10 даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию. Поскольку змеи и скорпионы упоминаются в контексте со словами «на всю силу вражию», их следует понимать как образное обозначение демонов. 10 младенцам. См. 9,48 и ком. 10:22 См. Ин. 6,44; 14,6 . 10 так поступай, и будешь жить. См. Лев. 18,5 . 10:30–37 Притчу о добром самарянине можно рассматривать в двух аспектах. Прежде всего, Иисус говорит, что человек, подобно самарянину, должен помогать другим людям в их нуждах (ст. 37). Но притчу эту можно трактовать и в свете неприятия Иисуса. Религиозные вожди отвергли попавшего в беду человека. Единственный, кто помог ему, самарянин, сам «отверженный» в глазах иудеев. Иисус подобен доброму самарянину. Отвергаемый вождями Израиля, Он стремится помочь погибающим людям. Идея притчи перекликается со словами, сказанными Иисусом Симону фарисею (7,44–50). 10 возливая масло и вино. В Библии масло символизирует любовь, а вино откровение Слова Божия. 10:36 Человека, спросившего Его: «Кто мой ближний?», Иисус ставит перед вопросом: «Кому сам я являюсь ближним?» 10 в одно селение. Имеется в виду Вифания, находившаяся приблизительно в трех километрах от Иерусалима ( Ин. 11,1 ). 10 Марфа! ты заботишься и суетишься о многом. Эти слова Иисуса перекликаются с его ответом фарисеям, которые пытались «уловить Его»: «...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф. 22,21 ). См. также 12,33. 10 одно только нужно. См. ком. к ст. 41. Глава 11 11:2–4 Приводимый Лукою текст молитвы несколько отличается от того, который содержится в Мф. 6,9–13 . Это естественно, поскольку, во-первых, Иисус предлагает ученикам лишь образец, руководство к молитве («когда молитесь, говорите так...»), а не некий канонический, должный оставаться неизменным текст; во-вторых, у Матфея Он учит молитве в проповеди, а у Луки в ответ на конкретный вопрос одного из учеников. 11 Отче. Этим словом передано арамейское «авва», слово, которым обращались к своим отцам палестинские дети. да святится имя Твое. Букв.: «пусть будет освящено имя Твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Побивание камнями за нарушение закона имело и символический смысл. Поскольку закон, начертанный Господом Богом на каменных скрижалях, символически ассоциировался с камнем, а одна из его Десяти Заповедей запрещала убийство: «Не убивай» ( Исх. 20,13 ), то побивание камнями как бы означало, что преступника казнят не люди, а сам закон. То обстоятельство, что синедрион, обвинив Иисуса в нарушении закона, не смог подвергнуть его побиванию камнями, символически выражает мысль, что Иисус не нарушал закон и обвинения были ложными. 14 Назарянином. См. ком. к 1,24. 14 Галилеянин. Евреи из Иудеи презирали галилейских евреев как неполноценных в культурном и религиозном отношении. Петр резко выделялся из толпы своей манерой поведения и галилейским акцентом. 14 клясться и божиться. Петр, начавший с простого формального отречения, доходит до ложных клятв. С человеческой точки зрения, теперь мало что отличает отречение Петра от предательства Иуды. В этот момент кажется, что вся работа Иисуса по подготовке двенадцати учеников закончилась полной неудачей: ученики спят, когда Иисус терпит невыносимые страдания (ст. 37), Иуда предает Его синедриону (ст. 44,45), все покидают Иисуса после Его ареста (ст. 50), а Петр даже отрицает знакомство с Ним (ст. 71). Глава 15 15 Немедленно поутру. Рано утром. Пилату. Фраза из Апостольского символа веры : «Который пострадал при Понтии Пилате» связывает начало христианской веры с конкретным историческим фактом. Пилат был римским правителем Иудеи с 26 по 36 г. по Р.Х. Лишь ему одному, как верховному правителю, принадлежало право выносить смертные приговоры (см. ком. к 14,64). 