18:15—18. Дополнительную информацию см. в коммент. к Мк. 14:66—69. Согласно позднейшему «раввинскому учению, ради спасения жизни иудеям дозволялось отрекаться от своего еврейства, особенно с помощью уклончивых ответов (ср.: Мк. 14:68). Открытое отречение, могущее опорочить Божье имя, считалось позорным. Петр, вероятно, не был знаком с этими правилами, но они характеризуют общество того времени, которое относилось к отречению не так сурово, как Иисус. Как и большинство людей, Петр был сыном своего времени и еще не отвечал радикальным требованиям Иисуса на практике.     18:19. Внезапный переход от одной сцены к другой был обычным приемом древней литературы, позволяющим держать читателей в напряжении, что считалось, как и в наше время, признаком хорошего письма    Иоанн не утверждает, что упоминаемый здесь «первосвященник» был иерархом, признанным Римом (см.: 18:13—24); подобно другим новозаветным авторам и «Иосифу Флавию, Иоанн следует общепринятойпрактике именования всех видных представителей священнической аристократии «первосвященниками».     18:20. Хотя «раввины посвящали в наиболее сложные аспекты учения только избранных учеников (напр., в доктрину о творении или о Божьем престоле-колеснице), они придерживались правила, сохласно которому закон полагалось преподавать открыто, — в отличие от лжепророков, которые учили «тайно».     18:21. Из того, что нам известно о еврейском законе, следователи не имели права принуждать человека свидетельствовать против себя. Но даже если этот закон существовал во времена Иисуса, религиозная верхушка, поддерживаемая Римом и действующая, как она полагала, в интересах народа, не утруждала себя его исполнением.     18:22—24. Насилие по отношению к заключенному, несомненно, противоречило иудейскому закону. Этот поступок показывает, насколько недобросовестно и безразлично относился первосвященник Анна ктребованиям иудейской законности; его интерес к этому делу был обусловлен политическими, а не правовыми соображениями. Эта подробность соответствует изображению первосвященников, сохранившемуся в текстах других меньшинств в иудаизме, неприязненно относившихся к ним («фарисеев и «ессеев). См. коммент. к Мк. 14:1,43. Иисус не нарушил предписания Исх. 22:28; ср.: Деян. 23:3—5.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    7:60. Последний возглас Стефана заставляет вспомнить Лк. 23:34; см. коммент. к ,Деян. 7:59. Человек, побиваемый камнями, должен был сознаться в своем грехе и молиться: «Пусть смерть искупит все моигрехи». Стефан же молится о том. чтобы был прощен грех его обвинителей (см.: 7:57,58).     8:1. Потребовались гонения (главным образом на так называемых «эллинистов»), чтобы «церковь приступила к исполнению поручения Иисуса (см.: 1:8). Как заметил североафриканский богослов Тертуллиан, «кровь христиан стала семенем», из которого выросла церковь.     8:2. Остаться непогребенным считалось в древнем Средиземноморье величайшим бесчестием; похоронить мертвого даже с риском для жизни было героическим поступком, достойным уважения. Погребение было обязанностью взрослых сыновей или ближайших родственников покойного. Еврейский закон запрещал оплакивать казненного преступника, но по отношению к другим умершим соблюдение траура считалось священной обязанностью.     8:3. Темница была местом предварительного заключения до суда; то обстоятельство, что Савл не щадил и женщин, свидетельствует, что в своем усердии он превзошел большинство современных ему гонителей христиан (Гал. 1:13,14; Флп. 3:6). Единственное преступление, в котором обвинялись члены церкви, по-видимому, заключалось в их противостоянии храму, вызванном речами Стефана.     8:4. Древние религии распространялись не столько выдающимися проповедниками, сколько купцами и путешественниками.     8:5—13 Обращение самарян    Завершив рассказ о Стефане, Лука обращается к другому примеру, а именно к служению «рассеявшихся» (8:4).     