3:7. Земля Мадиамская. См. коммент. к Исх. 2и Чис. 22:4–7 . Аввакум предсказывает путь Небесного воителя, который сойдет со Своей святой горы, чтобы поразить вавилонян. Очевидно, это напугает, но не нанесет вреда жителям южных областей. 3:8. Борьба с реками и морем. В хананейской литературе из Угарита есть важный миф, посвященный борьбе Ваала с Йамму (морем) и его сподвижником Нахаром (рекой), которые представляют силы хаоса и разрушения. Аввакум ясно показывает, что гнев Яхве направлен не на этих мифологических противников, а на врагов Его народа (ст. 13). 3:9–11. Космические масштабы деятельности божественного воителя. Образ божественного воителя, который ведет свой народ к победе, ясно вырисовывается в библейском повествовании о завоевании Земли обетованной (см. коммент. к Нав. 2и 3:17). Он также появляется в надписи царя Меши на Моавитском камне и взят на вооружение пророками (см. коммент. к Иер. 32:21 ). Особенно ярко этот образ представлен в «Военной песни Господа» в Ис. 34 (см. коммент. к Ис. 34:4 ). Его можно сопоставить с образом божества в угаритском эпосе о Ваале, который «иссушает небеса» и голос которого в легенде об Акхате описывается как громоподобный и вызывающий излияние дождя. Кросс цитирует текст из Эль-Амарны, в котором зависимый от Египта правитель Тира Абимилки восхваляет Эхнатона, чей «воинственный клич на небе подобен гласу Адада, сотрясающему всю землю». В одном месопотамском плаче 1-го тыс. до н. э. используется язык, во многом напоминающий описание божественного суда у Аввакума, который говорит о грохочущих небесах, землетрясении, солнце, лежащем на горизонте, луне остановившей свое движение, и свирепых бурях, сметающих все на своем пути. Более подробная информация о движении небесных тел, связанных с войной, приводится в коммент. к Нав. 10:12,13 . Книга Пророка Софонии 1:1–13 Суд на Иудею 1:1. Хронология и родословие. Это надписание позволяет датировать книгу временем правления царя Иосии (640–609 гг. до н. э.). Поскольку Иосия вступил на престол маленьким мальчиком, управление государством осуществляли регенты из высшего священства и царедворцев вплоть до 622 г. до н. э. (см.: 4Цар. 22:1 ). Вследствие того, что в период, непосредственно предшествовавший плену и во время него, было несколько известных людей, носящих имя Софония, добавление краткой родословной позволяет уточнить, кому именно принадлежат данные пророчества (ср. аналогичную практику в текстах из Мари и в ассирийских анналах Асархаддона).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

134:11. Сигон и Ог. Битвы с этими царями описаны в Чис. 21 . Сигон известен лишь по библейским источникам, археологические же данные предоставляют мало информации относительно столицы или самого его царства. Вне библейских источников исторических или археологических свидетельств о царе Оге не обнаружено. 134:15–17. Идолы язычников. См. коммент. к Пс. 113:12–15 . 135:6. Утвердил землю на водах. В вавилонской космогонии основание земли называется apsu. Это область первозданных вод, которая находилась под властью одного из главных богов, Энки (Эа). С точки зрения физической географии, это зеркало поверхностных вод, например, в болотах и источниках, а также пресные воды космических морей и рек. В эпосе «Энума элиш» одно из имен Мардука, «Агилима», определяет этого бога как создателя земли над водным пространством и устроителя небесной сферы. Более подробную информацию см. в статье «Общие сведения» в коммент. к Псалтири. 135:19,20. Сигон и Ог. См. коммент. к Пс. 134:11 . 136:2. На вербах. «Вербами», или «ивами», называют в переводах евфратский тополь – похожее на иву дерево с низко свисающими ветвями и гибким стволом, растущее по берегам не пересыхающих летом рек (таких, напр., как Евфрат в Вавилоне). Сведения об арфах см. в коммент. к Пс. 32:2 . 