А ведь именно христианство с его подчёркнуто серьёзным отношением к форме, то есть композиции, ритму и цвету в живописи, повлияло на её осмысленное использование в искусстве Ренессанса и последующих веков. При анализе иконописного произведения необходимо лишь учитывать, что картина и икона различаются в понимании образности. Для картины – это образ земного мира и личности художника, для иконы – это образ Бога и личности Христа. Последовательный искусствоведческий образно-стилистический анализ наиболее выдающихся произведений иконописи, проведённый не отвлечённо эстетически, а через призму учения Церкви, показывает, что композиционный и ритмический строй икон, цветовые соотношения в них играют гораздо большую роль в раскрытии богословского смысла произведений, чем сюжетно интерпретируемые отдельные знаковые символы и поиски «привязок» к конкретным литературным памятникам. Если иконы сейчас, перефразируя кн. Е. Трубецкого , называют «богословие в красках», то такой метод можно было бы условно назвать «художественно-богословским» 28 В связи с этим можно отметить, что Богородица без Младенца встречается в православной иконописи заметно реже. 45 Благовещение//Энциклопедический словарь. Изд. Ф. Брокгауз – И. Ефрон. СПБ., 1893. T.IV. Кн. 7. С. 43. 48 Триодь Постная. Суббота пятая Великого Поста. Похвала Пресвятой Богородицы. Песнь 4, тропарь 3. 50 В иконописи – полоса на правом плече хитона Христа. Клавус (лат.) – в древнем Риме пурпурная кайма на тунике сенаторов и всадников. Клава (лат.) – булава, дубина, палица. Клаватус (лат.) – сделанный на подобие булавы, гвоздями обитый, пригвождённый. См.: Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. СПб., 1910. 57 Иконы, где Христос представлен как Царь Царей и Великий Архиерей в одеждах земных правителей появились на фоне упадка православной духовности. Читать далее Источник: Божия Матерь в Её иконах : Опыт художественно-богословского анализа/О.В. Губарева. - Москва : Паломник, 2006. - 158, с., л. цв. ил. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

  39 Ыйсанын жанына жыгачтарга кагылган эки кылмышкердин бири Аны мазактай:   — Сен Машаяк эмессиби? Кана, зд да, бизди да куткарбайсыбы! — деди.   40 Экинчиси, тескерисинче, аны тыйып:   — Кудайдан коркпойсубу? з да бул жазага тартылды го. 41 Биз го кылган иштерибизге жараша тийишт жазабызды алдык. Бул болсо эч жамандык кылган жок, — деди.   42 Ошондон кийин Эгебизге:   — Ыйса, падышачылыгыа келгенде, мени эстей кр, — деди.   43 Ыйса:   — Сага бир чындыкты айтып коёюн: бгн сен Мени менен бирге бейиште болосу! — деди.   Ыйсанын лм   44-45 Тшк саат он экилерде кн тутулуп, бт жерди карагылык басып, ал саат чк чейин созулду. Ийбадатканадагы кшг те ортосунан айрылып, экиге блнд.   46 Ыйса бар н менен: — Ата, жанымды Сенин колуа тапшырып жатам!— деп кыйкырды. — Ушундай деп, Ал акыркы демин чыгарды.   47 Ушул окуяларды крп турган римдик жз башы:   — Бул адам, чынында эле, ак экен! — деп, Кудайды дактады.   48 Кызык кргн чогулуп, бул окуяга кб болгон эл ккргн койгулап, катуу кайгырып, шаарга кайтышты. 49 Ал эми Ыйсаны тааныгандардын бардыгы жана Галилеядан бери ээрчип келген аялдар ушунун баарын алыстан карап турушту.   Ыйсанын крг коюлушу   50 Жогорку кеештин Жусуп аттуу мчс бар эле. Ал Иудеядагы Ариматия шаарынан чыккан, ак пейил, адил адам болчу. 