25 узнаете, что Я Господь. Некоторые из пророчеств против чужих народов завершаются «формулой признания» (ст. 7,11,17; см. ком. к 6,7). Народы в конце концов признают, что Господь Бог владычествует и над ними. 25:6–7 за то... за то вот, Я простру руку Мою на тебя. Наказание соответствует преступлению: за то, что радовались погибели Иерусалима, аммонитяне сами подпадут под власть иностранной державы. Хотя многие из малых государств региона и избежали разрушения во время вавилонского нашествия 587–586 гг. до Р.Х., все же небиблейские источники свидетельствуют, что Навуходоносор уже в 582 г. приказал обезглавить каждого десятого аммонитянина и моавитянина. Пророк Иезекииль намекает на это событие в 21,28–32. 25 открою бок Моава. Взаимоотношения между Израилем и моавитянами также состояли по большей части из конфликтов ( Исх. 15,15; 24,17; 25,1 ; Руфь 1,1.2 ; 1Цар. 22,3.4 ). Моав в итоге разделит судьбу Аммона. 25 за то, что Едом жестоко мстил. Едомские цари стали вторгаться в Иудею сразу после падения Иерусалима (35,15). Враждебность между Израилем и Едомом имеет глубокие исторические корни (см. Быт. 25,23.30 ; ср. Чис. 24,18 ; Втор. 23,7 ; Суд. 11,17.18 ; 1Цар. 14,47 ). Иезекииль произнесет еще одно пророчество против Едома (гл. 35). 25 Филистимляне поступили мстительно. Филистимляне захватили приморскую долину на западном побережье Иордана и контролировали жизненно важный приморский торговый тракт. Взаимные территориальные притязания и противоположные стратегические интересы привели к тому, что отношения между двумя народами были далеки от дружественности (см. 16,27.57). 25 истреблю Критян. Можно предположить, что массовое переселение филистимлян в Ханаан началось в последней половине тысячелетия до Р.Х. и было частью миграции народов из средиземноморского региона. В египетских летописях они называются «морским народом». Одно из племен или родов филистимлян носило имя критян: возможно, они действительно переселились с острова Крит. Критян нередко отождествляют с фелефеями. В качестве наемников они служили в войске царя Давида ( 2Цар. 8,18; 15,18 ; 3Цар. 1,44 ). Глава 26

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 поставил его над всею областью Вавилонскою. Вавилонское царство делилось на отдельные области, и Даниил был назначен наместником (см. 3,2) той из них, где размещалась столица царства. Управлять чужими землями доводилось также Иосифу ( Быт. 41,37–44 ) и Мардохею ( Есф. 8,1.2 ). Глава 3 3 золотой истукан. Был ли истукан изваянием самого Навуходоносора, какого-либо вавилонского божества или просто священным обелиском неизвестно. Исходя из особенностей вавилонской религии, вероятнее всего предположить, что это было изваяние Ваала или небесного покровителя Навуходоносора Нево. Поклонение изваянию этого божества одновременно означало поклонение и самому Навуходоносору как его земному воплощению (ср. 2,46). на поле Деире. Точно идентифицировать это место не удается; обычно его соотносят с Толул Дура в шести милях к югу от Вавилона. 3 сатрапов... правителей. Полномочия людей, занимавших перечисленные должности, не совсем ясны. Из семи наименований в древнееврейском тексте пять персидского происхождения, так что, возможно, Даниил создавал эту часть своей книги уже после начала персидского правления в 539 г. до Р.Х. 3 звук трубы... и симфонии. Точнее: «звук рога... и труб». Три из шести слов, использованных для обозначения различных видов музыкальных инструментов (переведенные как «цитра», «цевница», «гусли»), являются греческими заимствованиями. Это не удивительно, поскольку обмен придворными музыкантами и музыкальными инструментами имел к тому времени долгую историю. Поэтому присутствие в тексте греческих наименований не следует рассматривать как безусловное свидетельство написания книги в период после завоеваний Александра Македонского. 3 печь, раскаленную огнем. Печи или горны использовались в Вавилоне для обжига кирпича ( Быт. 11,3 ). Не было чем-то необычным и использование таких печей как орудий казни ( Иер. 29,22 ). 