1:28,29 . Бог часто вселял бодрость в Своих слуг, говоря, что Он с ними (напр.: Иер. 1:8 ). При встрече люди обычно приветствовали друг друга (напр.: «радуйтесь»), но официальное и общественное положение требовало специальной формы приветствия. Будучи совсем юной (возможно, двенадцати-четырнадцати лет) и незамужней женщиной, Мария фактически не занимала никакого положения в обществе. Такие приветствия («благословенная»), а также обетования «Господь с тобою») не были приняты в обществе, даже по отношению к высокопоставленным особам. 1–30 . фраза «не бойся» (ср.: 1:13) характерна и для ветхозаветных откровений (напр.: Нав. 1:9 ; Суд. 6:23 ; Иер. 1:8 ; Дан. 10:12 ; ср.: Быт. 15:1 ). Мария здесь включается в число тех кто приобрел особое расположение Бога ( Быт. 6:8; 19:16,19 ; Исх. 33:13 ). 1:31. Этот стих следует образцу ветхозаветной вести о чудесном рождении, особенно пророчеству о рождении Еммануила в Ис. 7 (об этом см. в коммент. К Мф. 1:23 ). 1:32,33. Язык этих стихов восходит ко 2Цар. 7:12–16 , отождествляя будущего сына Марии с «Богом крепким», «Мессией из Ис. 9:6,7 («Бог крепкий», или «сильный», – несомненно, божественный титул; ср.: Ис. 10:21 ). О вечном Царстве ср. также: Дан. 2:44; 4:3; 6:26; 7:14 . 1:34,35. В иудаистской традиции «сень» – символ присутствия Бога среди Своего народа. 1:36,37. Смысл сказанного здесь в том, что Бог, Который совершил для Елисаветы то же, что и для Сарры, может совершить все что пожелает. Ср.: Быт. 18 (о рождении ребенка Саррой); Мария обладала болеесильной верой, чем ее древняя предшественница ( Быт. 18:12–15 ). 1:38. Покорность Марии воле Господа описана характерным для Ветхого Завета языком подчинения и молчаливого согласия(напр.: 1Цар. 1:18; 25:41 ; 2Цар. 9:6,11 ; 4Цар. 4:2 ; ср.: «Вил и Дракон», 9; см. особенно 2Цар. 7:25 ). 1Встреча двух матерей 1:39,40. Путь из Назарета в горную часть Иудеи мог занять от трех до пяти дней, в зависимости от того, как далеко находился Дом Елисаветы. Если учесть, сколь опасной была эта дорога, можно сказать, что юнойМарии нельзя отказать в смелости, хотя, возможно, она присоединилась по пути к какому-нибудь каравану; в противном случае, родители вряд ли отпустили бы ее. В приветствии обычно содержалось благословение или пожелание мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

3:18. О «многом и другом» см. в коммент. К Деян. 2:40 . 3–19,20. Осуждение Ирода Антипы Иоанном носило нравственный характер и не имело под собой никакой политической подоплеки, как могли думать Ирод и его советники, особенно если учесть тот политический резонанс, который вызвала незаконная связь Ирода с Иродиадой (см. коммент. к 6:17–20). Месть Ироду со стороны царя также нашла понимание и поддержку у местного населения подвластной Ироду Переи, и он, вероятно, считал, что проповедь Иоанна в этом районе ( Ин. 3:23 ) особенно опасна. В Древнем Израиле пророки обычно пользовались неприкосновенностью и не преследовались, в отличие от древнего Ближнего Востока (пророки других народов редко осуждали правящих царей; в лучшем случае, они осмеливались требовать более щедрых пожертвований на храмы). Но некоторые израильские правители заключали пророков в темницу ( 3Цар. 22:26,27 ; Иер. 37, 38 ) или пытались их уничтожить ( 3Цар. 13:4; 18:13; 19:2 ; 4Цар. 1:9; 6:31 ; 2Пар. 24:21 ; Иер. 18:18,23; 26:11,20–23 ). Трагическая судьба Иоанна предвосхищает смерть Иисуса от рук властей. 3:21,22 Провозглашение Иисуса Сыном Божьим Согласно иудаистской традиции, в наступившую после Ветхого Завета эпоху Бог сообщал Свою волю голосом с неба; большинство людей верили, что Он больше не говорит через Своих пророков. Таким образом, божественная природа Иисуса подтверждается двумя свидетельствами – пророческим служением Иоанна и голосом с неба. См. также коммент. к Мк. 1:9–11 . 