Вторая часть запевного стиха, исполняемая головщиком левого клироса, – слова: «иже не иде не совет нечестивых» , начинается речитативом и затем переходит в мелизматическое строение в пределах тетрахорда до – фа , постоянно модулируя из трихорда A ( до – ре – ми ) в трихорд B ( ре – ми – фа ), в конце иногда затрагивая низшие звуки ля и си натуральное. Речитатив происходит на звуке ми (верхнем звуке трихорда A). В последующих стихах наблюдается вариирование начала строки (примеры 20 и 21), которое можно объяснить опеванием речитативного звука ми. Припев. – пример 22 – ярко выраженного мелизматического строения, с опорными звуками ре , фа , до , ре (и в виде редкого исключения – ми ), затрагивая как бы случайно, в виде вспомогательного, украшающего, звука, нижнее си (натуральное) перед постепенным, но быстрым подъемом на ми – что выражено знаменами: крюком мрачным с красной подверткой (красная подвертка указывает, вероятно, что второй звук, си натуральное – позднейшего происхождения, и что первоначально здесь был только один звук ре ) и затем стрелой возводной с киноварной борзой пометой. Припев этот присоединяется ко всем последующим стихам псалмов первой славы, начиная с «иже не иде...» . В конце славы-антифона – «Слава...» – «И ныне...» и «Аллилуия, слава Тебе, Боже» поются опять таки особым напевом – пример 23. (Таким образом, строго говоря, имеется три напева в первой славе 1-й кафизмы: третий напев – это напев заключительного славословия). Вторая слава. Стихи. Для второй славы первой кафизмы использованные нами рукописи не указывают никакого припева. Также не указывается припева и для третьей славы. Таким образом, мы имеем мелодии только для стихов псалмов, составляющих славу. Строение напева – преимущественно мелизматическое, см. пример 24. Характерно чередование трихордов, в которых вращается мелодия и её части: а) фа – соль – ля , б) ми – фа – соль , в) ре – ми – фа , после чего мелодия поднимается в обратном порядке трихордов и заканчивается на верхнем звуке трихорда C ( ми – фа – соль ), затронув выше лежащее ля перед конечным соль , что, однако, не нарушает характера малого трихорда (собственно – «укосненного» – с полутоном внизу, фригийского).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После Достойно есть и малой ектении – светилен прежде святого, если есть. Слава – из Октоиха (чит. в конце Окт. и в Следован. Псалт. в Послед. утрени). И ныне, богородичен его (чит. там же). Если светилена святому нет, то светилен из Октоиха: Иже мертвыми... (чит. его в конце Окт. и в След. Псалт. в Послед. утрени). Слава, и ныне, Мы о тебе хвалимся... (чит. там же, Типик., гл. 12, и Окт., л. 89 и 380). Если случится предпразднство или попразднство, то, напр., 10 сент. или 22 ноября светилен праздника. Слава, и ныне, тот же светилен. Стихиры на хвалитех из Октоиха на этой утрени не поются; петь же их полагается па стиховне. Полагается петь на хвалитех стихиры святого из Минеи: но святой, не имеющий никакого праздничного знака, их не имеет (Типик. гл 12, и Окт. л. 89 и 387). Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, то в Месяцеслове Типикона иногда (см., напр.. 23 и 24 декаб.) взамен хвалитных стихир святого указываются стихиры праздника. Их и надобно петь. По прочтении хвалитных псалмов – Слава, и ныне (Часосл., Послед. утрени, стр. 36). Тебе слава подобает... и т.д. (Типик., гл. 12, и Окт., л. 89 и 387). Славословие великое, которое читается, а не поется 304 . Ектения: Исполним утреннюю молитву... и т.