16 При сборе же для святых. На основании 2Кор. 8,1–4 и Рим. 15,25–27 можно заключить, что одной из основных целей третьего миссионерского путешествия Павла был сбор пожертвований среди язычников в пользу евреев-христиан в Иудее, которые, вероятно вследствие гонений, испытывали острую нужду. См. 5,9. для святых. См. ком. к 1,2. 16 В первый день недели. Воскресенье день, когда воскресший Господь явился ученикам ( Ин. 20,19.26 ; ср. «день воскресный» в Откр. 1,10 ). Ранние христиане собирались по воскресеньям для «преломления хлеба» и молитвы ( Деян. 20,7 ); таким образом, уместно было назначить на этот день сбор пожертвований. 16:5–9 Из этих стихов ясно, что Павел писал послание, находясь в Ефесе, и намеревался посетить Коринф, следуя северным путем (т.е. через Троаду в Малой Азии, Филиппы в Македонии и т.д.). Он осуществил этот план ( Деян. 20,1.2 ; 2Кор. 2,12.13 ). Павел не видел надобности в кратком и «тягостном» посещении Коринфа вскоре после отправки этого послания ( 2Кор. 1,23; 2,1; 13,2 ). 16 Если же придет к вам Тимофей. Ранее (4,17) Павел упоминал, что послал (или пошлет) к ним Тимофея как своего представителя ( Деян. 19,22 ). Апостол заботится, чтобы его молодой сотрудник был принят с должным уважением. 16 что до брата Аполлоса. По-видимому, коринфяне в своем письме просили, чтобы Аполлос возвратился к ним (см. Введение: Время и обстоятельства написания; Деян. 18,27 19,1). Несмотря на сложную обстановку в коринфской общине (4,6; 4,15 и ком.), Павел внял просьбе коринфян, но Аполлос не смог в то время прийти к ним. 16 Стефана, Фортуната и Ахаика. Они, вероятно, и доставили Павлу письмо от коринфской общины. 16 асийские. Ефес, где писалось послание, был главным городом Асии (Азии) провинции Римской империи, занимавшей юго-западную часть теперешней Турции ( Деян. 19,10 ). 16 святым целованием. По всей видимости, обычное приветствие в ранней Церкви. Хотя такая практика не была чужда иудаизму и римской культуре, слово «святой» указывает, какое значение это приветствие приобретало среди «святых», отражая особенные отношения родства братьев и сестер во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

стерег. Забота Иакова об овцах ( Быт. 30,31 ) не идет ни в какое сравнение с попечением Бога об Израиле через Его пророка (ст. 13 и ком.). 12 пророка. В первом случае имеется в виду Моисей ( Втор. 18,15; 34,10–12 ). Возможно, он подразумевается также и во втором случае наряду с пророками Самуилом (ср. Иер. 15,1 ) и Илией (ср. 3Цар. 19,9–13 ). охранял. Речь здесь идет не о делах бренного человека Иакова, а о попечении Бога об Израиле через пророков, которое требовало от него верности закону Моисееву. 12:14 Пророк противопоставляет прежнему попечению Бога об Израиле (ст. 13) наказание, которое теперь последует от Него. раздражил. В других местах Ветхого Завета также говорится о гневе Божием, изливающемся на людей, поклоняющихся языческим идолам (напр., Втор. 32,21 ), но в данном случае, по-видимому, этот гнев был еще усилен рядом дополнительных факторов. кровь. Имеется в виду либо человекоубийство (4,2; 5,2; 6,8), либо, как в текстах законов, «смертельная вина», т.е. преступление, за которое полагалась смертная казнь ( Лев. 20,9–27 , где говорится: «кровь их на них»). Глава 13 13:1–16 Господь осудит поклоняющийся идолам Израиль и предаст его разрушению. 13:1 Здесь начинается пророчество об осуждении, в котором за обличением грехов прошлых (ст. 1) и нынешних (ст. 2) следует возвещение о грядущем наказании (ст. 3). Ефрем. См. ком. к 4,17. Есть определенная ирония в том, что северное царство носит имя племени Ефрема, у которого было славное прошлое ( Быт. 48,10–20 ; Суд. 8,1–3 ) и которое дало народу таких сильных вождей, как Иисус Иавин ( Нав. 24,30 ) и Иеровоам I ( 3Цар. 11,26; 12,20 ). через Ваала. См. 2,7.8.17; 9,10; 11,2. погиб. Ставший рабом идолопоклонства, Израиль обрек себя на смерть и умер для Бога: северное царство, погрязшее в изменах и грехах, было мертво (ср. Еф. 2,1 ). 