24:24. Пятьдесят сиклей серебра. По сравнению с четырьмястами сиклями, уплаченными Авраамом за пещеру Махпелу ( Быт. 23 ), эта сумма не так уж велика. Правда, из 1Пар. 21:25 мы узнаем, что Давид заплатил за весь участок шестьсот сиклей золота. Третья Книга Царств 1:1–53 Соломон получает престол в обход Адонии 1:3,4. Статус Ависаги. Поскольку в тексте не сообщается о каких-либо переговорах с родственниками Ависаги, очевидно, она не была официально принята в царский гарем. Хотя Ависага не была ни женой, ни наложницей, роль последней спутницы царя оказалась достаточно двусмысленной, чтобы поместить ее в дальнейшем в самую гущу борьбы за власть (см. коммент. к 1:13–21). 1:3. Сунамитянка. Сунем (совр. Солем) расположен на территории Иссахара, в 7 милях к юго-востоку от Назарета. Упоминается в перечне завоеваний Тугмоса III (XV в. до н. э.) и в амарнских письмах (XIV в. до н. э.). 1:5,6. Право первородства в Израиле. На древнем Ближнем Востоке право первородства соблюдалось не всегда. Из многих текстов явствует, что дети разделяли наследство поровну. Что касается наследования власти, то в некоторых культурах братья имели преимущество перед сыновьями. Иногда право назначать наследника принадлежало царю, причем в некоторых случаях требовалось согласие подданных. У израильтян первенцы обычно имели определенное преимущество, однако и наследство, и власть далеко не всегда доставались первенцам. См. коммент. к Втор. 21:15–17 о наследственных правах первенцев в древней ближневосточной культуре. 1:5. Пятьдесят скороходов. Лица, занимавшие высокое положение в обществе, имели обыкновение демонстрировать свое могущество, разъезжая на колеснице в сопровождении скороходов (см. коммент. ко 2Цар. 15:1 ). Как явствует из анналов Саргона II и других ассирийских царей, в военной обстановке подобная свита превращалась в боевое подразделение. 1:7,8. Поддержка военачальников и священников. В угаритском эпосе о Керете принц Йацциб, старший сын Керета, утверждает, что больной царь не в состоянии исполнять свои обязанности, и потому должен уступить престол наследнику. Такое же стремление овладеть престолом дряхлеющего отца проявляли сыновья Давида. Они приступили к достижению этой цели, обеспечив себе поддержку со стороны наиболее влиятельных группировок внутри государства, а именно военачальников и священников. Противостояние любой из этих группировок предвещало недолгое царствование (см.: 3Цар. 16:15–18 и 4Цар. 11 , соответственно). Поскольку на повестке дня стоял вопрос о переходе власти к одному из членов царствующей династии, в получении поддержки от кланов и колен не было необходимости. Нафан и Вирсавия, с их настойчивым стремлением установить институт регентства (существовавший в Египте и Месопотамии) и нежеланием насильственно отстранять Давида от власти, смогли приобрести престол для Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:10. Размеры камней. Массивные плиты основания были от 12 до 15 футов в длину и весили много тонн. Обнаружение еще более крупных блоков в основании платформы храма Ирода в Иерусалиме (один блок имел в длину более 40 футов и весил около 100 тонн) свидетельствует о том, что в монументальных сооружениях подобные размеры не были редкостью. 7:15–22. Отдельно стоящие столбы. Эти полые медные столбы имели 34 фута в высоту (с капителями) и диаметр около 5 футов. Описание отдельно стоящих колонн храма в ассирийском городе Кар-Тукульти-Нинурта также содержит сведения о высоте, длине окружности и форме капителей, которыми они были увенчаны. Особый интерес представляет тот факт, что они были украшены выгравированными надписями. Подобные колонны представляли типичное оформление парадного входа, поэтому не исключено, что эти столбы предназначались для ворот. Возможно «Иахин» и «Вооз» были первыми словами надписей на каждом из этих столбов, и потому стали рассматриваться как их имена. Гранатовые яблоки и лилии (в некоторых переводах – «лотосы») часто использовались в архитектурном декоре. 