С другой стороны, слово, переведенное как «колесо» (galgal), может относиться к котлу. Такое толкование основано на его сходстве с аккадским понятием gulgullu, которое, вероятно совсем не случайно, означает еще и «череп». Книга Песни Песней Соломона 1:1. Лобзание. Поцелуй в губы рассматривался как выражение пылкой любви по всему Ближнему Востоку, хотя в Египте в древности его часто заменяло касание носами. 1:2. Благовоние мастей. Для курения и умащения тела использовали целый ряд благовоний, основными ингредиентами которых были масло и смолы растений, в том числе мирра и ладан (см.: Ис. 60:6 ; Иер. 6:20 ). Шафран, аир и алоэ привозили из Индии, корицу – из Шри-Ланки, нард – из Непала. О других способах применения благовоний в библейские времена см. в коммент. к Исх. 30:34–38 и Прит. 7и 27:9. 1:4. Кидар. Кидар – одно из самых могущественных арабских племен в Северной Аравии в период между VIII и IV вв. до н. э. Оно упоминается в ассирийских и нововавилонских хрониках, а в Быт. 25его происхождение возводится к Измаилу (см. коммент. к Быт. 25:12–16 ; Ис.21 :16и42:11). Кидарские шатры делались из шкур животных или тканей, которые натягивались на шесты и представляли собой трехсторонние конструкции. Черный цвет обусловлен, вероятно, тем, что материал покрытия был изготовлен из черной козьей шерсти (см. коммент. к Исх. 26:7–13 ). 1:10. Золотые подвески с серебряными блестками. Как и в Прит. 25:11 , библейский автор использует здесь образ искусно изготовленного ювелирного украшения, чтобы продемонстрировать свою влюбленность. Об украшениях см. также в коммент. к Ис. 3:18–23 . 1:12. Мирровый пучок. Мирровые деревья растут к северу от прибрежных холмов Йемена и Омана, в зоне, орошаемой дождями, выпадение которых определяется действием юго-западного муссона. Мирра, красноватая ароматическая смола, каплями сочится из надрезов, сделанных в коре стволов и колючих ветвей. Мирру использовали для изготовления благовоний и в медицинских целях. Ее естественный аромат, несколько напоминающий скипидар, был довольно устойчивым, поэтому ее нередко помещали в саше для усиления сексуального удовольствия или использовали для уничтожения запахов, часто наполнявших в те времена дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

27:22. Захват и возвращение священных предметов. Иерусалимский храм был не единственным храмом Древнего мира, из которого были похищены, а затем возвращены ценности и святыни. Так, например, статую Мардука неоднократно вывозили из Вавилона (напр.: хетты в 1595 г. до н. э., ассирийский царь Тукультининурта ок. 1235 г. до н. э. и Сеннахирим в 689 г. до н. э.). Но в конце концов статуя божества была возвращена на свое место. 28:1–17 Анания и ярмо 28:1. Хронология. Поскольку Седекии потребовалось время для формирования своего правительства (см.: 27:3; 51:59) после захвата Иерусалима Навуходоносором в 597 г. до н. э., представляется вероятным, что выражение «в четвертый год» отражает хронологию описываемого события. Это позволяет датировать его 594–593 гг. до н. э. 28:1. Гаваон. См. коммент. к Нав. 9:3 . Как и Анафоф, Гаваон (el-Jib) располагался в уделе Вениамина (в 6 милях к северо-западу от Иерусалима), а это позволяет полагать, что Анания и Иеремия были знакомы друг с другом до этого инцидента. 28:13. Ярмо деревянное и ярмо железное. Сокрушение деревянного ярма было эффектным жестом, символизирующим освобождение от угнетения. Железо, однако, сокрушить не столь легко. 28:14. Власть над дикими зверями. См. коммент. к 27:6. 29:1–32 Письмо к старейшинам в изгнании 29:1. Письмо к пленникам. Это письмо свидетельствует о существовании переписки между Иерусалимом и уведенными в плен иудеями. Предположительно оно было доставлено вавилонским посланцем или купцом, направлявшимся в Месопотамию. В эпоху Ветхого Завета было достаточно много возможностей для пересылки частной и официальной корреспонденции. Письма из Лахиса подтверждают наличие внутренних почтовых связей в Иудее во время ассирийского нашествия в 701 г. до н. э. О получении этого письма и реакции на него см. коммент. к Дан. 9 . 