13 истуканов... по понятию своему... тельцов. См. 8,5.6; 11,2. Первое слово буквально означает «литой образ» (ср. Исх. 32,4–8; 34,17 ; Лев. 19,4 ; Втор. 9,16 ). Имеются в виду статуэтки тельца, отлитые из бронзы и покрытые серебром. Хотя телец имел хананейское происхождение и был связан с культом Ваала, в представлении идолопоклонников он, вероятно, ассоциировался также и с Господом (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 Доколе не приду. См. 3,14.15; Введение: Время и обстоятельства написания. 4 о пребывающем в тебе даровании. См. ком. к 1,18. 4 успех твой. Т.е. достижения Тимофея в духовной жизни и в служении. 4 в себя и в учение. Т.е. необходимо сопоставлять свою веру и свою жизнь с истинным учением Иисуса Христа. спасешь. Спасение дарует только Бог (1,1; 2,3; 4,10), но Он хочет, чтобы спасение приходило через верных Ему людей. Обращение человека к вере еще не является завершением спасения. Вера дает человеку оправдание и уверенность в спасении. Но с веры также начинается длящийся всю жизнь процесс освящения, который завершается только с концом земной жизни христианина. себя. Освящение от Бога, но оно требует деятельного соучастия самого христианина ( Флп. 2,12 ). Глава 5 5 Старца не укоряй. Т.е. Тимофей не должен злоупотреблять своим авторитетом. увещевай. Добрый служитель обращается к единоверцам с уважением, которое приличествует членам одной семьи в отношениях между собой. 5:3–16 Указание Павла находить действительно нуждающихся вдов и окружать их должной заботой служит отправной точкой для его последующих рассуждений о проблемах молодых вдов (см. Введение: Время и обстоятельства написания). 5 почитай. Т.е. заботься о них. истинных вдовиц. Дословно: «тех, кто действительно вдовы». Попечение о вдовах, которые часто терпели большую материальную нужду, было важным обязательством в ВЗ ( Втор. 24,19–21 ; Ис. 1,17 ; Иер. 22,3 ) и составляло особую заботу ранней Церкви (ст. 16; Деян. 6,1 ; Иак. 1,27 ). 5 Если же какая вдовица имеет детей или внучат. Истинной вдовой, очевидно, считалась вдова, не имеющая семьи и родственников, от которых могла бы получать поддержку (ст. 8,16). 5 надеется на Бога. Настоящая бедность часто приводит к праведной жизни в молитве и глубокой преданности Богу. Для таких вдов церковь должна быть видимой «рукою» Божией, дающей им необходимое. 5 умерла. Т.е. мертва духом. 5 Вдовица должна быть избираема. См. ком. к 5,4. не менее, как шестидесятилетняя. Это выражение отражает социально-культурную установку относительно возможности для вдовы вступить в новый брак (ср. ст. 11–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9 Емаф. Город на реке Оронта, к северу от Дамаска. Тир и Сидон. Города на средиземноморском побережье древней Финикии, бывшие центрами торговли на протяжении всей библейской эпохи. Слова «очень умудрился» могут означать умение вести дела. См. Иер. 47,1–7 ; Иез. 28,1–23 . 9 Аскалон... Газа... Екрон. Могущественные города филистимлян не смогут устоять перед силой грядущего Бога-Воителя. См. Ис. 14,28–32 ; Иез. 25,15–17 ; Ам. 1,6–8 . 9 не будет более. Как раньше, так и теперь народ Божий может искать защиты от врагов у Самого Бога, ибо Христос защищает Свою Церковь . См. Откр. 19,11–21 . 9:9–10 В этих стихах Захария стремится дать слушателям его пророчества надежду, предрекая грядущее явление Мессии и Его триумфальный вход в Иерусалим ( Мф. 21,1–11 ; Ин. 12,12–16 ). 