15 Царь Иудейский. Это выражение можно трактовать двояко. В политическом смысле иудейскими царями были Ироды, а не Иисус. Тем не менее, Иисус принес на землю Царство Божие, Он обещанный Богом и возвещенный пророками Царь. См. Пс. 2,6; 9,37; 46,7.8 ; Ис. 52,15 . ты говоришь. Т.е. «ты сам это сказал». Иисус никогда не называл Себя Царем, хотя Он Царь царствующих ( 1Тим. 6,15 ). 15 Ты ничего не отвечаешь? Пилат хотел, чтобы Иисус высказался в Свою защиту. Как это ни поразительно, но прокуратор Иудеи выступал не столько обвинителем Иисуса, сколько Его защитником.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

41 Как указывает немецкий комментатор, слово ψαλμος, использованное преп. Феодором, означало прежде всего совместную молитву вслух, слово προσευχ – личную молитву каждого про себя. Но под ψαλμος мог подразумеваться и псалом из Псалтири Давида, тем более что монахи должны были знать Псалтирь наизусть (см.: Speck. S. 170). – Ред. 43 Сравнение с рыбой, выброшенной на берег моря, восходит к св. Антонию (см.: Достопамятные сказания. Авва Антоний, 10). Немецкий комментатор указывает, что это сравнение первоначально относилось только к отшельникам, но стало применяться и ко всем монахам вообще. – Ред. 44 Ср.: Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным ( Авв. 2:15 ). Это единственная из эпиграмм, посвященных монастырю, которая оканчивается столь сильной угрозой. Это объясняется прежде всего опасениями преп. Феодора по поводу дурного влияния, которое могут оказать на монахов слухи снаружи или разговоры о событиях из прошлой жизни (см.: Speck. S. 172). – Ред. 45 Согласно немецкому комментатору, эпиграмма написана от лица некого «гостеприимца» ( ξενοδχος), заглавие появилось позже и не вполне отвечает содержанию стихотворения (см.: Speck. S. 174). – Ред. 46 Немецкий комментатор вместе с рядом других исследователей считает, что Феогност – это имя собственное «гостеприимца», от лица которого написана эпиграмма. Впрочем, о ком идет речь, неизвестно. – Ред. 47 В этих словах дано определение отношения между образом и первообразом с точки зрения иконопочитателей. Это отношение заключается по одноименности ( ομωνυμα). Напротив, иконоборцы приписывали образу тождество с прообразом по природе (см.: Speck. S. 176), а потому и отвергали иконы. – Ред. 49 В последних строках рассматривается другой довод иконоборцев, а именно, что иконопочитатели впадают либо в ересь несторианства, либо в ересь монофизитства: изображая Христа, они изображают либо только одну Его человеческую природу, что должно вести к разделению обеих природ во Христе, либо в изображении смешиваются обе Его природы. Однако преп. Феодор делает акцент на утверждении, что Христа невозможно изобразить как Бога, но в Своем Воплощении Он может и должен быть изображен. Решающим доводом против тезисов иконоборцев является учение об Ипостаси ( υπστασις) Христа, из которого следует, что во Христе нет ни смешения, ни разделения обеих природ, Божественной и человеческой; скорее, предметом изображения является не одна и даже не обе Его природы, но общая обеим этим природам Ипостась (см.: Speck. S. 178). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

