От путаницы в епархиальных границах между самими архиереями возникали недоразумения по управлению епархиями. Новгородские архиереи долго спорили из-за владений с вологодскими, рязанские с коломенскими, вятские с вологодскими. Спорами этими пользовались архиерейские служилые люди и низшее духовенство, одни, чтобы получить побольше денег, другие, чтобы совсем не платить их, а третьим, напротив, приходилось расплачиваться вдвойне и страдать от лишних поборов. Духовенство со своей стороны мало пыталось упорядочить церковную жизнь, внося в нее разлад. Оно само мало улучшалось и в своей практике не переставало держаться местных обычаев, получивших, за давностью их и дальностью епархиального архиерея, характер и право гражданства; даже литургию не везде служили одинаково 701 . Нельзя не согласиться, что от всего этого происходило «велие смятение». Велие смятение послужило к тому, что через семь лет после Большого Московского Собора, в октябре 1674 года в одной из патриарших палат во главе с самим патриархом собрались на собор пять митрополитов, три архиепископа, два епископа и много Белого духовенства 702 . Собор 1674 г., с целью искоренения церковных беспорядков и упорядочения церковного управления, советом положил: «коейждо епархии грады с уезды по писцовым книгам владети коемуждо архиерею, монастыри и церкви управляти и вновь церкви велеть строити по прошению мирских людей, благословения подавать правильно в своих епархиях по уездам, разсматривая о том с великим прилежанием по писцовым книгам, и у челобитчиков имати за руками сказки, где котораго града и уезда, чтоб было не чужой епархии града и уезда, и в том бы между архиереями распри и в людях смятения не было» 703 . Соборное постановление, чтобы уезды находились в полном своем объеме в ведении того архиерея, которому принадлежал город, на ряду с прочими епархиями касалось и патриаршей области. В силу его патриарх Иоаким «церковнаго ради благочиния и всенародного управления» указал митрополитам, архиепископам и епископам управлять и ведать судом и расправой церкви своей области, если они по писцовым книгам окажутся в их уездах. Местным архиереям дано было право ставить туда священников, собирать в свою казну церковные дани со всякими архиерейскими доходами и духовностью в своей епархии ведать всякого чина людей патриарших вотчин. Исключались только патриаршие домовые и приписанные к ним монастыри. Они остались, по-прежнему, в ведении самого патриарха. Местные архиереи, в случае бесчиния и нестроений в этих монастырях, могли письменно доносить патриарху. Точно так же все архиереи свои ино-епархиальные вотчины с тамошними церквами и людьми отдали местным архиереям с правом поставления священников, сбора дани и суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Было бы очень важно и полезно для дела указать, хотя бы в самых общих чертах, уездные епархиальные границы по писцовым книгам. Но это едва ли возможно в настоящее время и можно назвать напрасной попыткой. Во-первых, известно слишком мало уцелевших писцовых книг с указанием границ старинных уездов 729 , во-вторых, старые уездные границы были непостоянны: с возникновением новых городов с уездами, границы изменялись, в-третьих, эти границы невозможно воспроизвести по нынешней топографии, даже с писцовой книгой в руках, и указать, где сходились старые уезды. Дело в том, что старинные межевые приметы: камень, дуб, береза, овраг, пригорок, буерак, ручей, болото, лес и т. п., ныне не существуют 730 . Лес вырубили, болото высушили и распахали, река сама высохла, уступив место необдуманной земельной эксплуатации у русского человека. Бывало и так, что часть одного уезда, т. е. отдельная волость находилась среди соседнего уезда. В писцовой книге (1672–1674 г.) меж Переяславль-Рязанского уезда отмечено: «межа Рязанского уезда