Глава 15 15:1 Начиная с этого стиха, Павел обращается к новой теме, чрезвычайно для него важной, о чистоте и целостности благовестия, в центре которого учение о воскресении. Он указывает, что под угрозой то самое учение, которое коринфяне изначально слышали и «приняли» от Павла. 15 если преподанное удерживаете. См. ком. к 9,27. если только не тщетно уверовали. Отрицание воскресения Христова делает веру тщетной (ст. 14), поэтому здесь Павел предупреждает коринфян о значимости вопроса, который он собирается обсуждать. 15:3–4 В этих стихах содержится сущность не только проповеди Павла, но и всего учения ранней Церкви («что и сам принял») об искупительной смерти Христа и о Его воскресении как исполнении обетований Ветхого Завета. 15:5–8 Троекратное повторение «явился» указывает на основную мысль Павла в этом отрывке: воскресение Христа из мертвых несомненно и даже поддается проверке. Большинство свидетелей явления воскресшего Господа «доныне в живых» (когда Павел писал послание), так что каждый мог проверить факты. Особенно многозначительна ссылка на явление «более нежели пятистам братии в одно время», так как она показывает, что явления не могут быть истолкованы как галлюцинации отдельных лиц. 15 Иаков. Сводный брат Иисуса, уверовавший в Него только после Его воскресения ( Ин. 7,5 ; Деян. 12,17; 15,13 ; Гал. 1,19 ). 15 как некоему извергу. Букв.: «словно недоноску». Это самоуничижительное замечание, быть может, отражает отношение некоторых коринфян, которые были невысокого мнения о Павле (см. ком. к 2,1). Что именно имеет в виду Павел, поясняется выражением «после всех» и особенно следующим стихом, в котором он упоминает, что был гонителем Церкви. Явления воскресшего Господа прекратились, когда Павел еще был поглощен усилиями разгромить Церковь ( Гал. 1,13.23 ; Флп. 3,6 ; 1Тим. 1,13–16 ). Насколько нам известно, Павел единственный из апостолов, кто не был при Иисусе во время Его земного служения, но кому, тем не менее, было даровано увидеть Его воскресшим и дано поручение стать апостолом и нести особое служение среди язычников ( Деян. 9,3–5,15 ; Гал. 1,15.16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Брат: Я еще попросил бы вас сказать мне, преподобный отче, всегда ли тот, кому бывает сон или видение от Бога, может понять его сам или он нуждается в ком-то, кто раскрыл бы ему его значение? Старец: Знай и пойми хорошенько, брат Иоанн, что почти всегда тот, кому был какой-нибудь сон или видение небесное или прелестное, не может с легкостью понять его, если у него не будет от Бога дара распознания и различения духов, и особенно если он не спросит того, у кого есть такой дар от Бога. Это мы видим достаточно ясно из многих свидетельств Священного Писания . Например, мы читаем в Ветхом Завете, что Навуходоносор, царь Вавилонский, не смог сам понять снов, которые послал ему Бог, пока не призвал святого пророка Даниила, который Духом Святым, бывшим в нем, рассказал царю и сон, и его толкование (см.: Дан.2 ). Тот же святой пророк Даниил истолковывает Валтасару царю, сыну Навуходоносора, видение тех трех слов, которые таинственная рука начертала на стене его дворца во время пира и которые предвещали падение его царства (см.: Дан.5 ). Читаем также, что Иосиф истолковывает в темнице сны главного виночерпия и главного хлебодара фараоновых. А после того как Бог вывел его из темницы, он же толкует фараону сны о семи коровах тучных и семи тощих, и о пшеничных колосьях пустых и полных, что предвещало семилетнее изобилие и семилетний голод, что вскоре было исполнено (см.: Быт.40; 41 ). Но, может, кто-нибудь скажет, что это случалось только с неверующими, каковыми были Навуходоносор, Валтасар и фараон, которые из-за неверия своего не смогли понять тайны своих снов и видений? Дело, однако, обстоит не так. Ибо Божественное Писание ясно показывает нам, что не только они одни не могли