмань, Демшинск, Белоколодезь и село Мокрый Боярак от Рязанской епархии, а от Белогородской – Острогожск, или Рыбный. Ранее того (в 1697 году) патриарх Адриан значительно расширил пределы Воронежской епархии, присоединив к ней новопоселенцев Воронежского уезда по рекам Битюгу, Икорцу и Осереду. При святителе значительно возросли отчины и угодья Воронежского архиерейского дома: одни из них были приписаны к нему духовной или светской властью по челобитным святого Митрофана, в которых он указывал на бедность своего архиерейского дома; другие были пожалованы государем Петром Великим, отличавшим святителя среди прочих иерархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Входоиерусалимская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первое упоминание о небольшой деревянной церкви Входа Господня в Иерусалим «на посаде, за торгом» относится к 1550 году. В Писцовых книгах Мины Лыкова (1626 г.) говорится о храме: «Церковь Вход в Иерусалим деревянная, а в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строение мирское». Храм неоднократно страдал от пожаров, опустошавших Рязань, и во время одного из них сгорел дотла (1670-е годы). Новый каменный храм с трапезной был выстроен к 1680 году и освящен, митрополитом Рязанским Иосифом IV (1674- 1681 гг.) Из священнослужителей храма упоминается в 1613 году «поп Андрей», находившийся в числе т.н. «выборных» при избрании на царство Российское Михаила Федоровича Романова. Трое священнослужителей храма впоследствии стали епископами Русской Православной Церкви – известный своими миссионерскими трудами архиепископ Иркутский Тихон (Донебин) (+1903 г.), его родной брат Смарагд (Троицкий), епископ Ковенский, а также архиепископ Феофан, служивший в храме в сане игумена, а затем, уже, будучи архиереем, находившийся в ссылке вместе со сщмч. Иувеналием (Масловским) (+1937 г.), архиепископом Рязанским и Шацким. Прот. Иоанн Косьмич Добротворский, настоятель храма в начале ΧΧ века, был духовником блаж. Любови Рязанской, которая была прихожанкой Входоиерусалимского храма. Находится этот прекрасный храм на бывшей Иерусалимской улице (ныне – Затинной). До Октябрьской Революции при церкви была часовня (в советское время разрушена), над входом которой находилась резная икона Входа Господня в Иерусалим. В храме любил совершать ночные богослужения (полуночницы) архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский), прославленный в лике святых как священномученик, живший неподалеку от церкви. Этот храм он считал «малым Иерусалимом». Последним настоятелем храма до его закрытия в 1936 году являлся игумен Полихроний. В 1936 году храм был закрыт богоборческими властями, помещение передали артели по производству мебели, затем в течение многих лет здание храма использовалось как цех и складское помещение фирмы «Ока». В советское время храм неоднократно горел.

http://sobory.ru/article/?object=07110

Вахитовский район. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Вешняковская). Николо-Вешняковская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николо-Вешняковская церковь построена в 1853 г на средства купца Сергея Павловича Павлова, каменная, теплая, трехпрестольная: главный- в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, приделы – с правой стороны во имя Алексия человека Божия, с левой во имя св. Николая Чудотворца. Священник – протоиерей Гавриил Александрович Павловский, 59 лет. В приходе 19 дворов, жителей 151 чел., русские, православные. Из издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии». - Казань, 1904 г. Деревянная церковь на этом месте существовала уже с 1566 года. «Вешняковской» называлась потому, что была построена в слободе, где жили стрельцы приказа Вешнякова. В 1674 году деревянная постройка заменена каменной. Церковь неоднократно горела, а после пожара 1842 года она была полностью перестроена. В 1849 году строительство начал архитектор Ломан А. К., а в 1853 году его окончил архитектор Бессонов А. П. В храме было три престола - главный Введения во храм Пресвятой Богородицы, приделы - Алексия, человека Божия и Николая чудотворца. Храм был небольшим, с единственной главой на массивном барабане и двухярусной колокольней, но на старых планах видно, что церковь до 1853 года была пятиглавой. Иконы были написаны в мастерской Гагаева. При церкви с северной стороны также была построена часовня. Сейчас на месте церкви стоит дом по ул.Островского. Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани»/составитель Г.В. Фролов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. Церковь св. Николая Чудотворца принадлежала к древним казанским храма. Ее основание относится ко второй половине XVI века. О ней уже упоминается в 1555 году при перечислении угодий, данных жалованною грамотой царя Иоанна Грозного казанскому архиепископу. В писцовых книгах Казани за 1566-1568 гг. ее место обозначается как «на старых воеводских огородах, в новом остроге, в Вешняковской слободе».