9 дщерь Сиона. Так обычно называются в ВЗ святой город Божий Иерусалим и Его народ ( Ис.1,8 и ком.; Ис. 62,11 ; Соф. 3,14 ). торжествуй. Теперь народ Божий может возрадоваться, потому что Господь, наконец, вошел в Иерусалим. Царь твой. Царственный потомок Давида, неоднократно обетованный в ВЗ ( 2Цар. 7,12–14 ; Пс. 131,1.10.11 ; Ис. 9,7; 11,1–5 ; Иер. 23,5.6; 33,15–22 ; Иез. 34,23.24; 37,24–28 ). праведный... кроткий. Он не похож по Своему облику и нраву на земных царей. Он исполняет Божественный закон, как это предписывал царям Ветхий Завет ( Втор. 17,14–20 ). Его кротость делает Его открытым и доступным людям ( Мф. 11,29 ; Флп. 2,5 ). на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. См. Мф. 21,2–5 . То, что Он въезжает верхом на ослице и молодом осле, свидетельствует о Его кроткой и терпеливой натуре. 9 истреблю колесницы... коней. Атрибуты войны будут уничтожены в миролюбивом царстве праведного Царя ( Ис. 2,1–5; 11,6–9 ; Мих. 5,10 и ком.). мир народам. В Ветхом Завете часто говорится о всеобщем мире, который наступит с приходом Царя-Мессии ( Ис. 2,1–5; 57,19 ; Мих. 4,1–5 ; Еф. 2,12–18 ). владычество Его будет... до концов земли. Верховное и всеобъемлющее владычество Божие есть один из основных постулатов ветхозаветной религии ( Пс. 71,8; 95,4–6 ; Дан. 2,44–47; 7,13.14.27 ). Христос есть Тот, Который принесет на землю высшую власть Отца ( Мф. 12,28 ; Флп. 2,9–11 ; Откр. 19,11–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

25 двенадцать князей племен. См. 17,20. 25 поселились пред лицем всех братьев своих. См. 16,12. 25:19–35,29 История Исаака представляет собой историю соперничества между Исааком и Ревеккой (ст. 28; гл. 27), между Иаковом и Исавом (25,19–34; гл. 27; 32; 33), Иаковом и Лаваном (гл. 29–31), Лией и Рахилью (29,31–30,24), а в конечном итоге между Иаковом и Ангелом Господним (32,22–32). Краеугольным камнем этой истории является обетование, данное Аврааму (24,7) и переданное затем Исааку и Иакову (28,3.4.13–15; 35,11.12). Обетование включает в себя Божие покровительственное Присутствие (28,15; 31,42; 32,9.12; 35,3). Суверенная Божия воля в действии это то, что связывает всю историю воедино ( Рим. 9,10–12 ): Бог отверз неплодную утробу Ревекки, утвердил превосходство Иакова над Исавом, противоречащее человеческому праву первородства, а также отверг патриархальную власть Исаака, общественное положение Лавана и военную силу Исава. Согласно Божию выбору, дар веры получил Иаков, а не Исав (25,27 34). 25:19–26 Борьба за главенство между Иаковом и Исавом в утробе матери и верховный выбор Господа дают начало этому родословию и определяют его дальнейший характер. 25 Вот родословие. См. 2,4 и ком. Исаака, сына Авраамова. Эта история охватывает время, когда Исаак был патриархом с момента его женитьбы и до самой смерти. Однако вся она посвящена Иакову (Введение: Содержание). Исаак попытался воспротивиться тому, чтобы Божие благословение досталось Иакову (гл. 27), и поэтому о нем больше не упоминается вплоть до самой его смерти (35,27 29). 25 Арамеянина. См. Втор. 26,5 . Это прелюдия к бегству Иакова в Месопотамию и его конфликту с Лаваном (гл. 28–31). из Месопотамии. Букв.: «из Падан-Арама». Падан-Арам является еще одним названием Арам-Нагара (24,10). 25 молился. См. 20,7. Жена Исаака и его потомство были вымолены у Бога (24,12). Хотя близнецы были рождены по обетованию, лишь один из них обладал даром веры. неплодна. Следующему поколению также следовало знать, что его потомство было потомством по обетованию, а не по плоти (11,30; 17,15.16; 18,1–15; 21,1–7) и что Бог Своей верховной властью избрал его (ст. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