3 некоторые из Халдеев. См. ком. к 2,2. В данном случае слово «халдеи» использовано как этноним. Халдеи относились к иудеям враждебно, а привилегированное положение Даниила и его друзей при вавилонском дворе только обостряло их неприязнь (ст. 12; Есф. 3,5.6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9) К западу от описанной площади раскопками 1891 года, неподалеку от крестообразного храма 19, открыта часть разрушенной часовни с двумя гробницами (рис. 49). Абсида не сохранилась (по счету Арх. Ком., 2. Разрушена, не существует 72 . Ни кладка стен, ни другие особенности этих небольших храмов и часовен неизвестны. Судя, однако, по чертежу часовни под 30, изданному в отчете за 1896 г., стены ее были сложены из мелкого бута, столь употребительного в Херсонесе для таких небольших, но иногда очень интересных по своим находкам часовен. Рис. 49 44 Последняя фраза в тексте стоит в таком виде: «До начатия из капитальных стен, в готическом вкусе подававшихся пилястров, поддерживавших, вероятно, сводных арок, на коих основывался купол, ступеньки сии... и проч. 1 45 Dubois de Montpereux·. Voyage autour du Caucase, T. VI (Paris, 1843), p. 141; Atlas, III Serie pl. IV, fig. 14; pl. XXXII bis, fig. 6, 7, 8. 47 Аркас, Описание Ираклийского полуострова, стр. 14, Должно указать, что текст, приводимый о. П. Л. в его статье «Остатки церквей на развалинах Херсонеса и проч.», на стр. 1 и 2 с описанием трех церквей есть вольный и крайне ошибочный пересказ текста Аркаса, а не подлинным его слова. 50 На плане Авдеева отсутствуют цифры 10 и 21. Первая должна находиться на фигуре В, над буквой d; вторая в центре капеллы между цифрами 20 и 22. Цифры, начиная с 12 по 22, у Авдеева остались без пояснения. 51 Архитектурный Вестник 1859. 3. О. П. Лебединцев в статье «Остатки церквей на развалинах древнего Корсуни» воспользовался этим планом и нанес его на план 1861 года Игумена Евгения, табл. I, но лишь отчасти. 53 Записки Одесского Общества. Т. V, табл. 6; Архитектурный Вестник, 1860, 10: Русская Древности. Вып. IV, стр. 16. План был составлен Вяткиным. См. рукописный отчет К. К Костюшко-Валюжинича, за 1891 год. 55 Или, быть может, цистерна. Знаки для обозначения цистерн и баз не всегда правильно выдержаны на этом плане. 59 Медведев говорил об этом редактору Архитектурного Вестника и сообщил, что у него есть и рисунок этой мозаики. Где находится теперь этот рисунок – неизвестно. См. Архитек. Вестн. 1859, 3, стр. 214, прим. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

возбудил Господь дух. Чтобы исполнить свой искупительный план, Бог действует через сознающих свою ответственность людей (6,22; 7,27). Ср. Притч. 21,1 . 1:2–4 К составлению текста своего повеления Кир мог привлечь советников-евреев. В таком случае вполне естественным оказывается употребление Киром такого наименования Бога, которое получило общее распространение только после возвращения из плена; вполне логична и намеченная им параллель между возвращением из Вавилона исходом из Египта. 1 Бог небесный. Этим титулом Бог определяется в качестве высшей властной инстанции (5,12; 6,9.10; 7,12.21.23; Неем. 1,4.5; 2,4.20 ; Дан. 2,18.19.37.44 ; Иона 1,9 ). дал мне... повелел мне. Таким образом Кир заявляет о признании им всевластия Божия. Однако то обстоятельство, что с подобными признаниями он обращался и к другим богам (напр., в надписях на так называемой колонне Кира), вызывает сомнения в том, что он полностью верил и понимал то, о чем свидетельствовал (см. ком. к 1,3). дом в Иерусалиме. Слово «дом» в первую очередь подразумевает храм, но по ходу повествования значение его расширяется, включая в себя понятие «город Божий» и «народ Божий». Восстановление дома Божиего главная тема Ездры-Неемии (см. Введение: Характерные особенности и темы). 1:3 Кир никоим образом не выделял Израиль из среды прочих подвластных ему народов. Им двигало лишь желание заручиться поддержкой богов каждого из них. Тем же желанием определялись поступки Дария (6,10) и Артаксеркса (7,23). Но по Божественному замыслу Кир все же способствует искуплению. из всего народа Его. Повеление Кира обращено к простым людям, а не к начальствующим в народе, что определяет основную тему повествования (см. Введение: Характерные особенности и темы): для исполнения искупительного замысла Господа важно участие всего народа Божиего, действующего как единое целое. пусть он идет. Бог, некогда вызволивший Свой народ из египетского рабства, и теперь продолжает дело спасения мира через Израиль. Ср. Иер. 16,14.15 . 1 А все оставшиеся во всех местах. Эти слова относятся к тем из евреев, кто предпочел остаться в Вавилоне, а также, вероятно, и к язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