29:2. Царица. Царица-мать имела в Иудее высокий статус. Она не только оказывала влияние на своего сына, царя, но и сама пользовалась большим авторитетом и обладала немалой властью (см. коммент.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Фелефеи упоминаются только во фрагментах, подобных этому, где они всегда связаны с хелефеями. 8:18. Сыновья Давида – первые при дворе. В оригинале использовано слово «священники», но эта проблема не так сложна, как принято считать. Обязанности, связанные со служением в скинии, действительно возлагались только на колено Левия (см. коммент. к Лев. 10и Чис. 18:1–7 ), но в тексте не содержится никаких предписаний, запрещающих нелевитам выполнять другие священнические функции (см. коммент. к Исх. 28:1 ). Известно также, что со временем священнические обязанности, не связанные со служением в святилище, постепенно исчезли (см.: 4Цар. 23:9 ). После Синая все большее распространение приобретают домашние святилища (см.: Суд. 6:24–26; 13:19 ; 1Цар. 20:29 ), а исполнение старшим сыном жреческих функций в культе предков было характерно для древнего Ближнего Востока в целом (см. коммент. к Чис. 3:1 ). Саул был наказан за попытку исполнения священнических функций, но, возможно, это объясняется тем, что он нарушил устав ( 1Цар. 10:25 ), четко разграничивающий роли Саула и Самуила (см. коммент. к 1Цар. 13:8–13 ). Возможно, священнические функции Давида были связаны с традиционной ролью Иерусалима. Существование традиции, объединяющей функции царя и священника, подтверждают такие фрагменты, как Пс. 109и, пожалуй, эпизод с участием Давида в церемонии установки ковчега в Иерусалиме (6:14). 9:1–13 Милость, оказанная Давидом Мемфивосфею 9:3. Хромой ногами. О Мемфивосфее и его увечье см.: 2Цар. 4:4 . 9:4. Лодевар. Область в Трансиордании, присоединенная Саулом и ставшая позднее вассальным государством Давида. Селение Tell Dober, раскопки которого обнаружили остатки материальной культуры железного века I и II, вполне могло быть главным городом этого региона. Оно расположено в юго-западной оконечности Голана, к северу от реки Ярмук. 9:7. Необычность поступка Давида. У Мемфивосфея были веские причины опасаться Давида. Месопотамские тексты изобилуют примерами уничтожения новыми царями всех претендентов на царский престол (ср. истребление Ваасой дома Иеровоама в 3Цар. 15:29 ). Подобные «чистки», принимавшие форму мести политическим противникам, совершались и в последующие годы. Например, Ашшурбанипал изуродовал, казнил и отдал на съедение псам тела противников своего деда, представив это как свой первый официальный акт в роли царя Ассирии. Давид, напротив, относится к Мемфивосфею, единственному уцелевшему члену царской фамилии, как к законному наследнику владений Саула. Приглашая Мемфивосфея есть с ним за одним столом, Давид проявляет великодушие и оказывает внуку Саула честь. Впрочем, некоторые исследователи отмечают, что это позволяло Давиду держать Мемфивосфея под наблюдением на случай, если того склонят к перевороту.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

31:1. Гора Гелвуй. См. коммент. к 1Цар. 28о расположении сил филистимлян и израильтян в долине Изреель (см. также: 1Пар. 10– 12 ). Тот факт, что множество воинов Саула и трое его сыновей были убиты на горе Гелвуй, свидетельствует о том, что израильтяне почти сразу были вынуждены отступить перед имевшими тактическое превосходство филистимлянами. Возможно, они пытались восстановить порядок и переломить ход сражения, но в отсутствие руководства со стороны сыновей Саула их сопротивление было подавлено, и перед Саулом возникла угроза попасть в плен. 31:3–5. Перспективы Саула в случае попадания в плен. В те времена захваченных в плен царей нередко калечили и унижали. Выкалывание глаз и отсечение больших пальцев рук и ног были лишь немногими способами надругательства над пленниками. Они были обречены годами влачить жалкое существование, выпрашивая подачки со стола царя-победителя (см. коммент. к Суд. 1:6,7 ). Такую же жестокость проявляли по отношению к пленникам вавилоняне, ассирийцы и персы, что подтверждают многочисленные описания пыток в литературе того времени. Рассказ о царе, умоляющем своего оруженосца убить его, сохранился в ассирийских анналах. Царь Элама и его оруженосец одновременно пронзили друг друга мечами. 