Фиатира была крупным центром поклонения Аполлону, сыну Зевса, и это божество ассоциировалось с пророчеством и солнцем. Император ассоциировался с Аполлоном, и, возможно, ему поклонялись в Фиатире – в его земном обличье. «Халколиван» – в этом городе, как указывают некоторые исследователи, была гильдия медников, хотя работы по бронзе производились не только в Фиатире. 2:19,20 . Библейская «Иезавель» не была пророчицей, но ее имя используется как нарицательное в связи с ложными пророчествами (ср.: Неем. 6:14 ; Иез. 13:17–19 ). У Иезавели было девятьсот пророков ( 3Цар. 18:19 ), и она склонила народ Божий к идолопоклонству (см. коммент. к Отк. 2:14 ). Она была обвинена в прелюбодеянии (это страшное обвинение против жены царя, хотя, вероятно, это нужно понимать в духовном смысле: имеется в виду совращение Израиля с его пути посвящения Богу), а также в волхвовании, несомненно, за ее причастность к языческим культам ( 4Цар. 9:22 ). Как блудница она стала прототипом империи зла в гл. 17, 18. Некоторые исследователи полагают, что Фиатира была одним из азиатских городов, где распространялись Сивиллины оракулы; этот культ обнаруживал в себе черты женского пророчества в греческом стиле, алитературные формы таких прорицаний использовались иудеями диаспоры. Сивиллины оракулы, в любом случае, повлияли на стиль и мышление «Иезавели»; более поздние христианские источники частоупоминают пророчества Сивиллы. Снисходительное отношение к греху здесь (как во 2:14) может быть связано с культом императора, хотя подобного рода компромиссы в меньшей мере проявлялись в Фиатире, чем в некоторых ранее упомянутых городах. Известно, что в культе императора в Малой Азии в I в. использовались некоторые пророчицы; но даже если Иезавель способствовала компромиссу с этим культом, маловероятно, что она могла пользоваться доверием у христиан, поскольку участвовала в нем как жрица. 2:21–23. Еврейские тексты говорят о суде, направленном против детей, родившихся от сожительства вне брака, развратной связи, но дети здесь рассматриваются в фигуральном смысле (ср.: Ис. 57:3,4,7,8 ) – учени-ков иногда тоже называли «детьми».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

1:13,14. На восковой печати должен был стоять штамп ее владельца, который удостоверял содержимое контейнера или вместилища. Поскольку широко бытовало мнение, что Дух особым образом явит себя в конце времен, Павел здесь говорит о Духе как о «залоге», используя термин древних деловых документов, что примерно соответствует в современном представлении «предоплате», гарантии. Те, кто ощутил присутствие Духа, могли, тем самым, предвкушать грядущую жизнь, которую Бог обещал Своему народу. После того как Бог «искупил» (см. коммент. к 1:7,8) израильский народ из рабства в Египте, Он ввел его в «наследство» в Земле обетованной. В более поздней еврейской литературе грядущий мир изображается какокончательное «наследие» Израиля, и раннехристианские писатели использовали ту же самую терминологию ( Мф. 5:5; 25:34 ; Рим. 8:17 ; 1Кор. 6:9 ; Иак. 2:5 ). Для Павла христиане – народ Божий, искупленный Богом, но ожидающий окончательного искупления в грядущем; как и для Израиля в древности,присутствие Бога среди них являет собой гарантию того, что Он возьмет их в землю, которую обещал отдать им (ср.: Агг. 2:5 ). 1:15–23 Молитва об откровении 1:15,16. Подобно благочестивым иудеям, благочестивые христиане тоже уделяли особое время ежедневной молитве. Многие благочестивые иудеи молились по несколько часов в день. Павел воспринял этот обычай, и можно себе представить, как ревностно он молился за свои «церкви. 1:17,18. Иудеи обычно молились о том, чтобы Бог просветил их, помог понять Слово Божье; в Ветхом Завете тоже говорится о том, чтобы Бог «открыл очи», дабы люди могли понять Слово Его ( Пс. 118:17 ) или другие духовные реалии ( 4Цар. 6:17 ). В некоторых еврейских источниках Дух Божий предстает как «Дух премудрости» (это особенно подчеркивается в Ветхом Завете, напр.: Исх. 28:3; 31:3; 35:31 ; Ис. 11:2 ; ср Втор. 34:9 ). Писатели, владевшие риторическим искусством, часто во введении представляли главные темы, которые они собирались обсуждать, и Павел не является исключением. Он намеревался разъяснить им ряд вопросов и молился за них – дабы они смогли понять его объяснения. О «наследии» см. в коммент. к 1:13,14.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