понять снов и видений, но не мог даже Даниил пророк, исполненный благодати Духа Святого. Ему тоже не были даны все ключи для раскрытия смысла и истолкования тайн видений и откровений, посланных ему Богом, ибо и он нуждался в толкователе, превосходящем его в ведении. Так было с видением четырех зверей, выходящих из моря (см.: Дан.7 ), с видением козла и овна (см.: Дан.8 ), с пророчеством о семидесяти неделях и годах (см.: Дан.9:24–27 ) и другими. И тогда, когда он их не понимал, Бог послал Архангела Гавриила растолковать их ему, чтобы он понял виденное и слышанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Закон, как он изложен в книге Исход, состоит из трех частей: Десятисловие (20,1–21); книга Завета гражданские и религиозные правила (20,22 24,11) и церемониальные установления (24,12–31,18). См. статью «Три цели закона». 20:1,2 См. статью «Закон Божий». И изрек Бог все слова сии. Указание, что Десятисловие и другие установления даны Самим Богом. Десять Заповедей, названные (буквально) Десятисловием в 34,28, являются основой всех религиозных и гражданских законов Израиля (в христианский период не только Израиля) и ключом к пониманию их. Десятисловие как бы состоит из двух частей: первые четыре заповеди о взаимоотношениях с Богом, остальные шесть о взаимоотношениях людей друг с другом, а также человека и общества. 20 Я Господь, Бог твой. Основа закона и основание веры. 20:3–6 См. статью «Синкретизм и идолопоклонство». 20 пред лицем Моим. Или «в Моем присутствии». 20 кумира. Изваяние, сделанное из дерева, камня или металла. Это запрещение могло относиться к изображениям Господа, поскольку поклонение другим богам исключается (ст. 2). С другой стороны, слова «никакого изображения» (или «в какой-либо форме») предполагают, что здесь имеются в виду языческие идолы. Запрещение основано на том, что Бог Сам являет Себя. В нужное время Он явил Свой собственный образ: Иисус Христос образ Бога в телесном виде ( Кол. 1,15; 2,9 ). 20 ревнитель. Т.е. не допускающий компромиссов. 20 творящий милость. Любовь Бога это преданность избранному народу, скрепленная благодатью Его завета. до тысячи родов. См. Втор. 7,9 . 20 не произноси имени Господа... напрасно. Имя Господа должно почитаться, ибо оно является откровением Божиим. Иисус Христос учил Своих учеников почитать имя Бога в молитве; на кресте Он прославлял имя Своего Отца ( Мф. 6,9 ; Ин. 12,27.28 ). 20 день субботний. См. ком. к Быт. 2,4 . Суббота является прообразом покоя, который обретается лишь во Христе ( Мф. 11,28 ; Кол. 2,16.17 ). 20 отца твоего и мать. Эта заповедь, а также подразумеваемое наказание, связанное с нарушением Божиего повеления, являются уникальными среди всех Десяти Заповедей. Почитание отца и матери, повиновение им детей являются источником благоденствия отдельных семей, целых поколений и всего народа Божиего. Крепкие своей нравственной связью и духовной общностью, такие семьи не только сохранят себя от распада, но и создадут прочное, долговечное общество. Распад семьи признак близкой гибели всего народа, и, напротив, прочная семья залог незыблемости общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Не определяя генеалогического родства, отметим, что в Черниговской Духовной Семинарии с 1797 г. учился некто Иван Крыжановский, который в 1814 г. окончил С.-Петербургскую Академию в составе первого её курса (1809–1814 гг.) под 40 (см. у † проф. И.А. Чистовича, История С.-Петербургской Духовной Академии, СПб. 1857, стр. 442) и потом был профессором в Калужской Семинарии (для чего см. дела Ком. Дух. Уч. 1.527 за 1815 г. и 2.010 за 1817 г., а для них ср. Опись документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода, с указателями к ней: Дела Комиссии Духовных Училищ 1808–1839 гг., СПб. 1910, стр. 165, 193). 35 Род. 10 октября 1831 г., скончался 26 июля 1888 г. Ср. о нем и Русский биографический словарь, том «Кнаппе Кюхельбекер», стр. 466–467. 