Гл. XIII ст. 4. См. в соч. С. Пахмана «О судебных доказательствах по древн. русск. праву» М. 1851 г. место о присяге. Ср. Улож. гл XIII. ст. 4—5 с А. И. т. III, 92. ХХХШ. Улож. XIII, 3. См. в соч. Михайловского «Патр. Никон». Спб. 1862. место об отношении патр. к Мон. Приказу. См. ст. Неволина о «Простр. церк. суда» примечание 362 и стр. 380 в VI т. полного собрания его сочинений. А. И. т. IV 166. 254 и др. См. «Мнения патр. Никона об Уложении» в Записках отд. Русск. и Слав. Археол. Р. Археол. О. т. II. Спб. 1861. стр. 423-497. Ср. Рукоп. Акад. Наук. 82. См. в Ист. Соч. т. стр. 360—356. А. А. Э. IV. 62 и 68. Там же 116 и 175. А. А. Э. т. I. 259 «Ист. Рус. Церкви» еписк. Филарета. Черн. 1862. 3-й пер. стр. 28. A. A. Э. T. IV. 62. 68. A. A. Э. IV, 115 и др. A. A. Э. IV, 62. 146. 175 Ист. Р.Иер. ч. V. стр. 457. Записки Отд. Р. и Слав. Археол. Археох. Общ. II. стр. 610—641. A. A. Э. III, 82. Гл. VII. A. A. Э. т. IV, 102. А. А. Э. т. IV, 84. Котошихина гл. VII, о Монастырском Приказе. См. Собр. госуд. гр. и дог. т. 10. A. A. Э. т. IV. 115 т. III. 217. См. сочинения об Уложении Строева, Морошкина и Есиповича, также Архив Кадачева 1850. кн. I. Из А. А. Э. IV, 27, кроме того, видно, что выборы происходили весьма спешно. См. «Мнения Патриарха Никона об Уложении и пр.» в Зап. Отд. Сл. Р. Археологии Р. Арх. Общ. т. II. 1861 стр. 426. 435. Ист. Русск. Ц. архиеп. Филарета. т. IV. стр. II. Рига. См. в Ист. Сол. т. XIII. стр. 881. Собр. Гос. гр. и дог. т. IV, стр. 128. См. статьи в разных книжках Православного Обозрения за 1866 и 1867 годы «Приходское Духовенство». Так свидетельствовал Никон Патриарх, о чем сказано будет ниже. Опись грамот. в прот. Археогр. Ком. 12 Авг. 1863 40. См. введение в Уложение. 1-е Собр. Зак. 201. А. А. Э. т. IV, 20. В соч. Михайловского,—при рассказе о возведении Никона в патриарха. Собр. госуд. гр. ч. 5 71. ф. А. Эксп. т. IV, 20. 50 и 1-е Собр. Зак. 201. Ист. Русск. Церк. Филарета ч. IV, стр. 13. Сведения об отношениях Патриаха Никона к Монастырскому Приказу изложены на основании рукописи Академии Наук 82 под заглавием: «Возражение и разорение смиренного Никона, Божиею милостью Патриарха против вопросов боярина Симеона Стрешнева»,—на основании Истории Соловьева т. XVII, стр. 292—393, сочинения свящ. Михайловского о Патриархе Никоне и Записок Отделения Русской и Слав. Археологии Р. Археол. Общ. т. II, где собрано много документов o Патриархе Никоне.

