В ст. 2–6 развивается тема очищения: идолы и лжепророки, зависимые от нечистого духа, будут удалены с земли. Если лжепророк станет прорицать, то даже его родители не потерпят этого: они «поразят» его. Устыдятся своих ложных пророчеств и сами пророки: они не станут надевать обычной для пророков одежды – власяницы (шкуры животных; ср. Илию в 4Цар. 1:8 и Иоанна Крестителя в Мк. 1:6 ), они станут отрицать свою причастность к прорицанию (5) и, если на их телах окажутся рубцы, оставшиеся после посвящения в пророки или от самоповреждений во время акта прорицания (ср.: 3Цар. 18:28 ), они выдадут их за полученные в доме любящих их. Быть может, тут иронический намек на действительное положение дел, поскольку слово «любящие» здесь может указывать на товарищей по идолослужению ( Ос. 2:7–13 ; Иез. 23:5,9 ). Пророк не упоминает здесь имен идолов, как и сказано в ст. 2. 13:7–9 Пастырь Господень поражен и овцы рассеяны: очищение и восстановление. В этом отрывке, возможно, представлено иное изображение умерщвления («пронзили» в 12:10) Представителя Господня. Пораженный здесь назван пастырь Мой и ближний Мой, и тем не менее именно Бог повелевает поразить Его. В результате Его поражения народ будет рассеян и переживет суровый период очищения: прежде всего число его сократится до одной трети, и уже эта треть подвергнется дальнейшему испытанию. Это необходимо, поскольку спастись может лишь чистое и неподдельное. Ст. 9 представляет собой кульминацию всего раздела, повторное утверждение заветного обетования (см. коммент. к 2:10–12; 8:8; ср. также: Ос. 2:23 ). 14:1–21 Суд и спасение народов В гл. 14, как и в гл. 12, описывается нашествие народов на Иерусалим. Однако здесь больше внимание уделяется исполнению конечных целей Господа (особенно ст. 9). Построен первый раздел (1–15) хиастически как АВСВА: А (1–3) Суд и вмешательство Господни В (4–5) Геологические катаклизмы С (6–9) Идеальные условия: Господь – Царь В 1 (10–11) Геологические катаклизмы А 1 (12–15) Суд и вмешательство Господни За этим разделом следуют ст. 16–19, в которых излагается пророчество о том, что народы придут в Иерусалим для поклонения Господу и для празднования Праздника кущей. Здесь представлена великая перемена – от суда к благословению народов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Быт. 42:23 А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик. «Хотя еврейский и египетский языки суть отрасли одного корня, однако, неудивительно, что египтяне имели нужду в переводчике для евреев, подобно как во времена царей простой народ иудейский не мог разуметь халдеев, 4Цар. 18:26 » (м. Ф.). М. Филарет указывает ещё на вопрос, возбужённый некоторыми: каким языком именно говорили братья Иосифа, ибо едва ли в Египте мог быть переводчик языка неизвестного малого племени, и разрешается этот вопрос тем, что еврейский язык был довольно уже распространён в окружавших Египет племенах потомков Измаила, Хеттуры, Исава, или же, прибавляет он, если они говорили по-ханаански, то могли иметь независимо от него особый еврейский язык для семейного употребления. Теперь вполне известно, что хананеи и финикияне говорили одним языком с евреями, и что язык этот был родственный языку ассирийскому. Египетский же язык принадлежал к тому же семейству. Быт. 42:24 И отошел от них [Иосиф] и заплакал. См. комментарий к Быт. 42:7 . И возвратился к ним, и говорил с ними, и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их. М. Филарет замечает, что Иосиф не берёт старшего брата Рувима, а вся тяжесть бедствия падает на Симеона, который, конечно, если бы поддержал Рувима в день продажи Иосифа, то другие братья не совершили бы над Иосифом преступления. При этом, надо полагать, судя по Сихемской резне и по отзыву Иакова ( Быт. 49:5–7 ), что Симеон был человек жестокий и, быть может, главный виновник несчастия Иосифа. Буквально так же говорит Англ. Коммент. Библия. Быт. 42:25 И приказал Иосиф наполнить мешки их хлебом, а серебро их возвратить каждому в мешок его, Может быть, говорят комментаторы, Иосиф опасался, чтобы недостаток денег не затруднил второго путешествия братьев в Египет. и дать им запасов на дорогу. Так и сделано с ними. Быт. 42:26 Они положили хлеб свой на ослов своих, М. Филарет делает замечание, что едва ли вероятно, чтобы братья Иосифа имели только по одному ослу каждый для подъёма купленного хлеба и путевых запасов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