8:5. Возможно, «городом Самаринским» здесь названа ветхозаветная Самария, ставшая к тому времени греческим городом Севастией, где почитался культ императора и процветал оккультизм (ср. коммент. к8:10,11). Но жители Севастии были греками, а не самарянами, поэтому указанное определение скорее относится к Неаполю — главному самарийскому городу, расположенному неподалеку от Самарии на месте древнего Сихема (ср.: 7:15,16). Это был религиозный центр самарян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Об ангелах как существах, обладающих особенными свойствами тонкоматериальной природы, неоднократно говорится в Палее (см.: коммент. 3, 4, 27). Рассуждения о скрытом в физических телах земном огне базируются на представлениях об огне как одном из четырёх материальных первоначал, чему являются подтверждением аналогичные, но более пространные рассуждения в «Шестодневе» Иоанна экзарха Болгарского об огне как имманентной стихии мира: «Как у [человеческого] тела не называет он все члены по отдельности, так и в созданном он не перечисляет [всего], хотя Он всё сотворил тогда одновременно с небом и землёй. И если бы огонь не был на земле, то нельзя было бы высечь его железом из камня и из дерева. Трением дерева получают огонь. Если бы дерево в своей природе не имело огня, то откуда бы он возник?» (Шестоднев–1991. С. 66). – Г.С.Б. 254 Ср. у Платона: «…ибо голову, являющую собой наш корень, божество простёрло туда, где изначально была рождена душа, и через это оно сообщило телу прямую осанку» (Тимей. 90). Об отличии человека от животных по принципу прямохождения высказывался Аристотель: «…Голова же у всех животных расположена кверху по отношению к их телу, но только у одного человека… эта часть… направлена кверху Вселенной» (История животных. I. 62). О дальнейшем развитии в Палее этой мысли, которая в своей основе связана с античностью см. коммент. 243. 255 В античную эпоху душу с кровью отождествлял ученик Сократа и Горгия Критий. Аристотель считал кровь общей частью всех живых существ, но при этом отличал плотские души животных от бесплотной живительной силы души человека (см.: Аристотель. История животных. I. 19; III. 90–93). Изложенная в Палее христианская точка зрения восходит к иудейской традиции, где кровь отождествлялась с душой животного: «…ибо душа всякого тела есть кровь его» ( Лев. 17:14 ). К Ветхому Завету восходят запреты на употребление в пищу удавленины, ибо в невыпущенной крови предполагалось нахождение души животного (см.: Деян. 15:29 ). К сожалению, мы до сих пор лишены очень важной составляющей комплексного изучения не только Палеи, но и многих других рукописных памятников, а именно подробной и внимательной характеристики сопровождающих текст книжных миниатюр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

    24:41—43. Согласно иудаистской традиции, ангелы не едят земную пищу.     24:44—53 Последнее поручение     24:44—46. См. коммент. к 24:25—27. В других еврейских источниках также упоминается деление Ветхого Завета на три части .Еврейские толкователи Писания иногда говорили, что Бог «отверз им очи» на Свои истины, — образ, встречающийся и в Ветхом Завете (Пс. 118:18). Несмотря на то что Евангелия свидетельствуют о разногласиях между Иисусом     и Его современниками по многим вопросам, все пласты евангельской традиции подтверждают неизменное обращение Иисуса к Ветхому Завету для определения Своей миссии. Не соглашаясь со многими Своими современниками в толковании Ветхого Завета, Иисус не расходится с ними во мнении относительно авторитета Писания.     24:47—49. Исайя говорил, что в конце времен Израиль будет свидетельствовать перед Богом обо всех народах (43:10; 44:8) благодаря излитому на него Духу (42:1; 44:3). Дух ассоциировался главным образом со способностью пророчествовать — говорить то, что внушает человеку Бог.     24:50. Священники поднимали руки, благословляя народ («Да благословит тебя Господь и сохранит тебя...»; Чис. 6:24—27).     24:51. О вознесении см. в коммент. к Деян. 1:9—11.     