http://sedmitza.ru/lib/text/439430/

332 Об истории Греческой церкви в Венеции см.: Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. P. 116–121. Похоже, что греческая школа была организована на новых началах. В 1626 г. венецианский грек Фома Флангинис пожертвовал колонии большую сумму денег на образование; школа была преобразована в замечательную академию, известную под названием Флан-гинион. О конкордате Максима с Венецией см.: Miklosich F., Mьller J. Acta et Diplomata Graeci Medii Aevi Sacra et Profana. Т. V. P. 284. 334 Речь Бембо о том, чем Венеция обязана грекам, приводится в книге: Morelli J. Intorno ad un orazione greca inedita del Cardinale Pietro Bembo alla Signoria di Venezia//Memorie del Regale Istituto del Regno LombardoVeneto. Т. II. P. 251–262. 338 Legrand Ε. Op. cit. Vol. II. P. XXIIILXXVII; Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. P. 165–193. См. ниже, гл. 6. 339 Geanakoplos D. J. Op. cit. P. 183–193. Здесь дается список книг Маргу-ния, которые до сих пор хранятся в библиотеке Иверского монастыря. 340 Legrand Е. Op. cit. Vol. II. P. 144–151; Demetracopoulos A. C. Ορθδοξος Ελλς. Σ. 143–146. См. ниже, гл. 5. 343 О Иеремии см.: Sathas С. Βιογραφικν Σχεδασμα περ του Πατριρχου Ιερεμου Β (1572–1594), passim. Иеремия пытался убедить Маргуния приехать в Константинополь и преподавать в академии. См.: Legrand Ε. Op. cit. Vol. II. P. XXVIIIXXX; Geanakoplos D. J. Op. cit. P. 167–168. О письмах Маргуния к Иеремии см.: Sathas С. Op. cit. Р. 98–135. 344 См.: Karolides Р. Ιστορα της Ελλδος. Σ. 531; Stephanopoli J. Ζ. L Ecole, facteur du reveil national//Le Cinqcentieme anniversaire de la prise de Constantinople, L Hellenisme contemporain (fascicule hors serie). 1953. P. 242–243, 253–254. 349 Gedeon Μ. Χρονικ του Πατριαρχικο Οκου και Ναο. Σ. 131; Πατριαρχικο Πνακες. Σ. 491, 511, 594, 599, 622, 625. Stephanopoli J. Ζ. Op. cit. P. 254–258. Pococke R. A Description of the East. Vol. II. 2. P. 31 дает нелестное описание патмосского «университета» около 1730 г. 351 Бухарестская академия была основана стольником Константином Кан-такузином, дядей князя Константина Бранковича (см.: Jorga N.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

574 165 глав, нач. XVII в. Постатейное описание: Опис. слав. Рук. Ч. I # 202? 216–326 (=226 правильной нумерации), о слове Симеона Месопотамского на с. 322 (=222). Аналогичный состав Измарагда в рукописи 241 (332) Виленской публичной библиотеки (сохранилось только 155 из 165 глав, конец утрачен, см.: Добрянский 1882, 387). 576 Это начало относится к Ангеловой повести: в рукописи произошла «сбивка» оглавлений относительно текстов на один пункт. Нужный нам incipit находится в гл. 96 Слова о разлучении души от тела: «Послушайте, братие, како страхь и бду имать душа в часъ исхода еже оть сего Слово о погребаемых в церкви – гл. 98. 577 2-я ред. Измарагда с л. 727 и далее, текст на л. 774774 об., не издан. В Софийской рукописи ВМЧ текста нет (см. опис. Абрамович 1907). Опис. рукописи: Протасьева 1970, 794, с. 185–186. Опис. содержания: Иосиф 1892, стлб. 356. 579 Сборник слов и поучений XVI в. библиотеки Болгарской Академии наук (смешанная русско-болгарская редакция, водяные знаки 1556 г.). Л. 76–77 об., гл. 49. Описание: Кодов 1969, 203 (по описи 84). 583 Из Супрасльского монастыря, 690 л. Описание: Добрянский 1882, 240 (207), с. 341–386 (по Пудалову 1990, этот Измарагд принадлежит к особому юго-западному типу). Слово Симеона является 36 главой из числа Истолкования главам св. Анастасия игумена Синайского (361 гл.), л. 298 (с. 357 Описания). 584 У нас не было возможности уточнить по каталогам, к какому веку относится рукопись Vat. 1997, по которой издал текст Маи. 585 В этому же времени относятся и самые ранние среднеболгарские и сербские рукописи со словом Симеона Месопотамского, СМ. Reinhart 2001, 167. 587 Тем самым предположение Жгуйара (невероятное по многим соображениям, в том числе из-за параллелей в СМ) на основании датировки рукописей не позднее XIII в., что слово было написано в монастыре, основанном при образовании Эпирского царства, не выдерживает критики и из-за наличия его в более раннем поучении Изосимы (если признать гипотезу А. И. Соболевского, изложенную ниже, правильной).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

