Горицах и Стоянце – 3 ц.; в Псковской губ.: в Торопецкой дес. с г. Торопцем, его посадом, уездом Торопецким и Великолуцким – 53 ц. и 2 прид. Всего в двадцати означенных нынешних губерниях патриаршей области принадлежало 66 городов с уездами и селами; в них было 3651 ц., 394 прид. и 33 часовни, в которых, т. е. часовнях, за неимением настоящих церквей, отправлялось богослужение для местных жителей. Тридцать девять из перечисленных городов значатся в жалованной грамоте 1625 г. п. Филарету, подписанной царем Алексеем Михайловичем на имя п. Никона ; остальные города, числом 27, приписаны после выдачи грамоты п. Филарету 561 . К ним нужно прибавить восемь новых украинских городов в Курской и Харьковской губ., причисленных вновь в 1656 г. 562 . Глава III Решение вопроса об открытии новых епархий и упорядочении епархиальных территорий на соборах 1657, 1667 и 1674 гг. I. Собор 1657 г. Восстановление XIII – Смоленской епархии; XIV – открытие Вятской епархии и перевод коломенского епископа Александра на тамошнюю кафедру. Временное прикрытие Коломенской епархий (1657–1667 гг.) и присоединение её территории к патриаршей области. Неосуществившийся проект прикрытия Сарской или Крутицкой митрополии с переводом м. Питирима на украину во вновь открываемую Белгородскую епархию. II. Недостатки церковной жизни и епархиального управления на Руси в полов. XVII в. Собор 1667 г. с приезжими восточными патриархами. Проект об открытии новых епархий и введении епархиального митрополичьего окружного управления в Русской церкви. Открытие XV – Белгородской епархии и восстановление Коломенской. Присоединение новых юго-восточных городов к патриаршей области. Открытие XVI – Нижегородской епархии (1672 г.). III. Епархиальная подведомственность кафедральных вотчин и монастырей. Собор 1674 г. Распределение уездов по епархиям, соответственно уездным границам по писцовым книгам так, чтоб уезды полностью входили в состав епархии. Количество церквей по епархиям в 1679 году. I. После неудачной попытки выслать крутицкого митрополита на Дон, Никон понял, что его личной инициативы мало. Не оставляя начатого дела, патриарх решился предложить вопрос на рассмотрение собора и поставить его шире. В новой постановке вопроса дело коснулось не одного Питирима, но и других архиереев, имевших города по близости к Москве в территории патриаршей области. В октябре 1657 года, по воле великого господина и государя святейшего патриарха Никона и самодержца великого князя Алексея Михаиловича, имевшего пока общую волю с патриархом, в Москве составился собор. На соборе, кроме духовных властей, присутствовал сам царь и его бояре 563 . Собор был созван специально по вопросу об устроении «по местам властей» 564 , иными словами, об упорядочении епархиального устройств посредством восстановления прежних, открытия новых и закрытия некоторых старых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Собрано по Белоозерским книгам с 285 храмов, по вологодским – с 277, всего с 562 церквей. За некоторыми церквами остались недоимки (по монаст. прик. кн. 47). 728 В Моск. Арх. Мин. Юст. сохранилась переписная книга Казани 1646 года, 6445. В ней, как известно, по главам переписаны 1) Казань, 2) Тетюши, 3) Лаишев, 4) Оса, 5) Малмыж, 6) Ядрин, 7) Алатырь, Закамская сторона, 8) Ахтачинск, 9) Козмодемьянск, 10) Шешминск, 11) Казанский уезд, дворцовые волости и т. д. еще 11 глав с описанием монастырских вотчин; есть вотчины и приписные монастыри Троиц.-Серг.-Лавры и московского Новоспасского монастыря. Ядрин и Алатырь, принадлежавшие по гражданскому административному делению к Казани, в церковном отношении принадлежали патриаршей области, потом, как известно, поступили в Нижегородскую епархию. В их уездах могли быть церкви общие с Казанской епархией. Оса и Кукарская слобода совсем подходили к границам Вятской епархии. 