Старо-Рязанского стану Великодворской волости с Владимирским уездом писано особо, потому что той Великодворской волости к Рязанскому уезду примежевать нельзя, – разошла Владимирского уезда волость Тумская» 731 . Наталкивался ли собор 1674 года на подобные затруднения и как разрешал их, не известно. Возможно, что он не знал этого. При несомненной важности новых порядков для епархиального управления на соборе 1674 года по вопросу о территориальном переустройстве русских епархий сделано не очень много. Собором и после собора произведены в иных случаях слишком несущественные изменения. Самые отдаленные места, преимущественно спорные и неудобные для управления, поступили в ближайшие епархии. Любопытно то, что каждая в отельности кафедра при взаимном обмене церквами нисколько не теряла. Только вологодскую, по-видимому, обделили, как ни старался архиепископ Симон удержать свою епархию в прежнем объеме. Впрочем, и после этого церквей в Вологодской епархии оказалось сравнительно много.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1618 г. в монастыре церковь Христорождественская была деревянная, шатровая, «строенье попа Алексия, прозвищем Список (местный священник)», возобновленная после разорения в 1610 г. Другая церковь Сретенская после разорения еще не была возобновлена, а в 1628 г. она была только придельною при Рождественской церкви. По описи стольника Сомова 1674 г. сказано: «Против города на площади к Петровскому пруду девич монастырь, а в нем ружная каменная церковь соборная Рождества Христова да в приделе Пречистой Богородицы Владимирской, да в другом приделе св. Антипы; соборная церковь и придел св. Антипы еще не освящены. Церковное всякое каменное строение и двери железные, и к окнам решетки, затворки железные, и окончины – строенье Кодрата протопопа Успенского Большого собора, что на Москве». Вместе со зданиями много показано утвари и риз, данных этим протопопом. Эта церковь пятиглавая, византийской архитектуры. Теперь при ней один штат, прихожан 248 муж. пола и 293 жен. Резной иконостас в церкви устроен в XVIII ст. купцом Иваном Федоровичем Ряхиным, а вызолочен сыном его Федором Ивановичем Ряхиным. В Христорождественскую церковь ежегодно 21 мая бывает из собора крестный ход. Невдалеке от Рождественской церкви у Петровского пруда была Петропавловская церковь, упраздненная в XVIII в. Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии/соч. архим. Макария. - СПб., 1857. В Писцовой книге 1674 года есть следующие строки: " Против города (деревянной крепости выстроенной в 1536 году), на площади, к Петровскому пруду девич монастырь, а в нем ружная каменная церковь соборная Рождества Христова да в приделе Пречистые Богородицы Владимирские, да в другом приделе священномученика Антипы; соборная церковь и придел священномученика еще не освящены. Церковное всякое каменное строение и двери железные и к окнам решётки, затворки железные и окончины - строенья Кодрата протопопа Успенского Большого собора, что на Москве " . Основываясь на том, что главный престол Христорождественского храма в 1674 году ещё не был освящён, краеведы, пишущие о Балахне, обыкновенно датируют его постройку началом 1670-х годов. Однако упомянутый в записи " Кодрат протопоп " (Кондрат Ильин) служил в Успенском соборе значительно раньше. Его имя есть в тарханной грамоте московскому Успенскому собору царя Михаила Фёдоровича. И, кроме того, он фигурирует в " Повести о новоявленных чудесах от образа Богородицы Владимирская в пустыни близ Оранного поля " , составленной в 1662 году, но рассказывающей о событиях конца 1620-х - начала 1630-х годов. Удивительно то, что совокупить судьбу протопопа Кондрата, который согласно по сей день бытующему в Балахне преданию, был родом отсюда, с судьбой Христорождественского храма, по-видимому, мало кому приходило в голову.