38 В интересах полноты и беспристрастия приводим соображения в письмах к нам Л. Ст. Мацкевича (по возможности, подлинными его словами): О еврейском происхождении Смарагда он слышал от своего отца и от других стариков-священников Киевской епархии, знавших семью Смарагда и утверждавших, что дед его был действительно еврей (только после выкрестившийся). Заметить надо, что дед и отец Смарагда жили в те времена, когда Киевская нынешняя епархия принадлежала ещё к составу Польского Государства и когда там была ещё Уния. Вообще, в XVIII веке юго-западный край России кишмя кишел евреями, – и не мудрено, что некоторые из них обращались в христианство ... Не менее натурально, что эти обращения давали выкрестам известные привилегии в глазах тогдашнего Польского правительства, доставляя им права шляхетства, и, между прочим, пролагали путь к занятию священнических мест при тогдашних униатских церквах. Эти церкви находились под патронатством панов-помещиков, которые обеспечивали содержание причтов наделом порядочного участка земли. Паны позволяли строить церковь в новонаселённом имении своём и наделяли пароха её землёй и другими хозяйственными выгодами, на что давали хозяйственную запись, называемую эрекцией (от erigo – воздвигать, строить – церковь ). Не удивительно, что на такие выгоды могли идти и новые шляхтичи из новокрещённых евреев, все эти Крыжановские, особенно размножившиеся в ту эпоху. И, действительно, при Унии были частые примеры, что не только сыновья выкрестившихся евреев, но и сами эти выкресты добивались священства, получая по общему в Польше обычаю (см. стр. 181 начало: « В подкрепление этого тезиса...». – Редакция Азбуки 190, 27 56 См. «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» 1911 г., кн. 1, отд. V, стр. 35 и 36–37. 57 См. ibid. 1911 г., кн. 1, отд. V, стр. 36 и 37 (где на строке 16 снизу ошибочно напечатано: «от начальника»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

в странах Ахаии. См. ком. к 9,2. 11 конец их. Т.е. Последний суд. 1112,10 В этом разделе (известном под названием «неразумная речь») Павел продолжает описывать свое служение и говорит о том, что он перенес ради Христа. Здесь «похвальбы» Павла полны иронии он «хвалится» тем, что обычно бывает поводом для стыда, признаком слабости и неудач. Поэтому его «похвальба» своего рода пародия на хвастливые речи его противников. Тема эта развивается дальше, а кульминация место, где Павел обращается к тому, что, возможно, было главным в представлении его критиков, необычайным духовным переживаниям (12,1–9). 11 Они Евреи? Противниками Павла были иудеи, возможно, прибывшие из Иерусалима и опиравшиеся на свой авторитет в области закона и его обрядовой стороны. 11:23 Павел сомневается, следует ли ему вообще высказываться в свою защиту. 11:23–27 Перечисляя признаки истинного служителя Христова, Павел указывает на страдания и унижения, снова привлекая внимание читателей (как и в гл. 1–4 Первого послания к Коринфянам) ко Христу распятому. 11 по сорока ударов без одного. Согласно Втор. 25,3 , сорок ударов максимум, допускавшийся при бичевании человека. Во избежание того, чтобы случайно не было сделано более сорока ударов, делалось тридцать девять. 11 били палками. Один такой случай упомянут в Деян. 16,22 , о двух других не упоминается. однажды камнями побивали. Это произошло в Листре во время первого миссионерского путешествия (см. Деян. 14,19 ). три раза я терпел кораблекрушение. В Деяниях (27,39–44) есть описание кораблекрушения, но Второе послание к Коринфянам было написано ранее (см. Деян. 20,2 ), когда Павел был в Македонии. Вероятно, эти три кораблекрушения произошли во время его более ранних миссионерских путешествий. ночь и день пробыл во глубине морской. Иной перевод: «ночь и день провел в пучине морской». Этот случай не упоминается в книге Деяний. 11 Павел никогда не ставил целью собственный покой или безопасность. Многие из тягот, которые он перечисляет в этом отрывке, не упомянуты в книге Деяний. Трудно представить жизнь, более полную опасностей, но Павел во всем повиновался Богу, и жизнь его была в руках Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