31:9. Отсечение головы. Голова царя была ценным трофеем, составлявшим предмет особой гордости победителя. Об ассирийском царе Ашшурбанипале рассказывали, что он пировал со своею царицей в саду, а на ближайшем дереве была выставлена голова царя Элама. Ашшурбанипал утверждал, что обезглавливание делает поверженного врага «более мертвым». 31:10. Помещение захваченного оружия в храм. Оружие Саула (хорошо известное врагу и символизирующее его царское достоинство; см.: 17:38) было захвачено в качестве трофея и помещено в храм, подобно мечу Голиафа (17:54) и ковчегу Завета (5:2). Эта акция прославляла богов филистимлян и красноречиво свидетельствовала о поражении Саула и его Бога. Об Астарте см. коммент, к Суд. 2:13 . 31:10. Повешение трупа. Обезглавливание и выставление на всеобщее обозрение тела Саула было для его семейства и народа страшным унижением и позором. Кроме того, считалось, что несвоевременное погребение мертвых угрожает их загробному существованию (дополнительную информацию см. в коммент. к 3Цар. 16:4 ). На древнем Ближнем Востоке побежденных врагов нередко сажали на кол. Ассирийцы использовали этот метод для психологического воздействия на врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:9–13. Боевые позиции. Десятимильный переход посланных в засаду израильтян был совершен под покровом темноты. Они заняли позицию «позади города», с западной стороны (Иерихон и Галгал лежали к востоку от Гая). Наутро основные силы двинулись на запад по вади эль-Асас, которое привело их к стану в долине или на склон холма к северу от Гая. Когда воины Гая вышли из города, израильское войско побежало на восток, к своему стану, что позволило выступить воинам, сидевшим в засаде. 8:18. Копье. Во времена Иисуса Навина копья имели металлический наконечник, укрепленный на коротком деревянном древке. Позднее при метании копья стали использовать петлю, которая придавала копью вращение, увеличивала дальность полета и точность, но в описываемый период это приспособление было неизвестно. Многие исследователи считают, что в тексте подразумевается не копье, а хорошо известный серповидный меч (см. коммент. к 6:21). 8:25. Двенадцать тысяч погибших. Вероятно, речь идет о двенадцати отрядах. См. коммент. к 8:3. 8:28. Сожжение города. Раскопки эт-Телля не обнаружили следов разрушительного пожара ни в слое поздней бронзы, ни в остатках поселения железного века. См. обсуждение археологических проблем Гая в коммент. к 7:2. 8:29. Повесил царя. Умерщвление царей перед повешением в 10свидетельствует о том, что это не форма казни, а обычай обращения с трупом врага или преступника (см.: 1Цар. 31:10 ; 2Цар. 21:12 ). Многие считают, что здесь подразумевается сажание на кол – форма казни, получившая позднее широкое распространение у ассирийцев и персов. Иногда сажание на кол практиковалось и в Египте. Подобное обращение с телом считалось страшным унижением и осквернением (см.: Ис. 14:19,20 ; Иер. 7:33; 8:1–3 ), ибо древние верили, что надлежащее и своевременное погребение влияет на загробное существование. См. коммент. к 3Цар. 16:4 . В эпосе о Гильгамеше Энкиду, возвратившись из преисподней, рассказывает Гильгамешу, что непогребенные не знают покоя, а те, у кого не осталось живых родственников, питаются отбросами. В одном вавилонском заклинании погребение рассматривается как соединение духа умершего с теми, кто был ему дорог. Даже израильтяне верили, что надлежащее погребение влияет на посмертное существование. Как и их соседи, израильтяне хоронили своих близких, снабжая их всем необходимым в будущей жизни, в том числе глиняными сосудами, наполненными пищей, драгоценностями для отвращения зла, орудиями и предметами личного пользования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