http://sobory.ru/article/?object=00899

Их оказалось сравнительно немного. В 1674 году в уступленных местах было 30 церквей с окладом 40 р. 25 коп., две пустыни – Андриянова и Досифеева и два монастыря – Выксинский и Троицкий 725 . Стоит только припомнить прежнюю территорию Вологодской епархии, чтобы видеть, как она значительно сократилась с отделением от неё Яренска, Усть-Выми, Вожеми и Пошехонского уезда. Теперь она не была разбросана, как прежде, напротив, сосредоточивалась исключительно в местах по бассейну Белого озера, р. Шексны, Кубенского озера, верховьев Сухоны и Костромы – левого притока Волги, Согожи и Сожи – левых притоков Шексны 726 . Тут были Вологда с уездом, Белоозерская и Чарондская области. В старом архиве вологодской консистории сохранились окладные книги с подробным списком церквей Вологодской епархии – всего 20 кн.: 14 от первой половины XVII в., 5 – второй и 1 – XVIII века. В Вологодских Епарх. Ведомостях за 1863 г. приведены данные из кн. преосвящ. Гавриила, архиепископа вологодского и белоозерского, за 1691 г. Из выписок видно, что в 1691 году в самой Вологде было 51 церковь , в уезде – 276 «жилых» и 28 «пустых». По белоозерским книгам на Белоозере и в Белоозерском уезде – 255 «жилых» и 16 «пустых»; частнее – в Белоозерском посаде – 47 церк., Чарондская округа – 34 церк., Надпорожский стан – 36 церк., Заозерский стан – 125 церквей 727 . Территория Ростовской митрополии на севере увеличилась прибавлением к ней части Пошехонского уезда, расположенного между нижним течением р. Шексны, части р. Волги и правобережьем р. Костромы. Как отозвалось постановление собора 1674 г. – о распределении епархиальных территорий по уездным писцовым книгам – на территориях всех епархий и возникали ли недоразумения, подобные недоразумениям рязанского, коломенского, вятского, вологодского и ростовского владык между другими архиереями, пока нет данных для ответа. Совсем не известно, какие территориальные изменения произошли в Казанской и Астраханской епархиях. Несомненно, что до собора 1674 года у казанской кафедры были сместные церкви с Вятской, Нижегородской и Астраханской епархиями, так как уезды их сходились 728 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Грам. и Догов. I, 25. Соловьев. Истор. России. I, IV, 1123. Вопрос об епархиальной подведомственности г. Каширы с возможной обстоятельностью легче обследовать местному специалисту. Затрагивавшие его, но чисто случайно, на основании того, что в Кашире долго было подворье рязанского архиерея, не полагая различия между старой и новой Каширой, вопреки документальным данным, склонны думать, что и г. Кашира долгое время принадлежал рязанской кафедре (Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос. 1863 г. II. 21. Чт. Общ. Люб. Дух. Просв. 1890 г. 1 полугодие, отд. III. Материалы для истории Рус. Церк. 185). Сахаров в Современнике 1837 г. 3, называет Каширу в 1622 г. в числе городов Коломенской епархии, а потом замечает: «в 1667 г. Кашира от Рязани снова причислена к Коломенской епархии». Когда после 1622 г. Кашира перешла к Рязанской епархии, он не знает (стр. 312. Ср. 317). Думается, что г. Сахаров смешивал г. Каширу с Каширским уездом или старую Каширу с новой, а соборные постановления 1667 г. (не выполненные) с постановлениями собора 1674 г. о распределении уездов в епархиях по писцовым книгам, о чем речь впереди. Тогда Каширский уезд поступил в Коломенскую епархию, где был г. Кашира с пятью десятинами (Арх. М. Ю. Патр. Каз. Прик. кн. 42, лл. 272–333). Не лишне сказать еще два слова. Дом рязанского архиерея в Кашире мог оставаться памятником прежней принадлежности Каширы к рязанской кафедре, как Венев монастырь до 1674 т. оставался памятником прежней принадлежности г. Венева к ней же и поступил в ведение Коломенской епархии только по определению собора 1674 г., тогда как г. Венев давно был в ней. (Акт. Эксп. IV, 204). 519 Афремов. Историч. Обозрение Тульской губернии, стр. 48, 63. Алексин слишком не долго состоял в Коломенской епархии, если только состоял. В 1625 г. он значится в патриаршей области (Собр. Госуд. Грам. и Дог. III. 71). В 1656 году Космодемьянская и Михайлоархангельская церкви в Алексине принадлежали Патриаршей области, в Коломенской епархии его за это время совсем нет (Патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Еще одним следствием поездки Государя Михаила Федоровича в Вязниковскую слободу стало «пожалование священникам слободского деревянного Казанского собора права ежегодно в день празднования в честь Казанской иконы Богоматери, 8 июля, приезжать к Государю со святой водой, освященной от чудотворной Вязниковской Казанской иконы Божией Матери. За эти приезды, длившиеся с 1641 по 1676 г.