См. издание Гарлеса. Т. X., т. е. оглавления и начала их. 283 В царствование византийского императора Василиска ( 477) сгорела юлианская библиотека, содержащая 120.000 кодексов (по другому известию 600.000). По приказанию Льва Исавра сожжена Зенонова библиотека в 36.000 кодексов. Bandurii imper. orient. Т. I. р. 385. Т. II 845. 286 Самых памятей мучеников от первых 9 гонений дошло менее, чем от последнего диоклитианова. См. месяц. Вершинского стр. 306 и след. 287 На повреждение их жалуется еще Арновий против язычников кн. 1. см. предисловие к мартирологу Барония, гл. III. 290 В Похв. слове у Миня (Греч. Патролог. Т. 114. 184–205). Есть служба Метафрасту. Память его 9 и 28 нояб. в греч. синаксарях. У Дукакиса 28 ноября с кратким сказанием. 291 Так о Метафрасте Филарет черниговский . Алляций утверждает, что Метафраст писал по древним источникам и почти во всем ему доверяет; чрезмерно строгий Тильмон почти ни в чем не доверяет; болландисты с Беллярмином держатся средины (Acta SS. Ост. XII р. 516). 297 См. об источниках для истории монашества египетского, П. С. Казанского . В России было замечательное по полноте издание алфавитного патерика под заглавием: Собрание словес и деяний пр. отец , в Супрасл. типографии в 7299 году. Экземпляр его есть в Москов. академии. 298 Лавсаик Палладия издан на русском языке в 1854 г. См. об нем: Источники для истории монашества, Казанского. 301 По русскому изданию Луга в 1853 году. Киевский патерик также имеет несомненные доказательства достоверности в отношении ко многим сказаниям. Церк. Истор. пр. Макария Т. III, стр. 181 и след. 303 Без сомнения, это игумен ливийской обители, писатель 7 века. В каноне в сырную неделю он в числе свят. См. Филарета учение об отцах III, 252. 306 См. Приложение 9. В нем в основание положено описание волоколам. миней, исключая июнь и август, которые в волоколамских весьма кратки и заменены минеями моск. академии. 308 Полное описание Милютинской минеи, составленное иеромонахом Иосифом, издано в Чтениях общества любителей духовного просвещения. 309 Результаты сравнения супр. минея с минеями преимущественно моск. академии см. ниже в приложении 9: четьи минеи. 311 В январе внесен был из болландистов 9. св. Петр севастийский, в февр. 6 Дорофея, Христина и дружина их. 312 Кроме того на Скаргу (Scarga), на Жизнь Пресв. Богородицы (Zyvot Р. Bogorod), на Fastum Marianum, на Жизни свв. отцов (Vitae SS. Patrum). Читать далее Источник: Д.Б. Архиепископа Сергия. Издание второе исправленное и много дополненное. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москве. Июля 29-ого дня 1900 года. Цензор, Протоиерей Александр Смирнов . Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

356 На Ионических островах все греческие школы, вероятно, были частными. Главным интеллектуальным центром был Занте, а не Корфу. A. Drummond (Travels. P. 94–95), который посетил Занте в 1744 г., был поражен высоким уровнем культуры на острове. Он обнаружил там жителей, в том числе греческих священников, которые читали Локка и других философов, но полагал, что они пренебрегали математикой. О Крите см.: Geanakoplos D. J. O p. cit. P. 140–142. Единственная примечательная школа на острове была под покровительством монастыря св. Екатерины; в ней учился Кирилл Лукарис, и ей завещал Маргуний часть своей библиотеки. См. выше и ниже, гл. 6. 357 Об Афонской академии см. современное свидетельство: Macraios S. Υ πομνματα Εκκλησιαστικς Ιστορας//Sathas С. Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Τ. III. Σ. 219. См. также введение Сафаса к тому: Σ. ο " -οβ " . См. также: Papa–dopoullos Т. Н. Studies and Documents relating to the History of the Greek Church and People under Turkish Domination. P. 190 ff; Ware T. Eustratios Argenti. P. 6–7. 358 Общий обзор этого неоаристотелианства и его влияния на греческую мысль см.: Sherrard P. The Greek East and the Latin West. P. 174 ff. 359 См. выше. 360 См.: Meletios. " Εκκλησιαστικ στορα/Ed. G. Vendotis. Т. III. Σ. 471–472. 361 Stourdza А. А. С. L " Europe Orientale et le rцle historique des Maurocordato. P. 35 ff.; Stamatiades Ε. Βιογραφα των " Ελλνων Μεγλων Διερμενων του " Οθωμανικο κρτους. Σ. 65 ff. 362 JugieM. Op. cit. Vol. I. P. 519. 363 Об отношениях между католиками и православными в греческих провинциях см.: Ware Т. Eustratius Argenti. P. 16–21, где приводится много примеров дружеского сотрудничества. 364 Деяния собора 1484 г. в той части, где они касаются принятия в Церковь возвращающихся из латинства, изданы: Karmiris J. Ν. Τ Δογματικ και Συμβολικ Μνματα. Τ. Π. Σ. 987—989. Более полный текст Деяний содержится в рукописи Кембриджской университетской библиотеки, Add. 3076. Она описана: Easterling Р. Е. Handlist of the Additional Greek Manuscripts in the University Library, Cambridge//Scriptorium. XVI (1952). P. 317.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

