1:6. Метафорический язык. В древней ближневосточной литературе войска нередко сравнивались со стаями саранчи. Такие метафоры встречаются в шумерских текстах, например, в «Проклятии Аккада», в угаритском эпосе об Акхате, в египетских текстах 19-й династии и в новоассирийских текстах. Здесь перед нами совершенно иная картина – стаи саранчи изображаются как нашествие вражеской армии (как явствует из 2:4,5). Обычное для ближневосточной литературы сравнение саранчи со львом объясняется сходством цвета и строения челюстей. День Господень В Месопотамии ежегодно (а нередко и дважды в год) отмечался праздник восшествия на престол царя богов, верховного божества. В процессе этого праздника akitu, бог определял судьбы своих верноподданных и вновь утверждал порядок, который он установил некогда, в некую отдаленную эпоху, когда он одолел силы хаоса. Во время торжеств обычно читался миф о сотворении мира из эпической поэмы «Энума элиш», которая повествует о победе Мардука над Тиамат и его инаугурации как верховного божества, главы пантеона богов. Хотя праздник akitu нигде не называется «Днем Мардука», нельзя не заметить его сходства с Днем Господним. День Господень описывает воцарение на престоле Яхве, Который обуздывает силы хаоса и приносит справедливость в мироздание. Судьбы Его народа определяются следующим образом: праведные получают награду, а нечестивым воздается соответственно их злодеяниям и греху. В Израиле, насколько позволяют судить имеющиеся данные, не было постоянного ритуала такого рода, скорее это было историческим ожиданием грядущего. Как это часто бывает в таких случаях, в Израиле обрело некоторые черты историчности то, что относилось к области мифологии и ритуалов. День Господень также несет в себе элементы теофании, обычно связанные с образом Небесного воителя, который одолевает деструктивные силы (см. коммент. к 1Цар. 4:3–7 ). Иногда теофания сопровождается космическими явлениями (см. коммент. к 3Цар. 19:11–13 ). В космических явлениях мир часто изображается в перевернутом виде (см. коммент. к Иер. 4:23–26 ). День Яхве был величественным событием, и подобного рода явления обычно сопровождают такие торжественные моменты. Все это помогает нам понять суть Дня Яхве с позиций древнееврейского мышления и пророческих посланий, которые тесно переплетаются с широким спектром особенностей культуры. Оригинальность литературы Израиля определяется не нововведениями, а необычными путями сочетания и применения известных идей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:6. Кожи синего цвета. Некоторые исследователи полагают, что «синие» кожи получали от дюгоней, крупных морских млекопитающих, водившихся в Красном море. К настоящему времени эти животные истреблены. Данное слово сопоставимо с аккадским словом, означающим полудрагоценный камень желтого или оранжевого цвета, а также соответствующий краситель. 4:6. Покрывало из голубой шерсти. В последнее время принято считать, что здесь подразумевается фиолетовый цвет. Этот краситель был одним из важнейших предметов экспорта Финикии, где его добывали из моллюсков Murex trunculus, водившихся на мелководье у берегов Средиземного моря. Древняя мастерская по производству красителей обнаружена и в Доре, на севере Израильского побережья. Химики установили, что для получения одной унции чистого красителя требовалась четверть миллиона моллюсков. Этот краситель использовался только для наиболее священных предметов, например, завесы святая святых или облачения первосвященника. 4:46–48. Численность левитов. Здесь численность левитов в возрасте от тридцати до пятидесяти лет составляет 8580 человек, тогда как в 3общее число левитов мужского пола старше одного месяца составило 22 тыс. Это означает, что среди них насчитывалось 13 420 человек моложе тридцати и старше пятидесяти лет. Такое распределение весьма правдоподобно и свидетельствует о точности приведенных цифр. Тем не менее предположение об ошибочном использовании слова «тысяча» остается в силе. См. коммент. ко 2:3–32. 