1:3–13 Благодарение и молитвы Древние письма обычно открывались благодарением Богу или богам. В посланиях Павла они часто предваряют и вводят главные темы, которые он намеревался раскрыть. Таким образом, они играют роль exordia, предваряя последующие тексты и начиная послание с установления отношений с читателями. 1:3 . В постоянные ежедневные молитвы иудеи включают много благословений; Павел также в своих регулярных молитвах возносит благодарность Богу, а потому это не просто стандартная формула выражения благодарности в письме. 1:4 . О духовном климате в Колоссах Павел узнал от Епафраса, очевидно, его ученика, который работал среди колоссян (1:7; ср.: Деян. 19:10 ) и сам был родом из этого города ( Кол. 4:12 ). 1:5 . В еврейских текстах говорится о грядущей награде, предназначенной праведным, следовательно, раннехристианским читателям была известна эта идея. 1:6. Образ вестника Божьего, приносящего плод свой, восходит к учению Иисуса ( Лк. 8:11 ); в Ветхом Завете Израиль часто сравнивается с виноградной лозой или другим растением и призывается принести плод свой для Господа (напр.: Ос. 10:1; 14:7,8 ; ср.: Быт. 1:28 ). 1:7,8. «Епафрас» – обычное имя; возможно, речь идет о том же Епафрасе, который упоминается в Флм. 23 . «Епафрас» может быть уменьшительной формой имени Епафродит, но Филиппы и Колоссы расположены достаточно далеко друг от друга, поэтому трудно представить себе, что речь идет о Епафродите из Флп. 2:25 . 1:9 .О непрестанной молитве см. в Исх. 28:30 и 1Цар. 12:23 . Философы ищут «мудрости» и «знания», но Павел здесь подчеркивает нравственный аспект значения этих терминов в Ветхом Завете (см., напр.: Прит. 1:2–7 ). 1:10,11. О приношении плодов и возрастании см. в Быт. 1 (термин «возрастание» особенно связан с текстом LXX); см. также коммент. к Кол. 1:6 . О термине «поступать» см. в коммент. к Гал. 5:16 . В греческиххрамах священнослужители выполняли свои функции достойно, надлежащим образом, т. е. «достойно бога» – того божества, в храме которого они служили. В иудейском предании слово «достойно» может означать «должным образом» ( 2Мак. 6:23,24,27 ), заслуживая награды ( 2Мак. 15:21 ); Премудрость ищет тех, кто ее достоин ( Прем. 6:16 ), и праведный, претерпевший до конца, будет «достоин Бога», как достойное приношение ( Прем. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

1:20–23. Философы часто утверждали, что смерть – фактор нейтральный, это не зло; она означала либо уничтожение, либо перемещение души из одного места в другое. Павел рассматривает ее как зло ( 1Кор. 15:26 ), но одновременно и как возможность сознательно следовать за Христом. Большинство палестинских евреев верили в грядущее воскресение праведных в теле, но считали, что души усопших праведников до этого момента пребывают с Богом на небе; Павел соглашается с ними. Многие греко-римские писатели выражали желание умереть и тем самым избавиться от страданий. Ветхозаветные авторы обычно не разделяли эгой позиции ( Пс. 29:10 ), но некоторые находились в таком депрессивном состоянии, что были готовы умереть ( 3Цар. 19:4 ) или даже никогда не появляться на свет ( Иов. 3:1–19 ; Иер. 15:10; 20:14–18 ). 1:24–26. Напоминание Павла должно было помочь им, так как исходило от авторитетного учителя, а также, возможно, в дальнейшем послужить в качестве законного прецедента; см. коммент. к 1:19. Нерона нимало не заботили вопросы закона, и в 62 г. н. э. он освободил еврейских заложников, которых прокуратор Феликс прислал ему. Павел тоже был тогда освобожден (см. коммент. к Деян. 28:30,31 ). 1:27–30 Пребывание в надежде 1:27. Говоря «живите достойно», Павел пользуется греческой терминологией гражданина свободного государства (ср.: 3:20), которой пользовались иудейские авторы для описания народа, повинующегося закону Божьему (как в Деян. 23:1 ). Здесь, вероятно, присутствует образ спортсмена-атлета – «подвизаясь единодушно», см. коммент. к Флп. 1:30 . 