51 Ал иудей жетекчилеринин чечими менен ишине макул болбогон, Кудай Падышачылыгын ктп жргн киши боло турган. 52 Эми ал Пилатка барып, Ыйсанын сгн сурап алды. 53 Аны жыгачтан тшрп алып, ак кепинге ороду. Аска ташты оюп жасалган, али эч ким коюлбаган бир крг алып барды. 54 Бул иш даярдануу кн кечинде, дем алыш кн жаы башталган маалда болду. 55 Ыйса менен бирге Галилеядан келген аялдар Жусупту ээрчип келишип, крд да, анын ичине сктн кандай коюлганын да кршт.   56 Алар шаарга кайтышып, атыр менен жыттуу май камдашты. Дем алыш кн болсо Тоорат мыйзамына ылайык эч иш кылбай, эс алышты.   24   Ыйсанын тирилиши   1 Жуманын биринчи кн та азанда алиги аялдар даярдап коюшкан атыр менен жыттуу майларды алышып, крг келишти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

36 скрир мыыллаан. айсаа яын килеп, улар се шарап тдим иткн 37 м: – гр ин йдтр Батшаы була, еде отар! – тигндр. 38 Уны баш осона: «Был – йдтр Батшаы» тип яып уйандар. 39 Арысата эленеп торан енйтселре берее айсаны мыыл итеп: – ин Мсих тгелме ни? еде л, бее л отар, – тигн. 40 Икенсее и, киреенс: – ин е д Уны кеек к хкм ителгне, хер Алланан урмайымы ни? – тип тегене тыйан. – 41 Бее ел хкм иттелр, ылан эштребег арата тейешлеен алды. Ул бер насарлы та ылмаан, – тигн 42 м айсаа: – айса, Батшалыыа ингс, мине ик ал, – тип ндшкн. 43 айса уа: – Ха йтм: ин бгн к Мине менн берг ожмахта булыры, – тигн.   айсаны леме   44 Кн ге була инде. Шул ваыт бт ер йн араылы аплап алан м ул кндг ст ск тиклем дауам иткн. 45 ояш тотолан м Алла Йортондаы шаршау уртаа йыртылан. 46 айса ксл тауыш менн: – Атам! Рухымды ине улыа тапшырам, – тип ысыран да йн биргн. 47 Ошо хлдре креп торан йбашы Алланы данлап: – Был Кеше, ысынлап та, т Кеше булан икн, – тип йткн. 48 Язаны арара килгн бт халы, булып ткн ваиаларан у, айынан ккрктрен уа-уа алаа айтып киткн. 49 айсаны таныштарыны бте л, шулай у Галилеянан Уа эйреп килгн атындар а, йыратан был хлдре ктеп торан.   айсаны берг алыу   50 Юары кшм азалары араында Йософ исемле бер изгелекле м т кеше булан. 51 Баша азалары арарын м эшен хупламаан. Ул Йи ерендге Аримафей алаынан булан м Алла Батшалыы килеен кткн. 52 Йософ, Пилат янына барып, айсаны кен ораан. 53 Унан, кне арысатан тшргн д, етен туымаа урап, таш аяны п яалан м быаса бер кем алынмаан берг алып барып алан. 54 Байрама ерлн торан йома кн булан был, шмбе кн яынлашан. 55 Галилеянан у айсаа эйреп килгн атындар Йософ артынан баран м айсаны кен нисек итеп берг аланын арап торандар. 56 алаа айтас, айсаны кен рт сн хуш еле майар ерлгндр , Муса анунында ушыланса, шмбе кн ял иткндр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

А прочет сю нашу грамоту и, списав с нее список слово в слово, оставили бы еси тот список на Устюжне в нашей казне, а сю нашу грамоту отдал бы еси черному священнику Мисаилу да старцу Иосифу для прежних наших воевод и приказных людей. Писан на Москве лета 7144 февраля в 22 де[нь]. У подлинного великого государя указу печать приложена. Справа подьячего Калинки Страхова. ГА ВО, ф. 1009, оп. 1, кн. 48, л. 44–45, 100 об. Копии XVIII в. Череповецкое музейное объединение, ф. 8, оп. 2, 1, л. 1–2. «Копия со списка государевы грамоты слово в слово» XIX в.   9   1636 г. после февраля 22 – Выпись из отдельных книг пушкаря И. Алексеева на вотчину Благовещенской Синеозерской пустыни в Черенском погосте Бежецкой пятины Новгородского уезда   (Л. 45) Копия с