д. (там же). Стихиры на стиховне из Октоиха те, которые писаны на хвалитех, именно: три мученична, первый без припева, пред вторым припев: Исполнихомся заутра..., пред третьим: И буди светлость... Слава – святого, если есть (Слава может быть только в стихирах на стиховне, потому что хвалитных стихир нет). И ныне, богородичен, конечно, по гласу Славы из дополнительной части Минеи («в субботу утра богородичен»). Если Славы святого нет, то Слава, и ныне, богородичен из стихир на хвалитех Октоиха. Примеч. 1. Четвертая хвалитная стихира покоин оставляется. Примеч. Стихиры на стиховне из Октоиха, при пении «Бог Господь», оставляются; поются же они «с упокойными припевы», указанными в Октоихе, во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста и вообще тогда, когда поется «аллилуиа» (Типик., гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Иерусалимские уставы, начиная с древнейших, указывали «возвышать голос» на Пс 3 (в нек-рых указывалось возвышать голос на Пс 2), что, возможно, связано со студийской певч. практикой ( Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 105). Это же указание присутствует и в старопечатных Типиконах XVII в. (Устав. М., 1610. Л. 6об.; Устав. М., 1634. Л. 4), но не отмечено в совр. Старопечатные Типиконы 1610 и 1641 гг. подробно описывают порядок пения «Б. м.» на воскресном всенощном бдении: из 1-й «славы» предписывается петь с припевом «аллилуия» лишь избранные стихи: Пс 1. 1a, 6b; 2. 2, 12; 3. 8a, 9b; «  », «    »; те же стихи зафиксированы в рукописных обиходах XVII в. (напр., МГУ. 774, нач. XVII в.) и печатном старообрядческом 1911 г. (Обиход. М., 1911). Во мн. певч. рукописях (XVI-XVII вв.) гласовые указания перед «Б. м.» не приводятся. Иногда «Б. м.» предваряется рубрикой: «Начинает первый лик высочайшим гласом светло». Певч. модель псалмодии «Б. м.» следующая: 1-е полустишие «Б. м.» и припев «аллилуия» исполняются на особый начальный напев; мелодия 2-го полустишия с припевом «аллилуия» является моделью для исполнения последующих избранных стихов 1-й «славы». Относительно 2-й и 3-й «славы» «Б. м.» Типиконы 1610 и 1641 гг. содержат лишь общее указание, что петь их следует «на глас дню». В рус. певч. рукописях XVI-XVII вв. нотируется, как правило, только 1-я «слава» «Б. м.». Встречаются рукописи, в к-рых нотированы все 3 «славы». Каждая из 3 «слав» распевается на индивидуальный напев, не зависящий от текущего гласа. В Обиходе 1911 г. избранные стихи 2-й «славы» (Пс 4. 2, 4) распеты путевым распевом на мелодию мелизматического типа. Припевов у этих стихов нет. «  » и «    » имеют речитативную мелодию, характерную для псалмодии, а в качестве припевов к ним приведены стихи из псалмов (Пс 4. 6, 7), распетые на ту же мелодию, что и стихи Пс 4. 2, 4. Затем трижды речитативно распевается «          », после каждого раза - избранный стих псалма (Пс 4. 9; 5. 3, 12) мелизматическим распевом. Приведен также и др. вариант («А инии на роспев поют»): «  », «    » и «          » распеты мелизматически по образцу избранных стихов, без припевов. То же повторяется и в 3-й «славе». Мелизматический стиль, отсутствие речитации в напеве стихов псалмов, возможно, говорят о том, что мелодия припева перешла на сами стихи из псалмов, а припевы исчезли из певч. практики. Это подтверждается и простотой мелодии «  » и «    », и обозначением «припев» перед следующими за ними стихами псалма (Обиход. М., 1911. Л. 7-10; Успенский. С. 44-45).