729 Можно для примера указать сохранившияся в Моск. Арх. Мин. Юст. писцовыя книги: г. Мещовска (1673–1676), 1048, с межами границ с Козельским, Брянским и Серпейским уездами; г. Переяславля–Рязанского (1672–1674), 1075, с межами границ с Каширским, Коломенским, Тульским, Веневским, Епифанским, Ряжским, Козловским, Шацким, Мещерским, Касимовским и Сапожковским уездами; г. Серпейска (1634 г.), 1078, со Смоленским и Дорогобужским; г. Соловы 1674 г., 1035, с Дедиловским уездом. 730 О способах и характере старинного земельного межевания, очень сходного вообще с размежеванием России на административные округи, можно читать в ст. К. А. Неволина «Об успехах государственного межевания в России до императрицы Екатерины II» (Пол. Собр. сочинен. VI т.). 731 Арх. Мин. Юст. Писц. кн. 1075, л. 75. Выписка из писцовой межевой книги Преяславля Рязанского, пограничного с Коломенской епархией и патриаршей областью, дает понять, как производилось межевание старых уездных границ, а вместе может показать, где должны были сходиться соседние епархии по границе Рязанского уезда. I) Рязанский уезд с Коломенским разошла р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Стихиры на литии и стиховная составлены вновь; так же светилен, богородичен и стихиры на хвалитех. – Вообще все последование службы препод. Мартирию, совершаемое 11 ноября, как и житие его составлены преосвящ. Корнилием, бывшим пострижеником Зеленецкого монастыря. В заключение описания не лишним находим приложить список лиц, управлявших монастырем в разное время и потрудившихся, или лучше сказать потративших много сил на благоустройство обители. Настоятели Троицкого Зеленецкого монастыря. Мартирий, преподобный основатель монастыря между 1565–1570 гг. – В 1582–1583 гг., по актам он известен как строитель и сряду как игумен монастыря; преставился 1 марта 1603 года. Иустин, священник, вместе с келарем Порфирием да казначеем Сильвестром упоминаются в Писцовой книге 1620 года. Сильвестр, старец, упоминается в 1624 году. На его имя, по случаю разорения монастыря Шведами, дана под этим годом подтвердительная грамота от царя Михаила Феодоровича «О трех вытях земли», пожалованной Зеленой пустыне грамотою царя Феодора Иоанновича в 1595 году. Старец Сильвестр в 1628 году был строителем при игумене Закхее. Закхей, игумен, упоминается в 1628 году. В грамоте от 10 января 1650 года упоминаются черный поп Иосиф и строитель Арсений. Корнилий, строитель, черный поп в 1663–1664, а в 1665 и 1666 годах был архимандритом Тихвинского монастыря. В описании Тихвинского Богородицкого монастыря, изд. в 1859 году, значится, что архимандрит Корнилий переведен в 1668 году в Зеленецкий монастырь, а отсюда в 1673 году хиротонисан в митрополита казанского; с 1674 года был митрополитом новгородским; скончался 5 марта 1698 года на покое, в Зеленецком монастыре. Феодорит, игумен, упоминается в 1665–1668 годах. По Зеленецким грамотам в 1674 и 1675 годах Киприан старец и келарь Феодосий, черный поп (в 1675 г.) да казначей Тихон. Засим ряд игуменов Зеленецких становится почти не прерывным. Феодорит, игумен, вь 1675–1677 годах. Иосиф, игумен, в 1677–1679 годах. При игуменах Феодорите и Иосифе, с 1675 года показывается по грамотам Боголеп, старец, келарь. Он келарем именовался в 1680, 1685 и 1689 годах. Феодорит, игумен, с начала 1680 до половины 1682 года. Иеремия, игумен, в 1683 году. Ефрем, игумен, в 1698–1703 годах. Он был по август 1703 года вместе и закащиком, т. е. блюстителем благочиния в Ладожском и Тихвинском краях. При нем строителем состоял в 1699–1700 года иеродиакон Венедикт Баранов. Лаврентий, игумен, в 1711 году. Варсанофий, игумен, в 1712 году. Ефрем, игумен, с 1714–1719 год. Лаврентий, игумен, с 1719–1721 год. Иоиль, игумен, с 1721–1739 год, из вдовых священников села Выдропуска, новгородской епархии, поступил в монашество в Хутынский монастырь в 1714 году и посвящен иеромонахом преосвященным Иовом митрополитом новгородским; потом 25 февраля 1716 года поставлен во игумена в Кирилов новгородский монастырь, а отсюда перемещен 22 января 1721 года в Зеленецкий монастырь и здесь состоял игуменом по 21 декабря 1739 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вязники. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Космы и Дамиана Асийских Год постройки:Между 1670 и 1674. Год утраты:1936 (Разрушен) Ссылки:   Адрес: Владимирская обл., г. Вязники, [Соборная пл.] Координаты: 56.246698, 42.159101 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Базарная площадь Вязниковской слободы, общий вид храмового комплекса. Слева - направо: Николаевская церковь (утрачена), Казанский собор (утрачен), колокольня (утрачена). Фото второй половины XVIII в. Елена Григорьева ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Владимирские Епархиальные ведомости/1894, Казанский собор в гор. Вязниках/по поводу освящения его/ Дни 14-17-го июля были для гор. Вязников непрерывным торжеством и надолго останутся в памяти горожан и многочисленных богомольцев. В эти дни Высокопреосвященнейший Сергий осчастливил Вязники своим пребыванием в них и освятил. в течение двух лет возобновлявшийся и украшавшийся, собор Казанский, святыню к украшение города. Вязниковский Казанский собор принадлежит к числу замечательных памятников-храмов как по своей сравнительной древности и богатству внутреннего украшения, так в особенности по находящейся в нем святыне/Каз. соб. - приписка/. Время построения Казанского собора определяется следующим документом. В писцовых книгах Назария Засецкого да подьячего Тимофея Степанова написано: " В Вязниковской слободе начата соборная церковь в 178/1670/году июля во 25 день, а совершена во 182 году/1674/в августе месяце. На построение пошло Великого Государя/Алексея Михайловича/дворцовыя казны 934 руб. и 1400 пудов железа; церковныя казны 264 руб. и 75 коп. и мирского подаяния на ту церковь вкладу 473 руб. и 36 коп. А всего та церковь стала опричь железа за 1672 руб. З алт. и 4 денги, да от написания деисусов и праздников/иконостаса/отдано приходских 100 руб. " ./1/

http://sobory.ru/article/?object=48635

(Ист. б-ка Тверской епархии. Т. 1. С. 95). В новоторжском Борисоглебском мон-ре в качестве особой достопримечательности сохранялась икона Спасителя с помещенными на полях фигурами вмц. Параскевы, М. и 2 преподобных, к-рые подвизались на новгородских территориях, позднее вошедших в состав Тверской епархии,- Ефрема Новоторжского и Нила Столобенского. Образ считался вкладом царя Иоанна IV, о чем сообщала надпись на обороте: «Сему образу молился царь Иван Васильевич» ( Илиодор, иером. Ист.-стат. описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. Тверь, 1861. С. 67-68). Однако эти данные скорее всего имели легендарное происхождение, т. к. местное почитание прп. Нила оформилось только к кон. XVI в. Одним из центров почитания М. был Углич, в ближайших окрестностях которого подвизался племянник М. и постриженик его обители прп. Паисий Угличский. Писцовая книга Углича 1674-1676 гг. не упоминает образы М. (Выпись с писцовых книг писма и меры стольника Михайла Феодоровича Самарина да подъячева Михайла Русинова 182 и 183 и 184 (1674, 1675 и 1676) гг.