17. Духовным лицам также жалуются за заслуги, между другими наградами, ордены 5 . Если заслуги оказаны ими по гражданскому или военному ведомству, то начальство сего ведомства, предполагая испросить сопричисления их к ордену (так же, как иную какую либо награду), обязано входить в сношение с их епархиальными начальствами, или с Обер-Прокурором Св. Синода, который, по рассмотрении таковых удостоений, и представляет, вместе с сведениями о службе удостаиваемых, о заслуживающих награждения на Высочайшее усмотрение, по принятым правилам. (Ст. 171 Учр. Орд. изд. 76 г. Срав. Ук. Св. Син. 29 Янв. 1843 г., который см. § 44). 18. При представлениях к наградам за заслуги и отличия соблюдается для наград норма 1:20, см. § 31. 19. Годовые о наградах духовенства представления Св. Синоду должны быть доставляемы в 1 Февраля каждого года, (см. § 30). 20. К награде орденом св. Станислава всех вообще степеней не представляются лица православного духовенства, (ст. 635 Учр. орд. изд. 76 г. Срав. Ук. Св. Син. 8 Февраля 1832 г.). 21. Диаконы и причетники за 10-ти летнюю, усердную и полезную службу в качестве учителей при сельских церковноприходских и народных школах приобретают право на получение серебряной медали на Александровской ленте для ношения на груди. (Выс. утв. 26 Июня 1864 г. пол. ком. минист. Ср. прим, к 786 ст. учр. орд. изд. 76 г.). О порядке представления к означенной медали см. § 37. 22. По установившейся в последнее время в духовном ведомстве практике, лица, прослужившие беспорочно при отлично усердной службе в священном сане, не менее 50 лет, представляются к ордену Св. Владимира 4 ст., а псаломщики, прослужившие беспорочно и с похвалою 50 лет, представляются к золотой медали с надписью «за усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте. Примечания: 1) В силу Выс. утв. 15 Янв. 1890 г. мн. Государственного Совета, право на орден Св. Владимира 4 ст., с надписью за 35 л., усвоено протоиереям и священникам, служащие в войсках, управлениях, учреждениях и заведениях военного ведомства. Подробно см. § 43.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

18:20–27 Вторая дочь Саула Мелхола влюбляется в Давида, и Саул снова предлагает Давиду породниться с ним (ст. 20,21). Но теперь Саул уже не считает себя связанным данным прежде обещанием (17,25), поскольку полагает, что оно было выполнено, когда он предложил в жены Давиду Мерову (ст. 17–19). Таким образом, с его точки зрения, на этот раз он вправе поставить перед будущим зятем более жесткое условие, исполняя которое тот пошел бы практически на верную смерть (ст. 25). Давид не теряет времени даром (ст. 26) и вскоре приносит царю вдвое больше трофеев, чем было необходимо для женитьбы на Мелхоле (ст. 27). 18:28.29 Господь с Давидом. Саул начинает бояться Давида (ст. 29). Все его попытки уменьшить авторитет Давида и физически устранить его, своими ли собственными руками, или руками филистимлян, оканчиваются полной неудачей. Если бы Саул должным образом отнесся к своему отвержению Богом, как, например, отнесся Ионафан, ему не так тяжело было бы наблюдать за успехами Давида. Однако он не желает примириться с реальным положением дел и становится «врагом его (Давида) на всю жизнь» (ст. 29). Глава 19 19 говорил Саул Ионафану, сыну своему, и всем слугам своим, чтобы умертвить Давида. Все прежние тайные попытки Саула избавиться от Давида окончились неудачей (гл. 18). Теперь он переходит к открытым действиям. 19 говорил Ионафан доброе о Давиде. Доброе расположение к Давиду Ионафана находится в резком контрасте с ненавистью к Давиду Саула. Это один момент последовательного противопоставления сына отцу. Ионафан испытывает расположение к Давиду, потому что сознательно принимает уготованное Богом будущее (см. ком. к 18,4.28; 23,17). 19 пошлея. Саул уже неоднократно произносил клятвы (14,24.39.44.45); по опыту предыдущих можно заключить, что и эту он вряд ли намерен исполнить. 19 злой дух. См. ком. к 16,14. 19 спустила... Давида из окна. Ср. Нав. 2,15 ; Деян. 9,25 . и убежал и спасся. С этого момента Давиду долгое время предстояло постоянно скрываться от Саула. 