1:28. Твердая убежденность, которую высказывает здесь Павел, указывает на ветхо-заветное и иудейское упование на то, что Бог уничтожит всех врагов Своего народа в конце времен и оправдает и спасет Свой народ. 1:29. Хотя иудеи по возможности стремились избегать преследований, они возвеличивали мучеников, которые предпочитали смерть отказу от Бога. (В случае с Павлом, однако, речь идет о каждодневном выборе и о его жизни, полностью посвященной Богу, в том числе и принятие мученичества за свои убеждения.) Павел рассматривает страдания во имя Христа как привилегию и честь для верующего (ср. также: Деян. 5:41 ). Здесь также звучит и мысль о том, что эти страдания и испытания указывают на близость конца истории (что характерно для еврейского мышления).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

12:20. Хотя эти «Еллины» могли быть евреями, осевшими на греческом Востоке, скорее всего это действительно были греки – » богобоязненные люди, которые еще не полностью обратились в иудаизм и впервые пришли на поклонение в Иерусалим (ср.: Деян. 8:27 ). Известно, что евреи и греки испытывали друг к другу взаимную неприязнь в Палестине, Сирии и Египте. 12:21,22. Филипп – единственный из учеников Иисуса с греческим именем; будучи родом из Вифсаиды, он мог иметь торговые связи с язычниками, поскольку вокруг располагались преимущественно языческие города, включая Десятиградие. Пожелание, выраженное в ст. 21, подсказало Иисусу, что Его час пришел (ст. 23); Его весть начала распространяться по всему «миру». 12:23–34 Приближение смерти Иисуса 12:23–27. О «часе» см. во 2:4; о «славе» см. в 1:14. «Прославиться», как и «вознестись» (ст. 32), восходит к тексту Ис. 52по Септуагинте, где речь идет о смерти страдающего раба ( Ис. 53 ), с которым первые христиане отождествляли Иисуса. 12:28–30. В иудаистской традиции часто упоминаются голоса с неба, каковые нередко рассматривались как замена «пророчеству (см. также коммент. к Мк. 1:11 ). В древних еврейских преданиях Бог иногда отвечает намолитвы, посылая ангелов, что могло казаться Его слушателям менее впечатляющим, чем голос с неба. (О постоянном непонимании со стороны толпы см. в коммент. к 3:9,10.) 12:31. Почти все еврейские источники называют владыкой мира Бога, но в то же время некоторые из них говорят о падших ангелах, правящих большей частью мира по Его повелению, а также признают князя силзла (т. е. сатану), властвующего над всем миром, кроме Израиля. Здесь Иисус говорит о господстве сатаны в человеческих делах и о свершившейся ныне победе над силами зла, которая в иудаизме ожидалась только во времена Царства. 12:32,33. Слова Иисуса «когда Я вознесен буду» (а также 3:14; 8:28) восходят к Ис. 52и относятся к вознесению на крест. 12:34. В Ветхом Завете предсказано, что владычество Мессии будет вечным ( Ис. 9:6,7 ; ср.: 2Цар. 7:16 ); то же относится и к Сыну Человеческому ( Дан. 7:14 ). (Некоторые еврейские учителя во времена Иоанна и позднее перестали отождествлять Сына Человеческого с Мессией; самого равви Акиву коллеги укоряли за допущение мысли, что Сын Человеческий, подобно Богу, получит Свой собственный престол.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Пункт Ж связывает свидетельство учеников с сошествием на них Святого Духа (см. коммент. к 1:8). 2:22–28. Петр цитирует Пс. 15 , чтобы донести главное (о чем далее, во 2:29–32): Бог воскресил Мессию из мертвых. Некоторые антисемиты использовали такие тексты, как Деян. 2:23 , для нападок на весь еврейский народ, но заявление Петра о коллективной ответственности иудеев (ср.: 2Цар. 12:9 ) ничуть не более сурово, чем обличительные речи ветхозаветных пророков (напр., Амоса, Исайи, Иеремии), и не может быть правомерно использовано как обвинение всего народа. 2:29–31. Петр утверждает, что этот псалом не может относиться к Давиду, потому что Давид познал тление. (Усыпальница Давида за пределами Иерусалима почиталась наряду с усыпальницей пророчицы Олдамы.)