47 внезапно, в один день. В мгновение ока Вавилон потеряет все, что имеет. потеря детей и вдовство. Данная метафора, по мысли Исаии, подчеркивает зыбкость и уязвимость дальнейшей судьбы Вавилона. в полной мере. Вавилон не сможет ни уклониться от Божественной кары, ни противостоять ей. чародейств... волшебств. Эти слова относятся к широко распространенной в Вавилоне магии. 47 Мудрость... знание. Речь идет о религиозных, мистических и духовных традициях Вавилонского царства. 47 волшебствами... чародейств. См. ком. к ст. 9; 44,25. 47 советов... звездочеты. Принимая решения, правители Вавилона полагались на предзнаменования, которые определяли по расположению небесных тел (ср. Дан. 2,10 ). 47 солома... от пламени. См. Откр. 18,17 . Все тайное знание вавилонских магов служило тому, чтобы уберечь царство от подобной, предсказанной пророками, участи, однако в конечном счете не смогло спасти даже их самих ( Дан. 2,10 ). Глава 48 48:1–22 В рассматриваемой главе Исаия возвещает Израилю Божественное искупление и спасение от кары, подобной той, что постигла Вавилон. 48 Слушайте. Решительные и настойчивые слова пророка должны преодолеть слепоту и глухоту израильского народа (ст. 6,8; ср. 42,18–22; 46,3.12) и раскрыть перед ним Божий промысел о творении и земной истории (ст. 12,16; 51,1). 48 железные... медный. В книгах ВЗ эти слова часто встречаются в качестве метафоры упорного сопротивления ( Иер. 6,28 ). 48 объявлял. См. 52,6. задолго, прежде нежели это приходило. Господь возвещает Свою волю, и Сам исполняет сказанное Им. 48 слышал, посмотри. Зримая действительность говорит сама за себя, и этого уже достаточно для веры в слово Божие. новое и сокровенное. Слава новой эры спасения и царства праведности начала восходить, начиная с возвращения народа Божиего из плена, вошла в зенит во время Первого пришествия Иисуса Христа и будет продолжаться пока Царство Господа не придет во всей полноте (45,15; ср. Откр. 1,19 ). 48 не слыхал и не знал. Пути Божий непостижимы для несовершенного человеческого разума (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

от Авеля... до... Захарии. Авель – первый человек, которого убили за праведность ( Быт. 4,8 ). Кто такой Захария, не совсем ясно, в каждой гипотезе – свои трудности. Наиболее вероятны следующие: 1) пророк ( Зах. 1,1 ), сын Варахиин; однако неизвестно, был ли он убит; 2) Захария, сын Варуха, убитый зилотами и упоминаемый у Иосифа Флавия («Иудейская война», 4,334–44); он был убит в храме или около храма, но, вероятно, не между храмом и жертвенником; 3) Захария, сын Иодая, последний из мучеников, упоминаемых ВЗ, согласно еврейскому расположению книг Библии ( 2Пар. 24,20–22 ). Он был убит во дворе храма по приказу царя Иоаса. Если бы не слова «сына Варахиина», последняя гипотеза была бы самой вероятной; тогда фраза «от Авеля... до Захарии» обозначала бы «от первого до последнего мученика в еврейском каноне». Можно предположить, что слова эти добавил ранний переписчик (у Луки они отсутствуют). 23:36 Наказание «рода сего» – разрушение Иерусалима и храма в 70 г. по Р.Х. (см. ком. к 24,34). 23 не увидите Меня... доколе. Некоторые толкуют эти слова как обещание обращения иудеев в конце времен ( Рим. 11,25–32 ), хотя у Матфея, судя по контексту, речь идет, скорее, о суде над народом израильским и о даровании завета Израилю духовному, в который войдут и язычники, и верные иудеи (ст. 38, ср. 21,43). Глава 24 24– 25,46 Главы эти содержат последнюю из пяти основных частей Иисусовых речений. Она называется «эсхатологической» – по содержанию или «Елеонской» – по месту произнесения. Большая часть ее есть у Марка (гл. 13). Толкование затруднено: язык – символический и речь идет не об одном событии, а о нескольких. Основных подходов к ее пониманию три: 1) вся или почти вся гл. 24 (во всяком случае, до ст. 35) посвящена только разрушению Иерусалима, а «пришествие» здесь – вознесение Иисуса на небо; 2) вся проповедь – о Втором пришествии и суде; 3) то и другое совмещено, Иерусалим – образ суда над миром, так что едва ли возможно четко разделить обе темы. 24 камня на камне. Это исполнилось в 70 г. по Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 возьми... железную доску. В данной ситуации железная доска, поставленная между пророком и городом, символизирует непримиримый разрыв между Богом и Иерусалимом. Молитвы жителей святого города не дойдут до Него, и Он не придет им на помощь. 