http://sobory.ru/article/?object=32749

После Дионисия в Старицком монастыре семь лет не было настоятеля. Причиною тому было неустройство Тверской кафедры. После мученической кончины святителя Тверского Феоктиста, кафедра Тверская много лет не была занята никем и естественно некому было определить настоятеля в Старицкий монастырь. За Дионисием следуют архимандриты: Мефодий 1617 г., Иосиф 1628 г., Леонид 1658 г., Тихон 1655 г., Исайя, 1658 г., Варлаам 1662 г., Сергий 1669 г. деятельности их сохранилось очень мало сведений: несколько копий с царских грамот Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича и копий с писцовых книг на вотчинные владения писаны на имя помянутых архимандритов. Впрочем и из сохранившихся бумаг видно, что все настоятели монастыря после литовского нашествия заботились о возобновлении и приведении в порядок письменных документов на монастырские имущества, отобранных поляками. Далее следует архимандрит Варлаам II. Он управлял монастырём с 1672 по 1683 год. Им куплено в 1674 г. в Белом городе, между Тверской и Никитской улицами, рядом с Могилевским подворьем, пустое место у Тимофея Дементьева Литвинова для постройки подворья. При нём, в 1681 г., страшный пожар опустошил всю западную часть монастыря: сгорели братские деревянные келья, все житницы, деревянная колокольня и каменная церковь священномученика Василия Анкирского над св. воротами. Недолго после пожара прожил архимандрит Варлаам; он скончался в 1683 году. Преемником ему был архимандрит Исайя II, Ему предстояло великое и трудное дело восстановления значительной части монастыря, совсем· истребленной пожаром; и о. архимандрит исполнил эту не легкую задачу, как мудрый и опытный в строительном деле хозяин. Собрав нужные денежные средства и заготовив потребные материалы, он приступил первоначально к постройке каменной колокольни, вместо бывшей деревянной, избрав для неё место на юго-западном углу соборного Успенского храма, – и в 1686 г. совершенно окончил постройку ее, и повесил на ней десять колоколов; три колокола перелил вновь из горелой меди, а семь колоколов неповреждённых пожаром остались прежние.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