чтобы с Ним были. Основная цель избрания двенадцати. А также «пробы посылать их на проповедь». 3 Фаддея. Списки апостолов в Евангелиях от Марка и Матфея ( Мф. 10,2–4 ) идентичны. Однако в параллельном списке Евангелия от Луки ( Лк. 6,14–16 ) имя Фаддея не упоминается и вместо него присутствует имя Иуды (не Искариота), сына Иакова. Возможно, Фаддей было вторым именем Иуды. Кананита. Кананит то же, что зилот ( Лк. 6,15 ) член религиозно-политической партии, которая ставила своей целью достижение национальной независимости путем вооруженного восстания. 3 Искариотского. Слово семитского происхождения: «иш» означает «человек (из)», Кериот (Кириаф) город в Израиле, недалеко от Хеврона ( Нав. 15,25 ). 3 ближние Его. В ст. 34 определено, кто конкретно имеется в виду, это мать Иисуса и Его братья. вышел из себя. Ср.: «если выходим из себя, то для Бога» ( 2Кор. 5,13 ). 3 веельзевула. Производное от Ваал (господин) главное божество финикийского (и хананейского) пантеона и Зебель (муха). Возможно, Зебель переосмысление (или искажение) слова Бел (от общесемитского «Балу» «владыка», «господин») аккадское верховное божество. В еврейской религиозной терминологии слово «веельзевул» ассоциируется с понятием «повелитель бесов». Здесь фарисеи называют этим именем сатану и обвиняют Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой сатаны. 3:23–27 притчами. Иносказаниями. См. ком. к 4,2. 3:27 Этот стих является ответом на обвинения книжников (ст. 22). дом сильного. Мир, где господствует его «хозяин» «князь мира сего» ( Мф. 4,8 ; Ин. 12,31; 16,11 ). расхитить . Присвоить. вещей его. Т.е. людей, живущих в мире сем. свяжет сильного. Т.е. если не окажется более сильным. 3 кто будет хулить Духа Святаго. Не имеющее прощения богохульство определено здесь как умышленное связывание силы и дел Иисуса ( Ин. 10,21 ), исполненого Святым Духом, с действием сатаны. Это значит уравнивать высшее духовное добро с высшим духовным злом. См. статью «Грех, не имеющий прощения». 3 Матерь и братья. См. ст. 21. 3 вот матерь Моя и братья Мои. Этими словами Иисус высказывает мысль, что Его матери и братьям следует находиться с Ним (т.е. прийти к Нему), а не пытаться увести Его к себе («пришли взять Его»). Сына Божия нельзя взять, можно только отдать себя Ему. Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6 моря Галилейского или Тивериадского (цит. по переводу Библейских Обществ). Ирод завершил строительство Тивериады в третьем десятилетии по Р.Х., и этот город сразу же приобрел столь важное значение, что по его имени начали называть Галилейское озеро. 6 чудеса. Иоанн сообщает только об одном исцелении, совершенном в Галилее, а именно об исцелении сына царедворца (4,46–54). Но данный стих позволяет предположить, что Иисус сотворил там и другие чудеса (ср. 21,25). 6 Иисус взошел на гору. Этот момент ассоциируется с Моисеем, который восходил на гору Синай (см. ком. к ст. 14). 6:5–15 Насыщение пяти тысяч человек. Здесь Иисус дает пищу множеству людей, как до Него это сделал Моисей в пустыне (Чис, гл. 11). Между этими двумя событиями много общего: дарование хлеба «с небес», жалобы народа и рыба, соответствующая ветхозаветным перепелам. 6 где нам купить хлебов, чтобы их накормить? См. Чис. 11,13 , где Моисей тоже обращается к Богу с подобным вопросом. говорит Филиппу. Поскольку Филипп был родом из Вифсаиды города, ближайшего от того места, естественно было обратиться с подобным вопросом именно к нему. 6 двести динариев. Примерный эквивалент заработка наемного работника за восемь месяцев (обычно работнику платили динарий в день, см. Мф. 20,2 ). 