По славословии: тропарь воскресный конечный. §4.4.7. Особенности воскресной утрени в случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы находится в Марковых главах всех двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и др.). В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства и полиелейной службой святого. По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника. Седальны по кафисмам: воскресные из Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Величание и избранный псалом святого. Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален святого по 1-й кафисме, седален святого по 2-й кафисме, «Слава»: седален святого по полиелеи, «И ныне»: седален праздника. Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные. Канон: воскресный на 4, праздника на 4 и святого на 6. Катавасия – рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос праздника, кондак и икос святого, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: светилен праздника. Стихиры на «Хвалите…»: стихиры Октоиха – 4; стихиры святого со стихирой «Славы» на 4, причем последние два припева – со стиховни великой вечерни святого; «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. §4.4.8. Особенности воскресной утрени в случае малого или шестеричного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы находится в Марковых главах всех двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и др.). В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства и службой святого. По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника. Если святой не имеет тропаря, то «Слава, и ныне»: тропарь праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Катавасия – рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос святого, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария. Стихиры на «Хвалите…»: – если в службе святого есть хвалитные стихиры: стихиры Октоиха – 4; стихиры святого со стихирой «Славы» на 4, причем последние два припева – не воскресные, а святого (со стиховни вечерни или, в случае шестеричного святого, из Общей Минеи); «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…»; – если святой не имеет хвалитных стихир: стихиры Октоиха 8 (последние две стихиры с припевами « Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя…» и «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим…»); «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. §4.4.4. Особенности воскресной утрени в случае бденного или полиелейного святого Особенности этой службы отражены в 3-й и 4-й главах Типикона. По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря святого. Седальны по кафисмам: седальны воскресные Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря святого), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу, «В неделю на утрени на Бог Господь»). Величание и избранный псалом святого. Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален святого по 1-й кафисме, седален святого по 2-й кафисме, «Слава»: седален святого по полиелеи, «И ныне»: Богородичен седальна по полиелеи. Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные. Канон: – в случае бденного святого или полиелейного, имеющего два канона: канон воскресный на 4, Богородице из Октоиха на 2 и святого на 8;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

О пении А. в качестве припева к псалмам служб суточного круга сообщают визант. богослужебные уставы. В песненном последовании А. служила припевом ко всем нечетным из 68 рядовых антифонов вечерни и утрени, она прибавлялась к каждому стиху псалмов (см. Арранц. С. 50-53, 95-122). В богослужение по монастырским Студийскому и Иерусалимскому уставам из аллилуйных антифонов песненного последования перешли: 1-й рядовой антифон (см. Блажен муж ); 1-й и 3-й антифоны песненной панихиды , превратившиеся в 1-ю и 3-ю статии непорочных в чинах отпевания мирянина (Требник большой. Л. 90об.- 93, 96-98) и священника (Там же. Л. 127-129об., 132-133об.); 2-й праздничный и 3-й будничный антифоны литургии. После каждого стиха этих антифонов поется А. Мелодический стиль А. служб песненного последования мог быть как силлабическим, так и мелизматическим; мелизматика наиболее характерна для запевов руководителя хора (см. Strunk. P. 124-126). Студийский устав предписывал на утрене осмогласное пение кафизм Псалтири с припевом А.- т. н. аллилуиариев, авторство к-рых приписывается прп. Феодору Студиту (Скабалланович. С. 404-407). Простота мелоса обусловила их преимущественно устное распространение. В визант. и древнерус. рукописях они изредка представлены в виде 72 мелодических формул (по 9 в каждом гласе , со знаменной нотацией), соответствующих первым псалмовым полустишиям 3 кафизм (девяти «Слав»), с силлабической каденцией для припева А. в каждой из них. Эти формулы служили образцами для распева всех псалмовых стихов в положенных по уставу кафизмах. Кроме того, по Студийскому уставу исполнение нек-рых кафизм и псалмов сопровождалось пением 72 аллилуиариев, составленных прп. Феодором Студитом (Скабалланович. С. 404-407). По общепринятому ныне Иерусалимскому уставу на вечерне и утрене с припевом А. поются: Блажен муж, полиелей и сопровождающий его трижды в году 136-й псалом (последний поется «с аллилуиею красною».- Типикон. Т. 2. С. 800). С 1-й пол. XVI в. распространенной традицией стало пение Пс 136 демеством .