886 Речь явно идет о времени возвращения посольской миссии из поездки в Хазарию, что, учитывая дальность и сложность проделанного маршрута, не могло случиться раньше позднего лета или ранней осени 861 г. До этого, зимой, в конце января – начале февраля Херсонский архиепископ Георгий еще был жив и, хотя по причине слабости вынужден был пользоваться неким «седалищем переносным», принимал участие в розыске мощей св. Климента (ниже см. в Антологии: Житие с перенесением мощей св. Климента (§ 3) и Слово на перенесение мощей преславного Климента (гл. 3). 887 Это упоминание связано с нерешенным вопросом о локализации места под названием Фулы (см Антология.: Житие Иоанна Готского, гл.9). Скорее всего, обитание «народа фульского» следует искать в районе современного восточно-крымского приморского с. Планерское или в Инкермане, в низовьях Черной речки. Последнее более вероятно уже хотя бы потому, что в условиях напряженых отношений с венграми и хазарами в Таврике Константин едва ли бы рискнул пуститься в дальнее путешествие, на несколько дней или недель покинув Херсон, а для того, чтобы преодолеть 8–10 км до Инкермана и вернутся обратно хватило бы и одного дня. Кроме того, становится понятным, почему в схолии к списку епархий де Боспора (конец VIII – конец IX вв.) Фулы указаны рядом с некой «Харасиу, что означает Черная вода» (Phoulon kai Charasiou, eno legetai to Mabron Neron), тогда как поблизости от другого, предполагаемого многи- ми исследователями места локализации легендарного городища – церковного центра VIII – первой половины X вв. на холме Тепсень никакой реки нет. Cm.: Vasiliev A. A. The Goths in the Crimea. – Cambridge, Massachusetts, 1936. – P. 98; Darrouzes J.A. A. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae: Texte critique, introduction et notes. – Pa­ris,1981. – P. 245. 888 Об образе мирового дерева (arbor mundi), культе деревьев, деревьях как святилищах см. пространные сводки сведений: Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М., 1980. – С. 120–158; Топоров В. Н. По окраинам Греческого мира. К образу мирового дерева//TENNADIOC. К 70-летию академика Г. Г. Литаврина. – М., 1999. – С. 183–213; Байера Х.-Ф. Указ. соч. – С. 90–94). Примечательно, что дуб в Фулах был сросшийся с черешней («дубь вел " iй, сърасль же се съ чръшнею»), что напоминает ритуал брака растений, существовавший у индоарийцев и других народов (Фрэзер Дж. Указ. соч. – С. 134–135). Как убедительно показал И. С. Дуйчев, «Александр» здесь не название дерева, а его нарицательное наименование – греч. alezandros означает «защитник мужчин» и именно поэтому к дубу запрещался доступ женщин. Ошибку, допущенную автором Жития, болгарский исследователь объясняет тем, что тот, очевидно, не вполне понял имевшийся

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

400 Ср. ссылку Анжело-Мая на Сурия, где биограф Арсения говорит, что преподобный видел вместо хлеба отроча заклаемое ангелом. Angelo-M. Nova-bibl. t. VI, р. 591, not. 3. Ср. также рассказ в Великом Зерцале о мальчике, видевшем как священник в церкви резал отроча, раздроблял его и раздавал народу. Рукопись Соф. библ. 1509, гл. 90; ср. еще гл. 91. 401 Во главе их лимонарь ставить преподобных Иоанна и Софрония: Лимонарь сиречь цветник, премудрыми кир Иоанном, Софронием и инеми различными преподобными отцы сочинен. 402 Надписи эти, равно как и некоторые подробности изображений, не замеченные нами при изучении этих стенописей, проверены, по нашей просьбе, Н. Д. Удадьцовым. При помощи этих объяснений и графического рисунка, приведенного выше, возможно различить подробности мелких изображений на наших таблицах XIII-XIV. 408 Сказание заимствовано из западных источников. Кроме действующих лиц и мест действия, на это указывают: 1) название престола алтарем, 2) сближение проскомидии и возношения св. даров. Не излишне заметить, что переводчик сказания, а за ним и иконописец не точно поняли мысль оригинала: в оригинале, как видно по характеру рассказа, речь идет не о проскомидии в нашем смысле, но об освящении даров. 