19 взяла статую. Древнееврейское слово, которое передано здесь словом «статуя», переводится и как «домашнее божество».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Фотий напоминает своей пастве о каких–то чудом миновавших бедах и опасностях, не образумивших грешников; трудно определить, какие именно события (возможно, из недавней политической истории империи?) он имеет в виду. 42 Ошибочное прочтение этого места в 1–м издании Порфирия Успенского (Nl…goYj ?loe‹j … ™doulesamen «мы поработили … немногих молотильщиков») привело к появлению гипотезы о том, что нападение росов было вызвано обидами, причиненными неким русским работникам («молотильщикам») в Константинополе. Хотя эта ошибка и была вскоре обнаружена [Appendix duas Photii homilias et alia opuscula complectens//Lexicon Vindobonense/Recensuit A.Nauck. Petropoli, 1867. Р. XXX. Nota 29; Васильевский В.Г. Русско–византийские отрывки//ЖМНП. 1878. Ч. 196. С. 175. Примеч. 2], она продолжала встречаться время от времени в работах историков [примеры: Vasiliev A. The Rusian Attack… P. 185–186]. 43 В библейском тексте вместо глагола ™xe…ryen «выполз» стоит ?rcetai «идет»; как свидетельствует проделанный мной анализ метода цитации Фотия (на примере гомилий и ОП), он приводит места из Библии, как правило, по памяти, но весьма точно (отличия от оригинала сводятся к синонимичным приставкам и перестановке слов). Очевидно, здесь сознательно употреблен иной глагол, выражающий впечатление от высадки десанта непосредственно у стен города. 44 О том, что весть о нападении пришла вместе с явью говорится и во второй гомилии (см. ком. 2 к разделу Г2; ср. ком. 19 к данному разделу). 45 Прибегая к местоимению первого лица, Фотий как бы присоединяется к своей пастве, разделяя ее скорби в минуту опасности. 46 Не вполне ясное место. Мюллер вместо ™kenesamen «опустошили, лишили, оставили» предлагает читать ™kin»samen «привели в движение», в смысле «мы сами вызвали эти слезы». 47 Непростой пассаж, где Фотий, видимо, прибегает к медицинской терминологии. Ср. перевод С. Манго: when the inward parts are inflamed by deap–seated [ill], or else violently contracted and stopped up, so that oftentimes even the moisture that distils from the eyes does not flow down «когда внутренние части воспалены глубоко укоренившейся [бедой], или же с силою сомкнуты и сдержаны, так что зачастую даже влага, источающаяся из глаз, не изливается» [Phot. Hom. P. 85]. 48

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

Однако в этой жизни мы можем увидеть Бога, но можем и не увидеть Его. Непосредственно воспринимая и переживая жизнь в самих себе, мы можем не увидеть Того, Кто является Источником этой жизни. В Ком «жизнь и свет человеков». Тогда и живя, мы не будем жить, и, смотря, не будем видеть. Божественный закон говорит, что человек должен внимать себе. «Внимай себе», – сказано в Ветхом Завете 337 . А в Новом Завете Господь ещё яснее говорит об этом: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:21 ). Вовне можно найти поддержку, опору, можно найти только подобие этого Царствия в той или иной степени, приближающее нас к его пониманию. Поэтому Господь в притчах говорил, что Царствие Божие подобно семени (см.: Мф. 13:24 ), закваске (см.: Мф. 13:33 ), сокровищу, скрытому в поле (см.: Мф. 13:44 ), но всё это только подобие, а само Царствие Божие внутри нас! Даже слово Божие – Евангелие – не может открыть нам путь в Царствие Божие, если мы не найдём его в своей собственной душе. Вначале себе внимай, и тогда можешь услышать и глас Слова Божия, так говорит и апостол Павел в Послании к Тимофею: Вникай в себя и в учение... так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим. 1:16 ). Вникая в себя, прежде всего, если в себе самом не обретёшь