выписи. Выпись с отдельных книг Новогородского уезду отделу пушкаря Истомки Алексеева 144 году написано. Отделено в Новогородском уезде в Бежецкой пятине в Черенском погосте Новогородские митропольи Благовещения Пречистые Богородицы Синичья озера в пустыню в вотчину на пашню перелогу, и лесу, и всяких угодей от пустыни до реки до Чагодощи, а вверх на 2 версты по Неготинской ручей, а с Неготинского ручья на бор по старую пустыню, а вниз по реке по Чагодоще на 2 версты по Момровское устье и с Момровского устья по Щербиху пожню через Савнин ручей прямо на бор на излоговину на две сосны по обе стороны дороги, а на них грани, а з дву сосен прямо на чистой мох. А отделные книги писал Долоцкие волости церковной дьячек Баженко Тимофиев. А дана ся выпись Новгородского уезду Бежецкие пятины Пречистые Богородицы Благовещенские пустыни Синичья озера строителю старцу Фаддею з братьею, или хто впредь в той пустыне иные строители и братия будут, и челобитью и по помете на выписке дьяка Автамона Иванова в нынешнем во 192-м году. У подлинной выписи помета дьяка Василья Лукина. Справа подьячего Алешки Юрьева. ГА ВО, ф. 1009, оп. 1, кн. 48, л. 45, 102. Копии XVIII в.   10   1684/85 г. – Поступная память Е. Л. Ушакову и О. А. Калитеевскому на их поместные угодья строителю Благовещенской Синеозерской пустыни старцу Фаддею

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

  34 Анда эл:   — Мырза, бизге дайыма ошондой нан берип туруузчу! — деди.   35 Ыйса мындай деп жооп кайтарды:   — Мен — мр нанымын. Мага келгендер эч качан ач кетпейт, ишенгендер эч качан чакабайт. 36 Бирок Мен силерге: «Мени крср да, Мага ишенбейсиер» дегем. 37 Асмандагы Атабыз берген адамдардын бардыгы Мага келет, Мен болсо аларды кубалабайм. 38 Кктн з каалоомду эмес, бирок Мени Жибергендин эркин аткаруу чн тштм. 39 Жибергендин каалоосу болсо — Анын Мага берген адамдарынын бирин да жоготпой, баарын те кыямат кн кайра тирилтм. 40 Себеби Атамдын каалоосу — Анын Уулун крп, Ага ишенген ар бир адамды тблк мрг ээ кылуу. Мен аны кыямат кн кайра тирилтип алам.   41 Иудей башчылары Ыйсанын «кктн тшкн нан — Менмин» дегенине нааразы болуп, 42 «мынабу Жусуптун уулу Ыйса эмеспи? Анын ата-энесин биз билебиз го? Анда ал кандайча " кктн тштм " дейт?» — деп кклдшт.   43 Ыйса аларга мындай деди: — Кклдшпгл! 44 Мени жиберген Атабыз чакырбаса, эч ким Мага келе албайт. Мен аны кыяматта кайра тирилтип алам. 45 Пайгамбарлардын жазмаларында «Кудай алардын баарын йртт»деп айтылган. Атамды угуп, андан таалим алган ар ким Мага келет. 46 Арийне, Кудайдан келгенден башка эч ким Атабызды кргн эмес. Атабызды кргн — жалгыз ошол гана. 47 Силерге бир чындыкты айтып коёюн: ким Мага ишенсе, ал тблк мрг ээ. 48 Мен — мр нанымын. 49 Ата-бабаларыар члд манна жешсе да, акырында лшт. 50 Бирок азыркы кктн тшкн нандын касиети мында: андан жеген адам лмг дуушар болбойт. 51 Мен — кктн тшкн тир нанмын. Бул нандан жеген адам тблк мрг ээ болот. Бул нан — Менин денем, аны Мен адамзат чыныгы мрг ээ болсун деп, курман кылам.   52 Ошондо иудей башчылары:   — Бул кандайча бизге денесин жесин деп бере алат? — деп з ара айтышып, талаша башташты.   53 Ыйса аларга мындай деди:   — Силерге Мен чындыкты айтып коёюн: эгер Адам Уулунун денесин жеп, канынан ичпесеер, чыныгы мрг ээ болбойсуар! 54 Кимде-ким Менин денемди жеп, канымды ичсе, ал тблк мрг ээ болот жана Мен аны кыямат кн кайра тирилтемин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