136:7. Действия сынов Едомовых. Это главная тема Книги Пророка Авдия, который обвиняет Эдом за преступления против Иуды. Этот народ, проживавший к югу и востоку от Мертвого моря, имел общие корни с израильтянами. Как и во взаимоотношениях между Иаковом и Исавом, родоначальниками этих народов, отношения Эдома и Израиля временами носили дружественный и союзнический характер ( Втор. 2:2–6 ; 4Цар. 3:9 ), а временами они становились заклятыми врагами ( Чис. 20:14–21 ; Ам. 1:11–15 ). Во времена ассирийского и вавилонского господства (734–586 гг. до н. э.) Эдом был вассальным государством. Вероятнее всего, жалоба Авдия на Эдом, равно как и обращение псалмопевца к Господу с призывом припомнить злодеяния Эдома, относятся к участию этого народа в окончательном разрушении Иерусалима и депортации его жителей вавилонским царем Навуходоносором в 587/586 г. до н. э. Вместе с тем необходимо отметить, что мы не располагаем точными сведениями о роли Эдома в этих событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:2. Земля за рекою. Это определение является специальным термином, применяемым для обозначения региона, расположенного к западу от Евфрата. Например, Харран – город, в который отправился Фарра в Быт. 11:31 , – находился к западу от Евфрата. Строго говоря, Ур был расположен так же, но эта провинция, как явствует из военных анналов месопотамских царей и более поздних персидских административных документов (см.: Езд. 7:21 ), включала северные ответвления Евфрата и «западные земли» в Сирии и Финикии. 24:5–7. Чермное море. См. коммент. к Исх. 13,14 . 24:8. Земля аморреев. См. коммент. к Чис. 21:21–35 . 24:9–11. Валаам и моавитяне. См. коммент. к Чис. 22–24 . 24:12. Шершни. Точное значение слова, переведенного как «шершни», неясно. В Септуагинте (древнейшем греческом переводе Ветхого Завета) это слово истолковано как «шершни», и многие комментаторы признают его как символ божественного вмешательства, подготовившего почву для завоевания Ханаана израильтянами. Насекомые часто используются в метафорическом изображении вражеского нашествия (напр.: мухи и пчелы, Ис. 7:18,19 ; саранча, Иоил. 1,2 ). Тем не менее некоторые исследователи рассматривают это слово как намек на Египет, так как, во-первых, оно имеет сходное со словом «Египет» написание (см. коммент. к Исх. 23:28 ), а во-вторых, шершень является символом Нижнего Египта. В таком случае здесь подразумевается нашествие египтян на Палестину, предшествовавшее вторжению израильтян и способствовавшее достижению их цели. Некоторые комментаторы переводят это слово как «чума» или «ужас». 24:1–27. Церемония возобновления завета. В библейском тексте описаны четыре церемонии возобновления завета, и каждая из них знаменует не только подтверждение условий завета, но и начало нового этапа в истории Израиля (см.: Исх. 24:1–8 ; 4Цар. 23:1–3, 21,22 ; Неем. 8:5–9 ). Каждая церемония включает собрание народа, перечисление могущественных деяний Бога или чтение закона, подтверждение народом преданности завету и жертвоприношение или празднование. В Сихеме Иисус Навин ставит точку в истории исхода и завоевания и открывает новую страницу, в которую будет вписано освоение обетованной земли израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Фелефеи упоминаются только во фрагментах, подобных этому, где они всегда связаны с хелефеями. 8:18. Сыновья Давида – первые при дворе. В оригинале использовано слово «священники», но эта проблема не так сложна, как принято считать. Обязанности, связанные со служением в скинии, действительно возлагались только на колено Левия (см. коммент. к Лев. 10и Чис. 18:1–7 ), но в тексте не содержится никаких предписаний, запрещающих нелевитам выполнять другие священнические функции (см. коммент. к Исх. 28:1 ). Известно также, что со временем священнические обязанности, не связанные со служением в святилище, постепенно исчезли (см.: 4Цар. 23:9 ). После Синая все большее распространение приобретают домашние святилища (см.: Суд. 6:24–26; 13:19 ; 1Цар. 20:29 ), а исполнение старшим сыном жреческих функций в культе предков было характерно для древнего Ближнего Востока в целом (см. коммент. к Чис. 3:1 ). Саул был наказан за попытку исполнения священнических функций, но, возможно, это объясняется тем, что он нарушил устав ( 1Цар. 10:25 ), четко разграничивающий роли Саула и Самуила (см. коммент. к 1Цар. 13:8–13 ). Возможно, священнические функции Давида были связаны с традиционной ролью Иерусалима. Существование традиции, объединяющей функции царя и священника, подтверждают такие фрагменты, как Пс. 109и, пожалуй, эпизод с участием Давида в церемонии установки ковчега в Иерусалиме (6:14). 