411 Ср. ниже роспись Воскресенского собора в г. Борисоглебске и Николонадеинской церкви в Ярославле. 413 По сторонам алтаря находятся два придела свв. Гурия и Варсонофия казанских (с) и трех святителей, имеющие специальные росписи. 416 Табл. XVIII. Изредка встречается это изображение и на иконах XVII в. Ср. Вести. Общ. Древне-Русск. Иск. 1874, I, стр. 16. 418 В церковных песнопениях Богоматерь называется храмом, созданным Премудростию, чертогом Слова, палатою Царя всех. 422 Ср. такое же изображение в стенописях церкви Иоанна Богослова в Устюге (копия в музее Спб. Дух. Академии); также у Ровинского 795. 428 Картина находится в первой нижней комнате налево от входа под 1695 (Catalogue et descr. des objets d’art, exposes au musée par Sommerard. Paris 1883). Издана Соммераром в «Les arts au moyen Age» t. Ill, album 1-e sévie, pl. XXXVII; см. нашу табл. XX.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

348 Александр Петрович Рождественский (1864–1931), доктор богословия, профессор Петроградской духовной академии по кафедре Священного Писания, настоятель церкви Мариинского дворца. Впоследствии эмигрировал, профессор богословского факультета Софийского ун-та. 349 Борис Александрович Тураев (1868–1920), профессор Петроградского ун-та, выдающийся русский востоковед, литургист и агиолог. Автор службы преподобномученику Афанасию Брестскому (составил, будучи еще гимназистом) и большинства оригинальных песнопений службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), «святой человек, знавший богослужение лучше духовенства». В 1917–1918 гг. член Поместного Собора, принимал весьма активное участие в работе богослужебного отдела. В 1918 г. избран действительным членом Российской Академии наук. В 1919–1920 гг. член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии, в 1920 г. – профессор и член Совета Петроградского богословского института. 350 Архиеп. Платон (Рождественский, 1866–1934), экзарх Грузии, первенствующий член Синода, пред. I отдела Предсоборного совета. Впоследствии митрополит Тифлисский и Бакинский, затем Одесский, после эмиграции в 1920 – Североамериканский. Объявил автономию Американской Церкви. Феодор Дмитриевич Филоненко, член Синода, депутат IV Государственной Думы (фракция националистов). После Собора служил в Петрограде, подвергался арестам, заключен в Соловки в 1924 г. 352 Тезисы в полном составе: Предсоборный Совет, доклады. 90 об.–91. Опубликованы в: Кравецкий. Проблема языка. 69; Богослужебный язык. 343. О Комиссии архиеп. Сергия по исправлению богослужебных книг см. ниже, гл. 3. Не совсем ясно, в каких отношениях она должна находиться с Особой комиссией, указанной в п. 6. Похоже, пп. 6 и 7 представляют альтернативные формулировки одного предложения (тогда обе они попали в протокол просто по недосмотру). 354 См. Сводные данные (1). 115. Большее количество членов оказалось лишь в Отделе о высшем церковном управлении, реформа которого являлась главной задачей Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иосифа, и он приказывал псковичам троить песнь аллилуия; в Московской Синодальной библиотеке есть греческая триодь, принадлежавшая, как видно из подписи на ней, митр. Фотию, и в ней – тройная аллилуия, см. архим. Саввы Указатель для обозрения синодальной библиотеки, греческие рукописи, сл. Триодь). 949 Сейчас ниже мы доказываем, что житие преп. Евфросина Псков­ского есть фальсификация, в которой данные из жизни Афанасия пере­носятся на Евфросина. Считаем за совершенно вероятное принимать, что усвояемое автором жития Евфросинова обращение к архиепископу этого последнего составляет действительный факт по отношению к Афанасию. Только на читаемые в житии послания Евфросиново, в действительности – Афанасиево, к Евфимию и Евфимиево к Евфросину, в действительности – к Афанасию, должно смотреть, как на пересочинен­ные автором жития. За действительный ответ Евфимия Афанасию должно быть принимаемо то, что по словам Дмитрия Герасимова в его послании об аллилуйи к архиепископу Геннадию судили великие люди, когда был прежде спор о песне («едино обое судили»). Под прежним спором должно разуметь именно спор псковичей с Афанасием, потому что дру­гого спора прежде Димитрия Герасимова и архиепископа Геннадия неиз­вестно (А выражение Герасимова: «мне ся помнит» должно понимать не в том смысле, чтобы он был очевидцем спора, а в том, что он знает, слыхал, о нем). 