24:52—53. Многие дворы храма использовались для совершения молитвы. Древние авторы нередко «обрамляли» литературные произведения или отдельные разделы, начиная и завершая их одинаковыми картинами; Лука обрамляет все свое Евангелие, начиная и завершая его описанием событий, разворачивающихся в храме. Евангелие от Иоанна ВВЕДЕНИЕ     Авторство. Раннехристианские источники практически единодушны во мнении, что четвертое Евангелие принадлежит перу Иоанна. В самом Евангелии сказано, что оно является свидетельством очевидца (19:35), который, судя по содержащимся в тексте указаниям, был «любимым учеником», — определение, наиболее соответствующее Иоанну, сыну Зеведееву, известному по другим Евангелиям. Доказательства авторства Иоанна, приведенные богословом XIX в. Б. Ф. Уэсткоттом (основанные на содержащемся в самом тексте утверждении, что он написан очевидцем событий, а также на других текстуальных свидетельствах, позволяющих свести число возможных авторов до одного из членов ближайшего окружения Иисуса), не потеряли своей силы и поныне, хотя они не убеждают некоторых современных богословов. (В качестве примирительного решения была выдвинута гипотеза, что это Евангелие составлено представителями «школы» Иоанна по материалам, которые передал им Иоанн; у большинства известных учителей были ученики, которым они передавали свои знания.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    16. «Ропотники» (вечно ропщущие) — это может быть указанием на ропот во время блуждания народа израильского в пустыне, но особенно на «жестокие слова» в ст. 15, которые разъясняют приводимую цитату из 1 Енох. Древние моралисты неизменно осуждали лесть и призывали говорить открыто и прямо; политики обычно использовали лесть, стремясь завоевать расположение своих слушателей, и лесть была необходимым инструментом выживания многих подданных императоров и царей. Иуда уже обращался и к их похоти (ст. 6—8), и к высокомерным, напыщенным речам (ст. 8—10).     17—25 Призыв к стойкости     17—19. Поздние гностики объявляли себя духовными людьми, считая других привязанными к окружающему миру (душевные, не имеющие духа); некоторые учителя, вероятно, подпали под влияние отдельных воззрений греческих философов. Поскольку лжеучителя претендовали на то, что они получили дар пророческого видения (ст. 8), то, несомненно, считали себя отмеченными «Духом (ср.: коммент. к ст. 20), но Иуда пишет, что они вообще лишены Духа.     20, 21. Поскольку Святой Дух обычно связывался с Духом пророчества, фраза «молясь Духом Святым» («в или в Духе Святом), вероятно, означает одухотворенную молитву (1 Пар. 25:3; Псалтирь), которая, вполне возможно, включает и говорение на языках (ср. коммент. к Деян. 2:4; 1 Кор. 14).     22,23. Иуда частично заимствует язык Зах. 3:2,4, но здесь речь идет о тех, кого побуждают к отступничеству, и тех, кто уже встал на этот путь, или о самих лжеучителях, которые представляют большую опасность.     24, 25. Иуда завершает свое послание хвалой, как это полагалось во время служения в синагоге; он фокусирует свое внимание на опасности отступления от веры и на том, что Бог силен укрепить и поддержать верующих, сохранить их веру. Послание к Римлянам ВВЕДЕНИЕ     Авторство. Все исследователи «Нового Завета единодушно признают, что автором этого послания был Павел. Церкви, естественно, хранили послания Павла; никому не приходило в голову подделывать послания Павла в течение его жизни или долгое время после того, как его письма стали широко известными и распространялись как авторитетные писания. Анализируя послания, которые, несомненно, принадлежат перу Павла и посвящены конкретным ситуациям (напр., Первое послание к Коринфянам), а также другие, написанные тем же стилем, даже наиболее критически настроенные исследователи Нового Завета редко высказывают сомнения в авторстве многих посланий Павла (включая Послание к Римлянам, Послание к Галатам, Первое и Второе послания к Коринфянам, Послание к Филиппийцам, Первое послание к Фессалоникийцам и Послание к Филимону).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

