51 Русские народные картинки Д. Ровинского кн. IV. Сборн. Отделения русского языка и словесности Импер. Академии Наук том XXVI, 661–665. 54 Не отсюда ли произошло название травы «Вероники», на которую в старых лечебниках указывается как на средство от разных болезней? Русские простонародные травники и лечебники В. М. Флоринского. Казань. 1880; стр. 124–125: «О воде из Верониковой травы» (гл. 202). 58 Смотр. у Ягича: Novi prilozi za literaturu biblijskih apocrifa. Apocrifa popa Ieremije. Starine, кн. V, 79–95. 61 Смотр. Новооткрытое армянское pendant к посланию Публия Лентула в Римский сенат об Иисусе Христе. Н. Эмина. Прав. Обозр. 1880; май. 62 Смотр. Апокрифические сказания о Божией Матери и деяниях апостолов, свящ. И. А. Смирнова , Прав. Обозр. 1873 г. апрель, где изложено содержание всех сказаний об успении Богоматери в сводном тексте и сделано обширное и обстоятельное исследование о них. – Сказания о житии Пресв. Девы Марии и их выражение в средневековом искусстве. А. Кирпичникова в Журн. М. Н. Просв. 1883 г., ч. 228. – Апокрифические и легендарные сказания о Пресв. Деве Марии в древней Руси. В. Сахарова. Христ. Чт. 1888, март–апрель. 63 Чтен. Обществ. истории и древностей, 1880 г., кн. 3. Слово святого Иоанна Богословца о покои святыя владычиця нашя богородиця. 65 Такое значение недели или воскресного дня, как для совершения многих важнейших событий ветхозаветных и новозаветных, изображается в известном апокрифическом сказании о неделе (Памятн. Отреч. литер. II, 316–317), но это сказание более позднего происхождения. То же говорится о неделе в Луцидариусе. Сказание о неделе рассмотрено г. Веселовским в статье: Опыты по истории развития христианской легенды. Журн. М. Н. Пр. 1876 г., ч. 189. 68 Сборник Отделения русск. языка и словесности Импер. Академии Наук. Том XXV, стр. 459–461; 470. 69 Отрывки греческого текста этого Слова напечатаны у Тишендорфа. Apocalypses apocryphae. Prolegomena XXXVIII – XLII; разные списки Слова в славянских рукописях указаны А. Поповым в Чтен. Общ. истор. и древностей 1880, кн. 3; Здесь оно напечатано по списку XIV в. из Сборника Троицкой лавры; мы ниже печатаем его по списку XVI – XVII в. из сборника Соловецкой библ. 811.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Учение о свойствах Божиих и вообще о едином Боге в отечественном богословии до Феофана Прокоповича раскрыто было весьма мало. Учение о свойствах Божиих раскрывалось главным образом со стороны субъективной, а не со стороны объективной: на свойства Божии смотрели больше как на “имена” Божии, чем как на действительные формы бытия Бога. Так, в XVI в. Зиновий Отенский в своем труде “Истины показание к вопросившим о новом учении” (в гл. 38) выясняет некоторые свойства Божии (всемогущество, премудрость, благость, праведность, долготерпение и милость), уча о них только как об “именах” Божиих 689 . В великом катехизисе Лаврентия Зизания 690 между многочисленными наименованиями Бога: “Бог”, “о феос”, “деус”, “гот”, “егее”, “егован”, “саваоф” и пр. перечисляются “имена Божия разнствующая от твари и являющая естество Его едино” (безначальный, неведомый, неиспытаемый, несотворенный, неподвижимый, крепкий, непреложный, невидимый) 691 и “знамения изображающая естества Божия” (святой, праведный, крепкий, милостивый, благоутробный, премудрый, благий) 692 ; хотя уже здесь есть речь между прочим и о “существенных свойствах” Божиих 693 . При этом у Лаврентия Зизания выдвигается на вид идея бесконечного различия между Богом и тварью: “едино есть естество несотвореное Божие и едино сотвореное, третьего же несть естества, ни сотворенаго, ниже несотворенаго; но токмо два суть естества” 694 . Эта идея выдвигается на вид и в “Зерцале богословия” Кирилла Траквиллиона (в первый раз напечатанном в 1618 г.) 695 : из всех свойств Божиих здесь специально говорится только о “пресущественности” Божией (в 5-й главе первой части), состоящей в том, что Бог есть “бытность над все бытности” 696 , “первейше есть и выше всех бытностей” 697 . Еще меньше, чем учение о свойствах Божиих, раскрываемы были доказательства бытия Божия: атеизм был