9:1–13 Милость, оказанная Давидом Мемфивосфею 9:3. Хромой ногами. О Мемфивосфее и его увечье см.: 2Цар. 4:4 . 9:4. Лодевар. Область в Трансиордании, присоединенная Саулом и ставшая позднее вассальным государством Давида. Селение Tell Dober, раскопки которого обнаружили остатки материальной культуры железного века I и II, вполне могло быть главным городом этого региона. Оно расположено в юго-западной оконечности Голана, к северу от реки Ярмук. 9:7. Необычность поступка Давида. У Мемфивосфея были веские причины опасаться Давида. Месопотамские тексты изобилуют примерами уничтожения новыми царями всех претендентов на царский престол (ср. истребление Ваасой дома Иеровоама в 3Цар. 15:29 ). Подобные «чистки», принимавшие форму мести политическим противникам, совершались и в последующие годы. Например, Ашшурбанипал изуродовал, казнил и отдал на съедение псам тела противников своего деда, представив это как свой первый официальный акт в роли царя Ассирии. Давид, напротив, относится к Мемфивосфею, единственному уцелевшему члену царской фамилии, как к законному наследнику владений Саула. Приглашая Мемфивосфея есть с ним за одним столом, Давид проявляет великодушие и оказывает внуку Саула честь. Впрочем, некоторые исследователи отмечают, что это позволяло Давиду держать Мемфивосфея под наблюдением на случай, если того склонят к перевороту.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к Быт. 1:20 ; Исх. 7и Ис. 27:1 . 9:6. Горние чертоги. Желая показать абсолютную власть Бога над творением, Амос начинает с описания «многоярусного» или состоящего из множества помещений святилища или дворца на небе (ср.: Пс. 77:69 ; Ис. 66:1 ). Эти «горние чертоги» соединяют купол небес с водами, на которых они покоятся (см.: Пс. 103:3 ). Впервые горние чертоги упоминаются в эпосе «Энума элиш». В нем описывается храм Эсагила, посвященный богу Мардуку в Вавилоне, в котором боги «построили огромную многоярусную башню высотой с Апсу (воды выше небес)». В библейском и древнем ближневосточном мировоззрении космос представлялся храмом, а храм – микрокосмосом. 9:7. Сыны Ефиоплян. См. коммент. к Чис. 12:1 . 9:7. Филистимляне из Кафтора. О связи филистимлян с Кафтором (Критом) см. коммент. к Иер. 47:4 . В Иез. 25они также отождествляются с критянами. См. коммент. к Втор. 2о связи филистимлян с аввеями. Показывая заботу Бога обо всех народах, пророк руководствуется идеей универсализма, всеобъемлющей любви Бога. Филистимляне и арамеи, как и израильтяне, были приведены в Палестину, но условия завета между Яхве и Израилем требуют, чтобы ныне народ Израиля потерпел наказание. 9:7. Арамляне из Каира. ( В оригинале – «из Кира».) Амос рассматривает Кир как родину арамейских племен, однако в 4Цар. 16Кир упоминается как место, куда ассирийские завоеватели переселили арамеев после казни их царя Рецина. По-видимому, это обстоятельство находит подтверждение в Ис. 22:6 , где Кир упоминается наряду с Эламом, к востоку от Тигра. В анналах Тиглатпаласара I (1115–1107 гг. до н. э.) сообщается о миграции этих племен в Ассирию на протяжении XII в. до н. э. Здесь, как и в 1:5, Амос, вероятно, хочет сказать, что Бог может изгнать израильтян из Ханаана с такой же легкостью, с какой Он возвратил арамеев на историческую родину. 9:9. Зерно в решете. Процесс обработки зерна включал его обмолот на току с помощью молотилок, веяние (см.: Иер. 4:11 ) и просеивание через сито для удаления мелких камешков и другого сора.