4 положи... беззаконие. Двойственная природа пророческого служения быть голосом Божиим по отношению к народу и предстательствовать перед Богом за народ выражена во второй половине символического действия. Сейчас пророк представляет народ и несет на себе его грехи (ср. Исх. 32,30–32 ; Рим. 9,3 ). 4:5–6 триста девяносто дней... сорок дней. Каждый день символизирует год беззакония (4,6; ср. Чис. 14,34 ; Дан. 9,27 ). Вероятно, наиболее естественным объяснением срока в 390 дней является то, что он отражает осуждение грехов Израиля начиная с момента, когда Иерусалим был заселен израильтянами, или же со времени освящения храма вплоть до его разрушения. Некоторые интерпретаторы полагают, что период в 430 лет есть символическое повторение продолжительности рабства Израиля в Египте ( Исх. 12,40.41 ). 4:9–11 Иезекииль должен был существовать на скудном рационе во время своих предсказаний об осаде Иерусалима. См. Втор. 28,52–57 ; 4Цар. 6,25; 7,12 ; Иер. 15,2; 19,9 . 4 весом по двадцати сиклей в день. Такое количество хлеба из смешанных зерновых составляет по весу восемь унций (28,35 г). 4 по шестой части гина пей. Это количество воды соответствует примерно пинте с небольшим или 0,6 литра (см. ком. к 45,24). 4:12–15 Соблюдать все предписания ритуальной чистоты во время осады было невозможно, даже такому ревностному священнику, каким был Иезекииль. Пророк протестует против предписания Бога, приказавшего ему печь хлебы на человеческом кале, ведь он никогда не нарушал законов, которыми определяется, что Израилю разрешено в пищу и что нет (44,31; Исх. 22,31 ; Лев. 7,19–24; 11,8.39.40; 22,8 ; Втор. 14,3.8 ). Вследствие протеста Бог разрешил ему употреблять для выпечки хлебов коровий помет, который до сих пор используют как топливо на Ближнем Востоке (ср. 4Цар. 18,27 ). Глава 5

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

они отдали самих себя, во-первых, Господу. Они (см. ком. к ст. 1) посвятили свою жизнь служению ради Господа, послушанию Павлу и участию в его проповеди. 8 вы изобилуете всем. Вопреки общепринятому мнению, община в Коринфе, при всех своих нестроениях, не была слабой. Коринфяне были богаты духовными дарованиями (1 Кор., гл. 12–14), вера их была велика, они обладали знанием и были исполнены ревности о Боге и любви. 8 Говорю это не в виде повеления. Павел желает, чтобы пожертвования были добровольными. Как правило, Павел, хотя и обладал большой властью, предпочитал просить, а не приказывать (см. Флм. 1,8.9.14 ). 8:9 Павел стремится во всем следовать примеру. будучи богат. Т.е. обладая величием славы Сына Божия. обнищал. Христос оставил Свою небесную славу и сошел на землю, жил как человек, страдал и умер. По образу Христа и коринфяне должны жертвовать собой ради других. 8:10 Сбор пожертвований уже был начат в соответствии с указаниями, изложенными в 1Кор. 16,1–3 . 8:11 При сборе пожертвований, как и во всех проявлениях христианского поведения, одних благих намерений недостаточно. 8:12 Готовность оказать помощь и стремление проявить щедрость угодны Богу, даже если сам дар невелик из-за бедности дающего. Ситуация коринфян подобна случаю с бедной вдовой ( Мк. 12,41–44 ). а не по тому, чего не имеет. Это предостережение: не следует давать или обещать сверх возможного в надежде на вознаграждение от Бога. Это означало бы искушать Бога ( Лк. 4,12 ). Давать следует в меру благосостояния, полученного от Бога ( 1Кор. 16,2 ). Однако противоположная (и гораздо более распространенная) ошибка состоит в том, что жертвователь не дает немедленно и щедро, хотя Бог посылает ему необходимые для этого средства и возможности. 