Царствия Божия, то зачем тебе и Священное Писание ? Если внутри себя не созидаешь Царствия Божия, то как спасёшь себя, а тем более слушающих тебя? Ты тогда пустой звук для других. Если в тебе самом нет огня, то как сможешь ты зажечь других? В лучшем случае ты сможешь передать им сведения о том, о чём сам слышал, но не свидетельствовать о том, чем живёт твоя душа. Святые отцы изучали языки, литературу, языческую философию, они пользовались всем этим для истолкования Священного Писания, раскрытия смысла христианских догматов и в особенности для отражения нападения язычников и еретиков. Но всё это было только внешнее, вспомогательное средство. Главное заключалось в том, что они «внимали себе», в себе самих искали Царствие Божие, глубины духа. Как говорится в тропаре святителю Григорию Богослову : «Якоже глубины духа изыскавшу, и доброты вещания приложишася тебе». Святые апостолы, а вслед за ними пастыри и учители Церкви потому лишь могли зажечь огонь благодатной жизни в человеческих душах, что огонь этот горел в них самих. Это был тот огонь, о котором Господь говорил: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ( Лк. 12:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Пути Сиона. Этими путями, совершая паломничество к храму, шли все, кто жил в отдалении (ср. Пс. 83,6 ). праздник. Во время ежегодных религиозных праздников (см. Исх. 23,14–17 ; Лев. 23,4–44 ) Иерусалим был особенно полон людьми, а священники проводили торжественные службы. девицы его печальны. Символ поражения. Ср. Иер. 31,13 . 1 Враги его... благоденствуют. См. Пс. 72 ; Иер. 12,1 . Жалоба здесь соседствует с исповеданием греха. Горести, выпавшие на долю Иудеи в соответствии с предсказаниями пророков, суть результат беззаконий. 1 дщери Сиона. Это выражение обычно персонифицирует Иерусалим (ср. Иер. 6,2 ), однако равным образом может относиться и к женщинам города, которые остро переживают его горе. 1 Вспомнил Иерусалим. Нынешнее горестное состояние противопоставляется прежним временам благоденствия, связанным с именами царей Давида и Соломона. никто не помогает ему. См. ком. к ст. 2. Контраст с победоносным Давидом. 1 согрешил Иерусалим. Идея греха как причины пленения получает развитие с помощью образов ритуальной нечистоты. отвратительным. Ср. Лев. 15,19–33 , где речь идет о «нечистоте мужчины и женщины». Последствия греха Иудеи были аналогичными, если не более тяжкими: отлучение от богослужений и, возможно, мучительные унижения (ср. Иер. 13,22.26 ). 1 нечистота. Т.е. ритуальная оскверненность. 1 святилище. Осквернение Святого места завоевателями противопоставляется самому предназначению храма, собирающего все народы для почитания Бога Израилева ( 3Цар. 8,41–43 ). 1 Весь народ ... подкрепить душу. Картина общего разорения дополняется сообщением об отсутствии продуктов в городе. 1 все проходящие путем... какая постигла меня. К мысли о справедливости наказания (ст. 5,8) примешивается ощущение чрезмерности страдания: Сион понес слишком тяжкое наказание. 1 послал Он огонь. Сион сознает, что Сам Господь послал на него бедствия (ср. Пс. 87,14–19 ). 1 Господь низложил. Господь, некогда воевавший на стороне Израиля ( Втор. 9,1–13 ), обратил Свою мощь против собственного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