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2:3–16. Царская корреспонденция. На древнем Ближнем Востоке существовало много образцов царской корреспонденции, в которых содержится просьба о строительных материалах (напр., ливанском кедре), предметах роскоши и об обмене дипломатическими представительствами. В письме XI в., которое имел при себе египетский священник Ун-Амун, содержалась просьба о доставке кедровых бревен и говорилось о длительных, в течение многих поколений, связях между фараоном и финикийскими царями на побережье Средиземного моря. Цари Мари регулярно переписывались со своими вассалами и союзниками, обменивались с ними новостями и сообщали о доставке промышленных товаров, животных и сырьевых материалов, которые они заказывали или покупали. В данном контексте обмен письмами между Соломоном и Хирамом, хотя и не в виде формальных писем, принятых в небиблейской корреспонденции, указывает на обычный деловой стиль их взаимоотношений. 2:4. Благовонное курение. См. коммент. к Исх. 30:7,8 об использовании фимиама в скинии собрания и в других местах на древнем Ближнем Востоке. Благовонное курение неизменно составляло часть ритуала поклонения богам по всему Ближнему Востоку в древности, и это, несомненно, было известно Хираму. 2:4. Хлебы предложения. См. коммент. к Лев. 24:5–9 о приготовлении и еженедельном представлении «хлебов предложения» в скинии. Эта жертва символизировала собой и присутствие Бога, и Его обетование о плодородии земли в рамках завета. Ритуал представления пищи богам был древним обычаем на Ближнем Востоке, хотя практика израильтян в корне отличалась от аналогичного ритуала их соседей (см. коммент. кЛев. 1:1,2). 2:4. Субботы, новомесячия, праздники. См. коммент. к Чис. 28 и 29, где обсуждается израильский религиозный календарь. Если празднование суббот было характерно только для Израиля, то для Хирама и финикийцев соблюдение новомесячий и ежегодных праздников было известным религиозным обязательством. 2:5. Основание для возвеличивания Яхве над всеми богами. Аналогичные заявления о превосходстве богов-покровителей можно обнаружить в ассирийских анналах, где возвеличивается Ашшур, а также в мифе о сотворении мира «Энума элиш», превозносящем вавилонского бога Мардука. В летописях всех народов практически всегда присутствует аналогичная риторика прославления. Когда один народ провозглашает превосходство своего бога (богов) над богом (богами) другого народа, это обычно опирается на военную мощь или действия с позиции силы. Такие заявления обладают величайшей силой, являются мощным свидетельством превосходства Бога, когда они исходят из уст тех, кто поклонялся другим богам, которые теперь обретают в их глазах низкое положение. Об этом свидетельствуют заявление Раав (см.: Нав. 2:11 ) и восклицание, которое вырвалось из уст Неемана после его исцеления ( 4Цар. 5:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

коммент. к 1Цар. 31и 2Пар. 16:14 ); кроме того, глагол, обозначающий этот процесс, имеет здесь необычное написание. По этой причине некоторые комментаторы полагают, что в данном тексте говорится не о сожжении, а о бальзамировании тела перед погребением. 6:10. Нельзя упоминать имени Господа. Господень гнев столь силен, что население Самарии должно быть сокращено до одной десятой, а оставшиеся в живых будут столь напуганы, что зарекутся произносить имя Божье, дабы не обратить на себя снова Его гнев. В этом смысле восклицание «молчи!» означает предостережение против упоминания имени Господа (ср.: Исх. 23и Нав. 23:7 ). Некоторый свет на это проливают ассирийские документы времени правления царя Энлиль-Нирари (1326–1317 гг. до н. э.). В одном тексте царь произносит такие слова: «Да не будет бог ничего говорить!», когда при дворе объявляют о смерти члена царской семьи. Это, скорее всего, означает просьбу к богу не действовать (не говорить) против кого-то еще. 6:13. Ничтожные вещи. В оригинале здесь упоминается топоним Лодевар. Это селение захватил во время своего военного похода в Трансиорданию царь Иеровоам II ( 4Цар. 14:25 ). Его отождествляют с Tell " el-Hammeh, к северу от реки Иавок, уже на территории аммонитян. Амос высмеивает эту победу, изменяя Lo Debar на Lo-dabar, что означает «ничтожные вещи», показывая тем самым, что их жалкие достижения – ничто по сравнению с победами Господа. 