г., во время правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, они получали в пожалование анбурское сукно. К экономической заинтересованности Государей в Вязниковской слободе добавилось их идейное единство, еще больше укрепившее связь Романовых с Вязниками». Казанский собор упоминается в писцовых книгах Семёна Извольского 1653 г., где говорится, что у соборной Казанской церкви значится двор протопопов, 2 двора поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 3 двора церковных бобылей; в приходе двор прикащиков, 260 дворов крестьянских, 33 двора вдовьих, 34 двора нищих, пашни церковной середние земли по 30 чети в поле, пустошь Ореховка на речке Волчинке пашни по 15 чети в поле, пустошь Захарьинская за р. Клязьмой – пашни лесом поросло по 15 чети в поле, сена за р. Клязьмой у Выльских озер, у Деева истоку и у озера Керхи на поженке 50 копен, пустошь Махлацово – пашни худые земли по 10 чети в поле, сена на поженке Луховской 50 копен (владеют по государевой грамоте 147 г.). В 1640 г. Михаил Фёдорович приезжает в Вязники, чтобы лично принять участие в богослужении перед Вязниковской Казанской иконой. В 1642 г. Государь и Великий князь Михаил Федорович и его Благоверная царица, Великая княгиня Евдокия Лукьяновна вложили сребро-позлащенные напрестольный крест и кадило. В 1670-1674 г. строится каменная соборная церковь на деньги Великого Государя Алексея Михайловича, дворцовой казны, церковной казны и мирского подаяния. В писцовых книгах стольника Назария Засецкого да подъячего Тимофея Степанова написано: «в Вязниковской слободе начата Соборная церковь строением во 178 (1670) года июля во 25 день, а совершена во 182 (1674) г. в августе месяце. На построение ея пошло великаго государя Алексея Михаиловича дворцовыя казны 934 руб. и 1400 пуд. железа, церковной казны 264 руб. 75 коп. и мирского подаяния 473 руб., а всего та церковь стала опричь железа 1672 руб. 3 алтына 4 деньги да за написание деисусов и праздников отдано было 100 руб.». В 1682 г. царь Фёдор Алексеевич приложил небольшой золотой с алмазом наперсный крест, проезжая через город Вязники во Флорищеву пустынь (снял с себя). Позже крест был вделан в золотой венец чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1690 г. (по другим источникам в 1688 или 1691 г.) было приложено Евангелие по указу Великих государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей.

http://sobory.ru/article/?object=48635

Большая Алешня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца , Страстной иконы Божией Матери Год постройки:1806. Адрес: 391984 с. Большая Алешня Ряжского р-на Координаты: 53.639763, 40.13178 Проезд:из Ряжска по Р-126 " Рязань-Ряжск-Ефремов " до с. Большая Алешня, в селе свернуть на первом съезде налево и остановиться. Храм будет слева от вас. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Находившаяся здесь церковь первоначально именовалась Никольской. Построена и освящена в 1674 г. Существующая ныне каменная церковь того же храмонаименования, как и деревянная, построена в 1805 г. кн. Екатериной Алексеевной Кропоткиной. В клировой ведомости за 1915 г. указано, что церковь построена в 1806 г., каменная с такою же колокольней. Престолов в ней два: главный в настоящей - во имя Страстныя Божия Матери, в приделе - во имя святителя и чудотворца Николая. Церкви принадлежали: каменная ограда с такими же двумя флигелями, из которых один служил для сторожей, а в другом - помещалась церковно-приходская школа, существующая с 1895 г. http://www.ryazeparh.ru Село Большая Алешня в 7 верстах от уездного города Ряжск Село Алешня по писцовым книгам 1685 г. значится в  Пехлецком стану, по обе стороны речки Алешни, и «показано в вотчине за князем Никитою княж Петровым сыном Дулова, да  Лаврентьем Денисьевым, оно выселилось из Захупотской слободы. Находившаяся в том селе церковь первоначально именовалась Никольскою, а построена и освящена  в 1674 г. января  в 5 день. В новопостроенной церкви «образы, книги, ризы, колокола и все церковное строенье, по замечанию писцовых книг, было мирское». К Никольской церкви вымерено из «князь Никитинских дач 17 четвертей без третника, да у Лаврентья Денисьева 3 четверти с третником, всего 20 четвертей, по указу великих государей и по наказу, потому что та церковь построена на его князя Никитиной поместной  земле, а церковной земли по писцовым книгам  не написано. На сенные покосы вымерено 2 десятины. Вокруг церкви вымерено кладбище, а меры тому кладбищу с приходу западных дверей 12 сажень, с правой стороны от церкви 11  сажень, а с левой стороны 13 сажень, а позади церкви от алтаря 15 сажень, а вокруг того кладбища по мере 93 сажени, и то кладбище огорожено забором, а у той церкви служат попы: поп Андронник да поп  Иван.   Писана,  мерена  и межевана  церковная земля в нынешнем  1685 г. июля в 20 день.