редким явлением между русскими людьми и потому не было поводов к обоснованию великой истины бытия высочайшего Существа, хотя еще в XVI в. мы находим глубоко-философский опыт изложения доказательств бытия Божия (против еретика Феодосия Косого) в вышеупомянутом сочинении Зиновия Отенского “Истины показание к вопросившим о новом учении” 698 . Более обстоятельное раскрытие учения о бытии Божием и вообще о едином Боге является только в конце XVII и начале XVIII веков в богословских курсах московской академии и киевской коллегии 699 : так, в богословской системе ректора киево-могилянской коллегии Иосифа Кроковского (читанной с 1693 по 1697 г.) находится disputationes de existential Dei, de ejusdem simplicitate, invisibilitate, scientia, voluntate, providentia 700 ; в богословской системе ректора московской славяно-латинской академии Феофилакта Лопатинского (читанной в 1706–1710 гг.) между чтениями первого года находится особое схоластическое чтение о едином Боге 701 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Нужны суть воистину и школы, и Академии, но надлежащим порядком, как издревле бывало в Греции, а теперь на Западе, сиречь, по местам знатным, в царствующих градах, на коште Государевом, в коих Академиях и св. Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст учились; знаем бо все, яко учение свет есть, а не учение тьма. Однако и свет от начала создания семо и овамо шатающийся, восхотел Господь Бог , да будет, порядочно, сиречь, без такого шатания, и в солнце едином, а не во многих; подобно и Академиям богословских и философских, и прочих наук не надлежит быть по грязям и болотам, но по знатным городам царствующим, как то и Духовный Регламент, ежели его внятно в тонкость прочесть, повелевает Академиям и Семинариям быть при Синоде на Государственном коште, и тамо, учившихся присылать к Архиереям, дабы их производить на власти духовные, до каких они будут способны. А когда же не будет властительных мест праздных, то куда их девать, того не показано. А при Архиереях быть школам нужно для Священнических детей, к произведению в Священство, дабы могли исправно читать и разуметь, что читают. И таковые школы при Архиереях не иные нужны, токмо Русские. Понеже в церквах у нас не по Латыни, ниже другими иностранными языками читается и поется, и служба Божия совершается, но по Русски, которые школы аще и с крайней скудостью, однако у нас не составляются, и приходящие во Священство довольно обучаются и отведываются в чтении, и дабы силу знали чтения и звания своего, вместо книжицы, в Духовном Регламенте показанной, которая не бывала и быть не нужна, толкуется им книжица Православной веры исповедования от Святейших Патриархов опробованная, и иностранным известная, у них на их языке печатающаяся, в которой книжице три богословские добродетели, вера, надежда, любовь изъясняются, и в ней о Боге, о воплощении Христове, о тайнах церковных, о грехах, и о добродетелях, и о заповедях Божьих довольное есть учение, не токмо Священнику, но и всякому Христианину нужное и к страху Божию приводящее. Начало бо премудрости страх Господень; без страха же Господня всяка мудрость суета, прибавление болезни, по речению Екклесиаста, суету описующего и в гл. 1-й глаголющего: «Во множестве мудрости множество разума и приложивый разум, приложит болезнь». Следовательно, показанная книжица к уразумению Священникам более нужнейшая, нежели философия и другие академические книги, а наипаче по деревням, идеже непременно на хлеб работать надлежит, а не работая без пропитания быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