6:13. Могущество. В оригинале здесь упоминается топоним Карнаим, что означает «рога», символ могущества. Этот пункт находился в Васане (Tell es-Sáad), на северном притоке реки Ярмук (см.: Быт. 14и 1Мак. 5:26 ). Тиглатпаласар III сделал Карнаим столицей ассирийской провинции Карнина, когда завоевал эту территорию в военной кампании 738–737 гг. до н. э. 6:14. От входа в Емаф до потока. См. коммент. к 4Цар. 14о попытках царя Иеровоама восстановить границы Израиля. 7:1–9 Другие кары 7:1. Саранча. См. коммент. к 4:9. 7:1. Царский покос. Хотя нигде больше в библейских текстах об этом не говорится, отсюда явствует, что царю предназначалась в форме налога определенная часть скошенной травы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:1–17 Бегство Ионы 1:1. Хронология. Иона известен из 3Цар. 14как пророк, чье служение приходилось на время правления царя Иеровоама II (первая половина VIII в. до н. э.; см. коммент. к 4Цар. 14 ). 1:2. Ниневия. Современный Куюнджик на реке Тигр в Северном Ираке, примерно в 600 милях от Персидского залива вверх по течению реки. В VIII в. до н. э. Ниневия еще не обрела предстоящей ей славы. В начале VII в. до н. э. Сеннахирим сделал этот древний центр поклонения богине Иштар столичным городом, украсив и расширив его площадь почти до двух тысяч акров. Археологи провели успешные раскопки известного дворца Сеннахирима, «которому нет равных». Он знаменит своими настенными рельефами, изображающими сцены осады Лахиса в Иудее. Обнаружены также остатки храма богини Иштар, который находился на попечении царей еще с 2400 г. до н. э. 1:2. Ассирия и Израиль в первой половине VIII в. до н. э. Ассирия представляла серьезную угрозу для Израиля в IX в. до н. э. Израиль входил в коалицию, противостоявшую попыткам Салманасара III расширить свои владения за счет Средиземноморской области (см. коммент. к 3Цар. 22:1 ). В 841 г. до н. э. израильский царь Ииуй подчинился Ассирии и стал платить ей дань (см. коммент. к 4Цар. 10:34 ). В предшествующие этому десятилетия Ассирия, однако, была существенно ослаблена, а во время правления Иеровоама II многие десятилетия прошли без проявления антагонизма со стороны Ассирии по отношению к Израилю. 1:3. Фарсис. Фарсис был самым отдаленным из известных в то время географических пунктов. Хотя точное его местоположение неизвестно, чаще всего считают, что он находился на юге Испании, хотя ряд исследователей высказываются в пользу Карфагена в Северной Африке. При этом с полной уверенностью можно сказать, что это был крупный порт на западном побережье Средиземного моря. 1:3. Иоппия. Иоппия находилась южнее современного Тель-Авива на Средиземном море. Этот портовый город упоминается в египетских и финикийских текстах, а также в хананейских источниках (письмах из Амарны). В период монархии он часто попадал под контроль филистимского города Аскалона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:2. Ворота Харшиф. Буквально: «ворота черепков»; упоминаются в Писании только здесь. Возможно, это Навозные ворота (известные из Книги Неемии), через которые навоз и керамический лом, наряду с прочим мусором, вывозился в Енномову долину. Если ворота Харшиф находились рядом с этой долиной, то это была юго-восточная часть Иерусалима. 19:5. Сожжение сыновей и дочерей. См. коммент, к 7:31. 