5:1–4 Лица, высланные из стана 5:2. Инфекционные кожные заболевания. О характере этих заболеваний см. коммент. к Лев. 13:2 . 5:2. Истечения. См. коммент. к Лев. 15 . 5:2. Ритуальная нечистота. Не всякой нечистоты можно было избежать, и причиной нечистоты часто оказывалось нечто такое, что никоим образом не считалось греховным. Существует несколько категорий нечистоты, которой невозможно избежать, в том числе сексуальная нечистота, нечистота, связанная с заболеванием, и нечистота, возникшая вследствие прикосновения к трупу человека или животного. Хотя это было не столько проблемой этики, сколько проблемой этикета, священный круг нуждался в защите от того, что неуместно в его пределах. К тому же, согласно распространенному поверью, менструальная кровь считалась гнездилищем бесов. Одинаковое отношение к нечистоте после родов и ежемесячной нечистоте, обусловленной менструальным циклом, присуще многим древним культурам, включая Египет, Вавилонию и Персию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:21–23. Опасность ограбления в пути. Поскольку группа Ездры следовала без сопровождения войск (ср.: воинское сопровождение в Неем. 2:9 ), на пути их могли подстерегать серьезные опасности. На западе Персидской империи зрели политические силы, готовые развязать войну. Кроме того, невооруженный отряд, перевозивший большое количество золота и серебра, подвергался реальной угрозе нападения со стороны разбойников. 8:26,27. Количественная оценка даров. Взвешивая и учитывая приношения персидского царя, Ездра выполняет одну из задач своей миссии. Шестьсот пятьдесят талантов серебра эквивалентны 24,5 тонны, а 100 талантов серебряных изделий и 100 талантов золота составляют примерно по 3,75 тонны. Вес 20 золотых чаш «в тысячу драхм» (дариков) равен 19 фунтам. Хотя это очень большое количество, в него входили не только царские дары, но и приношения не возвратившихся из плена еврейских семейств. 8:13. Длительность перехода. Переход начался в апреле, но кратким путем, прямо через пустыню (ок. 500 миль), идти было невозможно из-за жары. Поэтому путешественники выбрали более длинный, северный путь: вверх по Евфрату, на запад к Дамаску, а затем в Палестину (в целом ок. 900 миль). См. коммент. к 1и 7:8. 8:35. Жертвоприношения. См. коммент. к Езд. 6об освящении второго храма. Персидский царь приказал совершить жертвоприношения по возвращении пленников в Иерусалим ( Езд. 7:17 ). Теперь Ездра выполняет его повеление. Упоминание о жертве за грех, как и в Езд. 6:17 , служит еще одним указанием на необходимость очищения каждой возвращающейся из плена группы. 8:36. Сатрапы и областеначальники. Персидская империя была разделена на двадцать одну сатрапию (их стало двадцать две после того, как Вавилон приобрел статус самостоятельной провинции). Во главе каждой сатрапии стоял губернатор, или сатрап. Однако, вследствие огромных размеров этих провинций, возникала необходимость иметь чиновников второго уровня, или peha, чтобы более эффективно собирать налоги и проводить в жизнь царские указы (см. коммент. к Езд. 5:14 ). 9:1–15 Проблема смешанных браков

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:15. «Новая тварь» означает, что жизнь грядущего мира началась у верующих уже сейчас (см коммент. к 5:5,6; 2Кор. 5:17 ). И снова Павел призывает полагаться на силу Божью, а не на человеческие силы. 6:16. Павел благословляет тех, кто «поступает по сему правилу», в отличие от иудейского «правила» halakah(cм. коммент. к 5:16). Пожелание мира было традиционным оборотом в иудаизме; это одна из самых часто встречающихся фраз на еврейских гробницах. «Мир Израилю» – это формула повседневной молитвы в сина-гогах, последнее благословение (оно восходит к Пс. 124:5; 127:6 ); это достойное противопоставление проклятию, которому подвергались нарушители закона (1:8,9). Исследователи спорят по поводу того, что означает здесь «Израиль»: верный остаток израильтян или всех верующих как духовных наследников Авраама (гл. 3)? Вероятнее всего, речь идет именно о духовных наследниках. 