950 В одной рукописи Царского, 366, л. 323, Опис. стр. 369, читается послание к Ионе какого-то Афанасия о назывании неверным христианина или еретиком. Мы принимаем, что это есть послание к Ионе именно нашего Афанасия. 951 См. послание Ионы к псковичам в Акт. Ист. I, 60, стр. 108 col. 1, и в Памятн. Павлова, 90, col. 677. 952 Указ читается в рукописях вслед за посланиями неизвестного псковича к Афанасию; напечатан в Правосл. Собеседн. ibidem, стр. 165. В некоторых рукописях он надписывается: «Слово Лаодикийского со­бора», каковым надписанием, на основании апокалипсиса гл. 3, ст. 14–19, может быть, хотели придать ему особенную грозность, cfr Ла­одикийского собора слово к полуверцам в Описании сборников Публичной Библиотеки Бычкова, I, 194 (известное азбучно-грамматическое Лаодикийское послание, переведенное дьяком Федором Курицыным, как будто заключает в своем названии ту же мысль). Читаемый в руко­писях в отдельном виде устав называется «уставом о петьи мефимона», – Ключевск. Жития святых, стр. 256 прим., преосв. Макария Ист. VIII, 131, Опис. синодд. ркпп. Горск. и Невостр. 330 л. 213, стр. 741, а в одной рукописи Волоколамского монастыря, – 577 л. 212 об. fin., он приводится под именем выписки из Феодорита о трегубой алли­луйи (тогда как толкованием Лаодикийского собора называется выписка об аллилуйи из Андрея Кесарийского , – л. 213 fiu.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

103 Речи о Стефане Вонифатьевиче, делающие достаточное о нём понятие можно читать в указанном сочинении г. Каптерева (гл. VI). 104 См. челобитную патр. Иосифа государю на Стефана Вонифатьевича в приложениях к указанному сочинению г. Каптерева. Что причиной жалобы и брани Стефана, о чём прямо не говорится в челобитной, были именно отстаивание патриархом многогласия, см. ниже. 105 По своему крайне мягкому характеру Алексей Михайлович не мог сам решительным образом действовать против патриарха, но необходимо думать, что Стефан затеял ссору с патриархом с предварительного согласия царя. Можно предполагать, что патриарх и архиереи и пришли во дворец не по существовавшему относительно данного дня обычаю, а быв нарочно позваны (cfr Выходы государей; и патриарх говорит в челобитной, что царь указал ему и архиереям быть у себя). 106 Впрочем, существование этого перового училища не известно совершенно достоверным образом. Иосиф оставлен был в Москве между прочим затем, чтобы «учити на учительском дворе малых робят греческому языку и грамоте», но учил ли он действительно, относительно этого положительных сведений мы не имеем. 108 Об этом страстном желании Алексея Михайловича прямо свидетельствует патриарх Паисий в послании к нему с обратного пути из Путивля, – Акт южн. и западн. России т. 3, 262 («о учителех, что имели великое хотение») 109 В начале 1648 года была напечатана в Москве грамматика Смотрицкого «в научение православным, паче же детем сущим», в начале 1649 г. был напечатан в Москве так называемый Малый катехизис «ради научения и ведения всем православным христианам, наипаче же детем учащимся» не следует ли это понимать так, что первоначально хотели было с заимствованными учебниками устроить в Москве училище собственными силами? 110 Когда именно Ртищев построил свой Андреевский монастырь, положительно остаётся неизвестным. Но мы знаем, что некоторые ученики монахов его монастыря не позднее начала 1650 г. уехали в Киев доучиваться там по латыни, – Соловьёва Ист. т. X, 2 изд. стр. 150; у Каптерева в указанной книге стр. 140, прим. (В Очерке собрания рукописей Ундольского, принадлежащем покойному Викторову, говорится, что в одной из рукописей собрания есть исторические сведения о Ртищевском братстве, – стр. 5. По наведённым нами справкам, – через одного молодого учёного, – сведения не заключают в себе ничего нового).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010