далее, в конце коммент. к гл. 18). 9–11 Двойственная природа этого образа выражена в ст. 9 с позиций конкретного отождествления: семь голов зверя суть семь гор, на которых сидит жена, то есть речь идет о Риме, «городе семи холмов». Рим играл роль «матери блудниц». Но семь голов представляют также и семь царей. Независимо от того, что означало число семь для других авторов, для Иоанна оно было символом полноты. Соответственно, пять пали означает, что большинство пришло и ушло; один есть относится к тогдашнему правителю; другой (т. е. седьмой) еще не пришел, но когда придет, не долго ему быть, поскольку конец времени близок (1:3). После своего ухода зверь проявит себя во всей силе в восьмом царе, который будет не из числа новых, потому что он был в числе семи, то есть Нерон; но его не нужно бояться, потому что он пойдет в погибель, иными словами, его ждет судьба, уготованная каждому чудищу, противостоящему Богу. 12–14 Десять рогов в соответствии с Дан. 7:7 интерпретируются как десять царей. В видении Даниила они предшествуют силе, противостоящей Богу (некоторые из них будут подавлены этой силой; Дан. 7:24 ), но в видении Иоанна образуют коалицию с антихристом, правителями союзных государств или провинций. Но они еще не получили царства, а когда получат власть вместе со зверем, продержат ее недолго, на один час. На столь короткое время им дозволено будет проявить свою ярость! Их война с Агнцем бесперспективна, потому что Он есть Господь господствующих и Царь царей, в том числе царей антихриста; а Его званые и избранные и верные разделят с ним победу (ср.: обетования побеждающим в гл. 2–3). 15–18 Хотя воды Вавилона буквально взяты из пророчества Иеремии ( Иер. 51:13 ; см. коммент. к ст. 1), Иоанн рассматривает их как символ народов, которыми управляет город антихриста. Вернувшийся антихрист со своими союзниками возненавидит блудницу, и они разорят ее (язык ст. 16 заимствован из описания Иезекиилем наказания Израиля; Иез. 23:25–29 ). Не дается объяснения, почему правитель антихриста направляет свои силы против города антихриста. В отношении Нерона люди ожидали, что император восстанет, чтобы сокрушить империю, из данной же главы и ст. 13 вытекает, что он будет властвовать над империей и тем самым яростно бороться против деяний Бога. Но Бог положил им на сердце исполнить волю Его. Приспешники сатаны исполняют волю Бога. Зло будет уничтожено злом и пожнет свою жатву. Антихрист и его союзники, как и дьявол, которому они служат, находятся в руках Божьих, доколе не исполнятся слова Божий. 18 Инкогнито женщины теперь полностью раскрыто, по крайней мере, насколько это позволяет апокалиптическая модель, а для читателей Иоанна достаточно знать, о ком он ведет речь: она есть великий город, царствующий над земными царями, то есть во времена Иоанна это был Рим, блудница мира. (О значении такого толкования для современных христиан см. коммент. об антихристианском царстве в конце гл. 18.) 18:1–24 Погребальная песнь Вавилону

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

15.01.2014 - 15:23 14.01.2014 23:37 Вячеслав. : 14.01.2014 23:37 Вячеслав. Прочитайте коммент 13.01.2014 20:25 Ирина. Она там про мальчиков говорит. Представьте, не дай Бог, что это ваши сыновья. Вы бы так говорили сейчас? Ирина хороший коммент написала, добрый, - каково им, тем мальчикам (в миру пацаны бы назывались). Разве, только ради этого не стоило бы поднять вопрос? - ради пацанов? которые в тиски зажаты, как я понил. И далее, она про желтую прессу пишет. Как вы думаете, Вячеслав, почему молчит желтая пресса? Спрашиваю у вас, потому что похоже, что вы - профессионал в инфосфере, желтой... или не желтой... без разницы. 15.01.2014 - 17:12 Церковные воротилы : Церковные воротилы последовательно добивались - и добились уже- абсолютной власти. Нас, мирян, никто не спрашивает при решении церковных проблем. Разделение в Церкви началось с 90-х годов и началось сверху. На сегодняшний день образовались две касты - пастырей и овец. И пастыри(волки) так просто власть свою не отдадут. Сравните с Вселенским православием, на ту же Зарубежную церковь. Там пастыри и миряне решают общие вопросы. Вот в чем проблема, а не конкретно в наказании содомитов, о чем настаивает Худиев. Отец Андрей как затрагивает проблему шире, смотрит в корень и говорит, что без оздоровления церковной жизни проблемы останутся. Вместо содомитов - появятся другие. 