http://pravenc.ru/text/149353.html

соль – фа – ми (трихорд типа C, фригийский), пентахорд. фа- ми – ре (трихорд типа B, дорийский), ми- ре – до (трихорд типа A, ионийский), Распев арзиса на отличное от образца число слогов обусловливает следующие варианты арзиса в первом стихе кафизмы 5 – см. пример 9; в кафизме 17-ой все первые четыре звука арзиса распеты на слог «Бла- жени». Подобные варианты встречаются часто, учитывать их каждый раз, как выше было сказано, нет воможности. Повидимому, каждый писец рукописи фиксировал знаменем ему привычный вариант, сохраняя структуру напева и его мелодическое строение. Припев. См. пример 10. Начало мелодии припева совершенно сходно с началом мелодии стихов псалма (трихорд A: фа – соль – ля с несущественным затрагиванием, между повторениями звука фа , звука ми ). Затем мелодия модулирует в трихорд типа B: соль – ля – си бемоль и опускается (мимоходом проходя через трихорд C) в трихорд B: фа – ми – ре , затем вновь поднимается через трихорд C в трихорд A ( фа – соль – ля ), чтобы снова спуститься в трихорд B на ре , и снова подняться – но теперь в трихорд типа C ( ми – фа – соль ), с несущественным затрагиванием, в виде дополнительной ноты, звука ля (выраженного скамеицей) и, после опевания звука соль (верхнего звука трихорда C) кончается на основном звуке этого трихорда – в данном случае на ми . Заключительное опевание звука ми повторным движением ми – фа , ми – фа встречается часто в знаменном роспеве как окончание некоторых мелодий, шифрованных в безлинейной нотации при посредстве знака Ф (фиты). В подтекстовке мелодии припевов в различных кафизмах, а также в их невмизации (йотировании безлинейным знаменем) наблюдаются довольно частые варианты. Отметим наиболее резкия отклонения от образца. Так, в кафизме 11 текст «и возглаголю» изложен иначе, чем в примере 10 – см. пример 11а. Текст: «боящимся Его» в кафизме 5 – см. пример 11б. Текст «вскоре» в кафизме 14 – см. пример 11в. Вторая слава. Стихи. См. пример 12. Строение мелодии стихов второй славы в напеве B почти совершенно сходно с напевами стихов кафизм по напеву A. Почти во всех случаях арзис сливается с речитативом или же речитатив происходит в рамках арзиса; каденция (арзис + тезис) – невматического строения, представляет собою вариант мелодической строки стихов первой славы в кафизмах напева A.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По Евергетидскому Тип. в великие праздники «Господеви поим не говорим, но ирмос дважды»; но если они случаются в воскресенье, «Господеви поим говорим и ставим 16 (стихов от?): Десница Твоя, Господи, прославися», об обыкновенном воскресенье: «ставим всегда 14: Огустеша яко стена» 2525 . «Поим Господеви», таким образом, – нововведение Иерусалимского устава, и притом с древнейших его редакций; так, груз. ркп. замечает о воскресном каноне: «вместо Поим Господеви (?) говорим ирмос» 2526 ; греч. ркп. и печ. изд. Типикона: «Господеви поим не глаголем, но ирмос»; слав. ркп. XIV в.: «уставляем стихов 14 и с ирмосом от Посла Дух Свой и покры я море – песни же не глаголем»; позд. ркп. (XV в.): «пения же (еще позд., XVI в.: песни же; старообр. уст.: песней же) не глаголем Господеви поем, но абие ирмос» 2527 . В ркп. XIV же века, но поздн. ред. появляется уже и нынешняя глава о Господеви поим 2528 . При Арсении Суханове в Греции было уже нынешнее сокращение песней, но одинаковое для праздников и будней (такое, как ныне для праздников) 2529 и оттуда, должно быть, внесено в наш Ирмологий. Припевы Почти повсеместная практика, по крайней мере русская, заменяет стихи песней, исключая Великий пост, особыми припевами к канону; так, к воскресному канону употребляется припев: «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», к Крестовоскресному: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и воскресению», к Богородичному канону и Богородичным тропарям в первых двух канонах «Пресвятая Богородице, спаси нас», к канонам святым из Минеи: «Святый – лик и имя – моли Бога о нас». Несмотря на широкое распространение такой практики, трудно подыскать для нее какое-либо оправдание. Возможен ли припев лучше таких, например, стихов библейских песней: «Воскреснут мертвии и возстанут иже во гробех и возвеселятся иже на земли» ( Ис. 26:19 ) или: «И да взыдет из нетления живот мой к Тебе, Господи Боже мой» ( Иона. 2:7 ), или, наконец, все стихи 8-й песни с окончанием в каждом «Господа пойте и превозносите Его во веки» ( Дан. 3, 57 и д.)