1118 Sopher означает собственно писца, секретаря царя или государственного секретаря, но не военного чиновника, как думал Михаэлис. Слич. мой, коммент, на книги Царств стр. 43 и Елера loco citato стр. 10. 1120 По 1Пар.27:25–31 Давид имел двенадцать управителей казначейством и государственными имуществами, которые называются sarei harcusch. О Соломоне говорится, что он поставил ( 3Цар.4:7–19 ) двенадцать префектов nitzabim, которые в различных странах царства заботились о продуктах для царского двора и состояли под управлением главного префекта (ст. 5). 1121 Однакож формального гарема, оберегаемого евнухами (Винер, R. W. 1, стр. 668) для древнейших времен израильского царства нельзя доказать. При Давиде и Соломоне нигде нет речи об sarisim, eunuchi, кроме 1Пар.28:1 , но здесь вообще говорится только о чиновниках двора, причем хронист перенес словоупотребление своего времени на древнее время; слич. комм. Берто на это место. Так как в общество Иеговы не должно было принимать никакого кастрата ( Втор.23:2 ), то очевидно Давид имел пред собою в собрании не евнухов–хотя они и названы sarisim–korдa хотел высказать своему сыну и всему народу о создании дома Божия.–Место же 1Цар.8:15 не есть историческое свидетельство. В других случаях sarisim (по Лютеру казначей) упоминаются только как царские адъютанты, в первый раз в царстве десяти колен при Ахаве 3Цар.22:9 и позднее 4Цар.8:6; 9:32 ; в царстве иудейском только при Иосии 4Цар.23:11 ; но нигде не упоминаются в качестве сторожей, как в персидском царстве, Есф.2:3,14; 4:4 . 1123 Елер (loco citato стр. 14). Раввинские постановления о царском достоинстве ст. в сочин. Вилг. Шикарди jus regum Hebr. с. animadvv. et not. И. Б. Каризовия. Лейпц. 1674. 4 и в сочин. Отона lex. rabb. phil. стр. 575 и пр. 1124 Слич. поучительное развитие понятия и происхождения права у Штиля die Philosophie des Rechts, II. стр. 161 и д. 2 издан. 1125 Слич. Конр. Икела, de institutis et caeremomis legis Mos. ante Mosen, diss. 1 § 14 и д. 11 § 15 и д. Михаэлиса, Mos. R. 1 § 3, Генстенберга, Beitrr. III. стр. 340 и др. у Випера, R. W. 1. стр. 416.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

7:4–8. Метафора хлебопечения. В свете того, что в 730-е гг. до н. э. Израиль переживал смутные времена, эта метафора очень точна. Печи в то время строились из глиняных кирпичей и имели форму цилиндра. Такого рода печи обнаружены при раскопках в Таанахе и Мегиддоне. Их либо встраивали в пол, либо ставили на него. В куполообразной кровле было большое отверстие, которое закрывалось крышкой и через которую в печь бросалось топливо (дрова, сухая трава, навоз или лепешки из отжатых оливок). Пламя проникало через это отверстие до тех пор, пока в печи не угасали последние угольки. При закрытой дверце тепло могло сохраняться долго, несколько часов (при этом тесто замешивали, и оно успевало подняться). Затем пекарь мог слегка поднявшееся тесто налепить в виде лепешки на внутренние стенки печи или положить на угли. Эта бытовая метафора всем была хорошо понятна. Мятежные силы Факея бушевали, как пламя, в печи израильских политических дел и разрушили режим Факии в 735 г. до н. э. Негодование, вызванное этими действиями, бушевало, как пламя в печи, готовое спалить виновных в этом. Затем в 732 г. до н. э. Осия убивает Факея и незамедлительно перестраивает все политические союзы Израиля ( 4Цар. 15:30 ), обращаясь за помощью к Ассирии, а три года спустя снова ища союза с Египтом (см.: Ос. 7:11 ). Эта неупорядоченная политика оставила Израиль «полусырым», недопеченным хлебом, который помещен в плохо работающую печь. Этот хлеб подгорел с одной стороны и не пропекся с другой. 