6 около пяти тысяч. В это число не включены женщины и дети ( Мф. 14,21 ; ср. 4Цар. 4,42–44 ). 6 это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Имеется в виду пророк, подобный Моисею (см. Втор. 18,15 ). 6 взять Его и сделать царем. Та царская власть, которая ассоциируется с мессианским титулом «Царь Израилев», является не политической, а духовной. Попытки же сделать Иисуса царем были адекватны искушениям сатаны в пустыне ( Мф. 4,8.9 ; Лк. 4,5.6 ). 6:16–21 Это чудо записано также Матфеем ( Мф. 14,22–33 ) и Марком ( Мк. 6,47–51 ). Его не следует отождествлять с успокоением бури ( Мф. 8,23–27 ; Мк. 4,36–41 и Лк. 8,22–25 ). 6 тотчас. Некоторые комментаторы понимают это слово как указание на дополнительное чудо; по мнению других, оно означает, что после того как Иисус вошел в лодку, находившимся в ней не пришлось больше испытывать никаких затруднений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

De peccat. merit. et remiss. I 8. 8 - I 10. 11; Idem. Contr. Pelag. IV 4. 7; Idem. Contr. secund. Julian. I 27-28; указание др. случаев цитирования блж. Августином этих слов см.: Кремлевский. 1902. С. 17-18. Примеч. 2; анализ значения отрывка для пелагианских споров и список посвященной ему лит-ры см.: Veer. 1974. P. 734-740; Delaroche. 2013. P. 429-430). Поскольку в лат. версии во 2-й части стиха было пропущено подлежащее «смерть», имеющееся в греч. оригинале, блж. Августин считал, что глагол «переходить» относится к слову «грех», и смысл слов апостола состоит в том, что грех Адама перешел во всех людей. Кроме того, лат. выражение «in quo» (букв. перевод греч. φ ) блж. Августин понимал в соотносительном смысле, т. е. как указание на нечто, «в чем» или «в ком» все люди согрешили. Первоначально он допускал, что это выражение связано со словом «грех» (см.: Aug. De peccat. merit. et remiss. I 10. 11), однако затем, узнав, что в греч. языке в отличие от латыни слово «грех» имеет жен. род ( μαρτα) и не может быть согласовано с местоимением «который» (; мужской или средний род), он стал считать, что выражение «в котором» относится к упоминаемому в начале стиха «одному человеку», т. е. к Адаму (см.: Idem. Contr. Pelag. IV 4. 7). В понятых т. о. словах апостола блж. Августин увидел доказательство того, что все люди неким образом согрешили в Адаме и унаследовали от него как сам его грех, так и смерть, являющуюся наказанием за этот грех. Подтверждение правильности и «традиционности» такого понимания блж. Августин обнаружил в комментарии на Послание к Римлянам, к-рый он считал принадлежащим «святому Иларию», т. е. свт. Иларию , еп. Пиктавийскому, и к-рый в действительности является сочинением неизвестного рим. автора, обозначаемого именем Амброзиастер. В этом комментарии говорится: «В котором, то есть в Адаме, все согрешили. Ясно, что в Адаме все согрешили как бы в смеси (quasi in massa), ведь он был испорчен грехом, так что все, кого он родил, были рождены под грехом» (Ibidem; ср.: Ambrosiaster.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

как Господу. См. ст. 24. 5 муж есть Глава жены, как и Христос Глава Церкви. В другом месте послания, говоря о главенстве Христа, Павел пишет, что Христос поставлен «выше всего, главою Церкви» (1,22) и является источником здоровья для тела и средством его возрастания к зрелости (4,14–16). Спаситель. Христос служит образцом мужу не столько как Господь, сколько как Спаситель (ст. 25–27). тела. Церковь как бы воплощение для Самого Христа (ст. 28–30). 5 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены. Жены воплощают отзывчивость Церкви по отношению к ее Жениху, посвящая жизнь мужьям. во всем. Здесь указано, к какой безграничной отзывчивости призвана Церковь , а с нею и жены. Мужья призваны являть образец поведения, не только достойный доверия их жен, но и несущий на себе отсвет Христа. 