5 . Итак, у тех, кто познали Божественные заповеди, отнимается извинение, которым обычно пользуются люди, ссылаясь на свое неведение. Но не избегут наказания и те, кто не знают закона Божиего. Ибо те, которые согрешили, не имея закона, вне закона и погибнут, а те, которые под законом согрешили, по закону будут судимы 38 . И мне кажется, что апостол сказал это не так, как будто хотел обозначить, что нечто худшее претерпят те, кто, греша, не знают закона, чем те, кто знают. Ибо может показаться, что погибнуть куда хуже, чем быть судимым, однако поскольку говорится это о язычниках и иудеях (из которых вторые получили закон, а первые живут без закона), то кто дерзнет сказать, что согрешившие в законе иудеи не погибнут, – ведь они не уверовали во Христа, – хотя и сказано о них: по закону будут судимы? Ибо без веры во Христа никто не может быть освобожден, так что и они таким образом будут судимы, что погибнут. Ведь если состояние не знающих закон Божий хуже, чем состояние знающих, то как будет верным то, что сказал Господь в Евангелии: Раб, который не знал волю Господина своего и сделал достойное наказания, бит будет меньше, а который знал волю Господина своего и сделал достойное наказания, бит будет много 39 ? Вот, Господь показывает здесь, что знающий согрешает тяжелее незнающего. Однако не следует по причине этого удаляться в тьму неведения, чтобы в ней поискать себе извинения. Ибо одно дело не знать, а другое – не желать узнать. Ведь [когда Писание говорит]: Не пожелал он уразуметь, чтобы делать добро 40 , то упрек относится здесь к воле того, о ком говорится. Но никому не послужит извинением и то неверие, которое свойственно не тем, кто не желают узнать, а тем, кто просто не знают, – никого не избавит [такое неведение] от горения в вечном огне; скорее к большему горению послужит, если человек не веровал по той причине, что вообще не слышал того, во что надлежит веровать. Ибо не без причины сказано: Пролей гнев Твой на народы, которые не познали Тебя 41 а также у апостола: Когда придет Он в пламени огненном отомстить тем, кто не знают Бога 42 . А чтобы мы имели это самое знание, чтобы никто не говорил: «Я не узнал, не услышал, не понял», – к этому подвигается человеческая воля там, где говорится: Не желайте быть, как конь и мул, у которых нет разума 43 . Хотя еще хуже окажется тот, о ком сказано: Словами не научится глупый раб; потому что, хотя он понимает их, но не слушается 44 . А когда человек говорит: «Не могу сделать то, что заповедано, ибо меня одолевает моя похоть» 45 , то он уже не ищет никакого извинения в своем неведении и не обвиняет Бога в своем сердце, но познает зло в самом себе и страдает от своего зла, так что к нему обращены слова апостола: Не желай быть побежден злом, но побеждай

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Часто Спаситель предсказывал Своим ученикам, указывая вместе на то, что и зная Он не бежит, и предвидя не уклоняется, и вместе с этим наперед успокаивая души апостолов, чтобы они, наперед приготовившись и осведомившись, не разбежались при смятении. Когда обстоятельство предвидится, от неожиданности не бывает волнения. Это и Давид предсказал: «при готовился я без смущения» ( Пс.118:60 ). Так бывает во время грозы: блеснувшая молния подготовляет мысль к ожиданию грома, чтобы выжидание освободило от большого испуга. Так точно и Спаситель, чтобы все не смутились страданием (предсказал его), так что даже упрекал апостолов и говорил им по воскресении: «вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, ...