http://sobory.ru/article/?object=17523

Выпись с Новогородских писцовых книг, письма и меры Косьмы Карцева 7091 года, Галилейские пустыни, на вотчинную пустошь Гурылево, взята в Великом Новогороде, Декабря в день, за приписью Дьяка Ермолая Воробьева. 182 году (1674) Выпись с отказных книг Поместного Приказу, отказу Подьячего Ивана Лаврентьева, в пустоши Быковы, сельцо тожь, на прописные четверти противу писцовых книг, письма и меры Лаврентья Кологривого с товарищи, 131 и 132 годов, за рукою откащиковою, взята Марта в 3 день. Выпись с отказных книг отказу Поместного Приказу Подьячего Ивана Лаврентьева на пустошь Коровнево, Дрозжино тожь, что на Суходоле, против писцовых книг, письма и меры Лаврентия Кологривого с товарищи 131 и 132 годов, за рукою откащиковою, взята Марта в 14 день. Выпись с переписных книг Московского Уезду, переписи Стольника Князь Володимера Волконского, да Подьячего Мойсея Глухова, 186 году, церквам и монастырскому строению, и подмонастырской слободе и вотчинам, что в Московском Уезде, за приписью Подьячего Мойсея Глухова. Купчие Купчая Князь Никиты Михаловича Мезецкого, Рузского Уезду в Лакноше стану на пустошь, что было село Еднево, на речке на Сестре, место церковное Николы Чудотворца и с пустошми, что были деревни 148 году, Февраля в 28 день, за его рукою, на столбце, что он продал Дорофею Пустынникову, а на купчей помета о записке в книги Поместного Приказу, Дьяка Ивана Переносова 149 году, Марта во 2 день. Купчая Чудова монастыря Архимандрита Ферапонта, да Келаря, Феодосия с братьею, что они продали в Московском Уезде в Манатине, и в Быкове, и в Коровине стану деревню, что была пустошь Холзуева, а Ескино и Фуниково тожь, по новому прозванию, вместо суходолу на коровьем врагу с пустошьми, да пустошь Харитоново, а Татариново тожь, да погост Воскресение Христово на речке на Студенке, 161 (1653) года, Августа 24 числа, на трех столбцах, а на купчей помета о записке в книги Поместного Приказу Дьяка Ивана Хрипкова 162 года, Апреля 12 дня. Купчая из Приказу Казанского Дворца 162 году, Генваря в 28 день, Курмышского Уезду, Подгородного стану, жеребей села Симанова, а Быковка тожь, что продано Артемью Огибалову, за Государскою печатью, за приписью Дьяка Федора Грибоедова на получетверте столбце.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Другими словами, тульские Минины - всего лишь однофамильцы нижегородских. А вообще, имя Мина на Руси некогда было весьма популярно, отсюда и распространение фамилии в целом. А теперь о главном, на мой взгляд, - о балахнинских корнях Кузьмы Минина. ВЕРОЯТНЫЕ " ОТЦЫ И ДЕТИ " ПО ПРАВДЕ ГОВОРЯ, данная эта, казалось бы, аксиома, доказательств не требующая, столь глубоко укоренилась в сознании всех и каждого, что в нереальность ее верится с трудом. Я и сам, грешный, следуя научным публикациям (а каким еще следовать?), столько раз говорил и писал: " Кузьма Минин - родом из Балахны! " Хотя, признаюсь, иногда, когда встречался с некоторыми, и подчас явными, нестыковками в тех или иных источниках, и меня сомнения брали. В этих случаях хочется залезть в архивы, докопаться до первоисточника, до самой сути... Но где взять время? Я не историк, я - журналист, пишущий в том числе и на исторические темы... Б.Пудалов сообщает: " ...версия о балахнинском происхождении Минина впервые появилась в статье видного нижегородского историка-краеведа И.