19:9. Каннибализм на Ближнем Востоке в древности. Во времена голода или осады отчаяние доводило людей до каннибализма. Каннибализм имел место в Самарии ( 4Цар. 6:24–31 ) и в Иерусалиме (Пл. 4:10), а позднее – во время войны с Римом (по данным Иосифа Флавия). В Месопотамии угроза голода, заставляющего «есть плоть сыновей и дочерей», была типичным проклятием. Изредка в месопотамских источниках упоминается каннибализм, вызванный теми же причинами, что и случаи каннибализма, описанные в Библии (страшный голод, осада). 19:10,11. Сокрушу народ сей, как сокрушен сосуд. Этот образ известен уже со времен древних шумеров. В «Плаче о разрушении Ура» говорится о том, что народ Ура был сокрушен как глиняный кувшин. 19:13. Кадят воинству небесному. Жертвы языческим астральным богам часто приносились на кровлях домов (см.: 4Цар. 23:12 ; Соф. 1:5 ). Нинсун, мать Гильгамеша в месопотамской эпической поэме о Гильгамеше, поднимается на крышу, чтобы воскурить фимиам Шамашу, богу солнца. Такой же ритуал описывается в эпосе о Керете из Угарита (см. также коммент. к 8:2). 20:1–18 Противостояние и заточение в темницу 20:2. Колода у Верхних ворот. Значение понятия, переведенного как «колода», остается неясным. Это слово также встречается в Иер. 29и 2Пар. 16:10 («темница»). Скорее всего, речь идет о каком-то приспособлении, сковывающем свободу движения, либо просто о подземной тюрьме или темнице. В любом случае, понятно, что Иеремия был заточен в темницу. 20:11. Божественный воитель. Представление о том, что божество принимает участие в сражении, было широко распространено на Ближнем Востоке в древности. И в Египте, и в Месопотамии победы приписывались богам. Столкновение устраивало само божество, которое сражалось затем на стороне своего монарха (см. коммент. к 1Цар. 4:3–7 ). В Египте полки назывались в честь богов, под знаменем которых они сражались. В Ханаане божественным воителем считали бога, ответственного за природные катаклизмы. Однако все эти народы признавали, что боги воюют через своих посредников, которые исполняют в битвах их повеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Что касается жертвенника, то считалось, что раздробление камней, из которых он сложен, полностью уничтожает его священную природу. Исайя в этом отрывке описывает реформу Езекии, о которой говорится в 4Цар. 118:4 , и предрекает религиозные реформы Иосии в 4Цар. 23:12 . 27:9. Истуканы солнца. См. по этому поводу коммент. к Втор. 7:5 , где дается повеление уничтожить идолов, связанных с хананейской богиней и ее культом. 27:9. Жертвенники каждения. В оригинале речь идет о небольших алтарях, обычно в форме домиков, в которых постоянно поддерживалось курение во славу хананейской богини. Древнееврейское слово hammamim может быть также переведено как «столб», еще один монументальный объект хананейского культа плодородия (см. коммент. к Втор. 7:5 ). 27:12. Образ отделения зерен от плевел. Понятие shibbolet, использованное в оригинале, создает интересную игру слов. С одной стороны, оно означает «текущий поток», и Исайя говорит, что Яхве собирает все народы, обитающие между «потоком Египетским» (вади эль-Ариш) и «великой рекой» (Евфратом). Другое значение слова shibbolet – " злаковые колосья», и их сочетание создает весьма емкий, даже зримый образ отделения зерен от плевел. 27:12. От великой реки до потока Египетского. Обычно для обозначения масштабов рассеяния уведенных в плен жителей используют выражение «от Евфрата до потока Египетского». См. коммент. к 3Цар. 4:21 , где эти географические названия используются для обозначения границ Соломонова царства. Упоминание «потока Египетского» встречается в ассирийских хрониках Тиглатпаласара III (744–727 гг. до н. э.). Вплоть до завоевания Ашшурбанипалом в 663 г. до н. э. египетского города Фивы так обозначались границы ассирийского господства. 27:13. Вострубит труба. Вследствие того, что труба используется для подачи сигналов в сражении (как показано на рельефах из Кархемиша, где изображены военные музыканты), трубный звук стал эсхатологическим образом, который в апокалиптической литературе служит знамением конца времен (см.: Зах. 9и Отк. 8:6–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010