3:23–38 Родословие Иисуса В греко-римских биографиях перечислялись предки, особенно выдающиеся, повсюду, где только возможно. Лука, следуя образцу греко-римских генеалогий, но в отличие от Матфея и ветхозаветных источников, начинает перечисление с непосредственно предшествовавших Иисусу имен и прослеживает Его родословие до самых истоков. Этот метод позволяет ему закончить «Сыном Божьим» (ср.: 1:35–3:22; 4:3). Более подробно о родословии Иисуса см. в коммент. к Мф. 1:2–16 . Богословы предлагают ряд объяснений различных генеалогий, представленных у Матфея и Луки, из которых следует отметить наиболее важные: 1) один автор (вероятно, Матфей) прослеживает родословие Иосифа, а другой – Марии; 2) один автор (вероятно, Матфей) вносит в нее больше духовного, чем буквального смысла; 3) родословные линии потомков пересекаются, потому что одно генеалогическое древо включает несколько ветвей, которые появляются вследствие браков по закону левирата ( Втор. 25:5–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

23:13. Пророчествовали именем Ваала. Пророки Ваала находили поддержку в Самарии уже в середине правления 9-й династии (Ахав и Иезавель). Спустя два века после этого, когда династия Ахава сошла со сцены, пустивший свои корни синкретизм все еще не сдавал своих позиций на севере. Когда Северное царство в 721 г. до н. э. пало, ассирийская политика депортации привела к тому, что чужеземцы смешались с населением, которое еще оставалось в Северном царстве Израиля. В 4Цар. 17:24–34 описывается смешение религий, синкретизм, который как язва разъедал израильский народ. Несомненно, эти лжепророки распространяли ложные надежды на то, что Ваал, бог плодородия, сможет одолеть засуху (ст. 10) и восстановить плодородие земли. 23:18. Кто стоял в совете Господа? Совет Господа был, вероятно, собранием существ, стоящих в небесном суде, подобным великому сонму святых в Пс. 88:8 . В других религиях Древнего мира боги объединялись в священные советы, чтобы проводить в жизнь свои планы и дела. Пророков нередко считали причастными к деятельности этих собраний (как во 2Пар. 18:18 ). Более подробную информацию на эту тему см. в коммент. к Ис. 6:8; 40:13,14 . 23:19. Буря Господня. См. коммент. к 11:6. 23:23. Вблизи и вдали. Яхве в этом отрывке утверждает Свою трансцендентность (пребывание вне сотворенного мира) и имманентность (постоянное присутствие среди сотворенного мира). Кроме того, Он провозглашает Свою вездесущую природу (повсеместное присутствие, для которого нет ничего потаенного) и всеведение, от которого ничто не может укрыться. В религиозном сознании людей этого периода произошел существенный сдвиг: от богов, связанных с солнцем, неприступных и далеких, они обратились к богам, связанным со звездами и планетами, которые считались более доступными и близкими. С другой стороны, в выражении «вблизи и вдали» могут сочетаться аспекты местного бога-покровителя и могущественного космического божества. Не многие боги Древнего мира могли претендовать на такую роль. 23:25. Сон как форма откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

20:1–6 Путь Павла через Македонию и Грецию. Только по прекращении этого мятежа Павел отправляется в Македонию и Грецию. Его переходы отмечены преподанием обильных наставлений верующим и противодействием врагов. Сам рассказчик, по всей видимости, присоединился к участникам миссии в Филиппах, на что указывает местоимение нас в ст. 5 и мы в ст. 6 (см.: 16:10–17; 20:5 – 21:18; 27:1 – 28:16). Многие имена спутников Павла можно найти в «приветствиях» из посланий самого Павла (см., напр.: Рим. 16:21–23 ). 20:7–12 Павел и случай с Евтихом в Троаде. Это одна из редких живых сценок из жизни ранней Церкви, оставленных для нас Лукой. 