7:23–51. См. коммент. ко 2Пар. 4 . 8:1–66 Освящение храма 8:2. Месяц афаним. Этот осенний месяц (соответствующий сентябрю-октябрю) приходился на сезон дождей и был связан с Праздником кущей (см. коммент. к Исх. 23:16 и Втор. 16:13–17 ). То обстоятельство, что храм (строительство которого, согласно 6:38, завершилось в восьмом месяце) был освящен в седьмом месяце, говорит о том, что либо празднование после окончания работ продолжалось в течение года, либо освящение было отложено почти на год, чтобы официально приурочить его к празднику урожая. 8:14–66. См. коммент. ко 2Пар. 6 . 9:10–28 Деяния Соломона 9:11. Двадцать городов в Галилее. Поскольку Галилея определяется по-разному (см.: Нав. 20:7 ; Ис. 9:1 ), возможно, территория, отданная Хираму, включала западные предгорья вплоть до Мегиддона. По всей вероятности, сюда входила буферная зона между Финикией и Израилем. Следует отметить, что в рассказе летописца сообщается о возвращении этих городов и земель Соломону ( 2Пар. 8:2 ). Примеры обмена территориями и городами можно найти в месопотамских и египетских царских записках, договорах и анналах. Так, ассирийский царь Сеннахирим описывает в своих анналах захват городов на территории Езекии и передачу их филистимским правителям Азота, Экрона и Газы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

43:3. Река Ховар. См. коммент. к 1:1. 43:7. Трупы царей. Речь здесь, по-видимому, идет не о «трупах царей», а об идолах, использовавшихся в языческом культе мертвых, описанном в Лев. 26:30 . Иезекииль, вероятно, имеет в виду поклонение духам предков царей Израиля, во многом похожее на культ усопших царей в Угарите. Об обожествлении царей у этих народов ничего неизвестно. 43:8. Порог и вереи (косяки) дверей. Сказанное в ст. 8 соответствует описанию храма Соломона в 3Цар. 6,7 . Первый храм был построен как составная часть целого комплекса дворца Соломона. Только стена разделяла храм и дворец, поэтому соответствующие пороги и косяки дверей граничили между собой. 43:13. Локоть с ладонью. См. коммент. к 40:5. 43:13–17. Строение жертвенника. Хотя для описания жертвенника используются специальные термины, характерные для аккадского языка, описанный Иезекиилем жертвенник имеет наибольшее сходство с жертвенником в храме Соломона ( 2Пар. 4:1 ; 3Цар. 2:28 ). Оба жертвенника четырехугольные и имеют одинаковую длину и ширину, рога же характерны для всех жертвенников в Леванте. Хотя этот жертвенник крупный, он меньше того, что стоял в храме Соломона, и сопоставим по размерам с жертвенниками, обнаруженными археологами. 43:19. Племя Садока. Садок был представителем Аароновой ветви первосвященников, служивших во время царствования Давида и Соломона. В послепленную эпоху на сыновей Садока была возложена обязанность служения у жертвенника, тогда как левиты стали выполнять менее важные задачи, чем прежде. Потомки Садока были первосвященниками до времени правления греческого царя Антиоха IV (175–163 гг. до н. э.). Фактически, как считают некоторые исследователи, секта ессеев в районе Мертвого моря образовалась как реакция на прекращение священнического служения потомков Садока. 43:24. Соль. Здесь речь идет о «завете соли» (см. коммент. к Лев. 2и Чис. 18:19 ). Консервирующие свойства соли сделали ее символом нерушимости отношений завета. Таким образом, добавление соли было напоминанием о Божьем завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:1. Помазание священных предметов. Помазание – это акт посвящения. Неясно, чем осуществляется помазание, – елеем или кровью, но первое представляется более вероятным. 7:13. Серебряная посуда. Указанные предметы из серебра представляли собой чаши, причем первая была вдвое больше второй и, вероятно, глубже. Их вес составлял три и полтора фунта, соответственно. 7:13. Пшеничная мука. Это была крупка, оставшаяся в сите после просеивания муки. Такая же крупка использовалась в хлебном приношении (см. коммент. к Лев. 2:1 ). 