16.01.2014 - 01:04 Вячеслав: " И правильно привел : Вячеслав: " И правильно привел слова Апостола г-н Худиев: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. (1Тим.5:19,20)”.       — Я не знаю, как понимает г-н Худиев (и Вячеслав) этот текст, но я понимаю его так же, как и, например, Ефрем Сирин ( " против пресвитера обвинение ТАЙНО отнюдь не принимай, но не иначе, как при двух или трех свидетелях " ) ИЛИ ЗЛАТОУСТ ( " ...СЛЕДОВАТЕЛЬНО, УЖЕЛИ НУЖНО ПРИНИМАТЬ обвинение ... БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ? " ) Речь идёт о об открытости суда. В чём Кураев провинился? Согрешающих он обличает перед всеми, чтобы и прочие страх имели.

http://radonezh.ru/analytics/o-spravedli...

16:11–40 Павел и Сила в Филиппах. 11,12 Подробное описание путешествий характерно для последней части Книги Деяний. Город Филиппы, пусть и не столичный для той части Македонии, являлся римской колонией, и его жители пользовались теми же правами, что и граждане самого Рима. 13 Подтекст фразы мы вышли за город… где по обыкновению был молитвенный дом можно было бы принять за указание на синагогу, но, во–первых, более точный перевод здесь: «…где… совершалась молитва», а, во–вторых, в этой связи часто указывают на то обстоятельство, что без обязательного наличия десяти мужчин синагога не учреждалась. Тем не менее Павел и бывшие с ним по своему обыкновению разговаривали сначала с собравшимися там для молитвы живому Богу иудейскими и богобоязненными женщинами (см. также: 16:16). 14,15 Одну из этих женщин звали Лидия, происходила она из города Фиатир и торговала багряницею. Хотя это имя и говорит, что в прошлом эта женщина была служанкой или рабыней, тем не менее указание на ее домашних и наличие у нее возможности пригласить людей войти в ее дом свидетельствуют о ней, как о женщине незамужней и не стесненной в средствах. Выражение чтущая Бога, вероятно, означает, что она была прозелиткой, поклонявшейся иудейскому Богу (см.: коммент. 10:2). Во втором путешествии Павла влиятельные богобоязненные женщины встали на его сторону, в отличие от предыдущего путешествия (13:50; см. также: 17:4,12,34). Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел (см. также: Лк. 24:45 ) – этими словами Лука в полной мере отдает должное вкладу Господа в успех благовествования. Назвать Павла «зажигающим аудиторию» оратором можно было не больше, чем Петра – «духовным целителем». Истинной причиной его успеха был Господь, что не освобождает Павла (и нас тоже) от обязанности говорить, а слушателей – от обязанности покаяться и обратиться к живому Богу. Лука, указав, что сердце Лидии отверзлось, сообщает далее, что крестилась она и домашние ее. Эпизоды с упоминанием «домашних» часто рассматриваются в качестве аргумента в пользу крещения детей. Обоснованность крещения детей лучше обсуждать на основании других отрывков Писания (см.: коммент. к 16:31–34). Видимо, приглашение Лидии было весьма настойчивым, поскольку иудеям строго запрещалось пользоваться гостеприимством язычников. К тому же принять ее приглашение – означало жить в доме незамужней женщины! Лидии удалось убедить миссионеров, и это указывает на то, что Павел был готов осуществлять проповедуемое: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:28 ). По всей видимости, община продолжала собираться в доме Лидии (16:40).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