6:17. Некоторые рабы, преступники и военнопленные имели на теле татуировки (выжженное клеймо), как это было принято у последователей ряда религиозных культов в Египте и Сирии. Греки и римляне обычно связывали татуировку с варварством, клеймили же обычно лошадей. Слово «язвы», которое использовано здесь, скорее призвано напомнить о боли от нанесения этих отметин, и ничего более. В данном контексте Павел просто имеет в виду, что он был сораспят с Христом (6:14), – вероятно, об этом свидетельствуют «язвы», оставшиеся у него от прошлых преследований (5:11; 6:12,13). 6:18. Термин, переведенный как «братия», т. е. родные братья и сестры (в греческом языке множественное число этого существительного мужского рода как собирательный термин может иметь в виду также и женщин). Этот термин постоянно применялся по отношению к соплеменникам, а также к членам религиозных сообществ и групп (см. коммент. к Деян 9:17 ). Читать далее Источник: Библейский культурно-исторический комментарий : в 2 ч./Крейг Кинер ; [пер. с англ. А. П. Платуновой ; под общ. ред. Р. З. Ороховатской, при участии Т. Г. Батухтиной]. - СПб. : Мирт, 2005- (ГУП Тип. Наука). - 24 см. - (Серия : Энциклопедия христианства). Ч. 2: Новый Завет. - 2005 (ГУП Тип. Наука). - 732 с. ISBN 5-88869-157-7

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

8:6. Телец Самарийский. Использование Самарии вместо Вефиля как места поклонения тельцу здесь выступает как эвфемизм для обозначения всего Израиля (см.: Ос. 10:5 ). В ассирийских хрониках вся провинция, или область, обычно обозначалась по названию ее столицы (см.: 4Цар. 23:19 ). 8:14. Чертоги. Древнееврейское слово hekal, возможно, родственное аккадскому ekallu (от шумерского E.GAL), «большой дом», может обозначать либо храм, либо дворец. В Самарии и других крупных городах, по крайней мере в начале царствования Иеровоама, предпринимались попытки построить укрепленные города и монументальные сооружения (см.: 2Пар. 26:9,10 об аналогичных сооружениях в Иудее). Эти попытки могут служить символом царской власти и тем самым Осия справедливо обвиняет израильтян в том, что они «забыли» Бога (см.: Втор. 32:15–18 ). 9:1–10:15 Суд над Израилем 9:1. Блудодеяния на гумнах. Гумна существовали в земледельческих обшинах по всему Израилю. Туда свозился весь собранный урожай для обработки и распределения (см.: Руф. 3:2,7 ). Там, вероятно, проходили собрания общества (см. о столкновениях в 3Цар. 22:10 ), а также праздники урожая ( Втор. 16:13 ). Однако Израиль больше не выражает истинной радости, поскольку народ показал свою неверность Богу, выразив убежденность в том, что Ваал в состоянии обеспечить им изобилие (см.: Ос. 2:7,8 ). Очевидно, эти места посещали блудницы и жрицы любви во время Праздника урожая и стрижки овец (см. коммент. к Быт. 38:15–23 ). Таким образом, воздавая благодарность за полученный урожай не Яхве, а иным богам, Израиль играет роль блудницы на гумне. 9:4. Хлеб похоронный. Дом, в котором был траур, невольно соприкасался с мертвым телом, а потому считался нечистым в течение семи дней и должен был подвергнуться ритуальному очищению, чтобы в нем возобновилась нормальная социальная и религиозная жизнь (см. коммент. к Чис. 19:11 ). Все время, пока родственники умершего считались нечистыми, их пиша также считалась оскверненной. Они могли использовать ее для поддержания своей плоти, но она не доставляла радости и не могла использоваться для принесения в жертву (см.: Иер. 16:7 ; Иез. 24:17 ). Именно так описывает Осия жизнь в изгнании, которая ожидала Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    26:28. В    Ветхом Завете договор скреплялся кровью жертвы. Бог вызволил Свой народ из египетского рабства кровью пасхального агнца. «За многих» — здесь, вероятно, аллюзия на Ис. 53 (см. коммент. к Мф. 20:28). В пасхальном ритуале чаша получала истолкование, но никогда не интерпретировалась как кровь, потому что иудейский закон и обычай запрещали пить кровь — особенно человеческую кровь.     