7:14. Золотая кадильница. Этот предмет весил около четырех унций. Слово, переведенное как «кадильница», обычно обозначает руку. В Амарне найдены щипцы, которым придана форма рук, однако, учитывая, что эти приспособления наполнялись благовонием, можно предположить, что это были не щипцы, а плошки. Несмотря на относительно небольшой размер кадильницы, наполнявшее ее благовоние было столь ценно, что даже такое малое количество представляло существенный дар, помимо ценности золота, из которого она была сделана. 7:84–88. Назначение приношений. В тексте не сказано, что животные были действительно принесены в жертву, и слово, переведенное как «приношения», не относится к жертвоприношениям. Животные были пожалованы на нужды скинии для определенных жертвоприношений (названных в перечне) и пополнили принадлежавшее святилищу стадо. Обеспечение скинии всем необходимым для служения напоминает празднование новоселья. 8:1–4 Светильник 8:2. Светильник. Светильники в виде стилизованного дерева с центральным стволом и шестью ветвями, по три с каждой стороны, получили распространение в культурах Средиземноморья в эпоху поздней бронзы. См. коммент. к Исх. 25:31–40 . 8:5–26 Левиты 8:7. Бритье тела для очищения. Египетским жрецам также приходилось брить голову и тело для поддержания ритуальной чистоты. Бритвы были бронзовыми, в виде ножа с закругленной рукоятью или в виде лезвия с узкой ручкой, прикрепленной под прямым углом к полотну. 8:10. Возложение рук. Такой же обряд израильтяне совершали, представляя священнику жертвенное животное (см. коммент. ниже). Это символизирует служение левитов от имени израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:7–9. Учителя обычно призывали своих учеников подражать им в жизни. О труде Павла и его соработников см. в коммент к 1Фес. 2:9 . Как указывают некоторые комментаторы, выражение «есть хлеб», по-видимому, было еврейской метафорой образа жизни (см., напр.: Быт. 3:19 ). 3:10. Хотя высказывание Павла не имеет явных параллелей с другими текстами, некоторые еврейские и греческие выражения обнаруживали близкий смысл. В иудаизме отчетливо подчеркивалось нравственноезначение труда, а благотворительности придавалось большое значение. В притчах неоднократно говорилось о необходимости оказывать помощь обездоленным и об ответственном отношении к труду тех, кто могтрудиться. Слово «есть» относится либо к пище, которую предоставляют другие верующие (ср.: 3:12), как, например, в синаго-гах, где заботились о нуждающихся иудеях, либо к пище, которая подавалась на общихцерковных трапезах (ср.: 3:14), как это обычно практиковалось в религиозных организациях и в греко-римском мире. 3:11,12. О выражении «ели свой хлеб» см. в коммент. к 3:7–9. «Суетятся», т. е. живут праздно или создают видимость активной деятельности, растрачивая время на пустяки, – или то и другое вместе. Некоторыехристиане, очевидно, избрали для себя такой стиль жизни, характерный как для странствующих философов, так и для Павла с помощниками. Но хотя Павел и его сотрудники решительно отстранились от «плохих» философов-киников (см. коммент. к 1Фес. 2:1–12 ), некоторые фессалоникийцы могли полностью придерживаться взглядов киников, но, в отличие от Павла, киники не работали, а просили милостыню. 3:13. «Делая добро» – речь здесь идет, в том числе, и о благотворительности, как в иудаизме; Павел не хотел, чтобы его читатели неверно поняли его предыдущие высказывания. 3:14,15 . Для членов « " синагоги предусматривались разные уровни дисциплинарных взысканий, которые восприняли и церкви (за исключением физического наказания). Даже в более поздних предписаниях рав-винов, которые не допускали разнообразную практику наказаний, имевшую место во времена Павла, окончательное исключение из общины означало, что этот человек считался неверным, а потому подвергалсяпроклятию (ср.: 1Тим. 1:20 ; 1Кор. 5:5 ; Мф.18:15–20 ); но и не столь строгие наказания, которые еще позволяли рассматривать верующего членом религиозного сообщества, тоже были. Ессеи также прибегали к разного рода дисциплинарным мерам по отношению к членам своей общины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