7:11. Поведение голубя. Недальновидная политическая позиция израильских царей сравнивается с доверчивостью (см.: Прит. 14:15 , где она сродни глупости) голубей, которые легко улавливаются в сети. Кроме того, голуби известны тем, что не проявляют особой заботы о своих птенцах, а это напоминает политическую амнезию Израиля по отношению к политике Ассирии (см.: Ос. 5:13 ). 7:11. Египет/Ассирия. Большую часть своего короткого царствования Факей проводил антиассирийскую политику и искал помощи от Египта. Это в итоге привело к военной кампании Тиглатпаласара III, описанной в 4Цар. 15:29 , которая закончилась оккупацией большей части Палестины и уводом израильтян в ассирийский плен (см. коммент. к 4Цар. 15:25–31 ). Поначалу, когда на престол вступил Осия, он вынужден был платить дань ассирийцам, но вскоре в поисках союзников отправил своих посланников в Египет (см. коммент. к 4Цар. 17:4 ). Такое двурушничество привело в ярость ассирийского царя Салманасара V, и он в течение трех лет держал в осадном положении Самарию. Его преемник Саргон II в 721 г. до н. э. занял город и увел в плен значительную часть израильского населения (см. коммент. к 4Цар. 17:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

46:13. Вторжение Навуходоносора в Египет. См. коммент. к 43:11,12. 46:14. География. См. коммент. к 44:1. 46:18. Гора Фавор и гора Кармил. В египетском искусстве фараон всегда изображался выше всех других людей, и здесь пророк, обыгрывая это, предрекает пришествие царя (Навуходоносора), чье величие сравнимо с горными вершинами (Фавор – 1800 футов; Кармил – 1700 футов). Это также может служить указанием на маршрут отступления египтян. Гора Фавор расположена на восточной окраине Изреельской долины, а гора Кармил входит в состав горной гряды, которая расположена к югу от палестинского побережья. 46:19. Разрушение Мемфиса ( в русском переводе – «Нов»). В VII-VI вв. до н. э. Мемфис (евр. Noph, в 15 милях к югу от совр. Каира) был культурной и политической столицей Египта. В ассирийскую эпоху (674 г. до н. э.) Асархаддону удалось захватить Мемфис (см. коммент. к 4Цар. 19:9 ), но это имело место до времени, в которое жил Иеремия. Навуходоносор выступил против Египта в 601 г. до н. э., но ему не удалось завоевать его территорию. Вавилонские войска были атакованы в районе крепости Магдол по дороге на Газу и вынуждены были отступить. Есть некоторые основания полагать, что Навуходоносор предпринял еще одну попытку вторжения в Египет в 568 г. до н. э., но каких-либо данных об успехе этого предприятия или об осаде Мемфиса нет. Мемфис был захвачен персидским царем Камбизом в 525 г. до н. э., а фараон Псамметих II пленен. 46:20. Погибель от севера. В оригинале здесь приводится название насекомого, нигде более в Библии не упоминающееся. Телица в данном контексте символизирует Египет, а жалящие насекомые – вавилонян. 46:22. Топоры, дровосеки. Победители часто вырубали деревья или сады (см. коммент. к 4Цар. 19:28 ). Помимо прочего, завоеватель получал доступ к национальным природным ресурсам (см. коммент. к Ис. 14:8 ), хотя, конечно, в Египте не могло быть лесов. 46:25. Аммон из Фив ( в русском переводе – «который в Но»). Греческое название «Фивы» относится к египетскому городу Уасет, расположенному в 325 милях к югу от Мемфиса. Большой храм в Карнаке был посвящен Амону-Ра, верховному богу Египта со времен фараонов 18-й династии (XVI-XV bb. до н. э.). Амон, который связывался с ветром, или дыханием жизни, в сочетании с богом солнца Ра, почитался во всем Египте. Значение этого божества возрастало по мере возрастания могущества и славы Египетского царства. В результате он стал считаться богом-творцом, а его город Фивы – местом творения. Фивы были завоеваны Ашшурбанипалом в 663 г. до н. э. и основательно разграблены. Как и Мемфис, он подвергся нападению царя Камбиза в 525 г. до н. э. 47:1–7 Пророчество о филистимлянах

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