– Был Бала, Израилд кптре тбн тшен м ктрелеен сбп булын сн, илаи билд итеп айланан. Был билдне кире аырар, 35 шул сбпле кптре йрктрендге уй-фекерре асылыр. ине еде келе аша ылыс ткндй булыр, – тигн. 36 Унда Асир неленн Фануилды Анна исемле пймбр ыы ла булан. Инде лкн йштге был атын, кейг сыас, ире менн ете йыл ына йшп 37 тол алан м уа ле икн дрт йш булан. Анна р ваыт ураа тотоп, доа ылып, Алла Йортонда кн-тн Аллаа хемт иткн. 38 Ошо ваытта Анна, улар янына килеп, Алланы данлап, Иерусалимды отарылыуын кткн кешелре бтен л Бала тураында йлп биргн. 39 Мрйм менн Йософ, Раббы ануны талаптарыны бтен д тгс, Галилеялаы ре йшгн Назара алаына айтып киткн. 40 Бала и кн, ныынан м зирк аыл туплаан. Уа Алла ене фатихаын биргн.   Ун ике йшлек айса Алла Йортонда   41 айсаны атаы менн се йыл айын Иерусалима отарылыу байрамына йргн. 42 айсаа ун ике йш буланда улар, ттгес, байрама киткн. 43 Байрам кндре тамамланас, Йософ менн Мрйм айтыр юла сыан, мер айса Иерусалимда тороп алан. Атаы менн се быны имгн, 44 башалар менн берг айтып киллер, тип уйлаан. Бер кнлк юл ткндн у, Уны туандары м таныш-белештре араынан элй башлаандар. 45 Таба алмаас, айсаны элп Иерусалима кире килгндр. 46 с кндн у Уны Алла Йортонда тапандар. Ул анун уытыусылары араында, улары тылап, орауарын биреп ултыран. 47 айсаны ишеткндре бте л Уны аыллы яуаптарына хайран алан. 48 Атаы менн се Уны креп аптыраан. – Улым! – тигн се. – Ни сн бее менн улай итте? Атайы менн борсолоп, ине элп бттк. 49 – Мине ни элнеге? Атайым Йортонда булыра тейешлегемде белмнегеме ни? – тип яуап биргн айса. 50 Лкин атаы менн се Уны йткн рен аламаан. 51 айса улар менн берг Назараа айтан м бар нмл улары тылаан. Мрйм былары бтен д йргенд алаан. 52 айса и кн, аыл туплаан, Алланы ла, кешелре л ыуандыран.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В 3 кн. Ездры читаем: „вот наступают дни, в которые... народы поколеблются ( 3Ездр.5:5 )... Будет смятение во многих местах... ( 3Ездр.5:6 )... Обнаружится колебание мест, смятение народов ( 3Ездр.9:3 )... Будут предпринимать войны одни против других, город против города, одно место против другого, народ против народа, царство против царства“ ( 3Ездр.13:31 ). Подобным образом изображаются бедствия будущего в апокалипсисе Варуха, где говорится: „всякий, кто избежит войны, погибнет от землетрясения; и кто избежит землетрясения – сгорит в огне; и кто избежит огня – умрет от голода“ (70, 8). В книге Еноха также находим указание на то, что „в те дни – пред судом – народы придут в смятение“ (99, 4), а в Сивиллиных книгах упоминаются не только войны междоусобные, но и землетрясения, голод и болезни (4, 48–60; 8, 81–87, 350–353). Таким образом, в апокалипсических памятниках мы видим ту же схему всемирных бедствий, какую предлагает и эсхатологическая беседа Христа. Далее. Спаситель предрекает, кроме великих всемирных бедствий, бедствия частные, касающиеся собственно Его последователей, из которых „многие соблазнятся и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга“ ( Мф.24:10 ). Эта же мысль встречается не только в 3 кн. Ездры: „и будет в то время: вооружатся друзья против друзей, как враги“ ( 3Ездр.6:24 ср. 3Ездр.5:9 ), но и в апокалипсисе Варуха: „возненавидят друг друга и будут вызывать друг друга на бой“ (70, 3). Еще чаще