так надлежало пострадать Христу» ( Лк. 24:44, 46 ). Упрекал их за то, что Его предсказание не достигло по отношению к ним своей цели. «Сие сказал Я вам, – говорит, – чтобы вы не соблазнились» ( Иоан. 16:1 ), и страх овладел вами. «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» ( Мф.26:2 ). Нигде не найдешь, чтобы Спаситель воспоминал о страдании, не вводя человеческого лица, но всегда Он говорил как будто о ком-то другом. Не сказал Он: Меня предадут, но: «Сын Человеческий предан будет на распятие». Нигде ты не найдешь, чтобы предавался Спаситель, но предается Сын человеческий, и везде как будто о другом о ком-то говорит. Однако, по отношению к божественности Своей ясно говорит: «Я и Отец – одно» ( Иоан.10:30 ); не говорит: Я и Отец, пославший Меня, а: «Я и Отец – одно»; и: «видевший Меня видел Отца» ( Иоан. 14:9 ). «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» ( Мф. 26:2 ). И как верно говорит Иоанн? Для того, чтобы кто не подумал, что время то пришло по необходимости, смотри, как он утверждает: «зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» ( Иоан. 13:1 ), т.е., показал совершенную любовь. «Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

213 А что действительно многие показанные черты 71 пс. сходны с мессианскими чертами 2, 109 и особенно 44 пс., в этом не трудно убедиться чрез простое сопоставление их. (Сравн. напр. Пс. 44с 71:1; 44:5–71, 12–14; 44:6–71, 4. 9. 11; 44:7–71, 8. 17; 44:8–71, 7; 44:10–71, 11; 44:13–71, 10; и наконец 44:17–71, 19). 214 Так, Напр., умствует Шуман (Christus Alt. u. Ν. Τ. S. 4. 3) и даже самоуверенно заявляет, что «понимать всё иначе значит отвергать грамматическое толкование, выражать презрение ко всем законам герменевтики, открывать дверь произволу”. К тому же приходит и Куртц, и даже отчасти Деличь. В заключении объяснения 71 псалма, по поводу 17 стиха, Деличь говорит, что «здесь мессианский образ изображён красками, взятыми из древних, не исполнившихся обетований, и рисуется во свете скорого будущего. Он есть, так сказать, всё более и более отвлекавшаяся от земли, вышечеловеческая потусторонняя и неопределённая надежда, одухотворённая в безутешном настоящем, сделавшаяся основой веры.» «Чтобы вполне понять это, нужно,» говорит он, «отрешиться от предрассудка, что центр ветхозаветного возвещения о спасении находится в пророчестве о Мессии» и пр. Это значит, при переводе на язык рационалистов и, пожалуй даже на язык Куртца, что «псалмопевец в 17 ст. не мыслил об истинном Мессии, а просто о ком-то, имеющем осуществить разнообразные надежды Израиля и поэтические в особенности.» Это, впрочем, Деличь почти высказывает и прямо, когда утверждает, что «время Давида и Соломона, с небольшим исключением, не могло иметь никакого другого Мессии, кроме такого Божественного помазанника, какими были сами Давид и Соломон». Он даже высказывает сомнение, чтобы где-нибудь во всём Ветхом Завете Мессия представлялся как Спаситель вселенной. А между тем из одного 71 пс. представляется очевидным всё отрицаемое Деличем и т. п., если будет признано, что певец его говорил о Мессии сознательно. 215 Куртц, Шуман и др. находят, что к святой и Божественной личности Искупителя неприложимо, наприм., то, что Он притеснителей истребит (71:4). что цари принесут Ему в дар золото (10), что Он здесь на земле представит бедным их права и улучшит их земную жизнь (13), что народы, живя под Его правлением счастливо, будут прославлять Его (17), что Его одежда будет издавать запах мирры, алоя и кассии, а Его дворец будет из слоновой кости (44:9) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Удостоверившись, что Государь арестован, Масловский ушел – заносит в дневник на другой день Нарышкина. Мне кажется, что из рассказа самого советского эмиссара, если отбросить явно революционные прикрасы, с полной очевидностью вытекает, что уступчивость самоуверенного эмиссара объясняется тем, что произвести арест оказалось фактически для него невозможным. Встретивши решительный отпор со стороны караула, считавшего своей обязанностью выполнять приказания лишь ген. Корнилова (хотя караул и принадлежал к тому составу 2-го стрелк. полка, на революционность которого возлагали надежды, Мстиславский