? Притом небиблейские припевы делят канон на очень неравномерные части, благодаря тому, что в одном каноне бывает по 2, по 3 одинаковых припева (а третий Богородичен). Наконец, не всегда можно составить ритмический припев; вообще, так как богослужебные книги почти не указывают припевов (указывают иногда только для канонов повечерия), то здесь открывается широкое поле для произвола каждого чтеца и для непризванного творчества. Но ввиду того, что практика припевов слишком давняя и широкая и мало надежды на скорое восторжествование в этой области требований Типикона, мы укажем здесь освященные самыми богослужебными книгами припевы и сделаем несколько указании относительно составления их. (Где к канонам припеваются стихи библ. песней, эти указания будут пригодны для молебнов).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Напев B. Строение мелодических строк напева B, а особенно припева, сложнее, чем в напеве A. В них преобладает невматическое строение, переходящее часто в мелизматическое, в припевах же преобладает мелизматическое. В напеве стихов, правда, в редких случаях, между арзисом мелодической строки и её тезисом может, по потребности, включаться речитатив (см. напев стихов первой славы). Нужно заметить, что вообще, во всех приводимых здесь примерах, точно воспроизведена мелодия и подтекстовка только первого текста; тексты из других кафизм, хотя и подтекстованы под первый текст, местами незначительно разнятся (главным образом в длительности звуков или спущением какого-либо промежуточного звука или, наконец, включением повторения одного и того же звука, а также подтекстовкой). Но эти отклонения от образца (за которые мы принимаем верхний текст) настолько незначительны, что мы можем на них не задерживать нашего внимания. Только там, где отклонения от образаца слишком значитель-мания. Только там, где отклонения от образца слишком значитель- ется больше вариирования, чем в напеве A, вероятно – вследствие большей сложности мелодического движения. Относительно «Слава...» – «И ныне...» – « Аллилуия, слава Тебе, Боже» в конце слав, нужно сказать то же самое, что было сказано о пении этих стихов в славах кафизм, исполняющихся по напеву A. Первая слава. Стихи. См. Пример 8. Амбитус мелодии – весь восходящий гексахорд до – ля . Мелодия строки – трехчастная: а) арзис, разсчитанный нормально на 4 слога (в каф. 5 – на 5, в каф. 17 – на 3 слога); б) речитатив на фа (который, в случае недостатка в слогах текста может сокращаться до одного только звука (каф. 14 и 20) и даже совсем выпадать (каф. 17), так что из трехчастной строка превращается в двухчастную и арзис непосредственно примыкает к тезису и в) тезис, представляющий собою нисходящий пентахорд соль – до (ионийского лада). Арзис построен на трихорде типа A ( фа – соль – ля ), с затрагиванием не принадлежащего к трихорду звука ми , указанного знаменем крюк (или параклит) с подчашием (заменяемым в некоторых рукописях киноварной подверткой, что сокращает выражаемые этим знаменем звуки на половину). Пентахорд же тезиса образуется модулированием из верхнего трихорда C через трихорд B вниз, в трихорд A:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