15 первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Павел проясняет свою мысль, развивая цитатой из Быт. 2,7 противопоставление между первым и последним человеком (ст. 21, 22 и ком.). От слова «душа» (греч.: «психе») происходит слово «душевный» («психикос», ст. 44); в то время как от слова «дух» (греч.: «пневма») «духовный» («пневматикос»). Во исполнение Своего мессианского дела Иисус стал «духом животворящим» в момент Своего воскресения. Т.е. Он принял Свое духовное, или прославленное, тело и стал неразлучен со Святым Духом в Своих действиях и бытии (не теряя, разумеется, Своей собственной Личности Сына). См. Рим. 8,9–11 ; 2Кор. 3,6.17.18 . 15 перстный... небесный. Здесь последнее и наиболее ясное сопоставление, указывающее, что ст. 42–44 относились к различию между земным человеческим телом и небесным. Различие, в первую очередь, относится не к месту, а ко времени (т.е. настоящий лукавый век противопоставлен будущему совершенному веку). Верующие уже могут пользоваться некоторыми благословениями будущего века (см. ком. к 10,11), но все еще ожидают полноты его. 15 плоть и кровь. Т.е. физическое тело. 15 тайну. См. ком. к 2,7. не все мы умрем. Павел признает, что одно поколение христиан не умрет, будет живо ко времени Второго пришествия Христа. Хотя эти христиане не восстанут из мертвых, они тоже будут изменены и получат нетленное, бессмертное тело ( 1Фес. 4,13–18 ). 15:54–57 Эти стихи одно из самых выразительных и ярких мест Писания. Парафразами из Исаии и Осии (основанными на греческом переводе ВЗ, Септуагинте) Павел, ссылаясь на свои прежние доводы (ст. 24–28), решительно доказывает окончательное упразднение смерти воскресением. Далее он говорит, что это событие ознаменует также упразднение «греха» и «закона». В написанном позднее Послании к Римлянам Павел подробно объяснит, каким образом через яд греха смерть перешла во всех ( Рим. 5,12 ) и как закон, сам по себе святой, становится средством к познанию греха ( Рим. 7,7–12 ). Глава 16

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8:13 Не ничтожных царей должны бояться иудеи, а своего единого и великого Царя Иеговы! 8 для обоих домов. Т.е. для Иудеи и Израиля. камнем... сетью. Возможно, эти слова являются напоминанием о «краеугольном камне» (28,16; Пс. 117,22 ; Лк. 10,17.18 ; Рим. 9,33 ; 1Пет. 2,6–8 ). Писание часто называет Бога Скалой Израиля (17,10; 26,4; 30,29; 44,8). Вместе с тем защита, которую Бог дарует верующим в Него, оборачивается поражением для маловеров и, таким образом, становится для них сетью (ср. Рим. 9,33 ; 1Пет. 2,6–8 ). 8 Завяжи... запечатай. Более точный перевод: «Я намереваюсь завязать это свидетельство и запечатать откровение для учеников моих». Это слова самого пророка, а не Господа. 8 я и дети. Исаия и оба его сына своими именами («Бог спасает остаток спасется» и «спешит грабеж, ускоряет добыча») служат ясным предуказанием того, что намерен сделать для Своего народа Иегова: Господь спасет Свой народ ( Евр. 2,13 ). от Господа Саваофа. См. ком. к 1,9. на горе Сионе. См. ком. к 1,8. 8 обратитесь. См. ком. к 9,13. к вызывателям умерших и к чародеям. Закон Божий однозначно воспрещает магию ( Втор. 18,10.11 ). См. ком. к 2,6. 8 к закону и откровению. Авторитетами являются только закон, данный через Моисея, и откровение Божие, даваемое пророкам Божиим. они. Вызыватели умерших, чародеи, шептуны и чревовещатели. это слово. Имеются в виду приведенные выше слова: «не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» То есть, если к кому-либо обратятся с просьбой вызвать дух умершего, то вместо вызывания должен последовать именно такой ответ, ибо он есть истина, т.к. согласуется с законом Божиим. Если же чародей «приступит к процессу», то любой ответ, независимо от содержания, будет ложью, поскольку противоречит установлению Божиему. Глава 9 9 Прежнее время. Печальное настоящее и ближайшее будущее. землю Завулонову... Неффалимову. Эти земли более других (и прежде других) страдали от нашествия ассирийцев, приходивших с севера. приморский путь, Заиорданскую страну.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010