7 Здесь мы впервые слышим о том, что христиане собирались вместе в первый… день недели для преломления хлеба (см.: 2:42). Так как Павел намеревался на следующий день отправиться дальше, он говорил с ними до полуночи. 8,9 Слова о том, что в горнице было довольно светильников, наводят на мысль, что дым от них мог содействовать сонливости Евтиха. Несомненно, однако, основная причина того, что Евтих клевал носом, – продолжительная беседа Павла. В результате Евтих упал с большой высоты и был поднят мертвым. Данные слова не оставляют места разночтению (как в 14:19,20, где люди приняли Павла за умершего), и маловероятно, что Лука имеет в виду нечто иное, а не факт чудесного воскрешения (в духе 9:36–43). 10 Реанимация приобретает довольно драматическую форму, в соответствии с чудесами Илии и Елисея ( 3Цар. 17:21 ; 4Цар. 4:32,33 ), и по завершении исцеления Павел радостно объявляет: …душа его в нем. 11 Затем они далее преломляют хлеб, т. е. вкушают, и Павел продолжает с того места, где был прерван, беседуя довольно, даже до рассвета. Подумать только! После случившегося бодрствовали все! 20:13–38 Прощание с Павлом в Милите: завершение фазы Здесь представлена единственная в Книге Деяний речь Павла, с которой он обратился к людям, уже следующим за Христом. Эта речь необычна, ибо является «прощальным словом», довольно стереотипным по форме, где много общепринятых, но излишних заявлений самозащиты, которой от него, по–видимому, ждали. (Для сравнения см.: 1Цар. 12:2–5 ; маловероятно, чтобы Самуила когда–либо могли обвинить в краже осла!) О речах вообще см.: коммент. ко 2:14.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

10:37. Развивая тему цитируемого отрывка ( Мих. 7:6 ), Иисус выдвигает требование, показавшееся большинству Его слушателей непостижимым. Любовь к родным, особенно к родителям, была для евреевсвященным долгом; единственный, Кто мог по праву требовать к Себе большей любви, был Сам Бог ( Втор. 6:4,5 ; ср.: Втор. 13:6–11 ; 2Мак. 7:22,23 ). 10:38. Осужденный преступник должен был нести на своей спине горизонтальную перекладину креста до места казни, обычно среди кричащей и глумящейся над ним толпы; это был позорный и полный драматизмапуть к крестной смерти. 10:39. Большинство евреев противопоставляли жизнь на земле и жизнь в грядущем мире. 10:40–42 Приятие посланников Христа Этот отрывок возвращает нас к теме гостеприимства по отношению к вестникам Евангелия (10:11–14). Здесь отражен тот же принцип, на каком в иудаизме основывалась деятельность посланника или посредника, который выступал от имени пославшего его лица И был наделен широкими полномочиями в рамках своей миссии. Такая же связь существовала между Богом, Его славой, законом и Израилем в еврейских преданиях.Этот принцип распространялся и на деятельность пророков (напр.: 1Цар. 8:7 ; ср.: Чис. 14:2,11; 16:11 ): тот, кто принимал пророков, принимал и их весть, подчиняясь тем самым Божьей воле. Те, кто заботился о них, получали награду ( 3Цар. 17:9–24 ; 4Цар. 4:8–37 ). Чаша воды – единственное, что мог предложить бедняк, но она говорила о многом. Для утоления жажды всегда отдавали предпочтение холодной воде (см. коммент. кОтк. 3:15,16). 11:1–19 Больше чем пророк: предтеча Мф. 11:1 – это послесловие к 9– 10:42; в 11:2–19 Иоанн, подобно Иисусу и Двенадцати, становится образцом христианского ученичества. 11:1. Обычно вестники оповещают народ о предстоящем визите царя или другой высокопоставленной особы. «Города» здесь следует понимать не в специальном, а в более широком смысле этого греческого слова; нет никаких данных, что Иисус заходил в такие большие города, как, например, Сепфора или Тивериада. Даже в самом крупном населенном пункте в сельской местности проживало не более 3 тыс. жителей, а в Галилее было множество деревень.