IIpuneb: услыши мя, Господи! Слеудющие за тем стихи 140-го псалма, так как и первые 7-мь стихов 141-го, не поются, а читаются; последний же, т. е. 8-й стих этого последнего псалма, разделяющийся на две части, равно как все 6-ть стихов 129 псалма и весь 116-й псалом (имеющий всего два стиха) составляют припевы к «стихирам», и, смотря по важности праздника, или по тому обстоятельству, когда два и даже три праздника сходятся вместе, употребляются, или все 10-ть, или 8-мь, или только 6-ть 72 т. е. соразмеряясь с числом положенных на это время, и от этого последнего обстоятельства так и называемых стихир на Господи воззвах, которая, из всех суточных молитвословий, первые ясно обозначают, кому именно, т. е. какому святому, или празднику отправляется служба, и которая, вместе с стихирами стиховными 73 и с стихирами на хвалитех, 74 и песночтениями из октоиха, или минеи, особенно с каноном 75 , составляют такое отличительное Богослужебное свойство, по которому Богослужение одного дня строго отличается от Богослужения всех прочих дней и празднование одному празднику, или святому от всех других празднований. – «Стихиры на Господи воззвах», или читаются с своими «припевами», или поются, смотря по различию праздников, или как где принято; в заключение ж их, с присовокуплением, то же как припева, «малого славословия»: слава… и ныне…, или, когда слава употребляется на ряду с предъидущими «припевами», только с присовокуплением: и ныне…, всегда поется по праздникам – стихира праздничная 76 , а на службах восскресных – Богородичен, или догматик, т. е. такая церковная песнь, в которой кратко, но точно и разительно, в том, или другом отношении, излагается догмат 77 о воплощении Сына Божия и о послужившей сему воплощению – Богоматери. Всех «догматиков», по числу гласов, восемь 78 , и все они написаны великим песнотворцем церковным, св. Иоанном Дамаскиным . Вход священослужащих в алтарь, при пении: «свете тихий», прокимна и проч. § 49. Во время пения «догматика», или «праздничной стихиры», священник, предшествуемый свещеносцем со свечею 79 и диаконом с кадилом, или и без диакона, но сам с кадилом, 80 исходит из алтаря северными дверьми, становится против растворенных царских врат, и, благословивши «вход» в них, когда совершится каждение иконостаса и молящихся, и пропоется догматик, или стихира, при возгласе в царских вратах: премудрость (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Состав утреннего богослужения в известии язычника, которому, конечно, была чужда и совершенно непонятна христианская богослужебная терминология, и который переводил ее на обыкновенный язык, представляется в виде двух частей: Carmen и какая-то клятва, sacramentum.    Carmen обыкновенно значитстих; этим словом обозначалось все написанное стихами: надписи, прорицания оракула, законы, молитвы, песни. Поэтому и здесь этим словом могли обниматься и молитвы и песни в честь Христа; оно указывает на то, что те и другие были кратки и имели стихотворную форму. Предметом этих стихов является Христос и прославление Его божества, — что может указывать на преобладание в песнях чисто христианского элемента и незначительность ветхозаветного (заключение, согласное с Еф. 4:19 и памятником III в. «Завещание Господа нашего И. Христа», о чем ниже). Образ исполнения «стихов» обозначен словом «dicere», которое хотя может означать и пение (передается так Тертуллианом), но указывает скорее на пение чередующееся с чтением или похожее на него, речитатив (указание на простоту первобытного христианского пения). Частнее образ этого чтения или пения «стиха» в честь Христа определяется как взаимный в собрании – secum invicem. Это выражение понимают так, что верующие поочередно пели каждый свою песнь, – практика, на которую указывает ап. Павел в 1 Кор. 14:26 («кийждо вас свой псалом имать») и существовавшая еще во времена Лаодикийского собора (который 59 правилом запретил эту импровизацию мирянами своих песней). Но прибавка к invicem еще и secum скорее указывает на общее взаимное пение, — антифонное, ипофонное (с подпеваниями последних слов всем собранием) или епифонное (с (с. 49) присоединением к пению со стороны всего собрания особого припева ). Свидетельства других памятников о существовании в то время этих родов пения делают наиболее вероятным такой смысл для данного выражения. То обстоятельство, что в кратком и официальном рапорте отмечается эта черта христианского пения, свидетельствует, что в богослужении антифонное пение начало уже завоевывать себе то видное место, которое оно получило позднее (в веке IV-VI) в так наз.