13:22. Нехватка оружия. Этот стих подтверждает, что израильтянам не разрешалось изготовлять ни железное, ни бронзовое оружие. Можно сделать вывод, что господство филистимлян в этом регионе привело к конфискации оружия, а запрет на его производство вынудил израильтян пользоваться самым примитивным оружием. 13:23–14:48 Победа при Михмасе 13:23. Переправа Михмасская. Стратегически важная переправа через глубокое ущелье вади Swenit, позволяющая проникнуть в регион Иерусалима с севера. Дополнительную информацию о Михмасе см. в коммент. к ст. 2. Передовой отряд филистимлян вышел из стана и подошел к ущелью, отделявшему Михмас от Гивы и стана израильтян. Это место было окружено горами, образующими северный берег вади. Михмас был неприступен, если не считать переправы, соединяющей его с Гивой. 14:1,6,17. Оруженосец. Оруженосец Ионафана был не просто носильщиком военного снаряжения, а помощником и боевым товарищем своего господина. Ближайшей параллелью в древней ближневосточной литературе является член экипажа колесницы, который держит щит. 14:2. «Гранатовое дерево» в Мигроне. Хотя некоторые комментаторы истолковывают «Мигрон» как гумно, другие полагают, что это древнее название вади es-Swenit. В одной миле к востоку от Гивы находилась гора Риммой («гранатовое яблоко»; см. коммент. к Нав. 20:45 ) с большой пещерой, которая, возможно, служила ставкой Саула. С другой стороны, между Гивой и вади Swenit действительно находится древнее гумно, а угаритские тексты сообщают, что царь Даниэл принимал народ на гумне. Однако, учитывая, что гумно представляет собой открытую площадку, следует признать, что такое толкование не удовлетворяет данному контексту. 14:3. Эфод. В Израиле эфод был принадлежностью облачения первосвященника (см. коммент. к Исх. 28:6–14 ), а в Египте и Месопотамии – элементом одежды высокопоставленных жрецов и украшением статуй богов. Эфод использовался для получения оракулов (в нем хранились урим и туммим; см. коммент. к Исх. 28:30 ). 14:4,5. Боцец и Сене. Недалеко от переправы, на южном берегу вади Swenit, где горы становятся выше, находится небольшое селение Khirbet el-Miqtara. Здесь встречаются скалы, взобравшись на которые можно осмотреть местность, оставаясь незамеченным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:8–13 Качества, необходимые дьяконам В древности существовал перечень определенных требований, предъявляемых к должностным лицам; см. введение к 3:1–7. 3:8 . В новозаветных текстах термин «диакон» используется в нескольких смыслах. Обычно он означает слугу-служителя, как правило, служителя слова (напр., Павел). Но иногда это служение, которое отличается от поста «епископов» ( Флп. 1:1 ) и, вероятно, может сопоставляться с должностью хазана в «синагоге. (•? Chazan – «видеть», «надзирать»; в Талмуде слово «хазан» имеет несколько значений: городской инспектор;служитель и надзиратель в суде, а также в храме; тот, кто трубит в трубы и объявляет о приходе субботы или праздника. В наше время соответствует кантору.) Этот служитель синагоги нес ответственность за поддержание порядка в здании синагоги и обычно был хозяином дома, в котором собирались верующие. В отличие от пресвитеровепископов (3:2), эти «диаконы» могли выполнять в основном административные функции и не слишком много занимались публичным обучением. 3:9. «Хранящие таинство веры» – это ключевой момент в условиях преобладания ереси в эфесской «церкви (1:3–7). 