нашел выход в компромиссе, принятом охраной, «во избежание кровопролития». Признав, что Царь находится под надежным караулом, в своем революционном чувстве Мстиславский был удовлетворен и счел свою миссию выполненной. Мстиславский не захватил Царя «только потому, что в последнюю минуту он растерялся» – как утверждал Керенский в своих показаниях Соколову 44 . Только под вечер вернулась советская экспедиция в Петербург и в Исполн. Комитете Мстиславский узнал о состоявшемся с правительством соглашении. Смысл его, по докладу Чхеидзе, протокол передал так: «Тов. Чхеидзе докладывает, что Николай II уже прибыл в Царское Село. Под давлением Исполн. Ком. Врем. Прав. отказалось от мысли разрешить Николаю Романову выехать в Англию без особого на то согласия Исп. Ком. Временно он оставлен в Царском Селе. Времен. Правит. и министр юстиции Керенский гарантируют, что он никуда не уйдет. Врем. Прав. согласно, чтобы Исполн. Ком. назначил в Царское Село своего комиссара для надзора, дабы Николай II никуда не уехал. В дальнейшем вопрос о Николае Романове будет разрешен по соглашению с Исп. Ком. Заслушав этот доклад, Исп. Ком. постановил снять охрану с вокзалов, кроме Царскосельского вокзала, послать комиссаров в Царское Село и на станцию Тосно, окончательный же вопрос о Николае II обсудить и решить завтра. Кроме того, решено принять меры, чтобы в будущем можно было быстрее производить мобилизацию воинских частей». Комиссаром в Царское Село на этом собрании был избран Мстиславский – так он утверждает. Тут же ему был вручен мандат на «арест и содержание под стражей особ бывшей императорской фамилии». Мстиславский с подчеркнутостью говорит, что он отказался от предложенной чести наотрез: «Съездить в Царское, как ездили мы 9 марта, и быть комиссаром по арестованию не одно и то же». Отказ Мстиславского протокол не зарегистрировал, но и в этом, как и в последующих заседаниях, никаких комиссаров больше не избиралось. Не наступило и того «завтра», о котором говорит протокол. Наваждение, охватившее Исполн. Ком., прошло 45 . Получив гарантию от правительства, никогда уже впредь Исполн. Ком. не возвращался к судьбе царской семьи. Никто не вспоминал, что Исп. Ком. требовал не только ареста Николая II и Алекс. Фед., но и всех членов династии. Во всяком случае официальные протоколы этого не отмечали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

39. Когда совершаешь путь с тем, кто старше тебя, не заходи вперед его. Если старший тебя встанет, чтоб поговорить с кем, не оставайся сидящим и ты, но встань вместе с ним и стой, пока он не велит тебе сесть. 40. Когда войдешь в город или селение, взор твой опусти долу, чтоб иначе увиденное тобою не послужило тебе поводом к брани в келье твоей. 41. Не спи в том месте, где боишься согрешить сердцем. Не ешь с женщиною и не смотри на нее, даже на одежды ее, если можешь. 42. Если путь совершаешь со старцем, не допускай, чтоб он нес что-нибудь сам. Если будете юны, каждый неси свою часть. Если ноша мала, несите попеременно по часам. Несущий пусть идет впереди, равно как и немощный, и когда, уморившись, сядет он отдохнуть, садитесь и вы с ним. 43. Когда будешь спрашивать какого старца о помыслах своих, открывай их свободно, как они есть, тому, в ком уверен ты, что он сохранит тайны твои. В выборе старца не предпочитай того, кто преклонных лет, но кто убелен ведением и опытностью духовной, чтоб иначе не получил ты вреда и не размножились страсти твои. 44. Понуждай себя долго молиться ночью, да просветится ум твой. Помышляй о грехах своих и молись о них Богу, и Он простит тебе их. 45. Если кто начнет судить брата своего в твоем присутствии, то хотя судилый будет из числа тех, которые тебя самого судят, скажи ему со смирением: прости мне, брат мой, грешен я и немощен, и повинен сам тому, о чем ты говоришь, почему не могу этого слышать. 46. Предпочитай себе во всем других братий и, если какой друг при них окажет тебе честь, скажи: это ради вас оказал он мне такую честь. 47. Кто просит у тебя что-либо взаймы, не отказывай. 48. Не часто вращай в сердце своем память о тех, коих оставил ты любви ради Божией, но помни о смерти и суде, и что никто из них в то время не может помочь тебе. 49. Если, сидя в келье своей, вспомнишь о ком, сделавшем тебе зло, встань тотчас и помолись за него в сердце своем, да помилует его Бог, таким образом скоро исчезнет страсть, какую питаешь в отношении к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