3:7–10. Левиты на страже скинии. Левиты, расположившиеся вокруг скинии, получили повеление предавать смерти всех, кто вторгнется в священные пределы. Древние святилища предназначались не для общего богослужения, а для пребывания богов. Жрецы рассматриваются как стражи в хеттских текстах, а также в текстах из Мари. По представлениям вавилонян вход в храм охраняли еще и демоны, или духи-покровители. 3:12,13. Левиты занимают место первенцев. Во многих древних культурах существовал культ предков, отправление которого включало жертвоприношение возлиянием. С помощью этого ритуала живые надеялись умилостивить духов мертвых и получить их покровительство. По вавилонским поверьям бесплотный дух (utukki), или призрак (etemmu), мог стать очень опасным, если не уделять ему достаточно внимания. Забота об умерших начиналась с подобающего погребения и выражалась в регулярных жертвоприношениях и в почитании памяти усопших. Первенец нес ответственность за соблюдение культа предков, и потому наследовал родовых богов (скульптурные изображения предков). Хотя почитание предков и погребальный культ в Израиле не одобрялись, высказывания пророков свидетельствуют о том, что народ продолжал соблюдать эти обычаи. Поэтому передача статуса первенцев левитам подразумевает, что вместо культа предков, соблюдаемого первенцами на уровне семьи, в Израиле утвердится богослужение на национальном уровне, которое будет проводиться и регулироваться левитами (см. также коммент. к Исх. 13:1 ; Втор. 14:1,2; 26:14 ). О правовом оформлении этого явления см. коммент. к 8:24–26. 3:47–51. Серебро выкупа. В несколько ином контексте идея выкупа за деньги встречается также в аккадских (вавилонских) и угаритских (хананейских) текстах. Здесь народ выкупает своих первенцев у Бога, «продавая» левитов, а остаток первенцев должен быть выкуплен за деньги в соответствии со шкалой стоимостей, приведенной в Лев. 27:6 . Обычный сикль весил 11,4 грамма, хотя иногда упоминается «тяжелый сикль», который весил больше. По-видимому, вес и стоимость священного сикля, о котором здесь идет речь, были более устойчивы, чем соответствующие показатели обычного «рыночного» сикля. Принято считать, что священный сикль был легче (см. коммент. к Исх. 30:13 ). Пятьсиклей составляли примерно половину годичного заработка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вероятно, Иеремия вспоминает о плаче в Раме потому, что это селение было перевалочным пунктом, в который приводили жителей Иерусалима перед отправкой в Вавилон (см.: 40:1). Ассоциации с Рахилью вызваны тем, что Рама находится вблизи Целцаха, где погребена Рахиль (см. коммент. к 1Цар. 10:2 ). 31:21. Путевые знаки и столбы в Древнем мире. Хотя путевые знаки появились только в римскую эпоху, наказ Иеремии о том, чтобы изгнанники отмечали свой путь столбами, позволяет полагать, что подобная практика не была чем-то новым. С другой стороны, дороги определялись по заметным ориентирам на местности (ittu в эпосе о Гильгамеше и поэме «Энума элиш») или по их назначению («Царская дорога» в Чис. 20:17 ). 31:21. Дева Израилева. См. коммент. к 18:13. 31:23. Гора святая. Для жителей древнего Ближнего Востока, как и для древних греков, с чьей мифологией мы хорошо знакомы, горная вершина была местом пребывания божества (см. коммент. к Ис. 14:13 ). Поскольку Иерусалим был местом пребывания Бога и находился на возвышенности, его называли «святой горой Божьей». 31:33. На сердцах их напишу. Существовала практика предсказаний, когда божеству задавали вопрос и искали ответ на него, изучая внутренности жертвенных животных. При этом жрецы-предсказатели взывали к божеству, прося его записать свое откровение на внутренностях животного, чтобы они смогли узнать и объяснить другим его волю. В другой часто используемой молитве гадатели просили божество вложить истину во внутренности. И глаголы («вложу», «напишу»), и существительные («внутренности», «сердце») в этом стихе те же, что и в предсказаниях гадателей в аккадской литературе. Но если Иеремия и использует язык и концепцию предзнаменований, то лишь как средство донесения своей вести. Воля и уставы Господа будут познаны, если израильтяне и иудеи тщательно исследуют свои сердца. 