Этот псалом скорее ( Деян. 2:30 ; Пс. 131:11 ; ср.: Пс. 88:4,5 ) посвящен последнему потомку Давида, Который, по всеобщему признанию, и будет Мессией (помазанным царем). 2:32. Апостолы и другие ученики сами были свидетелями того, что Иисус исполнил Писание, и их свидетельство подтверждается излитием Духа, каковое не имеет иного библейского объяснения (2:16–21,33). 2:33–35. Еврейские комментаторы часто связывали тексты, в которых встречались одинаковые слова или выражения (этот принцип известен как gezerah shavah). Поэтому Петр начинает с Пс. 109 -бесспорно мессианского текста, включающего наречие «одесную», и разъясняет его точно также, как Пс. 15 . (Комментаторы, которые усматривают здесь связь с Моисеем, указывают на еврейское предание о том, чтоМоисей получил закон, взойдя на небо; но этот текст, скорее, просто разъясняет смысл Пс. 109:1 .) 2:36. На основании Пс. 109Петр делает вывод, что воскресший из мертвых – это Тот, Кого Давид называет своим «Господом». Поэтому Он носит имя «Господь», упоминаемое Иоилем ( Иоил. 2:32 ; см. коммент. кДеян. 2:21). 2:37,38. Петр учит народ, как призвать имя Господне: креститься во имя Иисуса. Поскольку крещение было знаком обращения в иудаизм язычников, требование Петра могло оскорбить его слушателей-иудеев, иболишало их сознания собственного превосходства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

11:28. «Забота» Павла о духовном состоянии народа Божьего показывает, что он любил его (11:29,30), беспокоился о нем, как вет-хозаветные пророки были обеспокоены судьбой Израиля. Философы подчеркивали, что человек не должен никогда беспокоиться (см. также: Флп. 4:6 ), но Павел здесь лишен покоя не из-за себя, он проявляет истинную заботу о «всех церквах» (см. также: 2Кор. 2:13; 7:5,6 ; в 1Кор. 7использовано то же самое слово; 1Фес. 3:5 ). 11:29–31. Слова Павла о своей немощи, снова раздражают лидеров коринфской церкви из высших кругов, потому что они усматривают в этом низкое социальное положение. Тот факт, что Павел хвалится своей слабостью, полностью перевернул многие представления его оппонентов. 11:32. Арета IV, правитель Набатеи, области вблизи сирийского Дамаска, возможно, контролировал и сам Дамаск ок. 34–39 гг. н. э. (он умер ок. 39–40 гг.). Даже если он и не был законным правителем Дамаска, тооказывал большое влияние на местное судопроизводство. Поскольку большинство караванных торговых путей проходило с Востока через его царство, это было одно из самых влиятельных и богатых малых царств на Ближнем Востоке. 11:33. «Окно», о котором упоминает Павел, могло находиться в доме, встроенном в городскую стену; таких домов было немало. Павел повторил побег, который был описан вВетхомЗавете( Нав.2:15 ;ср.: 1Цар. 19:12 ). В Деян. 9также упоминается об этом побеге. Вряд ли в те времена это могло считаться героизмом, которым можно было хвастаться, поскольку высокопоставленные люди не смогли оценить трудностей, связанных с противостоянием властям, даже ради имени Христа. 12:1–10 Видения и откровения Павла 12:1. Хотя Павел рассказывал о своем духовном опыте, только когда его вынуждали обстоятельства (см., напр.: 1Кор. 14:18 ), вполне очевидно, что он, подобно многим ветхозаветным пророкам, регулярно получал видения и откровения. Некоторые еврейские писатели во времена Павла старательно искали опыта видений – с постом и отказом ото сна. Но нет никаких свидетельств, что Павел искал видений; скорее он был «восхищен» (ст. 2; см. коммент. к Отк. 4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