//Тр. Ярославской ГУАК. 1892. Кн. 2. Вып. 2. С. 30-412), однако следует учитывать, что в этом источнике не описан Паисиев монастырь. В XVII-XVIII вв. для местных храмов было создано несколько икон с изображениями М. и Угличских святых. Опись Паисиева мон-ря 1702 г. сообщает о находившейся в Покровском соборе запрестольной иконе Божией Матери «Одигитрия» с образами преподобных Сергия и Никона Радонежских, М., Паисия Угличского и композицией «Св. Троица» (Углич: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1887. С. 170); иконография этого произведения отражала традицию уподобления М. прп. Сергию Радонежскому и их общего почитания как служителей Св. Троицы. По-видимому, именно М. вместе с преподобными Паисием Угличским, Иаковом (Железноборовским?) и Петром, царевичем Ордынским (Ростовским), был представлен на иконе (или 2 иконах), упомянутой в описи угличского Алексиевского мон-ря 1764 г. (Там же. С. 272). Согласно описи 1702 г., пядничный образ М., «вверху Спасов образ», хранился в Кассиановой Учемской пуст., стоящей на Волге между Угличем и Мышкином (Там же.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

557 Вот их перечень по разным источникам: Слово поучительное Иоакима на соборе 1690 г. С. Полоцкого : Катехизис, Венец веры, Псалтырь (М. 1680), Обед (М. 1681), Вечеря (М. 1683), Слово о благоговейном в храме стоянии, Требник Великий (К. 1646). Служебник: Киев, Вильно (1617 и сл.), Стрятин (1604). Кирилла Транквиллиона: Толковое Евангелие (1619), Зерцало Богословия (1618), Перло многоценное (1646). Катехизис (Могилы) (К. 1645), (его же) по-польски. Камень ( Λιθος) (1644). Мир с Богом (К. 1669). Трубы словес (К. 1674). Ключ разумения (Л. 1665). Меч Духовный (К. 1666). Мессия правдивый (К. 1669). Коссова о семи тайнах (Дидаскалия) (1668). Выклад (1653). (Остен, стр. 131–144). Щит веры. III Беседа Иоакима, Большой требник (К. 1646). Мир с Богом (К. 1669). Ключ разумения. (Л. 1665). Мессия Правдивый. (К. 1669). Меч Духовный. (К. 1666). Трубы словес. (К. 1674). Огородок. (К. 1676). Вечеря душевная. (М. 1683). Обед душевный. (М. 1681). Кирилла Транквиллиона. Поучен. Рахм. (1619). Катехизис Коссова. Экзегезис, его же. Катехизис Могилы. К. 1645, его же, по-польски. Слово Симеона Полоцкого о благоговейном стоянии в храме. Выклад о церкви (1668). Катехизис с литовского. Камень. Обед. Венец и иные многие овы уже типом изданные, овы же от неискусных преписуемы и в народе рассеваемы. (Рукоп. Акад. Наук, 12 л. 130–182; Опис. рукоп. синод. библ. II, 3, стр. 614; Строев. Библ. Словарь, 127) 558 Этот очень любопытный вопрос, конечно, мог бы быть разрешен вполне только при условии извлечения всех данных из подробных описей всех монастырей и всех писцовых книг, что в настоящее время едва ли по силам одному человеку. Относительно неполноты работы заметим, что нам приходится сделать здесь едва ли не первый опыт, если не считать попытки нашего благоприятеля Н. Д. Чечулина в Библиографе 1888 г. стр. 350 и 373, подобного изучения в истории древней русской литературы, при далеко не блестящей подготовке материала. У нас принято изучать литературные произведения главным образом со стороны глубины их идей, а не со стороны широты их распространения в читающей массе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но Яренск с уездом не переставали занимать епископа Александра. Ему всячески хотелось причислить их к своей епархии. Известна еще третья челобитная Александра о том же, только без обозначения года написания. По возвращении Александра на Вятку, в Вологде был уже другой архиепископ – Симон. Александр, вероятно, рассчитывал, что новый вологодский владыка не будет слишком сильно отстаивать свои права на Яренский уезд. Думается, ошибся. Третья челобитная Александра была последней челобитной об Яренске. Симон вологодский замечает, что «после нея от Александра челобитья о том во всем жительстве его не бывало» 716 . Продолжать и окончить дело о присоединении Яренска с уездом к Вятской епархии, начатое