3:10. В древности политические лидеры (или новые члены той или иной группы) выдвигались на свои посты в основном после того, как они проходили проверку на менее ответственных должностях; см. коммент, к 3:6,7. «Беспорочны» – см. коммент к 3:2. 3:11. Богословы спорят, о ком идет здесь речь: о женщинах-диаконах или о женах диаконов, хотя даже в римских официальных документах, например от 112 г. н. э., приводятся данные о христианских диакониссах (женщинах-диаконах). Таким образом, Павел либо предъявляет требования достойного поведения к женам официальных служителей «церкви (в древнем обществе над мужчинами часто смеялись из-за поведения их жен), либо разъясняет некоторые другие требования для женщин-дьяконов. Сплетни и досужие разговоры в большей степени имели отношение к женщинами, а не к мужчинам (ср.: 5:13). 3:12,13. «Муж одной жены» – см. коммент. к 3:2,3; «управляющий детьми» – см. коммент. к 3:4,5.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

18:13. Должность Давида. Давид был поставлен «тысяченачальником», однако понятие «тысяча», по-видимому, обозначало отряд, укомплектованный членами одного клана, а численность подобных отрядов зависела от величины соответствующих кланов. Позднее эти отряды были унифицированы и стали насчитывать по тысяче человек, но в начальный период отряд мог состоять всего из десяти человек. Очевидно, израильское войско было разделено на такие «кланы» ( Чис. 31:5 ; Нав. 22:21,30 ; Суд. 5:8 ). Следующим подразделением израильского войска была «сотня» ( 1Цар. 22:7 ) и даже «пятьдесят» (см. коммент. к 1Цар. 8:12 ). 18:17. Женитьба на дочери царя. Женитьба на старшей дочери царя могла принести Давиду титул «царского зятя», что чрезвычайно повысило бы его статус. Во многих древних обществах это было единственной возможностью приблизиться к престолу, но в Израиле подобная практика не подтверждается. Давид осознавал, что его род имеет более низкий социальный статус, чем род Саула. Саул хотел обеспечить преданность и заручиться поддержкой прославленного воина (см. коммент. к 17:25). Следовательно, низкий социальный статус Давида не рассматривался как препятствие его принятию в семью Саула. 18:25. Выкуп за невесту. Выкуп за невесту (вено) – денежная сумма, выплачиваемая женихом родителям невесты (см. коммент. к Быт. 29:21–24 ; Исх. 22:16,17 ; Втор. 22:23,25; 22:29 ). Обычно эти деньги хранили на тот случай, если муж разведется с женой или умрет. Для членов царского рода в подобной предусмотрительности не было необходимости, но величина выкупа имела значение, поскольку отражала статус невесты. Давид не располагал средствами для женитьбы на царской дочери. Но, очевидно, величина выкупа определялась отцом невесты (см.: Быт. 34:12 ), и Саул решил связать этот вопрос не с финансовыми возможностями будущего супруга, а с его воинскими качествами. На древнем Ближнем Востоке подсчет убитых нередко производили по каким-нибудь частям тела, например, отсеченным кистям рук (см. коммент. к Суд. 8:6 ) или отрубленным головам ( 4Цар. 10:6–8 ). Саул потребовал принести «краеобрезания», чтобы убедиться, что убитые действительно были филистимлянами, поскольку многие другие соседи Израиля практиковали обрезание. 19:1–24 Саул преследует Давида

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    14:17. Дух истины ведет народ Божий путем истины ко всей полноте откровения Иисуса, Который есть истина (14:6; 16:13). В Свитках Мертвого моря дух истины противопоставляется духу заблуждения (ср.: 1 Ин. 4:6).     14:18—31 Пришествие и откровение Иисуса     14:18—20. В Ветхом Завете «сироты» были бесправными и нуждались в защите закона. Данный контекст относится к явлению Иисуса ученикам после воскресения и к пребыванию с ними посредством Духа (20:19—23).     14:21,22. Израиль верил (и справедливо), что Бог даровал ему особое откровение в за-коне, какого не было у других народов. Слова, в которые Иисус облекает обещание явиться ученикам, заставляют вспомнить явление Бога Моисею на горе Синай (см. коммент. к 1:14).     