18:29. Известно, что римские официальные лица действительно должны были выходить к евреям из уважения к их религиозным чувствам (о причинах, по которым евреи не могли войти во дворец, см. в коммент. к 18:28). Прежде чем Пилат мог приступить к рассмотрению дела, подозреваемому полагалось предъявить официальное обвинение. Римский закон не предусматривал участия в суде прокурора (в современном понимании этого термина), и обвинение предъявлялось частными лицами, хотя иногда заинтересованные стороны нанимали для участия в судебных прениях опытных «риторов. 18:30–32. Пилат рассматривает это дело как нарушение религиозного закона, которое должно рассматриваться в еврейском суде, если обвиняемый не отрицает, что он еврей; такова была римская практика по всей империи (см., напр.: Деян. 18:14,15 ). Кроме того, Пилат был известен тем, что старался не вмешиваться в религиозные дела евреев; если ситуация не выходила из-под контроля, в этом не было нужды, – пока его «патрон Сеян пользовался влиянием в Риме (см. коммент. к 19:12). Хотя исследователи спорят по этому вопросу, римляне, очевидно, не предоставляли еврейским судам право исполнения смертного приговора, за исключением случаев вторжения язычников во внутренний двор храма. Эти суды могли осуществлять бичевание и, возможно, постановлять, что некто заслуживает смерти, но казнить без санкции римлян считалось незаконным. Все остальные тяжкие преступления рассматривалиримляне, которые казнили лиц, обвиняемых в измене и не являющихся гражданами, не побиванием камнями, а через распятие (во исполнение слов Иисуса о Его «вознесении от земли» – 12:32,33). (Позднейшие раввин-ские источники отмечают, что право исполнения смертного приговора было отнято уеврейских судов в 70 г. [по другим данным – ок. 30 г. н. э.].) 18:33–35. Пилат следует процедуре римского права, известной под названием cognitio, – допрос с целью определить, что произошло в действительности. Будучи префектом, он мог единолично вынести окончательное решение и ни перед кем не отчитываться, если на него не будет послана жалоба в Рим; тем не менее он все-таки берется за расследование этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

«Воанергес» – греческая форма арамейского выражения «сыны грома»; «Искариот» может означать «человек из Кериофа», но это не доказано; другие предположения (напр., о происхождении этого слова от лат. sicarius, «убийца»; см. коммент. к Деян. 21:38 ) столь же неопределенны. 3:20–30 Иисус расхищает дом сатаны 3:20–22. Заклинатели бесов обычно призывали духа высокого ранга, чтобы избавиться от духа низшего ранга, поэтому противники обвиняют Иисуса в том, что силу для изгнания бесов Он получает колдовством, призывая самого сатану. Безумие (3:21) часто объясняли одержимостью бесами (3:22). Поскольку считалось, что лжеучителя вдохновляются бесами, а официальным наказанием за развращение Божьего народа подобным образом была смерть ( Втор. 13:5; 18:20 ), неудивительно, что родственники Иисуса хотели остановить Его, прежде чем Он попадет в руки правосудия. (Законники не могли привести приговор в исполнение, поскольку Палестина находилась под юрисдикцией Рима; но даже публичное осуждение могло нанести моральный ущерб семье.) Учителя, задетые за живое рассказами о событиях 2– 3:6, переходят в наступление. 3:23–27. Хотя «связывание» бесов заклинаниями упоминается во многих магических текстах, Иисус нанес поражение «сильному» уже тем, что одержал нравственную победу в пустыне (1:13) и изгнал бесов простым повелением (1:25,26; ср.: Ис. 49:24,25 ). 3:28–30. Под «хулой на Духа Святого» здесь подразумевается упорное отрицание месси-анства Иисуса, доходящее до обвинения в колдовстве, с помощью которого якобы получены знамения Духа, подтверждающие Божественную природу Иисуса. Разные учителя спорили, существуют ли грехи, которые не прощаются в вечности; Иисус, вероятно, имеет в виду, что их сердца настолько ожесточены, что они не смогут и помыслить о покаянии. 3:31–34 Истинная семья Иисуса Отношение к единоверцам как к братьям и сестрам было обычным явлением; не менее широко было распространено и почитание старших как родных отцов и матерей. Но предпочтение религиозных связей родственным узам было чем-то неслыханным для иудаизма, если не считать новообращенных язычников, почитавших свою новую семью выше старой. (Как и другие еврейские учителя, Иисус часто использует гиперболу, или риторическое преувеличение. Он не отвергает Свою земную семью, а утверждает Свои приоритеты, потому что родственники хотят объявить Его умственно неполноценным, чтобы спасти от опасностей, с которыми Ему, несомненно, придется столкнуться, если Он не свернет с избранного пути; см.: 3:21.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