26:29. Обет воздержания был обычным в палестинском иудаизме: «Не буду есть того-то и того-то, пока это не произойдет» или «даю обет, что не буду использовать это, пока не произойдет то-то и то-то». Иисус дает обет не пить вина доколе не придет «Царство, и Он, очевидно, отказался от четвертой чаши. В иудейских преданиях наступление Царства обычно отмечается пиром (на основании таких текстов, как Ис. 25:6), когда бесконечный поток вина — плодов виноградной лозы — потечет в изобилии, как сказано в Библии (ср.: Ам. 9:13,14).     26:30. После трапезы, как правило, поочередно воспевали благодарственные гимны (Hallel, Пс. 112—117).Путь до Елеонской горы занимал около пятнадцати минут.    26:31—46 Другие предатели    См. коммент. к Мк. 14:27—42.     26:31,32. «Соблазнитесь» — см. в коммент. к 18:6. Зах. 13(цитата о пастыре) не относится к несомненным мессианским текстам (в Зах. 13:1—9 говорится о поражении лжепророков Божьим судом, в соответствии сВтор. 13:1—11; ср.: Зах. 10:2; 11:3,15—17), но, разумеется, принцип рассеяния овец после поражения пастыря приложим и к Божественному пастырю (Мф. 25:32; ср.: 18:12—14).     26:33—35. В древних источниках пение петуха всегда считается надежным признаком наступления рассвета, и ночные стражи, пастухи и все, кто просыпался ночью, непременно слышали пение петуха, которое, в зависимости от времени года, звучало между половиной двенадцатого ночи и половиной четвертого утра. Здесь оно указывает на неотвратимость отречения.     26:36. Они могли прийти в Гефсиманию между десятью и одиннадцатью часами вечера (глубокой ночью, по местным понятиям). В Гефсимании, вероятно, была оливковая роща или давильня для маслин (само название «Гефсимания» означает «масличный пресс»). Гефсимания была расположена на западном склоне или у подножия Елеонской, или Масличной, горы и обращена в сторону Иерусалима. Поскольку пасхальную ночь полагалось проводить в пределах Иерусалима, которые не включали Вифанию, они не собирались возвращаться этой ночью вВифанию(21:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

10:11. Источник жизни. Как утверждает египетский мудрец Аменемопе, полнота жизни проявляется в мудрых речах и поступках, а «глупцы, разглагольствующие в храме, подобны дереву, посаженному в закрытом помещении», которое чахнет и гибнет от недостатка света. С другой стороны, «мудрецы, которые блюдут себя, подобны посаженному в саду дереву», которое приносит сладкие плоды, дает тень и расцветает «в саду вечности». 11:1. Неверные весы. Многие торговцы и ростовщики древности постоянно испытывали искушение использовать неверные весы. В вавилонском кодексе Хаммурапи предпринимались попытки препятствовать этой практике посредством высоких штрафов и запрещения провинившимся ростовщикам впредь заниматься этой деятельностью. Но литература премудростей преследовала иную цель – побуждать людей к честным поступкам. Так, красноречивый поселянин из египетской нравоучительной повести предупреждает царя и его чиновников об опасности ситуации, когда «те, кого уполномочили отпускать полной мерой, обманывают народ». Он надеется, что царь оценит разумность избавления от столь вредной практики. См. также коммент. к Ам. 8:5,6 . 11:15. Ручательство. См. коммент. к 6:1. 11:30. Древо жизни. См. коммент. к 3:18. 13:24. Воспитание детей в Древнем мире. В древних законах (см. свод шумерских законов и Исх. 20:12 ) и в нравоучительных произведениях большое внимание уделяется тому, чтобы научить детей почитать и слушаться родителей. Так, например, стало крылатым изречение ассирийского мудреца Ахикара: «Пожалеешь розгу, испортишь дитя». Он также отмечает, что те, «кто не почитает своих родителей, будут прокляты за этот грех Шамашем, богом справедливости». В обязанность родителей входит забота о своих детях. Об этом ясно говорится в египетских «Наставлениях Анкшешонги»: «Дети глупцов бродят по улицам, дети же мудрых сидят рядом с родителями» (ср. предписание закона о блудном сыне во Втор. 21:18–21 ). 