А.Кирьянова (Кирьянов И.А. О Кузьме Минине (Новые материалы к биографии)//История СССР . М., 1965. ? 1. С.144-146) " . " Отправным пунктом, - читаем далее, - в рассуждениях И.А.Кирьянова стало существование " давнего нижегородского предания, связывающего фамилию Мининых с Балахной " . В качестве источника для доказательств своей версии исследователь привлек записи " рода Кузьмы Минина " и " рода Нефеда Минина " соответственно в синодиках Нижегородского Печерского монастыря (1648 г.) и Нижегородского Михаило-Архангельского собора (кон. 70-х - 80-е годы XVII в.), а также " Писцовую книгу " г. Балахны 1674-1676 гг.; все указанные источники приведены И.А.Кирьяновым по публикациям Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК). И.А.Кирьянов обратил внимание на совпадение имен балахнинских Мининых, упоминаемых в " Писцовой книге " , с именами в указанных поминальных записях синодиков: совпадают имена " Григорий " (отец " гостиной сотни Андрея Григорьева сына Минина " в " Писцовой книге " и восьмое по счету мужское имя в Архангельском синодике), а также " Михаил " ( " место пустое Мишки Минина " в " Писцовой книге " и шестое по счету мужское имя в Архангельском синодике).

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/12/...

В 1665 году впервые в монастырских и государственных переписях указана этническая принадлежность населения. Матфей Никифоров в ряде волостей отмечает крестьян-карел. Как явствует из текста книги, «кореляне» жили за монастырем уже в 1620-е годы 524 . Однако массовое переселение происходит в 1640–1660-е годы 525 . Матфей Никифоров указал точные даты прихода карел в вотчины Кирилло-Белозерского монастыря: 1647, 1648, 1657, 1658, 1660, 1661 годы. В вотчинах Кирилло-Белозерского монастыря «кореляне» получали землю на льготных условиях, освобождались от уплаты оброков на 3 года. После истечения льготы они, как правило, платили фиксированный денежный оброк. В 1665 году наряду с деревнями, населенными крестьянами, так же подробно и тщательно описывались села, погосты и дворы священников. И здесь мы встречаем самую неожиданную информацию, которую можно найти в вотчинных кадастрах: «у попа Феодосия Ермолаева ключа Прислонского Волока Славинского церкви Георгия Страстотерпца один из сыновек Митька – „иконник“». Интересно отметить, что значительно позже, в 1674 году, вероятно, ему была передана рукопись «иконописного подлинника», принадлежавшая Матфею Никифорову, на обороте верхней крышки которого есть запись: «Во 183-м году ноября в 21 день отдан на Прислон Егоргивскому священнику» 526 . Матфей Никифоров так же подробно описывал церковные и монастырские дворы и угодья. Часто размеры пашни и сенокосов приходских священников писец сравнивал с данными писцовой книги. Например, в деревне Баскакова Гора (Волок Славинский, ключ Старой) у попа Ивана Афанасьева по писцовым книгам «пашни 3 чети да перелогом 6 чети, а в дву по тому же; сена меж поль 20 копен» 527 . В писцовой книге 1626–1627 годов в этой деревне «поп Офонасей», т. е. отец Ивана Афанасьева. Размеры угодий по двум описаниям полностью совпадают 528 . Следовательно, Матфей Никифоров при проведении описания «справлялся» с материалами писцовой книги, копии которой, возможно, были сделаны по его инициативе в конце 1650-х – начале 1660-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010