13:17–19. Четыреста пятьдесят лет – круглая цифра, которая, очевидно, складывается из четырехсот лет пребывания Израиля в Египте (см.: 7:6) и сорока лет скитаний в пустыне. 13:20,21. Представление о сорокалетнем правлении Саула, заимствованное из ранней иудаистской традиции, поддерживается также Иосифом Флавием. 13:22–25. Воцарение Давида – кульминационный момент столетий ожиданий, на протяжении которых Израиль испробовал многие другие формы правления; Мессия, о котором говорили пророки, – это Иисус,потомок Давида. Таким образом, они возвещают о Том, Кто превосходит величием древнего героя Давида. 13:26. «Дети рода Авраамова» – это иудейские слушатели Павла, а обращение «боящиеся Бога» может относиться либо к тяготеющим к иудаизму язычникам (ср.: 10:2), либо к прозелитам (ср.: 13:43). 13:27–29. О том, что жители Иерусалима, обрекшие Иисуса на смерть, исполнили библейское пророчество, см., в частности, в Ис. 53 , где говорится о рабе, отвергнутом своим народом; обычно первые христианецитировали в этой связи и псалмы о праведном страдальце ( Пс. 21 и 68). Лука не приводит все использованные Павлом цитаты, поскольку у него просто недоставало места на свитке, чтобы записать всю речь (см. коммент, ко 2:40). 13:30–32. Этот раздел Павловой речи особенно нуждался в подкреплении из Писания (13:33–35), поскольку в иудаизме не предполагались смерть и воскресение Мессии в ходе истории. 13:33. В иудаизме уже существовала традиция толкования Пс. 2применительно к воцарению Мессии (наиболее отчетливо выраженная в Свитках Мертвого моря). В Пс. 2 прославляется обетование Давиду о вечном царствовании его династии, обетование, которое регулярно упоминалось в храмовом богослужении с надеждой на его исполнение последним царем из династии Давида. 13:34. Павел цитирует Ис. 55 (а также, вероятно, 55:4, где надежда на спасение распространяется на язычников), показывая тем самым, что надежды Израиля неотделимы от исполнения обетования Давиду. 13:35–37. Объединяя тексты, в которых встречается одно и то же ключевое слово или выражение, раввины использовали метод, получивший название gezerah shctvah ; возможно, Павел использует здесь слова «милости, обещанные Давиду» из Ис. 55:3 , чтобы перейти к цитате из Пс. 15:10 , где провозглашается, что потомок, которому посвящено обетование Давиду, не увидит тления (ср. также: Деян. 2:25–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

16:28. Другие заключенные, вероятно, остались, опасаясь охраны (тюремщик потребовал огня – ст. 29. – следовательно, у него были подчиненные), или под влиянием свидетельства миссионеров (ст. 25). 16:29,30. И в Евангелии от Луки, и в Деяниях Апостолов то и дело повторяется вопрос «что делать, чтобы спастись?» ( Лк. 3:10; 10:25; 18:18 ; Деян. 2:37 ); возможно, тюремщик видел в Павле и Силе посланников богов, которые могут «спасти или исцелить» (оба значения содержатся в этом греч. слове); более вероятно, однако, что он был знаком с их учением о едином истинном Боге иудеев. 16:31,32. Римляне требовали, чтобы все домашние исповедовали религию главы семейства, а то, что глава семейства должен исповедовать традиционную веру в римских богов, считалось само собой разумеющимся. Но здесь речь идет не об автоматическом обращении в веру; все домочадцы должны услышать слово свидетельства. 