еписк. Александром, выпало на долю преемника его Ионы (с 1674 г.) 717 . Иона, по вступлении на вятскую кафедру, возобновил спор из-за владений Яренским уездом. Снова появились челобитные со стороны вятского епископа, на них следуют отписки со стороны вологодского. Вятский епископ, для пояснения своих прав на Яренский уезд, в челобитной, от 22 февраля 1676 года, выставил то, что Яренский городок, Вымь и Вожемь с уездами не отделялись от прочих городов Вятской епархии. Они по писцовым книгам ведались вместе с Вяткой, Кайгородом, Пермью Великой, Чердынью и Солью Камской в Новгородском приказе и были смежными. Яренск с уездом исстари составлял присуд (т. е. подведомственную часть) Велико Пермской епархии, а не Вологодской. Это – во-первых. Во-вторых, Вымь и Яренский городок, где проповедовал св. Стефан, – начало и корень Пермской епархии. В Яренском уезде с Вожемью – в бывшем кафедральном городе пермских епископов Усть-Выме почивают мощи трех пермских просветителей-святителей Герасима, Питирима и Ионы, и этой святыне необходимо и приличнее быть достоянием вятской церкви, тем более, что во всей Вятской епархии нет ни одного местночтимого святого, и вологодский архиерей владеет Яренском и Вожемью не по правде. Помимо того, что по пермским и вымским писцовым книгам эти области не разделяются, пермская землица (Яренск и Вожемь) многим расстоянием от Вологды удалена и, как видно из писцовых книг, ее разошли (разделили) города Ростовской епархии Устюг Великий и Сольвычегодск с уездами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Теплой зимней церковью Прокопьевского собора служила церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Когда была построена первая теплая церковь, документального подтверждения найти не удалось. Учитывая, что первый храм над гробом Прокопия Праведного был построен в 1471 году в честь Бориса и Глеба и в честь Георгия Победоносца, то и теплая церковь вероятно была построена тогда же. Первое достоверное письменное упоминание о теплой церкви Прокопьевского храма находим в «Сотных книгах» 1630 года: «У Прокопия жъ чуд. церковь теплая Алексея митр. Моск. чуд., да въ приделе Василия блаженного Моск. чуд.; образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные къ зиме носятъ отъ Прокопия чуд. …» Как видим, в 1630 году у Прокопьевского храма была теплая церковь во имя митрополита Алексия Московского чудотворца, с приделом во имя Василия Блаженного Московского чудотворца. 4 июня 1672 года, по грамоте митрополита Ростовского Ионы, начато строительство каменной теплой церкви Прокопьевского храма. Согласно данной грамоты, написанной в Ростове 7 марта 1672 года, на старом церковном месте разрешено строение каменного храма во имя Похвалы Пресвятой Богородицы с приделом во имя митрополита Алексия Московского чудотворца. Строительство велось иждивением купца гостиной сотни Афанасия Федотовича Гусельникова. 21 июля 1672 года церковь освящена во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Престол во имя митрополита Алексия Московского чудотворца освящен 19 октября 1674 года, о чем свидетельствовал древний антиминс, хранившийся в Прокопьевском соборе. Построив оба каменных храма, Афанасий Гусельников снабдил их и всем необходимым: иконами, церковной утварью, Евангелиями, напрестольными крестами, книгами и прочим. В «Писцовых книгах» 1683 года о церкви Похвалы Богородицы написано следующее: «Подле тоежъ холодную церковь того жъ приходу церковь теплая каменная о двух главахъ, главы обиты железомъ белымъ, кресты железные, строение ево жъ гостя Афонасия Гусельникова, а въ ней служба во имя похвалы Пресв. Б-цы, а другая въ приделе во имя Алексия Митрополита Московского…» .   Далее в «Писцовых книгах» дается описание внутреннего убранства храма.