12 большой красный дракон. Согласно ст. 9, этот дракон и есть сам дьявол . Сатана изображается в виде дракона по причине его огромной силы и отталкивающего образа противника Божия. Дьявол издревле противился планам Бога и всякий раз терпел поражение, будучи сокрушаемым Божиим могуществом ( Быт. 3,1.15 ; Ис. 27,1 ; Лк. 10,18; 11,14–23 ; Ин. 12,31 ; Кол. 2,15 ). Он восстает против Мессии (12,4.5) и Его служителей (12,17), но в конце концов будет низвержен (20,10). 12 младенца мужеского пола. Христа. 12 место от Бога. Господь обещает защиту гонимой Церкви. О числе дней см. ком. к 11,2. 12:7–12 Победа Христа (12,5) имеет великие последствия, начиная с низвержения сатаны архангелом Михаилом, выступающим от имени Христа. Этот отрывок говорит не о низвержении сатаны в момент творения, а о его поражении через распятие и воскресение Христа (12,12; Ин. 12,31 ; Кол. 2,15 ). 12:13–17 Не преуспев в своем намерении уничтожить Христа (12,4.5), дракон устремляется на Христов народ. 12 в продолжение времени, времен и полвремени. См. ком. к 11,2. Глава 13 13:1–10 Зверь, выходящий из моря, олицетворяет силу преследований, особенно силу демонизированного государства. 13:2 Зверь сочетает в себе черты четырех животных из книги пророка Даниила (7,1–8.17–27), которые символизируют царства идолопоклонников. Зверь в Откровении, по всей вероятности, представляет собой земное царство, которое образуется в результате объединения этих четырех царств. Таким образом, преследования пророка Даниила и его друзей со стороны государственной власти указывают на природу преследования, которое встретят семь церквей от Римского государства; возможно, подобными будут и гонения на христиан в последующие времена. Толкователи расходятся во мнениях относительно того, какое именно гонение символизирует собой зверь (см. Введение: Трудности истолкования). В Римской империи власти угрожали христианам смертью за отказ воздать божеские почести императору. Подобное противоборство истинному богопочитанию будет иметь место и перед Вторым пришествием Христа ( 2Фес. 2,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

ком. к 5,11). 19 ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. См. ком. к ст. 27. Глава 20 20 пошел в Македонию. Павел проследовал из Эфеса вдоль малоазийского побережья либо пешком, либо на корабле, вероятно до Троады, затем на корабле до Македонии (ср. 16,8–10) и в Филиппы (ср. 16,11–40), посещая по пути общин верующих. Находясь в Македонии, Павел, возможно, дошел с проповедью до самого Иллирика (современной Албании и Югославии, Рим. 15,19 ). 20 пришел в Елладу. Павел прибыл в Коринф, где провел зиму 56–57 гг. по Р.Х. В это время он написал Послание к Римлянам ( Рим. 15,26; 16,23.24 ). 20 Спутники Павла перечислены поименно. Хотя текст не дает объяснений их присутствия, эти люди могли быть официальными представителями церковных общин, назначенными вместе с Павлом для передачи денег, собранных в помощь Иерусалимской общине ( 1Кор. 16,1–4 ; 2Кор. 9,1–5 ). Сосипатр, возможно, то же лицо, что и человек, упомянутый в Рим. 16,21 . Аристарх преданно сопровождал Павла в его третьем миссионерском путешествии (19,29), а позднее и в Рим (27,2), где разделил его заключение ( Кол. 4,10 ). Секунд не упоминается нигде больше в НЗ. Гаий из Дервии, в Малой Азии, возможно, другое лицо, а не македонянин Гаий, упомянутый в 19,29. Тихик позднее, во время заключения Павла, служил его представителем в различных церковных общинах ( Еф. 6,21 ; Кол. 4,7–9 ; 2Тим. 4,12 ). Трофим сопровождал Павла в Иерусалим (21,29). По-видимому, он сопровождал Павла после его первого освобождения из римских уз ( 2Тим. 4,20 ). 