8 равномерность. Это не означает, будто Павел хотел, чтобы у всех христиан был равный достаток или равный доход; однако бремя пожертвований должно распределяться справедливо. Греческое слово, переведенное как «равномерность», можно перевести и как «справедливость»; таково его значение в Кол. 4,1 («справедливое»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Но в выражении глубокого горя при вести о смерти Пушкина и в позднейших рассказах Гоголя о своей литературной близости к Пушкину (о личной близости он никогда не говорил) — нет никаких оснований видеть неискренность. Писем Гоголя к Пушкину сохранилось девять; писем Пушкина к Гоголю известно еще меньше — всего три. Количественная скудость переписки Гоголя с Пушкиным не удивительна, и заключать по количеству о характере их отношений (как это делал Б. Лукьяновский) — нельзя. Оба они жили в Петербурге; отношения их имели характер, прежде всего, литературный, и потребность в переписке возникала только тогда, когда для этого был конкретный повод. Тем не менее нельзя считать, что вся переписка и особенно письма Гоголя к Пушкину до нас дошли. Факты, вызвавшие первое письмо Гоголя к Пушкину, уясняются из самого письма и из последующей переписки: Гоголь прожил лето 1831 г. в Павловске на уроке у А. М. Васильчиковой, Пушкин — в Царском Селе. Гоголь уезжал из Павловска в Петербург 15 августа с какими-то спутницами; перед отъездом он условился с Пушкиным, что заедет по дороге в Царское Село и возьмет у Пушкина посылку для передачи П. А. Плетневу. Эта посылка заключала в себе рукопись „Повестей Белкина“. — … большую глупость моего корреспондента…— О ком идет речь — неясно. 114. А. С. ПУШКИНУ. Впервые напечатано в „Русском Архиве“ 1880, стр. 509–511. Правильное чтение: „поборники франц. корана“ устанавливается впервые. В первой публикации слово „корана“ было опущено. Шенроком оно было неверно прочитано: „поборники франц короны“. Письмо послано в Царское Село, где Пушкин оставался приблизительно до 20 октября. Ответ Пушкина на это письмо см. в „Письмах“ Пушкина, III, стр. 44. — … посылку и письмо — посылку: рукопись „Повести Белкина“, письмо — см. „Переписка Пушкина“, т. II, стр. 302. — … свидание с типографией…— Речь идет о печатании „Вечеров на хуторе близ Диканьки“ в типографии Департамента народного просвещения. Пушкин дважды живо отозвался на рассказ Гоголя о фырканье наборщиков: в ответе Гоголю от 25 августа 1831 г. и по выходе „Вечеров“ в свет — в письме-отзыве, помещенном в „Литературных прибавлениях к Русскому Инвалиду“ 3 октября 1831 г.,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Об этом говорит Ионафан, и это в результате осознает весь народ. 14 до Аиалона. Аиалон находился к западу от Михмаса, т.е. между ним и землями филистимлян. По окружающей Аиалон одноименной долине, судя по всему, они и спасались бегством. 14 народ грешит пред Господом, ест с кровью. В ВЗ неоднократно говорите о запрете есть мясо с кровью (напр. Быт. 9,4 ; Лев. 3,17; 7,26.27; 17,10.12; 19,26 ; Втор. 15,23 ; Иез. 33,25 ). 14 то был первый жертвенник, поставленный им Господу. О том, чтобы Саул воздвиг какие-либо еще жертвенники Господу, нигде не говорится. В то же врем древнееврейский текст данного стиха неоднозначен и допускает иное прочтение: «он начал строить жертвенник Господу». Как полагают некоторые толкователи, Саул заложил жертвенник, использовав камень, о котором сказано в ст. 33, однако не завершил его строительства, поскольку увлекся преследованием разбитых филистимлян. 14 Священник же сказал. Такая инициатива должна была бы принадлежать царю, а не священнику (по всей видимости, Ахии; ср. ст. 3). То обстоятельство, что с ней все-таки пришлось выступить священнику, вполне соответствует растущему нежеланию Саула руководствоваться указаниями свыше (см. ком. к 14,10). 14 Но никто не отвечал ему из... народа. Молчаливое согласие народа (ст. 36: «делай все, что хорошо в глазах твоих»), оборачивается молчаливым протестом при словах Саула о том, что и Ионафан может подвергнуться наказанию смертью. 14 Да не будет этого. Из-за упрямства Саула (ср. ст. 39,44) народ вынужден выбирать между ним и Ионафаном. Жребий указывает на последнего, но именно в нем израильтяне признают человека, через которого в этот день осуществлялось вмешательство Бога в ход земных дел. Неразумные действия Саула (гл. 13) привели его к разрыву с Самуилом, но он не одумался и теперь отталкивает от себя всех, в том числе и собственного сына. Однако изоляция, в которой таким образом оказался Саул, не продлится долго, ибо вскоре Ионафан снова станет его доверенным лицом (20,2), народ опять начнет выказывать свою преданность ему (23,19; 24,1), и даже Самуил возобновит отношения с ним (гл. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010