http://sobory.ru/article/?object=06413

Подробнее... Церковь Преображения Господня (Броннница) [ править править код ] Церковь Преображения Господня Постройку нынешнего храма относят к 1888 году. Но предыстория церкви насчитывала уже к тому времени не одно столетие. По устному преданию, в селе Бронница издавна существовал маленький деревянный храм, стоявший в устье реки Глушица, которая впадала в реку Мста. Адрес: Новгородская область, Новгородский район, село Бронница, ул. Бронницкая, д. 8. Подробнее... Церковь свт. Николая Чудотворца (Наволок) [ править править код ] Свято-Никольский храм был построен в 1891 году. В древности в Наволоках находился погост, впервые упоминаемый в писцовых книгах около 1495 года. Адрес: Новгородская область, Новгородский район, село Наволок. Подробнее... Церковь первоверх. апп. Петра и Павла (Холынья) [ править править код ] Церковь первоверх. апп. Петра и Павла была построена в 1904 году на месте ветхого храма. Впервые Холынья упоминается в писцовых книгах около 1495 года. Адрес: Новгородская область, Новгородский район, село Холынья. Подробнее... Церковь св. Архистратига Михаила (Новоселицы) [ править править код ] Церковь св. Архистратига Михаила Церковь Архистратига Михаила построена в 2000-е годы, после того как архиепископ Новгородский и Старорусский Лев посетил дислоцированную в этом населенном пункте воинскую часть и благословил всех служащих в ней иконой Ахтырской Божией Матери. Адрес: Новгородская область, Новгородский район, село Новоселицы. Подробнее... Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Пестово) [ править править код ] Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в XIX веке на месте более старой церкви. Строительство каменного храма в 1821 году было общим делом крестьян, мещан, помещиков, купцов всех окрестных поселений. Адрес: Новгородская область, Пестовский район, Пестово, ул. Суворова, д. 1-А. Подробнее... Церковь Троицы Живоначальной (Охона) [ править править код ] Храм Святой Троицы села Охона является одной из древнейших святынь Пестовского района Новгородской епархии. Церковь была построена в 1674 году из дерева, в 1814-1816 на этом месте был построен каменный храм. Адрес: Новгородская область, Пестовский район, село Охона.

http://azbyka.ru/palomnik/Новгородская_о...

Храм и трапезная были объединены в единый комплекс с 4-пролетной звонницей, примыкавшей к трапезной с запада. На звоннице, согласно писцовой книге 1584-1588 гг., помещалось 4 колокола (РГАДА. Ф. 1209. 827. Л. 760). В 1674/75 г. был отлит новый колокол. В 1902 г. обветшавшая звонница была перестроена в колокольню. К нач. XX в. на колокольне находилось 8 колоколов, наиболее значительные - Благовестник с изображением Христа Спасителя, Тихвинской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца (надпись: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу») (свыше 1 т); с изображением свт. Николая Чудотворца (свыше 180 кг); колокол весом более 164 кг (Выписки из Клировых ведомостей. 2006. С. 453). В описи 1764 г. в О. М. м. значились: «...церковь каменная Рождества Христова, в ней един престол… Вторая церковь с трапезою каменная развалившись. На церкви колокольня каменная…» (цит. по: Морозкина. 2007. С. 12). Согласно писцовой книге 1584-1588 гг., обитель окружала деревянная изгородь, в к-рой помещалось 9 братских келий. Некрополь На кладбище близ собора Рождества Христова похоронен местный крестьянин - праведник Матфей Кондратьев (1840 - 15 июня 1905), более 40 лет лежавший без движения и имевший дар прозорливости. Его посещали в т. ч. и духовные лица, среди них - настоятель Псково-Печерского мон-ря архим. Мефодий (Холмский) и еп. Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий; позднее митрополит). Близ могилы Матфея Кондратьева похоронен прот. М. В. Беллавин († 6 янв. 1988), настоятель храма Рождества Христова (1949-1985), внучатый племянник патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина). 1917-2000 гг. После революционных событий 1917 г. храм Рождества Христова продолжал действовать как приходский, не закрывался. В 1919-1944 гг. находился в Эстонии (с 1940 Эстонская ССР в составе СССР). В соответствии с указом Эстонской Апостольской Православной Церкви от 22 мая 1935 г. в Малах было образовано 2 прихода: эстонский (сетуский) православный, получивший главный престол храма в честь Рождества Христова, и русский, разместившийся в Онуфриевском приделе (в 1951 приходы объединены). В 1958-1965 гг. архитектурно-археологическое исследование комплекса О. М. м. осуществил Б. С. Скобельцын, под его рук. в 1963 г. проведена реставрация храма Рождества Христова. 2000-2018 гг.

http://pravenc.ru/text/2578443.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010