20 ожидали нас. Лука вновь пишет во множественном числе, указывая тем самым, что и сам присоединился к Павлу на его пути в Иерусалим. 20 В первый же день недели. В воскресенье, следующее за субботним отдыхом. для преломления хлеба. Поскольку они собрались на молитву в первый день недели, день воскресный ( Откр. 1,10 ), во время собрания, очевидно, совершалось хлебопреломление (вечеря Господня, 2,42), а не только общая трапеза (2,46). Павел... беседовал. Это было обычное для воскресного вечера молитвенное собрание с проповедью и поучением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2543 Из грамоты м. Иосифа в Супрасльский монастырь от 2 Февр. 1514 г. См. у м. Макария, IX, 176 стр. 2550 Такое предположение становится несомненны фактом после обстоятельного исследования проф. П. Жуковича. Предшествовавшие историки западной унии – М. Макария (IX, 516 –518) и проф. Коялович (I, 95 и 289) время составления первой грамоты об унии относили к 1591 году. Но проф. Жукович исправил эту дату, заменив ее 1590 годом, на основании различных бесспорных, вновь изданных документов (репротестация Холмского еп. Дионисия Збируйского, напеч. в Актах Валон. Археогр. Ком. т. XIX, 1892 и подобных же протестов Михаила Копысмеиского и Гедеона Болобана, изданных в Арх. Юго-Запад. России, Жукович „Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией (до 1609 г.)“. VII г. 95 стр. СПБ. 1901. 2553 „В одной грамоте сказано, что на этот собор призваны были бретский каштелян Адам Потей и все клирошане, принадлежащие к собору“. (Пам. Киев. Арх. Ком. 2 изд. III, 27, 8). В другой сказано, что на нем присутствовали „иереи священные“ и „многие именитые гражданский чины“ (Акты Западной России, IV, 30)“. Проф. П. Жукович: „О составе западно-русских церковных соборов“ (историческая справка) Церков. Вестник 4, 1906 г. 2563 Проф. Жукович говорит даже, что на этом соборе присутствовало более 200 пресвитеров. Церк. Вести. 4, 1906. 2565 Об этом составе собора и документах, на основании которых он воспроизводится, см. М. Макария – IX, 653–655. 2569 М. Макарий, IX, 673. Еще более подробно, с некоторыми серьезными новыми деталями, воспроизведенными на основании недавно открытых документов (напр. королев. грамоты Михаилу Рагозе, на архива униатских митрополитов, письма К. К. Островского, напечатанного Кулишем и др.) излагает историю брестского собора 1596 г. проф. Жукович в III и IV гл. 2–ой части своей докторской диссертаций. Особенно подробно он говорит о деятельности „светского кола“, восполняя тем самым своих предшественников, в том числе им. Макария. „Светское коло – говорит проф. Жукович в другом месте – не принимало прямого участия в низложении отступников от православия; но оно энергично поддержало состоявшееся в духовном коле определение об этом низложении... Только полная солидарность православно-народного собрания с церковно-иерархическим собором и могла дать жизненную силу православию в тот критический для него момент в западной Руси“. Церков. Вестник 4, 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

453 Блюдо из крупы или риса с изюмом и медом, которое при погребении приносится для освящения в церковь : Фасмер Μ. (прим. 275). 1986. Т.2. С.435; Памятники (прим. 202). Т.1. Стб.38 (Вопрошание Кириково, §38). Н. К. Никольский ([прим. 37]. С. 179) приписывает Поучение автору XII в. Феодосию Греку. О поминках в древней церкви см.: Quasten J. Vetus super– stitio et nova religio//HThR. 1940. Vol. 33. P. 253–266. 455 Кажется, обряд церковного бракосочетания долго не практиковался у простолюдинов; см. Канонические ответы митрополита Uoahha II , §§ 15, 30: Памятники (прим. 202). Т.1. Стб.7, 18; а также Поучение Илии Новгородского, § 19 (там же. Стб.367). Об этом Слове см. также прим. 1223. 