14:19. Преклонение у ворот. В данном случае речь идет о воротах дома праведника, а не о городских воротах (ср. преклонение слуг у царских ворот в Есф. 3:2 ). В этом смысле параллелизм стиха указывает на то, что нечестивцы будут вынуждены выражать свое почтение праведникам, т. е. превратятся в их рабов. Описание ситуации, в которой почтение вынуждены выказывать те, кто ранее не замечал своих «новых господ», встречается в Исх. 11:8 , где Моисей предсказывает, что египетские вельможи преклонятся перед ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

коммент. к 1Цар. 31и 2Пар. 16:14 ); кроме того, глагол, обозначающий этот процесс, имеет здесь необычное написание. По этой причине некоторые комментаторы полагают, что в данном тексте говорится не о сожжении, а о бальзамировании тела перед погребением. 6:10. Нельзя упоминать имени Господа. Господень гнев столь силен, что население Самарии должно быть сокращено до одной десятой, а оставшиеся в живых будут столь напуганы, что зарекутся произносить имя Божье, дабы не обратить на себя снова Его гнев. В этом смысле восклицание «молчи!» означает предостережение против упоминания имени Господа (ср.: Исх. 23и Нав. 23:7 ). Некоторый свет на это проливают ассирийские документы времени правления царя Энлиль-Нирари (1326–1317 гг. до н. э.). В одном тексте царь произносит такие слова: «Да не будет бог ничего говорить!», когда при дворе объявляют о смерти члена царской семьи. Это, скорее всего, означает просьбу к богу не действовать (не говорить) против кого-то еще. 6:13. Ничтожные вещи. В оригинале здесь упоминается топоним Лодевар. Это селение захватил во время своего военного похода в Трансиорданию царь Иеровоам II ( 4Цар. 14:25 ). Его отождествляют с Tell " el-Hammeh, к северу от реки Иавок, уже на территории аммонитян. Амос высмеивает эту победу, изменяя Lo Debar на Lo-dabar, что означает «ничтожные вещи», показывая тем самым, что их жалкие достижения – ничто по сравнению с победами Господа. 6:13. Могущество. В оригинале здесь упоминается топоним Карнаим, что означает «рога», символ могущества. Этот пункт находился в Васане (Tell es-Sáad), на северном притоке реки Ярмук (см.: Быт. 14и 1Мак. 5:26 ). Тиглатпаласар III сделал Карнаим столицей ассирийской провинции Карнина, когда завоевал эту территорию в военной кампании 738–737 гг. до н. э. 6:14. От входа в Емаф до потока. См. коммент. к 4Цар. 14о попытках царя Иеровоама восстановить границы Израиля. 7:1–9 Другие кары 7:1. Саранча. См. коммент. к 4:9. 7:1. Царский покос. Хотя нигде больше в библейских текстах об этом не говорится, отсюда явствует, что царю предназначалась в форме налога определенная часть скошенной травы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:2. Ворота Харшиф. Буквально: «ворота черепков»; упоминаются в Писании только здесь. Возможно, это Навозные ворота (известные из Книги Неемии), через которые навоз и керамический лом, наряду с прочим мусором, вывозился в Енномову долину. Если ворота Харшиф находились рядом с этой долиной, то это была юго-восточная часть Иерусалима. 19:5. Сожжение сыновей и дочерей. См. коммент, к 7:31. 19:9. Каннибализм на Ближнем Востоке в древности. Во времена голода или осады отчаяние доводило людей до каннибализма. Каннибализм имел место в Самарии ( 4Цар. 6:24–31 ) и в Иерусалиме (Пл. 4:10), а позднее – во время войны с Римом (по данным Иосифа Флавия). В Месопотамии угроза голода, заставляющего «есть плоть сыновей и дочерей», была типичным проклятием. Изредка в месопотамских источниках упоминается каннибализм, вызванный теми же причинами, что и случаи каннибализма, описанные в Библии (страшный голод, осада). 