госуд. архива стар. дел», 345 (в 1700 г. имел крест. 52 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, 1723 г., 316 (м-рь был приписан к Афанасьев. м-рю в Яросл.), прилож., XXXIV (по описи 1723 г. в нем был игум. Гедеон, переведеный в архиер. дом священником, 11 монахов и имел 33 двор. крестьян); IV, 1724 г., 185 (м-рю принадлежала дер. Фролцова; игум. Кирияк). 747. Воскресенский на Стадище, женский, ныне приходская церковь , в гор. Пскове, на Запсковье, по Нарвской улице. О нем упоминается в летописи под 6966 (1458) год., когда «Погоре все Запсковие от церкви св. Богоявления и до монастыря св. Воскресения». Затем под 7040 (1532) год. говорится: «Загореся у Воскресения Христова на Стадище в монастыре келья, а в то время Псковичу к Пречистой в Печеру ходиша; погоре до Спаса посад, церковь тогда каменная Воскресение Христово недоделана бысть“. Упразднен в 1764 г. “Полн. собр. лет.», IV, 217, 298; V, 32; “Ист. Росс. Иер.», III, 620; Токмаков, “Матер. для ист. и археол. опис. Новгор. губ.», I, 37 (грам. 1693 г. о подсудн. крестьян); Строев, “Спис. иер и настоят.», 404, 32; Князев, “Указат. достопам. г. Пскова», 23, 26; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 52 (Ц. гр. 1651 г. о взимании с тягл. места, принадл. м-ря попу Амвросию); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 39; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 42 (прошение 1720 г. игум. Неонилы о возвращении приписан. к Нарве вотчин); Василев, “Ист. стат. указат. г. Пскова», 52. 748. Воскресенский – Тетрухский, женский, ныне погост Воскресенский-Галкино, Владимирской губ., Судогодского у., в 65 вер. к сев.-вост. от Судогды, при рч. Тетрухе. О нем известно только, что он в 1764 г. упразднен и 2 его церкви Воскресения Хр. и Параскевы Пятницы, существующие и ныне, обращены в приход. “Ист. Росс. Иер.», III, 620. 749. Входо-Иерусалимский, женский, ныне село Арефино, Владимирской губ., Муромского у., в 60 вер. к сев.– вост. от Мурома, при рч. Заидомке, впадающей в Кузому. О нем упоминается в писцовых книгах 1674 г.; упразднен в 1764 г. Вероятно, он был основан Романовыми, так как до сих пор здесь находятся 9 икон Ив. Никит. Романова и панагия патриарха Филарета. “Ист. Росс. Иер.», III, 623; “Владим. губ. вед.», 1854 г., 32; 1858 г., 46 (описание); “Труды Рязан. учен. архивн. Комиссии», 1887 г., I, вып. 2, 40 (челобитн. крестьян села Орефина, что при церкви м-ря Вход Иерусалима нет черного попа с 1677 г. и старицы м-ря помирают без причастия).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Престарелый Иоасаф управлял патриаршеством только 5 лет; скончался 17 февраля 1672 г. 253 После него патриаршую кафедру занял новгородский митрополит Питирим, бывший прежде крутицким митрополитом и местоблюстителем патриаршей кафедры по отречении Никона, один из деятельных виновников его низложения. Он патриаршествовал только 10 месяцев (с июля 1672 г. по апр. 1673 г.) 254 . Спустя больше года после его смерти поставлен был патриархом Иоаким (26 июля 1674 г.) 255 . Он происходил из фамилии московских дворян Савеловых, был в военной службе и на 35 году постригся в киевском Межигорском монастыре (1655 г.); оттуда перешел в основанный Никоном Иверский (1657), а затем в московский Чудов монастырь (1663), сделан был здесь архимандритом (1664) и примкнул к врагам Никона; в 1673 г. был рукоположен на новгородскую митрополию – на место Питирима, сделавшегося патриархом. По случаю болезни и смерти этого последнего Иоаким правил делами патриарш. кафедры еще до получения патриарш. сана. Он был человек деятельный и с практическим складом ума. Внимание его, как и Никона, было обращено на различные стороны жизни. Больше всего он заботился об улучшении быта духовенства. Еще будучи новгородским митрополитом, он сделал распоряжение, чтобы церковная дань с духовенства собиралась поповскими старостами, а не светскими епархиальными чиновниками, притеснявшими его своими поборами; ставши патриархом, он, с согласия епископов, провел такое же постановление касательно всех епархий на соборе 1675 г., оставив за светскими архиерейскими чиновниками лишь полицейские обязанности. Вместе с тем он старался установить однообразный для всех епархий размер пошлин в пользу епархиальных кафедр (постановления 1675 и 1687 г.), чтобы оградить духовенство от произвола епархиальных властей и тем обеспечить, насколько возможно, его положение. С этою же целью он исходатайствовал у правительства отмену указа 1676 г., запрещавшего вновь отмежевывать приходским церквам земли; а в 1681 г., когда было предпринято общее межевание земель, он выхлопотал повеление отмерить всем неимущим церквам участки земли (5 – 10 десятин) из помещичьих и вотчинных земель и писцовые земли, отошедшие от церквей к частным владельцам, возвратить церквам; наконец при общей переписи и межевании земель в 1685 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Трехсвятительский храм (Белоомут) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Трехсвятительский храм построен в 1827 году на средства крестьян Набатова и Каширина вместо деревянной церкви XVII века. В советское время был закрыт. Богослужения возобновлены в 1991 году. Содержание История [ править править код ] Впервые кладбищенская церковь села Белоомут упоминается в писцовых книгах в 1674 г.: «церковь древяна, клецки, о трех главах, святых Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого». Ныне существующая кирпичная церковь построена на месте деревянной в 1827 г. на средства крестьян Набатова и Каширина. Позднее (не ранее середины XIX в.) к храму пристроены колокольня и трапезная с приделами: Никольским и в честь Казанской иконы Божией Матери. Приделы освящены в 1879 г. Никольский придел устроен крестьянами в память помещика Николая Огарева, освободившего крестьян с землей за ничтожный выкуп задолго до отмены крепостного права. В конце XIX века отдельный причт при церкви был упразднён и церковь обращена в кладбищенскую. Священники из близлежащего Преображенского храма по чину череды ходили на богослужение в Трёхсвятительский храм на родительские субботы и заупокойные службы. Храм в советское время был закрыт (1937 г.). Использовался под склад. Богослужения возобновлены в 1991 году. Храм освящён в 2004 году Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Ювеналием митрополитом Крутицким и Коломенским. О строителе церкви Трёх Святителей в селе Белоомуте крестьянине Набатове Н.П. Огарёв писал: «Этому человеку 80 лет. Он живёт, как и прежде, со своими внучками и любуется на них. Читает церковные книги, наделяет нищих из доходов, что получает от маленького торга скотом — и все его благословляют. Знаешь ли, что эти люди достойны быть выставлены в романе. Гоголя старосветские помещики не большего заслуживают внимания. Да они и похожи на них. Набатов прожил со своею женою 60 лет душа в душу. Эти картины простого скромного быта, право, лучше всех картин Бальзака. Его 30-летние женщины ничего не значат против простой старухи, которая безмятежно прожила 80 лет с полной любовью к ближнему». В 1935 г. в храме Трех Святителей служил сщмч. Никон (Беляев) (1886-1937), архимандрит, преподобномученик. В миру Беляев Георгий Николаевич. Престольные праздники [ править править код ] Собор Трех Святителей - 12 февраля Как добраться [ править править код ] Адрес: Московская область, Луховицкий район, п. Белоомут, ул. Малая Огаревская. Трехсвятительский храм. Электронная почта: luhovblag@mail.ru Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Трехсвятительский храм (Белоомут) Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Трехсвятительс...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010