http://pravenc.ru/text/114768.html

По входе: – в храме Господском: тропари: воскресный, праздника и святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника. – в храме Богородичном: а) в пред- или попразднство Господского праздника: тропари: воскресный, праздника, храма и святого; кондаки воскресный и храма, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника; б) в пред- или попразднство Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святого Минеи; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника; – в храме святого: тропари: воскресный, праздника, храма, святого Минеи; кондаки воскресный и храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника. Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. Задостойник праздника (только в попразднство). Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме в честь святого) и празднуемого святого. §4.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае недвунадесятого Богородичного праздника в неделю, соединяемого со службой рядовому святому Если недвунадесятый Богородичный праздник случится в воскресный день, тогда песнопения Октоиха соединяются со службами праздника и рядового святого. Устав такого богослужения находится в Марковых главах праздников 1 октября и 27 ноября. Если же в воскресный день случится память двух святых (вместе с праздником Богородицы), то служба второму святому опускается (по Уставу, переносится на повечерие или в пятницу вечером, или в воскресенье вечером; см. Типикон, 1 октября). Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника Богородицы. Если в Минее нет отдельных песнопений для малой вечерни, то стихиры можно взять из великой вечерни. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры праздника Богородицы, которые берутся из великой вечерни, с их (то есть праздничными) припевами (а так как в Минее для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется дважды). «Слава, и ныне»: стихира Богородицы из малой вечерни праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме в честь святого) и празднуемого святого. §4.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в неделю в период пред- или попразднства Устав такой службы находится в Марковых главах всех двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и др.). В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства и полиелейной службой святого. Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры святого, которые берутся из великой вечерни, с их припевами (а так как для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется 2 раза). «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»: – если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен; – если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то следует искать этот Богородичен во 2-м приложении Минеи; – если в Минее нет Богородична, то поется Богородичен из Октоиха из воскресной малой вечерни соответствующего гласа. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава»: тропарь святого; «И ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение) по гласу тропаря святого. Великая вечерня Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные на 3, праздника – 3, святого – 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника (из стиховни вечерни данного дня) и стихиры святого (очевидно, только в том случае, если святой имеет отдельные стихиры на литии); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника (единожды).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Д. М.- единственный староболг. источник до XIII в., к-рый содержит (помимо песнопений с фитной нотацией) полностью нотированные песнопения (7 текстов). Судя по особенностям написания словесных текстов (сокращения, акценты), этот экземпляр Минеи не предполагал строки нотации. Невменные знаки проставлены над отдельными словами киноварью довольно небрежно. Нотированные т. о. песнопения относятся к различным жанрам; это 3 припева на 9-й песни канона Сретения Господня (2 февр.; Л. 153 об.; см.: Петров, Кодов. 1973. Обр. 76, 77) и 4 стихиры: 1-я стихира на литии навечерия Сретения Господня (Л. 151; см. там же. Обр. 78, 17б), 1-я стихира на стиховне службы сщмч. Анфима, еп. Никомидийского (3 сент.; Л. 3; см. там же. Обр. 79, 80), славник на стиховне вечерни в день памяти мч. Захарии (5 сент.; Л. 3 об.- 4), славник на стиховне на вечерне Обрезания Господня (1 янв.; Л. 121; см. там же. Обр. 82, 83). Впервые знаки муз. нотации в Д. М. были идентифицированы 4 рус. славистами, посвятившими рукописи отдельное издание (см.: Зографский трифологий. 1913). Первым в болг. научной лит-ре обратил внимание на певч. знак фиты Й. Иванов ( Иванов. 1931). Начало сравнительному исследованию нотации Д. М. было положено франц. ученым болг. происхождения Р. Паликаровой-Вердей ( Palikarova-Verdeil. 1953), отметившей в сравнении с парами ранневизант. и древнерус. нотаций - соответственно куаленской и шартрской, кондакарной и знаменной - наличие в староболг. памятнике характерных для визант. невменной системы 2 видов знаков - малых и больших, расположенных в одном невменном ряду. В качестве характерной особенности она выделила отсутствие полных мартирий визант. типа и обозначение гласов слав. буквами с цифровым значением. По ее мнению, малые невменные знаки (исон, апостроф, элафрон, олигон, клазма, петасти, дипли, пиазма) и большие невменные знаки - больших ипостасей относятся к разным типам нотации (Ibid. P. 228). В Д. М. оба вида знаков выписаны не в 2, а в 1 ряд. Проведя сопоставление с греч. и рус. источниками, Паликарова-Вердей обнаружила необычные невменные комбинации, в т. ч. комбинации с фитой (Ibid. P. 229). Ею были опубликованы фотокопии листов 151 и 486 (Ibid. Pl. XX, XXI).