16:33,34. В свете 16:20,21 этому тюремщику угрожали серьезные неприятности. Если он отставной солдат (что не совсем ясно – ст. 23), то у него могли быть маленькие лети (солдатам не разрешалось жениться официально до увольнения со службы); однако это чисто умозрительное заключение, которое не может служить доказательством крещения детей (как полагают сторонники такого крещения). 16:35,36. Возможно, «воеводы» (см. коммент. к 16:19) восприняли землетрясение как некое знамение, устроенное богами или опасными волхвами; кроме того, на их решение могло повлиять ручательство богатой Лидии; впрочем, возможно, начальники сочли, что публичного унижения достаточно для этих возмутителей спокойствия. 16:37. В тот период римское гражданство было в провинциях знаком высокого общественного положения (тем более что Павел был родом из Тарса, а не из римской колонии, и, следовательно, его отец получилгражданство за особые заслуги). Юлианский закон запрещал заковывать и бичевать римских граждан без суда. Ложные притязания на гражданство карались смертной казнью. 16:38. Цицерон и Квинтилиан сообщают о неком узнике, который кричал во время бичевания, что он римский гражданин, унижая тем самым своих палачей, не признавших его высокий статус. Заявив о своем римском гражданстве только после бичевания (ст. 22:29), миссионеры поставили «воевод» ( duoviri ) в сложную правовую ситуацию; теперь они, а не миссионеры, вынуждены были идти на переговоры. Донесение о их проступке в Рим могло даже послужить основанием для отстранения их от службы и (по меньшей мере, теоретически) лишить Филиппы статуса римской «колонии. Эта стратегия была направлена на обеспечение будущей безопасности набиравшей силу христианской общины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

1361 ...на камне место, где прежде спал пророк Варух... и послал его в Вавилон к Даниилу пророку, известил, что оне в том году будут отпущены из плену. – См. коммент. 828. 1363 ...в нем росло древо на крест Господень на Адамове могиле. – Далее паломник приводит вариант легенды о Крестном древе. См. также коммент. 829. 1366 Егда же жидове, емше Христа и Пилату на распятие предавше, искаше древа тяжчайшаго на крест... И задеша Симону Киринейску понести крест Господень... – См. 802. 1368 На пути монастырь Илии пророка... иде в путь четыредесять дней и нощей, не взалка. – См. коммент. 831. 1369 ....есть монастырь на том месте, где Христос родился в вертепе... ход в вертеп, где Христос родился. – О Вифлеемской церкви Рождества Христова см. коммент. 834. 1371 И от того места на восток, с версту или болше, под гору есть долина... Идите в Вифлеем и поклонитеся рождшемуся Христу, в вертепе лежащему (во яслех)». – См. коммент. 843. 1373 ...монастырь на самом потоке, в горе, Саввы Освященнаго... выносили в ящиках мощей, главы Ксенофонта и супруги его Марии и детей их – Аркадия, Иоанна... – См. коммент. 845. 1376 ...гора Саранданская, на которой Христос после Крещения постился 40-к дней и 40-к нощей, и ту искушаем был от диавола. – См. коммент. 871. 1378 ...течет от ночи на полдень из двух озер Пора и Дана. – Паломник отсылает читателя к апокрифической легенде о происхождении имени реки Иордан от названий составляющих ее рек Иор и Дан. Впервые в русской паломнической литературе ее привел игумен Даниил (см. наст. изд. Т. 4.). 1381 Есть гора прекрутая, где Елисавет, жена Захариева, съпрятавшись в расьселину каменную... Ирод царь начал побивать младенцев. – См. коммент. 854. 1383 ...недели Православия. – Торжество Православия совершается в первую неделю (воскресенье) Великого поста. 1386 ...Великой четверток... – Четверг Страстной недели, в который вспоминается Тайная вечеря в установление Иисусом Христом таинства евхаристии. 1387 ...два листа печатные в лицах изображения Христа и апостолов... класть во гроб в руку тому человеку, кто сподобился принять. – См. коммент. 861.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010