24:18. Дерева посвященные и идолы. Это были дубравы богини Астарты, очевидно, искусственные объекты, которые часто размещали в рощах (см.: Иер. 17:2 ), хотя иногда это были и живые деревья (см.: Втор. 16:21 ). Культовые объекты Астарты символизировал саму богиню. Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к 4Цар. 13:6 . 24:23. Война весной. На Ближнем Востоке в древности войны обычно начинались весной. Прежде всего, зимой передвижение войск было затруднено. Во-вторых, созревший весенний урожай позволял наступавшим войскам пополнять запасы продовольствия. В ассирийских источниках описываются все военные кампании, которые случились зимой или в самую летнюю жару, которая была непереносима для воинов. 24:23,24. Война с Сирией. В последней декаде IX в. до н. э. арамейское царство Дамаска освободилось из-под ассирийского ига и получило возможность распространить свое влияние на запад и на юг, в Иудею (см. коммент. к 4Цар. 10:32 ). Сирийцы атаковали Геф (возможно, Gittaim на севере Шфелы, а не филистимский Геф), что представляло непосредственную угрозу для Иерусалима (см.: 4Цар. 12:18 ). Сирийским царем в это время был Азаил (см. коммент. к 4Цар. 8:8 ), который правил с 843 г. и практически до конца IX в. до н. э. 25:1–28 Царствование Амасии 25:1. Хронология. Тиль установил годы правления Амасии как 796–767 до н. э. Амасия был современником израильских царей Иохаза и Иеровоама II. В Ассирии в это время правили Адад-Нирари III, Салманасар IV и Ашшурдан III. 25:5. Численность войска. Древнееврейское слово «тысяча», " eleph, используется также для описания военной «единицы», «подразделения», что, вероятно, и подразумевается в данном контексте. Таким образом, по переписи Амасии у него было 300 войсковых соединений, но их общая численность из текста неясна. Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. ко 2Пар. 11:1; 13:2–20 . 25:6. Наемники. В древности на Ближнем Востоке в армии широко использовались наемники. В Ассирии начали серьезно полагаться на наемников в правление Тиглатпаласара III (время правления 745–727 гг. до н. э.). Хотя наемники были опытными и хорошо обученными воинами, рассчитывать на их верность было опасно, особенно если они не получали должного вознаграждения или воевали против родственных народов. Так, во время персидской войны ионийские наемники покинули персидский лагерь и стали сражаться на стороне греков в битве при Платеях (480 г. до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:1. Враги вернувшихся с чужбины пленников. Когда пленники вернулись на родину в Израиль и Иудею, они попали не на необитаемую территорию. Потомки тех, кто был уведен в вавилонский плен, а также тех, кто был насильственно уведен сюда ассирийцами ( 4Цар. 17:1–6 ), неравномерно, разрозненными группами заселили эту землю. Тот факт, что автор Книги Ездры называет их «врагами», уже показателен сам по себе (3:3). Он свидетельствует о том, что их предложение помощи в восстановлении храма не было искренним до конца. В любом случае, вполне вероятно, что их понимание поклонения Яхве отличалось от такового у возвратившихся из плена (см.: 4Цар. 17:33 ). Этим можно объяснить резкую отповедь, которую дал Зоровавель в ответ на их предложение о помощи. 