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В ст. 2–6 развивается тема очищения: идолы и лжепророки, зависимые от нечистого духа, будут удалены с земли. Если лжепророк станет прорицать, то даже его родители не потерпят этого: они «поразят» его. Устыдятся своих ложных пророчеств и сами пророки: они не станут надевать обычной для пророков одежды – власяницы (шкуры животных; ср. Илию в 4Цар. 1:8 и Иоанна Крестителя в Мк. 1:6 ), они станут отрицать свою причастность к прорицанию (5) и, если на их телах окажутся рубцы, оставшиеся после посвящения в пророки или от самоповреждений во время акта прорицания (ср.: 3Цар. 18:28 ), они выдадут их за полученные в доме любящих их. Быть может, тут иронический намек на действительное положение дел, поскольку слово «любящие» здесь может указывать на товарищей по идолослужению ( Ос. 2:7–13 ; Иез. 23:5,9 ). Пророк не упоминает здесь имен идолов, как и сказано в ст. 2. 13:7–9 Пастырь Господень поражен и овцы рассеяны: очищение и восстановление. В этом отрывке, возможно, представлено иное изображение умерщвления («пронзили» в 12:10) Представителя Господня. Пораженный здесь назван пастырь Мой и ближний Мой, и тем не менее именно Бог повелевает поразить Его. В результате Его поражения народ будет рассеян и переживет суровый период очищения: прежде всего число его сократится до одной трети, и уже эта треть подвергнется дальнейшему испытанию. Это необходимо, поскольку спастись может лишь чистое и неподдельное. Ст. 9 представляет собой кульминацию всего раздела, повторное утверждение заветного обетования (см. коммент. к 2:10–12; 8:8; ср. также: Ос. 2:23 ). 14:1–21 Суд и спасение народов В гл. 14, как и в гл. 12, описывается нашествие народов на Иерусалим. Однако здесь больше внимание уделяется исполнению конечных целей Господа (особенно ст. 9). Построен первый раздел (1–15) хиастически как АВСВА: А (1–3) Суд и вмешательство Господни В (4–5) Геологические катаклизмы С (6–9) Идеальные условия: Господь – Царь В 1 (10–11) Геологические катаклизмы А 1 (12–15) Суд и вмешательство Господни За этим разделом следуют ст. 16–19, в которых излагается пророчество о том, что народы придут в Иерусалим для поклонения Господу и для празднования Праздника кущей. Здесь представлена великая перемена – от суда к благословению народов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

34:22. Вторая часть Иерусалима. Вторая часть Иерусалима также упоминается в Соф. 1 («у других ворот») в связи с разрушением «на холмах». Иногда этот район отождествляют с пригородами города Давидова, который вырос на западном холме Иерусалима. Раскопки в этом районе выявили крупное городское поселение того периода. Дополнительную информацию см. в коммент. к 32:5. 34:29–33. Реформа Иосии. См. коммент. к 4Цар. 23:1–20 . 35:7. Дар Иосии. Дар Иосии на празднование Пасхи сопоставим с даром Езекии. См. коммент. ко 2Пар. 30:23,24 . 35:10–14. Пасхальные ритуалы. Более подробную информацию о пасхальных ритуалах см. в коммент. к Исх. 12:1–11 . О праздновании Пасхи во времена Езекии см. в коммент. к 30:15–17. 35:18. Уникальное празднование Пасхи. Это было первое общенародное празднование Пасхи со времен, о которых говорится в Нав. 5:10,11 . С тех пор и до реформы Иосии Пасха в основном оставалась семейным праздником (хотя см. празднование Пасхи в эпоху Езекии в 30:15–17). Примером восстановления древнего праздника может служить вавилонский праздник Акиту. В течение двадцати лет (689–669 гг. до н. э.) этот ритуал возведения на престол (самый важный для вавилонских праздников) не справлялся. Он был восстановлен Асархаддоном, когда Вавилон снова стал играть важную роль в истории. 