31:36. Основы мироздания. В Месопотамии верили, что скрижали судьбы содержат установления, определяющие все будущие события на земле. Люди воспринимали знамения очень серьезно, поскольку считали, что эти установления отражаются в движении небесных тел, поведении животных и даже во внутренностях животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    3:9,10. Об утверждении относительно безгрешности см. в коммент. к 3:6,7. Некоторые исследователи полагают, что Иоанн заимствует здесь образ «семени» у своих оппонентов, поскольку эта концепция позднее была известна среди гностиков; но этот образ уже был хорошо известен в христианской традиции (Иак. 1:18,21; 1 Пет. 1:23; см. коммент. к 1 Пет. 1:23). Считалось, что ребенок наследует природу отца через его семя, а потому Иоанн может здесь использовать этот образ для разъяснения своей мысли: рожденные от Бога через обращение в веру теперь отражают в себе Его характер, а те, кто не отражает его, имеют другую природу. Согласно Ветхому Завету, грех можно преодолеть, опираясь на слово, написанное или пребывающее в сердце человека (см., напр.: Пс. 118:11; Иер. 31:32,33).     3:11—13. Убийство Каином Авеля часто пересказывалось в иудейских преданиях с вымышленными деталями; подчас нечестие Каина описывалось весьма подробно. Он стал олицетворением нечестия (см., напр.: Книга Юбилеев и 1 Енох.; фарисеи иногда связывали Каина с саддукеями и их отрицанием грядущей жизни в вечности); в одном дохристианском еврейском тексте он назван «неправедным» (Прем. 10:3). Филон неоднократно использовал образ Каина как символ эгоизма и иллюстрировал на его примере тезис: «чем сильнее гонения, тем лучше», как здесь (ср.: Гал. 4:29). Некоторые более поздние гностики, противники закона, считали Каина героем.    Убийство брата рассматривалось в древности как одно из самых чудовищных преступлений (напр., у «Цицерона, Горация); Иоанн называет «братом» каждого члена христианского сообщества. Убийца считался сыном дьявола (3:10), поскольку первые дела дьявола принесли смерть Адаму (см. коммент. к Ин. 8:44); в некоторых более поздних раввинистических текстах утверждается, что отец Каина был злым ангелом, даже самим дьяволом. Соперничество между родными братьями (Быт. 37:8; 1 Цар. 17:28) могло развиваться постепенно, но поступок Каина прервал этот процесс.     3:14,15. Убийство было смертным грехом по ветхозаветному закону, а потому заслуживало геенны, согласно более поздним иудейским воззрениям. Иисус приравнивал ситуацию, которая ведет к убийству, к самому убийству (ср.: Мф. 5:21,22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Militärgeschichte, 152 и сл.); вместе с тем Прокопий (Proc. I.15.3) именует дукса ατρατηγς, Дабрагез же (как и прочие таксиархи у А.) действует по приказам стратигов. Недвусмысленные случаи употребления ταξαρχος как термина, обозначающего военачальника вообще, нередки у Феофилакта (например, Theoph. Sim. 1.12.1), отличавшегося наибольшей среди ранневизантийских историков вольностью в употреблении терминов (ср.: Grosse. Militärgeschichte, 146, Anm. 3); по-видимому, на подобных примерах основывается Брайчевский (К истории, 130), Утверждая, что и в нашем случае ταξλιαρχος – просто «военачальник»; ср. произвольный перевод Френдо: «two commanders» (аналогично – ив других местах, где упомянуты таксиархи). Но рядом с λοχαγς наше ταξαρχος должно обозначать более конкретное понятие (сходно – Agath. Hist. IV. 13.2–4); то же касается и слова лохаг – командир лоха, λχος – подразделения тагмы (ср. коммент. 4.1), т.