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Крестопоклонное воскресенье антифоны отличаются от антифонов Недели Православия, в остальном же всё как в Неделю Православия 396 . Достаточно подробно записанный в илитарии 397  Синайской библиотеки 1020 ΧΙΙ– ΧΙΙΙ века 398  порядок пения антифонов дает возможность получить представление о способе их исполнения. Отчетливо проявившаяся уже в VII веке тенденция к сокращению псалмов за счет выборочного пения наиболее выразительных стихов и отдельных фраз к XII веку достигла своего апогея. В это время антифон состоял из двух или трех фраз. Такими были и иллюстрируемые антифоны. Их исполнителями, как правило, были доместик и народ. Доместик пел стих или фразу из псалма, народ же отвечал ему припевом. В данном случае доместик пел одну часть стиха, а народ отвечал ему второй. При таком способе исполнения от народа требовалось большее знание священных текстов, нежели при респонсорном пении, где на все стихи народ отвечал одним и тем же припевом. Значение такого способа исполнения было более важно потому, что в основе конструкции текстов древнееврейской священной поэзии лежало не метрическое сложение, а сопоставление фраз как тезы и антитезы или тезы и гипертезы. В том и другом случае мысль псалмопевца выступала с наибольшей выразительностью. (Автор считает необходимым заметить, что в изданном тексте во втором антифоне пропущена вторая половина первого стиха, в результате чего происходит смещение дальнейших стихов, теряется смысл и нарушается силлабика стихосложения. Кроме того, пропущены одно слово в первом антифоне и два слова во втором. Автор внес их в скобках со знаком вопроса.) Каждый стих псалма или каждая пара фраз завершались совместным пением припева доместиком и народом. ПЕРВЫЙ АНТИФОН (псалом 91) пели напевом 2-го гласа. Доместик: «Благо есть исповедатися Господеви» Народ: «И пети имени Твоему, Вышний» Совместно припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». «Возвещати заутра милость Твою и… (истину?)» «Яко прав Господь Бог наш» Совместно припев: «Слава, и ныне. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Сейчас мы наблюдали перемещение «службы 12-ти тропарей» вместе с чтениями, но без псалмов и других составных частей последования в. пятницы. Однако наша древняя практика знает также перемещение «службы 12-ти тропарей», изложенной в Типогр. 138/255 и 147/305. В этом случае ей предшествовало и приведенное нами выше стереотипное начало, с тою лишь разницей, что вместо: «посем поетася 12 трепаря св. страстии по пятишьды» – говорилось: «посем поються псалми – – и треп(арь) Распеншютися Христе». Тропарь повторялся четыре раза – дважды без стихов и дважды со стихами; Слава и ныне – богородичен. «Таж треп. глас 8: Дьнесь церковьная завеса» и другие из числа 12-ти. Каждый из этих тропарей исполнялся «по-пятишды»: дважды без стихов, третий и четвертый раз – со стихами, а последний раз – на «Слава и ныне». Затем – Господи помилуй 3-жды, и – следующий тропарь, и т. д. После евангелия – Трисвятое, Отче наш, Господи помилуй 40; «таж Придете поклонимся», и следующая часть. – Такое последование полагалось совершать «в святый великы вторник, в час 2», на 3-м часе, – как свидетельствует об этом нотный Стихирарь в. из библиотеки Моск. Успенского собора 365 . 13. Часы великого четверга и субботы Если из состава часов великой пятницы выключить 12 тропарей и чтения, то получится тип обычной часовой службы, с особыми псалмами и тропарями на каждом часе. К этому типу следует отнести часы, совершавшиеся иногда в древности по четвергам и субботам страстной седмицы. Известные нам последования таких часов имеют самое близкое сходство с чином часов вел. пятницы, без 12-ти тропарей. На часах в. четверга и в. субботы точно так же, как и на часах в. пятницы, указывается, по древним памятникам, три, а иногда и четыре особых псалма; точно так же поются особые, не «постные», тропари, различные на каждом часе. Иногда полагаются и особые богородичны. Тропари поются с припевами до трех раз; а иногда бывало, что после припева повторялся только конец тропаря. Подобного рода последования часов вел. четверга и субботы находятся в Афинской Псалтири 7, X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010