14:23,24. Еврейские учителя утверждали, что Бог особым образом пребывает среди тех, кто изучает Его закон; Иисус говорит о постоянном пребывании Бога в каждом верующем как в храме, предназначенном для Его присутствия. Пребывание Бога в храме и среди Своего народа — один из постулатов ветхозаветного учения; то, что Его законы записаны в сердцах верных и что Его Дух действовал среди пророков, — не менее известные положения Ветхого Завета. Но то, как Иисус расширяет и применяет к Себе эти воззрения, не находит параллелей в дошедшей до нас древней литературе. В Свитках Мертвого моря говорится о Духе, действующем в среде Божьего народа, но эти свершения не идут ни в какое сравнение с пророческой и чудотворной деятельностью в Новом Завете.     14:25,26. Функции Духа, перечисленные здесь Иисусом, приписывались в иудаизме божественной премудрости, которая в еврейских народных преданиях дохристианской эпохи связывалась с Божьим Духом и законом (ср. также: Неем. 9:20; Пс. 142:10). В контексте иудаизма понятие «научит» может включать и само учение, и его разъяснение; запоминание текстов также составляло важную часть процесса обучения вдревности.     14:27. Еврейские учителя превозносили мир (особенно в отношениях с окружающими).    14:28—31. О ст. 29 см. в коммент. к 13:19; о ст. 30 см. в коммент. к 12:31; о «любви» и «заповеди» в ст. 31 см. в коммент. к 14:15. Повиновение Иисуса Отцу включает и подчинение необходимости ступить на крестныйпуть в 14:31, где Он призывает Своих последователей присоединиться к Нему на этом пути («встаньте»). Благодаря этому мир сможет познать истинную природу Иисуса (12:32,33; 17:21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

16:6. Траурные ритуалы. Описанные здесь ритуалы были запрещены израильской традицией (см. коммент. к Лев. 19 и Втор. 14:1 ). Самоистязание также описывается в 5 в контексте поклонения Ваалу. 16:20. Идолы не боги. См. коммент. к 10:5. 17:1. Грехи, начертанные на скрижали сердца. Алмазный (в оригинале – «железный») резец использовался для вырезания текстов на камне, тогда как кремнем делали гравировку на драгоценных камнях. Сердца иудеев представлены как чрезвычайно неподатливый материал для письма. 17:2. Жертвенники и дубравы. См. коммент. ко 2:20. 17:3. Высоты. См. коммент. к 1Цар. 9:12 . 17:6. Бесплодная земля. Повышенное содержание соли в почве считалось проклятием. В ряде месопотамских текстов описывается постепенное засоление почвы в Южном Ираке в 3-м и 2-м тыс. до н. э. Когда засоление почвы достигало определенного уровня, она становилась непригодной для сельскохозяйственного использования и оставлялась, иногда на целые столетия. 17:11. Поведение куропатки. Куропатка откладывает яйца в неглубокие гнезда прямо на земле. Хотя яйца могут быть уничтожены хищниками или просто раздавлены, эти птицы откладывают много яиц, и оба родителя высиживают птенцов. Смысл этого сравнения в том, что как не из всех яиц выводятся птенцы, так и не всем надеждам суждено сбыться. Перевод «куропатка садится на яйца, которые не несла» (напр., в NIV или в синодальной Библии), не имеет под собой основания. 17:13. Написаны на прахе. В этом трудном для понимания отрывке подразумевается либо быстро исчезающее имя, написанное на песке, либо имя, записанное в преисподней. Древнееврейское слово здесь то же самое, что и в 15:7, где оно означает либо землю, либо преисподнюю. Последнее значение больше соответствует данному контексту. Имя, записанное в преисподней, означает смертный приговор. Запись в небесной книге указывает на продолжение жизни. Быть вычеркнутым из книги жизни и записанным в книге преисподней означает смертный удел. В Пс. 87эта же мысль выражена другими словами. 17:13. Бог как источник живой воды. В отличие от стоячей или загрязненной воды, наполняющей хранилища или пруды, «живая» вода – проточная. 17:19–27 Суббота

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010