39. Когда совершаешь путь с тем, кто старше тебя, не заходи вперед его. Если старший тебя встанет, чтоб поговорить с кем, не оставайся сидящим и ты, но встань вместе с ним, и стой, пока он не велит тебе сесть. 40. Когда войдешь в город или селение, взор твой опусти долу, чтоб иначе увиденное тобою не послужило тебе поводом к брани в келлии твоей. 41. Не спи в том месте, где боишься согрешить сердцем. Не ешь с женщиною и не смотри на нее — даже на одежды ее, если можешь. 42. Если путь совершаешь со старцем, не допускай, чтоб он нес что–нибудь сам. Если будете юны, каждый неси свою часть. Если ноша мала, несите попеременно по часам. Несущий пусть идет впереди, равно как и немощный, и когда, уморившись, сядет он отдохнуть, садитесь и вы с ним. 43. Когда будешь спрашивать какого старца о помыслах своих, открывай их свободно, как они есть, тому, в ком уверен ты, что он сохранит тайны твои. В выборе старца не предпочитай того, кто преклонных лет; но кто убелен ведением и опытностию духовною, чтоб иначе не получил ты вреда и не размножил страсти твои. 44. Понуждай себя долго молиться ночью; да просветится ум твой. Помышляй о грехах своих и молись о них Богу; и Он простит тебе их. 45. Если кто начнет судить брата своего в твоем присутствии, то, хотя судимый будет из числа тех, которые тебя самого судят, скажи ему со смирением: прости мне, брат мой, грешен я и немощен и повинен сам тому, о чем ты говоришь; почему не могу этого слышать. 46. Предпочитай себе во всем других братии, и если какой друг при них окажет тебе честь, скажи: это ради вас оказал он мне такую честь. 47. Кто просит у тебя что–либо взаймы, не отказывай. 48. Не часто вращай в сердце своем память о тех, коих оставил ты любви ради Божией; но помни о смерти и суде и что никто из них в то время не может помочь тебе. 49. Если, сидя в келлии своей, вспомнишь о ком, сделавшем тебе зло, встань тотчас и помолись за него в сердце своем, да помилует его Бог; таким образом скоро исчезнет страсть, какую питаешь в отношении к нему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Александра Г. 12 марта 2021, 16:25 Это история не оставляет равнодушным. И очень жаль ее героев. Но мне кажется " жизнь раздавлена " уж очень трагично и преувеличено. Я думаю это выражение больше подходит к страшным временам террора и т.д. А тут свободный выбор был у каждого. И многотрудная семейная жизнь, в которой есть спасение, несравнима с сильной юношеской влюбленностью. Чтобы избежать этих ловушек - сердце нужно только Богу отдавать и только тогда получается счастливая жизнь при любых обстоятельствах. В.Л. 12 марта 2021, 16:02 Иван 6 марта 2021, 18:25 " ..у большинства современных людей романтическая каша в головах. Немудрено, конечно, воспитаны то на любовных тв-мелодрамах " К сожалению все именно так. Ксения 12 марта 2021, 13:21 Наталья11 марта 2021, 21:52 " про чужой грех вообще не стоит говорить. И не стоит " взвешивать " его - на ком из трех он лежит в большей степени. " Про какой грех вы всё время говорите? И как он тут может быть на всех троих? Если и был тут грех, то только со стороны Михаила и Марии. Яков перед Богом законный супруг Марии, какой грех он совершил? Михаил пытался соблазнить чужую жену. Мария будучи в законном браке, испытывала чувства к другому мужчине. Да, здесь можно