456 О его биографии см. прим. 814 [см. также: Колесов В.В. Никифор//СлККДР. Вып. 1. С.278–279. – Прим. изд. (А.Н.)]. 460 Никольский Н.К. (прим. 272). С. 1–102; Лопарев Хр. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме. (ПДП. 90). СПб., 1892. С. 1–11; Лавровский Л.Я. Послание митрополита Климента Смолятича к Фоме, пресвитеру смоленскому, как историко-литературный памятник XII в. Смоленск, 1894; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.846–853; он же. Вопрос (прим. 373); Истрин В. Μ. Очерк (прим. 383). С. 170–177; Назарко и його ком. НТШ. 2). 1952; Fedotov G.P. (прим. 430). Vol. 1. Р.63–69; Гранстрем Е.Э. Почему митр. Климента Смолятича называли “философом”//ТОДРЛ. 1970. Т.25. С.20–28 [см. также: Творогов О.В. Климент Смолятич//СлККДР. С.227–229. – Прим. изд. (А.Н.)]. 464 Это те ответы, в которых имя Климента упоминается при ссылках на авторитеты (§ 21, 30, 38, 43, а также 4-й ответ на вопросы Савы; так у Гранстрем Е.Э. [прим. 460]); см. об этом: Goetz L.K. (прим. 27). С. 186– 188. Использование сочинений Климента в качестве источника возможно, но более нигде не прослеживается. 465 Никольский Н.К. (прим. 272). С.1 и сл., 211–216; он же. К вопросу о неизданном поучении митр. Климента Смолятича//ИОРЯС. 1897. Т.2. С.65–73 (Поучение о любви; здесь же [с.66–69] издание); Ledit J.H. (прим. 435). Р. 172; Гранстрем Е.Э. (прим. 460). С.20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 уксусом. Букв.: «кислым (как уксус) вином». 15 возгласив громко. Этот возглас состоял из одного слова: «Свершилось!» ( Ин. 19,30 ). 15 завеса в храме раздралась надвое. Смерть Иисуса последняя и окончательная жертва за грех ( Евр. 7,27 ). Завет благодати, наконец, вступил в силу. Первосвященнику больше незачем входить в Святое Святых за завесу для искупления греха народа ( Исх. 26,31–33 ; ср. Евр. 9,1–10 ), ибо Иисус является новым и вечным первосвященником ( Евр. 8,1 ), а также совершенной жертвой ( Евр. 9,14 ), принесением которой для народа приобретается «вечное искупление» ( Евр. 9,12 ). 15 Сотник. Т.е. центурион, римский офицер, командовавший центурией сотней воинов. Этот сотник, несомненно, командовал тем отрядом, которому было приказано казнить Иисуса. Сын Божий. Язычник-римлянин мог вкладывать в это выражение не ветхозаветное иудейское понятие о Мессии и не христианскую троичную концепцию вечного Бога, а, скорее, эллинистическое представление. Тем не менее, исповедание сотника является кульминацией всего Евангелия от Марка, которое начинается словами: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (1,1). 15 Мария Магдалина. Мария была родом из города Магдалы, находившегося на юго-западном берегу моря Галилейского (ср. 16,9; Лк. 8,2 ). 15 и другие многие (женщины). Все мужчины из числа последователей Иисуса бежали, за исключением возлюбленного ученика ( Ин. 19,26.35 ). 15 пятница. В пятницу все дела (приготовление пищи и др.) разрешалось делать лишь до захода солнца, ибо считалось, что с этого момента уже начинается суббота. За трехчасовой промежуток времени между смертью Иисуса и заходом солнца Иосифу требовалось купить плащаницу, сделать необходимые приготовления для погребения и привести в порядок гробницу (ст. 43–46). 15 Иосиф из Аримафеи. Возможно, из иудейского города Рамы, родного города пророка Самуила ( 1Цар. 1,1 ), находившегося в тридцати двух километрах к северо-западу от Иерусалима. совета. Т.е. синедриона (см. ком. к 14,53). Царствия Божия. См. ком. к 1,15. Иосиф, несомненно, был благочестивым фарисеем, но одновременно и тайным последователем Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010