15:16. Истукан для дубравы. См. коммент. к 14:3. Влияние и официальный статус царицы-матери (см. коммент. к 3Цар. 2:19 ) мешали Асе проводить реформы, а потому понятно, что он лишил ее «царского достоинства» и полностью уничтожил ее истуканы. 15:16. Долина Кедрон. Долина Кедрон начиналась сразу за восточной стеной Иерусалима; в ней находился один из главных источников водоснабжения города, источник Тихон, а потому для Асы это было прекрасное место, где он мог расправиться с языческими культами. Соломон воздвиг капища Хамосу и Молоху ( 3Цар. 11:7 ), но более поздние реформаторы – цари Аса, Езекия ( 2Пар. 29:16 ) и Иосия ( 4Цар. 23:13 ) – продемонстрировали в этой долине свою решимость в борьбе за избавление народа от растления язычеством. 15– 16:1. Хронология. Есть некоторое несоответствие между датой конфликта между Асой и Ваасой, приведенной здесь, и информацией в параллельном тексте в 3 Цар. Более подробные сведения на эту тему приводятся в коммент. к 3Цар. 15:33 . 16:1. Рама. Присоединение Ваасой Рамы (er-Ram), расположенной всего лишь в 5 милях к северу от Иерусалима, к своей территории для Иудеи имело большое значение. Точно так же, как Ровоам расширил свой контроль над главными меридиональными магистралями, соединяющими Израиль и Иудею, еще на 5 миль (см. коммент. к 13:19), Вааса захватил контроль над теми же магистралями к югу от традиционной границы между двумя государствами. В этих местах не производилось археологических раскопок. 16:2,3. Договор с Венададом. Судя по тому, в какой форме заключался этот договор (что описано здесь и в параллельном тексте в 3Цар. 15:18–19 ), Сирия, вероятно, стремилась придерживаться политики невмешательства, возможно, ожидая лучшего предложения от воюющих сторон. Венадад I царствовал в первой половине IX в. до н. э., но установить время его правления более точно не представляется возможным. В коммент. к 3Цар. 20содержится информация о трудностях, которые испытывали сирийцы в своей истории в IX в. до н. э. 16:4. Завоевания Сирии. Нападение Венадада на Северный Израиль по подстрекательству Асы стоило Ваасе потери важного торгового коридора. Города, захваченные в этом военном походе (см.: 3Цар. 15:20 ), включали Дан (центр северного культа), Ийон на севере низины Хуле (примерно в 10 милях от Дана), Авелмаим (Авел-Беф-Мааха в 3 Цар.) – все они были расположены на дороге между Сирией и финикийскими портовыми городами Тиром, Сидоном и Акко. Тот факт, что Ийон упоминается здесь первым, позволяет полагать, что нападение было с запада, а затем войска продвигались в южном направлении. Как долго эти города находились во владении сирийцев, неизвестно, но, согласно 4Цар. 10:29 , несколько десятилетий спустя они уже были под контролем Ииуя. В надписи, найденной в Дане, упоминается другая сирийская кампания против Северного Израиля, что свидетельствует о наличии постоянной угрозы Израилю со стороны Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

14:3. Дары пророку. Другие примеры принесения пророку символических даров см. в 1Цар. 9:6–8 ; 4Цар. 5и в коммент. к 4Цар. 8:9 . Вероятно, пророки, как и левиты, не имели земли и жили за счет даров от людей, которые обращались к ним за советом. Описанное здесь приношение было сравнительно незначительным, поскольку жена царя переоделась, чтобы ее не узнали. Независимо от ценности, дар свидетельствовал о почтении к Богу, которого представлял пророк (см. «дар» Гедеона ангелу в Суд. 6:18–21 ). Множество найденных археологами вотивных изображений, относящихся к хананейской и израильской культурам, указывают на то, что при обращении к оракулу или божеству люди обычно приносили в дар продукты или символы плодородия. 14:2,4. Силом. Информацию об Ахии и Силоме см. в коммент. к 11:29. Точно неизвестно, какого рода культовый центр находился в Силоме (Khirbet Seilun, между Вефилем и Сихемом) в начале периода разделенного царства: святилище под открытым небом или более сложный храмовый комплекс. Во всяком случае, присутствие священничества, связанного с родом Илия, начинается с периода судей ( 1Цар. 1:7–9 ) и продолжается в период царств (упоминание о его разрушении см. в коммент. к Иер. 7:12–15 ). Столь важный религиозный центр, несомненно, привлекал и пророков, подобных Ахии, связывая их с присутствием Бога. 14:9. Предъявление обвинения царю. В Месопотамии с древнейших времен сложился отрицательный стереотип царя, совершающего ужасные поступки и навлекающего на себя и свое царство гнев богов. Классическим примером является Нарам-Син из династии Аккада в конце 3-го тыс. до н. э. В произведении, известном под названием «Проклятие Аккада», причиной падения царства объявляется осквернение им знаменитого храма Энлиля в священном городе Ниппур (хотя фактически царство было завоевано несколько десятилетий спустя). 