Тропарь 2 песни 5 канона на утрени в Неделю 7-ю по Пасхе. Святой Афанасий Великий в Слове на Пасху говорит: «Человеческое естество, соединенное с Божеским (в лице Спасителя), привело в трепет преисподнюю. Воскликнул ад в сретение Похитителю умерших: Зачем Ты извращаешь определение, сделанное Тобою же в раю? Зачем расторгаешь рукописание, написанное и скрепленное против естества человеческого? Я знаю определение, справедливо произнесенное на человеков. Земля еси, и в землю отыдеши». Opera omnia sancti Athanasii, Tom IV, pag. 1,079 и 1,680. 264 Быт. 37, 37. 265 Иов. 10, 20–22. 266 Чис. 16, 29–35. 267 Пс. 85, 13. 268 1 Цар. 28, 14. 269 Исх. 14, 15. 270 Иез. 31, 16 и 18. 271 Мф. 12, 40. 272 Еф. 4, 9. 273 1 Пет. 3, 19. 274 Точное изложение Православной веры, кн. 3, гл. 29. 275 Мф. 12, 40. 276 Ин. 1, 2–5. 277 Ос. 13, 14. 278 Ион. 2, 3. 279 Ион. 2, 6. 280 Ион. 2, 7. 281 Поучение 14, гл. 17 и 20. 282 Собрание Поучений, составлено редакцией Воскресного Чтения при Киевской Духовной Академии. Том 1. 283 Похвала к 56 стиху 118 псалма. 284 К стиху 17. 285 К ст. 25. 286 К ст. 48. 287 К ст. 53. 288 К ст. 59. 289 К ст. 80. 290 К ст. 58. 291 К ст. 117. 292 К ст. 160. 293 Похвала к 46 стиху 118 псалма. 294 К ст. 47. 295 Песнь 1, троп. 3. 296 Триодион. 297 2 стихира в понедельник Светлой Седмицы вечера. 298 1 стихира во вторник Светлой Седмицы вечера. 299 Тропарь 1 песни 8 канона утрени в 4 неделю по Пасхе. 300 Тропарь 2 песни 3 канона на утрени в 4 неделю по Пасхе. 301 Тропарь 2 песни 7 канона на утрени в 5 неделю по Пасхе. 302 Припев на 9 песни в Воскресенье. 303 Тропарь 2 песни 5 канона на утрени в неделю 7 по Пасхе. 304 Тропарь 2 песни 6 канона на утрени в 7 неделю по Пасхе. 305 Тропарь 2 песни 8 канона на утрени в неделю Всех Святых. 306 Воскресная стихира на хвалитех 8 гласа. 307 Воскресный икос 7 гласа. 308 Ирмос 6 песни 2 гласа. 309 Служба по вся дни канона, песнь 4. 310 Чин погребения священников. 311 Лествица. Степень 7. О радостотворном плаче. 312 Святой Афанасий Великий положительно утверждает о местонахождении ада внутри земли (вышеприведенная цитата; также послание к Антиоху, ответ на вопрос 19). Того же мнения и святой Василий Великий (на пророка Исаию, гл. 5, 14). Святой Кирилл Александрийский, как ниже будет видно, признавал ад во внутренности земли; там указывают его и другие отцы. Соотечественник наш, святой Димитрий Ростовский, говорит: «На страшном судищи Христос Бог наш егда речет на грешники: идите от Мене проклятии в огонь вечный: и в той час под грешники земля расступится, якоже расступилася под Кореем, Дафаном и Авироном при Моисее, и тогда впадут вси грешные во ад, – потом паки земля в место сомкнется. Грешницы же будут во аде под землею, яко в сосуде железне тесне заперты и во веки неисходны». Часть 2, поучение второе на вход в Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Данный труд Измаила Ивановича Срезневского пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках : [Гл.: XLI- LXV]./[Соч.] И. Срезневского. - Санкт-Петербург : Тип. Импер. Академии наук, 1874. - 392 с. (Сборник отделения русского языка и словесности Императорской академии наук. Т. 12. 1). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Григорий Александрович Воскресенский (1849–1918) — богослов, филолог-славист, специалист по истории библейских переводов; заслуженный профессор МДА, член-корреспондент Императорской Академии наук (1894). Сочинение «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века» представляет опыт исследования языка и, главным образом, текста славянского перевода Апостола в его древнем и более или менее первоначальном виде и в последовательных изменениях, по рукописям XII—XV вв. Вопрос о редакциях текста славянского перевода Апостола для автора был на первом плане. Исследование обнимает не весь Апостол, а только первые пять посланий Апостола Павла: к Римлянам, оба к Коринфянам, к Галатам и Ефесеям. Эти пять посланий (до 4 ст. 4 гл. Еф.) содержатся в рукописи Толкового Апостола 1220 г., которая положена автором в основание при сравнительном рассмотрении и изучении списков. Данный труд профессора Григория Александровича Воскресенского пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века : Опыт исследования языка и текста славянского перевода Апостола по рукописям XII-XV вв./Г.А. Воскресенский. – М. : Унив. тип. (М. Катков), 1879. - 344, IV, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Ниже находим, что растения и животные вызваны к бытию для удовлетворения человеческих потребностей. И насадил Господь Бог рай во Эдеме на Востоке... и произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошей для пищи 3767 . Что касается терний и волчцов и иных бесполезных и вредных растений, то они могли появиться после изгнания из рая, в виде наказания падшему человеку. Одних растений было недостаточно для удовлетворения потребностей человеческой природы. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл (их) к человеку...; но для человека не нашлось помощника, подобного ему: 3768 Этот недостаток Бог восполняет сотворением из ребра Адамова жены, чем творение и закончилось. По-видимому, в обоих сказаниях всё различно: и общий порядок творения, и подробности (в сотворении жены), и характер участия Бога в творении (в первом, творческое слово „да будет“, во втором, непосредственная, так сказать, ремесленная деятельность): К этому присоединяются и филологические особенности; – напр., неодинаковые названия для мужа и жены (в 1-й главе: муж – захар, жена – ишша; во 2-й муж – иш, жена – ишша); а главным образом, различные наименования Божества (Елогим, Иегова Елогим). И древние и новые переводчики видели затруднения в тексте двух повествований и старались тем или иным путём их устранить. Не безынтересно обратить внимание на те приёмы, которыми пользовались переводчики для этой цели. Возь- (Продолжение следует). Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1913 год//Богословский вестник 1913. Т. 3. 9. С. 1–64 (5-я пагин.) —1— 22 января 1913 года. 1 Присутствовали , под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии архимандрит Анатолий, сверхштатный заслуженный ординарный профессор Μ.Д. Муретов, и. д. ординарного, заслуженный профессор А.П. Шостьин , ординарные профессоры – С.И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

История нашей Академии отведет тебе одну из самых светлых страниц своих. Память праведных с похвалами ( Притч. Х, 7 ). К тебе вполне приложимы эти слова Премудрого, равно как и следующие слова Писания о мужах мудрых и достопамятных: «это были мужи именитые силою; они давали разумные советы, были руководителями при совещаниях и в книжном обучении. Мудрые слова были в учении их. Они были уважаемы между племенами своими и во дни свои были славою. Есть между ними такие, которые оставили по себе имя для возвещения хвалы их» ( Cupax. XLIV, 2–8 ). Слава и честь тебе, доблестный труженик, высоко державший знамя веры и науки! Но эта земная слава и честь от людей – ничто в сравнении с тою небесною славою, венец которой, твердо уповаю, даст тебе праведный Судия, «Иже воздаст, по терпению дела благого, славу и честь и нетление ищущим, живот вечный ( Puм. II, 6–8 ), якоже есть писано: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Kop. II, 9 ). Возлюбленный брат наш! Блажен путь, воньже идеши днесь, яко уготовася тебе место упокоения, место среди праведных, «иже убелиша ризы своя в крови агнчей и сего ради суть пред престолом Божиим и служат Ему день и нощь в церкви Его, и Седяй на престоле вселится в них. Не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной. Яко, Агнец, иже посреде престола, упасет я; и наставит их на животныя источники вод» (Omkpob. VII, 14–17). Аминь. Епископ Борис. Речь, произнесенная инспектором Академии, архимандритом Сергием, перед выносом тела почившего В. В. Болотова из актового зала в академический храм. Позвольте, братие, сказать несколько слов, прежде чем мы вынесем гроб В. В. навсегда из этого актового зала... Здесь, в этом зале, столько раз мы видели В. В. в нашей среде на наших академических актах и диспутах, столько раз имели возможность удивляться его беспримерной учености и слышали от него столько поучительного и полезного. Теперь он с нами здесь в последний раз... Что же скажет он нам в этот последний раз? Какой урок преподаст он при этом прощании навсегда? Я думаю, братие, что урок этот в том, что В.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