встречается в апокрифах мысль эсхатологической беседы об оскудении любви между людьми, умножение неправды, разрыв даже кровных связей ( Мф.24:12 ср. Мк.13:12 , Лк.21:16 ). „И умножится на земле неправда и невоздержание“ – неоднократно утверждает 3 кн. Ездры ( 3Ездр.5:2 , 3Ездр.5:9 ср. 3Ездр.7:41 ). „Дела насилия возьмут верх на земле, – говорится в кн. Еноха: и неправда опять повторится, и все дела неправды и все дела насилия и беззакония вторично совершатся на земле... и увеличится отпадение и беззаконие и нечистота (91, 5–7). И в те дни... муж не будет из сострадания удерживать свою руку от своих сынов и от своих внуков, убивая их“ (100, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Очевидно, к сер. XVII в. в Москве сформировалось неск. иконографических типов с изображением Д. И. вместе с др. святыми - мч. Уаром (св. царевич род. в день его памяти) или вмч. Димитрием Солунским. К 1-му варианту принадлежат упомянутая в описи Архангельского собора 1730 г. пелена с фигурами Д. И. и мч. Уара в молении Спасителю и икона, стоявшая над гробницей св. царевича ( Маясова. 2002. С. 343, 362. Примеч. 48); ко 2-му - иконы 1-й пол. XVII в. (ЦАК МДА, ГТГ - из собр. П. Д. Корина), а также изображение на окладе Евангелия 1672-1673 гг., вложенного в Архангельский собор серб. еп. Иоакимом (ГММК). Оба типа относятся к распространенной в XVI-XVII вв. традиции изображения рус. святого с его небесным покровителем, к-рая восходила к иконографии надгробных портретов и часто соответствовала первоначальному этапу почитания «нового чудотворца». Св. кн. Андрей Смоленский, св. царевич Димитрий. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . 60-е гг. XIX в. (собор во имя равноап. вел. кн. Владимира в С.-Петербурге) Св. кн. Андрей Смоленский, св. царевич Димитрий. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " . 60-е гг. XIX в. (собор во имя равноап. вел. кн. Владимира в С.-Петербурге) В 40-х гг. XVII в. создан ряд произведений, где Д. И. представлен вместе с блгв. вел. кн. Георгием (Юрием) Всеволодовичем Владимирским (обретение мощей в 1645), в частности Владимирская икона Божией Матери с киотной рамой (ГВСМЗ), очевидно происходящая из Успенского собора во Владимире и являвшаяся вкладом патриарха Иосифа. На серебряном окладе иконы по сторонам - чеканные фигуры молящихся Д. И. (на более почетном месте - одесную Богородицы) и блгв. вел. кн. Георгия; те же святые изображены рядом на верхнем поле киотной рамы (на нижнем поле - мч. Уар). Подобное сопоставление образа новопрославленного блгв. вел. кн. Георгия с образом канонизированного ранее Д. И. может объясняться пожеланием патриарха, к-рый, как известно из описания погребений в Успенском соборе Владимира XVII в., повелел поставить раку блгв. кн. Георгия по образцу раки Д. И. в Архангельском соборе. Образы этих святых из рода Рюриковичей рассматривались с т. зр. актуальной для позднего средневековья темы царской и княжеской святости. Кроме того, изображение Д. И., претерпевшего смерть от рук убийц, подчеркивало почитание блгв. вел. кн. Георгия как мученика. По заказу патриарха Иосифа в 1644 г. были созданы росписи Ризоположенской ц. в Московском Кремле, где изображения блгв. вел. кн. Георгия и Д. И. также расположены рядом на юго-зап. столпе.

http://pravenc.ru/text/178207.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010