19:10,11. Сокрушу народ сей, как сокрушен сосуд. Этот образ известен уже со времен древних шумеров. В «Плаче о разрушении Ура» говорится о том, что народ Ура был сокрушен как глиняный кувшин. 19:13. Кадят воинству небесному. Жертвы языческим астральным богам часто приносились на кровлях домов (см.: 4Цар. 23:12 ; Соф. 1:5 ). Нинсун, мать Гильгамеша в месопотамской эпической поэме о Гильгамеше, поднимается на крышу, чтобы воскурить фимиам Шамашу, богу солнца. Такой же ритуал описывается в эпосе о Керете из Угарита (см. также коммент. к 8:2). 20:1–18 Противостояние и заточение в темницу 20:2. Колода у Верхних ворот. Значение понятия, переведенного как «колода», остается неясным. Это слово также встречается в Иер. 29и 2Пар. 16:10 («темница»). Скорее всего, речь идет о каком-то приспособлении, сковывающем свободу движения, либо просто о подземной тюрьме или темнице. В любом случае, понятно, что Иеремия был заточен в темницу. 20:11. Божественный воитель. Представление о том, что божество принимает участие в сражении, было широко распространено на Ближнем Востоке в древности. И в Египте, и в Месопотамии победы приписывались богам. Столкновение устраивало само божество, которое сражалось затем на стороне своего монарха (см. коммент. к 1Цар. 4:3–7 ). В Египте полки назывались в честь богов, под знаменем которых они сражались. В Ханаане божественным воителем считали бога, ответственного за природные катаклизмы. Однако все эти народы признавали, что боги воюют через своих посредников, которые исполняют в битвах их повеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:9. Тиргак. Тиргак (Тахарка) был египетским царем 25-й эфиопской династии (690–664 гг. до н. э.). О географическом положении «Ефиопии» (Куша) см. в коммент. к Чис. 12:1 . Библейский титул «царь Ефиопский» мог быть пожалован ему в то время, когда он был наследным принцем, хотя в других источниках эта информация не подтверждается. Он энергично занимался строительной деятельностью в Египте, обновив храмы и городские стены в Мемфисе (царской резиденции), Фивах и Напате. Он оставил многочисленные надписи по всему Египту. До 61А г. до н. э. Тахарка вел активные военные действия в Леванте. В этом году на Египет напал Асархаддон Ассирийский, но был решительно оттеснен войсками Тахарки. Однако три года спустя Асархаддон захватил Мемфис, вынудив египетского царя бежать на юг. Следующее вторжение ассирийцев в 666 г. до н. э. привело к тому, что Тахарка бежал в Нубию. И все же его признавали царем Египта до самой смерти в 664 г. до н. э. 19:12,13. Перечень. Гозан находился в Сирии, куда были переселены изгнанники из Израиля (см. коммент. к 18:11). Харан лежал западнее Гозана на реке Балих в современной Турции. Рецев (Rasappa) – это, по всей вероятности, город, ставший столицей ассирийской провинции в Сирии, к востоку от Эмара и к западу от Мари, в верховьях Евфрата. Арамейское племя Bit-Adini (сыны Едена) в Северо-Западной Сирии было покорено Салманасаром III (858–824 гг. до н. э.) и переселено в Фалассар (Til-Ashshuri, «курган ассирийцев») – селение в горах Загрос на реке Даяле в Ираке. Емаф и Арпад были крупными арамейскими городами-государствами, завоеванными Тиглатпаласаром III (745–727 гг. до н. э.). Сепарваим предположительно определяют как Sipirani, к югу от Ниппура, хотя такой вариант, как Shabarain в Сирии тоже не исключается. Ена и Ивва неизвестны. 19:15. Сидящий на херувимах. Херувимы – это крылатые существа, ассоциирующиеся с ковчегом Завета и присутствием Яхве. Они же сопровождают Яхве в Его полетах (см.: Пс. 17:11 ). В ассирийских мифологических текстах они упоминаются как Karibu, божественные заступники. В ассирийском искусстве они изображаются в виде фантастических существ с одним или несколькими лицами (человеческими, бычьими, орлиными, львиными), с парой или двумя парами ног. Дополнительную информацию см. в коммент. к Исх. 25:18–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010