4:2. Переселение народа, совершенное Асархаддоном (Асарданом). После падения Самарии в 722 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II переместил основную массу израильского населения в Халах и Мидию (см. коммент, к 4Цар. 17:6 ). На их место в Израиль были переселены народы из Ассирийской империи (см. коммент. к 4Цар. 17:24 ). Последующее переселение, вероятно, произошло в царствование Асархаддона (681– 669 гг. до н. э.; см. коммент. к Ис. 7:8 ). Потомки этих людей, возможно, депортированных из Сидона после военной кампании 676 г. до н. э., описываются как «враги Иуды и Вениамина», но в тот ранний период персидского владычества их еще не отождествляли с самарянами. 4:5. От Кира до Дария. Персидский царь Кир находился на престоле до 530 г. до н. э., когда он был убит в сражении со скифами на северо-восточной границе империи. Его преемником стал его сын Камбиз, главным достижением которого было завоевание Египта. Однако вскоре после этого он был убит, а борьба за власть завершилась победой Дария, которому удалось получить поддержку большей части персидской знати и жениться на дочери Кира. Он вступил на престол в 522 г. до н. э., и во время его правления (до 515 г. до н. э.) было завершено восстановление Иерусалимского храма. 4:6–23. Хронологическая последовательность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:20. Ваал-Перацим. Полагают, что это место названо в честь Фареса (Perez), сына Иуды и родоначальника ветви Давида, а элемент «ваал» указывает на наличие святилища. Некоторые исследователи отождествляют Ваал-Перацим с горным хребтом между Giloh и Beit Jala, примерно в 2 милях к северо-западу от Иерусалима. 5:21. Оставленные истуканы. Почти все армии древнего Ближнего Востока располагали жрецами и предсказателями (о чем свидетельствуют тексты из Мари), пророками ( 4Цар. 3 ) и переносными святынями (ассирийские анналы Салманасара III (858–824 гг. до н. э.)). Это давало возможность советоваться с богами на поле битвы или призывать богов вести воинов к победе. Считалось, что божество принимает участие в битве и наносит поражение богам врага. Чтобы заручиться поддержкой богов, древние усердно молились и дожидались благоприятных предзнаменований. Истуканы могли быть оставлены только в чрезвычайных обстоятельствах. В Древнем мире победители нередко захватывали статуи богов в качестве военных трофеев. Примеры см. в коммент. к 1Цар. 5:2 . 5:24. Пошел Господь пред тобою. В соответствии с представлениями о божественном воителе поражение противника было заслугой возглавляющего войско божества. Хеттский царь Хаттусили III утверждал, что перед ним шествует Иштар. Войско египетского фараона Тутмоса III возглавлял Амон-Ра. Шествие божества, нередко сопровождаемое громом (см. коммент. к 1Цар. 7:10 ) или землетрясением (см. коммент. к 1Цар. 14:15 ), наводило на врага ужас и сеяло смятение в его рядах. 5:25. От Гаваона до Газера. Долина Рефаим (в которой расположились филистимляне в ст. 22) лежит к юго-западу от Иерусалима. Коридор Гаваон-Газер проходит по Аиалонской долине, расположенной к юго-западу от Иерусалима. Из ст. 23 явствует, что Давид поставил свое войско к западу от филистимлян, чтобы отрезать им путь к отступлению. Это должно было заставить филистимлян двинуться в сторону Иерусалима (около 2 миль), который им пришлось обогнуть с запада. К северу от города они должны были повернуть на северо-запад, чтобы попасть в Гаваон (6 миль). Возможно, здесь стояли вспомогательные филистимские гарнизоны, или же они просто направлялись к следующему проходу к приморской равнине. Поскольку в тексте упоминается Газер, вероятно, филистимляне пошли из Гаваона на северо-восток до Беф-Оронского прохода (около 3 миль; см. коммент. к Нав. 10:10 )и далее в Аиалонскую долину (5 миль). До Газера оставалось еще 7 миль, откуда следует, что Давид полностью изгнал филистимлян из горной местности. 6:1–23 Принесение ковчега в Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