http://pravenc.ru/text/180379.html

Причастен: «Хвалите Господа с небес…» и святого. Отпуст священник начинает со слов «Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш…». §2. Великие праздники §2.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двунадесятого Богородичного праздника в неделю Если двунадесятый Богородичный праздник случится в воскресный день, то в этом случае песнопения Октоиха соединяются с песнопениями праздника. Устав такой службы находится в Марковых главах всех Богородичных праздников (см. 8 сентября, 21 ноября и другие). По схеме богослужение подобно службе бденному святому в неделю, однако есть принципиальные особенности: на «Господи, воззвах…» на «И ныне» поется не догматик гласа, а стихира праздника; на утрене читается Евангелие праздника (а не воскресное) и стихира евангельская поется не на «хвалитех», а после отпуста утрени. Необходимо также заметить, что если в храме Богородицы (если храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы или одной из многочисленных икон Божией Матери) храмовый праздник случится в неделю, то богослужение имеет те же особенности, которые присущи двунадесятому Богородичному празднику в неделю (см. 8-ю храмовую главу). Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры праздника, которые берутся из великой вечерни, с их (то есть праздничными) припевами (а так как у нас для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется дважды). «Слава, и ныне»: стихира праздника из малой вечерни праздника. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Великая вечерня «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные на 4 и праздника на 6; «Слава, и ныне»: стихира праздника. Паремии праздника – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника; «Слава, и ныне»: стихира праздника. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава, и ныне»: стихира праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Т. н. малые антифоны вечерни имели более пространные текстовые припевы: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Тя: Аллилуия», «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», фактически приближаясь по функции к тропарю, припеваемому к псалмовому стиху. Припевы к библейским песням могли совпадать с припевами непостоянных антифонов (напр., припевы к стихам 1-14 песни Моисея из гл. 32 кн. Второзаконие - «Слава Тебе, Боже», к стихам 15-21 - «Сохрани мя, Господи», к песни Аввакума - «Услыши мя, Господи», к песням Исаии и Ионы - «Ущедри мя, Господи», к песни пророчицы Анны - «Помилуй мя, Господи») или могли иметь индивидуальное содержание (как припевы к песни Моисея из кн. Исход (15. 1-19) - «Господу поем, ибо славно прославился» и к песни Пресв. Богородицы - «Матерь Святая чистого света, ангельскими песньми Тя, ублажая, величаем»). Согласно рукописи Athen. Bibl. Nat. 2061, стих, исполняемый доместиком, распевался в мелизматическом стиле и настраивал на глас антифона (аналогично интонационной формуле ). Хоровое повторение этого же стиха, как правило, распето в силлабическом, реже силлабо-невматическом стиле. По мнению О. Странка, мелос хорового припева, возможно, отражает более архаичные певч. традиции, поскольку в общих чертах совпадает с псалмовым тоном из более ранней рукописи Crypt. Γ. γ. V (Fol. 446, 1225 г.). Исключительным примером является распев Пс 17 на глас βαρς: мелос исполняемого доместиком псалмового стиха почти не отличается от мелоса хорового ответа, а каденционные формулы припевов идентичны. Странк предположил, что интонационная формула доместика может также отражать черты более ранней певч. традиции ( Strunk. 1956. P. 187-189). Однако выполненная Странком транскрипция псалмовых стихов песненного последования принимается не всеми специалистами. В частности, Д. Балагеоргос, сопоставляя нотацию псалмовых стихов в Псалтири Athen. Bibl. Nat. 2061 и в Пападики 1453 г. Athen. Bibl. Nat. 2406, отражающей иерусалимскую традицию, выявил идентичные по графике фразы, которые могут быть расшифрованы благодаря «экзегезисам» в нотации Нового метода хартофилакса Хурмузия Гиамалиса (см.: Μπαλαγεργος. 2001. Σ. 324-335).