говорить о грехах. А Яков пострадавшая сторона в данном случае. А то интересно получается - и грабитель и ограбленный, оба виноваты... Елена 12 марта 2021, 10:33 " Потом сказал только одну фразу: «Бежим со мной». На этот пассаж никто не обратил внимания? А ведь здесь Михаил, ни много ни мало, подбивает чужую жену на измену и обман. Думается мне что этот момент очень ярко характеризует Михаила. И Мария очень правильно сделала не поддавшись на уговоры. Подобных историй с побегом от мужа к молодому любовнику история знает не мало, и редко они имеют счастливый финал. Так что за все слава Богу. Наталья 12 марта 2021, 06:16 Вадим11 марта 2021,15:44, думаю, вы правы в том, что про чужой грех вообще не стоит говорить. И не стоит " взвешивать " его - на ком из трех он лежит в большей степени. Мы даже внешних событий толком не знаем, а уж оценка греховности чувств посторонних людей, той же Марии - вовсе не наше с вами дело. Вот в этих смыслах нам с вами про грех точно говорить не стоит. И то, что обсуждение чужих чувств с многочисленными нашими упреками друг друга во взаимном осуждении настолько затянулось, - думаю,говорит о том, что мы делаем что-то не то, не находите? Поэтому я сочту за благо поставить на этом точку.

http://pravoslavie.ru/137761.html

Алла 16 июля 2018, 04:44 Иван, ну зачем вы притворяетесь, что не понимаете? Стандарты жизни очень сильно поднялись с условных " прабабушкиных времен " . В то время если ты не голодаешь - то и уже хорошо. Сейчас если у тебя денег только на еду хватает, то ты просто нищий. Никто не будет рожать по 6 детей, если не в состоянии обеспечить им тот минимум благополучия, что является нормой сейчас, а не в довоенные-послевоенные годы. И сделать это очень непросто. В. 16 июля 2018, 03:53 Ох как не хочется признавать свою вину! Так хочется свалить всё на обстоятельства, на других, на правительство, на 90-е, на " время было такое " . Но факт остаётся фактом - были бы мы христианами не номинальными, то были бы у нас большие семьи и много детей, не убивали бы мы по миллиону своих детей ежегодно. А значит не было бы недостатка в людях трудоспособного возраста. А так все оправдания сводятся к перекладыванию ответственности с себя на других и на обстоятельства: " не мы такие, жизнь такая " , " жизнь дорогая стала, вот мы детей и убиваем " . Очень по христиански, нечего сказать. Вобщем получаем то, что заслуживаем. Руслан 16 июля 2018, 00:45 Иван, у нас многие пенсионеры реально голодают. С такой жизнью, боюсь не мало из них выбрали бы эвтаназию. Раньше любой человек даже из глухого села мог поступить в институт на любую специальность и выбиться в люди (сужу по родным). А сейчас что? Раньше жилье давали, продукты стоили копейки и были натуральными, ком.услуги дешевые, после института давали рабочее место, в селе работа была. А сейчас у нас сельские жители даже за газ платить не в состоянии. В Европе тоже демография не очень, но у них почему-то пенсии высокие. Кстати, на части земли завода, где трудился мой дед сейчас стоит Казино. А завод гремел на весь СССР. Антоний 16 июля 2018, 00:44 Дорогая сестра Алла! Я пишу о том, что человек с черной зарплатой жульничает. И это так. Я бы ни на каких условиях не согласился воровать у Отчизны. Да, голодал, да похудел в голодные годы на 37 кг. Да, приходя в магазин, молил Господа о том, чтобы рис не подорожал и я смог бы его купить, да, горбатились на огородах с утра до ночи все мои родные вместе со мной, да, ставили на Рождественский стол только самую дешёвую минералку, " Доширак " , и 500 г самой дёшевой колбасы. Но в трудовой книжке - вся моя история честно прожитых трудовых лет. И награда за это от Бога - достойная зарплата сегодня и, как следствие, - возможность помогать ближнему и святой нашей Церкви. Так что выбор всегда есть.

http://pravoslavie.ru/114303.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010