14:10,11. Проклятие на дом Иеровоама. Для правящей династии худшим из возможных проклятий было предсказание о пресечении рода и переходе престола к другой группировке. Этим объясняется, почему ассирийские цари всегда тщательно перечисляли царей, которых они низложили: это было наглядным уроком тем, кто замышлял переворот, или даже «недостаточно быстро кланялся царю в ноги» (Сидкия, царь Иоппии, в анналах Сеннахирима). Полное истребление Иеровоама, его сыновей и слуг изображается в таких ярких образах, как выметенный из дома сор и оставленные на съедение псам и птицам отбросы, что навсегда покрывало дом Иеровоама позором и отторгало его от предков (см.: Втор. 28:26 ). О сходных проклятиях царскому дому Израиля см. в коммент, к 4Цар. 16:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:17. Голод и дикие звери. Эти два наказания упоминаются только как неотъемлемый элемент типичного набора наказаний, посылаемых богами (еще два – «язва и кровь» – упоминаются во второй половине стиха). Уже в месопотамской поэме о Гильгамеше бог Эа порицает Энлиля за то, что тот не бросил людей на растерзание львам, а использовал для их наказания такое стихийное бедствие, как потоп. Боги использовали диких животных наряду с болезнями, засухой и голодом для сокращения численности населения. Зловещими предзнаменованиями в ассирийскую эпоху считались предсказания о том, что львы и волки будут рыскать по земле. Аналогичным образом, наказание дикими зверями могло повлечь за собой нарушение договора (см. также: Втор. 32:24 ). 6:1–7:27 Пророчества о суде над Израилем 6:3. Высоты. См. коммент. к 1Цар.9о поклонении на высотах, связанных с хананейским культом. 6:5. Кости, рассыпанные вокруг жертвенника. Это действо включает в себя три важных момента. Первый касается оставления мертвых тел без погребения. О важности надлежащего погребения см. коммент. к Нав. 8и 3Цар. 16:4 . Второй связан с осквернением святых мест. С точки зрения древних израильтян, прикосновение к мертвому телу оскверняло и делало человека или предмет нечистым. Считалось, что священные места оскверняются, если туда попадает нечто нечистое (см. коммент. к 4Цар. 10:27 ). Кроме того, большое значение придавалось судьбе погибших израильтян. В их смерти винили идолов и жертвенники, которые не могли способствовать их спасению. Есть и другие важные моменты, о чем см. коммент. к ст. 13. 6:11. Язык жестов. См. коммент. к Пл. 2:15. Бог требует, чтобы Иезекииль совершил ряд символических действий (всплеснул руками, топнул ногой, воскликнул), чтобы зримо передать гнев Божий. Топанье ногой часто выражает недовольство или гнев, например, в угаритском эпосе об Акхате. В этом предании герой отказывается отдать богине Анат свой лук, заявляя, что оружие охоты предназначено только для мужчин. Она настолько разгневана, что топает ногой и в ярости уходит, надеясь отомстить Акхату с помощью других богов. Слово «горе» (в NIV – «Увы») показывает, что наказание неизбежно, подчеркивая тем самым неминуемость Божьего суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:3. Феман. См. коммент. к Авд. 9 и Иер. 49об этом месте, которое упоминается в надписи из Кунтиллат-Аджруза и которое может быть либо городом, либо местностью в Эдоме. 3:3. Гора Фаран. Считается, что «пустыня» Фаран – это бесплодная местность на юге Палестины, однако нет единого мнения, в каком направлении она простиралась – на запад, в сторону Синайского полуострова, или к востоку от вади Араба в окрестностях Фемана (см. коммент. к Чис. 10и Втор. 33:2 ). 