http://pravenc.ru/text/673775.html

Чтец (или хор): «Сподоби, Господи...». Хор: стихиры на стиховне по Уставу. Чтец: «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Хор поет «Аминь» и тропари по Уставу. Священник произносит сокращенную сугубую ектению, состоящую из четырех прошений («Помилуй нас, Боже...»). Хор: «Господи, помилуй» (трижды на каждое прошение). Священник (возглас): «Яко милостив и человеко­любец Бог еси...» . Хор: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» . Священник (с амвона): «Христос истинный Бог наш...» (малый отпуст). Хор: «Великаго господина...». §2.2. Особенности малой вечерни §2.2.1. Особенности воскресной малой вечерни в случае малого святого или святого, «поемого на 6» Устав такой службы излагается в 1-й главе Типикона. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, которые берутся из великой вечерни (это первые 3 воскресные стихиры). При этом 1-я стихира поется дважды. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха, называемый также «малым догматиком» (в отличие от догматика, который поется на великой вечерне). На стиховне: воскресная стихира гласа (1-я стихира с великой вечерни) и 3 стихиры Богородице с их (то есть Богородичными) припевами. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха (этот Богородичен поется только на малой вечерне). По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный гласа. §2.2.2. Особенности воскресной малой вечерни в случае великого (бденного или полиелейного) святого Особенности такой службы представлены в 3-й главе Типикона. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры святого, которые берутся из великой вечерни, с их припевами (а так как в нашем случае для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется 2 раза). «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен (например, 26 сентября); – если в Минее указаны только начальные слова Богородична (25 сентября, служба преподобному Сергию Радонежскому), то следует искать этот Богородичен во 2-м приложении Минеи; – если в Минее нет Богородична (2 сентября, служба преподобным Антонию и Феодосию Печерским ), то поется Богородичен из Октоиха из воскресной малой вечерни соответствующего гласа. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава»: тропарь святого; «И ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение) по гласу тропаря святого. §2.2.3. Особенности воскресной малой вечерни в случае великого Богородичного праздника Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последовании 8 сентября «Аще ли случится… в неделю» (Маркова глава). На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры праздника, которые берутся из великой вечерни, с их (то есть праздничными) припевами (а так как у нас для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется дважды). «Слава, и ныне»: стихира праздника из малой вечерни праздника. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: тропарь праздника. §2.2.4. Особенности малой вечерни в случае двунадесятого Господского праздника (в любой день) или Богородичного праздника в седмичный день Особенности этой службы указаны в Типиконе в последованиях 8 и 14 сентября. На «Господи, воззвах…»: стихиры праздника на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами. «Слава, и ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь праздника. §2.2.5. Особенности малой вечерни в случае великого или бденного святого в седмичный день Особенности данной службы изложены в 15-й главе Типикона, а также в последовании 26 сентября. На «Господи, воззвах…»: стихиры святого на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»: – если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен (например, 29 июня);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010