35:20. Наступление Нехао на Кархемиш. В вавилонских хрониках записано, что в 609 г. до н. э. египетский фараон Нехао начал помогать Ассирии, которая стремилась отобрать назад столицу провинции Харран в Сирии, захваченную мидянами и вавилонянами годом ранее. Войска Нехао должны были укрепить военный гарнизон в Кархемише. Египтяне вступили в союз с Ассирией, когда увидели, что чаша весов качнулась в сторону Вавилона. Можно предположить, что Нехао увидел больше возможностей для осуществления своих честолюбивых замыслов в Палестине и Сирии, если бы Ассирия смогла успешно защитить себя от Вавилонии и Мидии. Легко понять антиассирийскую позицию Иосии, поскольку Иудея была под игом Ассирии на протяжении более ста лет. Однако, даже при поддержке Египта, ассирийцам не удалось изгнать мидян и халдеев из Харрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

16:19. Взяточничество в Древнем мире. Искушение принимать взятки подстерегало судей и государственных чиновников во все времена (см.: Прит. 6:35 ; Мих. 7:3 ). В «бюрократических» ситуациях, связанных с попытками конкурирующих сторон перехитрить друг друга, взяточничество превратилось чуть ли не в официально признанное явление (см.: Мих. 3:11 ; Езд. 4:4,5 ). Впрочем, на теоретическом уровне взяточничество осуждалось, и эту проблему пытались решить или, по меньшей мере, сгладить. Так, кодекс Хаммурапи предусматривает суровое наказание (большой штраф и отстранение от должности) судье, изменившему свое решение после получения взятки. Исх. 23запрещает принимать дары и рассматривает искажение истины как преступление против Бога, против слабых и невинных и против всего общества (см.: Ис. 5:23 ; Ам. 5:12 ). 16:21. Священные рощи. См. коммент. к Исх. 34и Втор. 7:5; 12:3 . 16:22. Столбы. См. коммент. к Исх. 23и Втор. 12:3 . 17:3. Астральный культ. Почитание небесных светил (солнца, луны, планет и звезд) было распространено на всем древнем Ближнем Востоке. Главными богами Ассирии и Вавилонии были боги солнца (Шамаш) и луны (Тот – в Египте; Син – в Месопотамии; Эрра – в хананейской религии). На протяжении большей части своей истории израильтяне находились под сильным воздействием ассирийской культуры и религии (см.: Втор. 4:19 ; 4Цар. 21:1–7; 23:4,5 ). Приверженность этим запрещенным культам оставалась объектом осуждения и на протяжении нововавилонского периода, когда израильтяне кадили на кровлях «воинству небесному» ( Иер. 19:13 ). Ввиду того что почитание явлений природы принижало авторитет Яхве как единственного Бога-Творца, оно было объявлено вне закона. Тем не менее признаки этого популярного культа продолжают встречаться в пророческой литературе и в Книге Иова (см.: Иов. 31:26–28; 38:7 ). Дополнительную информацию см. в коммент. к Втор. 4 . 17:5. Смертная казнь через побивание камнями. См. коммент. к 13:10. 17:6,7. Свидетели в судебной системе Древнего мира. Участие свидетелей требовалось в самых разнообразных правовых ситуациях, и это было священным долгом, не терпящим злоупотребления ( Исх. 20:16 ; Чис. 35:30 ; Втор. 19:16–19 ). Свидетели присутствовали при произнесении клятв, подписывали коммерческие и гражданские документы, выступали с показаниями на суде (законы Ур-Намму, кодекс Хаммурапи, сред неассирийские законы). Свидетели играл и важную роль при совершении торговых сделок ( Иер. 32:44 ; Хаммурапи), оформлении браков или изменении социального положения (среднеассирийские законы). Иногда они выступают в качестве представителей народа в отношениях с божеством ( Исх. 24:9–11 ; Хаммурапи).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:26. Луз в земле хеттеев. «Землю хеттеев» обычно отождествляют с Сирией или Ливаном – регионами, входившими в состав Хеттского царства до вторжения «народов моря» в 1200 г. до н. э. Возможно также, что новый город Луз был построен в пределах Палестины чуть дальше к северо-западу от Вефиля (см.: Чис. 13:30 ; Нав. 16:2 ). 