360 В следующих далее словах вплоть до геон причаститас имеет место порча текста, ср. в Кол.: рече бо гь. аминь глю вамъ аще не два на земли согласта въкупь. сирчь плоть и дша къ горнему тещи житью или паки тма в стра(с) сластолюби съ земными прилежати тмь и геон причаститас. аще ли согла(с)но об си будта къ болюбию. дша же и тло. о всемъ же аще просита, сбудетьс има... 361 В словах Иисуса Христа речь идёт не о душе и теле, а о двух людях; ср.: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:19 ). Представление о тесном взаимодействии материальной и душевной субстанций человеческого естества, находящихся в состоянии взаимовлияния друг на друга, исходит из установок на гармонизацию духовного и материального начал, эталоном которых в православной традиции является «Диоптра» Филиппа Пустынника. Подобного рода тенденции не согласуются с отторжением души от плоти в объяснении зачатия с точки зрения дуального разграничения начал естества человеческого зародыша (см. коммент. 329 и 332), но вполне совместимы с зачином палейного «Сказания о семени», отражающем ортодоксальную точку зрения Восточной Церкви. Видимо, имеет место чересполосное помещение в тексте рассказа извлечений из источников разной идейно-мировоззренческой направленности. 363 О душевном оке см. коммент. 249. В гносеологических рассуждениях ум (душевное око) рассматривается как орган познания идеального и, следовательно, блага. Поэтому в нравственном исследовании того, что является благом, а что нет, он является органом, призванном обуздывать дурные помыслы. 364 Цитата весьма сокращена; ср.: «Одному даётся Духом слово мудрости, дру­гому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исце­лений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различе­ние духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие произ­водит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1 Кор. 12:8–11 ). – А.М.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

12–14 Иезекииль получает повеление объявить слово Господа всем людям в Израиле: «Я выведу вас из ваших гробов и приведу в землю Израильскую. И узнаете, что Я – Господь (12– 13). И вложу в вас дух Мой, оживете и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я – Господь, сказал это – и сделал» (14). Примечания. 1 «Рука Господа» – свидетельство того, что Иезекиилю предстояло грандиозное видение, а не обычное «вербальное» откровение. 5, 14 «Дух» – еврейское слово руах может переводиться еще и как «дыхание», и как «ветер». 37:15–28 Воссоединение Израиля Народ Израильский был разделен на два царства: Израиль и Иудею. Это произошло в конце правления царя Соломона, почти за три столетия до описываемых событий. Израиль будет не просто восстановлен, как предрекает предыдущее пророчество, но произойдет воссоединение двух царств снова в единый народ. У них будет один царь, которого Бог именует Своим «рабом Давидом» (см. также коммент. к 34:1–31). Призвание нового «Давида» в пророчестве в сущности означает, что новый царь будет обладать всеми атрибутами царя Давида и унаследует все его привилегии и право на престол и предстояние перед Богом во свете Его обетовании. В картине будущего Израиля используется идеализированная версия его прошлого. Самые глубокие раны, нанесенные историей, будут исцелены всемогуществом Бога. 15–23 Иезекиилю дается следующее повеление: «Возьми два жезла, на одном из них напиши: „Иуде и его собратьям», а на другом: „Израилю и его собратьям». Соедини оба жезла в один (16–17). Когда спросят тебя, в чем смысл содеянного, отвечай так: „Господь соединит жезлы Иуды и Израиля в одно целое, и будут они едины» (18–19). Покажи им эти жезлы (20) и изреки пророчество Мое: „Я соберу сынов Израилевых из других народов и верну их в их землю. И дам им одного Царя, а царство их никогда отныне не разделится на два. И они уже больше не будут осквернять себя разными пороками – Я очищу их. И будут Моим народом, и Я буду их Богом (21–23). 24–28 А раб Мой Давид будет Царем над ними навеки. Они будут соблюдать Мои установления. Они и потомки их будут жить во веки на земле предков своих (24–25). Я заключу с ними вечный завет. И размножу их. Я поставлю святилище Мое среди них навеки (26). И буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, потому что святилище Мое будет навеки с ними " » (27–28).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010