5 Мужья, любите. Это место подчеркивает не власть мужа господствовать над женой, а его обязанность любить. 5:26–27 Павел раскрывает заботу Христа о Церкви: Он омыл ее от греховной скверны и теперь приуготовляет ее разделить с Ним Его славу. 5:28–32 Слова о любви к жене как к собственному телу Павел понимает как предызображение Христа, «прилепившегося» к Своей супруге (ст. 31) Церкви. Глава 6 6:1–3 Детям оказана честь принимать ответственное участие в Христовом план объединения человечества на сей раз через объединение поколений. 6 в Господе. Т.е. в соответствии с заповедями Господа. См. ком. к ст. 2. 6 первая заповедь с обетованием. Закон Божий потерял свою силу осуждать ( Кол. 2,13.14 ), и соблюдение некоторых его предписаний неуместно по причине их завершенности во Христе (2,15; Кол. 2,16.17 ). Тем не менее, сквозь «важнейшее в законе» ( Мф. 23,23 ) по-прежнему сияет воля Божия. И воля Божия есть то, чтобы дети почитали родителей и повиновались им, как Христос почитает и повинуется Отцу Небесному. 6 отцы. Родителям же (отцам особенно, хотя и не исключительно) Павел указывает ответственность их роли руководителей. воспитывайте их. Греческий текст, скорее, содержит понятие вскармливания и взращивания (5,29). Родителям доверены ум, чувства и тело хрупких носителей образа Божия. Родители должны помочь детям обрести себя перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

при Авен-Езере. Достоверных сведений о местоположении Авен-Езера не имеется, однако есть некоторые основания отождествлять его с поселением, найденным при раскопках в Избет Сарте, к востоку от Афека. Авен-Езер (в переводе с древнееврейского «Камень помощи») упоминается также в 5,1. Авен-Езер фигурирует помимо этого и в 7,12, но это уже совсем другое место, ибо сказано, что оно находилось поблизости от Массифы, и, следовательно, никак не около Афека. при Афеке. Первый раз в ВЗ Афек упоминается в перечне городов, завоеванных Иисусом Навином ( Нав. 12,18 ). Этот город располагался на самом юге долины Сарон у реки Ядрон. 4 за что поразил нас Господь. Вопрос старейшин Израиля уместен лишь в той мере, в какой в нем отразилась их вера в то, что война Израиля с филистимлянами «война Господа» (17,47). Не дожидаясь, однако, какого-либо ответа на свой вопрос, они начинают действовать всецело по своему усмотрению. возьмем... ковчег завета Господня. Старейшины решают использовать ковчег завета в качестве некоего магического орудия, свидетельствуя тем самым, что их представления о природе Божественного присутствия не отличаются от тех, которые имели на этот счет язычники филистимляне (ст. 7–9). Спасение зависит исключительно от свободного выбора Господнего и от Его суверенной милости, а отнюдь не от человеческих ухищрений (ср. 2Цар. 15,25 ). 4 Господа Саваофа. См. ком. к 1,3. седящего на херувимах. См. Исх. 25,17–22 ; Чис. 7,89 . Офни и Финеес. У Илия «сердце трепетало за ковчег Божий» (ст. 13), поскольку он знал, что святыня доверена попечению его нечестивых сыновей (2,12–17.27–36). 4 Евреев. Это слово впервые встречается в Быт. 14,13 , где говорится об «Авраме Еврее». Наиболее правильным представляется объяснять возникновение слова «еврей» в свете библейской генеалогии, связывая его с именованием «сыны Еверовы» ( Быт. 10,21 ). Евер был правнуком Сима и дальним предком Аврама ( Быт. 11,10–27 ). В то же время во многих письменных памятниках второго тысячелетия до Р.Х. фигурирует некий народ «хапиру». В связи с этим возникла широкая дискуссии относительно того, следует ли отождествлять этот народ с библейскими евреями. Вполне допустимо, что с точки зрения некоторых из соседних с ними народов евреи оказывались «хапиру», но при этом, принимая во внимание необычайную рассеянность хапиру по древнему ближневосточному региону, нельзя отождествлять их с евреями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010