18:13. Должность Давида. Давид был поставлен «тысяченачальником», однако понятие «тысяча», по-видимому, обозначало отряд, укомплектованный членами одного клана, а численность подобных отрядов зависела от величины соответствующих кланов. Позднее эти отряды были унифицированы и стали насчитывать по тысяче человек, но в начальный период отряд мог состоять всего из десяти человек. Очевидно, израильское войско было разделено на такие «кланы» ( Чис. 31:5 ; Нав. 22:21,30 ; Суд. 5:8 ). Следующим подразделением израильского войска была «сотня» ( 1Цар. 22:7 ) и даже «пятьдесят» (см. коммент. к 1Цар. 8:12 ). 18:17. Женитьба на дочери царя. Женитьба на старшей дочери царя могла принести Давиду титул «царского зятя», что чрезвычайно повысило бы его статус. Во многих древних обществах это было единственной возможностью приблизиться к престолу, но в Израиле подобная практика не подтверждается. Давид осознавал, что его род имеет более низкий социальный статус, чем род Саула. Саул хотел обеспечить преданность и заручиться поддержкой прославленного воина (см. коммент. к 17:25). Следовательно, низкий социальный статус Давида не рассматривался как препятствие его принятию в семью Саула. 18:25. Выкуп за невесту. Выкуп за невесту (вено) – денежная сумма, выплачиваемая женихом родителям невесты (см. коммент. к Быт. 29:21–24 ; Исх. 22:16,17 ; Втор. 22:23,25; 22:29 ). Обычно эти деньги хранили на тот случай, если муж разведется с женой или умрет. Для членов царского рода в подобной предусмотрительности не было необходимости, но величина выкупа имела значение, поскольку отражала статус невесты. Давид не располагал средствами для женитьбы на царской дочери. Но, очевидно, величина выкупа определялась отцом невесты (см.: Быт. 34:12 ), и Саул решил связать этот вопрос не с финансовыми возможностями будущего супруга, а с его воинскими качествами. На древнем Ближнем Востоке подсчет убитых нередко производили по каким-нибудь частям тела, например, отсеченным кистям рук (см. коммент. к Суд. 8:6 ) или отрубленным головам ( 4Цар. 10:6–8 ). Саул потребовал принести «краеобрезания», чтобы убедиться, что убитые действительно были филистимлянами, поскольку многие другие соседи Израиля практиковали обрезание. 19:1–24 Саул преследует Давида

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

48:21,22. Удел князя. Земля князя лежит по обеим сторонам центрального квадрата. Ширина каждого участка составляет 25 тыс. локтей (около 8 миль), и эта земля отделена от городских владений и от левитов. 48:23–28. Уделы остальных колен в сравнении с историческим образцом. См. коммент. к 48:1–7. 48:31. Ворота по названиям колен Израилевых. В городах Древнего мира, например в Вавилоне, ворота обычно назывались в честь богов. Однако нередко ворота получали наименования по направлению, куда они вели. В Израиле чаще придерживались последней практики. Книга Пророка Даниила 1:1–21 Даниил и его друзья при дворе царя Навуходоносора 1:1. Навуходоносор. Навуходоносор II (ок. 605–562 гг. до н. э.) был вторым правителем Халдейского (Нововавилонского) царства, доминировавшего на древнем Ближнем Востоке в течение почти целого столетия. Он был сыном Набопаласара, халдея, который объявил себя независимым от Ассирии в 622 г. до н. э. Во время своего правления, продолжавшегося сорок три года, Навуходоносор усмирил Египет (хотя ему так и не удалось завоевать его) и в буквальном смысле заново отстроил Вавилон. Фактически, большая часть Вавилона, которая была раскопана современными археологами, датируется эпохой царствования Навуходоносора. Таким образом, он был основателем Халдейского царства, которое пришло к краху лишь через поколение после его смерти. Этот великий царь оставил о себе память во многих культурах, включая Грецию (где он был известен как великий строитель) и Израиль (не только в библейских материалах, но и в более поздних раввинских источниках). 