е. рангом ниже таксиарха (Grosse. Militärgeschichte, 274). Мнение Мюллера и Гроссе кажется нам более убедительным; показательно место Agath. Hist. IV. 18.1 (отр. ΙΙΙ): в числе сотни отважнейших воинов на особое задание послан стратигами таксиарх Феодор – едва ли подходящая роль для дукса (численность его отряда в другом эпизоде – не более пятисот воинов; см. коммент. 10.1); аналогично – Agath. Hist. II.6.4. стратиги не сочли возможным вверить руководство четырехтысячным отрядом таксиархам Максенцию и Феодору, известнейщим военачальникам: Agath. Hist. IV. 13.3. 6 .2. По мнению Штайна (Stein. Histoire, II, 815), Дабрагез в Agath. Hist. III.6.9 (отр. I) – еще только трибун, но ко времени событий, о которых говорится в Agath. Hist. III.21.6 (весна 556 г.) был повышен в таксиархи, т.е., по Штайну, в дуксы. Ср. коммент. 7. 7 . λμγγειρος, см.: Moravcsik. ВТ, II, 123. Отождествление его с λμιγζορ (Οννος τ γνος: Agath. Hist. IV. 15.1–2; J. Classen in: Agathiae... libri, 403: «fortasse»; Stein. Histoire, II, 815) основано лишь на созвучии; между тем отчасти на этом отождествлении Штайн и строит свои предположения относительно чина Дабрагеза (см.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

15:19–23. Обращение с первенцами животных. Обычай посвящать первенцев животных божеству не имеет аналогий в других культурах древнего Ближнего Востока, хотя некоторые ученые утверждает, что сведения о подобной практике встречаются в угаритских текстах. Даже если это так, тексты дают нам мало информации о смысле этого обычая. 15:23. Запрет на употребление крови. См. коммент. к Лев. 17и Втор. 12:16,20 . 16:1–17 Три главных праздника 16:1–17. Еврейский религиозный календарь. Другие варианты календаря встречаются в Исх. 23:12–19; 34:18–26 ; Лев. 23 и Чис. 28, 29 (см. соответствующие коммент.). 16:1. Авив. Авив (март – апрель), считавшийся первым месяцем еврейского календаря, связан с событиями исхода (см. коммент. к Исх. 13:4; 23:15 ). Полагают, что название этого месяца заимствовано из хананейского календаря. Позднее, когда в Израиле были приняты названия месяцев из вавилонского календаря, первым месяцем стал нисан. В Исх. 23авив связан с праздником опресноков, а в Книге Второзаконие – с Пасхой. 16:1–8. Пасха. Ср. с пасхальными установлениями в Исх. 12 . Законодательство в Книге Второзаконие учитывает изменения, происшедшие в израильском обществе со времен исхода, и переносит празднование Пасхи в то «место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (ст. 6), т. е. в Иерусалим. 16:9–12. Праздник седмиц. Второй из великих праздников, известный также под названием Пятидесятницы, наступает через семь недель после начала жатвы пшеницы ( Исх. 34:22 ). В земледельческом цикле он знаменует завершение периода жатвы пшеницы и традиционно ассоциируется с дарованием закона на Синае. Кроме того, этот праздник связан с возобновлением завета и паломничеством. Празднование сопровождалось принесением «жертвы возношения» из двух хлебов, жертвоприношением животных (семерых годовалых агнцев, одного тельца и двух овнов) и жертвой возлияния в благодарность за добрый урожай. Кроме того, в качестве жертвы за грех народа в этот праздник приносится козел. 16:13–17. Праздник кущей. Последний праздник перед установлением сезона дождей приходился на осень и знаменовал начало нового цикла земледельческих работ (пятнадцатый день седьмого месяца). В этот период происходил сбор и закладывание в хранилища последнего зерна и плодов. Этот продолжающийся в течение недели праздник известен также под названием «праздник собирания плодов» ( Исх. 23:16 ). Его отличительной особенностью было сооружение украшенных зелеными ветвями шалашей. Слово «кущи» в названии этого праздника впервые появляется в Книге Второзаконие и, по-видимому, отражает обычай жнецов сооружать шалаши на полях, чтобы работать от зари до зари, не возвращаясь домой (см.: Лев. 23:42 ). Еврейская традиция связывает этот праздник с воспоминаниями о странствиях в пустыне. К празднику кущей было приурочено освящение храма Соломона в Иерусалиме ( 3Цар. 8:65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010