3:3. Метафора солнца. В гимнах вавилонскому богу солнца Шамашу используется сходная терминология. В одном заклинании к нему обращаются как к богу, который воссиял и наполнил землю своим небесным великолепием. В поклонении Яхве иногда использовалась сходная терминология, а в отдельные периоды культ солнца даже затмил истинного Бога (см. коммент. к 4Цар. 23:1 ). Первые официальные свидетельства о поклонении солнцу в Древнем Израиле относятся ко времени правления царя Манассии. Воздвигнутые им солнечные колесницы были уничтожены Иосией, который приложил все усилия, чтобы очистить храмовый комплекс от элементов чуждой религии (см. коммент. к 4Цар. 23:11 ). Такие топонимы, как Беф-Шемеш, Эн-Шемеш и гора Херес ( Нав. 15:7 ; Суд. 1:35 ), также свидетельствуют о популярности культа солнца. 3:4. От руки Его лучи. Это типичная поза божественного воителя, бога бури на древнем Ближнем Востоке с молнией в поднятой руке. 3:5. Язва, жгучий ветер. Эти понятия олицетворяют здесь помощников Яхве в сражении. Слово resheph, переведенное как «жгучий ветер», – это имя хананейского бога-губителя, насылающего мор (Решеф). Он хорошо известен из угаритских, финикийских (где его отождествляли с Аполлоном) и арамейских надписей. Кроме того, он ассоциируется с вавилонским Нергалом, которого считали богом чумы. В древней мифологии Ближнего Востока богов в сражении обычно сопровождают двое помощников. 3:7. Шатры. Этнический термин, упоминающийся в этом стихе и, вероятно, обозначающий некое кочевое племя, нигде больше в Библии не встречается ( в русском переводе – «шатры Ефиопские»). Параллельное упоминание «палаток мадиамских» позволяет предположить, что областью обитания этого племени также были южные степи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:6. Мемфис. Длительное время Мемфис (современный Mitrahineh) служил столицей Нижнего Египта. Он находился примерно в 13 милях к югу от современного Каира, на западном берегу Нила. 9:7. Безумный пророк. Подчас весьма тонкая грань отделяет человека, наделенного Духом Божьим ( 1Цар. 9:6 ), от простого безумца (см.: 1Цар. 21:13–15 ; 4Цар. 9:11 ). В данном случае, однако, враги Осии пытаются дискредитировать его, заявляя, что его пророчества – просто бред безумца (ср.: аналогичные обвинения в Ам. 7и Иер. 29:25–28 ). 9:9. Во дни Гивы. Описание отвратительных событий, которые происходили в Гиве, см. в коммент. к Суд. 19:12–14 и 19:25. Эта история, несомненно, была известна во времена Осии, поскольку он просто называет город, который был олицетворением беззакония и нечестивого поведения. 9:10. Метафорический язык: виноград и смоковница. Какая неожиданная радость – увидеть в пустыне зреющий виноград или спелый инжир в начале лета. Находки «виноградных пирамид» в пустыне Негев показывают, что виноградарство здесь возможно, а маленькие гроздья считаются особенно сладкими. То же можно сказать и о небольших фигах (смоквах), которые созревают в мае-июне. Они считаются деликатесом, и их нужно есть сразу же после срывания (см.: Ис. 28:4 ; Наум. 3:12 ). 9:10. Ваалфегор. См. коммент. к Чис. 25:1–8 о случае в Ваалфегоре, когда израильтяне были втянуты в идолопоклонство моавитянками близ Ситтима. 9:13. Выведет детей к убийце. Возможно, это аллюзия на политическую смуту, приведшую к тому, что вожди Израиля бросили свой народ на растерзание свирепым ассирийцам (см. коммент. к Ос. 7:11 ). В шумерском «Плаче о разрушении Ура» описываются сходные события во время осады города, когда родители бросали своих детей. Другой вариант толкования состоит в том, что «убийца» – это бес. Среди вавилонских демонов известен Пашитту, который считался похитителем детей. Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к Иез. 16:5 . 9:15. Зло в Галгале. См. коммент. к Ос. 4:15 . Хотя осуждение Осии может основываться на событиях эпохи завоевания или воцарения Саула ( 1Цар. 11:12–15 ), возможно также, что он ссылается на какое-то современное событие, которое нигде не упоминается и ныне неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010