1:27. Бефсан. Идентифицируемый как Телль-эль-Хусн (el-Husn), Беф-Сан расположен в восточной оконечности Изреельской долины на севере Ханаана. Как и Мегиддон в западной части долины, он господствует над важной «приморской дорогой», Via Maris. Заселение этих мест началось в эпоху халколита и практически не прерывалось до настоящего времени. У подножия кургана лежит второй город, основанный в эллинистический период среди прочих городов Десятиградия и значительно выросший во времена Римской и Византийской империй (Скифополь). Раскопки показывают, что, в отличие от многих городов поздней бронзы, Беф-Сан не был разрушен «народами моря», и Рамсес III сохранял господство над этим важным торговым центром в первой половине XII в. до н. э. Саулу не удалось завоевать Беф-Сан ( 1Цар. 31:10–12 ), и он был присоединен к территории израильтян только во времена Соломона ( 3Цар. 4:12 ). 1:27. Фаанах. См. коммент. к Нав. 12:21 . 1:27. Дор. См. коммент. к Нав. 12:23 . 1:27. Ивлеам. Этот укрепленный город (Khirbet BeFameh) расположен в восточной части Изреельской долины. Перечисленный среди городов, которые не удалось завоевать колену Манассиину ( Нав. 17:11,12 ), он тем не менее играл определенную роль в качестве форпоста израильтян в период разделенных царств ( 4Цар. 9:27 ). Его стратегическое значение подтверждается упоминанием в перечне завоеваний Тутмоса III (XV в. до н. э.). 1:27. Мегиддон. См. коммент. к Нав. 12:21 . 1:29. Газер. См. коммент. к Нав. 12:21 . 1:30. Китрон. По всей вероятности, этот выделенный Завулону город находился в северо-западной части Изреельской долины. Гипотезы, приверженцы которых помещают его в долине Акко (Tell Qurdaneh и Tell el-Far) только потому, что эта местность благоприятствовала применению хананейской военной тактики, не соответствуют имеющейся на сегодняшний день информации.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

23:37. Дети в пищу идолам. По поводу обвинений в человеческих жертвоприношениях см. коммент. к Иез. 16:20 . 23:38. Осквернение святилища. Принесение в жертву детей, пролитие невинной крови осквернило руки жителей Иерусалима, и при этом они не побоялись посвятить эти жертвы другим богам, а потом войти в святилище Яхве (ср.: Иер. 7:9–11 ). Осквернение святилища было очень серьезным преступлением. Оно непосредственно угрожало каждой отдельной личности и всему городу (поскольку был риск уничтожения города оскорбленным божеством), но, что еще более важно, божество могло покинуть город. Своей нечистотой они оскверняли святость Бога, делая невозможным Его присутствие среди них (см.: Иез. 10 ). 23:38. Нарушение суббот. См. коммент. к Иез. 20о значении субботы как знамения завета с Богом. Если осквернение священного пространства могло привести к утрате присутствия Бога, то несоблюдение священного дня (субботы) могло внести дисбаланс, нарушить гармонию, которую поддерживало присутствие Бога. Храм был местом покоя Бога. Это было место абсолютной гармонии. Суббота была выделена из череды дней, чтобы люди могли увидеть в ней отражение этого божественного покоя и гармонии. Несоблюдение субботы угрожало этой гармонии и способствовало преобладанию хаоса. Осквернение этих священных праздничных дней нарушает самую сердцевину завета и требует, как это предусмотрено во всех древних ближневосточных договорах, наказания или приведения проклятий в исполнение. 23:40. Подведенные глаза. Женщины на Ближнем Востоке в древности регулярно красили веки, чтобы сделать глаза больше и темнее, подводя их особой тушью – смесью зеленого порошка (малахита) или черного (галенита) с оливковым маслом (см. коммент. к 4Цар. 9:30 ). В вавилонских источниках говорится об использовании для этих целей стибнита, сульфида сурьмы. Для размельчения минералов в порошок и смешивания их в нужных пропорциях использовались декоративные палетки. Эти палетки были найдены во многих местах Израиля, в том числе в Мегиддоне, в слоях, относящихся к железному веку II.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010