„Мы не хотим изменять своей жизни“, так говорили Иудеи Исаии; достаточно, что мы приносим жертвы по закону. А Исаия указывал им, что Господь хочет правды, а не жертвы. Ср. Ис. 1:16–17 : „научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову“. 11 . За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. Комментарий на Исаию Спб. Дух. Академии (проф. Якимов) прямо указывает на чужую непонятную Ассирийскую речь, которую придется выслушивать Иудеям за насмешливое отношение к пророку. (Op. cit. р. 439) 1021 . 12 . Им говорили: „вот – покой, дайте покой утружденному, и вот – успокоение“. Но они не хотели слушать. Пророк Исаия напоминает, что и ранее его неоднократно говорили пророки: Осия ( Ос. 6:1–6 и др.), Иоиль ( Иоил. 1:14, 3:16 ), Амос ( Ам. 9:11,14 и др.) и сам он неизменно повторял, что единственное спасение Израиля в Господе Боге, в послушании Ему и в исполнения святой воли Его. „Вот покой!“ Вот единственный путь, которым Израиль мог достигнуть мира душевного и покойной жизни под милостивою рукою Владыки мира 1022 . Многие комментаторы видят в читаемом стихе и Мессианское пророчество. Они указывают, что ни счастливое время Соломона, ни время Езекии, и ни какое другое время жизни народа Израильского не могли совершенно ответствовать произносимому в 12 стихе пророческому слову. Все ветхозаветные святые, говоря словами Апостола, чувствовали себя странниками и пришельцами на земле.... и искали вечного отечества и вечного покоя 1023 . В этом смысле Исаии пророку конечно открывается тайна единого вечного покоя. ( Мф. 11:28–30 ). В историческом же значении о грядущих вскоре событиях, ст. 12 представляет и поучение об уповании на Бога и пророчество о том, что уповающие на Господа не будут постыждены, что и исполнилось освобождением Иерусалима от гибели чудом, явленным над армией Сеннахерима. Но пророк возвращается затем с поучением своим к неверующим. 13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. См. выше объяснение на ст. 9–10. „Эти насмешливые слова в устах неверующих стали как бы непреложным ответом пророку, как бы словом Господа“. (Ср. ниже XXIX, 13–14). Угроза падением объяснена ниже пророчеством о краеугольном камне (ст. 16) с напоминанием Псалма 117-го, (см. Мф. 21:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   Итак, если мы будем стремиться в жизни нашей следовать каждую секунду тому, чтобы сохранить заповедь Бога, и в молитвах наших выражать это: «Сподоби, Господи, в день сей, в вечер сей, в ночь сию без греха сохранитися нам», тогда сие «без греха» даст возможность Духу Святому прийти в нас и открыть всякое ведение о Боге как Он есть. Откуда взял Иоанн Богослов, что «Бог есть Любовь» (1Ин.4:8), что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5)? Он не имел никакого академического диплома как богослов. Но вот он сказал эти слова, и они являются основными догматами нашей жизни.    Я говорю об этом, потому что скоро умру вполне естественным порядком. Я не знаю, как я живу до сих пор: уже сколько раз я доходил до смерти. Однако я хочу, чтобы вы были тверды действительно и не колебались, когда встретитесь с красноречием многих докторов богословия, которые доказывают все, что хотите, с великим искусством словесным. Теперь не помню, где и когда, я слышал об одном случае. Один профессор богословия в Академии перед своими слушателями-студентами гениально представил догмат о Святой Троице, но затем все погасил одной лишь фразой: «Кто хочет верить, тот пусть верует!» Этим он уничтожил свое слово.    Итак, перед нами стоит вопрос: каким путем мы можем спасаться? В ответ я приведу слова нашего блаженного отца Силуана: «Благодарю Тебя, Господа и Создателя моего, что Ты милостиво смирил душу мою и открыл мне путь, которым шли святые Твои. Ты любишь плачущих, и путем плача шли к Тебе все святые. Дай же мне, милостивый Господи, идти к Тебе путем святых Твоих, путем смиренного плача, который Ты показал мне».    Что является уродством современного общества? — Посмотрите, куда ведут все школы! Как только человек восходит до высших академических степеней, так он снисходительно, скорее с презрением и невниманием смотрит на всех, кто ниже. Как для всякого человека, рожденного в этом мире: малейшее преимущество его в научном плане уже делает его гордым. Из-за этой гордости — тенденция покорить слабейших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010