1:1,2. Хронология. Третий год царствования Иоакима приходится на 606–605 г. до н. э. (на основе календаря, начинающегося с месяца тишри; см. коммент. к Иер. 32:1 ; о системе летосчисления на основе года вступления царя на престол см. в коммент. ко 2:1). В это время Навуходоносор еще был наследным принцем и проводил военные кампании, начатые Набопаласаром, смерть которого последовала в середине августа того же года. В начале лета 605 г. до н. э. Навуходоносор, вместе со своими союзниками мидянами, захватил последний бастион ассирийского могущества в битве при Кархемише. Вавилония и Мидия затем разделили Ассирийскую империю между собой. Навуходоносор сделал ставку на Сирию и обосновался в Ривле (см. коммент. к 4Цар. 23:33 ), где он начал собирать дань со своих новых вассалов. Иудея находилась на территории, которая досталась Вавилонии, и в конце 604 г. до н. э. Навуходоносор вернулся туда. Документальных свидетельств осады Иерусалима вавилонянами до 597 г. до н. э. нет, однако язык этого стиха носит настолько общий характер, что допускает различные толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

22:28. Ложные видения и ложные предсказания. Как и в предыдущем осуждении лжепророков ( Иез. 13:6–9 ), Иезекииль обвиняет их за сфабрикованные ими самими видения и выдуманные откровения. Иеремия также обвиняет пророков, которые ложно пророчествуют именем Яхве ( Иер. 29:8,9 ). См. коммент. к Иез. 13о пророках другого типа, которые стараются «выбелить» истину своими ложными утверждениями. Вавилонские жрецы baru истолковывали знамения, но их могли осрамить или отвергнуть за ложные предсказания. Кроме того, их могли обвинить в несоблюдении надлежащих ритуалов. 23:1–49 Блудодеяния сестер 23:3. Проституция в древности на Ближнем Востоке. См. коммент. к Иез. 16:15 , где обсуждается проституция в Древнем мире. Культовая проституция более подробно рассматривается в коммент. ко Втор. 23:17,18 . Однако здесь Иезекииль подразумевает идолопоклонничество Израиля и Иудеи, которые находили себе «любовников» (т. е. других богов) среди египтян и ассирийцев (ср. метафору женитьбы Осии на Гомери в Ос. 1–3 ). 23:3–5. Исторические ссылки на Египет и Ассирию. Политика маневрирования между двумя мировыми державами – Египтом и Ассирией – привела к тому, что и Израиль, и Иудея должны были поддерживать контакты с этими империями. Политические связи, которые осуждает здесь Иезекииль, были отражением давления, которое оказывалось на более слабые государства. Существовали обширные контакты между Израилем, Иудеей и фараонами 25-й династии в Египте, в том числе обмен дипломатами и заключение соглашений (в результате одного из них египетские войска были посланы на помощь осажденному Иерусалиму в 597 г. до н. э.). Наличие связей Израиля с Ассирией засвидетельствовано на Черном обелиске, где изображен Ииуй, преклонивший колени перед Салманасаром III, а также в надписи Тиглатпаласара III, в которой говорится, что Менаим платит ему дань. Иудея также была вынуждена подчиниться Ассирии, о чем свидетельствует отчаянная мольба Ахаза о помощи во время сирийско-израильской войны против Иудеи ( 4Цар. 16:7–9 ) и тот факт, что Езекия спас Иерусалим, откупившись от Сеннахирима ( 4Цар. 18:13–16 ). Помимо того, большую часть продолжавшегося более полувека правления Манассии Иудея находилась под гнетом Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Иеремия, как и Иезекииль, был последователем великих пророков столетия (или даже более ранних, таких, как Исайя, Осия, Амос, Михей), которые пророчествовали в тот период, когда все еще существовали два царства, Израиль (Северное царство) и Иудея (Южное царство). Однако первое из них было разрушено в 722 г. до н. э. могучей Ассирией («жезл гнева Моего [Господа]»; Ис.10:5 ), после того как предупреждения Амоса и других пророков не были приняты во внимание. Следовательно, Иудея Иеремии, хотя и уцелела после нападения Ассирии (см.: 4Цар. 18–20 ), была малочисленным и незащищенным остатком Божьего народа. Как долго могли они оставаться в живых? Ответ на это зависел от того, прислушаются ли они к словам Господа, переданным через Иеремию. Когда Иеремия впервые услышал слово от Господа, Ассирия больше не была такой сильной, как прежде. Из–за того, что она пришла в упадок (такова судьба всех империй), царь Иосия обрел возможность подтвердить древние израильские притязания на территорию Северного царства, утраченную столетия тому назад ( 4Цар. 23:15–20 ). В 612 г. до н. э. столица Ассирийской империи Ниневия пала перед новым хозяином этой местности, Вавилоном, который теперь представлял новую угрозу Божьему народу. Иеремия изображает его как армию, которая придет «от страны северной» (6:22). Как за сто лет до этого, так и теперь, Божественный Промысл о Его народе был тесно связан с историческими и политическими событиями, которые происходили в соответствии с Его волей. Он Сам поведет врага против Своего неверного народа (5:15). Основной смысл книги Весьма часто пророки обращали свои речи к царям, потому что те несли особую ответственность за религиозную жизнь своего народа. С этой точки зрения Иеремия представляет интерес, поскольку его пророческое служение началось в то время, когда царь Иосия проводил религиозные преобразования в Иудее. В 4Цар. 22–23 подробно рассказывается, как в Храме была обнаружена «Книга Закона» (вероятно, Второзаконие), которая могла быть утеряна во время долгого и нечестивого правления царя Манассии (см. коммент. к 4Цар. 22:8 ). Это произошло в 621 г. до н. э., через пять лет после призвания Иеремии. Однако реформа могла продолжаться и после 628 г., как это отмечено во 2Пар. 34:3–7 . В таком случае удивительно, что пророчества Иеремии, содержащие резкую критику в адрес Иудеи, были впервые произнесены в период правления справедливого и благочестивого царя. Вероятно, Иеремия думал, что сама по себе реформа не сможет заставить людей измениться так глубоко, как того желает Господь Бог. Он призывал к совершенному изменению сердец (4:4).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

14:23. Священные камни ( в русском переводе – «статуи»). Вертикально стоящие камни, или massebot, составлявшие характерную особенность хананейской религии, упоминаются как памятники в ряде эпизодов, посвященных заключению завета израильтян с Богом (см.: Исх. 24:3–8 ; Нав. 24:25–27 ). Связь с Астартой, Ваалом и другими хананейскими божествами послужила причиной осуждения этих камней как объектов, представляющих угрозу почитанию Яхве. Археологи обнаружили священные камни в Газере, Асоре и Араде. В двух последних случаях они, несомненно, находились на территории святилищ и составляли неотъемлемый элемент совершавшихся там ритуалов. Камни в Асоре украшены вырезанными изображениями воздетых рук и солнечного диска. Резервуары, встречающиеся иногда у подножия подобных столбов, указывают на то, что над ними совершались жертвы возлияния. 14:23. Столбы Астарты ( в русском переводе – «капища»). Одним из признаков, присущих хананейскому культу и синкретическому поклонению израильтян на «высотах», было возведение столбов Астарты ( Суд. 3:7 ; 3Цар. 14:15; 15:13 ; 4Цар. 13:6 ). Точно неизвестно, что они собой представляли: то ли деревянные шесты, символизирующие деревья, то ли столбы с вырезанными на них изображениями богини плодородия, то ли участки священных рощ. Упоминание статуй и изображений Астарт «под всяким тенистым деревом» в 4Цар. 17:10 , по-видимому, указывает на то, что это были столбы, воздвигнутые в ритуальных целях, а не просто деревья. Астарта, считавшаяся супругой Эла, несомненно, была популярной богиней (см.: 4Цар. 18:19 ), чей культ упоминается в угаритских текстах (1600–1200 гг. до н. э.). Особое внимание, уделяющееся ей в библейском повествовании, свидетельствует о том, что ее культ составлял основную конкуренцию почитанию Яхве (см. запреты в Исх. 34:13 ; Втор. 16:21,22 ). Этим объясняется как многочисленность эпизодов, в которых изображается воздвижение и почитание столбов Астарты, так и суровое осуждение этой практики, включающее описание вырубания и сожжения этих столбов ( Суд. 6:25–30 ; 4Цар. 23:4–7 ). Дополнительную информацию см. в коммент. к Втор. 7:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010